НАУЧНАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА УПРАВЛЕНИЯ
УДК 65.001 DOI 10.12737/117
Афанасьев В.Я.
д-р экон. наук, профессор, и.о. проректора Государственного университета управления, г. Москва e-mail: v_afanasiev_guu@mail.ru
Райченко А.В.,
д-р экон. наук, профессор Государственного университета управления, г. Москва
e-mail: A.V.Raychenko@bk.ru
Направления и перспективы развития научной школы управления ГУУ
Аннотация
Направления и перспективы развития научных исследований управления определяются стратегической ориентацией и актуальностью познания предметов и объектов целенаправленного воздействия субъекта на объект. В управленческом образовании они представляются исключительно широким спектром традиционных и новых направлений исследований научной школы управления, тактически ориентируемых и оперативно адаптируемых к реальным потребностям работодателей. Формирование и развитие этого спектра необходимо основывается на постановке и совершенствовании единой теоретически обоснованной и практически востребованной универсальной концепции управления, представляемой его научной школой.
Ключевые слова:
исследования; концепция; направления; наука; развитие; управление; школа.
V.Ya. Afanasiev
Doctor of Science (Econ.), Professor, Acting-Head (Acting-Provost), State University of Management, Moscow
e-mail: v_afanasiev_guu@mail.ru A.V. Raichenko,
Doctor of Science (Econ), Professor, State University of Management, Moscow
e-mail: A.V.Raychenko@bk.ru
The branches and future of scientific school of management at the State University of Management
Abstract
The trends and future of the scientific research in management are determined by the strategic orientation and relevance of learning objects and objects of purposeful influence of the subject on the object. In managers' education, they arrange exceptionally wide spectrum of traditional and new branches of researches for the scientific school of management, tactically oriented and quickly adapted to the real needs of employers. Formation and development of this spectrum should be based on the contribution and development of a unified theory based and practically demanded universal management concept, presented by the scientific school.
Keywords:
concept; branch; research; science; development; management; school.
Современный эффективный университет разрабатывает и осуществляет образовательный процесс на основе постановки и проведения комплексных научных исследований предметов и объектов профессиональной деятельности по актуально и перспективно востребованным ею направлениям, профилям и специализациям. В управленческом образовании они стратегически определяются исключительно широким спектром традиционных и новых направлений исследований научной школы управления, тактически ориентируемых и оперативно адаптируемых реальными потребностями работодателей. Формирование и развитие этого спектра необходимо основывается на постановке и совершенствовании единой теоретически обоснованной и практически востребованной универсальной концепции управления. Заложенная еще в 60-х гг. ее основателями, профессорами О.В. Козловой и И.Н. Кузнецовым, и сформировавшаяся к 80-м гг.
прошлого века основа научной школы управления Московского института — Государственной академии — Государственного университета управления (ГУУ) получает сегодня новый импульс поступательного развития.
Настоящий этап развития научной школы управления ГУУ обусловлен диверсификацией спроса работодателей на профессионально подготовленных, высококвалифицированных бакалавров, специалистов, магистров широкого спектра направлений, профилей и специализаций управления государственными, частными, общественными организациями. В каждой из них все активнее вос-требуются реальные профессиональные знания, умения и навыки выпускников университета, формируемые как фундаментальностью теоретической проработки современных концепций управления, так и научной обоснованностью и прикладной адаптацией механизмов применения их практиче-
ских разработок. Ключевое значение в конструктивной постановке и продуктивном решении этих задач приобретает определение направлений и перспектив развития научной школы управления в качестве фундаментальной основы выработки и реализации стратегии исследований и тактики разработки, апробации, адаптации актуальных традиционных и инновационных ресурсов, решений, механизмов управления.
Категорийной основой научной школы ГУУ стало определение управления как целенаправленного воздействия субъекта на объект, изначально обосновавшее и выделившее в соответствии с ними целый спектр управленческих профилей и специализаций. Ключевыми критериями такой декомпозиции направлений и перспектив развития управления стали различия субъектов, объектов и, соответственно, вырабатываемого и осуществляемого между ними целенаправленного воздействия, разделяющие его как по функциям, отраслям, приоритетам, так и по степеням свободы, предсказуемости и конкретизации результатов. Достаточно широкий комплекс этих критериев, их аргументации, сравнения и взаимодействий стал конструктивной основой обоснования, выделения и разработки сегодня спектра наиболее перспективных направлений развития современных концепций научной школы управления ГУУ.
К механизированным и автоматизируемым процессам управления еще основателями научной школы были отнесены организации неживой природы с конечным числом степеней свободы и программируемой реакцией на воздействие. Эти достаточно четко определяемые и вычисляемые характеристики объектов и соответствующие им процессы управления позволяют, при наличии необходимых ресурсов, механизировать и автоматизировать процессы целенаправленного воздействия на них и достижения программируемых результатов. К такого рода объектам и соответствующим им воздействиям было вполне обоснованно отнесено управление материальными, финансовыми, информационными и иными формализуемыми системами и процессами, представляемое, например, автоматизированными системами управления, процедурами электронного документооборота, механизмами автоматического регулирования и т.п. Фундаментальными исследованиями теории и практики целенаправленных воздействий на достоверно моделируемые процессы и системы, разработкой, адаптацией и применением формализуемых решений управления успешно занимаются сегод-
ня профессора В.В. Годин [7], Н.А. Саломатин, А.А. Степанов и др.
В управлении вероятностными процессами и системами научная школа ГУУ исследует целенаправленные воздействия на непосредственно не подчиненные объекты, природа которых и полномочия субъекта не позволяют обоснованно и однозначно формализовать и программировать результат. Это обусловливается влиянием спектра разнообразных, композиционно и случайно взаимодействующих факторов, определяемых закономерностями личностных, групповых и общественных взаимодействий, далеко не всегда непосредственно подчиненных воздействующему субъекту. К ключевым факторам, выделяющим вероятностно действующие объекты, изначально были отнесены взаимодействия реакций живой природы, вероятностно обусловливающие конечные результаты сложных и разнонаправленных воздействий. Наглядным примером такого управления являются постановка и решение проблем маркетинга, управления бизнесом, конкурентной средой, условиями их поступательного развития, разработкой которых активно занимаются профессора Г.Л. Азоев, Б.А. Аникин, С.А. Толкачев и др.
Принципиальным отличием социально-экономического управления стало выделение целенаправленной деятельности работника организации в качестве объекта воздействия ее аппарата управления. Фундаментальные научные исследования в этой области направлены на изучение: философско-мировоззренческих, концептуальных, логико-методологических и организационно-экономических основ управления персоналом; формирования корпоративной культуры, актуальных проблем ее современного состояния и перспектив развития; систем и технологий управления персоналом; социальных, правовых и психолого-педагогических основ управления, развития и воспитания персонала. Проводятся исследования закономерностей и принципов, процессов формирования функциональных, целевых и обеспечивающих подсистем управления персоналом, включающих изменение роли управления человеческим капиталом и интеллектуальными ресурсами, а также профессионализации функции управления персоналом. При этом акцент делается на стратегии кадровой политики, управлении изменениями и инновациями, расширении и углублении социального партнерства и трудовых отношений, существенном изменении принципов и систем мотивации и стимулирования трудовой деятельности; повышении экономической
эффективности труда и занятости, систем и технологий управления персоналом, качества рабочей силы; решении социальных вопросов. Данные исследования осуществляются в рамках договорной, учебно-исследовательской деятельности и подготовки специалистов через докторантуру и аспирантуру. Проблемы этой тематики активно исследуются профессорами Л.В. Ивановской, А.Я. Ки-бановым [4], В.М. Свистуновым и др.
Фундаментальные научные исследования в этой области направлены на изучение: философско-мировоззренческих, концептуальных, логико-методологических и организационно-экономических основ управления персоналом; формирования корпоративной культуры, актуальных проблем ее современного состояния и перспектив развития; систем и технологий управления персоналом; социальных, правовых и психолого-педагогических основ управления, развития и воспитания персонала. Проводятся исследования закономерностей и принципов, процессов формирования функциональных, целевых и обеспечивающих подсистем управления персоналом, включающих изменение роли управления человеческим капиталом и интеллектуальными ресурсами, а также профессионализации функции управления персоналом. При этом акцент делается на стратегии кадровой политики, управлении изменениями и инновациями, расширении и углублении социального партнерства и трудовых отношений, существенном изменении принципов и систем мотивации и стимулирования трудовой деятельности; повышении экономической эффективности труда и занятости, систем и технологий управления персоналом, качества рабочей силы; решении социальных вопросов. Данные исследования осуществляются в рамках хоздоговорной, учебно-исследовательской деятельности и подготовки специалистов через докторантуру и аспирантуру. Проблемы этой тематики активно исследуются профессорами Л.В. Ивановской, А.Я. Кибановым [4], В.М. Свистуновым и др.
Объектно-структурированная концепция стала сегодня не только ядром воззрений общепризнанной парадигмы управления научной школы ГУУ — ее основы заложены во все законодательные и подзаконные акты, используются в правовых и профессиональных нормах формирования, функционирования и развития социально-экономических организаций. Такая общепризнанность, с одной стороны, и свойственное ряду критиков школы стремление «...сделать все, как на «Западе», с другой стороны, сыграли с этими стейкхолдерами злую шутку,
выразившуюся в том, что на появление в профессиональном языке понятия «менеджмент» они ответили полным отождествлением его с управлением. Последствий этого пришлось ждать недолго, и сегодня ряд из таких трансляторов уже серьезно вводит специализацию менеджмента, например, по функциям — от расчетно-кассовых до влажной уборки помещений. В связи с этим определение соотношения управления и менеджмента стало не столько понятийной, сколько концептуально-профессиональной проблемой, обостряющейся каждый раз, когда ученый или обучающийся встречается с необъяснимым жонглированием этими понятиями без какой-либо вразумительной логики. Исследованиями, обоснованием и разработкой конструктивных решений этих противоречий сегодня активно занимаются профессора В.Я. Афанасьев [1], Г.Б. Клейнер, А.В. Райченко [5] и др.
Научной школой управления ГУУ менеджмент определяется сегодня как состав руководителей организации, процесс руководства ею и его организационно-методическое обеспечение в виде комплекса положений, инструкций, структур, процедур и т.п. Эти три проявления общепринято используются повсеместно, когда речь идет об уровне, качестве, результатах постановки и осуществления менеджмента. Инструментарием в первом случае характеризуется профессионализм персоналий руководителей, во втором — эффективность осуществления процесса руководства, а в третьем — качество организационно-методического обеспечения управления организацией. Исследованием, разработкой и применением новых решений в этих аспектах менеджмента сегодня активно занимаются профессора В.М. Воронин, К.К. Руппель, А.Н. Жилкина и др.
Предметно-содержательное исследование менеджмента выделяется научной школой ГУУ в качестве одного из ключевых направлений теоретических исследований, разработок и образовательных применений. Они позиционируют менеджмент как разновидность социально-экономического управления субъекта, направленного на работника организации как объект воздействия. При этом рыночная организация выделяется необходимым условием возникновения, становления и реализации менеджмента, поскольку только в ней официально закрепляются статус менеджера, его полномочия, функции и т.д. Особенностями постановки и профессионального применения содержательного потенциала и современных ресурсов менеджмента предметно занимаются профессора Э.М. Коротков, Г.Р. Латфуллин, З.П. Румянцева и др.
Социально-экономическое управление в целом выделяется, исследуется и позиционируется научной школой и на макроуровне, где его объектами становится уже экономика государства, общества, социума в целом. Ресурсы, условия, возможности, последствия выработки и реализации целенаправленного воздействия на такие сложносочиненные объекты исследуются, преподаются, изучаются в комплексе дисциплин макро-, институциональной, инфраструктурной, инновационной, в том числе переходной, экономики. В исследованиях и разработках школой ГУУ этих и спектра корреспондирующих с ними актуальнейших проблем управления народным хозяйством сегодня активно участвуют такие известные ученые, как академики РАН О.Т. Богомолов, С.Ю. Глазьев, А.Г. Гранберг, В.В. Ивантер, В.Л. Макаров, Н.Я. Петраков и др.
С теоретическими поисками и прикладными применениями ресурсов управления тесно взаимосвязаны научные исследования, предметные разработки и практические решения таких общегосударственных проблем, как, например, управление запасами или человеческими ресурсами, что за рубежом, а теперь все чаще и в России достаточно привычно определяется англоязычным понятием «goverment». Очевидно, что в исследованиях, разработках и реализации этих воздействий субъект управления приоритетно ориентируется и прежде всего учитывает комплекс административных, местных, социальных и иных параметров. Разработками проблем и решений этих задач управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях успешно занимаются профессора Б.А. Денисов, В.Б. Зотов, А.В. Руднев и др.
В отличие от этого в бизнес-организациях функциональным содержанием управления занимаются не столько руководители, сколько непосредственно разрабатывающие и реализующие решения специалисты, обеспечивающие их сопровождение исполнители. Современный менеджмент с позиций школы принимает и реализует содержание этих решений, обоснованное в научном плане и убедительное для практиков определение менеджмента, и называет его профессиональным руководством как ведущей составляющей управления организацией. Эти проблемы, прямо определяющие отраслевую специфику руководства и управления конкретной организацией, предметно исследуются профессорами Н.Н. Громовым, И.Н. Ивановым, А.Д. Чудновским и др.
Скрупулезно выверенное отношение к основополагающим понятиям управления и их содержательным определениям является фундаментальным
приоритетом школы ГУУ. Исследуя и представляя парадигму, школа управления прежде всего определилась с инструментом постановки и описания ее состава и содержания как совокупностью ключевых терминов и их дефиниций. Как процесс познания, так и система знаний серьезной научной школы основываются на постановке и применении комплекса взаимосвязанных средств в виде адаптированной совокупности инструментов и методов, называемой инструментарием исследований. С помощью него раскрывается и отражается содержание объекта, субъекта и управления в целом. Целенаправленной адаптацией и адекватным применением инструментария исследований управления активно занимаются профессора В.В. Балашов, В.И. Звон-ников, В.В. Лебедев и др.
Фундаментальными основами построения и применения универсального инструментария управления являются постоянно развиваемые школой исследования его правового обеспечения и юридического сопровождения. Они критически оценивают, конструктивно обосновывают и активно разрабатывают соответствующие положения и материалы, остро необходимые современному этапу развития теории и практики управления. Эти задачи сегодня ставятся, разрабатываются и конструктивно решаются профессорами И.В. Матвеевым, С.И. Некрасовым, В.В. Таболиным и др.
Формируемое научной школой ГУУ представление особенностей управления выделяет его взаимодействия в рыночных условиях хозяйствования, влияния отношений собственности на менеджмент и управление, раскрывает спектр взаимодействий руководства организации с нанимающим его собственником. Они влияют на формирование и трансформацию отношений собственника и менеджмента организации, раскрывающих спектр их перспективно-стратегических и оперативно-тактических взаимодействий. С позиций исследований школы эти отношения не становятся непосредственным воплощением управления организацией, хотя, конечно же, определяют существенную, если не решающую, составляющую менеджмента как профессионального руководства ею. Постановкой и решением этих проблем активно занимаются профессора В.Г Антонов, В.И. Бусов, А.В. Талонов [6] и др.
Поступательное развитие рыночных отношений в целом активно востребует разработку и применение новых подходов к исследованию, представлению и применению новых подходов и ресурсов управления. Они ориентированы на инновационные и креативные возможности и решения постановки и
осуществления решений управления, определяющие выработку новых концепций целенаправленного воздействия. Такие инновационные задачи и соответствующие им решения профессионально исследуются профессорами А.Т Волковым, Н.П. Масленниковой, В.Ф. Уколовым и др.
Теоретические и прикладные результаты научных исследований ученых школы управления постоянно востребуются практикой, внедряются и доводятся до конкретного применения в организациях и на предприятиях различных отраслей народного хозяйства. Наиболее значимые из этих исследований и разработок позволили усовершенствовать системы и процессы управления такими открытыми акционерными обществами, как «Газпром», «Компомаш», «НИИАТ», «НТМК», «РЖД», «РКК Энергия» и др. Ученые школы выполняют целевые исследования и прикладные инновационные разработки по заказам таких организаций, как Правительство Москвы, «Роснано», Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства и др. Тесное научно-практическое сотрудничество с субъектами хозяйственной деятельности позволяет ученым школы сверять подходы и решения с социально-экономическими реалиями, ориентироваться на перспективные потребности в исследованиях и развитии. Их активными разработчиками сегодня являются профессора М.Р. Ефимова, А.В. Ильюша, Ю.Н. Линник и др.
Перспективы развития научных исследований ГУУ определяются федеральными целевыми, отраслевыми и ведомственными научными программами, грантами РФФИ и РГНФ в рамках государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации. Руководствуясь принятой стратегией развития научной школы, ГУУ целенаправленно финансирует наиболее актуальные и перспективные инновационные исследования, разработки и публикации ученых и преподавателей из собственных средств. Финансирование и выполнение этих исследований и публикаций позволяет ученым школы конструктивно апробировать, предметно и объектно адаптировать их материалы и результаты, оценивать практическую востребованность разработок, определять наиболее перспективные и значимые направления их совершенствования, вырабатывать и реализовывать стратегию развития школы. Комплексными исследованиями и прикладными разработками в этих сферах управления активно занимаются профессора Э.Э. Батизи [3], Я.Д. Вишняков [2], В.А. Язев и др.
Научная школа управления ГУУ исходя из целей и задач, определенных для него учредителем,
изначально и последовательно изучает, разрабатывает и реализует приоритет государственного подхода к постановке, исследованию, обоснованию и представлению ресурсов, инструментов и механизмов целенаправленного воздействия. Вместе с тем продолжатели фундаментальных начал школы ответственно понимают, что государственный подход сегодня ни в коем случае не отрицает рыночных основ современной экономической формации, системно исследуя, разрабатывая и применяя как традиционные, так и инновационные ресурсы управления. Перспективы таких исследований актуализируются примерами востребования новых механизмов регулирования на государственном (США, Корея, Япония) и межгосударственном (ЕЭС) уровнях, на что прямо указывает предложение рядом западных ученых подходов, использовавшихся в России, СССР, Российской Федерации для преодоления кризисов. Исследованиями и разработками в этой области управления сегодня активно занимаются профессора А.А. Борисенков, М.Ю. Захаров, Н.А. Омельченко и др.
Классическая парадигма научной школы управления ГУУ, сохраняя приоритет гармонично взвешенной социально-экономической модели, развивается сегодня новыми ресурсами и возможностями активизации разработок бизнес-подходов, актуализируемых влиянием конкурентной среды. В этих условиях настоящий этап и перспективы развития научной школы ГУУ наиболее ярко проявляются в таких концептуально значимых направлениях теоретических исследований и прикладных разработок, как:
• всестороннее представление социально-экономической организации как объекта управления, объединяющего широкий спектр самых разнообразных систем и осуществляющихся в них и между ними процессов целенаправленного взаимодействия;
• обоснование и применение процессного подхода к организации и управлению как к системам обеспечения постановки и достижения необходимых субъекту целей;
• детерминирование состава и содержания, построение и специализация концепций и механизмов прикладного отраслевого и функционального управления;
• выделение менеджмента в качестве профессионального руководства как ведущей составляющей процессов и систем управления социально-экономической организацией;
• становление универсальной концепции государственного управления, регулирующего функцио-
нирование и развитие всех социально-экономических организаций общества;
• изучение потенциала и мобилизация ресурсов развития содержательного участия владельцев, предпринимателей, инвесторов в управлении бизнес-организациями;
• разработка, апробация, адаптация, постановка и применение ресурсов антикризисного управления в разрешении проблем устойчивого функционирования бизнес-организации;
• развитие теории управления инновациями и инновационного менеджмента как ресурса модернизации и инновации социально-экономического развития общества.
Литература
1. Афанасьев В.Я., Райченко А.В. Научная школа управления: становление, понятия, концепции // Проблемы теории и практики управления. — М.: МНИИПУ, 2012. — № 5.
2. Вишняков Я.Д. и др. Инновационный менеджмент: учебник. — М.: КНОРУС, 2011.
3. Батизи Э.Э. и др. Международный менеджмент: учебник. — М.: ГУУ, 2011.
4. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 447 с.
5. Райченко А.В. Административный менеджмент: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 416 с.
6. Талонов А.В. и др. Фасилити-менеджмент: учебник. — М.: ГУУ, 2011.
7. Теория менеджмента: учебник. — Гриф УМО / под ред. В.Я. Афанасьева. — М.: Юрайт, 2013. — 542 с.
НА СТРАНИЦАХ 12-47 НАСТОЯЩЕГО ВЫПУСКА ПУБЛИКУЮТСЯ СТАТЬИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ГУУ.
Проводимые в ГУУ разработки проблем управления на протяжении многих лет успешно применяются в преподавании управленческих дисциплин большинства вузов страны. Научные разработки конструктивно и позитивно воспринимаются профессионально практикующими руководителями организаций, что позволяет воспринимать учение школы как общепринятую научную концепцию, наиболее адекватную современным представлениям теории и практики управления. На этой основе ученые научной школы ГУУ сегодня определяют направления и перспективы развития фундаментальных и прикладных исследований актуальных проблем управления.