Научная статья на тему 'Формирование основ экономической культуры младших школьников в урочной деятельности'

Формирование основ экономической культуры младших школьников в урочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
784
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECONOMIC CULTURE / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT / УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / LESSON ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григорьева Диана Ильинична

Рассмотрены теоретические основы экономической культуры младших школьников. В практической части определяется уровень формирования основ экономической культуры, предлагается система формирования экономической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Григорьева Диана Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование основ экономической культуры младших школьников в урочной деятельности»

Formation of bases of economic culture of younger schoolboys in the appointed activities Grigorieva D. (Russian Federation) Формирование основ экономической культуры младших школьников

в урочной деятельности Григорьева Д. И. (Российская Федерация)

Григорьева Диана Ильинична / Grigorieva Diana — студент, кафедра начального образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: рассмотрены теоретические основы экономической культуры младших школьников. В практической части определяется уровень формирования основ экономической культуры, предлагается система формирования экономической культуры.

Abstract: the theoretical basis of economic culture of younger schoolboys. In the practical part is determined by the level of formation of economic culture of the basis of the proposed system is the formation of economic culture.

Ключевые слова: Экономика, экономическая культура, младший школьник, урочная деятельность. Keywords: Economy, economic culture, junior high school student, lesson activities.

Повседневная действительность показывает, что изучение экономики в начальных классах становится реалией современной школы. Актуальность моей статьи состоит в том, что за последние годы увеличилось число понятий, связанных с экономической жизнью. Основа развития и совершенствования системы экономического образования в России в современных условиях основывается на формировании экономических представлений.

Я считаю, что основная причина низкой эффективности экономического образования и воспитания младших школьников как основы формирования их экономической культуры состоит в том, что в этой работе нет системы.

- учителя начальных классов не имеют специальной научно-методической подготовки в области экономики;

- используются традиционные подходы, методы и способы обучения и воспитания без учета специфики самого предмета «Экономика»;

- отсутствует единая апробированная программа курса «Экономика» для младших школьников;

- огромное множество имеющейся учебно-методической литературы по экономике еще раз доказывает известную истину, что большое количество не всегда адекватно высокому качеству [1].

Я думаю, что в настоящее время недостаточно качественной учебно-методической литературы, в которой подача экономического материала по уровню трудности, усвоения и методическим параметрам соответствует психолого-возрастным особенностям младших школьников, а по содержанию отвечает современным требованиям и положениям экономической науки.

Экономическая культура школьника - это качественная характеристика его личности, включающая в себя первоначальные экономические знания, умения и навыки простейшей экономической деятельности, элементы экономического мышления и сознания, а также экономически значимые качества личности.

Экономическая культура формируется в процессе изучения практически всех учебных предметов. Задача здесь состоит, прежде всего, в том, чтобы в рамках школьных дисциплин и систематизировать экономические знания и умения, расширить сферу экономической деятельности в меняющихся социально-экономических условиях. При решении предложенных задач учащиеся знакомятся с экономическими понятиями, выполняют мыслительные операции и арифметические вычисления [2].

Решение экономических задач вносит разнообразие в урок, помогает активизировать мыслительную деятельность, обогащает социально-нравственный опыт, расширяет представление об окружающем мире и словарный математический и экономический запас, закладывает первоначальные основы экономических знаний и способствует развитию качеств личности, необходимых в условиях рыночной экономики.

Решение задач с экономическим содержанием поможет воспитывать чувство патриотизма, развивать способность анализировать ситуацию в реальной жизни и принимать самостоятельные решения.

Систематическое решение экономических задач на уроках математики поможет преодолеть разрыв между потребностями жизни и педагогическим процессом.

Дети на каждом шагу встречаются с экономической терминологией. Раскрыть для учашдхся начальных классов содержательную сторону экономических понятий и отработать вычислительные навыки помогают математические задания. Также можно использовать такие задания, которые выступают как самоконтроль, как подтверждение правильности выбора ответа на поставленные вопросы экономического содержания.

При решении заданий есть большие возможности для создания проблемных ситуаций и создания индивидуальной, групповой работы, заданий разного уровня сложности. Нестандартные задания по математике с экономической информацией способствуют осознанию содержания экономической терминологии, но и повышают интерес к математике, способствуют обшему развитию младших школьников, расширяют кругозор.

Наличие задач с экономическим содержанием на уроках математики в начальной школе способствует получению первоначальной экономической грамотности, вносит практическую направленность. Например, при знакомстве с семейным бюджетом учашиеся могут научиться просчитывать рациональную покупку, что необходимо семье. При изучении темы «Цена, количество, стоимость» дети могут познакомиться с формированием цены товаров, видами затрат, разными профессиями в сфере торговли [3].

По опыту работы можно утверждать, что интеграция экономики и математики дает положительные результаты:

• значительно увеличивает активность детей на уроке;

• развивает внутреннюю мотивацию к учению;

• усиливает познавательные мотивы;

• расширяет личный опыт учеников;

• повышает качество и прочность знаний;

• повышает роль детей в семье;

• приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 2-4 классов, интересны детям, родителям и преподавателям. Анализ практических занятий показывает, что экономическое образование и воспитание школьников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности [4].

Это подготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром [5].

В завершении хотелось бы отметить, что какой бы предмет ни преподавался, главное, чтобы процесс обучения был интересным для учащихся, ставил перед ним конкретные задачи и помогал находить их решения, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях. Правильно выбранные методы учителем, при проведении уроков умение учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей являются основными условиями определяющие успешность формирования экономической культуры на уроках. В новых условиях социально-экономического развития вопросы формирования экономической культуры подрастающего поколения становятся важной стратегической проблемой образовательной системы.

Литература

1. Володина М. Б. Формирование экономических представлений у младших школьников // Молодой

ученый, 2014. № 6. С. 684-685.

2. Журнал «Начальная школа». № 1, 2010 год.

3. ЗайдельХ., Темен Р. Основы учения об экономике / Пер. с нем. М.: Ассоциация Профессиональное

образование, 1992.

4. Зайченко Н. А. Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды. Санкт-Петербург, 1998 год.

5. Мезеляев В. Методика обучения основам экономических знаний в современной школе // Москва,

1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.