ИННОВАЦИИ В ПРАКТИКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.21 ББК Ч410.25
ГСНТИ 13.21.01; 14.23.05
Код ВАК 13.00.05
Абитова Гульбану Тастановна,
старший преподаватель, Алматинский филиал Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов; аспирант, Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов; 050004, Казахстан, г. Алматы, ул. Чайковского, 9/11, АФ НОУ СПбгУп, каб. 221; e-mail: [email protected].
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИНФОРМАЦИОННОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культуротворчество; информационное мировоззрение; дошкольный возраст; информационная картина мира; мироощущение; мировосприятие.
АННОТАЦИЯ. Рассматривается информационное мировоззрение как способность дошкольника складывать фрагменты картины мира, возникающие благодаря считыванию и обработке информации. На основе теоретического анализа показано влияние культуротворческих технологий на формирование взглядов, убеждений и ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Abitova Gulbanu Tastanovna,
Senior Lecturer, Almaty Branch of St. Petersburg University of Humanities and Social Sciences;
Post-graduate Student, St.Petersburg University of Humanities and Social Sciences.
FORMATION OF THE BASES OF INFORMATION OUTLOOK OF PRESCHOOLERS BY MEANS OF CULTURAL CREATIVE TECHNOLOGIES
KEY WORDS: cultural creativity; information outlook; preschool age; an information worldview; world sensation; world perception.
ABSTRACT. The article examines the information outlook as the ability of a preschooler to put together fragments of a worldview, which arise due to checking and processing of the information. The article shows the influence of cultural creative technologies on the formation of views, beliefs and values of children of senior preschool age on the basis of the theoretical analysis.
С
овременный период развития общества характеризуется существенными изменениями в сфере взаимодействия человека и информации. Эти изменения оказывают существенное влияние на формирование информационной культуры личности, преобразуют социокультурную среду, влияют на формирование личностных ценностей, норм и идеалов, что требует от человека умения быстро адаптироваться к меняющимся условиям. Основным элементом в структуре информационной культуры личности является информационное мировоззрение, значение которого постоянно актуализируется в связи с тем, что информация становится основным продуктом и ресурсом культуры современного общества. Особое значение информационное мировоззрение приобретает в контексте процесса формирования основ информационной культуры дошкольников.
Анализ исследований известных педагогов и психологов (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Н. А. Менчинская, В. С. Мухина, В. А. Петровский, Н. Н. Поддьяков) свидетельствует о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки процесса формирования мировоззрения личности.
Здесь мы опираемся на утверждение Л. С. Выготского: «...мировоззрение — это то, что характеризует все поведение человека в целом, культурное отношение ребенка к внешнему миру» [1, с. 65].
Интерес представляет и точка зрения М. И. Лисиной о том, что мировоззрение формируется через активное участие ребенка в культурном процессе. По ее утверждению, роль общения со взрослым в развитии мировоззрения является решающей. Как видим, в данном определении сделан акцент на взаимовлияние культуры и мировоззрения, поскольку именно «благодаря активному участию людей в процессе сотворения культуры порождается мировоззрение» [4, с. 306].
Следует отметить, что мировоззрение во многом формируется под воздействием информации. С этой позиции информационное мировоззрение - способность дошкольника складывать фрагменты картины мира, формирующие в сознании модель окружающего микромира, возникающую во многом благодаря получению и обработке информации. Особенность информационного мировоззрения обусловливают уникальность ценностно-смыслового отношения дошкольника к миру в целом и к ин-
© Абитова Г. Т., 2014
формации в частности. Разнообразные источники информации структурируют картину мира ребенка, в которой формируется ценностно-смысловое ядро. Итак, информационное мировоззрение дошкольника представляет собой систему обобщенных взглядов на мир, куда входят ценности, убеждения, идеалы, принципы познания.
В процессе становления целостной картины мира у дошкольника формируется собственное понимание информации, а также культура восприятия этого мира и поведения в нем. Ребенок любознателен и эмоционально открыт миру информации, и в роли механизма превращения внешних раздражителей в мотивы, направляемые на творческое познание и преобразование окружающей действительности, выступает чувственное восприятие.
Всё это осуществляется в творческой среде, в которой ребенок и создает себя. Важно, чтобы человек с раннего детства находился и воспитывался в грамотно сконструированной развивающей среде, которая стимулирует его и помогает ему укрепить и сохранить креативное начало.
Совершенно очевидно, что именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки творчества, хотя субъективно ребенок постоянно открывает что-то новое для себя и в последующие периоды развития. В исследованиях Н. Н. Поддьякова был разработан принципиально новый подход к трактовке процесса развития творчества детей дошкольного возраста как механизма развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта и личностного роста [5, с. 36]. При этом важнейшая характеристика детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате и не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности. Следовательно, в любой деятельности и самостоятельном поступке ребенка можно увидеть маленькие крупицы творчества.
Придавая ключевое значение творчеству, В. Т. Кудрявцев рассматривает период дошкольного детства как возраст наиболее активного и успешного освоения ребенком культуры. По утверждению исследователя, процесс творческого развития и духовного становления ребенка должен трактоваться как форма культурного творчества, как активный процесс выстраивания культуры отношений с окружающим миром [3, с. 56].
Вместе с тем отечественные педагоги А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. А. Сухом-линский, Ш. А. Амонашвили и другие связывают творчество с индивидуальностью и активностью, с проявлением радости, а также с выражением личностью своего таланта. Важным в этой позиции является то,
что ориентиром для ребенка является взрослый, его отзывчивость к детям, умение давать простор детской инициативе, ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы, тем самым стимулировать их активность и целеустремленность, уверенность в себе. Безусловно, создание соответствующей культурно-образовательной среды оказывает значительное воздействие на процесс формирования мировоззрения индивидуума, позволяет более полно раскрыть творческие возможности и склонности ребенка.
Анализ теорий детского творчества в современной педагогике и психологии позволил сформулировать определение детского творчества как активного процесса, в результате которого создается что-то новое для самого ребенка, некий новый продукт или произведение. Следовательно, в процессе творчества у дошкольника вырабатывается субъективная система взглядов на мир, конструируется собственная картина мира, что способствует формированию определенного ценностного отношения к культуре.
Однако ребенок не только формирует это отношение, он, являясь субъектом активной продуктивно-преобразовательной
деятельности, выступает также в роли творца культуры.
Следует отметить, что именно культуротворческие технологии через воздействие на эмоционально-чувственную сферу человека не только положительно влияют на процесс воспитания духовности, развития познавательных сторон личности, но и способствует формированию ее мироощущения и миропонимания [3, с. 430].
Основной целью творчески развивающих технологий является развитие творческого начала в ребенке, которое может по определению проявляться только в творческой деятельности. Творческая деятельность, как утверждал Л. С. Выготский, направлена на создание «нового», однако это «новое» может быть не только новым предметом внешнего мира, но и построением ума или чувства, существующим в самом человеке, которое оказывается «новым» относительно системы знаний личности, способов действий, оценочных суждений и т. п. [1, с. 41].
Важной составляющей в творчески развивающих технологиях является создание педагогом поисково-творческой ситуации.
Творческая ситуация требует разрешения некоторого диалектического противоречия, значимого для ребенка. Соответственно для выхода из затруднения требуется поиск нового метода, приема, средства дея-
тельности. Следовательно, творческая ситуация является незаменимым источником мотивации всей познавательной деятельности детей, способствует становлению миро-видения ребенка, развивает креативное мышление и воспитывает способность общаться со сверстниками.
Поисковую ситуацию сопровождает определенное эмоциональное состояние -удивление, интерес, желание преодолеть трудности. Здесь основная задача педагога -определять и выдвигать учебно-творческие задачи, стимулирующие познавательную активность детей и создание творческой атмосферы, которая благоприятствует появлению новых идей.
Основу продуктивно-творческих технологий (технологии создания и развития культурных ценностей) составляет деятельность, направленная на создание субъективно нового продукта. Здесь важным, на наш взгляд, является то, что продукт детского творчества очень значим как для ребенка (он узнает новое о себе, заявляет об этом всем), так и для педагога, который узнает новое о ребенке. Продуктивной деятельности присущи следующие свойства: осознание способа получения оригинального продукта; способность к переносу имеющихся знаний в незнакомые, нестандартные ситуации и к их трансформации; достаточная самостоятельность при создании нового продукта; проявление творчества, инициативы, ответственности и умения взаимодействовать. Соответственно критериями оценки результата и качества продуктивного образовательного процесса являются целостность личности ребенка, сформированность личностных качеств и творческих способностей, обеспечивающих самореализацию и саморазвитие в социально-культурной среде.
Весьма существенным условием, при котором творческий процесс приобретает свойство продуктивности, является про-блемность ситуации. Грамотно построенные проблемные вопросы педагога служат стимулом для активного включения ребенка в поиск путей выхода из создавшейся проблемы, формируют в результате чувство удовлетворения от собственной познавательной активности.
Одним из наиболее значимых механизмов социализации дошкольников, влияющим на формирование мироощущения, мировосприятия и системы ценностей, являются мультипликационные фильмы. Через мультипликационные фильмы ребенок узнает о способах взаимодействия с окружающим миром, получает первичные представления о добре и зле. События, происходящие в мультфильме, позволяют вос-
питывать детей: повышать их осведомленность, развивать мышление и воображение, формировать мировоззрение.
Таким образом, первостепенная задача родителей и педагогов в процессе обучения -учить сравнивать и сопоставлять ситуации, события в мультфильме; предоставлять возможности ребенку стать на место положительного или отрицательного героя и осознать свои впечатления; развивать критическое отношение к просмотренному, формулировать свои выводы, предположения, объяснения и доказательства.
Одной из форм творческого самовыражения и фантазии, формирования интеллектуального потенциала дошкольников, способствующих развитию самостоятельных суждений, критической оценки, может стать создание в дошкольном учреждении мультстудии.
Педагог в своей деятельности использует разнообразные приемы и методы развития критического мышления. Один из них - прием «стоп-кадра»: в процессе просмотра мультфильма в какой-нибудь противоречивый момент развития сюжета показ мультфильма приостанавливается, и юным зрителям дается возможность предложить свой вариант развития дальнейших событий, найти творческое решение проблемной ситуации в поиске ответов на вопрос: «Как бы ты поступил на месте героев мультфильма в той или иной ситуации?» В процессе диалога происходит взаимный обмен впечатлениями, чувствами, идеями, что способствует становлению взглядов, убеждений и личной позиции ребенка. Здесь важно то, что только при возникновении противоречий проблемная ситуация является мощным источником мотивации познавательной деятельности детей, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.
Итак, мультипликационные фильмы оказывают существенное влияние на формирование картины мира детей, их представлений о нравственных нормах взаимодействия. Вместе с тем в процессе возникновения мироощущения и миропонимания возникают тайные духовные нити «сопри-частия» и сопереживания, что формирует целостную картину мира.
Известно, что дошкольный возраст -период интенсивного развития творческих способностей, неиссякаемых вопросов, неистощимой фантазии и разнообразных замыслов. Следовательно, одной из форм приобщения ребенка к миру маленьких тайн, их открытий может стать коллекционирование. При его рациональной организации у старших дошкольников интенсивно развиваются мыслительные процессы (ана-
лиз, синтез, сравнение, обобщение, классификация), уточняются и обогащаются знания об окружающем мире.
Приносящее пользу коллекционирование начинается с систематизации и изучения собираемого, оно расширяет кругозор, углубляет знания, приучает к исследовательской деятельности. Постепенно пополняя коллекцию новыми экспонатами, ребенок проявляет интерес к собирательству, исследованию, а также учится сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Содержание детских коллекций отвечает духу современности: это могут быть модели автомобилей или самолетов, фигурки динозавров, фишки, наклейки, киндер-сюрпризы.
Опыт использования в процессе коллекционирования различных приемов и методов сначала способствует процессу накопления знаний, а потом получаемая информация систематизируется, и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Детям интересен сам процесс собирания и связанное с ним общение, в том числе с родителями, поэтому существенно, чтобы стремление ребенка к коллекционированию было поддержано в семье.
Творческое развитие дошкольника в ходе коллекционирования необходимо строить совместно с семьей, ориентироваться не только на формирование системы знаний, умений, навыков, но и, в значительной степени, - на формирование базовых интеллектуальных качеств личности, таких как компетентность, инициатива, самовыражение и особый склад ума.
Создание мини-музея в детском саду является одним из наиболее благоприятных условий для стимулирования поисковой и исследовательской работы дошкольников, формирования культурных ценностей, развития эмоционально-личностной сферы, осознания ребенком себя в окружающем мире. В данном случае элемент «мини» отражает и возраст детей, для которых экспозиция предназначена, и ее размеры, и определенную ограниченность тематики. Важной особенностью мини-музея является активное совместное творчество детей, родителей и педагогов, в процессе которого складываются хорошие доверительные отношения между ними, раскрывается творческий потенциал ребенка, формируется его мировосприятие. В силу веяний времени большинство современных детей много путешествуют, их интерес к путешествиям продиктован желанием получать новые впечатления. Именно новые впечатления и смена обстановки расширяют границы знаний, впечатлений и открытий, хорошо развивают логику ребенка и его творческий потенциал. В реализации задач по
формированию ценностных ориентиров личности дошкольника, расширению его кругозора, созданию возможности для самостоятельной познавательной, исследовательской и творческой деятельности немаловажная роль отводится созданию музея юного туриста.
Одним из важных аспектов творческой деятельности мини-музея являются совместные небольшие творческие проекты:
- тематические выставки, посвященные традициям, обычаям и достопримечательностям разных стран;
- коллекции сувениров на магнитной основе и коллекции значков, монет;
- игры-путешествия по странам мира, построенные в виде совместного виртуального путешествия педагога с детьми. Знакомясь с частями света, морями, горами, океанами, дети учатся находить их на карте, сопоставлять их символическое изображение на карте и глобусе, создавать собственные условные туристские обозначения городов, видов транспорта для путешествий, климата страны и многого другого;
- портфель юного туриста, в котором собрана информация о тех странах, в которых побывал ребенок. Портфель включает исторические факты, легенды, сказания, фотографии, коллажи семейных путешествий с записями впечатлений детей от поездок, а также полезные советы родителей для тех, кто собирается на отдых вместе с детьми.
Особенность мини-музея - это доступность для ребенка каждого экспоната музея, возможность взять в руки заинтересовавший предмет, рассмотреть его и даже поиграть с ним, что увеличивает полноту восприятия, прочность запоминания. Именно это создает у ребенка самоощущение не пассивного созерцателя, а соавтора и творца экспозиции.
Кроме того, весьма интересным является создание музея одного произведения, что позволяет сочетать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на читателей, осуществлять нетрадиционный подход к пониманию текста, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл прочитанного, предоставлять возможность самореализации каждому ребенку, организовать интересную работу и исследовательскую деятельность. Основная цель создания музея одного произведения (для детей это чаще всего сказка) - пробуждение в ребенке огромного потенциала творческих возможностей, способствование духовному развитию личности, ее ценностных ориентаций. Одной из основных форм работы данного музея могут стать театрали-
зованные экскурсии, во время которых дети через сказки знакомятся с культурой разных народов, обычаями и традициями, творчеством писателей и художников, с предметами сказочного мира, а также принимают непосредственное участие в мини-спектаклях.
Итак, в процессе накопления творческого опыта дошкольники не только расширяют свою познавательную сферу, но и, приобретая новые знания, умения, раскрывают свой внутренний культурный, эстетический потенциал, что способствует формированию взглядов, убеждений и ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб. : Союз, 1997.
2. Киселева Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность : учеб. М. : МГУКИ, 2004.
3. Кудрявцев В. Т. Феномен детской креативности // Дошкольное воспитание. 2006. № 3. С. 71.
4. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / науч.-исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. пед. наук СССР. М. : Педагогика, 1986.
5. Поддьяков Н. Н. Проблемное обучение в творчестве дошкольников. М. : Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 1988.
Статью рекомендует д-р культурологии, проф. С. С. Комиссаренко.