3. Middle States Commission on Secondary Schools («MSCSS»). Philadelphia, PA, 2006. URL: http://www.css-msa. org (дата обращения 15.03.10).
4. North Central Association of Colleges and Schools («NCA»). Tempe, AZ; Chicago, IL, 2010. URL: http://www. northcentralassociation.org (дата обращения 15.03.10).
5. Northwest Association of Accredited Schools («NAAS»). Boise, ID, 2010. URL: http://www.northwestaccreditation. org (дата обращения 15.03.10).
6. Western Association of Schools and Colleges. Accrediting Commission for Schools («ACSWASC»). Burlingame, CA, 2010. URL: http://www.acswasc.org (дата обращения 15.03.10).
7. AdvancED. Tempe, AZ; Alpharetta, GA: Advance Education, Inc., 2010. URL: http://www.advanc-ed.org (дата обращения 15.03.10).
8. Top Ten Things Colleges Look for in a High-School Student («Top Ten»). Washington, DC: Family Education, 2010. URL: http://school.familyeducation.com/college-prep/high-school/56210.html?page=1 (дата обращения 02.02.10).
9. Transition from High School to College («Transition»). Dallas, TX: Altshuler Learning Enhancement Center at Southern Methodist University, 2002. URL: http://www.d.umn.edu/tutoring/transition.htm#rules (дата обращения 02.02.10).
УДК 338
формирование организационного механизма региональной независимой системы оценки качества образовательных услуг учреждений высшего профессионального образования
Ильмира Захитовна Товышева, аспирант, telvira07@mail.ru,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
Regional independent system of assessing the quality of services in educational institutions should become part of state and public education quality control with the increased role of the consumers in the independent evaluation considering the needs and the specifics of the region. The author describes a model of independent quality assessment for an educational institution based on the new standard of quality control developed by the European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA) and Standards for Quality Management Series ISO 9000:2000 (GOSTR ISO 9000-2001).
Региональная независимая система оценки качества услуг образовательных учреждений должна стать частью государственно-общественной оценки качества образования с усилением роли потребителей образовательных услуг в независимой экспертизе, учитывающей заказ и специфику региона. В статье рассматривается модель независимой системы оценки качества образовательного учреждения, основанная на современной модели системы качества, разработанной Европейской Ассоциацией гарантии качества (ENQA), Стандартов по менеджменту качества серии ISO 9000:2000 (ГОСТР ИСО 9000-2001).
Key Words: independent quality assessment of educational institutions, the European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA), quality system model, standard for quality management ISO 9000:2000
Ключевые слова: независимая система оценки качества образовательных учреждений, Европейская Ассоциация гарантии качества (ENQA), модель системы качества, Стандарт по менеджменту качества серии ISO 9000:2000
Качество жизни и качество образования декларируются как главные ориентиры глобальной политики ЮНЕСКО и ООН. В программном документе ЮНЕСКО «Реформа и развитие высшего образования» (1995 год) качество образования определяется как важнейший девиз деятельности ООН в области образования. В документе отмечается, что деятельность в области высшего образования в условиях происходящих в мире изменений должна осуществляться под тремя девизами, которые определяют ее роль и функции на местном, национальном и международном уровнях: соответствие требованиям современности, качество и интернационализация [3. С. 26].
Болонский процесс является естественным развитием тенденций интеграции европейского и мирового образования. Он предполагает создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, основанной на единых принципах организации и стандартах качества высшего образования. Понятие качества образования охватывает преподавание и научно-исследовательскую работу, руководство и управление образовательным учреждением, способность удовлетворять потребности студентов и предоставление вузами других услуг обществу.
В настоящее время под руководством Ро-собрнадзора и при участии субъектов Российской Федерации, осуществляющих Комплексный проект модернизации образования (КПМО), создается Общероссийская и Региональные системы оценки качества образования (ОСОКО, РСОКО) [1. С. 20].
Региональная независимая система оценки качества образовательных учреждений (РНСОК) — совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем с учетом запросов потребителей образовательных услуг.
Перечислим основные принципы, положенные в основу РНСОК:
• развитие РНСОК как системы независимой внешней государственно-общественной оценки; приоритет внешней оценки качества образования над внутренней оценкой;
• соблюдение преемственности образова-
тельной политики с сохранением традиций российской системы образования;
• гибкость, мобильность, непрерывность развития с учетом социально-экономических особенностей отдельных муниципальных образований региона;
•функциональное единство РНСОК на различных уровнях при возможном разнообразии организационно-технических решений;
• системно-целевая направленность формирования на всех уровнях информационных ресурсов РНСОК;
•прозрачность процедур и механизмов оценки качества образования, нормативный характер формирования и развития РНСОК;
•открытость информации о результатах оценки в рамках действующего законодательства;
• инструментальность, технологичность, научная обоснованность индикаторов оценки;
• реалистичность требований, норм и показателей качества образования, их социальная и личностная значимость; минимизации их количества;
• доброжелательность, взаимное уважение, исключение любых проявлений авторитарности и администрирования.
РНСОК предполагается создавать путем проведения следующих мероприятий:
•анализ имеющихся способов оценки качества образования и встраивание их в общероссийскую систему оценки качества образования;
•определение объемов и параметров информации, необходимой потребителям образовательных услуг о качестве образования в регионе;
•определение объектов оценки;
•разработка инструментария оценки;
•создание эффективной инфраструктуры РСОКО;
•информационное обеспечение реализации Концепции общероссийской системы оценки качества образования.
РНСОК должна стать частью государственно-общественной оценки качества образования с усилением роли потребителей образовательных услуг в независимой экспертизе, учитывающей заказ и специфику региона.
В качестве одного из важнейших направлений развития региональной системы оценки качества выступает разработка организа-
ционного механизма функционирования независимой системы оценки качества, который обеспечивал бы устойчивое развитие этой системы [5. С. 2].
Термин «организационный механизм» несмотря на широкое распространение не имеет строгого формализованного определения. В основе этого понятия лежит определение механизма или машины, как системы тел, предназначенной для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения другого тела. Механизм применяется в тех случаях, когда нельзя получить требуемое движение тел и возникает необходимость в преобразовании движения [2].
Применительно к РНСОК механизм можно представить как создание форм организаций в рамках РСОКО, установление связей и взаимодействия между ними таким образом, чтобы результат функционирования всей системы удовлетворял определенным, заранее заданным условиям [6. С. 43]. В качестве условий могут выступать те цели и задачи, решение которых обусловлено необходимостью повышения качества образовательных услуг учреждений высшего профессионального образования, а также вытекающие из них более конкретные задачи, которые должны решаться в рамках модернизации образования.
Исходя из вышесказанного, формирование организационного механизма региональной независимой системы оценки качества образовательных услуг учреждений высшего профессионального образования представляет собой модель, основанную на современной модели системы качества, разработанной Европейской Ассоциацией гарантии качества (ENQA), Стандартов по менеджменту качества серии ^ 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 90002001) [4. С. 3].
В основе указанной модели лежит процессно-ориентированный подход. При разработке модели рассмотрен опыт всех ранее присуждаемых премий по качеству и проанализированы их сильные и слабые стороны. В результате были сформированы основные критерии, которые сгруппированы в два блока: образовательная деятельность и вспомогательные процессы.
Основной принцип построения модели заключается в том, что удовлетворение требований потребителя, а также влияние на общество достигаются за счет получения независимой
объективной информации, анализа реальных показателей, характеризующих деятельность как отдельных образовательных учреждений, так и в целом региональных образовательных систем.
Модель сформирована с учетом восьми фундаментальных принципов, которые обеспечивают повышение качества организации или предоставляемых услуг:
• ориентированность на конечный результат;
•сосредоточенность на интересах потребителя;
•лидерство руководства и постоянство целей;
•руководители организации должны обеспечивать ясность и единство целей внутри организации и во внешнем окружении;
•управление на основе достоверной информации о состоянии организации;
•развитие персонала и его вовлеченность в дела организации;
•развитие партнерства;
•социальная ответственность перед обществом.
В основе предлагаемой модели (см. рис. 1 на с. 135), которую для краткости назовем моделью РНСОК, лежит идея разделения всей процедуры независимой оценки на три основных блока:
1) ответственность заинтересованных сторон (включая вузы);
2) оценка образовательной деятельности образовательного учреждения;
3) оценка вспомогательных процессов образовательного учреждения.
В соответствии с рекомендациями Европейской Ассоциации Гарантии Качества (ENQA) с целью обеспечения ясности и прозрачности процедур, методы и критерии независимой оценки качества должны быть разработаны с учетом мнения всех заинтересованных сторон (включая вузы). В связи с этим первый блок модели РНСОК представляет собой процедуру согласованности заинтересованных сторон:
•целей и задач, методов;
•процедур оценки;
•разработки критериев;
•отбор экспертов.
В модели отдельно выделены показатели образовательных программ. Во второй блок модели РНСОК включены процедуры оценки
Стандарты (ГОС, Е^Л, КО)
~БлоКГ—Отвётствённость"заинтересованных сторон '
Согласованность целей и задач, методов оценки ______________0
Согласованность целей и задач, методов оценки _____________0
Согласованность целей и задач, методов оценки _____________0
Согласованность целей и задач, методов оценки 114
Прием
Студент
Основная образовательная программа
[Ї2
Реализация ООП
(/А Вс
от процессов 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6
Специалист, обладающий компетенцией (СОК)
________[ЦК
Воспитательная Г2~4"| )
работа ^—
от процесса 3.6
Л__________
Самооценка
вуза
Библиотечное и
информационное
обеспечение
\Б
Дополнительное
образование
_______________ИИ
СОК
и V
Востребованность
выпускников
Г26
Подтверждение соответствия
Блок 2 — Образовательная деятельность
Профессорско- Материально-техническая база Социальная поддержка
преподавательский состав Ш
3.2 ^7
Финансовое обеспечение образовательного процесса
Блок 3 — Вспомогательные процессы
Рис. Модель независимой системы оценки качества образовательных учреждений на региональном уровне
образовательной деятельности вуза, которые являются основополагающими процессами:
• прием;
• основная образовательная программа;
• реализация основной образовательной программы;
• дополнительное образование;
• воспитательная работа;
• востребованность выпускников.
Третий блок модели РНСОК — блок вспомогательных процессов — затрагивает такие важные аспекты деятельности вуза как качественный состав ППС, механизмы финансового обеспечения, потенциально важной для реализации ООП, библиотечное и информационное обеспечение, совершенство материально-технической базы, а также постоянное совершенствование и улучшение деятельности по социальной поддержке студентов.
В модели выделен отдельный критерий показателей, связанных с самооценкой высшего
учебного заведения. При современном понимании менеджмента качества многие из показателей, входящих в другие блоки, прямо или косвенно определяют наличие и эффективность внутривузовской системы управления качеством образования, определяемой блоком «Самооценка вуза (1.5)».
Независимая система оценки качества образовательных учреждений на региональном уровне по представленной модели должна предоставить ответы на следующие вопросы.
1) Какие цели поставлены перед ОУ?
2) Какие разработаны стратегии, позволяющие достичь эти цели?
3) Как ОУ определяет достижение поставленных целей?
4) Как совершенствуется ОУ?
Первый вопрос выявляет стратегические задачи ОУ в свете сформулированной миссии.
Второй вопрос определяет разработку стратегий и путей их реализации.
Третий вопрос определяет, каким образом обеспечивается достоверность оценки качества ОУ, формирование механизмов обеспечения качества образования и обратной связи с потребителями образовательных услуг.
Четвертый вопрос требует создания гибкой системы совершенствования образовательных учреждений, основанной на изменяющихся запросах потребителей и их оценке качества выпускников.
Итак, модель РНСОК требует не просто перечисления существующих в образовательном учреждении образовательных программ (основного, дополнительного, постакадеми-ческого и др. видов образования), но их постоянного анализа, оценки и реструктуризации с учетом потребностей рынка, результативности и эффективности распределения ресурсов, т.е. система внешней оценки качества должна учитывать эффективность внутренней системы обеспечения качества.
Внедрение модели РНСОК будет способствовать:
• обеспечению единого образовательного европейского пространства;
• повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве образования в конкретном образовательном
учреждении (муниципальном районе, городе);
• развитию академической мобильности документа об образовании и мобильности трудовых ресурсов;
• созданию инструментов общественного участия в управлении образованием.
Только независимая оценка и внешняя ответственность может дать ОУ мотив для самооценки и совершенствования управления качеством предоставляемых услуг. Принципы социальной справедливости также требуют внешней оценки и ответственности.
Таким образом, сформированный организационный механизм РНСОК будет способствовать обеспечению единого образовательного европейского пространства; повышению уровня информированности потребителей образовательных услуг о качестве образования в конкретном образовательном учреждении (муниципальном районе, городе); развитию академической мобильности документа об образовании и мобильности трудовых ресурсов; созданию инструментов общественного участия в управлении образованием.
Литература
1. Аккредитация образовательных учреждений: Нормативные правовые документы. М.: ТЦ Сфера, 2005. 80 с.
2. Беляков С.А. Организационно-экономический механизм устойчивого развития системы высшего профессионального образования в условиях формирования национальных университетов, системообразующих и инновационных вузов URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/321677/Broshyura-Belyakov_005.pdf.html (дата обращения 10.03.2010 г.)
3. Всеобщее управление на основе качества / Ю.С. Карабасов, А.И. Кочетов, В.П. Соловьев, Л.А. Дубовина: Учебное пособие. М.: МИСиС, 2003. 145 с.
4. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Изд-во стандартов, 2001. 21 с.
5. Развитие региональной системы оценки качества образования. М.: Эврика, 2006. 32 с.
6. Региональная система оценки качества образования: Материалы регионального семинара-совещания.
Вып. 1. Вологда: ИПП ОАО «Вологодская коммерческая компания», 2006. 70 с.