методология спортивной НАУКИ
мена, экономической сферы (фитнес-индустрия), проблемного
поля для научных изысканий и, конечно, практики.
Литература
1. Григорьев В.И. Технологические креативы фитнес-ресурсов в элективной физической культуре студентов / В.И. Григорьев // Фитнес: теория и практика. - 2020. - № 11; URL: fitness.esrae. ru/30-144 (дата обращения: 31.05.2021).
2. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры: материалы к лекциям и семинарам / Б.В. Евстафьев. -Л.: Изд-во ВИФК, 1985. - 133 с.
3. Круговых И.И. Литературный анализ мировых фитнес-трендов / И.И. Круговых, Д.Т. Онгарбаева // Фитнес: теория и практика. - 2020. - № 12; URL: fitness.esrae.ru/31-161 (дата обращения: 31.05.2021).
4. Сайкина Е.Г. Теория и методика фитнеса (часть I-Теория): учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Г. Сайкина. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. - 164с.
5. Сайкина Е.Г. Концептуальные основы фитнеса в теории и практике физической культуры / Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28671 (дата обращения: 11.04.2019).
6. Стрига С.И. Развитие фитнес-индустрии в рамках современного формата массовой физической культуры и спорта / С.И. Стрига, А.А. Борисов // Фитнес: теория и практика. - 2020. - № 11; URL: fitness.esrae.ru/30-153 (дата обращения: 31.05.2021).
References
1. Grigorev V.I. Tekhnologicheskie kreativy fitnes-resursov v elektivnoy fizicheskoy kulture studentov [Technological creativity of fitness resources in elective physical education of students]. Fitnes: teoriya i praktika. 2020. No.11; Available at: fitness.esrae.ru/30-144 (date of access: 31.05.2021).
2. Evstafyev B.V. Analiz osnovnykh ponyatiy v teorii fizicheskoy kultury: materialy k lektsiyam i seminaram [Analysis of basic concepts in physical education theory: materials for lectures and seminars]. Leningrad: MIPC publ., 1985. 133 p.
3. Krugovykh I.I., Ongarbaeva D.T. Literaturny analiz mirovykh fitnes-trendov [Literary analysis of world fitness trends]. Fitnes: teoriya i praktika. 2020. No. 12;
4. Available at: fitness.esrae.ru/31-161 (date of access: 31.05.2021).
5. Saikina E.G. Teoriya i metodika fitnesa (chast I-Teoriya) [Theory and methodology of fitness (part I-Theory)]. Study guide for students of higher ed. institution. St. Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia publ., 2020. 164p.
6. Saikina E.G., Smirnova Y.V. Kontseptualnye osnovy fitnesa v teorii i praktike fizicheskoy kultury [Conceptual foundations of fitness in theory and practice of physical education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. No. 2;
7. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28671 (date of access: 11.04.2019).
8. Striga S.I., Borisov A.A. Razvitie fitnes-industrii v ramkakh sovremen-nogo formata massovoy fizicheskoy kultury i sporta [Development of fitness industry within modern format of mass physical education and sports]. Fitnes: teoriya i praktika. 2020. No. 11; Available at: fitness. esrae.ru/30-153 (date of access: 31.05.2021).
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
□ и
£ г. CL
ч—
О OJ и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
формирование основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста средствами физической культуры
Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев1, 2, 3
Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Казакевич1 Кандидат биологических наук, доцент О.В. Турыгина1 красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск 2Сибирский федеральный университет, Красноярск 3Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Железногорск, Красноярский край
УДК/UDC 796.011.3
Ключевые слова: основы безопасной жизнедеятельности, дети дошкольного возраста, средства физической культуры, формирование.
Цель исследования - обосновать программное сопровождение формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста средствами физической культуры.
Методика и организация исследования. Изучение проводилось на базе образовательного учреждения МБДОУ № 13 г Красноярска. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Объем выборки составил 43 человека. Для формирования готовности к безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры была разработана программа, которая включала следующие разделы: формирование двигательных умений и навыков безопасного поведения детей на дорогах и на воде; обучение детей практическим действиям по преодолению различных препятствий и возвышенностей; обучение детей технике безопасного падения в различных нестандартных ситуациях и др.
Результаты исследования и их обсуждение. По завершении годичного эксперимента анализ сформированности базовых двигательных локомоций детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры показал, что ловкость и координация у детей повысились на 27,3 %, силовые качества и выносливость - на 19,8 %%, внимание -
pHYsiCAL EDUCATioN TooLs To CULTiVATE sAFE LIViNG
BAsiCs in preschoolers
Dr. Hab., Professor V.V. Ponomarev1 2 3 PhD, Associate Professor N.N. Kazakevich'
PhD, Associate Professor O.V. Turygina1 1Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Krasnoyarsk 2Siberian Federal University, Krasnoyarsk 3Siberian Fire and Rescue Academy of State Fire Service EMERCOM of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk Territory
Поступила в редакцию: 02.12.2021
на 18,9 %, преодоление специализированной полосы препятствий - на 38,1 %, научились плавать более 49 % детей, умению правильно падать обучились 51,1 % детей. Как показала практика, в целом более 70 0% детей старшего дошкольного возраста подготовлены к безопасной жизнедеятельности в несложных жизненных ситуациях.
Вывод. Результаты исследования показали высокую значимость средств физической культуры в формировании готовности детей старшего дошкольного возраста к безопасной жизнедеятельности, особенно в таких ситуациях, как проезжая дорога, поведение на воде, умение сгруппироваться при неожиданном падении, преодоление различных препятствий в сложной ситуации и др. Такой комплексный подход к формированию прикладных навыков безопасной жизнедеятельности у детей на ранних периодах дошкольного возраста в дальнейшем будет способствовать формированию общей культуры сохранения здоровья и безопасного поведения человека в различных жизненных ситуациях.
Работа выполнена в рамках государственного задания № 073-00052-21-01.
Использованная литература
1. Формирование мотивации детей старшего дошкольного возраста к здоровьесбережению / В.М Кравченко, Л.А. Бартновская, В.В. Пономарев и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 5. - С. 52-54.
Информация для связи с автором: [email protected]
8
http://www.teoriya.ru
№!• 2022 Январь | Yanuary