Научная статья на тему 'Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми'

Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
315
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДОШКОЛЬНИКИ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / PRESCHOOLERS / ВИДЕОКОЛЛЕКЦИЯ / ВИДЕОЭКСКУРСИЯ / EDUCATION PROCESS / VIDEO COLLECTION / VIDEO TOUR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

В данной статье раскрывается проблема использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми и в процессе взаимодействия с родителями, а также педагогическим сообществом. Представлены возможности применения ИКТ как нового способа передачи знаний, ведущего к повышению качества педагогического процесса. Материалы статьи помогут педагогам дошкольных учреждений спланировать внедрение ИКТ в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problem of information and communication technologies usage in educational work with children and in the process of interaction with parents, as well as pedagogical community. The use of ICT as a new way of knowledge transfer, leading to educational process quality improvement is represented. Materials of the article will help teachers of pre-school institutions to plan the introduction of ICT in the educational process.

Текст научной работы на тему «Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми»

Педагогика

УДК 37

DOI 10.21661/r-471272

Л.Е. Додонова, А.А. Мякишева, Ю.С. Чегодаева

Информационно-коммуникативные технологии в работе с детьми

Аннотация

В данной статье раскрывается проблема использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми и в процессе взаимодействия с родителями, а также педагогическим сообществом. Представлены возможности применения ИКТ как нового способа передачи знаний, ведущего к повышению качества педагогического процесса. Материалы статьи помогут педагогам дошкольных учреждений спланировать внедрение ИКТ в образовательный процесс.

I

Ключевые слова: образовательный процесс, информационно-коммуникационные технологии, дошкольники, видеоколлекция, видеоэкскурсия.

L.E. Dodonova, A.A. Myakisheva, I.S. Chegodaeva

Information and communication technologies in the work with children

Abstract

This article deals with the problem of information and communication technologies usage in educational work with children and in the process of interaction with parents, as well as pedagogical community. The use of ICT as a new way of knowledge transfer, leading to educational process quality improvement is represented. Materials of the article will help teachers of pre-school institutions to plan the introduction of ICT in the educational process.

| Keywords: education process, information and communication technologies, preschoolers, video collection, video tour.

В современном обществе информационный прогресс не стоит на месте, а постоянно развивается. Детские сады не являются исключением. Для того, чтобы воспитательно-образовательный процесс был интересным, необходимо идти в ногу со временем.

Так самым продуктивным средством передачи багажа знаний являются компьютерные технологии, которые тесно внедрились в нашу жизнь. Способность средств информационно-коммуникативных технологий копировать материал в виде звука, речи, видео, обрабатывать и запоминать его данные, дает шанс педагогу разработать для своих воспитанников новшества, отличающиеся от используемых игр и игрушек. Все это предъявляет новые требования к дошкольному воспитанию, основная задача которого состоит в том, чтобы развивать и обогащать потенциал ребенка.

В своей работе мы использовали данные технологии в таких направлениях:

- в воспитательно-образовательной работе с детьми;

- в процессе сотрудничества с родителями;

- во взаимодействии с педагогами.

С целью оптимизации воспитательно-образовательного процесса, учитывая то, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, мы пользовались цифровой интерактивной фоторамкой, которая помогала в игровой форме развивать логическое мышление, творческие способности детей. Материал, который получали наши воспитанники при едином использовании аудио и видеоинформации, запоминался быстрее и сохранялся в памяти детей дольше.

Для работы с детьми нами была создана медиатека, в которую были собраны следующие материалы:

- видеоэкскурсии («Этнографический музей народов Поволжья», «Самарская Лука», Жигулевский заповедник», «По страницам Русского музея»);

- видеоколлекции (коллекция русских сказок, коллекция матрешек, обычаи и обряды народов Поволжья);

Pedagogy

- коллекция фотографий («Этих дней не смолкнет слава!», «Никто не забыт, ничто не забыто»);

- слайды (загадки, дидактические игры).

На протяжении всего времени медиатека постоянно нами пополнялась. Наблюдая за детьми в разных видах самостоятельной деятельности, мы стали для себя отмечать, что воспитанники, которые вернулись недавно из поездок, с увлечением рассказывали своим товарищам о городе, в котором они побывали и о его достопримечательностях.

Большой интерес вызвал у ребят рассказ одного из воспитанников о городе Санкт-Петербург, где очень много, по его словам, музеев с картинами. Он с таким увлечением делился впечатлениями, что дети слушали его с неподдельным интересом. На следующий день дети просто сочиняли фантазийные сказки о том, в каких музеях они побывали и что там видели. Вот тут -то мы поняли, что детей пора вести в музейно-выста-вочный центр Поволжского православного института. На занятиях, которые проходили перед посещением музея, мы объясняли своим воспитанникам, что такое музей, раскрывали им смысл и сокровенную ценность тех предметов, которые там находятся. Придя в музей-но-выставочный центр, ребята с удовольствием рассматривали репродукции, а после обзорной экскурсии нас проводили в компьютерный класс, где каждый из воспитанников мог побывать в виртуальном Русском музее г. Санкт-Петербурга. Посетив центр, мы отметили, что у наших ребят стал повышаться общекультурный уровень, а также коммуникативные и творческие навыки, что не так маловажно, ведь наш детский сад имеет художественно-эстетическое направление.

После посещения музейно-выставочного центра дети делились своими восторженными впечатлениями с родителями, а мы в свою очередь оформили фоторепортаж о нашей экскурсии.

Данная работа нашла отклик у родителей, и они стали тоже приносить фотографии и небольшие сувениры с тех мест, которые они посетили. Принесенного материала оказалось настолько много, что нами были созданы мини-музей и видеоэкскурсии, которые предоставляли возможность посетить детям уникальные места, не выходя за пределы детского образовательного учреждения. Виртуальная экскурсия позволяла получить достаточно полное впечатление, о чем-то новом. Ее составляющие - звуковые файлы, видео, анимация, портреты, иллюстрации, репродукции картин содержали определения, художественное слово и исторические события. Виртуальные путешествия заканчивались беседой, которая обобщала систематизировала полученные знания. Наблюдая за тем, как дети на экскурсии в музейно-выставочном центре с огромным удовольствием изучали и закрепляли материал с помощью информационно-коммуникативных технологий, у нас возникла идея разработать интерактивные пособия. Именно с их помощью дети в игровой форме знакомились с художниками и картинами, а затем находили на них знакомые предметы, подбирали к этим

картинкам музыку. Большой популярностью у ребят пользовалась интерактивная игра «Что не так?», целью которой было развитие внимания и наблюдательности. Детям необходимо было найти лишние предметы и обосновать свой выбор. Полюбилась им и интерактивная игра «Музыкальная картина», где воспитанникам необходимо было собрать картину из пазлов и подобрать к ней музыку, соответствующую ее настроению.

Затем нами была создана видеоэкскурсия по этнографическому музею народов Поволжья. Ее цель -формирование познавательного интереса в краеведческой деятельности и обогащение личного опыта детей через ознакомление народных культур и природного богатства Поволжья. У наших ребят, которые побывали в виртуальном музее, складывались элементарные представления о многонациональности Тольятти и Самарской области, о своеобразии народных культур, их сходстве и различии, об играх народов Поволжья. Они стали гордиться своими национальностями и рассказывать о традициях своего народа. Заслуживало особого внимания и природное богатство Среднего Поволжья.

Целью создания виртуальных экскурсий по Самарской Луке и Жигулевскому заповеднику стало воспитание любви к родному краю через формирование умственных и нравственных представлений, эколого-кра-еведческих знаний. Побывав в заповедных местах, наши воспитанники приобретали общее представление о Самарской Луке как уникальном природном комплексе, где создан национальный парк, Жигулевский заповедник. Они стали различать разные природные зоны - таежный лес, все типы лиственных лесов, лесостепи, степи, полупустыни; природные богатства, а также разнообразный растительный и животный мир Поволжья. С большим удовольствием дети рассказывали родителям, в какой зоне находится их родной город и какие растения, и животные обитают на территории области, а какие из них занесены в Красную книгу.

Однажды воспитанник нашей группы, побывав в гостях в Сергиево-Посаде, привез оттуда матрешку, которой дети очень заинтересовались. На следующий день, кто-то из ребят принес еще матрешек. Мы стали их внимательно рассматривать и заметили, что они отличаются друг от друга. Вот так у нас возникла идея создать видеоколлекцию матрешек. Разрабатывая ее, мы ставили перед собой цель - сформировать интерес у детей к народно-прикладному искусству родного края - игрушке - матрешке.

Дети познакомились с историей создания Жигулевской, Самарской матрешки, и ее видами. Они стали выделять средства выразительности, а затем переносить их в продуктивную деятельность: рисование, лепку, аппликацию.

Самым частым приемом, используемым нами в работе, стал метод фотографирования, начали мы его использовать, когда наши воспитанники были еще совсем маленькими. Роль фотографа на себя брали мы - воспитатели. Поначалу, когда дети видели, что их фотографируют, смущались, прекращали свою дея-

Педагогика

тельность или уходили в другое место, тем самым показывая, что они не готовы к общению. Но как только мы показывали им результат своей деятельности, то видели, как их лицо расплывается в улыбке. Фотографирование проходило в самостоятельной деятельности детей, во время конструктивных игр. Затем младшие дошкольники рассматривали продукт своей свободной деятельности: постройку, поделку, рисунок на цифровой фоторамке, а мы - воспитатели были корреспондентами и задавали детям наводящие вопросы: «Вам нравится эта постройка (рисунок) и почему? Как вы думаете, кто в ней может поселиться? Каким он будет по внешнему виду (характеру)? Кого и как мы похвалим за эту постройку?». Наши малыши с удовольствием отвечали на поставленные вопросы.

Становясь старше, воспитанники нашей группы уже сами становились фотографами. Количество времени и снимков не было ограничено, они в самостоятельной деятельности фотографировали те объекты, которые их заинтересовали. Во время просмотра фотографий мы сразу понимали, что интересует данного воспитанника. Так, если ребенка интересовали камни, то он снимал коллекцию камней, рассматривал энциклопедию «Отчего и почему?» с рисунками о камнях, алгоритм проведения опытов на выявление их свойств. Затем дети уточняли субъективную информацию о значимости объекта: «Что ты фотографировал?», «Почему сфотографировал именно это?», «Как у тебя получилась эта фотография?». С помощью этого метода мы смогли разглядеть интересы детей, а их очень много: мир живой и неживой природы, социальный мир. Фотографии мы собирали в отдельные тематические медиа-фотоальбомы.

Во время просмотра познавательного мультфильма «Фиксики», один из наших воспитанников спросил: «А мы сами можем сделать мультфильм?». Немного поразмыслив, у нас возникла идея из накопленных фотографий сделать небольшой мультфильм. Мы всей группой стали пересматривать фотографии и нашли то, что надо. На них был запечатлен наш воспитанник, который внимательно изучал материал о магните. Совместно с детьми, мы решили, что первый наш мультфильм будет познавательным, который впоследствии может пригодиться не только нашим воспитанникам, но и их младшим братьям и сестрам. Дома дети должны были найти интересную загадку о магните. Дружно и очень бурно проходил у нас отбор загадки. Регулярно дети получали домашнее задание, для выполнения которого требовалась помощь родителей. Наши воспитанники постоянно просили их найти необходимую информацию. Они фотографировали предметы, где находился магнит, как его используют и все, что с ним связано. Перед озвучиванием работали небольшими подгруппами, так как необходимо было совершенствовать выразительность голоса и речи. Во время озвучки ребята искусственно создавали шумы, придумывали всевозможные реплики и подбирали музыку. Мы собрали весь отобранный материал и с помощью специальной программы смонтировали наш продукт.

Ребята ликовали от радости, они все себя представляли великими режиссерами. После такого успеха, они еще сильнее воодушевились и стали просить, отснять кукольный мультфильм.

Самым важным моментом для дошколят стал тот, когда в нашей групповой комнате появилась интерактивная доска. Ее использование показало ряд преимуществ в построении образовательного процесса по сравнению с традиционными формами воспитания и обучения:

- открываются возможности показа фрагментов реальной действительности (видеоматериалы);

- воспроизводятся объекты разными способами: звук - изображение - графика - движение;

- возможна демонстрация презентаций.

В образовательной области «Познавательное развитие» мы постоянно используем мультимедийные презентации по формированию целостной картины мира с целью - формировать и развивать познавательную активность дошкольников. Нами был разработан ряд презентаций «Помогите птицам зимой!», «Редкие животные Самарской Луки», «Птицы Жигулевского заповедника» и др. Используя этот метод работы, мы заметили, что материал у детей запоминался быстрее, потому что презентации сопровождаются анимирован-ными героями, которые попали в трудные ситуации и им необходимо помочь, чтобы выйти из них. Презентации предоставляли возможность обогащать кругозор и знания об окружающей действительности, формировали умение систематизировать предметы по одному или нескольким признакам, закреплять видовые, родовые и обобщенные понятия предметов; знакомить со словами омонимами и паронимами.

В мультимедийные презентации мы также вносили и здоровьесберегающие элементы: гимнастику для глаз, пальчиковые и артикуляционные гимнастики, физминутки и др. Воспитанники с удовольствием откликались на призыв анимированных героев и вместе с ними выполняли задания. Так всеобщим любимцем стал мишка Гумибер, а также детская группа «Кутики» вместе с которыми ребята с большой охотой выполняли утреннюю зарядку.

При использовании интерактивной доски в результате проделанной работы были достигнуты следующие результаты:

- у детей появился интерес к образовательной деятельности, они стали активнее задавать вопросы и находить на них ответы;

- улучшилось внимание и память, логическое мышление;

- стали развиваться творческие способности и воображение.

Большинство современных родителей проявляют интерес к педагогическому процессу, они хотят знать и видеть, кто работает с их детьми и чем их любимое чадо занимается в детском саду. Но в меру своей занятости не могут увидеть это в реальном времени. Решить эту проблему нам опять помогает цифровая рамка.

Pedagogy

Законный представитель, приведя ребенка в детский сад и посмотрев на нее, может увидеть всю интересующую его информацию:

- видео о режимном моменте;

- личностные достижения воспитанников «Наши звездочки»;

- фотографии и информацию о педагогах;

- фотографии детей в режимных моментах и образовательной деятельности;

- посмотреть видеописьмо одного из ребенка о прошедших событиях;

- смешные высказывания детей;

- поздравления с днем рождения, с Днем матери;

- рекомендации родителям;

- объявления о мероприятиях группы и детского сада.

Таким образом, интерактивные технологии - новый способ передачи знаний, ведущий к повышению качества воспитательно-образовательного процесса. Мы отметили, что с использованием электронных образовательных ресурсов у дошкольников повышается познавательная мотивация, рост ключевых компетентно-стей и успехов. В заключении хотелось бы сказать, что применение информационно-коммуникативных технологий позволяет сделать образовательный процесс ярким, эмоциональным, увлекательным. Родители, видя нашу работу и интерес детей, становятся более отзывчивыми, активнее принимают участие в жизни группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.