Научная статья на тему 'Формирование организационно-управленческих компетеностей тренеров- преподавателей на основе изучения опыта совершенствования развития спорта в Одесской области'

Формирование организационно-управленческих компетеностей тренеров- преподавателей на основе изучения опыта совершенствования развития спорта в Одесской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТРЕНЕРЫ / МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ / СПОРТСМЕНЫ / ОДНО ВЕДОМСТВЕННЫЕ ЦЕНТРЫ (ОВЦ) / ОБЛСПОРТКОМИТЕТ / ОБЛАСТНЫЕ СОВЕТЫ ДСО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хазим Тони

Формирование организационно-управленческих компетентностей будущих тренеров предполагает изучение исторических прецедентов совершенствования развития спорта на основе управления проектами. Стратегию развития спорта в Одесской области в 1970-1976 гг. определил проект создания одно ведомственных центров по развитию олимпийских видов спорта (ОВЦ), переведение тренеров также в позицию менеджеров, обеспечивающих весь процесс подготовки спортсменов. Итоги участия в Олимпиадах 1972 г. (Мюнхен) и 1976 г. (Монреаль) показывают, что ОВЦ обеспечили заметный подъем результатов одесских спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование организационно-управленческих компетеностей тренеров- преподавателей на основе изучения опыта совершенствования развития спорта в Одесской области»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

ISSN 2410-700Х

№1/2016

6. Федеральный закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации от 23.11. 2007 г. // СПС КонсультантПлюс.

© Т.В. Федорова, Н.Д. Жундрикова, 2016

УДК: 796.071.4:378.047:378.14 (043.3)

Хазим Тони

аспирант ХГАФК, г. Харьков, Украина E-mail: tomi.khazim@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНОСТЕЙ ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗВИТИЯ

СПОРТА В ОДЕССКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

Формирование организационно-управленческих компетентностей будущих тренеров предполагает изучение исторических прецедентов совершенствования развития спорта на основе управления проектами. Стратегию развития спорта в Одесской области в 1970-1976 гг. определил проект создания одно ведомственных центров по развитию олимпийских видов спорта (ОВЦ), переведение тренеров также в позицию менеджеров, обеспечивающих весь процесс подготовки спортсменов. Итоги участия в Олимпиадах 1972 г. (Мюнхен) и 1976 г. (Монреаль) показывают, что ОВЦ обеспечили заметный подъем результатов одесских спортсменов.

Ключевые слова

тренеры, менеджмент, управление проектами, спортсмены, одно ведомственные центры (ОВЦ),

облспорткомитет, областные советы ДСО.

Постановка проблемы. Формирование организационно-управленческих компетентностей будущих тренеров, необходимых им в условиях рыночного способа хозяйствования, предполагает изучение исторических прецедентов совершенствования развития спорта на основе технологии управления проектами. В Одесской области был реализован проект деятельности одно ведомственных центров по развитию олимпийских видов спорта (ОВЦ), созданных на базе областных советов ДСО.

Изучение документов показывает, что начало шагов по созданию ОВЦ было положено постановлением комитета по физической культуре и спорту при исполкоме Одесского областного совета (далее -облспорткомитет) № 31 от 28 ноября 1969 года «Об основных мероприятиях по дальнейшему развитию олимпийских видов спорта и подготовке олимпийского резерва в Одесской области в 1969-1972 гг.». В постановлении было зафиксировано: «С целью повышения ответственности руководителей спортивных организаций и тренеров за подготовку спортсменов высокого класса установить, что спортсмены, утвержденные постановлением комитета от 31 октября 1969 года в составах сборных команд Одесской области, закрепляются за организациями и тренерами по состоянию на 1 января 1970 года и до окончания Олимпийских игр 1972 года» [1, с. 50]. Итоги участия одесских спортсменов в Олимпийских играх 1972 и 1976 гг. показывают, что ОВЦ обеспечили заметный подъем результатов одесских спортсменов.

Однако, хотя с момента деятельности ОВЦ прошли десятилетия, нам не удалось обнаружить результаты научных исследований, в которых был бы описан и проанализирован опыт создания и работы ОВЦ, были вскрыты причины их успехов, неудач и отказа от практики их использования.

Цель исследования - изучив содержание официальных документов, восстановить суть основных идей, механизмы и результаты деятельности ОВЦ, которые важны для формирования организационно-управленческих компетентностей будущих тренеров, причины отказа от их использования.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Изложение основного материала исследования. В 1969 году, предшествовавшему созданию ОВЦ в составы сборных СССР от Одесской области входили 4, а в составы сборной УССР 7 спортсменов [2, с. 3]. За 1969 год были подготовлены: 1 мастер спорта СССР международного класса, 58 мастеров спорта СССР, 875 кандидатов в мастера спорта и спортсменов I разряда, 79598 спортсменов массовых и юношеских разрядов [3, с. 17].

С 1970 года внимание облспорткомитета (председатель Е. Г. Горбачев) сосредоточивается на ОВЦ. В «Справке о состоянии учебно-тренировочной работы по боксу» отмечается, что в ОВЦ существуют 32 группы, из них высшего спортивного мастерства 2 и спортивного совершенствования 3 [4, с. 2] (цитируя, сохраняем терминологию, использованную в документах - авт.). Идет поиск роста мастерства пирамиды спорта: «С целью ликвидации значительного разрыва уровня ведущих спортсменов и основных контингентов спортсменов-разрядников, ...с 1970 года, к комплексному зачету ...среди сборных команд ДСО и ведомств подключены соревнования по г. Одессе среди спортсменов массовых разрядов, .к которым не допускаются спортсмены I разряда и кандидаты в мастера спорта» [4, с. 2].

С января 1970 и в дальнейшем в повестку дня заседаний областного спорткомитета ежемесячно включаются вопросы о деятельности ОВЦ. Так, 29 января 1970 года слушается вопрос «О задачах и планировании работы одно ведомственного центра тяжелой атлетики по подготовке спортсменов высокого класса». 26 февраля - то же по фехтованию, 26 марта - по легкой атлетике, 30 апреля - по спортивной гимнастике, 28 мая - по классической и вольной борьбе, 30 июля - по гребле на байдарках и каноэ, 30 августа - по боксу, 30 сентября - по парусному спорту, 29 октября - по боксу (повторно), 26 ноября - снова по борьбе и 30 декабря - снова по фехтованию [5].

На примере ОВЦ по борьбе при областном совете ДСО «Спартак» рассмотрим особенности и проблемы деятельности типичного одесского ОВЦ того времени. В констатирующей части постановления облспорткомитета № 41 от 26 ноября 1971 года отмечается следующее. Совет центра и дирекция ДЮСШ-4 еще недостаточно контролируют работу тренеров, не оказывают должной практической помощи коллективам физической культуры. В центре работают 34 группы, деятельность которых организуют 9 тренеров, из них 3 группы высшего спортивного мастерства, 5 спортивного совершенствования, 26 разрядников и подготовительных.

В постановлении указано, считать основной задачей ОВЦ увеличение количества занимающихся на основе массовости, воспитание из числа талантливой молодежи борцов высокого класса, способных успешно выступать на чемпионатах Советского Союза, Европы и Олимпийских играх. Совету центра, совместно с руководителями ДСО и ведомств, до 1 января 1972 года определить коллективы физической культуры (КФК), в которых целесообразно культивировать борьбу, направить в эти коллективы тренеров и оказывать им систематическую помощь в работе [5]. Аналогично обсуждались и принимались конкретные решения по всем другим одно ведомственным центрам и культивируемым видам спорта.

В описательном отчете облспорткомитета за 1972 год описывается суть устройства ОВЦ: «Система одно ведомственных центров сосредоточила все имеющиеся квалифицированные кадры тренеров по виду спорта, они расставлены на участках работы, прежде всего, по своим деловым качествам. Это лишило возможности тренеров, не дающих «продукцию», переходить из одной организации в другую, значительно улучшило систему контроля, систему повышения квалификации тренерского состава.

В конце каждого года в одно ведомственных центрах ДСО создаются аттестационные комиссии из числа руководителей, ведущих тренеров, представителей общественных организаций, комитета. На заседаниях комиссий определяется уровень теоретической подготовки специалистов, подводятся итоги воспитательной работы со спортсменами, выполнение ими годовых планов по подготовке спортсменов-разрядников, .сохранение стабильности контингента занимающихся и т.д.

Учитывая все эти факторы, а также место, занятое тренером по системе, разработанной комитетом, .комиссия определяет профессиональную пригодность специалиста и ходатайствует перед комиссией облспорткомитета об установлении тренеру той или иной нагрузки на очередной год (следовательно, и зарплаты - авт.)» [6, сс.30-31].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

И далее: «Придавая большое значение увеличению количества стартов основной массы спортсменов, понимая, что без определенной соревновательной подготовки невозможно в минимальные сроки добиться повышения уровня мастерства спортсменов, комитет довел количество внутренних соревнований в каждом виде спорта (где организованы центры) до восьми у взрослых и юных спортсменов. Обязал всех тренеров выставлять на данные соревнования большинство своих воспитанников.

Система проведения соревнований в истекшем году выглядела следующим образом: первенство области - 2 тура; первенство центра - 2 тура; кубок области; кубок города; соревнования среди КФК вузов -2 тура, техникумов - 2 тура, школ и производственных коллективов; спартакиада среди городов и районов области». «Необходимо отметить, - указывается далее в отчете, - что наиболее подготовленные спортсмены из городов и районов области получали право участвовать во всех соревнованиях, проводимых по календарному плану, и за занятые ими места району или городу начислялись соответствующие очки в Спартакиаде» [6, с.32].

Далее в отчете уточняется: «В каждом из восьми соревнований тренеру определяется место по следующим 4-м показателям: количество выставляемых спортсменов; количество набранных ими очков; средний балл на одного участника; количество очков за призеров соревнований. Для оперативного выведения мест всем тренерам и начисления им очков по разработанной системе, комитет изменил форму отчета главного судьи и ввел соответствующее представление вместе с отчетом сводного протокола. К соревнованиям допускаются все тренеры и преподаватели, проводящие работу по данному виду спорта. Итоги подводятся раздельно среди тренеров и преподавателей. Работа тренеров оценивается при условии выставления на каждые соревнования не менее 3-х учеников. ...Тренерам начисляются очки за участие их учеников в республиканских и Всесоюзных соревнованиях только в том случае, если во всех внутренних соревнованиях их воспитанники принимали участие» [6, сс. 32-33].

И далее: «В истекшем году комитет продолжал вести работу, направленную на передачу спортсменов от одного тренера - другому. Это вызвано следующими причинами: узкой специализацией; недостаточной квалификацией тренеров; работой ряда тренеров только с юношами и т.д. Решая в ряде случаев эти вопросы волевым порядком, комитет одновременно и стимулировал работу тренеров, передавших своих воспитанников, начисляя этим тренерам 100% очков в течение четырехгодичного цикла со дня передачи спортсмена. Итоги работы тренеров подводятся ежеквартально, за полугодие и год. Результаты широко освещаются. .Высокие требования, предъявляемые тренерам в плане подготовки спортсменов высокого класса, требуют от наших специалистов систематического повышения уровня профессиональных знаний. С этой целью в осенне-зимний период советы центров и федерации планируют и проводят еженедельные семинарские занятия, открытые уроки, взаимное посещение занятий» [6, с. 33-34].

Из подробно приведенных данных отчета видна, фактически, вся суть усовершенствованной организации системы подготовки спортсменов, главной фигурой в которой теперь стал высококвалифицированный и заинтересованный в успехе своего спортсмена тренер-менеджер.

В редакционной колонке газеты «Советский спорт» были подведены итоги трех первых лет существования в Одессе специализированных центров по видам спорта [9]. В опубликованном материале отмечается, что организация спорта, предложенная одесситами, привлекла внимание специалистов, прежде всего, кооперацией сил и средств всех подразделений в развитии основных, олимпийских видов спорта. Сосредоточение в центрах ведущих спортсменов и тренеров положило конец параллелизму в развитии видов спорта, переманиванию спортсменов и тренеров, их необоснованным переходам. «Четкая структура центра, объединяющего спортсменов всех категорий - от групп начальной подготовки до групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, выдвинула на первый план фигуру тренера, а главным мерилом его труда стало мастерство атлета. Состязания по заявке тренеров (а не ДСО, как было ранее - авт.), стройная система .соревнования между тренерами позволили точно определять квалификацию спортивных наставников, явились .отличным стимулом в совершенствовании профессионального мастерства»[9].

Система центров, отмечала газета «Советский спорт»: «.позволила направить на развитие профилирующих видов спорта нешуточные средства, распылявшиеся ранее «по крохам» между десятками

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

сборных команд областных советов ДСО по двадцати с лишним видам спорта. Так, если в 1970 году все спортобщества тратили на учебно-спортивную работу по тем видам спорта, которые объединены сейчас в центрах, 360,5 тысяч рублей, то теперь на эти цели ДСО ассигнуют уже 492,1 тысяч рублей» [9].

Благодаря новой системе учета результатов деятельности, пишет газета, облспорткомитет получил возможность осуществлять действенный контроль работы каждого тренера, каждого спортобщества, за перспективным планированием развития каждого вида спорта.

В разработке «Положения о центрах» принимали участие работники спорткомитета, ДСО, преподаватели физвоспитания вузов, ведущие тренеры и спортсмены [9]. 28 апреля 1972 года было принято Постановление облспорткомитета № 20 «Об условиях оценки работы ОВЦ и облсоветов ДСО» [329, с. 206208]. Деятельность ОВЦ за год теперь оценивалась по:

- количеству занимающихся в ОВЦ (за каждого занимающегося в группе высшего спортивного мастерства - 15 очков, в группе спортивного совершенствования - 10 очков, в остальных группах - по 3 очка);

- количеству занимающихся в ОВЦ на один вид программы (сумма очков, набранных в первом разделе, делится на число видов программы в данном виде спорта);

- количеству очков, набранных спортсменами ОВЦ в соревнованиях вышестоящих организаций (очки начисляются согласно Положению на основании отчетов, предоставляемых ОВЦ облспорткомитету);

- количеству очков, набранных спортсменами в первенствах СССР;

- количеству очков, набранных спортсменами на соревнованиях вышестоящих организаций, деленных на число тренеров, выставлявших этих спортсменов;

- количеству очков, набранных спортсменами ОВЦ, в соревнованиях вышестоящих организаций, деленных на число видов программы в данном виде спорта;

- количеству участников внутренних соревнований, деленных на число тренеров, работающих в данном виде спорта.

Итоговое место ОВЦ по виду спорта по итогам календарного года определялось суммой мест по всем представленным выше семи разделам. Общее место ДСО по работе ОВЦ (по всем видам, объединенным в центры), определялось средним арифметическим, а именно суммой мест, полученных центром по каждому виду спорта по всем 7 разделам, деленное на число видов спорта, объединенных в центры [7, с. 207].

Как следствие, из Одесской области делегированы на ХХ Олимпийские игры в Мюнхене шесть спортсменов (вдвое больше чем на предыдущей Олимпиаде). Одесситы завоевали здесь 4 золотые и 1 бронзовую награду, установив в ходе Олимпийских игр 2 мировых и олимпийских рекорда.

Кроме того, на чемпионатах, первенствах, кубках УССР и СССР в 1972 году юношами и юниорами области было завоевано соответственно 180 и 36 призовых мест, установлено 11 рекордов УССР. При этом, завоевано 11 золотых, 6 серебряных и 1 бронзовая медаль, что свидетельствует о равном внимании и успехах, как юношеского спорта, так и взрослых спортсменов.

Набранные темпы Одесская область сохраняла до 1976 года включительно, когда на XXI Олимпийских играх в Монреале в число победителей и призеров вошли Н. Авилов, С. Петренко, М. Юрченя, О. Казакова и Л. Рудковская [8]. Но уже в 1977 году появились первые признаки стабилизации имеющихся спортивных достижений, а в 1978 году признаки полного отказа от практики развития спорта на основе ОВЦ.

Показателем изменения ситуации могут являться Всесоюзные молодежные игры, состоявшиеся в 1977 году, которые рассматривались как важная составная часть VII Спартакиады народов СССР. Более 300 спортсменов области участвовали в финальных молодежных играх Украины по 24 видам спорта среди команд областей и 7 видам среди команд ДСО. В этих соревнованиях одесские спортсмены завоевали 98 призовых мест, из них 24 первых, 33 вторых и 41 третьих.

Тем не менее: «В общекомандном зачете Одесская область заняла 7 место, пропустив вперед, по сравнению с I Молодежными играми УССР, команду Харьковской области. .Ниже своих возможностей выступили команды по баскетболу (юноши), шахматам, дзю-до. Плохие результаты показали футболисты, пловцы, легкоатлеты, велосипедисты, тяжелоатлеты, команда по стрелковому спорту. В межведомственных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

соревнованиях (среди облсоветов ДСО - авт.) не выступили гимнасты, слабо выступили спортсмены по академической гребле, парусу» [8].

1977 год стал периодом отказа от логики развития спорта на основе деятельности ОВЦ. В новом понимании, фактически, речь идет об отказе, начиная с 1977 года, от ОВЦ и возвращении к практике закрепления одного вида спорта для его развития за несколькими организациями сразу.

Причины возврата к традиционной практике подготовки спортсменов, от которой пытались отказаться, создавая ОВЦ, заключаются в следующем:

- за годы функционирования ОВЦ, по ряду видов спорта советами ДСО, ведомствами и КФК так и не была создана спортивная база, которая бы соответствовала решаемым высоким задачам подготовки спортсменов;

- как видно, так и не были решены в полном объеме другие важные вопросы, в том числе реального повышения уровня профессионального мастерства тренеров и оргработников, специализации отдельных ДЮСШ;

- как результат, к 1976-1977 годам в Одесской области на уровне городов областного подчинения и районных центров так и не сложилась система ОВЦ, что привело к неустойчивой ситуации, когда, можно сказать, что на уровне спортивных организаций Одессы была проведена перестройка структуры спортивных обществ, а в городах и районах области в целом нет;

- это же касается и организации подготовки спортсменов в Украине в целом. Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров УССР не счел необходимым расширить практику ОВЦ на всю систему подготовки спортсменов в системе республиканских ДСО и ведомств, на все остальные области и города республиканского подчинения. ОВЦ продолжали оставаться «инородным телом» в системе подготовки спортсменов в УССР, не имманентным повсеместно принятой в республике практике.

Такое положение дел привело к тому, что не были изжиты сомнения у спортивных руководителей ДСО Одесской области в правильности предложенного им областным спорткомитетом пути. Легко представить, о чем и как вели беседу в украинском совете какого-либо ДСО или ведомства с председателем соответствующего облсовета ДСО из Одессы, когда ему постоянно задавали вопросы, почему он выставляет на первенства украинского совета команды не по, скажем, 25 видам спорта, как это делают его коллеги со всех остальных областей, а например, по 5.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

1.Опыт создания и организации деятельности в период 1971-1976 годов в Одесской области ОВЦ представляет собой первый масштабный проект, который можно рассматривать как опыт интуитивно-эмпирического применения логики управления проектами к развитию спорта в Украине.

2.Постоянное давление в течение 6 лет на руководителей облсоветов ДСО и ведомств «снизу», со стороны облспорткомитета, который требовал одного, и «сверху» со стороны республиканских советов ДСО, требовавших другого, не могло не привести к появлению у них желания выйти из все нарастающего напряжения. Одесский облспорткомитет ставил все более высокие цели, тогда как спортивным руководителям облсоветов ДСО понимания и помощи ждать было неоткуда. Суммой этих причин и был определен возврат к традиционной деятельности областных советов ДСО.

3.Поскольку ни на страницах научных и периодических изданий, ни в архивных материалах не удалось найти описания логики, которой руководствовались инициаторы «Одесского эксперимента», остается большое поле для толкования представленного опыта, как научного, так и около научного характера. Единственное, о чем можно говорить с полной уверенностью, это то, что проведенный в г. Одессе натурный эксперимент по развитию спорта в период построения в СССР «развитого социализма» значительно, на десятилетия опережал свое время, поскольку по своей сути он представлял собой выведение на первый план конкуренцию тренеров, что характерно больше для рыночного типа хозяйствования.

Такая конкуренция ведущих работников (тренеров), а не организаций, была в то время невозможна, но опыт одесских ОВЦ может быть с успехом использован в современной Украине и на постсоветском пространстве в ходе дальнейших исследований по совершенствованию подготовки спортсменов.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №1/2016 ISSN 2410-700Х_

Список использованной литературы

1.Одесский областной государственный архив. - Фонд Р-7430, опись 1, дело 101. - 142 с.

2.Одесский областной государственный архив. - Фонд Р-7430, опись 1, дело 104. - 22 с.

3.Одесский областной государственный архив. - Фонд Р-7430, опись 1, дело 113. - 22 с.

4.Одесский областной государственный архив. - Фонд Р-7430, опись 1, дело 130. - 5 с.

5. Одесский областной государственный архив. - Фонд Р-7430, опись 1, дело 140. - 121 с.

6.Одесский областной государственный архив. - Фонд Р-7430, опись 1, дело 209. - 245 с.

7.Одесский областной государственный архив. - Фонд Р-7430, опись 1, единица хранения № 157. - 295 с.

8.Одесский областной государственный архив. - Фонд Р-7430, опись 1, единица хранения № 326. - 147 с.

9.Стратегия поиска // Советский спорт. - 1973, 19 окт.

© Хазим Тони, 2016

УДК 37.07.

Черемных Анна Владимировна

аспирант ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Российская Федерация Научный руководитель: Железнякова Ольга Михайловна

д.п.н., профессор кафедры педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» jelezolga@bk.ru

ГЕНЕЗИС ПРОЦЕДУР ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕСЛЬНОСТИ В РОССИИ

Аннотация

На основе анализа становления и развития процедур оценивания образовательной деятельности в Российской Федерации выявлены основные этапы и тенденции развития процедур оценивания.

Ключевые слова

Процедуры оценивания образовательной деятельности, лицензирование, государственная аккредитация, государственный контроль (надзор) в сфере образования, независимая оценка качества образования.

Отказ от государственного контроля в форме государственной инспекции и директивного управления образовательными системами в начале 90-х годов XX века был обусловлен децентрализацией структуры образования и демократизацией образовательной политики. Изменение структуры и содержания образования вызвало необходимость реформирования механизма управления системой образования, в частности в сфере оценки качества образования. Меняются и возрастают требования к осуществлению образовательной деятельности, постоянно обновляются технологии, возникают новые запросы со стороны общества и государства. Одновременно возможность получения качественного образования остаётся одной из базовых жизненных ценностей граждан и приоритетом государственной политики в сфере образования. Необходимость обеспечения государством качественного образования в условиях вариативности образования и возрастающей конкуренции образовательных организаций обуславливают актуальность осуществления процедур оценивания образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.