ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ https://d0i.0rg/l 0.20340/vmi-rvz.2024.3.0ZC>Z.1
ORIGINAL ARTICLE УДК 364.046.24
ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДАЕМОГО ПРОЖИВАНИЯ ИНВАЛИДОВ
Г.Н. Пономаренко1, 2, Л.А. Кожушко1, М.В. Рохманова1
'Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта, Бестужевская ул., д. 50, г. Санкт-Петербург, 195067, Россия 2Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова, Пискаревский пр., д. 47, г. Санкт-Петербург, 195067, Россия
Резюме. В статье рассматриваются вопросы формирования организационно-функциональной модели сопровождаемого проживания инвалидов на основе научно-обоснованного подхода. Проведён сравнительный анализ зарубежных и отечественных практик. Выявлены общие закономерности, влияющие на развитие системы сопровождаемого проживания, определены её участники и их полномочия, материально-техническая база, кадровый потенциал, механизмы реализации. Цель исследования: разработка организационно-функциональной модели системы сопровождаемого проживания инвалидов. Материалы и методы. Материалом исследования явились данные ежегодного мониторинга развития технологий сопровождаемого проживания инвалидов в субъектах Российской Федерации, представленные 89 субъектами по состоянию на 01.03.2024 г. Методической основой мониторинга стала разработанная система показателей, отражающих различные аспекты сопровождаемого проживания. Методы: системный анализ, качественный и количественный контент-анализ, структурно-функциональный и сравнительный анализ нормативных правовых документов, статистический анализ. Результаты исследования. По информации, представленной 89 субъектами Российской Федерации по состоянию на 01.03.2024 г., в 84 регионах (94,4%) ведётся работа по организации сопровождаемого проживания. Проанализированы факторы, влияющие на развитие системы сопровождаемого проживания. Сформирована организационно-функциональная модель системы сопровождаемого проживания инвалидов, включающая три уровня организации (федеральный, региональный и индивидуальный). Выводы. В концепции модели заложен комплексный, системный и персонолизированный подход, позволяющий разделить полномочия между федеральными и региональными органами власти, скоординировать работу по реализации технологий и осуществить контроль за всеми его звеньями, а также индивидуально подойти к разработке индивидуальной программы сопровождаемого проживания с целью определения инвалиду необходимого объёма помощи.
Ключевые слова: инвалиды, организационно-функциональная модель системы сопровождаемого проживания, системный подход. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Финансирование. Исследование проводилось без спонсорской поддержки.
Для цитирования: Пономаренко Г.Н., Кожушко Л.А., Рохманова М.В. Формирование организационно-функциональной модели сопровождаемого проживания инвалидов. Вестник медицинского института «РЕАВИЗ»: Реабилитация, Врач и Здоровье. 2024;14(3):138-144. https://doi.Org/10.20340/vmi-rvz.2024.3.QZQZ.1
© Пономаренко Г.Н., Кожушко Л.А., Рохманова М.В., 2024 Н Рохманова Марина Владимировна, [email protected]
FORMATION OF AN ORGANIZATIONAL AND FUNCTIONAL MODEL OF ASSISTED LIVING
FOR DISABLED PEOPLE
Gennadiy N. Ponomarenko1' 2, Ludmila A. Kozhushko1, Marina V. Rokhmanova1
'Albrecht Federal Scientific and Educational Centre of Medical and Social Expertise and Rehabilitation, 50 Bestuzhevskaya str., St. Petersburg, 195067, Russia 2North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, 47 Piskarevskiy Ave, St. Petersburg, 195067, Russia
Abstract. The article discusses the issues of forming an organizational and functional model of assisted living for disabled people on the basis of a scientifically based approach. A comparative analysis of foreign and domestic practices was carried out. General patterns influencing the development of the assisted living system have been identified, its participants and their powers, material and technical base, human resources, and implementation mechanisms have been identified. The purpose of the study is to develop an organizational and functional model of the system of assisted living for disabled people. Research materials: The research material was data from the annual monitoring of the development of technologies for assisted living of disabled people in the constituent entities of the Russian Federation, presented by 89 constituent entities as of March 1, 2024. The methodological basis for monitoring was the developed system of indicators reflecting various aspects of assisted living. Methods: system analysis, qualitative and quantitative content analysis, structural-functional and comparative analysis of regulatory legal documents, statistical analysis. Research results. According to information provided from 89 constituent entities of the Russian Federation as of March 1, 2024, work is underway in 84 regions (94.4%) to organize accompanied accommodation. The factors influencing the development of the assisted living system are analyzed. An organizational and functional model of the assisted living system for disabled people has been formed, which includes three levels of organization (federal, regional and individual). Conclusion. The concept of the model includes a comprehensive, systematic and personalized approach that allows the division of powers between federal and regional authorities, the coordination of work on the implementation of technologies and control over all its links, as well as an individual approach to the development of an individual program of assisted living in order to determine the required volume for a disabled person. help.
Key words: disabled people, organizational and functional model of the assisted living system, systematic approach. Competing interests. The authors declare no competing interests. Funding. This research received no external funding.
Cite as: Ponomarenko G.N., Kozhushko L.A., Rokhmanova M.V. Formation of an organizational and functional model of assisted living for the disabled. Bulletin of the Medical Institute "REAVIZ": Rehabilitation, Doctor and Health. 2024;14(3):138-144. https://doi.Org/10.20340/vmi-rvz.2024.3.QZQZ.1
Введение
Одним из приоритетных направлений социальной политики современного Российского государства является развитие стационарзомащающих технологий, таких как сопровождаемое проживание, приёмная семья, технологии сопровождения. Данные формы позволяют инвалидам, неспособным проживать самостоятельно в силу состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности, жить в условиях обычного социального окружения и участвовать в жизни общества.
В первую очередь эти вопросы затрагивают людей с инвалидностью вследствие психических расстройств и расстройств поведения, многие из которых в силу состояния здоровья неспособны вести самостоятельный образ жизни и вынуждены проживать в закрытых учреждениях. Данный факт отмечен в «Заключительных замечаниях Комитета по правам инвалидов на первоначальный доклад Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов» (п. 19) [1].
Внедрение технологий сопровождаемого проживания направлено на улучшение качества жизни инвалидов, неспособных вести самостоятельный образ жизни.
Как новое направление в комплексной реабилитации и абилитации инвалидов сопровождаемое проживание нуждается в собственной научной доказательной базе на основе комплексного и системного подхода [2, 3].
С точки зрения системного подхода сопровождаемое проживание необходимо рассматривать как единую систему, состоящую из комплекса взаимосвязанных мер, направленных на обеспечение проживания в домашних условиях инвалидов старше 18 лет, неспособных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лица, а также на повышение способности таких инвалидов к самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей (осуществлению трудовой и иной деятельности, досугу и общению) [4].
С целью выделения основных структурных компонентов системы сопровождаемого проживания и формирования единой организационно-
функциональной модели сопровождаемого проживания в Российской Федерации были изучены наиболее эффективные зарубежные и отечественные модели сопровождаемого проживания.
Результаты анализа зарубежных практик выявили, что характерными для всех форм сопровождаемого проживания в западных странах являются: роль местных властей, муниципалитетов в организации и финансировании мероприятий сопровождаемого проживания людей с инвалидностью [5-9]; разнообразность источников финансирования - от средств государственной, региональной, местной поддержки до медицинских страховок, финансовых возможностей специально созданных организаций, фондов [10, 11]; гибкая система определения величины пособий, в зависимости от состояния здоровья
и степени ограничения жизнедеятельности; сфокусированность на таких формах предоставления услуг, которые позволяют обеспечить включённость инвалидов в местное сообщество [12].
Закономерности, установленные при реализации сопровождаемого проживания в зарубежных странах, были использованы при формировании подхода к организации сопровождаемого проживания в Российской Федерации [13-15].
Первый опыт сопровождаемого проживания инвалидов в нашей стране, с одной стороны, доказал эффективность такой модели, а с другой - выявил основные проблемы в организации данной технологии, в первую очередь не полное нормативное правовое регулирование и отсутствие механизмов финансирования [16].
С целью соответствия принципам Конвенции Правительством РФ на протяжении последних лет ведётся планомерная работа по совершенствованию законодательства, направленная на улучшение положения инвалидов.
Большинство субъектов Российской Федерации (83) приступили к практической реализации технологии сопровождаемого проживания, однако уровень и динамика развития данных процессов в регионах различна. В 84% регионов уровень развития технологий средний и ниже среднего и характеризуется преимущественно развитием учебного сопровождаемого проживания, что обусловлено отсутствием единого комплексного и персонализированного подхода к сопровождаемому проживанию как к системе и актуализирует необходимость её научного обоснования и построения эффективной организационно-функциональной модели сопровождаемого проживания.
Цель исследования: формирование организационно-функциональной модели системы сопровождаемого проживания инвалидов.
Материалы и методы
Материалом исследования явились данные ежегодного мониторинга развития технологий сопровождаемого проживания инвалидов в субъектах Российской Федерации, представленные 89 субъектами по состоянию на 01.03.2024 г. (далее - Мониторинг).1 Методической основой Мониторинга стала разработанная система показателей, отражающих различные аспекты сопровождаемого проживания. На основе показателей была составлена форма в виде таблицы-классификатора, в которую сведены
1 Проводятся Федеральным методологическим и методическим центром развития сопровождаемого проживания инвалидов Федерального научно-образовательного центра медико-социальной экспертизы и реабилитации имени Г.А. Альбрехта Минтруда России по заданию Минтруда России (с 201 8 г).
все категории (и подкатегории) анализа и единицы анализа («единицы информации», совокупности «единиц информации») для последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей.
Методы: системный анализ, качественный и количественный контент-анализ материалов исследования, структурно-функциональный и сравнительный анализ нормативных правовых документов, статистический анализ.
Системный анализ включал изучение общих принципов построения моделей сопровождаемого проживания в разных странах, выявление характеристик, функций и взаимодействия объектов и субъектов системы сопровождаемого проживания инвалидов.
Содержание нормативных правовых документов субъектов изучены с применением метода структурно-функционального анализа в сравнении с основными положениями законодательства Российской Федерации. Для оценки результативности системы применена совокупность качественных и количественных показателей.
Результаты
По результатам анализа зарубежных и отечественных практик сопровождаемого проживания выявлено, что определяющими в развитии данной технологии являются: нормативное правое регулирование, финансовое обеспечение (в т.ч. государственное), кадровое обеспечение, создание рынка социальных услуг, межведомственное взаимодействие, создание условий для обеспечения социальной и трудовой занятости инвалидов, привлечение к организации сопровождаемого проживания социально-ориентированных некоммерческих организаций и бизнеса.
Концептуальные основы сопровождаемого проживания утверждены «Концепцией развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года» (далее - Концепция), которая рассматривает сопровождаемое проживание как форму жизнеустройства инвалидов, неспособных вести самостоятельный образ жизни [18].
На основе Концепции нами разработан алгоритм развития системы сопровождаемого проживания -цель, первоочередные задачи, определение потребности в данной форме жизнеустройства, разработка нормативной правовой базы, формирование условий организации, включающей инфраструктурные преобразования, решение кадровых, институциональных, финансовых, информационных вопросов и др. В основе развития указанной системы лежит комплексный и персонализированный подход.
Контент-анализ и систематизация нормативно-правовых актов федерального уровня позволил оценить вопросы сопровождаемого проживания, которые на сегодняшний день отрегулированы, и выявить имеющиеся пробелы.
Так, законодательно закреплены понятия сопровождаемого проживания, сопровождаемой трудовой деятельности и социальной занятости [4]; Минтрудом России в 2023 году утверждены критерии определения нуждаемости инвалидов в сопровождаемом проживании (приказом № 606н) [19] (далее -Критерии), порядок организации трудовой занятости [20] (приказом № 652н), порядок организации социальной занятости (приказом № 605н). С целью разработки этих документов нами были подготовлены научно-обоснованные предложения.
Однако имеются неотрегулированные вопросы: до сих пор не утверждены правила и порядок организации сопровождаемого проживания, не определён порядок предоставления жилых помещений для этих целей, не утвержден перечень и объём услуг, востребованных инвалидами на сопровождаемом проживании, не полностью решены вопросы опеки и попечительства и другие вопросы, что требует дальнейшего совершенствования законодательства.
В то же время утверждение Критериев позволило регионам единообразно оценивать нуждаемость инвалидов к сопровождаемому проживанию с учётом имеющихся у них ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма. По результатам анализа оценка нуждаемости по указанным критериям проведена в отношение 1416 инвалидов (32,3%). В зависимости от степени выраженности автономии был определён объём необходимых инвалиду услуг по сопровождаемому проживанию, включающий тип периодичности предоставления таких услуг и их продолжительность в течение дня/недели.
С целью формирования единого подхода к определению перечня, стандарта и объёма социальных услуг, предоставляемых при содействии жизнеустройству инвалидов, нами разработан примерный «Стандарт услуг сопровождаемого проживания», согласованный с общественными организациями. Данный примерный стандарт поможет органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в разработке регионального стандарта, что позволит индивидуально подойти к определению объёма и периодичности предоставления услуг, востребованных инвалидом на сопровождаемом проживании, и рассчитать их стоимость.
По результатам анализа выявлено, что в предоставлении инвалидам услуг в рамках сопровождаемого проживания принимают участие как государственные, так и негосударственные организации (далее - НКО). Общее число организаций, предо-
ставляющих инвалидам услуги на сопровождаемом проживании, составило в 2023 г. году 420, из них 46 НКО.
Изучение кадрового состава специалистов, обеспечивающих предоставление инвалидам услуг в рамках данной технологии, показало, что преимущественно были задействованы социальные работники, а также педагоги, психологи, ассистенты-помощники и специалисты по социальной работе. Основные функции: оказание инвалидам всех видов социальных услуг; содействие в проведении реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных) на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации или содействие в её разработке с целью дальнейшего проведения реабилитационных и абилитационных мероприятий; содействие в трудовой и социальной занятости; содействие получению образования; содействие досуговой деятельности инвалидов. Медицинские услуги в процессе сопровождаемого проживания оказывались инвалидам на общих основаниях в организациях, указанным в полисе обязательного медицинского страхования.
По результатам Мониторинга в настоящее время в этой сфере работает 2886 специалистов, в т.ч. 2518 человек в государственных учреждениях, из них 1680 человек прошли подготовку по дополнительным профессиональным программам, 836 человек нуждаются в обучении.
Анализ использования жилых помещений для целей сопровождаемого проживания показал, что для целей сопровождаемого проживания могут быть использованы жилые помещения различной формы собственности и различного назначения (выделенные в Жилищном Кодексе РФ [21]) в т.ч.: специализированного использования; социального использования, индивидуального использования и коммерческого использования.
По результатам Мониторинга общее число квартир группового сопровождаемого проживания в 2024 году составило 204, из них в отдельных жилых домах - 100 квартир, в многоквартирных жилых домах - 104 квартиры, в т.ч. 20 квартир в помещениях специализированного или социального жилищного фонда. Состав помещений, их площадь и оснащение зависят от числа проживающих инвалидов, выраженности их ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций [22].
С целью формирования единого подхода к организации жилого пространства для инвалидов с различными нарушениями функций и ограничениям жизнедеятельности при групповом сопровождаемом проживании нами разработаны методические рекомендации по организации квартиры для группового сопровождаемого проживания инвалидов
на основе действующего законодательства, которые размещены на сайте Центра.
Анализ финансового обеспечения практик сопровождаемого проживания, реализуемых во всех субъектах Российской Федерации, показал, что при организации сопровождаемого проживания в регионах используется четыре финансовые модели: выделение целевых субсидий на выполнение государственного задания государственных организаций на оказание государственных (муниципальных) социальных услуг в социальной сфере; выделение субсидий на компенсацию расходов в форме возмещения затрат поставщикам социальных услуг, включённых в реестр поставщиков социальных услуг, но не участвующих в выполнении государственного задания; выделение целевых субсидий на реализацию региональных социальных программ, а также использование внебюджетных средств (различные фонды, спонсорские средства, средства инвалидов и другие незапрещен-ные законодательством источники).
Проведённый нами анализ (2018-2022 гг.) 69 проектов региональных программ по формированию системы комплексной реабилитации и аби-литации инвалидов (в рамках Госпрограммы РФ «Доступная среда» [23]) показал, что мероприятия по сопровождаемому проживанию были включены во все проекты программ и направлены на решение основных первоочередных задач: определение потребности инвалидов в сопровождаемом проживании, формирование нормативной правовой базы и условий для развития данной технологии.
Софинансирование со стороны государства на реализацию региональных программ уже получили 60 регионов, к 2026 году финансовую поддержку в форме субсидии в рамках Госпрограммы получат ещё 80 субъектов Российской Федерации.
Нами установлено, что контроль за деятельностью организаций социального обслуживания (государственных и НКО), предоставляющих услуги в рамках сопровождаемого проживания, осуществляется в рамках действующего федерального законодательства - ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 г № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
По результатам анализа материалов, представленных исполнительными органами государственной власти 75 субъектов Российской Федерации, выявлено, что в 2023 г. в отношении большинства НКО - 72 (92,7%) был осуществлён государственный региональный контроль и проведена независимая оценка качества предоставления услуг.
По результатам оценки состояния всех организаций, предоставляющих инвалидам услуги в рамках
сопровождаемого проживания, соответствует требованиям, предъявляемым к ним, включая санитарно-гигиенические нормы и правила, а также правила безопасности и доступности, в т.ч. обеспечен свободный доступ к сети Интернет и к информационным системам и ресурсам.
С целью формирования статистического инструментария для оценки состояния и динамики развития сопровождаемого проживания, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов в субъектах Российской Федерации нами разработан проект формы статистического наблюдения «Сведения по организации сопровождаемого проживания инвалидов 1-СП». Её внедрение позволит в установленном законом порядке своевременно получать достоверные и полные сведения о развитие данной технологии в субъектах Российской Федерации.
Таким образом, результаты Мониторинга позволили определить факторы, влияющие на развитие сопровождаемого проживания в регионах: подготовка нормативных правовых и методических документов по развитию технологий сопровождаемого проживания на региональном уровне; создание равных возможностей выхода на рынок социальных услуг как государственным, так и негосударственным организациям социального обслуживания; межведомственное взаимодействие участников, реализующих сопровождаемое проживание; проведение инфраструктурных мероприятий по созданию условий для проживания инвалидов на сопровождаемом проживании; определение финансовых источников сопровождаемого проживания (государственных, негосударственных) в рамках реализации полномочий законодательства об основах социальной защиты граждан; подготовка кадров для работы по организации сопровождаемого проживания; выявление инвалидов, не способных вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц и занесение их в регистр нуждающихся в сопровождаемом проживании; ведение реестра организаций, предоставляющих услуги по сопровождаемому проживанию, проведение информационной работы среди населения, а также контрольных и надзорных мероприятий за предоставлением услуг в рамках данной технологии.
Все эти факторы позволили сформировать единую организационно-функциональную модель сопровождаемого проживания, которая включает три уровня: федеральный, региональный и индивидуальный.
Заключение
В концепции модели заложен комплексный, системный и персонализированный подход, позволяющий разделить полномочия между федеральными
и региональными органами власти, скоординировать работу по реализации технологий и осуществить контроль за всеми его звеньями, а также индивидуально подойти к разработке индивидуальной программы сопровождаемого проживания с целью определения инвалиду необходимого объёма помощи. В основе формирования системы сопровож-
даемого проживания - нормативное правое регулирование на национальном и международном уровнях с использованием программно-целевого метода. В центре данного вопроса - интересы человека с инвалидностью, его права, свободы, индивидуальные особенности, социальные возможности, юридические гарантии.
Литература [References]
1 Заключительные замечания по первоначальному докладу Российской Федерации о ходе выполнения Конвенции о правах инвалидов ООН 10.07.2018. // Организация Объединенных Наций. Concluding remarks on the initial report of the Russian Federation on the implementation of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities 1 0.07.2018. // United Nations. (In Russ).
2 Пономаренко Г.Н., Шестаков В.П., Свинцов А.А. Реабилитация инвалидов: национальное руководство; под ред. Г.Н. Пономаренко. ГЭОТАР-Медиа; 2018. Ponomarenko G.N., Shestakov V.P., Svintsov A.A. Rehabilitation of the disabled: national guidelines; edited by G.N. Ponomarenko. GEOTAR Media; 2018. (In Russ). https://doi.org/10.33029/9704-5618-7-REI-2020-1-544
3 Порохина Ж.В., Ярков А.А., Морозова Е.В. Концептуальный подход к развитию в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов. Медико-социальные проблемы инвалидности. 2020;2:52-60. Porokhina Zh.V., Yarkov A.A., Moro-zova E.V. A conceptual approach to the development of a comprehensive rehabilitation and habilitation system for the disabled in the Russian Federation. Medical and social problems of disability. 2020;2:52-60. (In Russ).
4 Федеральный закон от 28.04.2023 № 137-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Federal Law No. 137-FZ dated 04/28/2023 "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation". (In Russ).
5 Антропов В.В. Система социальной защиты в Финляндии. Современная Европа. 2005;3(23):45-51. Antropov V.V. The social protection system in Finland. Modern Europe. 2005;3(23):45-51. (In Russ).
6 Антропов В.В. Экономические модели социальной защиты населения в государствах ЕС.; 2007. Дата обращения 11.03.2024. http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/886/File/antropov.pdf. Antropov V.V. Economic models of social protection of the population in the EU states.; 2007. Accessed March 11, 2024 http://www.econ.msu.ru/cmt2/lib/a/886/File/ antropov.pdf. (In Russ).
7 Клочко Е.Ю. Доклад «Зарубежный опыт социальной интеграции инвалидов»; 2014. Дата обращения 11.03.2024. http://osdom.org.ru/istorii/ mirovoj_opyt/doklad_zarubezhnyj_opyt_socialnoj_integracii_invalidov. Klochko E.Y. Report "Foreign experience of social integration of disabled people"; 2014. Accessed March 11, 2024. http://osdom.org.ru/istorii/mirovoj_opyt/doklad_zarubezh-nyj_opyt_socialnoj_integracii_invalidov. (In Russ).
8 Обзор: права инвалидов. А как за границей? Дата обращения 11.03.2024. http://mioby/ru/novosti/obzor-prava-invalidov-a-kak-za-granicej/. Overview: the rights of persons with disabilities. What about abroad? Accessed March 11, 2024. http://mioby/ru/novosti/obzor-prava-invalidov-a-kak-za-granicej/. (In Russ).
9 Как организованно сопровождаемое проживание в Германии; 2019. Дата обращения 11.03.2024. http://www.osoboedetstvo.ru/post/201 9/11/yuristy-clp-kak-organizovano-soprovozhdaemoe-prozhivanie-v-germanii. How accompanied accommodation in Germany is organized; 2019. Accessed March 11, 2024. http://www.osoboedetstvo.ru/post/2019/11/yuristy-clp-kak-organizovano-soprovozhdaemoe-prozhivanie-v-germanii. (In Russ).
10 Поддерживающее жилье для лиц, страдающих душевными заболеваниями и имеющих право на реабилитационную корзину; 2024. Дата обращения 11.03.2024. https://www.gov.il/ru/service/rehabilitation-housing. Supportive housing for people suffering from mental illness and eligible for a rehabilitation basket; 2024. Accessed March 11, 2024. https://www.gov.il/ru/service/rehabilitation-housing. (In Russ).
11 Хомченко О. Реализация комплексной системы мер социальной защиты и социальных услуг в Италии. Вестник российского университета дружбы народов. серия: юридические науки. 2013;1:91-100. Khomchenko O. Implementation of a comprehensive system of social protection measures and social services in Italy. Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Legal Sciences. 2013;1:91-100. (In Russ).
12 Кожушко Л.А., Кантышева И.Г., Недвига С.В. Сопровождаемое проживание: организация и экономика: методическое пособие/ под ред. профессора Г.Н. Пономаренко. СПб; 2022. Kozhushko L.A., Kantysheva I.G., Nedviga S.V. Accompanied accommodation: organization and economics: a methodological guide/ edited by Professor G.N. Ponomarenko. St. Petersburg; 2022. (In Russ).
13 Дрозденко И.Г. Система сопровождения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в процессе подготовки к трудовой деятельности. Образование: ресурсы развития. 2018;2:15-25. Drozdenko I.G. The system of support for persons with disabilities and disabilities in the process of preparing for work. Education: Development resources. 2018;2:15-25. (In Russ).
14 Кожушко Л.А., Кантышева И.Г. Сопровождаемое проживание инвалидов с различными нарушениями функций организма: отечественный и зарубежный опыт. Физическая и реабилитационная медицина. 2023;2:38-45. Kozhushko L.A., Kantysheva I.G. Assisted living for people with disabilities with various disorders of body functions: domestic and foreign experience. Physical and Rehabilitation medicine. 2023;2:38-45. (In Russ).
15 Кожушко Л.А., Кантышева И.Г. Сопровождаемое проживание: состояние и динамика развития. Сборник статей научно-практической конференции «Ранняя помощь и сопровождение». 2023:215-228. Kozhushko L.A., Kantysheva I.G. Accompanied accommodation: the state and dynamics of development. Collection of articles of the scientific and practical conference "Early assistance and support". 2023:215-228. (In Russ).
16 Кожушко Л.А., Гордиевская Е.О., Демина Э.Н. Сопровождаемое проживание: опыт, проблемы, перспективы развития. Физическая и реабилитационная медицина. 2019;2:26-36. Kozhushko L.A., Gordievskaya E.O., Demina E.N. Accompanied accommodation: experience, problems, development prospects. Physical and Rehabilitation Medicine. 2019;2:26-36. (In Russ). https://doi.org/10.26211/2658-4522-2019-1-2-26-36
17 Кожушко Л.А., Владимирова О.Н. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития сопровождаемого проживания инвалидов. Журнал исследований социальной политики. 2021;4:701-714. Kozhushko L.A., Vladimirova O.N. Rating of the subjects of the Russian Federation according to the level of development of assisted living for the disabled. Journal of Social Policy Research. 2021;4:701 -714. (In Russ). https://doi.org/10.17323/727-0634-2021-19-4-701-714
18 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 8.12.2021 № 3711 -Р «Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года». Decree of the Government of the Russian Federation dated 1 2/1 8/2021 No. 3711 -R "On approval of the Concept of development in the Rus-
sian Federation of a system of comprehensive rehabilitation and habilitation of disabled people, including children with disabilities, for the period up to 2025". (In Russ).
19 Приказ Минтруда России от 28.07.2023 № 606н «Об утверждении критериев, применяемых для установления нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании (с учетом ограничений жизнедеятельности и нарушенных функций организма), определения объема, периодичности и продолжительности предоставления услуг по сопровождаемому проживанию». Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 07/28/2023 No. 606n "On approval of criteria used to establish the need for a disabled person in accompanied accommodation (taking into account the limitations of vital activity and impaired body functions), determining the volume, frequency and duration of the provision of services for accompanied accommodation". (In Russ).
20 Приказ Минтруда России от 09.08.2023 № 652н «Об утверждении порядка организации сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов». Order of the Ministry of Labor of the Russian Federation dated 08/09/2023 No. 652n "On approval of the procedure for organizing accompanied work activities of disabled people". (In Russ).
21 Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ. Housing Code of the Russian Federation No. 188-FZ dated 12/29/2004. (In Russ).
22 СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». SP 59.13330.2020 "SNiP 35-01-2001 Accessibility of buildings and structures for people with limited mobility". (In Russ).
23 Постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2019 № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда». Resolution of the Government of the Russian Federation dated 03/29/2019 No. 363 "On Approval of the State Program of the Russian Federation "Accessible Environment". (In Russ).
Авторская справка Пономаренко Геннадий Николаевич
Член-корреспондент Российской академии наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, д-р мед. наук, профессор, генеральный директор Федерального научно-образовательного центра медико-социальной экспертизы и реабилитации имени Г.А. Альбрехта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации; заведующий кафедрой физической и реабилитационной медицины ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России. ORCID 0000-0001-7853-4473
Вклад автора: определение трендов, определение задач исследования.
Кожушко Людмила Александровна
Канд. мед. наук, директор Федерального методологического и методического центра развития сопровождаемого проживания инвалидов ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России. ORCID 0000-0003-3291-6606195067
Вклад автора: анализ данных литературы, написание выводов, обсуждения, заключения.
Рохманова Марина Владимировна
Заместитель директора Федерального методологического и методического центра развития сопровождаемого проживания инвалидов ФГБУ ФНОЦ МСЭ и Р им. Г.А. Альбрехта Минтруда России. ORCID 0009-0001-3715-923X; [email protected] Вклад автора: анализ данных литературы, подготовка обсуждения.
Author's reference Gennadiy N. Ponomarenko
Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Honored Scientist of the Russian Federation, Dr. Sci. (Med.), Professor, Director General of the Albrecht Federal Scientific and Educational Centre of Medical and Social Expertise and Rehabilitation, Head of the Department of Physical and Rehabilitation Medicine of the North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov. ORCID 0000-0001-7853-4473
Author's contribution: identifying trends, defining research objectives.
Ludmila A. Kozhushko
Cand. Sci. (Med.), Director of the Federal Methodological and Methodological Center for the Development of Assisted Living for People with Disabilities of the Federal State Budgetary Institution "Federal Scientific and Educational Center for Medical and Social Expertise and Rehabilitation named after G.A. Albrecht" of the Ministry of Labour and Social Protection of the Russian Federation. ORCID 0000-0003-3291-6606195067
Author's contribution: literature data analysis. writing conclusions, discussions, conclusions.
Marina V. Rokhmanova
Associate Director of the Federal Methodological and Methodological Center for the Development of Assisted Living for People with Disabilities of the Federal State Budgetary Institution "Federal Scientific and Educational Center for Medical and Social Expertise and Rehabilitation named after G.A. Albrecht of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation". ORCID 0009-0001-3715-923X; [email protected] Author's contribution: literature data analysis, preparation of a discussion.
Статья поступила 03.06.2024
Одобрена после рецензирования 28.06.2024
Принята в печать 30.06.2024
Received June, 3rd 2024
Approwed after reviewing June, 28th 2024
Accepted for publication June, 30th 2024