УДК 303.8 DOI 10.12737/18788
Получено 11.04.2016 Одобрено 18.04.2016 Опубликовано 17.07.2016
А.В. Райченко
д-р экон. наук, профессор, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Москва
e-mail: [email protected]
Формирование организационного направления научной школы теории управления
Аннотация
Систематизируя фундаментальные организационные положения, современная наука представляет основы устройства и взаимодействия в любой изучаемой сфере. В свою очередь, представляемая формой, раскрываемая содержанием, классифицируемая и детерминируемая организация становится необходимой основой построения любой науки и каждой дисциплины. Общие организационные начала формирования и развития системы знаний, а, значит, и действий обосновывают и представляют разнообразные научные школы, основываясь на едином понимании их организации. Формирование организационного направления научной школы теории управления определяет область основополагающих представлений о порядке, формах, структурах, процедурах и методах построения, оформления и отражения всех существующих и представляемых процессов и систем.
Ключевые слова:
исследования, наука, образование, организация, управление, школа.
A.V. Raychenko
Doctor of Economic Sciences, Professor, State University of Management, Moscow
e-mail: [email protected]
Organizational Direction Formation of the Scientific School of Management Theory
Systematizing the basic organizational statements, modern science is the base of structure and interaction in any of the studied area. In turn, submitted by the form, disclosed by the content and classified and determined organization becomes a necessary basis for the construction of any science, and each discipline. General organizational beginning of the formation and development of a system of knowledge, and the action, justify and represent a wide variety of scientific schools, based on mutual understanding of their organization. Formation of the organizational direction of the scientific school of management theory defines the scope of the fundamental notions of order, shape, structure, procedures and methods of construction, design and reflection of all existing and submitted to processes and systems.
Keywords:
research, science, education, organization, management, school.
Идея о том, что совокупность своих представлений об окружающем и формируемых на их основе знаний каждый из нас накапливает и систематизирует в виде интеллектуальной организации, исторически разделялась большинством ученых и преподавателей . Одним из первых, кто обосновал и сформировал эти представления в целостную и конструктивно позиционируемую в общей системе знаний учебную дисциплину, стал доктор экономических наук, профессор кафедры теории организации и управления Государственной академии управления Ярослав Васильевич Радченко . От изучения и описания окружающего мира и происходящих в нем процессов он последовательно перешел к пониманию и представлению места и роли организации, сначала в разнообразных объектах иссле-
дования, а, затем — специализированно в субъектах и объектах управления
Обоснованием формирования организационного направления научной школы теории управления стала концепция, определяющая что представляемая формой, раскрываемая содержанием, классифицируемая и детерминируемая организация становится необходимой основой построения каждой науки и дисциплины . Так, например, знания организации вселенной выделились в астрономию, организации хозяйственной деятельности — в производство, политической организации общества — в политологию и т . д .В основу этих наук положены общие организационные начала построения процессов и систем, причем каждая из них строилась по общим правилам, с использованием единых представлений об
их составе и содержании . Именно эти организационные начала предопределили общий методологический подход к исследованиям и построению современных научных представлений, возможность интеграции отдельных дисциплин в общую систему знаний
Во многом определяющие мировоззрение общие организационные начала формирования и развития системы знаний, а, значит, и действий, пытались обосновать и представить разнообразные научные направления — от теологии до тектологии . Это обусловило становление ряда подходов и концепций, заложивших основу формирования направления, представляемого сегодня комплексом организационных наук и дисциплин, первой из которых стала теория организации
Научная школа теории управления определяет, что систематизируя фундаментальные организационные положения, теория организации представляет основы устройства и взаимодействия в любой изучаемой сфере В этом смысле теория организации как наука определяет область основополагающих представлений о порядке, формах, структурах, процедурах и методах построения, оформления и отражения процессов и систем . С одной стороны, она раскрывает внутреннее строение, состав и содержание собственно исследуемых объектов, представляя их в структуре тех или иных научных дисциплин С другой стороны, она позволяет, вооружившись такими знаниями, формировать и формулировать всю совокупность фундаментальных, естественных, точных, социальных и других современных наук на единой организационной основе
Позиционирование теории организации в системе современных знаний начинается с выяснения научных областей, к которым она имеет непосредственное отношение Нагляднее всего такая задача решается путем проведения классификации, обосновывающей отнесение конкретной науки к группе дисциплин [3, с . 51]. Естественно, любая классификация достаточно условна, поскольку во многом определяется применяемыми критериями . Тем более это относится к теории организации, как науке, проявляющейся и развивающейся в качестве инструментальной основы построения всей системы знаний Такое значение теории организации обусловлено ее применением в процессе познания, целью выделения конкретной области знаний, логикой постановки и решения задач организации и, что важно для нашей кафедры и университета в целом — приоритетом знания организации в сфере управления При этом в теории организации принято широкое толкование дефиниции управления,
как целенаправленного воздействия субъекта на объект, представляемый неживой, живой природой и человеческим обществом в процессе их формирования, функционирования и развития
Научная школа теории управления, определяя теорию организации в качестве базовой области знаний, считает необходимым установить ее логические связи, приоритеты и последовательность взаимодействия с другими, прежде всего, организационными дисциплинами Их выделение, становление и развитие обусловливает формирование комплекса организационных дисциплин, объединяющего как фундаментальные, так и прикладные специализации организации Такая конструкция комплекса обеспечивает не только единое методологическое построение общей системы дисциплин, но и перманентное методическое сопровождение его освоения в процессе обучения и целенаправленное широкое применение организационного инструментария на практике [1, с . 89].
Очевидно, что в системе формирования и представления современных знаний комплекс организационных дисциплин объективно занимает не первое место, основываясь на уже имеющемся отражении объективной реальности Предтечей, формальной и содержательной основой, средством отражения и представления всех категорий и понятий организации, как и любой другой науки, является информация Именно в виде, посредством и в процессе информационной деятельности обучающийся постигает, систематизирует и использует научные знания . Значение научной информации, как систематизированной среды отражения объективной реальности и субъективных представлений о ней, трудно переоценить
В настоящее время эта область знаний претерпевает бурное и конструктивное развитие от информатики к полноценной теории информации Именно она объективно становится одним из необходимых начал, эффективных средств и систем всех научных исследований . Другой объективной основой разработки и построения состава и содержания комплекса организационных дисциплин, определения его места и роли в системе современных знаний выступают фундаментальные, естественные и точные науки Они впервые выделяют и исследуют объективные прообразы и аналоги организации, раскрывают и описывают основные законы, формы и процессы ее строения и развития [6, с . 62].
Единство материальных и интеллектуальных начал организации свидетельствует о том, что необходимые знания черпаются, прежде всего, из
наблюдений за объективной организацией, что обусловило выделение эргономики Она последовательно раскрывает устойчивые формы взаимосвязей и взаимодействия проявления и закрепления природной организации с целью последующего применения полученных знаний . Систематизация точных наук, раскрывающая вариации объективной организации соединений, перестановок, размещений, сочетаний, привели к выделению и становлению такой области знаний, как комбинаторика Основываясь на материальной организации, она впервые акцентировала внимание на изучении состава, характера, конфигурации связей и зависимостей различных объектов и их составляющих, что позволило существенно расширить представления о возможных соотношениях объективного и субъективного Важно понимать, что каждая из приведенных дисциплин также может представлять те или иные организационные знания в виде специализированных модулей различных учебных программ
Применение организационного подхода в разработке социальных направлений научной школы теории управления позволило качественно изменить и расширить фундаментальные основы формирования и отражения современных представлений об организации функционирования и развития общества Они реализовались с опорой на комплекс организационных дисциплин, занимающий центральное, системообразующее место и выполняющий координирующую, определяющую структуру роль науки организации в формировании и развитии стройной системы современных знаний . Условное отражение позиционирования организационных дисциплин в спектре основополагающих учебных программ, формируемых исследованиями научной школы теории управления, представлено на рисунке 1.
Архитектоника построения спектра основополагающих управленческих дисциплин основывается на том, что профессиональную подготовку современный обучающийся должен начинать с организации самого себя как основного объекта и потенциального субъекта управления Последовательно накапливая, анализируя и систематизируя знания об организации индивидуума, как самостоятельной биофизиологической и социально-психологической системе, он определяет свою профессиональную ориентацию . Этим обусловлено выделение, становление и развитие таких областей знаний, как психология, социология, конфликтология, условно отражающих формализованные представления об организации общества, человека, взаимодействия [5, с . 76]. Они существенным образом предопреде-
ляют основные научные подходы, концептуальные представления и практические воплощения эффективной организации социально-экономических процессов и систем
Организация специфических проявлений процессов и систем, в которых осуществляется профессиональная деятельность, описываются такими дисциплинами, как экономическая теория, стратегический, организационный, операционный, финансовый, инновационный менеджмент, раскрывающими их характерные черты и особенности Они рассматривают специализированные стороны организации общественных процессов Объективные условия их функционирования и субъективное участие в них человека обусловливают необходимость оптимизации такого взаимодействия на серьезной научной основе Попытки уйти от системного решения этой сложнейшей задачи путем необоснованной анархической либерализации социально-экономических процессов, как показала новейшая история России, слишком дороги для любого современного общества
Преодоление таких угроз позволяет целенаправленная и последовательная научная организация, теория и практика социально-экономического развития, представляемая комплексом управленческих дисциплин . Его основой становится разработка и представление комплексной модели организации взаимодействия процессов индивидуального саморегулирования, корпоративного развития и государственного управления Опираясь на единую организационно-методическую основу, такая модель способна обеспечить последовательное становление, реализацию и развитие основных прав и возможностей человека на принципах свободного рыночного общества . В новых условиях это требует коренной модернизации не только содержания каждой, консервативно сложившейся социально-экономической дисциплины, но и всего их состава и взаимосвязи, позиционируемых в системе современных знаний Это придает особое значение определению состава и повышению роли комплекса организационных дисциплин в системе современных знаний [4, с . 28].
Разработка организационного направления научной школы теории управления способствовала обоснованию, становлению и развитию концепций субъективных взаимодействий, становясь одной из важнейших, методологических основ разработки и построения комплекса современных управленческих дисциплин . Они выделяются, формируются, применяются и развиваются в объективных материальных и реально складывающихся социально-эконо-
Рис. 1. Позиционирование комплекса организационных дисциплин
мических условиях, в значительной степени определяющих, регламентирующих и позиционирующих субъективные составляющие . Собственно существование объективной организации выступает основой для всех последующих организационных проявлений
Любая реальная система управления организуется определенным образом и в этом смысле, пред-
ставляя собой субъективную организацию, становится основным условием эффективного управления Разнообразие возможных форм проявления субъективной организации процессов и систем управления обосновывает необходимость ее системного исследования, что осуществляется на основе комплекса организационных дисциплин Этими диалектическими началами определяется ведущая,
системообразующая роль комплекса организационных наук в системе современных знаний управления, ее модернизации и развитии .
Современная система управленческих дисциплин исторически организована определенным, субъективным образом В последнее время научное понимание этого явления развивается особенно интенсивно, порождает разнообразные представления Наиболее обоснован трехэтапный подход, при котором выделятся:
• теории информации, организации, экономики и управления, кибернетика, социология и психология, организационные изменения и развитие, описывающие концептуальные основы построения этого процесса;
• общий, стратегический, функциональный, отраслевой, производственный инновационный, организационный, операционный менеджмент, раскрывающий прикладные, прагматические представления и приложения системы управленческих знаний;
• конкретные дисциплины организации производства, труда, коммерции, поведения, проектирования и управления ими, детализирующие применение практических методов, процедур и инструментария действий
Именно такой диалектический подход, раскрывающий и детерминирующий прикладное развитие содержания теории управления широким спектром дисциплин менеджмента, выступает эффективной альтернативой примитивной замене первого вторым, настойчиво насаждаемым последнее время . Убедительным доказательством обоснованности и эффективности такого построения является теория организации как единая и комплексная теоретическая основа, формирующая и обеспечивающая последовательную взаимосвязь и гармоничное развитие всей совокупности комплекса организационных дисциплин
Научная школа теории управления исходит из того, что в рамках этого комплекса теория организации как универсальный инструмент исследования, отражения и построения процессов и систем вместе с другими областями знаний становится прародительницей новых научных дисциплин и направлений — организационные изменения, развитие организации, управление проектом, — уверенно завоевывающих право на самостоятельность Именно они, их постоянно развивающееся и совершенствующееся содержание способны обеспечить организационно-методическое сопровождение практической адаптации и применение знаний комплекса управленческих дисциплин
Пример становления комплекса организационных дисциплин важен еще и потому, что они непосредственно исследуют процессы функционирования и развития свободных, рыночных систем, в которых организация, как вид деятельности, децентрализуется и делегируется на нижние уровни управления В нем знания, умения и навыки организации представляются, осваиваются и закрепляются в качестве конкретного, практического руководства к действию в реальных экономических условиях, органично получая и развивая свое прикладное применение
Системообразующая связь организационного направления научной школы теории управления с другими областями знаний наиболее полно проявляется в формировании и применении инструментария их исследования Практическая реализация применения знаний комплекса организационных дисциплин в качестве инструментария выражается в построении, структуризации и представлении таких производственных дисциплин, как технология, и таких социально прикладных дисциплин, как конфликтология или политология Это убедительно свидетельствует об универсальности постановки и применения инструментария организации в любой области знаний и сфере практической деятельности Позиционирование комплекса организационных дисциплин в системе современных знаний обусловливает выявление его особой, структурообразующей роли как в научной, так и в практической профессиональной деятельности [2, с . 41]. Выработка и построение такого представления основано на выделении теоретического и практического значения организации как науки в целом, и теории организации как ее фундамента в частности Именно в них наиболее полно и всесторонне проявляются организационное, процессуальное, структурное, коммуникационное, коммутационное начала всех процессов исследования и воздействия
Значение становления и развития организационного направления научной школы теории управления в модернизации системы современных знаний достаточно точно определяется же представленным выше спектром его воздействия на формирование, становление и развитие любой науки Но, прежде всего, оно раскрывается в последовательно-процедурном применении организационного подхода к построению процесса исследования, отражению и представлению состава, содержания и корреспонденции формируемой или развиваемой области знаний Вместе с тем теория организации выделяет, формирует и развивает соответствующие методы исследования и представления конкретного содер-
Рис. 2. Роль организационного направления научной школы теории управления
жания любой науки в качестве способов выявления связей, зависимостей, последовательностей и процедур . Прежде всего к ним относятся обоснование и применение процессного подхода, анализа и синтеза как инструментов дифференциации и интеграции организации
Научная школа теории управления устанавливает, что теория организация как интеллектуальная система определяет структуру и форму комплексного отражения конкретной области знаний в виде стройной модели системы законов, принципов, методов, классификаций и других категорий обоснованного представления современной научной концепции Интеллектуальная система построения и отражения знаний, будучи проявлением роли всего комплекса ресурсов организации в научных исследованиях, выступает в виде конкретного инструмента их представления, освоения и применения на практике . Прежде всего это выражается в разработке и построении организационных основ конструкций, определяющих практическую деятельность, в виде программ, планов, распорядков, расписаний и т п Их формирование, применение и совершенствование отражают универсальное методическое единство комплекса организационных дисциплин
Практическая роль развития организационного направления научной школы теории управления, наряду с методическим конструированием, наиболее полно и всесторонне реализуется в разработке и применении разнообразного инструментария, обеспечивающего достижение запланированного в
любой сфере профессиональной деятельности . Исторически организационное развитие сознания индивидуума началось с выбора, апробации, адаптации и применения того или иного инструмента Вместе с тем как подготовка, принятие и исполнение плана, так и выбор, адаптация и применение инструментария его реализации осуществляются на основе разработки и осуществления определенной процедуры действий как методической роли организации . Такой взвешенный подход позволяет схематично представить роль комплекса организационных дисциплин в науке и практике следующим образом (рис . 2) .
Приведенная на рисунке 2 модель достаточно образно отражает теоретическую и прикладную роль организационного направления научной школы теории управления в процессе современного представления, построения и применения научных и практических разработок и положений В отличие от того, как в реальной жизни человек сначала встречается, осваивает и использует именно практическое, прикладное понимание и применение организации во всех ее конкретных проявлениях, в данной модели вскрывается и определяется основополагающее методическое значение комплекса организационных дисциплин Выделение этих организационных начал позволяет отразить, раскрыть и исследовать непосредственное содержание их формирования и развития определяющими формами конкретной реализации роли формирования организационного направления научной школы теории управления
Она проявляется в последовательно развивающемся и преобразующемся использовании содержания фундаментальных положений организации в качестве подхода, метода, системы основополагающих научных взглядов, позволяющих выделять, исследовать, формировать и представлять обоснованные и стройные концепции .
Формируемые развитием организационного направления научной школы теории управления общие начала этого представления предопределяют единство научного восприятия и понимания организации процессов и систем Оно становятся необходимой методической основой и условием формирования адекватного отражения окружающего в виде профессионально ориентированной, квалификационно развитой системы интеллектуальной организации Это должен понимать каждый ученый, преподаватель и обучающийся, поскольку в ходе научных исследований и практических действий профессиональный управленец формирует универсальную систему представлений интеллектуальной организации, отражающую и обеспечивающую их построение и осуществление . Именно этим обусловлена необходимость адекватного развития организации интеллектуальной системы высококвалифицированного профессионала в отличие от номенклатурного функционера, чьи действия основываются не на понимании сути ситуации, а на исполнении инструкции [3, с . 38].
Роль организационного направления научной школы теории управления проявляется в целенаправленном и содержательном применении знаний теории и практики организации как процедуры, инструмента, конструкции, реально обеспечивающих практическое объединение разнообразных процессов и систем в целенаправленно функционирующий механизм . Здесь роль комплекса организационных дисциплин раскрывается и проявляется в его непосредственном и специализированном применении в качестве средства подготовки, обеспечения и осуществления процесса постановки и достижения поставленной цели . Такое понимание роли комплекса организационных дисциплин в системе современных знаний наиболее тесно и содержательно взаимодействует с управлением, обеспечивая его наполнение и выражение как общими организационно-методическими началами, так и конкретным, целенаправленно формируемым и функционально применяемым инструментарием
Практическое значение формирования и развития организационного направления научной школы теории управления основано на выделении важных составляющих, необходимо и последовательно раз-
вивающихся и дополняющихся разнообразными проявлениями, специализированными методами, приемами и формами . Все эти и многие другие проявления последовательно и всесторонне раскрывают и дополняют представление прагматически сконструированной, методически ориентированной и предметно многообразной роли комплекса организационных дисциплин в развитии современной науки и совершенствовании практики Это обусловливает возможность и необходимость углубления и расширения палитры организационно-методического инструментария исследования в таких основных направлениях, как целевая ориентация, объектная адаптация, предметная специализация, функциональное разграничение и т д Именно они становятся актуальными направлениями выделения, становления, развития и применения новых областей научных знаний и прикладных методик
Представленный на рисунке 2 спектр конструктивно выделяет и содержательно подчеркивает исключительное значение определения конкретных перспектив развития организационного направления научной школы теории управления . С этой целью определяются и перспективы развития комплекса организационных наук в рамках развития направлений, профилей, программ и модулей подготовки всех уровней . Ученые кафедры постоянно расширяют исследование методологии, состава и содержания новых организационных наук и дисциплин, на материалах которых строятся инновационные предложения
В качестве фактологической базы таких исследований научная школа теории управления использует обширную базу данных, формируемую практикой преподавания комплекса организационных дисциплин в ведущих высших учебных заведениях и программах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации ряда профессиональных организаций и корпораций, состав которых определялся направленностью дисциплин кафедры теории управления . На этой основе формулируется характеристика приоритетов подготовки состава обучающихся, ставшая основой разработки прогнозов, рекомендаций и предложений развития организационного направления научной школы теории управления и комплекса организационных дисциплин [1, с . 98].
Приоритеты и перспективы этого развития во многом определяются проходящей реформой системы высшего образования, заключающейся, как мы надеемся, в числе других инноваций, не только в переходе на двухступенчатую программу подготовки (бакалавриат — магистратура), но и в каче-
ственной переориентации осваиваемых компетенций на реальные потребности работодателей Одним из последствий этой реорганизации, на взгляд последователей школы, должно стать перераспределение значительной части отраслевых и специальных дисциплин из программы первых четырех лет образования на последующие ступени
Особенно важным становится приоритет универсализации программы профильной подготовки выпускников бакалавриата, конкретная специализация которых перемещается на другие ступени или в другие формы профессионального обучения . Такие существенные инновации предполагают адекватную перестройку не только состава и содержания профилей организационных исследований и преподаваемых дисциплин, но и всего пакета их учебно-методического обеспечения . Поэтому прогнозирование развития организационного направления научной школы теории управления обусловливает модернизацию комплекса организационных дисциплин университета, которая становится чрезвычайно актуальной задачей [3]
Регулярно проводимые исследователями научной школы теории управления анализ и оценка опыта освоения организационных компетенций показывают очевидные преимущества применения модульного формата именно в преподавании комплекса организационных знаний, как основы профессиональной подготовки специалистов по управлению Модульный формат представления и освоения организационных знаний и навыков в составе разнообразных дисциплин не только не искусственен, но и напротив, напрямую обусловлен объектно ориентированным позиционированием и структурно координирующей ролью комплекса организационных дисциплин в системе современных управленческих знаний
Осуществляемые в последнее время попытки эклектичного объединения их под эгидой нового общего формирования или конкретной дисциплины, на взгляд экспертов научной школы теории управления, не только не обоснованны, но и существенно менее эффективны Такая оценка объясняется тем, что позиционирование отдельных модулей в программах содержательно или методически родственных им дисциплин оправдано не только одной специализацией, но и практической реализацией системообразующей роли комплекса организационных дисциплин Так, модули персонального воздействия менеджера гораздо эффективнее осваиваются в контексте расширения психологических ресурсов, а коммутации — в программе социологии, что позволяют обучающемуся на основе
специальных знаний, умений и навыков освоить и закрепить компетенции, определяющие социальную организацию
Представленное построение позволяет органичнее формировать и развивать конфигурацию организационного направления научной школы, оснащать ее новыми составляющими, сохраняя и даже углубляя преемственность и кооперацию разрабатываемых на его основе новых дисциплин . Целенаправленное и содержательное развитие модульных ресурсов учебно-методического программирования освоения компетенций организации не только устраняет существенно дезориентирующие обучающегося параллелизм и дублирование, но и качественно модернизирует весь образовательный процесс
На основе единой теоретико-методологической платформы научной школы теории управления открываются возможности содержательной ориентации большинства преподаваемых знаний, умений и навыков на использование общего, унифицированного или согласованного категорийно-понятий-ного аппарата . Формируются условия разработки и применения таких высокоэффективных сквозных учебно-методических продуктов, как унифицированное мультимедийное сопровождение освоения комплекса дисциплин или моделирование разрешения ситуаций методом ролевых деловых игр Становится более доступным и эффективным составление адаптированных, специальных, индивидуальных и других программ профессиональной подготовки, широко востребованных рыночной экономикой
Модульное построение (формирование, перераспределение, обмен, модернизация и т .д. ) программ является эффективным форматом не только для организации учебного процесса в университете Работодатель, являющийся конечным потребителем профессиональной компетенции и квалификации выпускников, как продукции университета, уже давно оперирует преимущественно подобными категориями Их можно обнаружить как в любом объявлении о поиске кандидатур на замещение вакантных должностей, так и, что особенно важно, в содержании и результатах переговоров о заключении трудового контракта
С позиций научной школы теории управления в качестве одной из задач реформирования системы профессионального образования выделяется усиление ориентации учебных программ всех образовательных учреждений на реальные потребности экономики . Организация такой «специальной заточки» выпускника под заказ может проводиться такими формированиями, как «бизнес-парк» уни-
верситета Но эффективное решение этой задачи возможно только на основе определения четкого и понятного обеим сторонам (образовательным учреждениям и работодателям) состава и содержания знаний и навыков выпускаемого специалиста Это позволяет работодателям формировать пакетные требования к специальной подготовке профессионалов по овладению, например, навыками организации и проведения мероприятий
Постановка и применение модулей позволяют эффективно модернизировать не только содержание, но и формы освоения профессиональных компетенций, формируемых комплексом организационных дисциплин . Его специфика изначально обусловливает расширенное востребование и применение активных методов обучения, а использование модульного формата открывает для них дополнительные возможности И действительно, успешное освоение организационных знаний, особенно специальных навыков, не только наиболее эффективно, но и в ряде случаев единственно возможно именно в интерактивной форме Такое положение обусловлено тем, что эти знания и навыки преимущественно не запоминаются, а осваиваются на конкретных примерах, ситуациях моделях
Вместе с аннотациями, иллюстрациями, ситуациями, тренингами и деловыми играми в освоении комплекса организационных дисциплин особенно действенно применение тестирования Причем очень важно не только входное, текущее или выходное, но и перманентное самотестирование обучающегося, обеспечивающее конструктивное обучающее воздействие на уровень освоения и закрепления получаемых знаний и навыков
Очевидно, что исследованием и изучением одной, пусть даже исключительно верной теории организации, нельзя обеспечить образовательную подготовку востребованного рынком труда профессионала . И действительно, в какой дисциплине обучающийся по любой программе университета может освоить знания и навыки подготовки мероприятий, организации собраний и конференций, проведения совещаний и переговоров? Даже такие важнейшие для управленца предметы, как «Деловое администрирование» или «Административный менеджмент», только предоставляют обучающемуся совокупность этих и других знаний по организации работы аппарата управления Апробировать и закрепить их, выработать основополагающие навыки организа-
торской работы с руководителями и подчиненными сегодняшний претендент на должность менеджера может активными методами обучения
На рисунке 1 выделены дисциплины или входящие в них модули комплекса организационных знаний, умений, навыков, преподаваемые сегодня в тех или иных программах университета . Естественно, что весь их состав не может, да и не должен быть реализован в рамках одной учебной программы или даже одного университета Отбор, апробация, адаптация и закрепление тех из них, которые будут действительно востребованы в новых условиях, осуществляются эволюционно, что может обеспечить достижение наиболее конструктивных результатов Вместе с тем, на наш взгляд, заинтересованным кафедрам и преподавателям соответствующих дисциплин целесообразно иметь собственное видение намечающихся перспектив развития организационного направления научной школы теории управления и комплекса организационных дисциплин университета Это способно оказать конструктивное воздействие не только на инициацию новых курсов, но и на совершенствование состава и содержания уже устоявшихся дисциплин не только организационного, но и смежных с ним комплексов знаний .
Поступательное развитие организационного направления исследований научной школы теории управления методологически обеспечивает совершенствование комплекса организационных дисциплин, что не только открывает реальные возможности модернизации образовательного процесса по ряду управленческих направлений и профилей, но и становится сегодня очевидной необходимостью его адаптации к реально формулируемым задачам работодателей Помимо уже приведенных выше достаточно убедительных обоснований, данный вывод следует из актуализации инновационных концепций разработки и построения современного образовательного процесса . Основой такой инновации является известная еще со времен Конфуция популярная притча о «Рыбе и удочке», противопоставляющая традиционному изложению и запоминанию содержательную адаптацию и прикладное освоение ресурсов организации Именно эта способность профессионального управленца адекватно оценить, конструктивно сформировать и адаптивно применить комплекс организационных ресурсов становится основой освоения и применения ключевых компетенций современного менеджера
Литература
1 . Афанасьев В . Я . , Митрофанова Е .А. , Райченко А. В . и
др . Интерактивное освоение компетенций менеджера: монография . — Рим: Евролинк, 2015 .
2 . Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации:
учебник для бакалавров . — 3-е изд. — М . : Юрайт, 2013 .
3 . Афанасьев В. Я . , Райченко А. В . Направления и
перспективы развития научной школы управления ГУУ // Управление . - 2013 . - № 1. - С . 6-11 .
4 . Организационная культура: учебник / Под ред В . Г .
Смирновой . - М . : ИНФРА-М, 2014 .
5 Райченко А В Административный менеджмент: учебник . - М . : ИНФРА-М, 2015 .
6 Теория организации и организационное поведение: учебник для магистров / Под ред Г Р Латфуллина, О Н Громовой, А В Райченко - М : Юрайт, 2014
References
1 . Afanas'ev V.Ya . , Mitrofanova E . A. , Raychenko A. V. [et al . ] Interaktivnoe osvoenie kompetentsiy menedzhera [Interactive development manager competencies]. Rome, Evrolink Publ. , 2015 .
2. Latfullin G.R., Raychenko A.V. Teoriya organizatsii [Organization Theory]. Moscow, Yurayt Publ. , 2013 .
3 . Afanas'ev V.Ya . , Raychenko A.V. [Trends and prospects for
the development of scientific management school State University of Management]. Upravlenie [Management]. 2013, I . 1, pp . 6-11 . (in Russian)
4 . Smirnov V. G . Organizatsionnaya kul'tura [Organizational
culture]. Moscow, INFRA-M Publ . , 2014 .
5 . Raychenko AV. Administrativnyy menedzhment [Administrative
management]. Moscow, INFRA-M Publ. , 2015 .
6 . Latfullin G . R. Teoriya organizatsii i organizatsionnoe
povedenie [Organization theory and organizational behavior]. Moscow, Yurayt Publ . , 2014 .