_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
УДК: 796.071.4:378.047:378.14 (043.3)
Хазим Тони
аспирант ХГАФК, г. Харьков, Украина E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СПОРТА В ГОРОДЕ НЕЖИНЕ ЧЕРНИГОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Формирование организационно-управленческих компетентностей будущих тренеров предполагает изучение исторических прецедентов совершенствования развития спорта на основе управления проектами. Успех развития спорта в г. Нежине в 1973-1979 гг. определил проект создания специализированных одно- и двух ведомственных центров, переведение тренеров в позицию менеджеров всего процесса спортивной подготовки, стабильный календарь спортивных соревнований на меж олимпийский цикл, использование для развития спорта целевых комплексных программ, что позволило обеспечить воспитание ряда спортсменов мирового класса.
Ключевые слова
Тренеры, менеджмент, управление проектами, спортсмены, одно ведомственные и двух ведомственные центры развития спорта (ОВЦ) и (ДВЦ), интенсивный способ развития спорта.
Постановка проблемы. Используя апробированную логику концентрации организационных и финансовых ресурсов, уже успешно примененную к тому времени в г. Одессе, Нежинский городской комитет по физической культуре и спорту (далее - горспорткомитет) принял решение о совершенствовании системы подготовки спортсменов, что вылилось в создание и организацию деятельности по развитию спорта так называемых двух ведомственных центров (ДВЦ).
Накануне первого этапа эксперимента в г. Нежине насчитывалось 45 коллективов физической культуры (КФК) и один спортивный клуб вуза. В том числе Нежинский государственный педагогический институт имени Н.В. Гоголя, техникум механизации сельского хозяйства, медицинское училище и культурно-просветительное училище, 2 профессионально-технических училища, 14 общеобразовательных школ. Только в двух производственных КФК (на заводе «Нежинсельмаш» и механическом) было более 1,0 тыс. работающих. Комплексная ДЮСШ имела специализацию: легкая атлетика, волейбол, ручной мяч, спортивная гимнастика, велоспорт и пулевая стрельба. Всего в секциях ДЮСШ и ДСО занимались 708 человек.
По классификации ДСО и ведомств КФК распределялись следующим образом: в сфере Министерства просвещения УССР 14 общеобразовательных школ и комплексная ДЮСШ, ДСО «Спартак» - 23 КФК, ДСО «Авангард» 5 коллективов, ДСО «Трудовые резервы» - 2 коллектива, СДСО «Буревестник» - 1 спортивный клуб (с председателем клуба на общественных началах), ДСО «Колос» - 1 коллектив физической культуры. Непосредственное руководство коллективами физической культуры общества «Спартак» осуществлял единственный на то время в Нежине городской совет ДСО «Спартак».
Штатное расписание горспорткомитета предусматривало наличие двух работников - председателя комитета и инструктора. Годовой бюджет комитета, помимо фонда заработной платы, составлял 1,0 тыс. рублей. Вместе с работниками комитета насчитывалось 65 специалистов по физической культуре и спорту, в том числе 10 штатных тренеров (9 в ДЮСШ и 1 в горсовете ДСО «Спартак») [2].
Цель исследования - в результате изучения литературных источников, представить суть основных идей, механизмы и результаты деятельности ДВЦ, а также возникшие при этом сложности.
Изложение основного материала исследования. Что касается характеристики деятельности Нежинской городской физкультурно-спортивной организации к началу эксперимента (1973 год), сошлемся на статью в украинской «Спортивной газете» В. Браницкого [1]. В статье отмечалась слабая организаторская
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
деятельность горспорткомитета, что выражалось в низком уровне проведения мероприятий по программе V летней Спартакиады народов СССР. Упоминалось также неудовлетворительное состояние спортивной базы, отсутствие качественного учебно-тренировочного процесса в центральных секциях ведущих КФК.
К началу эксперимента (в 1972 г.) лишь два городских спортсмена входили в составы сборных Черниговской области. По итогам 1972 года Нежинская городская физкультурно-спортивная организация заняла 4 место в областном социалистическом соревновании (далее - соревновании), что было лучшим показателем за период с 1970 по 1972 годы.
Именно такими, весьма неблагоприятными условиями для развития спорта высших достижений, характеризовалась ситуация в Нежинской городской физкультурно-спортивной организации. Было очевидно, что дополнительных ресурсов, значимых для подъема уровня спорта, брать неоткуда, требовалось переходить к идеям интенсивного развития спорта.
Деятельность комитета на I этапе организационно-педагогического эксперимента существенно не отличалась от обычной работы подобных спорткомитетов небольших городов. Ее основную особенность отличала предварительно поставленная задача определить степень эффективности спортивной работы в условиях традиционного функционирования [2, с. 71].
Усилия на I этапе эксперимента подтвердили наличие значительных скрытых резервов, что выразилось, в частности, в перевыполнении уже к 1 ноября 1973 года плана развития физической культуры и спорта. В 1973 году было подготовлено 6 кандидатов в мастера спорта СССР (при плане 3), 49 перворазрядников (план 43), 4056 спортсменов массовых и юношеских разрядов (при плане 3648) [2, сс. 7778]. По итогам года городская физкультурно-спортивная организация впервые победила в областном смотре-конкурсе по физической культуре и спорту, была награждена Дипломом Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и ЦК профсоюза работников культуры.
Однако, выяснилось: «Комитет в условиях традиционных форм работы не располагает необходимым влиянием на ...деятельность государственных и общественных организаций, ...не имеет достаточных возможностей для руководства ключевыми участками работы в ДСО (использованием материально-технических ресурсов, культивированием видов спорта, использование платных и общественных физкультурных кадров)» [2, с.78].
Поэтому: «В основу деятельности Нежинской городской физкультурно-спортивной организации в 1974-1975 годах был положен способ управления на основе целей. Внедрение целевого управления проводилось посредством последовательного дополнения традиционных форм планирования новыми» [2, с. 81]. В первой части II этапа эксперимента обычная для физкультурно-спортивных организаций деятельность была связана с достижением конкретных целей, формируемых комитетом, исходя из возложенных на него функций [10, сс. 93-97].
Долгосрочной, перспективной целью для Нежинской городской организации в области спорта было определено: «Добиться роста мастерства спортсменов города по культивируемым видам спорта до уровня сборных команд СССР включительно» [2, сс. 82-83]. В основу работы комитета и подчиненных организаций была положена новая схема: определение цели (и подцелей) - изучение имеющихся ресурсов - выбор альтернатив - принятие управленческого решения - организация деятельности по достижению цели.
Формой реализации целевого управления в подчиненных комитету советах ДСО, ДЮСШ и КФК стала организация их деятельности на основе составляемого на год перечня целей и задач их реализации, формируемых для них спорткомитетом. Внедрение целевого планирования происходило одновременно с выработкой и использованием новых специфических, эффективных в условиях небольшого города форм работы. «В декабре 1973 года горисполком принял решение № 486 «Об утверждении мероприятий по дальнейшему развитию олимпийских видов спорта организациями г. Нежина и улучшении подготовки спортсменов». Согласно решению, в 1974-1975 годах начался поиск рациональной специализации по развитию видов спорта, основанной по принципу одно и двух ведомственных центров - когда один вид закреплялся за одной-двумя организациями (ОВЦ и ДВЦ). Перед ними была поставлена цель подготовки членов сборных республики и страны. Создание ОВЦ и ДВЦ определялось стремлением, преодолеть распыление ресурсов, а также сохранить привычную практику соревнований между спортивными
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
организациями, что активизировало работу в ДСО и КФК.
«Используя идею создания специализированных центров, мы подразумевали под этим не принятие всей системы функционирования центров, сложившихся в г. Одессе, а только введение в городе рационального распределения обязанностей по развитию видов спорта. Основную же ответственность за развитие спорта по-прежнему нес спорткомитет, который с созданием ОВЦ и ДВЦ перестроил календарь городских соревнований и спартакиад, приспособив его к новой ситуации» [2, с.89].
Условиями создания ОВЦ и ДВЦ в КФК, ДСО и ДЮСШ определены:
- необходимость и принципиальная возможность развития вида спорта;
- хорошие традиции и заметные результаты развития вида спорта в городе или вышестоящей организации (областном совете ДСО);
- наличие необходимой спортивной базы;
- наличие в городе тренеров, в том числе совместителей (их основная работе не была связана со спортом), а также тренеров-общественников;
- возможность развития вида даже при отсутствии материальной поддержки со стороны вышестоящей, областной организации, опираясь на финансовые возможности относительно крупных производственных КФК.
«Были сформулированы принципы организации работы ОВЦ и ДВЦ:
- обязательное наличие детских и юношеских групп;
- регулярное участие команд ОВЦ и ДВЦ в городских юношеских соревнованиях;
- организация в общеобразовательных школах филиалов центральных секций во главе с учителями (тренерами-общественниками);
- преемственность в подготовке спортсменов юношей и взрослых;
- ориентация на подготовку в будущем высококвалифицированных спортсменов из числа воспитанников юношеских групп» [2, сс. 90-91].
Было необходимо, начиная с 1976 года, разработать новую для городской физкультурно-спортивной организации стратегию, которая обеспечит такой рост спортивного мастерства, который позволит готовить спортсменов, способных побеждать на чемпионатах СССР [3, 4, 5, 6]. Ее определило дальнейшее совершенствование специализации спортивных организаций на основе ОВЦ и ДВЦ, принятие четырехлетнего календаря основных спортивных соревнований: в год проведения Олимпийских игр проводятся только городские юношеские игры, по результатам которых и определяются итоговые места всех организаций-участников (советов ДСО и крупных коллективов физической культуры); в после олимпийский год - соревнования по программе Всесоюзных спортивных игр молодежи; во второй и третий после олимпийские годы проводились соревнования по программе Спартакиад народов СССР с акцентом на подготовку взрослых спортсменов, а по их результатам определялись организации-победители.
Со временем, с учетом достигнутых результатов, ряд видов спорта, а именно бокс, легкая атлетика и пулевая стрельба получили приоритетное развитие. От руководителей спортивных организаций, за которыми они были закреплены, комитет требовал вложения в их развитие основных денежных средств, обеспечения современным инвентарем, формой и оборудованием.
Вместе с тем, полученный опыт показал ограниченность применения использованной формы внедрения целевого управления в условиях комитета небольшого города. Сформулированные цели и задачи нередко ускользали из поля зрения спортивных руководителей, их заслоняли локальные цели, поставленные вышестоящими отраслевыми областными организациями. Отсутствие необходимой теоретической подготовки не позволяло руководителям, цели деятельности для которых определял горспорткомитет, проводить необходимую декомпозицию целей и формулировать конкретные производственные задания по их достижению своим подчиненным [3].
Достигнутые за первые два года положительные результаты, дали основание перейти ко второй части II этапа эксперимента и продолжить поиск эффективной реализации целевого планирования в деятельности комитета. Было решено на этом этапе изучить перспективы использования в развитии спорта целевых комплексных программ (ЦКП) [7, 8]. «...Разработать единую управляющую ЦКП, которая должна была
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
включать в себя не только все основные аспекты деятельности и развития Нежинский городской организации на 10 пятилетку, но и обеспечить координацию наиболее важных работ, контроль за сроками выполнения отдельных ее частей, как конкретных мероприятий в исполняющих программах организаций, контроль за финансированием и материальным обеспечением, решение кадровых вопросов, соблюдение сферы ответственности исполнителей, а также коррекцию исполняющих программ» [2, с. 117].
После согласования с исполнителями (спортивными руководителями) содержания исполняющих программ, горспорткомитет начал поиск эффективной формы их внедрения, стремясь избежать ситуации, когда поставленные цели ускользали из поля зрения руководителей, «забывались».
«С этой целью было решено придать программам такой вид, чтобы они одновременно являлись набором конкретных мероприятий, направленных на улучшение деятельности выполняющих их организаций. Так возникла идея о новой форме социалистического соревнования по организационно -массовой работе .среди ДСО. Сущность новой формы .соревнования заключалась в следующем. В программе каждого ДСО на 1977 год было сформулировано 20 основных задач деятельности и мероприятия по их выполнению, что позволило достаточно полно охватить все основные стороны .спортивной работы. При полном выполнении мероприятий по реализации одной из задач, организация могла получить 10 очков, а, следовательно, при выполнении всех 20 задач - 200 очков. Таким образом, посредством подбора реальных, посильных задач, все организации ставились в равные условия. Можно было предположить, что новая форма .соревнования позволит в известном смысле преодолеть недостатки традиционных условий соревнования, при которых преимущество получают ДСО, располагающие большими материально-техническими и кадровыми ресурсами» [2, сс. 119-120].
При новой форме соревнования значительный стимул к работе на основе программ получили все, даже располагающие незначительными ресурсами спортивные организации города, так как практически любая из них, успешно выполнив свою программу, могла стать победителем.
«Таким образом, шел процесс интегрирования деятельности ДСО и крупнейших КФК на достижение общегородской цели. Советы ДСО и коллективы физической культуры по-прежнему имели .самостоятельность в сфере управления, организации, финансирования, кадровой политики. Основные специфические цели советов ДСО, КФК и ДЮСШ также сохраняли существенное значение в исполняющих программах и главным образом в результате их реализации соответствующая организация должна была вносить свой вклад в выполнение программы, управляющей развитием физической культуры и спорта в городе. На этом этапе и была определена модель деятельности городской организации по достижению целей развития на основе принципов программно-целевого управления» [2, с. 121].
В условиях перехода к штабному (коллективному) типу руководства спортом в городе принималось во внимание сформулированное к тому времени научное положение о том, что: «Системы управления .создаются не на пустом месте, они вживляются в действующую организацию со сложившимися методами работы и системой отношений. .Создание новой системы должно идти в некоторой мере традиционным путем «устранения недостатков» с двумя существенными оговорками: все они должны вести к достижению единого комплекса целей, сформулированного в «дерево», и должны быть спланированы на весь срок создания системы» [9, с. 107].
Переход к программно-целевому управлению позволил достичь высоких итоговых результатов деятельности городской физкультурно-спортивной организации уже по итогам 1977 года. Студент Нежинского государственного педагогического института легкоатлет-спринтер В. Игнатенко первым из спортсменов Черниговской области попал в сборную команду СССР, стал неоднократным чемпионом страны в беге на 100, 200 м., а также в эстафете 4 х 100 м., чемпионом Всемирной универсиады студентов в г. Софии в эстафетном беге 4 х 100 м., завоевал две бронзовые медали на чемпионате Европы в 1978 году. В. Тищенко, также студент НГПИ, в 1978 году стал чемпионом УССР в беге на 1500 м, вошел в состав сборной СССР.
В 1979 году трое спортсменов-мастеров спорта международного класса (В. Игнатенко, В. Тищенко -легкая атлетика и И. Богданович - борьба дзюдо) в составе сборной Украины выступили в финалах VII Спартакиады народов СССР, где стали победителями и призерами, а Виктор Тищенко занял 9-е место на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
XXII Олимпийских играх в 1980 г. в Москве [2].
Итак, сравнение достигнутых в ходе организационно-педагогического эксперимента результатов с показателями 1972 года свидетельствует об эффективности использованного спорткомитетом целевого и программно-целевого управления, обеспечивших необходимые условия для стремительного роста спортивных результатов. Однако, нам важно сравнить показатели Нежинской городской организации за1978 год с результатами физкультурно-спортивной деятельности в подобных городах Украины.
Заметим, по показателям, характеризующим развитие физической культуры и спорта, в начале 1970-х годов г. Нежин значительно отставал от остальных городов своей группы (т.н., многоотраслевых промышленных центров - городов межрайонного значения с профилирующим машиностроением и металлообработкой). Поэтому создавалась возможность по темпам ликвидации отставания в последующие годы, если бы это удалось достичь Нежинскому спорткомитету, определить эффективность проведенных в течение рядя лет экспериментальных нововведений.
Было определено, что как контрольные, для сравнения результатов в области развития спорта взяты г. Дрогобыч и г. Каменец-Подольский. Отличительной особенностью систем физической культуры и спорта этих трех городов было наличие в них высших учебных заведений. В Дрогобыче педагогического государственного института имени И. Франко, в Каменец-Подольске педагогического института имени В. П. Затонского, а в Нежине государственного педагогического института имени Н.В. Гоголя.
В результате предложенных спорткомитетом и реализованных научно-обоснованных управленческих ходов, в г. Нежине Черниговской области Украины за очень короткое время был обеспечен стремительный рост спортивных результатов. По итогам 1977 г. по спортивным показателям этот небольшой город (тогда примерно 50 тыс. жителей) не только опередил Дрогобыч и Каменец-Подольский, но и поделил вместе с промышленным центром СССР г. Барнаулом 119-120 место в стране, опередив ряд областных центров Украины: Житомир, Луцк, Кировоград, Ивано-Франковск, Чернигов.
Выводы и перспектива дальнейших исследований
Представленное свидетельствует о том, что «Нежинский эксперимент» заслуживает того, чтобы в условиях ограниченных ресурсов на развитие спорта, которые присущи нынешнему этапу развития спорта в Украине и на постсоветском пространстве, были использованы основные идеи и наработки, уже подтвердившие свою высокую эффективность в подготовке спортсменов. Как и опыт Одесской области по созданию ОВЦ он должен стать достоянием нынешних спортивных руководителей и тренеров.
В то же время необходимо учесть, что описанный опыт может быть квалифицирован лишь как важный пример интуитивно-эмпирического использования метода управления проектами к совершенствованию системы подготовки спортсменов. Только овладение компетенциями в области менеджмента, включая основы управления проектами, создают надежные предпосылки к решению сложных организационно-управленческих проблем, существующих в практике развития отечественного спорта.
Список использованной литературы:
1.Браницкий В. Нежинские контрасты / В. Браницкий // Спортивная газета. - 1970, 23 июл.
2.Приходько В. В. Исследование путей повышения эффективности деятельности комитетов по физической культуре и спорту в условиях малых и средних городов: дис. ...кандидата пед. наук : 13.00.04 / Приходько Владимир Васильевич. - К., 1979. - 285 с.
3.Приходько В. В. Опыт внедрения целевого управления в практику физкультурно-спортивной работы небольшого города / В. В. Приходько. - Организация и управление физкультурным движением : сб. науч. работ. - К., 1977. - С.14-22.
4.Приходько В. В. Опыт совершенствования управления развитием физической культуры и спорта в среднем городе / В. В. Приходько. -Физическая культура в социальном развитии города : сб. науч. трудов. - Таллин, 1978. - С. 102-108.
5.Приходько В. В. Организация поиска одаренных спортсменов в условиях небольшого города / В. В. Приходько. - Научно-методические основы подготовки спортсменов высокого класса : тез. докл. науч.-метод. конференции (17-19 декабря 1980 г.). - К., 1980. - С. 11-12.
6.Приходько В. Цшьова програма спортивного Кжина / В. Приходько // Старт. - К.,1978. - № 1. - С. 19-20.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№3/2016
ISSN 2410-700Х
7.Проблемы унификации основных понятий и физической культуре и спорте : матер. всесоюзного симпозиума. - Минск, 1974. - 48 с.
8.Советская система физического воспитания. - М. % Физкультура и спорт,1975. - 558 с. 9.Черняк Ю. И. Простота сложного / Ю. И. Черняк. - М.: Знание, 1975. - 208 с.
10.Шатров В. В. О работе городского, районного комитетов по физической культуре и спорту / В. В. Шатров. - М.: Физкультура и спорт, 1972. - 112 с.
© Хазим Тони, 2016
УДК 335.58
Черников Дмитрий Николаевич
Преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, б\с, б\з Воронежский институт МВД России Мельник Кирилл Андреевич Преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, б\с, б\з Воронежский институт МВД России Прищепа Виктор Владимирович Преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, б\с, б\з Воронежский институт МВД России
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЖИВУЧЕСТИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (ОТДЕЛОВ) МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ
Аннотация
Ознакомление с основами выживания личного состава подразделений МВД в пунктах временной дислокации при выполнении служебно-боевых задач в условиях непосредственного воздействия противника.
Ключевые слова
Живучесть подразделений МВД России в условиях чрезвычайного положения.
Под живучестью понимается способность сохранять и в установленные строки выполнять служебно-боевые задачи в условиях воздействия противника [1, с. 21]. Отсюда, живучесть подразделений МВД России, в условиях обеспечения режима чрезвычайного положения, определяется их умением сохранять боеспособность. Поэтому, деятельность командиров и штабов должна быть направлена, прежде всего, на организацию тактической маскировки. Из опыта войн и вооруженных конфликтов следует, что умело организованная тактическая маскировка неизменно повышает шансы подразделения на выживание [2, с. 374]. Это достигается введением противника в заблуждение относительно истинного состава подразделения, характера действий и непосредственно самих намерений замаскированных подразделений. Совокупность таких действий обусловлена снижением потерь и, как следствие, повышение живучести личного состава подразделений.
В контексте вышеизложенного, важная роль отведена возможностям противника по раскрытию и обнаружению наших подразделений. Тактическая маскировка призвана защитить подразделения от вскрытия, и соответственно, от ударов противника. В основу ее организации положен старейший из принципов: «Замаскирован-не обнаружен, а не обнаружен-не поражен».