Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / ДЕТСКИЙ САД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шевель М. И.

Воспитатели, медицинские работники, родители, общественность должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды. Основная «вакцина» против травматизма - правильное воспитание, оно всецело зависит от воспитателей. В воспитании детей мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма. Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми. Об этом и пойдёт речь в данной статье.Tutors, health workers, parents, the public have to be uniform in the aspiration to surround the child with care and the attention, to grow up his strong, healthy, to save from trouble. Main "vaccine" against traumatism - the correct education, it entirely depends on tutors. In education of children of trifles doesn't happen. What is acquired in the childhood, subsequently becomes a habit. These accepted truths are immutable and in prevention of children's traumatism. In order that educational process was effective, yielded positive results, it is necessary to create favorable sanitary and hygienic conditions in child care facility and to provide careful care of children. About it the speech in this article will also go.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шевель М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Обучение технике коммуникативного взаимодействия, предполагающее формирование лингвистической компетенции участников ролевой игры, осуществляется в результате движения от жесткой модели управления деятельностью студентов к фиксированной и частично эвристической, последовательного усложнения оперирования языковым материалом от слова - реплики к диалогическому единству как взаимосвязи реплик, к последующей трансформации диалога - образца и диалогическому общению в определенной коммуникативной ситуации.

Использованные источники:

1. Беспалъко В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1999.

2. Кан-Калик В. А., Никандров И. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990.

3. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

4. Сластенин В.А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2002.

5. Степанов Р.И. Технологический подход к гуманизации образования. // Наука и образование. - 2003. - №3.

6. Шевченко С.Д. Школьный урок: Как научить каждого. - М.: ВЛАДОС, 2004.

Шевель М.И. студент

направление подготовки «Государственное и муниципальное

управление в социальной сфере» ФГБОУ ВО Московский государственный психолого-педагогический университет

Россия, г. Москва ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Аннотация

Воспитатели, медицинские работники, родители, общественность должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды. Основная «вакцина» против травматизма - правильное воспитание, оно всецело зависит от воспитателей. В воспитании детей мелочей не бывает. Что усвоено в детстве, впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма. Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми. Об этом и пойдёт речь в данной статье.

Abstract

Tutors, health workers, parents, the public have to be uniform in the aspiration to surround the child with care and the attention, to grow up his strong, healthy, to save from trouble. Main "vaccine" against traumatism - the correct education, it entirely depends on tutors. In education of children of trifles doesn't happen. What is acquired in the childhood, subsequently becomes a habit. These accepted truths are immutable and in prevention of children's traumatism. In order that educational process was effective, yielded positive results, it is necessary to create favorable sanitary and hygienic conditions in child care facility and to provide careful care of children. About it the speech in this article will also go.

Ключевые слова

Безопасность, опасность, угроза, детский сад.

Keywords

Safety, danger, threat, kindergarten. Согласно теории самоактуализации личности А. Маслоу, в ряду базовых потребностей человека (не затрагивая физиологический уровень) 70% занимают потребности в безопасности и защите от различных опасностей.

Вообще термин безопасность подразумевает такие условия, в которых находится объект, когда действие внешних и внутренних факторов не влечёт действий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту в соответствии с существующими на данном этапе потребностями, знаниями и представлениями.

В свою очередь, термин опасность подразумевает вероятность, возможность того, что может произойти неблагоприятное событие.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Анализ статистических данных о пожарах в Российской Федерации за 2012-2014 гг. показывает, что в зданиях и сооружениях дошкольных образовательных учреждений произошло 594 пожара (Рис. 1).

сЗ

ЕГ ^

О

о «

н о (и ЕГ

к ч

о «

Данная ситуация поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь. Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.

Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию обозначил суть всех происходящих в стране обновлений. Он констатировал: «...Всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего - для наших детей».

К сожалению, ежегодная статистика, показывает рост числа происшествий, в которых страдают дети. Это: пожары в жилых зданиях, дачных домах; аварии на дорогах; происшествия с детьми в доме, на улице, в образовательных учреждениях.

На данный момент существует много угроз и опасностей, которые свойственны детским садам. Ниже в этой статье будут даны самые актуальные на мой взгляд виды опасностей в порядке их наиболее возможной реализации.

1) Опасность не соблюдения правил охраны труда в детском

саду

Существуют основные правила охраны труда для воспитателей. Эту должность разрешено занимать людям, достигшим 18-летнего возраста.

Рис. 1

Человек должен пройти медицинский осмотр и при поступлении на работу предъявить санитарную книжку. После оформления на работу непосредственный руководитель проводит вводный инструктаж. Воспитателю необходимо знать основные правила работы и безукоризненно соблюдать их. Он должен чётко понимать, что от его действий зависит детская безопасность. В детском саду воспитатель не имеет права оставлять без присмотра то место, где находятся дети. Утром, приходя на работу, воспитатель осматривает все помещения в группе на наличие неисправностей. При их обнаружении информирует заместителя по АХР или заведующую.

2) Бытовые опасности

Категорически запрещается допускать в группу и на своё рабочее место посторонних людей, не имеющих отношения к воспитательской работе. Место воспитателя, его стол, должны всегда содержаться в порядке. Нельзя держать на виду острые предметы (иголки, ножницы, булавки, заколки для волос, ножи для бумаги и прочее). Для работы нужно использовать ножницы только с тупыми концами. Также категорически запрещается закалывать свою одежду булавками и иголками. Необходимо обратить внимание на то, чтобы в карманах не было острых и бьющихся предметов. Разрешается носить туфли только на низком каблуке. Воспитателю строго запрещается отдавать ребёнка незнакомому человеку и родственникам моложе 16-ти лет. То же относится и к родителям, явившимся за ребёнком в нетрезвом состоянии.

3) Опасности за территорией детского сада

Во время выезда на экскурсию воспитатель должен избегать улиц с оживленным движением автомобилей. В это время воспитателя обязан сопровождать младший воспитатель или другой помощник. Важно строго соблюдать правила дорожного движения. Каждый воспитатель должен проводить занятия для предупреждения детского травматизма на дорогах. Они проводятся в игровой форме с помощью бесед, рисунков, тренингов, сюжетных игр, театрализованных представлений, дорожных рейдов и многих других игр. Безопасность в детском саду и за его территорией предусматривает изучение тем о правилах поведения детей на улице. Важно предлагать темы о причинах дорожно-транспортного происшествия, о правилах поведения при переходе улиц (обязанности пешехода), в транспорте. Изучаются сигналы светофора и дорожные знаки. На прогулке важно следить за тем, чтобы ребёнок не съел незнакомые ягоды или грибы (в летний период).

4) Опасность не соблюдения температурного режима и гигиены

Обязанность воспитателя - следить за температурным режимом. В жаркую погоду обязательно следить за тем, чтобы у ребёнка был головной убор, а зимой необходимо надевать не пропускающие влагу сапожки. Воспитатель обязан предупредить развитие заболевания методом подбора

верхней одежды по погодным условиям. Важно соблюдать элементарные правила гигиены. У каждого воспитанника должны быть индивидуальная зубная щётка, расчёска и полотенце. Нельзя держать в помещении лекарственные средства, особенно в поле зрения детей. Аптечка скорой помощи должна находиться на полке вне досягаемости ребёнка. Содержать она должна только зеленку, йод, перекись, бинт, вату, лейкопластырь.

5) Опасность оказания не качественной медицинской помощи в детском садике

Медицинская сестра должна находиться в детском саду весь рабочий день. Для профилактики простуд очень важно соблюдать определённые режимы проветривания, но важно избегать сквозняков. Проветривание помещения проходит в то время, когда детей нет в группе. Комнаты для игры и спальни должны быть достаточно светлыми, а температура воздуха и влажность не должны превышать допустимые нормы. Медицинская сестра и заведующий детским садом обязаны контролировать санитарное состояние кухни и всего детского сада. Во многих больших садах предусмотрена ставка медицинской сестры по диетическому питанию. Ей необходимо проверять приобретённые продукты на срок годности, то есть её в первую очередь должна интересовать детская безопасность в детском саду. Медицинская сестра должна рассчитывать калорийность продуктов и составлять меню на каждый день для детей разного возраста.

6) Опасность во время аварийных ситуаций

Во время возникновения чрезвычайной ситуации нельзя поддаваться панике. Каждый воспитатель имеет определённую инструкцию действий в том или ином случае. Это может быть авария, пожар, стихийное бедствие. Первоначальная задача каждого - спасти детей своей группы, после чего доложить о результатах заведующей или заместителю начальника по АХЧ. Очень важно чётко выполнять все их указания. Каждый воспитатель должен понимать, что несёт большую ответственность за жизнь и здоровье ребёнка. Виновных в нарушениях правил техники безопасности и охраны труда подвергают не только дисциплинарным взысканиям, но и административным штрафам и уголовным наказаниям. Пожарная безопасность в детском саду является одной из основных тем, требующих внимания. Чтобы максимально обезопасить жизнь детей, перед приёмом на работу все работники этого учреждения должны в обязательном порядке прослушать противопожарный инструктаж и при надобности пройти учения по предупреждению развития пожара и методов его тушения. Проходят инструктаж один раз в полгода.

7) Опасность не правильного использования бытовых приборов

Чтобы предупредить развитие пожара, необходимо следовать

инструкции по эксплуатации газовых и электрических приборах и не оставлять на ночь включённые отопительные системы, бытовую технику (кроме холодильника). Нельзя использовать в группах, где находятся дети, электрокипятильники и чайники, а также устраивать в нежилых помещениях

склады макулатуры или хранить легковоспламеняющиеся металлы и строительные материалы. Нельзя устраивать в закрытых помещениях фейерверки и зажигать свечи, бенгальские огни. Не рекомендуется полностью выключать свет в помещении и одевать детей в маскарадные костюмы, сделанные из ваты и марли. Очень важно следить за окружающей территорией детского сада. Мусор должен своевременно выноситься на специальную территорию за пределами здания. Чердачные помещения необходимо закрывать, а ключи от них оставлять в легкодоступном месте (конечно же не для детей).

В рамках данного исследования было проведено анкетирование в одном из областных детских садов. У каждого ребёнка по два родителя. Во время анкетирования в качестве респондентов выступили 68 родителей, с целью выявления того, как родители уделяют внимание безопасности своих детей в детском саду и за его пределами. В данной анкете родителям было предложено ответить на 11 вопросов связанных с безопасность детей в ДОУ.

Как вы относитесь к тому, что некоторые родители отказываются делать прививки своим детям от опасных детских заболеваний (оспа, корь и т.д.)?

■ Полоржительно 0%

■ Отрицательно 86%

■ Не знаю 14%

Рис. 2

Хотели бы вы, чтобы территория детского сада была оборудована видеокамерами?

Да 89% Нет 0% Не знаю 11%

Рис. 3

А вы поддержали бы инициативу сотрудников МЧС по проведению викторины конкурсов по тематике пожарной безопасности, где все желающие могли бы принять в этом участие?

I Да 72% Нет 11% I Не знаю 17%

Рис. 4

Учили ли вы своих детей как действовать при ЧС?

4 • =

Рис. 5

ТЛ ^ С В связи с сложившейся ситуацией в нашей стране - терроризмом, безопасность наших детей стала волновать нас ещё больше. Довольны ли вы работой вашей охраны?

Рис. 6

Довольны ли вы работой воспитателей в детском саду в рамках безопасности вашего

ребёнка?

Рис. 7

Как вы оцениваете работу администрации детского сада для создания безопасных условий в детском саду?

Рис. 8

Как вы считаете, в полной ли безопасности находятся ваши дети во время прогулки?

Да 69% Нет 19% Не знаю 12%

Рис. 10

Хотели бы вы, чтобы сотрудники МЧС, МВД регулярно проводили мероприятия по безопасности для вашего ребёнка?

Да 86% Нет 3% Не знаю 11%

Рис. 11

Довольны ли вы распорядком в детском саду для вашего ребёнка?

Рис. 12

Анализируя полученные данные, можно сделать следующие выводы: более 70% опрошенных заботит безопасность своих детей в ДОУ, интересуются деятельностью ДОУ, что там происходит.

Больше половины опрошенных родителей принимают участие в жизни ДОУ и находят эту деятельность очень важной для своих детей, позволяющей улучшить безопасность в ДОУ и участвовать во внутренней деятельности детского сада.

Исходя из полученных данных и проанализируя ответы респондентов, можно сказать, что 80% родителей уделяют должное внимание воспитательному процессу своих детей; более 90% опрошенных считают,

что безопасность детей в ДОУ превыше всего.

Использованные источники:

1. Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н., Князева О.Л, учебно - методическое пособие по основам безопасности, М.: Изд - во Детство - Пресс, 2005. - 144с.

2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М.: Мозаика - Синтез Москва, 2013. - 64с.

3. Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, М.: Изд - во: Детство - Пресс, 2011. - 128с.

4. Шипунова В.А. Детская безопасность, учебно-методическое пособие, Изд - во: Цветной мир, 2013. - 96с.

5. Саулина Т.Ф. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. - М.: Мозаика - Синтез, 2013.- 112с.

6. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, Санкт - Петербург: Изд - во: Детство - Пресс, 2012.-240с.

7. Деркунская В.А. Образовательная область «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». ФГТ, Изд-во: Детство - Пресс, Сфера, 2012.- 144с.

8. Казанцев Г. Безопасность жизнедеятельности в образовательных учреждениях // Основы безопасности жизни. - 2001. - № 9 . - С. 14-17

9. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». - М.: Изд-во Скрипторий 2003, 2009. - 80 с.

10. Хромцова Т.Г. Формирование опыта безопасного поведения в быту детей среднего дошкольного возраста // научная работа. Санкт - Петербург - 2001. -175с.

Шентурк С., к.педаг.н. доцент, проректор Эрдолатов С.С. преподователь

Международный университет Ататюрк-Алатоо Кыргызская Республика, г. Бишкек ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

НАПРАВЛЕНИЯ Аннотация. В этой статье рассматривается педагогические условия совершенствования качества знаний учащихся студентов технических вузов. Цель этой статьи заключается в том, что при использовании информационных технологий преподаватель может достичь оптимального результата. Для совершенствования качества знаний студентов технического направления необходимо чтобы создавались педагогические условия: организационные и методические. В заключении отмечен, что умение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.