Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА'

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Идзнев Гаджимурад Идзиевич

Цель работы. В Дагестане сформировалось деиндустриальное направление развития региональной экономики, ориентированное на сельскохозяйственную деятельность, торговлю и сферу услуг, а проводимая промышленная политика формируется на попытках получения государственного заказа и его финансирования, конкурентные преимущества республики никак не используются, не приносят значимой корпоративной прибыли и не становятся источником достаточных финансовых вливаний в бюджет. Метод или методология проведения работы. В статье описывается процесс формирования стратегии индустриальных преобразований экономики региона, основанный на применении системного подхода к исследуемой проблеме, методов стратегического планирования и формирования стратегий социально-экономического развития регионов. Результаты. Определены этапы формирования стратегии индустриальных преобразований Республики Дагестан и разработан организационно-экономический механизм развития промышленности региона, в котором экономический механизм управления занимает центральное место и тесно взаимодействует с планированием направлений промышленного развития, а также с организацией менеджмента этих направлений и организацией обеспечения управления информационной, правовой и научно-методической базой. Выводы. Разработка стратегии индустриальных преобразований для конкретного субъекта РФ основывается на уже существующем мировом и отечественном опыте. Выбор разумного и подходящего варианта должен сопровождаться: изучением и анализом реального сектора экономики; оценкой путей достижения конкурентоспособности промышленной продукции региона; анализом уровня необходимости в ресурсах для осуществления различных видов промышленной политики; установлением вероятных экономических последствий после отбора необходимых видов промышленной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF AN ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR MANAGING THE DEVELOPMENT OF THE REGION'S INDUSTRY

The purpose of the work. In Dagestan, a deindustrial direction of development of the regional economy has been formed, focused on agricultural activities, trade and services, and the industrial policy is formed on attempts to obtain a state order and its financing, the competitive advantages of the republic are not used in any way, do not bring significant corporate profits and do not become a source of sufficient financial injections into the budget. 19 The method or methodology of the work. The article describes the process of forming a strategy for industrial transformations of the region's economy, based on the application of a systematic approach to the problem under study, methods of strategic planning and the formation of strategies for the socioeconomic development of regions. Results. The stages of the formation of the strategy of industrial transformations of the Republic of Dagestan are determined and the organizational and economic mechanism for the development of the region's industry is developed, in which the economic management mechanism occupies a central place and closely interacts with the planning of industrial development directions, as well as with the organization of management of these directions and the organization of information, legal, scientific and methodological base management. Conclusions. The development of an industrial transformation strategy for a specific subject of the Russian Federation is based on the already existing world and domestic experience. The choice of a reasonable and suitable option should be accompanied by: a study and analysis of the real sector of the economy; an assessment of ways to achieve the competitiveness of industrial products in the region; an analysis of the level of need for resources for the implementation of various types of industrial policy; establishing the likely economic consequences after selecting the necessary types of industrial policy.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА»

Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами

Промышленность

УДК 332.14 ИДЗИЕВ ГАДЖИМУРАД ИДЗИЕВИЧ

д.э.н., ведущий научный сотрудник Института социально-экономических исследований ДФИЦ РАН,

e-mail: textima@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2021 -6-19-25 ФОРМИРОВАНИЕОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РЕГИОНА

Аннотация. Цель работы. В Дагестане сформировалось деиндустриальное направление развития региональной экономики, ориентированное на сельскохозяйственную деятельность, торговлю и сферу услуг, а проводимая промышленная политика формируется на попытках получения государственного заказа и его финансирования, конкурентные преимущества республики никак не используются, не приносят значимой корпоративной прибыли и не становятся источником достаточных финансовых вливаний в бюджет. Метод или методология проведения работы. В статье описывается процесс формирования стратегии индустриальных преобразований экономики региона, основанный на применении системного подхода к исследуемой проблеме, методов стратегического планирования и формирования стратегий социально-экономического развития регионов. Результаты. Определены этапы формирования стратегии индустриальных преобразований Республики Дагестан и разработан организационно-экономический механизм развития промышленности региона, в котором экономический механизм управления занимает центральное место и тесно взаимодействует с планированием направлений промышленного развития, а также с организацией менеджмента этих направлений и организацией обеспечения управления информационной, правовой и научно-методической базой. Выводы. Разработка стратегии индустриальных преобразований для конкретного субъекта РФ основывается на уже существующем мировом и отечественном опыте. Выбор разумного и подходящего варианта должен сопровождаться: изучением и анализом реального сектора экономики; оценкой путей достижения конкурентоспособности промышленной продукции региона; анализом уровня необходимости в ресурсах для осуществления различных видов промышленной политики; установлением вероятных экономических последствий после отбора необходимых видов промышленной политики.

Ключевые слова: стратегия, промышленность, регион, результативность, промышленная политика.

IDZIEV GADZHIMURAD IDZIEVICH

Dr.Sc. of Economics, Leading Researcher, Institute of Socio-Economic Research of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: textima@mail.ru

FORMATION OF AN ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR MANAGING THE DEVELOPMENT OF THE REGION'S INDUSTRY

Abstract. The purpose of the work. In Dagestan, a deindustrial direction of development of the regional economy has been formed, focused on agricultural activities, trade and services, and the industrial policy is formed on attempts to obtain a state order and its financing, the competitive advantages of the republic are not used in any way, do not bring significant corporate profits and do not become a source of sufficient financial injections into the budget. The method or

methodology of the work. The article describes the process of forming a strategy for industrial transformations of the region's economy, based on the application of a systematic approach to the problem under study, methods of strategic planning and the formation of strategies for the socioeconomic development of regions. Results. The stages of the formation of the strategy of industrial transformations of the Republic of Dagestan are determined and the organizational and economic mechanism for the development of the region's industry is developed, in which the economic management mechanism occupies a central place and closely interacts with the planning of industrial development directions, as well as with the organization of management of these directions and the organization of information, legal, scientific and methodological base management. Conclusions. The development of an industrial transformation strategy for a specific subject of the Russian Federation is based on the already existing world and domestic experience. The choice of a reasonable and suitable option should be accompanied by: a study and analysis of the real sector of the economy; an assessment of ways to achieve the competitiveness of industrial products in the region; an analysis of the level of need for resources for the implementation of various types of industrial policy; establishing the likely economic consequences after selecting the necessary types of industrial policy.

Keywords: strategy, industry, region, efficiency, industrial policy.

Введение. Под механизмом развития промышленного сектора экономики региона понимается система правовых, экономических и организационных мер в рамках проводимой региональной промышленной политики, содействующих формированию конкурентоспособного промышленного комплекса, обеспечению его эффективного функционирования и решению социальных проблем населения региона.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день главные цели развития производственной сферы в регионе определяются на местах. При этом многоуровневая и разноплановая поддержка федерального правительства, направленная на определение и закрепление единых социальных и жизненных стандартов, идентичных условий для старта, дает возможность местным властям самостоятельно создавать основу для социально-экономического развития отдельно взятого региона, используя широкий набор инструментария. Однако уровень экономического развития региона и его социального положения значительно влияет на способы и инструменты реализации промышленной политики и видоизменяют их. При этом установленная правительством единая для всех субъектов РФ цель создания конкурентоспособного и высокоэффективного производства и условий для устойчивого развития страны и ее территорий в отдельных регионах меняется в зависимости от уровня их экономического развития и социального положения, соответственно варьируются цели, задачи и механизм реализации промышленной политики [7].

Для проблемных регионов СКФО и Республики Дагестан в частности масштабность и острота проблем экономической и социальной сфер нуждаются в применении многоуровневого подхода к решению вопроса социально-экономического развития республики. Такой подход сможет обеспечить устойчивый экономический рост в перспективе. Кроме того, масштабы указанных проблем и их острота диктуют необходимость сосредоточения усилий региональных и муниципальных ведомств, оказания различных видов государственной поддержки и финансирования, в т. ч. за счет резервов федерального бюджета, направленных на борьбу с возникшими трудностями [15].

Методология. Следует сказать, что Республика Дагестан до сих пор остается проблемным и кризисным регионом, который не может справиться самостоятельно с поставленными социальными и экономическими задачами, не в состоянии реализовать свой высокий потенциал, именно поэтому ему требуется активное государственное вмешательство на всех уровнях. В таких непростых условиях на первый план должны выходить неинвестиционные решения по социально-экономическому развитию региона и стратегическое планирование этого развития, также должен утверждаться и реализовываться план масштабных изменений и проведения реформ.

В Дагестане сформировалось деиндустриальное направление развития региональной экономики, ориентированное на сельскохозяйственную деятельность, торговлю и сферу услуг.

Прошла приватизация десятков предприятий региона, что привело к их фактической ликвидации. С закрытием предприятий были ликвидированы десятки тысяч рабочих мест, добавленная стоимость и прибыль, а вместе с ней и налоги. В то время как вся промышленная политика формируется на попытках получения государственного заказа и финансирования, конкурентные преимущества республики никак не используются, не приносят значимой корпоративной прибыли и не становятся источником достаточных финансовых вливаний в бюджет [4].

Так как Республика Дагестан не имеет достаточного современного опыта управления индустриальным развитием, то, на наш взгляд, основные управленческие шаги должны выглядеть следующим образом. Главной в системе принятия решения должна быть готовая политика поведения менеджмент-элемента, которым выступает непосредственно Дагестан, применительно к объекту управления, которым является промышленная сфера региона. Кроме этого, стратегия индустриализации - один из компонентов общей стратегии социального и экономического развития страны и результат ранее определенных общенациональных приоритетов и

Рис. 1. Этапы формирования стратегии индустриальных преобразований Республики Дагестан

Государственная стратегия индустриальных преобразований должна ориентироваться на решение задач создания и распространения технологии, являющейся основой для кардинальных изменений в технологическом укладе страны. Кроме того, она должна быть связана с воплощением значимых межотраслевых проектов, реализация которых нуждается в масштабной концентрации ресурсов. В свою очередь, стратегии индустриальных преобразований региона может не иметь подобных целей. Эти особенности подробно рассматривались в ранее опубликованных работах [12, 13], поэтому останавливаться на детальном их описании не будем.

Начнем с того, что представим индустриальное развитие РД как решение, принятое местными органами управления, которое сфокусировано на достижении поставленных целей. Отталкиваясь от этого, перейдем к анализу возможных механизмов реализации стратегии индустриализации. Ее конкретизация может происходить на основе республиканского планирования и программирования, что способствует формированию удовлетворяющих актуальный спрос заказов, которые впоследствии подлежат размещению на региональных предприятиях [4].

На уровне же республики управление спросом и предложением представляется практически неосуществимым и нецелесообразным процессом. Причиной этого является тот факт, что большая часть сошедшей с конвейера продукции уходит на внешние по отношению региона рынки (рынки РФ, СНГ и т.д.). При этом республиканский рынок в основном импортирует товары производителей извне (к примеру, других регионов), воздействие на которые недоступно для местных органов управления. В такой ситуации уместным является регулирование определенных видов деятельности на республиканском уровне. Также регулированию подлежит реализация различных программ, проектов, территориальных контрактов и заказов. Под этим подразумевается разработка и выпуск научно-технической и другой продукции, главной отличительной чертой которой будет потребительская новизна и полезность. Также данная продукция должна быть конкурентоспособной на внутреннем (региональном) и внешнем рынках. Кроме того, речь идет об обновлении действующего производства и его реконструкции, о привлечении внешних/внутренних инвестиций и их стимулировании [16].

На сегодняшний день затруднения, возникающие в индустриальном развитии Дагестана, обусловлены, прежде всего, отсталостью развития механизмов управления этой областью республиканской экономики. Для решения данной проблемы необходимо, в первую очередь, сформулировать концепцию и методологию индустриального развития Дагестана, что предполагает системный подход к механизму управления, определение достигаемых целей, базовых концепций построения и функционирования, методов, которые используются для достижения установленных целей. И только после проведения этих мероприятий должна проводиться непосредственно разработка механизмов управления.

Если представить управление региональным промышленным комплексом как совокупность экономических методов и форм влияния органов управления на определенную область деятельности (легкая промышленность, машиностроение, химическая, пищевая промышленность и т.д.), воплощение в жизнь конкретных проектов, стратегий и программ (к примеру, стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2035 г., программа, развития горных местностей региона, конверсия предприятий ВПК и т.д.), инновационных контрактов и заказов, которые будут основой для развития конкурентоспособных технологий и производств, то можно говорить, что управление промышленностью региона является специфическим экономическим механизмом, который входит в состав особой системы регионального влияния на хозяйственную деятельность (при этом влияние направлено на повышение инновативности хозяйственной отрасли). Мы считаем, что «механизм управления» не является синонимом понятия «система управления», поскольку система является более широким концептом, а механизм управления, в свою очередь, представляет собой ее составную часть, как и другие элементы системы, составляющие основу для принятия решения о внедрении регулирующего воздействия. Механизм управления развитием промышленности региона - это система форм и методов, с помощью которых органы управления республики могут воздействовать на процесс достижения установленных целей в данной сфере [9].

Направленность указанного механизма в большей степени на экономические формы и методы влияния превращает его в экономический механизм, в котором каждое исходное решение является основой для возникновения цепи последствий, появление которых не требует никаких дополнительных импульсов. Эти импульсы следуют друг за другом в строгой последовательности и приводят к очевидным результатам.

Организационно-экономический механизм развития промышленности региона, по нашему мнению, можно представить в виде следующей схемы (рис. 2).

Экономический механизм управления занимает в схеме центральное место. Кроме того, он тесно взаимодействует с планированием направлений промышленного развития, а также с организацией менеджмента этих направлений и организацией обеспечения управления информа-

Рис. 2. Организационно-экономический механизм развития промышленности региона

Выводы. Разработка стратегии индустриальных преобразований для конкретного субъекта РФ основывается на уже существующем мировом и отечественном опыте. Выбор разумного и подходящего варианта должен сопровождаться: изучением и анализом реального сектора экономики; оценкой путей достижения конкурентоспособности промышленной продукции региона как фундамента для упрочнения ее положения; анализом уровня необходимости в ресурсах для осуществления различных видов промышленной политики; установлением вероятных экономических последствий после отбора необходимых видов промышленной политики.

Выбранный подход даст возможность разграничить меры воздействия во времени, обратить внимание на ступени реформирования экономики, определить реальные возможности внедрения результативной промышленной политики.

Литература

1. Абдулаев, Ш. С. О., Деневизюк, Д. А., Садыкова, А. М. Модернизация и инновации в промышленности для достижения стратегических целей // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 7 (45). С. 69-73.

2. Акбердина, В. В., Коровин, Г. Б. Траектории новой индустриализации российских регионов // Региональная экономика : теория и практика. 2016. № 1. С.153-168.

3. Арсланов, Ш. Д. Современные проблемы развития предприятий промышленности Российской Федерации // Фундаментальные исследования. 2015. № 8-2. С. 345-348.

4. Ахмедуев, А. Ш. Приоритетный проект развития Республики Дагестан «новая индустриализация» и механизм его реализации // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 7 (45). С. 4854.

5. Багомедов, М. А. Формирование социально-экономической политики в проблемных регионах в условиях модернизации общественных отношений // Вопросы структуризации экономики. 2014. № 1. С. 184188.

6. Батьковский, М. А., Фомина, А. В., Хрусталев, Е. Ю., Хрусталев, О. Е. Моделирование и логико-лингвистическое прогнозирование развития оборонно-промышленного комплекса // Вопросы радиоэлектроники. 2015. № 7 (7). С. 205-223.

7. Бахтизин, А. Р., Бухвальд, Е. М., Кольчугина, А. В. Выравнивание регионов в России : иллюзии программы и реалии экономики //Вестник Института экономики Российской академии наук. 2016. № 1. С. 76-91.

8. Бодрунов, С. Д. Формирование стратегии реиндустриализации России : монография : в двух частях. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб. : ИНИР, 2015.

9. Бухвальд, Е. М., Валентик, О. Н. Стратегическое планирование и новые ориентиры политики регионального развития в Российской Федерации // Экономика : вчера, сегодня, завтра. 2015. № 5. С. 21-41.

10. Гасанов, М. А. Промышленность Республики Дагестан : оценка и перспективы развития // Экономист. 2015. № 3. С. 63.

11. Дохолян, С. В. Анализ комплексного развития проблемных регионов СКФО // Экономика устойчивого развития. 2020. № 4 (44). С. 59-66.

12. Идзиев, Г. И. Реиндустриализация как стратегический приоритет развития экономики Республики Дагестан //Вопросы структуризации экономики. 2019. № 2. С. 10-16.

13. Идзиев, Г. И. Стратегические приоритеты развития промышленности Республики Дагестан // Россия : тенденции и перспективы развития : ежегодник ; отв. редактор В.И. Герасимов / Институт научной информации по общественным наукам РАН, Отдел научного сотрудничества. 2019. С. 817820.

14. Кутаев, Ш. К., Сагидов, Ю. Н. Современное состояние и проблемы развития промышленности региона //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 6 (44). С. 62-66.

15. Петросянц, В. З. Системное регулирование развития проблемных регионов в условиях инновационных преобразований экономики // Управленческие науки в современном мире. 2016. Т. 2. № 2. С. 283287.

16. Сагидов, Ю. Н. Адаптивное формирование промышленности периферийного региона (на примере Республики Дагестан) //Региональная экономика : теория и практика. 2015. № 18. С. 14-22.

17. Сироткина, Н. В., Чупрова, И. Ю. Инновационная стратегия развития высокотехнологичных регионов. Новый взгляд с позиции экономики знаний // Регион : системы, экономика, управление. 2016. № 3 (34). С. 36-42.

18. Спасская, Н. В. Возможности индустриализации экономики России в контексте современной региональной политики // Вестник Пермского университета. Сер. Экономика. 2015. № 2. С. 89-98.

19. Хрусталев, Е. Ю., Хрусталев, О. Е. Методология и инструментарий комплексной оценки, реструктуризации и интеграции наукоемких промышленных предприятий // Экономический анализ : теория и практика. 2014. № 1 (352). С. 2-17.

20. Batkovsky, A. M., Fomina, A. V., Semenova, E. G., Khrustalev, E. Yu., Khrustalev, O. E. Models and methods for evaluating operational and financial reliability of high-tech enterprises // Journal of Applied Economic Sciences. 2016. Т. 11. No. 7. P. 1384-1394.

21. Bukhvald, E. M. The strategy for development of small and medium entrepreneur-ship in Russia till 2030 : ambitions and realities //Economic and Social Changes : Facts, Trends, Forecast. 2016. No. 1 (43). P. 66-80.

22. Gadziev, N. G., Rabadanov, M. H., Eldarov, E. M., Idziev, G. I. Development of industrial enterprises in-vestmentpolicy of Dagestan Republic //Ponte. 2017. Vol. 73. Is. 10. P. 317-325.

23. Gamidullaev, B. N., Dokholyan, S. V., Gamidullaev, R. B., Sultanov, G. S., Surakatov, N. S. State evaluation procedure of management cycles in management processes reengineering at an enterprise // Espacios. 2019. Т. 40. No. 28. P. 17.

References:

1. Abdulaev, SH. S. O., Denevizyuk, D. A., Sadykova, A. M. Modernizaciya i innovacii v promyshlennosti dlya dostizheniya strategicheskih celej //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2014. № 7 (45). S. 6973.

2. Akberdina, V. V., Korovin, G. B. Traektorii novoj industrializacii rossijskih regionov // Regional'naya ekonomika : teoriya i praktika. 2016. № 1. S.153-168.

3. Arslanov, SH. D. Sovremennye problemy razvitiya predpriyatij promyshlennosti Rossijskoj Federacii // Fun-damental'nye issledovaniya. 2015. № 8-2. S. 345-348.

4. Ahmeduev, A. SH. Prioritetnyj proekt razvitiya Respubliki Dagestan «novaya industrializaciya» i mekhanizm ego realizacii //Regional'nyeproblemy preobrazovaniya ekonomiki. 2014. № 7 (45). S. 48-54.

5. Bagomedov, M. A. Formirovanie social'no-ekonomicheskoj politiki v problemnyh regionah v usloviyah mod-ernizacii obshchestvennyh otnoshenij // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2014. № 1. S. 184-188.

6. Bat'kovskij, M. A., Fomina, A. V., Hrustalev, E. YU., Hrustalev, O. E. Modelirovanie i logiko-lingvisticheskoe prognozirovanie razvitiya oboronno-promyshlennogo kompleksa // Voprosy radioelektroniki. 2015. № 7 (7). S. 205-223.

7. Bahtizin, A. R., Buhval'd, E. M., Kol'chugina, A. V. Vyravnivanie regionov v Rossii : illyuzii programmy i realii ekonomiki // Vestnik Instituta ekonomiki Rossijskoj akademii nauk. 2016. № 1. S. 76-91.

8. Bodrunov, S. D. Formirovanie strategii reindustrializacii Rossii: monografiya : v dvuh chastyah. - Izd. 2-e, pererab. i dop. - SPb. : INIR, 2015.

9. Buhval'd, E. M., Valentik, O. N. Strategicheskoe planirovanie i novye orientiry politiki regional'nogo razvitiya v Rossijskoj Federacii //Ekonomika : vchera, segodnya, zavtra. 2015. № 5. S. 21-41.

10. Gasanov, M. A. Promyshlennost' Respubliki Dagestan : ocenka i perspektivy razvitiya // Ekonomist. 2015. № 3. S. 63.

11. Doholyan, S. V. Analiz kompleksnogo razvitiya problemnyh regionov SKFO // Ekonomika ustojchivogo razvitiya. 2020. № 4 (44). S. 59-66.

12. Idziev, G. I. Reindustrializaciya kak strategicheskij prioritet razvitiya ekonomiki Respubliki Dagestan // Voprosy strukturizacii ekonomiki. 2019. № 2. S. 10-16.

13. Idziev, G. I. Strategicheskie prioritety razvitiya promyshlennosti Respubliki Dagestan // Rossiya : tendencii i perspektivy razvitiya : ezhegodnik ; otv. redaktor V.I. Gerasimov / Institut nauchnoj informacii po ob-shchestvennym naukam RAN, Otdel nauchnogo sotrudnichestva. 2019. S. 817-820.

14. Kutaev, SH. K., Sagidov, YU. N. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya promyshlennosti regiona // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. 2014. № 6 (44). S. 62-66.

15. Petrosyanc, V. Z. Sistemnoe regulirovanie razvitiya problemnyh regionov v usloviyah innovacionnyh preobrazovanij ekonomiki // Upravlencheskie nauki v sovremennom mire. 2016. T. 2. № 2. S. 283-287.

16. Sagidov, YU. N. Adaptivnoe formirovanie promyshlennosti periferijnogo regiona (na primere Respubliki Dagestan) //Regional'naya ekonomika : teoriya i praktika. 2015. № 18. S. 14-22.

17. Sirotkina, N. V., CHuprova, I. YU. Innovacionnaya strategiya razvitiya vysokotekhnologichnyh regionov. Novyj vzglyad s pozicii ekonomiki znanij //Region : sistemy, ekonomika, upravlenie. 2016. № 3 (34). S. 36-42.

18. Spasskaya, N. V. Vozmozhnosti industrializacii ekonomiki Rossii v kontekste sovremennoj regional'noj politiki // Vestnik Permskogo universiteta. Ser. Ekonomika. 2015. № 2. S. 89-98.

19. Hrustalyov, E. YU., Hrustalyov, O. E. Metodologiya i instrumentarij kompleksnoj ocenki, restrukturizacii i integracii naukoemkih promyshlennyh predpriyatij // Ekonomicheskij analiz : teoriya i praktika. 2014. № 1 (352). S. 2-17.

20. Batkovsky, A. M., Fomina, A. V., Semenova, E. G., Khrustalev, E. Yu., Khrustalev, O. E. Models and methods for evaluating operational and financial reliability of high-tech enterprises // Journal of Applied Economic Sciences. 2016. T. 11. No. 7. P. 1384-1394.

21. Bukhvald, E. M. The strategy for development of small and medium entrepreneur-ship in Russia till 2030 : ambitions and realities //Economic and Social Changes : Facts, Trends, Forecast. 2016. No. 1 (43). P. 66-80.

22. Gadziev, N. G., Rabadanov, M. H., Eldarov, E. M., Idziev, G. I. Development of industrial enterprises investment policy of Dagestan Republic //Ponte. 2017. Vol. 73. Is. 10. P. 317-325.

23. Gamidullaev, B. N., Dokholyan, S. V., Gamidullaev, R. B., Sultanov, G. S., Surakatov, N. S. State evaluation procedure of management cycles in management processes reengineering at an enterprise // Espacios. 2019. T. 40. No. 28. P. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.