Ерохина Надежда Семеновна
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..
педагогические науки
УДК 372.881.1
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
СТРОИТЕЛЬНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
© 2016
Ерохина Надежда Семеновна, аспирант
Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)
Аннотация. В современном обществе повышаются требования к качеству подготовки инженерных кадров. В настоящее время, производству требуется не просто специалист, а высококвалифицированный профессионал умеющий решать профессиональные задачи, быстро адаптирующийся к изменяющимся условиям, нестандартному решению производственных вопросов. В связи с этим исследовательская деятельность рассматривается как неотъемлемая часть подготовки бакалавров - строителей. Развитие исследовательской деятельности студентов строительных специальностей становится важнейшим средством повышения уровня профессиональной подготовки в процессе модернизации системы профессионального образования, умением самостоятельно приобретать знания, ставить задачу, проводить предварительный анализ информации, сравнивать, обобщать, логически мыслить использовать новые научные знания в своей профессиональной деятельности. Исследовательская деятельность помогает превратить процесс обучения в результативную созидательную творческую работу, готовит специалиста с повышенным творческим потенциалом, использующего методы науки в практических целях. В статье автор раскрывает основы формирования исследовательской деятельности студентов строительных специальностей. Основная цель исследования теоретически обосновать формирование исследовательских умений бакалавров - строителей в процессе самостоятельной работы. Для реализации поставленной цели в работе уточнена сущность понятия самостоятельной работы студентов, раскрыты особенности развития исследовательской деятельности студентов в процессе самостоятельной работы, описан контроль формирования компетенций. В качестве примера предложенных в статье подходов приведен опыт формирования исследовательской деятельности, при изучении дисциплины «Строительные материалы» студентами строительных специальностей в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет». Доказывается, что самостоятельная исследовательская деятельность является необходимой составной частью подготовки бакалавров - строителей способных творчески мыслить, самостоятельно принимать решения в затруднительных ситуациях, умеющих обрабатывать и анализировать информацию из различных источников, востребованных и конкурентно-способных на рынке труда.
Ключевые слова: Исследовательская деятельность, самостоятельная работа, бакалавр - строитель, компетенции, высшее образование, постановка и проведение эксперимента, профессионализм, лабораторные испытания.
THE RESEARCH ACTIVITY BASES' FORMATION OF THE STUDENTS OF BUILDING SPECIALITIES
© 2016
Erokhina Nadezhda Semeyonovna, postgraduate student
Transbaikal State University, Chita, Russia
Abstract. In modern society the demands for the quality of engineers' training are increasing. Today the industry needs not only a specialist, but a highly skilled professional who is able to solve professional problems, quickly adapting to changing conditions, who can find non-standard solutions for industrial problems. The author covers the basics of research activity formation of the students of building specialties. The main objective of the study is theoretically justified formation of research skills of bachelors - builders in the process of self-study. The research activity is considered to be an integral part of the bachelor - builders training. The development of students' research activity is becoming the most important means of improving the level of professional training in the process of modernization of vocational education system, ability to independently acquire knowledge, setting tasks, carrying out preliminary analysis of information, comparing, ability to generalize, thinking logically, using new scientific knowledge in their professional activity. Research activities help to transform the process of study into a productive creative work, preparing specialists with high creative potential, using the methods of science for practical purposes. To achieve this goal the author defines more exactly the essence of the concept of students' independent work, reveals features of research activity development of students in the process of self-study, describes how to control the formation of the competencies. As an example of the proposed approach the author suggests her own experience of research activity formation of the students of building specialties based on the study of the subject «Construction materials» in the federal state budgetary educational institution of higher education «Transbaikal State University». It is proved that independent research activities is an essential part of the bachelor - builders training, who are able to think creatively, take decisions independently in difficult situations, to process and analyze information from various sources, popular and competitive in the labor market.
Keywords: research activities, independent work, bachelor - builder, competence, higher education, setting and conducting the experiment, professionalism, laboratory tests.
Сегодня в нашей стране особое внимание уделяется подготовке качественных инженерных кадров. Повсеместно наблюдается спрос на высококвалифицированных специалистов готовых к непрерывному образованию и самообразованию, способных к поисковой деятельности, решению сложных задач, прогнозированию и моделированию результатов собственной профессиональной деятельности. Это нашло отражение в концепции модернизации российского образования на период до 2020 года - «одним из главных условий развития системы высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные и прикладные исследования. Это позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколе-
ние исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентно-стей поиска, анализа, освоения и обновления информа-ции»[1].
По мнению работодателей, многим выпускникам, поступающим на работу нужна дополнительная подготовка. В целом работодатели отмечают низкий уровень готовности будущих специалистов к выполнению профессиональных функций, самостоятельной работе, нестандартному решению производственных вопросов.
На заседании Совета по науке и образованию Президент Российской Федерации В.В. Путин заметил, что: «Надо изменить саму структуру образовательного
педагогические науки
Ерохина Надежда Семеновна ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
процесса в технических вузах, больший акцент необходимо делать на практические занятия - конечно, не в ущерб теории, не в ущерб лекционной работе, тем не менее, побольше практики должно быть, побольше подходов к научным исследованиям студентов и препода-вателей»[2].
В ФГОС ВО по направлению подготовки 08.03.01 строительство [3] выделяют три основных вида компетенций:
1.Общекультурные (способность к самоорганизации и самообразованию).
2. Общепрофессиональные (владение эффективными правилами, методами и средствами сбора, обмена, хранения и обработки информации; способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате).
3. Профессиональные (изыскательская и проектно -конструкторская; производственно - технологическая и производственно - управленческая; экспериментально -исследовательская; монтажно - наладочная и сервисно -эксплуатационная; предпринимательская деятельности).
Исследовательская деятельность выступает в качестве одного из основных видов профессиональных компетенций и включает:
- знание научно - технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности (ПК - 13);
- владение методами и средствами физического и математического моделирования... , владение методами испытаний строительных конструкций и изделий, методами постановки и проведения экспериментов по заданным методикам (ПК - 14);
- способность составлять отчеты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок (ПК - 15) [3, с.14].
В научной литературе существует множество определений понятия «исследование».
В новой философской энциклопедии: «Исследование научное - процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Оно характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью»[4].
Проблемами исследовательской деятельности студентов занимались такие педагоги - дидакты, как Ю. К. Бабанский [5], В.А. Далингер [6], В. И. Загвязинский [7], В. В. Давыдов [8], А. В. Леонтович [9], П. И. Пидкасистый [10] и других [11-13].
По определению И. А. Зимней и Е. А. Шашенковой исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий, через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверку полученного знания, определяют специфику и сущность этой дея-тельности»[14, с.30].
В настоящее время ВУЗы сталкиваются с проблемой, которая состоит в том, что будущие бакалавры не готовы к самостоятельной исследовательской деятельности, так как в школе происходит процесс «натаскивания» на ЕГЭ, учащиеся не умеют ставить задачу, проводить предварительный анализ информации, сравнивать, обобщать, логически мыслить, использовать новые научные знания в своей будущей профессиональной деятельности.
Актуальность проблемы овладения студентами ис-
следовательской деятельностью в процессе самостоятельной работы также обусловлена тем, что в период обучения в вузе закладываются основы профессионализма, формируются умения самостоятельной исследовательской деятельности. Поэтому, «особенно важно, чтобы студенты, овладевая знаниями и способами их освоения, осознавали, что самостоятельная работа способствует активизации познавательной деятельности и становится подлинным достоянием личности»[15, с.115].
Основная цель нашего исследования: теоретически обосновать формирование исследовательских умений бакалавров - строителей в процессе самостоятельной работы.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Уточнить сущность понятия самостоятельной работы студентов (СРС);
2. Раскрыть особенности развития исследовательской деятельности студентов в процессе самостоятельной работы;
3. Осуществить контроль сформированных компетенций.
Современные требования к процессу и результатам самостоятельной работы свидетельствуют об активной исследовательской и творческой деятельности, без которой невозможно становление бакалавров - строителей как будущих профессионалов, востребованных на рынке труда.
Формирование исследовательской компетентности студентов в процессе самостоятельной работы обеспечивается при реализации следующих педагогических условий [16, с.70]:
- вовлечение студентов в самостоятельную познавательную и практическую деятельность;
- создание у студентов целевой установки на овладение комплексом умений и навыков самообразовательной и научно-творческой деятельности;
- использование современных информационных технологий и сервисов;
- паритетность исследовательских позиций преподаватель - студент, сту-дент - студент, готовность к совместной работе для достижения поставленной цели;
- свобода выбора, т.е. реализация субъектной позиции студента.
Проблеме самостоятельной работы посвящены труды многих исследователей: М.А. Данилова [17], Б.П. Есипова [18], И.А. Зимней [19], П.И. Пидкасистого [20], М.Н. Скаткина [21], В. А. Сластенина [22] и других [2326].
И.А. Зимняя считает, что «самостоятельная работа может быть определена как целенаправленное, внутри мотивированное, структурированное самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самопознания»[19, с. 255].
По мнению П.И. Пидкасистого, «самостоятельная работа:
- формирует у студента на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач;
- вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации;
- является важнейшим условием самоорганизации студента в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения;
- является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно - производственной деятельностью студента в процессе
Ерохина Надежда Семеновна педагогические
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... науки
обучения и профессионального самоопределения »[20, с.26].
В Забайкальском государственном университете (ФГБОУ «ЗабГУ») разработано положение «О самостоятельной работе студентов» [27], которое определяет содержание, организацию и контроль СРС. Самостоятельная работа определяется как учебная, научно - исследовательская и общественно - значимая деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций и проводится с целью формирования общекультурных и профессиональных компетенций, которые понимаются, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в различных областях, в том числе развитии научно - исследовательских навыков.
На кафедре «Строительство» ЗабГУ одной из ведущих инженерных дисциплин, на начальном этапе обучения, является предмет «Строительные материалы», создающий необходимую базу для изучения других специальных предметов. Зная различные свойства строительных материалов, будущий бакалавр - строитель может овладеть профессиональными компетенциями в решении важнейших строительных проблем, связанных проектированием зданий и сооружений, экономией материалов, уменьшением массы конструкций, повышением прочности и надёжности. Эффективной формой подготовки будущего бакалавра - строителя по этой дисциплине являются лабораторные работы, в ходе которых создаются условия для исследовательской деятельности при самостоятельном их выполнении. Особая значимость этих работ состоит в том, что выполняя работы самостоятельно, студенты формулируют цель исследования, ставят задачу, проводят предварительный анализ нормативных документов, планируют, организуют и проводят эксперимент, производят расчеты и делают вывод.
Процесс развития исследовательской деятельности в процессе самостоятельной работы предлагаем рассмотреть на примере темы: «Бетоны».
На сегодняшний день строительная практика требует использования новых материалов, поэтому строительные материалы претерпевают постоянное усовершенствование, но при этом возводимые здания должны соответствовать всем требованиям, в первую очередь прочности и надежности, должны противостоять эксплуатационным, атмосферным факторам и т.д. Бетоны являются основным материалом в строительстве.
На занятии студенты делятся на несколько подгрупп по 4 - 5 человек каждая. Подгруппа должна подобрать состав бетона так, чтобы его прочностные свойства оказались выше, чем у других. Преподаватель дает студентам конкретное задание: самостоятельно подобрать необходимую литературу (первоисточники, ГОСТы по бетонам и бетонным смесям), в том числе, используя Интернет, провести анализ нормативных документов (изучить свойства бетонной смеси: удобоукладыва-емость и подвижность и основные свойства бетона), спланировать эксперимент.
При выполнении задачи, поставленной преподавателем для внеаудиторной самостоятельной работы, студент может использовать методические материалы, методические указания к лабораторным и практическим занятиям. Для реализации этих целей на кафедре «Строительство» ЗабГУ разработаны и изданы методические указания « К лабораторным и самостоятельным работам по строительным материалам и основам метрологии, стандартизации, сертификации и контроля качества».
Во время аудиторного занятия студенты под руководством преподавателя производят расчет подбора состава бетона. Каждая подгруппа производит свой расчет, на основе тех материалов, которые они выбрали в качестве заполнителей для бетона.
Затем каждая подгруппа делает замес бетонной сме-
си, проверяет ее свойства и изготавливает по три куба, в течение 28 суток студенты «ухаживают» за своим бетоном (поддерживают необходимую влажность) и по истечении этого срока испытывают кубы на сжатие на гидравлическом прессе.
После испытания каждая подгруппа студентов самостоятельно производит расчет прочности по результатам проведенных лабораторных испытаний и делает вывод. Затем группа делает сравнительный анализ по результатам всех испытаний и сравнивает их с ГОСТ.
Оформление отчета по лабораторной работе производится в соответствии со стандартами, разработанными в ЗабГУ.
Результаты, полученные в ходе лабораторных работ, могут лечь в основу дальнейших исследований, быть использованы для подготовки докладов, презентаций, статей.
В Забайкальском государственном университете, на кафедре «Строительство», в течение нескольких лет сложилась традиция проводить научно - практическую конференцию, где студенты выступают с докладами и презентациями, которые готовят на основе проведенных исследований, толчком к которым стали лабораторные, практические работы и производственные практики.
Таким образом, самостоятельная исследовательская деятельность студентов является одной из важнейших средств повышения уровня подготовки бакалавров -строителей, она развивает творческие способности и самостоятельность студента. Правильная организация самостоятельной работы является основой для формирования исследовательской деятельности студентов. И, как следствие становление бакалавров - строителей как будущих профессионалов, готовых к выполнению профессиональных функций, востребованных на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662 -р. 194 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www. ifap. ru/ofdocs/rus/rus006. pdf. (дата обращения: 18.02.2016).
2. Материалы заседания Совета по науке и образованию под председательством Владимира Путина в Кремле от 23 июня 2014 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/45962 (дата обращения: 18.02.2016).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство от 12 марта 2015г. [ Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.garant. ru/ (дата обращения: 18.02.2016).
4. Новая философская энциклопедия: в 4 т. 2003. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://terme.ru/ dictionary/879/word/isledovanie - nauchnoe (дата обращения: 18.02.2016).
5. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977. 347 с.
6. Далингер В.А., Толпелкина Н.В. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2004. - 263 с.
7. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого - педагогического исследования. :Учеб. пособие для студ. пед. учеб, заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2001. 208 с.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. 240с.
9. Леонтович А.В. Учебно - исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. 1999. №10. С. 152 -
педагогические Ерохина Надежда Семеновна
науки ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ...
10. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов. 2-е изд., доп. и пере-раб. М.: Педагогическое общество России, 2005.144с.
11. Ярыгина Н.А., Залалетдинов А.Р. Психолого-педагогические условия формирования исследовательской компетенции в вузе как фундаментальная основа повышения качества образования магистров // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 124-126.
12. Колобов А.Н. Комплексный подход как средство формирования готовности студентов и слушателей к научно-исследовательской деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 51-54.
13. Энбом Е.А., Иванова В.А. Самостоятельная исследовательская деятельность студентов младших курсов как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, направленная на повышение качества подготовки бакалавров инженерного профиля // Самарский научный вестник. 2013. № 3 (4). С. 79-82.
14. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск, 2001. 103 с.
15. Покушалова Л. В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. №4. Т.2. С. 115 - 117.
16. Набиева Е.В. Технология формирования исследовательской компетентности студентов педагогического университета через систему спецкурсов по единой проблеме // Современные наукоемкие технологии. 2004. № 4. С. 69 - 71.
17. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельной и творческой активности. Советская педагогика, 1961. №8. С.90 - 95.
18. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. М.: Учпедгиз, 1961. 239с.
19. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384с.
20. Пидкасистый П. И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого - педагогические основы ее классификации // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов: материалы Всесоюзного совещания - семинара. Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 1979. С. 23-34.
21. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. М.: Педагогика, 1984. 96 с.
22. Сластенин В.А. Педагогиа профессионального образования: М.: Издательский центр «Академия», 2008. 368 с.
23. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 111113.
24. Любушкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла // Поволжский педагогический вестник.
2014. № 4 (5). С. 62-64.
25. Сычёва М.В. Особенности организации самостоятельной познавательной деятельности студентов в учебной аудитории и вне вуза // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 140-144.
26. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал.
2015. № 3 (12). С. 41-44.
27. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Забайкальский государственный университет». Положение о самостоятельной работе студентов от 16.10.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://
www.zabgu.ru/php/index.php (дата обращения: 18.02.2016)._