ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
уДк 657.37
формирование отчетности в условиях устойчивого развития
М.В. Антонова
Исследована международная и российская практика составления публичной отчетности в области устойчивого развития. Рассмотрены теория и практика эволюции категории «устойчивое развитие» и определены ее основные принципы.
Ключевые слова: устойчивое развитие; принципы устойчивого развития; отчетность по устойчивому развитию; категория; публичная отчетность; экономическая сфера; экологическая сфера.
M.V. Antonova. FORMATION OF REPORTS IN THE CONDITIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Studied international and Russian practice making public statements in the field of sustainable development. The theory and practice of the evolution of the category of «Sustainable Development» and defined its basic principles.
Keywords: sustainable development; the principles of sustainable development; sustainability reporting; category; public reporting; the economic sphere; the ecological sphere.
Глобальные социально-экономические процессы, развитие корпоротивной социальной ответственности и свободной экономической информации вносят в экономику России нестандартные подходы к формированию публичной (нефинансовой) отчетности организаций. Для многих крупных российских орга-
низаций стали привычными понятия «устойчивое развитие» и «отчетность по устойчивому развитию». Интерес вызывает происхождение термина «устойчивое развитие», смысл которого анализируется разными авторами уже достаточно давно. Рассмотрим эволюцию категории «устойчивое развитие» (табл. 1).
Таблица 1
Анализ взглядов на категорию «устойчивое развитие»
Источник | Формулировка
зарубежные источники
Доклад председателя Международной комиссии по окружающей среде и развитию Г.Х. Брундтланда «Наше общее будущее», 1987 г. «Модель поступательного развития общества, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений людей»
Общепринятый перевод английского словосочетания «sustainable development» /Свободная энциклопедия Гармоничное (правильное, равномерное, сбалансированное) развитие, процесс изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений
18
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2012. №4(10)
Продолжение табл. 1
Словарь чрезвычайных ситуаций Управляемое, программное развитие, протекающее в условиях равновесного взаимодействия биосферы и человечества, регламентированного индексом устойчивости развития меньше единицы, и в условиях внутренне гармоничного общества типа экологического
Экологический словарь Такое развитие общества, при котором улучшаются условия жизни человека, а воздействие на окружающую среду остаётся в пределах хозяйственной емкости биосферы, так что не разрушается природная основа функционирования человечества
Формулировка Всемирного банка Управление совокупным капиталом общества в интересах сохранения и приумножения человеческих возможностей
отечественные источники
Русский ученый, исследователь К.Э. Циолковский Путь непрекращающегося развития человечества во Вселенной
Русский ученый, академик В.И. Вернадский Философски осмысленный образ нашего желаемого будущего
Международное экологическое право: учебник / Т.Г. Авдеева, А.И. Алиев, Р.Р. Амирова и др.; отв. ред. Р.М. Валеев. М.: Статут, 2012. 639 с. Общественно-политическая концепция развития человечества, предполагающая гармоничное развитие природы и человека, а именно «взаимодействие экономического роста, социального развития и защиты окружающей среды, в целях удовлетворения потребностей существующих и будущих поколений населения всех стран»
законодательство РФ
Указ Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 04 февраля 1994 г. № 236 [1] Обеспечение сбалансированного решения задач социально-экономического развития на перспективу и сохранения благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей населения
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (с изм. и доп.) [3] Устойчивое развитие - научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (с изм. и доп.) [4] Научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства
Указ Президента Российской Федерации «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 01 апреля 1996 г. № 440 [2] Это развитие, обеспечивающее сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей
Из содержания зарубежных источников следует, что официальное признание Концепция устойчивого развития человечества, сформулированная в докладе «Наше общее будущее», получила только в 1992 г на Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. Основные положения этой концепции были изложены в документе под названием «Программа дей-
ствий. Повестка дня на XXI век» («Agenda 21»). Впервые человечество на самом высоком уровне поставило перед собой грандиозную задачу корректировки хозяйственной деятельности с учетом интересов будущих поколений
- сохранения для них природных ресурсов и благоприятного климата на Земле [7]. Концепция устойчивого развития (от лат. «conception»
- понимание, система) - система взглядов
на глобальное развитие как всего мирового сообщества, так и отдельных его частей и отдельных государств. В соответствии с базовыми положениями Концепция устойчивого развития - это:
а) глобальная концепция, ведущая точка зрения не только для отдельных государств и регионов, но и для мирового сообщества в целом;
б) комплексная концепция: в сравнении с другими подходами она строится на интеграции экологического, социального и экономического измерения в рамках единого подхода;
в) радикальная концепция: она построена на критике в отношении традиционных путей социального развития и в то же время требовании нового мышления и переориентации общества, призывает к глубоким и радикальным изменениям, т.е. сторонники Концепции устойчивого развития согласны, что только социальная трансформация способна обеспечить адекватный ответ на острейшие экологические, социальные и экономические проблемы (но не в том, как такие структурные изменения должны происходить и какие средства необходимы для их осуществления);
г) динамическая концепция: точную формулировку и внедрение этой концепции следует рассматривать как открытый процесс, требующий дальнейшей конкретизации [6].
Согласно данным документам непременным условием устойчивого развития общества является безопасность человека и окружающей среды, их защищенность от воздействия вредных техногенных, природных, экологических и социальных факторов. Уровень безопасности определяется состоянием общественного развития, научно-техническими и экономическими возможностями по созданию и внедрению во всех сферах хозяйственной и иной деятельности технологий, исключающих или снижающих до приемлемого уровня негативные воздействия внешней среды.
Содержание отечественных источников свидетельствует, что устойчивое развитие -это эволюционный процесс, задача как всей цивилизации, так и каждого конкретного государства, требующая формулирования целей на каждом этапе. Устойчивое развитие одной, отдельно взятой страны является частью устойчивого развития всего человечества.
В дополнение к «Программе действий. Повестка дня на XXI век» Конференция по охране окружающей среды и развитию приняла заранее подготовленные Конвенцию о биологическом разнообразии, Рамочную конвенцию ООН об изменении климата и Заяв-
ление о принципах в отношении лесов. Для Российской Федерации эти документы стали программными на все последующие годы.
Из содержания законодательных актов Российской Федерации следует, что устойчивое развитие - гармоничное развитие производства, социальной сферы, населения и окружающей природной среды, согласно которым предприятие обязано обеспечить рациональное природопользование, охрану окружающей среды, а также собственную защищенность от негативного воздействия загрязненной окружающей среды, которое может проявиться в виде воздействия опасных факторов на здоровье персонала предприятия, на состояние производственных сооружений, на ход технологических процессов. Невыполнение этих обязательств должно повлечь за собой серьезные правовые и экономические последствия для предприятия-нарушителя. Кроме того, сбои в поставках сырья, материалов, ухудшение их качества могут сделать его продукцию опасной для людей и окружающей среды и привести к огромным экономическим потерям для предприятия. В Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [2] отмечено, что движение человечества к устойчивому развитию в конечном счете приведет к формированию предсказанной В.И. Вернадским сферы разума (ноосферы), когда мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой.
Таким образом, устойчивое развитие -категория, в полном объеме относимая только к человечеству и природе в целом. В этой связи обеспечение качества жизни людей, как в настоящее время, так и в будущем развитии, является главной задачей не только на государственном уровне, но и на уровне хозяйствующих субъектов. Взаимодействие субъектов и объектов устойчивой гармонии в системе «Человек - общество - Природа» можно представить следующей моделью (рисунок).
Последовательный переход России к ус-
Взаимодействие хозяйствующих субъектов и объектов как основа устойчивой гармонии
тойчивому развитию должен осуществляться в соответствии с основными принципами [8], предварительно нами классифицированными
в рамках решаемых государством социальных, экономических и экологических задач по устойчивому развитию (табл. 2).
Таблица 2
Основные принципы утойчивого развития России
Социальная сфера Экологическая сфера Экономическая сфера
Ведущая роль в реализации устойчивого развития государства как гаранта обеспечения экономического развития, социальной справедливости и охраны окружающей природной среды
Право на развитие должно осуществляться так, чтобы обеспечить равенство возможностей развития и сохранение окружающей среды как нынешнего, так и будущих поколений. Экономическая эффективность, социальная справедливость и экологическая безопасность должны в равной степени определять основные критерии развития
Социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение жизни всех людей, сохранение природы и природных ресурсов, усиление ответственности за деятельность, наносящую ущерб окружающей среде Каждый человек имеет право на здоровую и деятельную жизнь в гармонии с природой в экологически чистой и благоприятной для него окружающей среде Рациональное природопользование должно основываться на неистощительном использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов, на своевременной утилизации отходов и их безопасном захоронении
Демографическая политика должна учитывать стратегические цели устойчивого развития и формировать у населения сознательное отношение к планированию семьи Защита окружающей среды - необходимая часть устойчивого развития. Необходимо опережающее принятие эффективных мер по недопущению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф Хозяйственная деятельность человека должна становиться социально и экологически безопасной и сопровождаться уменьшением различия в уровне жизни людей, масштабов бедности и нищеты, усилением взаимосвязи экономики и экологии, формированием единой (сбалансированной) экологизированной системы экономического развития. Следует отказаться от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или таких, экологические последствия которых недостаточно изучены
Постепенный отказ от ценностей общества потребления, рационализация масштабов и структуры личного потребления населения Свободный доступ к экологической информации Устойчивое развитие должно учитывать все аспекты безопасности страны
Сохранение для всех народов и этносов, проживающих в Российской Федерации, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов национальной политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию Суверенные права каждого государства на разработку собственных природных ресурсов должны реали-зовываться без ущерба экосистемам за пределами государственных границ; в международном праве важно признание принципа дифференцированной ответственности государств за нарушение глобальных экосистем. Повышение ответственности за экологические правонарушения, учет экологических последствий принимаемых решений Переход к устойчивому развитию должен осуществляться на основе международного сотрудничества и глобального партнерства и подкрепляться принятием соответствующих международных соглашений и иных правовых актов. Тесное сотрудничество со странами СНГ и устойчивые добрососедские отношения с ними должны быть всегда одним из важнейших приоритетов внешней политики России
Сохранение крупнейших экологически устойчивых зон Земли должно стать предметом ответственности всех государств мира. В связи с этим Россия должна настаивать на введении глобальной экологической ренты Хозяйственная деятельность должна вестись преимущественно на уже освоенных территориях, следует постепенно отказываться от хозяйственного использования новых территорий
Таким образом, целью устойчивого развития является обеспечение динамичного социально-экономического развития страны на базе эффективного использования ее экономических ресурсов (включая достижения научно-технического прогресса) и преимуществ международного разделения труда при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса и установления более справедливых мирохозяйственных связей. Достижение указанной цели потребует решения следующих основных задач:
а) в социальной сфере - ликвидация нищеты и уменьшение масштабов бедности, улучшение среды обитания человека, развитие его социальной активности, усиление социальной функции государства, обеспечение равных возможностей в получении образования, медицинской помощи и восстановлении здоровья, обеспечение социальной защищенности граждан;
б) экологической сфере - сохранение и восстановление естественных экосистем, стабилизация и улучшение качества окружающей среды, снижение сбросов и выбросов вредных веществ в водные объекты и атмосферу, сокращение образуемой массы отходов, особенно токсичных, организация их безопасной переработки и утилизации;
в) экономической сфере - дальнейшее развитие эффективной социально и экологически ориентированной рыночной экономики (при постепенном возрастании роли планирования), обеспечивающей достойный уровень жизни людей, экономию природных ресурсов, экологическую чистоту и конкурентоспособность продукции; введение гражданской ренты за природные ресурсы. Важной задачей останется внедрение ресурсосберегающих и безотходных технологий, модернизация производства как условие повышения экономической эффективности и предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенно-природного характера.
Процесс создания отчетности по устойчивому развитию для российских организаций основывается на рекомендациях (Руководство по отчетности в области устойчивого развития), которые существуют с 1999 г. [10] и разработаны международной некоммерческой организацией «Глобальная инициатива по отчетности» - Global Reporting Initiative (GRI).
Отчетность в области устойчивого развития представляет собой практику анализа и оценки деятельности организации в экономической, социальной и экологической сферах, а также способ информирования всех заинтересованных сторон о результатах этой
деятельности. Одно из преимуществ такой формы отчетности, подготовленной с использованием Руководства GRI, - то, что она позволяет сравнивать результаты деятельности различных организаций, а также результаты деятельности одной организации в различные моменты времени.
Основными принципами отчетности в области устойчивого развития, согласно GRI [10], являются принципы существенности, охвата заинтересованных сторон, контекста устойчивого развития и полноты. Существенность предполагает включение в отчет тем и показателей, которые отражают существенные воздействия организации на экономику, окружающую среду и общество или могут существенно повлиять на оценки и решения заинтересованных сторон. Исходя из принципа охвата заинтересованных сторон, организация, готовящая отчет, должна выявить стороны, заинтересованные в ее деятельности, и пояснить в отчете, каким образом их ожидания и интересы были учтены при подготовке отчета. По принципу контекста устойчивого развития отчет должен представлять результаты деятельности организации в широком контексте устойчивого развития, т.е. какой вклад организация вносит или намеревается внести в будущем в улучшение или деградацию экономических, экологических и социальных ситуаций, процессов развития и тенденций на местном, региональном и глобальном уровнях. Принцип полноты предполагает охват существенных тем и показателей, а также границы отчетности должны быть достаточны для того, чтобы отразить значительное воздействие на экономику, окружающую среду и общество и дать заинтересованным сторонам возможность оценить результаты деятельности организации за отчетный период. Прежде всего, полнота включает три основных измерения - сферу охвата, границы и временные рамки отчетности.
В процессе подготовки отчета также важно следовать принципам для обеспечения качества отчета: сбалансированности, сопоставимости, точности, своевременности, ясности и надежности [10]. По принципу сбалансированности отчет должен отражать положительные и отрицательные аспекты результативности организации для того, чтобы дать возможность обоснованной оценки общей результативности. Информация, которую организация приводит в отчете, должна отражать изменения, произошедшие в организации, в динамике и давать возможность сравнивать ее показатели с данными других организаций (принцип сопоставимости). По принципу
точности информация должна быть достаточно точной и подробной и предоставляться регулярно, чтобы заинтересованные стороны могли на ее основе своевременно принимать важные решения. Практическая польза от информации, согласно принципу своевременности, заключается в том, что отчетность осуществляется на основе регулярного графика и информация доступна своевременно, так что заинтересованные стороны могут принимать информационные решения. Принцип ясности предполагает, что информация должна обнаро-доваться в форме, понятной и доступной для заинтересованных сторон, использующих такой отчет. Кроме того, заинтересованные стороны должны быть уверены в возможности проверки отчета для фиксации степени достоверности его содержания и адекватности применения (принцип надежности).
Во многих странах сейчас остро стоит вопрос о представлении финансовой отчетности с указанием одновременно экономических, экологических и социальных аспектов деятельности организации. В настоящее время нет единой методики выделения и определения информации, которая направлена исключительно на экономические, экологические и социальные цели деятельности организации.
В нашей стране массовая отчетность в области устойчивого развития - это дело неблизкого будущего. Но тем организациям, которые рискнут воспользоваться новой системой отчетности, она даст широкие возможности продемонстрировать всем заинтересованным сторонам не только важность и ценность своей деятельности, но и показать ее эффективность, умение грамотно распоряжаться ресурсами, которые им предоставляет государство, отражать информацию в динамике и сравнивать себя с другими организациями.
На сегодняшнем этапе для составления отчетности в области устойчивого развития можно воспользоваться минимальным набором, включающим не менее десяти индикаторов устойчивого развития, хотя бы по одному из каждой ключевой области - экономики, экологии, социальной сферы. Это могут быть следующие показатели:
- в сфере экономики: распределение ресурсов; источники финансирования по категориям, включая пять самых крупных доноров и денежный эквивалент их вклада; процедуры найма на работу местного населения (для международных организаций);
- сфере экологии: прямые и косвенные выбросы парниковых газов с указанием массы; инициативы по снижению выбросов парни-
ковых газов и достигнутое снижение;
- социальной сфере: общая численность сотрудников и волонтеров с разбивкой по типу занятости, договору о найме и региону; среднее количество часов обучения на одного сотрудника в год в разбивке по категориям сотрудников; доля сотрудников, для которых проводятся периодические оценки результативности и развития карьеры; состав руководящих органов и персонала организации с разбивкой по полу и возрасту, с указанием представительства меньшинств, а также других показателей разнообразия.
Многие немецкие и швейцарские компании считают, что, поскольку расходы, связанные с природоохранной деятельностью, составляют значительную и растущую долю в их общих расходах, их необходимо учитывать. Обнародование такой информации полезно. Возникает меньше вопросов о деятельности предприятий по охране окружающей среды на собраниях акционеров, и органы местного самоуправления более охотно выдают разрешения на осуществление их проектов с учетом того, что за ними утвердилась репутация «открытой компании» в отношении представления информации.
В рамках этих вопросов Минфином РФ даны рекомендации по раскрытию информации в бухгалтерской отчетности организаций, касающейся деятельности в сфере охраны окружающей среды [5]. В письме приведен перечень затрат, относимых к капитальным вложениям, связанным с экологической деятельностью организации (в том числе на строительство сооружений по охране атмосферного воздуха от загрязнения, водоохранных сооружений, НИОКР по созданию природоохранного оборудования, прогрессивной природоохранной технологии); перечень текущих расходов (на содержание и эксплуатацию объектов основных средств, задействованных в указанной сфере, их ремонт, содержание обслуживающего данные объекты персонала и пр.); разъяснены условия признания в бухгалтерском учете оценочного обязательства, связанного с экологической деятельностью; сообщен порядок раскрытия информации о резервировании и использовании средств, направляемых на финансирование экологической деятельности.
Таким образом, в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках организацией может быть раскрыта информация о факторах, препятствующих осуществлению экологической деятельности (недостаток собственных денежных средств,
невозможность привлечь кредиты или займы, высокая стоимость инноваций, сложность оценки последствий загрязнения окружающей среды и т.п.). Кроме того, в отчетности может быть раскрыта иная существенная информация об экологической деятельности организации, необходимая для формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении. При раскрытии информации об экологической деятельности организации в составе дополнительной информации, сопутствующей бухгалтерской отчетности, могут приводиться следующие сведения: перечень основных проводимых и планируемых организацией мероприятий и характеристика финансовых последствий для будущих периодов; данные, содержащиеся во внутренней отчетности организации, формирующей систему экологической информации.
список литературы
1. О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития: Указ Президента Российской Федерации от 04 февраля 1994 г. №236 // Рос. газ. 1994. 9 февр. С. 2-3.
2. Концепция перехода Российской Федера-
ции к устойчивому развитию: Указ Президента Российской Федерации от 01 апреля 1996 г. №440 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 15, ст. 1572.
3. Об отходах производства и потребления: федер. закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 26, ст. 3009.
4. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (с изм. и доп.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, ст. 133.
5. О бухгалтерском учете, формировании и раскрытии в бухгалтерской отчетности информации об экологической деятельности организации: письмо Минфина РФ № ПЗ-7/2011.
6. Бехманн Г. Устойчивого развития концепция // Глобалистика. Энциклопедия. М., 2003. С. 1052-1058.
7. Тихомирова Л.А. Законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды: проблемы реализации: монография. «АТИСО», 2008.
8. Шелехов А.М. Основные положения стратегии устойчивого развития России /под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. 161 с.
9. Экологическая составляющая производства и аудит // Аудиторские ведомости. 2002. № 1.
10. http://www.globalreporting.org.
АНТОНОВА Марина Валерьевна—старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected]
ANTONOVA, Marina Valeryevna - Senior Lecturer of Department of Accounting, Analysis and Auditing. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected]
уДк 664.68(043)
формирование конкурентоспособного ассортимента тортов и пирожных с использованием элементов профильного анализа
М.Ф. Бань, В.В. Максименко
Представлены результаты исследований качества нового вида торта, выработанного с учетом исследований потребительских предпочтений. Установлены конкурентные преимущества с использованием дескрипторно-профильного метода анализа сенсорных свойств торта, выработанного по разработанной рецептуре, а также тортов, реализуемых на рынке.
Ключевые слова: торт; органолептические показатели; рецептура; технологическая карта; дескрипторы; профиль; конкурентные преимущества.
M.F. Ban, V.V. Maksimenko. FORMATION OF COMPETITIVE ASSORTMENT OF PIES AND CAKES WITH USE OF ELEMENTS OF THE PROFILE ANALYSIS