Научная статья на тему 'Фитнес как вид физической культуры'

Фитнес как вид физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фитнес / социокультурное явление / инновация / физическая культура / классификации / место фитнеса / вид физической культуры / фитнес-технологии / fitness / socio-cultural phenomenon / innovation / physical education / classification / fitness positioning / type of physical education / fitness technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е Г. Сайкина, Ю В. Смирнова

Цель исследования – обосновать фитнес как вид физической культуры и определить его место в классификации ее видов. Методика исследования. В качестве методов исследования использованы ретроспективный анализ, метод исторической аналогии и теоретический анализ научно-методической литературы (сопоставления, аналогии, индукции). Результаты исследования и выводы. Представлены результаты лонгитюдного научного исследования фитнеса как социокультурного феномена современности, как учебной и научной дисциплины, установлены его системные взаимодействия с видами физической культуры, обоснована его стратегическая роль в оздоровлении населения России и место в классификации видов физической культуры, выделенных по признаку приоритетной задачи. Установлено соответствие фитнеса критериям выделения вида физической культуры по предметному и личностному компонентам соответствия виду деятельности, что позволило определить его как вид физической культуры в современном ее измерении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е Г. Сайкина, Ю В. Смирнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FITNESS AS TYPE OF PHYSICAL EDUCATION

Objective of the study was to analyze the fitness positioning in the modern physical education system. Methods and structure of the study. We used, for the purposes of the study, a retrospective progress analysis, historical analogizing method and analysis of the reference theoretical and practical study reports, with comparisons, analogies and inductions. Results and conclusion. We run a longitudinal study of fitness as a socio-cultural phenomenon and new training and research discipline to analyze its systemic connections with a range of physical education disciplines; demonstrate its benefits for the popular health projects in Russia; and identify its present positioning in the physical education system with a priority to the service missions. Modern fitness was found to meet the key physical education discipline classifying criteria including the content and personality progress related ones and, therefore, may be ranked with the modern physical education classes in every aspect.

Текст научной работы на тему «Фитнес как вид физической культуры»

ФИТНЕС КАК вид ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ

УДК/UDC 796.011

I

Поступила в редакцию 30.09.2021 г.

Доктор педагогических наук, профессор Е.Г. Сайкина1

Кандидат педагогических наук Ю.В. Смирнова2

Фоссийский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

2Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Санкт-Петербург

FiTNESS AS TYPE OF PHYSiCAL EDUCATION

Dr. Hab., Professor E.G. Saikina1 PhD Y.V. Smirnova2

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg

2 Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg

Информация для связи с автором: [email protected]

Аннотация

Цель исследования - обосновать фитнес как вид физической культуры и определить его место в классификации ее видов. Методика исследования. В качестве методов исследования использованы ретроспективный анализ, метод исторической аналогии и теоретический анализ научно-методической литературы (сопоставления, аналогии, индукции).

Результаты исследования и выводы. Представлены результаты лонги-тюдного научного исследования фитнеса как социокультурного феномена современности, как учебной и научной дисциплины, установлены его системные взаимодействия с видами физической культуры, обоснована его стратегическая роль в оздоровлении населения России и место в классификации видов физической культуры, выделенных по признаку приоритетной задачи. Установлено соответствие фитнеса критериям выделения вида физической культуры по предметному и личностному компонентам соответствия виду деятельности, что позволило определить его как вид физической культуры в современном ее измерении.

Ключевые слова: фитнес, социокультурное явление, инновация, физическая культура, классификации, место фитнеса, вид физической культуры, фитнес-технологии.

Abstract

Objective of the study was to analyze the fitness positioning in the modern physical education system.

Methods and structure of the study. We used, for the purposes of the study, a retrospective progress analysis, historical analogizing method and analysis of the reference theoretical and practical study reports, with comparisons, analogies and inductions.

Results and conclusion. We run a longitudinal study of fitness as a socio-cultural phenomenon and new training and research discipline to analyze its systemic connections with a range of physical education disciplines; demonstrate its benefits for the popular health projects in Russia; and identify its present positioning in the physical education system with a priority to the service missions. Modern fitness was found to meet the key physical education discipline classifying criteria including the content and personality progress related ones and, therefore, may be ranked with the modern physical education classes in every aspect.

Keywords: fitness, socio-cultural phenomenon, innovation, physical education, classification, fitness positioning, type of physical education, fitness technologies

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

ra

^

O (U .c I—

Введение. Фитнес, как инновация в оздоровительной физической культуре, представляет собой совокупность инновационных видов физкультурно-оздоровительной деятельности, их передовых технологий, средств, методов, форм и современного оборудования, разработанных на основе традиционных отечественных и зарубежных видов физической культуры [5]. Его технологии внедряются во все виды физической культуры.

Фитнес является научной и учебной дисциплиной в высших учебных заведениях страны. Многообразие учебных программ по фитнесу представлено в разных направлениях профессиональной подготовки бакалавров и магистров [1, 3]. Сегодня фитнес является современной формой массовой физической культуры [6].

Предлагая определить место фитнеса в системе физической культуры и выделить фитнес как ее вид, мы понимаем, что принятие этого тезиса связано с неоднозначной трансформацией представлений о фитнесе. Сложность преодоления стереотипа восприятия фитнеса как популярного, привлекательного элемента физкультурной деятельности или коммерческого варианта занятий физическими упраж-

нениями, связана с его широкой рекламой, создающей впечатление полной осведомленности, даже у людей, далеких от физической культуры, и остается до сих пор. Сформированное на бытовом уровне мнение о фитнесе в течение более 20 лет мешало формированию научного представления о нем. Однако, на наш взгляд, пришло время определить ему место в классификации видов отечественной физической культуры, так как фитнес, как и все другие виды, имеет свою историю, социокультурные предпосылки возникновения, теоретико-методологические основы, принципы и перспективы развития [4].

Цель исследования - обосновать фитнес как вид физической культуры и определить его место в классификации ее видов.

Методы исследования. В качестве методов исследования использованы ретроспективный анализ, метод исторической аналогии и теоретический анализ научно-методической литературы (сопоставления, аналогии, индукции).

Результаты исследования и их обсуждение. Для определения места фитнеса в стройной системе физической культуры представляется необходимым выделить классифи-

кационный признак, которым, по нашему мнению, может являться признак приоритетной задачи, решаемой в процессе занятий физическими упражнениями (см. рисунок).

Следует отметить, что все сформулированные задачи могут решаться, в той или иной степени, в каждом виде физической культуры, однако существует выраженный приоритет для каждого вида, что и послужило базой для их классификации.

В свою очередь, фитнес имеет свою первостепенную задачу, миссию - привлечь к занятиям физическими упражнениями максимальное количество людей, в том числе тех, кто по завершении своего обучения в различных образовательных учреждениях, армейской срочной службы, где занятия физической культурой обязательны, перестал ею заниматься.

Также в фитнесе есть возможности для привлечения и других категорий российских граждан: утративших интерес к традиционным занятиям физической культурой школьников; спортсменов, завершивших свою спортивную карьеру и не сохранивших уровень здоровья, позволяющий перейти в массовый спорт; беременных женщин; пожилых людей и людей других целевых категорий. Это обусловлено тем, что фитнес решает свою приоритетную задачу, которая целенаправленно не реализуется в других видах физической культуры. Ее можно сформулировать как поддержание и повышение уровня физической дееспособности, состояния здоровья, физической и умственной работоспособности и профессионального долголетия [4].

Также следует отметить, что критериями выделения вида в физической культуре, как утверждает Б. В. Евстафьев, может служить соответствие его конкретному виду человеческой деятельности [2]. Претендент на вид должен обладать

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА -1-

Приоритетные задачи

*<......Л.............к.............

Обеспечение базового и профессионального уровня физической дееспособности Отдых, восстановление нормального функционального состояния организма Формирование, сохранение, укрепление здоровья и повышение физической дееспособности Восстановление временно утраченных функциональных и двигательных функций Достижение максимального результата двигательной деятельности

Виды физической культуры

ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физкультурное образование Физкультурная рекреация Фитнес Физкультурная реабилитация Спорт

Классификация видов физической культуры в зависимости от приоритетной задачи

специфичностью по отношению к другим видам по предметному и личностному компонентам физической культуры, включающим духовные и материальные ценности, а не только по приоритетной задаче. На этом основании рассмотрим фитнес как один из видов физической культуры.

Материальные ценности фитнеса в совокупности средств позволяют обеспечить оздоровительно-тренировочный процесс, проведение фитнес-конвенций и фестивалей, направленных на привлечение широких масс населения к занятиям фитнесом, пропаганду здорового образа жизни. В компонентах духовных ценностей раскрывается теория фитнеса, методика проведения занятий, представлены различные двигательные и функциональные тесты. Личностная часть фитнеса обеспечивает желаемый результат - необходимый уровень здоровья, продолжительность жизни, высокую работоспособность, а также формирует убеждения о целенаправленной двигательной деятельности для повышения качества жизни и успешности в профессии.

Следует отметить, что каждый вид физической культуры должен реализовываться в определенных учреждениях, иметь программу, регламентирующую процесс деятельности, учреждения профессиональной подготовки, которые будут готовить специалистов для этого вида (см. таблицу).

Из таблицы видно, что данные требования выполняются в фитнесе. На основании этого следует сделать вывод, что фитнес как вид физической культуры можно поставить в один ряд с физкультурным образованием, физкультурной рекреацией, физкультурной реабилитацией и спортом.

Следует отметить некоторую условность представленной классификации, так как выделенные виды физической культуры, по сути, имеют недостаточно очерченные границы, при этом, как компоненты единой системы, они диф-фузны и включают в себя отдельные элементы друг друга, имея сложную систему взаимосвязей и взаимообусловленности.

Указанное связано с тем, что система предусматривает интегративность. В системе ее элементы приобретают качества, не свойственные каждому из них, взятому в отдельности, вне поля их взаимодействия. Соответственно, это приводит к диффузии технологий, обеспечивающих решение задач одного вида физической культуры в другой. В этом случае можно говорить о создании новых технологий. Однако технологии, разработанные в определенном виде физической культуры, решают задачи этого вида.

Вывод. В условиях развития и обновления физической культуры на современном этапе можно дать оптимистичный прогноз дальнейшему развитию фитнеса как социокультурного фено-

Критерии выделения вида физической культуры (по предметному и личному компонентам соответствия виду деятельности)

Физкультурное образование Физкультурная рекреация Фитнес Физкультурная реабилитация Спорт (спортизация)

Организации Учреждения общего и профессионального образования Учреждения общего и профессионального образования Фитнес-клубы, учреждения дополнительного образования, спортивные клубы на производстве Лечебные учреждения, поликлиники, больницы,санато-рии, реабилитационные центры Детско-юношеские спортивные школы, спортивные организации, спортивные клубы и т.п.

Специалист Учитель, преподаватель, руководитель физического воспитания Рекреолог, организатор массовых физкультурных мероприятий Инструктор по фитнесу, фитнес-менеджер, персональный тренер Инструктор (методист)лечебной физкультуры Тренер по виду спорта

Документы Образовательная программа План мероприятия, сценарий Программа реабилитации Фитнес-программы Документы планирования учебно-тренировочного процесса

Процесс Образовательный Восстановительный Реабилитационный Оздоровительно-тренировочный Тренировочный

Технологии Образовательные Рекреационные Реабилитационные Фитнес-технологии Спортивные

№1 • 2022 Январь | Yaпuary

http://www.teoriya.ru

мена, экономической сферы (фитнес-индустрия), проблемного

поля для научных изысканий и, конечно, практики.

Литература

1. Григорьев В.И. Технологические креативы фитнес-ресурсов в элективной физической культуре студентов / В.И. Григорьев // Фитнес: теория и практика. - 2020. - № 11; URL: fitness.esrae. ru/30-144 (дата обращения: 31.05.2021).

2. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры: материалы к лекциям и семинарам / Б.В. Евстафьев. -Л.: Изд-во ВИФК, 1985. - 133 с.

3. Круговых И.И. Литературный анализ мировых фитнес-трендов / И.И. Круговых, Д.Т. Онгарбаева // Фитнес: теория и практика. - 2020. - № 12; URL: fitness.esrae.ru/31-161 (дата обращения: 31.05.2021).

4. Сайкина Е.Г. Теория и методика фитнеса (часть I-Теория): учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Е.Г. Сайкина. - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. - 164с.

5. Сайкина Е.Г. Концептуальные основы фитнеса в теории и практике физической культуры / Е.Г. Сайкина, Ю.В. Смирнова // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28671 (дата обращения: 11.04.2019).

6. Стрига С.И. Развитие фитнес-индустрии в рамках современного формата массовой физической культуры и спорта / С.И. Стрига, А.А. Борисов // Фитнес: теория и практика. - 2020. - № 11; URL: fitness.esrae.ru/30-153 (дата обращения: 31.05.2021).

References

1. Grigorev V.I. Tekhnologicheskie kreativy fitnes-resursov v elektivnoy fizicheskoy kulture studentov [Technological creativity of fitness resources in elective physical education of students]. Fitnes: teoriya i praktika. 2020. No.11; Available at: fitness.esrae.ru/30-144 (date of access: 31.05.2021).

2. Evstafyev B.V. Analiz osnovnykh ponyatiy v teorii fizicheskoy kultury: materialy k lektsiyam i seminaram [Analysis of basic concepts in physical education theory: materials for lectures and seminars]. Leningrad: MIPC publ., 1985. 133 p.

3. Krugovykh I.I., Ongarbaeva D.T. Literaturny analiz mirovykh fitnes-trendov [Literary analysis of world fitness trends]. Fitnes: teoriya i praktika. 2020. No. 12;

4. Available at: fitness.esrae.ru/31-161 (date of access: 31.05.2021).

5. Saikina E.G. Teoriya i metodika fitnesa (chast I-Teoriya) [Theory and methodology of fitness (part I-Theory)]. Study guide for students of higher ed. institution. St. Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia publ., 2020. 164p.

6. Saikina E.G., Smirnova Y.V. Kontseptualnye osnovy fitnesa v teorii i praktike fizicheskoy kultury [Conceptual foundations of fitness in theory and practice of physical education]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2019. No. 2;

7. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28671 (date of access: 11.04.2019).

8. Striga S.I., Borisov A.A. Razvitie fitnes-industrii v ramkakh sovremen-nogo formata massovoy fizicheskoy kultury i sporta [Development of fitness industry within modern format of mass physical education and sports]. Fitnes: teoriya i praktika. 2020. No. 11; Available at: fitness. esrae.ru/30-153 (date of access: 31.05.2021).

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев1, 2, 3

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Казакевич1 Кандидат биологических наук, доцент О.В. Турыгина1 красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

2Сибирский федеральный университет, Красноярск

3Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Железногорск, Красноярский край

УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: основы безопасной жизнедеятельности, дети дошкольного возраста, средства физической культуры, формирование.

Цель исследования - обосновать программное сопровождение формирования основ безопасной жизнедеятельности у детей дошкольного возраста средствами физической культуры.

Методика и организация исследования. Изучение проводилось на базе образовательного учреждения МБДОУ № 13 г. Красноярска. В эксперименте приняли участие дети старшего дошкольного возраста. Объем выборки составил 43 человека. Для формирования готовности к безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры была разработана программа, которая включала следующие разделы: формирование двигательных умений и навыков безопасного поведения детей на дорогах и на воде; обучение детей практическим действиям по преодолению различных препятствий и возвышенностей; обучение детей технике безопасного падения в различных нестандартных ситуациях и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты исследования и их обсуждение. По завершении годичного эксперимента анализ сформированности базовых двигательных локомоций детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры показал, что ловкость и координация у детей повысились на 27,3 %, силовые качества и выносливость - на 19,8 %%, внимание -

PHYSiCAL EDUCATiON TOOLS TO CULTiVATE SAFE LiViNG BASiCS iN PRESCHOOLERS

Dr. Hab., Professor V.V. Ponomarev1, 2 3 PhD, Associate Professor N.N. Kazakevich'

PhD, Associate Professor O.V. Turygina1 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, Krasnoyarsk 2Siberian Federal University, Krasnoyarsk 3Siberian Fire and Rescue Academy of State Fire Service EMERCOM of Russia, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk Territory

Поступила в редакцию: 02.12.2021

на 18,9 %, преодоление специализированной полосы препятствий - на 38,1 %, научились плавать более 49 % детей, умению правильно падать обучились 51,1 % детей. Как показала практика, в целом более 70 0% детей старшего дошкольного возраста подготовлены к безопасной жизнедеятельности в несложных жизненных ситуациях.

Вывод. Результаты исследования показали высокую значимость средств физической культуры в формировании готовности детей старшего дошкольного возраста к безопасной жизнедеятельности, особенно в таких ситуациях, как проезжая дорога, поведение на воде, умение сгруппироваться при неожиданном падении, преодоление различных препятствий в сложной ситуации и др. Такой комплексный подход к формированию прикладных навыков безопасной жизнедеятельности у детей на ранних периодах дошкольного возраста в дальнейшем будет способствовать формированию общей культуры сохранения здоровья и безопасного поведения человека в различных жизненных ситуациях.

Работа выполнена в рамках государственного задания № 073-00052-21-01.

Использованная литература

1. Формирование мотивации детей старшего дошкольного возраста к здоровьесбережению / В.М Кравченко, Л.А. Бартновская, В.В. Пономарев и др. // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2021. - № 5. - С. 52-54.

Информация для связи с автором: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.