Научная статья на тему 'Формирование организационно- экономического механизма управления эффективностью деятельности бюджетных учреждений сферы культуры'

Формирование организационно- экономического механизма управления эффективностью деятельности бюджетных учреждений сферы культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
394
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА КУЛЬТУРЫ / SPHERE OF CULTURE / УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT MECHANISM / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / PER FORMANCE INDICATORS / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / PROG RAM-TARGET PLANNING / МОТИВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / MOTIVATION MECHANISM / ESTABLISHMENT OF CULTURE / E FFICIENCY OF ACTIV ITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабельникова Надежда Владимировна

В статье предложена авторская трактовка организационно-экономического механизма управления эффективностью деятельности бюджетных учреждений культуры. Сформулированы требования к формированию механизма управления эффективностью. Предложена функционально-операционная последовательность формирования механизма, согласованная с инструментами программно-целевого планирования, реализуемыми федеральными, региональными и муниципальными программами развития сферы культуры. Описана структурно-логическая модель механизма управления эффективностью деятельности бюджетных учреждений культуры. Подробно раскрыты основные требования, предъявляемые к механизму управления эффективностью деятельности бюджетных учреждений культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сабельникова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM FORMATION FOR MANAGING THE EFFECTIVENESS OF BUDGETARY INSTITUTIONS ACTIVITIES IN THE SPHERE OF CULTURE

The article proposes the author’s interpretation of the organizational and economicmechanism for managing the effectiveness of the activities of budgetary culturalinstitutions. The requirements to the formation of the mechanism of efficiencymanagement are formulated. Functional and operational sequence of mechanismformation is proposed, coordinated with the tools of program-targeted planningimplemented by federal, regional and municipal programs for the development ofthe sphere of culture. A structural-logical model of the mechanism for managingthe efficiency of the activities of budgetary cultural institutions is described. Astructural and logical model of the mechanism for managing the efficiency ofthe activities of budgetary cultural institutions is described. In detail, the mainrequirements for the mechanism for managing the effectiveness of the activities ofbudgetary cultural institutions are disclosed.

Текст научной работы на тему «Формирование организационно- экономического механизма управления эффективностью деятельности бюджетных учреждений сферы культуры»

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

THE ORGANIZATIONAL-ECONOMIC MECHANISM FORMATION FOR MANAGING THE EFFECTIVENESS OF BUDGETARY INSTITUTIONS ACTIVITIES IN THE SPHERE OF CULTURE

УДК 338.2

САБЕЛЬНИКОВА Надежда Владимировна

доцент кафедры продюсирования кино и телевидения Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, kit.producer@mail.ru

SABELNIKOVA, Nadezhda Vladimirovna

Associate Professor at the Producing Business of Film and Television Department of the Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, kit.producer@mail.ru

Аннотация.

В статье предложена авторская трактовка организационно-экономического механизма управления эффективностью деятельности бюджетных учреждений культуры. Сформулированы требования к формированию механизма управления эффективностью. Предложена функционально-операционная последовательность формирования механизма, согласованная с инструментами программно-целевого планирования, реализуемыми федеральными, региональными и муниципальными программами развития сферы культуры. Описана структурно-логическая модель механизма управления эффективностью деятельности бюджетных учреждений культуры. Подробно раскрыты основные требования, предъявляемые к механизму управления эффективностью деятельности бюджетных учреждений культуры.

Ключевые слова: сфера культуры, учреждение культуры, механизм управления, эффективность деятельности, показатели эффективности, программно-целевое планирование, мотивационный механизм.

© Сабельникова Н. Д., 2018.

Abstract.

The article proposes the author's interpretation of the organizational and economic mechanism for managing the effectiveness of the activities of budgetary cultural institutions. The requirements to the formation of the mechanism of efficiency management are formulated. Functional and operational sequence of mechanism formation is proposed, coordinated with the tools of program-targeted planning implemented by federal, regional and municipal programs for the development of the sphere of culture. A structural-logical model of the mechanism for managing the efficiency of the activities of budgetary cultural institutions is described. A structural and logical model of the mechanism for managing the efficiency of the activities of budgetary cultural institutions is described. In detail, the main requirements for the mechanism for managing the effectiveness of the activities of budgetary cultural institutions are disclosed.

Key words: sphere of culture, establishment of culture, management mechanism, efficiency of activities, performance indicators, program-target planning, motivation mechanism.

Проблема управления эффективностью организаций бюджетного сектора приобрела актуальность после публикации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»,где обозначена необходимость формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включая определение критериев эффективности работы таких организаций и введение публичных рейтингов их деятельности [1].

На сегодняшний день на федеральном уровне разработана нормативно-правовая база, направленная на обеспечение «Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) организациях на 2012-2018 годы» [2], которая в настоящее время является основным актом, определяющим цели, задачи и мероприятия в области совершенствования оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Для организаций культуры утверждена Государственная программа Российской Феде-

рации «Развитие культуры и туризма на 20132020 годы» [3]. В соответствии с [1] и [2] были опубликованы методические рекомендации по разработке плана мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения в части оказания государственных услуг федеральным государственным учреждением культуры, находящимся в ведении Министерства культуры Российской Федерации [4].

В 2012 г. был утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности деятельности сферы культуры» [5], а также разработаны Методические рекомендации по внесению изменений в планы мероприятий («дорожные карты»), направленные на повышение эффективности сферы культуры в различных регионах. Приказом Минкультуры РФ от 28.06.2013 № 920 утверждены Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных учреждений культуры, их руководителей и

работников по видам учреждений и основным категориям работников [6].

Указанные документы носят рекомендательный характер и служат основой для разработки внутренних документов субъектами РФ и муниципальными образованиями. На сегодняшний день на основании внутренних документов субъектов РФ и муниципальных образований организации сферы культуры разрабатывают нормативные акты и регламенты, устанавливающие критерии эффективности труда отдельных сотрудников, а также вносят соответствующие изменения в системы оплаты труда и трудовые договоры.

В управлении эффективностью организаций сферы культуры решающее значение приобретает согласование интересов и ресурсов организации культуры с инструментами программно-целевого планирования, в частности, с реализуемыми федеральными, региональными и муниципальными программами развития сферы культуры.

Предлагаемый автором организационно-экономический механизм управления эффективностью деятельности разработан с учетом приоритетов государственной культурной политики и основан на корректировке управленческой парадигмы организаций культуры с акцентом на инструментах мотивации персонала.

Автором дано следующее определение организационно-экономического механизма управления эффективностью деятельности бюджетных организаций культуры. Организационно-экономический механизм управления эффективностью деятельности бюджетных организаций культуры - совокупность организационных структур, инструментов, методов управления, реализующих четкую последовательность действий по оптимизации эффективности использования ресурсов, направленных на повышение результативности деятельности.

Подчеркнем, что для того, чтобы организационно-экономический механизм управления эффективностью организаций культуры носил практический характер, при разработке следует учитывать ряд требований к его формированию, в качестве которых выделены

следующие положения, представленные на рисунке 1.

Далее подробнее раскрыты основные требования (см. рисунок 1).

1. Необходимо обеспечить соответствие механизма трем общим принципам управления кибернетическими системами, которые заключаются в следующем:

• управлять можно теми характеристиками или показателями, которые наблюдаемы и измеряемы;

• управление возможно, если органы управления прямо или косвенно влияют на выходной продукт и показатели, заданные в качестве критериев эффективности;

• заданных или наилучших показателей можно достигнуть только в устойчивой системе, т. е. в системе, приходящей в равновесие за ограниченное время.

2. Механизм необходимо разрабатывать, опираясь на интегрированную систему задач, часть которых формируется исходя из внутренних проблем и «узких мест» организации; часть - ориентирована на достижение стратегических планов «высшего» порядка и исходит из прогнозных оценок состояния внешних факторов эффективности, таких как: конъюнктура рынка культурных услуг, состояние рынка труда, приоритеты государственной и региональной культурной политики.

3. Механизм требует организации системы слежения и контроля за микро- и макросредой в связи с тесной зависимостью результативности деятельности организации культуры от тенденций потребительского спроса, выраженного показателями количества посещений театрально-концертных мероприятий, численностью участников культурно-досуго-вых учреждений, что позволит своевременно выявлять тенденции потребительского спроса в сфере культуры.

4. Разработка и внедрение механизма должны опираться на понимание эффективности культуры, согласно утвержденным методикам оценки федеральных целевых программ, следовательно, под эффективностью деятельности учреждения культуры понимается степень фактического достижения целевых индикаторов и показателей и соответствие полученных

Рисунок 1

Основные требования, предъявляемые к разработке организационно-экономического механизма управления эффективностью в сфере культуры

результатов целям и задачам, поставленным перед организацией.

5. Элементный состав механизма обусловлен организационно-правовой формой организации, в качестве которой в случае бюджетного сектора сферы культуры выступает государственное (муниципальное) бюджетное учреждение.

6. Разработке механизма должно предшествовать проведение предварительного анали-

за функциональных процессов оказания услуг (исходя из типа учреждения культуры).

7. При разработке механизмов необходимо учитывать специфику понятия производительности в культуре в общем и отставание производительности труда в исполнительских искусствах от роста производительности труда в целом по экономике в сценических видах искусства [7]. Любая некоммерческая организация культуры с точки зрения теории систем являет-

ЭГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2018 I

ся социотехнической системой открытого типа, следовательно, любого рода управленческие воздействия должны учитывать взаимосвязи организации с внешней средой.

8. Управление эффективностью деятельности организации культуры подразумевает обеспечение взаимодействия между отдельными элементами организации и взаимодействие самой организации с другими субъектами экономических отношений на рынке культурных услуг, направленное на повышение качества обслуживания потребителей и увеличение доходов от основной деятельности (главным образом от продажи билетов).

Опираясь на понятие механизма управления эффективностью деятельности, предложенное выше, можно выделить основные элементы механизма управления эффективностью организации культуры. Наглядно механизм представлен на рисунке 2.

Внедрение данного механизма в управленческую практику осуществляет руководство -генеральный директор организации, руководители структурных подразделений технических и творческих направлений. Основные функции руководства в процессе разработки и внедрения механизма повышения эффективности деятельности учреждений культуры включают:

1) разработку мотивационных схем и их адаптацию к отраслевой специфике конкретного типа учреждения культуры;

2) организацию системы внедрения эффективного контракта и современных мотиваци-онных схем для обучения персонала;

3) совершенствование корпоративной культуры и обеспечение эффективных коммуникаций внутри организации;

4) создание специального отдела аудита эффективности деятельности или добавление функции оценки эффективности деятельности учреждения в существующем подразделении, задачами которого являются:

• оценка текущего уровня эффективности деятельности, мониторинг динамики изменений внутренних и внешних факторов эффективности деятельности;

• оценка перспектив адаптации современных методов и методик управления применительно к типу организации культуры;

• оценка соответствия ресурсов управления необходимым потребностям;

• синхронизация ресурсов с используемыми методами управления;

• выявление основных проблем («узких мест») внутри организации;

• осуществление контроля над выполнением ключевых индикаторов эффективности деятельности;

• анализ и оценка итогов реализованных решений руководства в части повышения эффективности деятельности по критериям эффективности;

• разработка программы действий по ступенчатой адаптации существующих процессов деятельности организации культуры к изменениям.

В качестве элементов организационно-экономического механизма управления эффективностью деятельности, схема которого представлена на рисунке 2, выступают четыре составляющие в виде блоков: экономический, мотивационный, организационно-административный и правовой механизмы. Каждый из блоков включает такие элементы, как: методы, средства, инструментарий управления, используемый для выработки и реализации решений на различных этапах функционирования механизма управления эффективностью деятельности организации культуры.

В составе экономического механизма (блок 1 на рисунке 2) выделены: инструменты (субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания), механизм регулирования тарифов на платные услуги, технологии привлечения спонсорских средств, метод фандрайзинга.

Критериями эффективности такого инструмента, как субсидия на выполнение государственного задания, по мнению автора, должно стать соблюдение условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных порядком предоставления субсидии, установленным в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации [8, абз. 3 п. 1 ст. 78], а также соглашением о предоставлении субсидии.

Важнейшим инструментом в составе экономического механизма повышения эффектив-

"О СП

"О ~1

о

0)

0

1 О

О

I

>

Рисунок 2

Организационно-экономический механизм управления эффективностью организаций культуры

ности деятельности организации культуры является совершенствование механизма ценообразования (регулирование тарифов на платные услуги). Согласно действующему законодательству, организации культуры самостоятельно устанавливают цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты [4].

Перспективным является использование в составе экономического механизма методов спонсоринга и фандрайзинга для диверсификации источников финансирования деятельности организации.

В состав мотивационного механизма (блок 2 на рисунке 2) включены элементы, использование которых является необходимым в рамках общей реформы системы бюджетных учреждений и реализации мер, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05. 2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [1] и Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р. [9]. К ним относятся:

• переход к эффективному контракту и модернизация системы мотивации организации, ключевым элементом которой является внесение в трудовые договоры с работниками показателей и критериев оценки эффективности деятельности, которые предусматривают установление более высокого уровня заработной платы при повышении качества и расширении спектра услуг в организации. При этом невыполнение одного или нескольких показателей влечет за собой снижение суммы, стимулирующей выплаты руководителям учреждений и их работникам;

• применение профессиональных стандартов, требования которых, по мнению автора, необходимо учитывать при организации обучения и аттестации работников культуры, при разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении разрядов работникам и установлении систем оплаты труда;

• развитие внутриорганизационного предпринимательства и внедрение концепции

традиционного предпринимательства в контексте функционирования некоммерческих организаций сферы культуры является, по мнению автора, перспективной практической задачей, решаемой в рамках механизма мотивации. В данном случае под развитием внутриорганизационного предпринимательства понимается формирование механизмов поддержки новых идей, выдвигаемых сотрудниками на всех уровнях иерархии. По мнению автора, управленческие стратегии, направленные на развитие организационного предпринимательства в культуре, должны работать на включение сотрудников в общекорпоративную инновационную деятельность в различных областях деятельности, в том числе в области фандрайзинга. Целью данного механизма должно быть аккумулирование опыта и знаний сотрудников в «коллективный мозг» и создание новых перспектив для организации культуры;

• расширенная система КР1 (ключевых показателей эффективности), предлагаемая автором в качестве дополнения к показателям, разрабатываемым в рамках эффективного контракта, дополняет и расширяет систему КР1 четырьмя группами: КР1 результата (в каком объеме результат был произведен организацией в течение анализируемого периода); КР1 затрат (в каком объеме ресурсов было затрачено на производство результата); КР1 функционирования (группа показателей, позволяющих оценить соответствие процессов внутри организации нормативам и регламентам); КР1 эффективности (производные показатели, характеризующие соотношение полученного результата к затратам ресурсов).

Таким образом, целью функционирования элементов мотивационной составляющей механизма является развитие системы мотивации в двух направлениях. Первым направлением является обеспечение соответствия системы актуальной нормативно-правовой базе в части применения профессиональных стандартов и переход к эффективному контакту. Вторым направлением является расширение системы показателей эффективности за счет создания системы поддержки внутри-

организационного предпринимательства как инструмента накопления человеческого капитала, выработку у сотрудников внутренних стимулов к эффективному труду и желания развиваться посредством внутрифирменной конкуренции. Все это является необходимым условием эффективной деятельности организации в современных условиях [10; 11].

Третий блок организационно-экономического механизма повышения эффективности (блок 3 на рисунке 2) - организационно-административный механизм, включает в себя четыре элемента: управленческие технологии, инструкции и регламенты, информационную инфраструктуру организации, а также методику оценки эффективности, предлагаемую отделом аудита эффективности деятельности.

Составляющая управленческих технологий является одной из наиболее важных в социотехнических системах, так как именно качеством используемых управленческих технологий объясняется вариация эффективности, которая не оценивается во взаимосвязи с другими производственными факторами. Специфика сферы культуры как объекта управления, диктующая применение в основном линейных и разветвленных схем управления, позволяет в ряде случаев адаптировать также такие технологии, как управление по отклонениям, управление по результатам, целевые и поисковые модели.

По мнению автора, составляющая информационных механизмов и информационной инфраструктуры также важна в некоммерческом секторе культуры. Под информационными технологиями следует понимать использование автоматизированных информационных систем (либо целого комплекса АСУ, например, 1С, ЕЯР-системы, СКМ-системы, управленческие системы, архитектура которых разрабатывается по индивидуальному заказу), либо отдельных функций (например, для обеспечения документооборота). Важной задачей данной составляющей является также обеспечение представления учреждения культуры в сети Интернет, включая официальный сайт и группы в социальных сетях. Основным направлением, по мнению автора, является организация технической возможности при-

обретения билетов, а также виртуальных посещений в режиме онлайн.

Важная составляющая блока организационно-административного механизма - отдел аудита эффективности (ОАЭ). Его задачами является осуществление конкурентного бенч-маркинга и оперативная оценка эффективности деятельности с использованием специальной методики. Если организация сферы культуры относится к муниципальному уровню, то функции ОАЭ возможно возложить на отдел финансового учета и контроля. Приоритетной задачей ОАЭ является анализ внешних факторов, влияющих на эффективность организации культуры, таких как: состояние рынка труда в сфере культуры, нормативно-правовая база культуры, государственная и региональная культурная политика, потребительский спрос и конъюнктура регионального рынка культурных услуг, взаимоотношения с поставщиками ресурсов в рамках системы государственных закупок.

Задачей ОАЭ является также анализ различных показателей и оценка необходимости и перспективных направлений их оптимизации. К таким показателям относятся показатели, характеризующие развитие персонала организации, показатели эффективности финансовой деятельности (выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности, качество организации учета, выполнение государственного задания, учет средств, поступающих от приносящей доход деятельности), анализ показателей развития организации (текущих процессов, организационной структуры, организационной культуры).

Еще одной задачей ОАЭ является оперативный мониторинг показателей и критериев эффективности, количественная и качественная оценка на основе расчета интегрального показателя эффективности.

Четвертый блок механизма (блок 4 на рисунке 2) включает использование правоотношений с учредителями некоммерческой организации и правоотношения по поводу организации хозяйственной деятельности учреждений культуры, т. е. совокупность локальных нормативных актов приказов и распоряжений, в которых находят отражение

РГСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • № 1 • 2018 I

юридические изменения, продиктованные особенностями бюджетных организаций как объекта управления, а также управленческие решения, связанные с повышением эффективности.

Внедрение предлагаемого организационно-экономического механизма управления позволит повысить эффективность деятельности организации культуры, оптимизировать совокупность внутриорганизационных процессов, достичь роста доходов от основной деятельности организации. Использование механизма будет способствовать развитию практики применения в бюджетных организациях фандрайзинговых инструментов и различных форм работы со спонсорами и меценатами (в зависимости от типа учреждения культуры), использованию бенчмаркинга - анализа наилучших практик в области повышения эффективности государственных и муниципальных учреждений и организаций культуры, их адаптации к специфике деятельности конкретного учреждения.

Функционально-операционная последовательность формирования организационно-экономического механизма повышения

эффективности включает такие этапы, как предварительное выделение конкретного объекта управления и конечные цели трансформации состояния объекта; трансформацию цели в критерии управления эффективностью -количественно измеренные цели, поставленные перед группой, отделом, организацией; выявление внутренних факторов, на которые необходимо осуществлять воздействие; выбор методов воздействия на факторы управления; оценку необходимого объема ресурсов, посредством которых осуществляется сдвиг мотивов деятельности работников организации на цели управления эффективностью.

Обобщая вышесказанное, отметим, что предлагаемый организационно-экономический механизм управления эффективностью деятельности организации культуры, состоящий из экономической, мотивационной, организационно-экономической и правовой составляющих, отличается от разработанных ранее согласованностью с реализуемыми федеральными, региональными и муниципальными программами развития сферы культуры и использованием инструментов программно-целевого планирования.

; СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

• 1. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по : реализации государственной социальной политики». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ : ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102156331 (дата обращения: 03.01.2018).

• 2. Программа повышения эффективности управления общественными (государ: ственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Утв. распоря-: жением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р. URL: https:// | rg.ru/2012/12/04/oplata-site-dok.html (дата обращения: 03.01.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• 3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» : на 2013 - 2020 годы. Утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2014. URL: http:// : base.garant.ru/70644226/#ixzz56KyoaLpd (дата обращения: 12.12.2017).

• 4. Методические рекомендации по разработке плана мероприятий («дорожной

• карты»). «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы куль: туры» главным распорядителем средств федерального бюджета Федерации, плана

мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждений в части

• оказания государственных услуг (выполнения работ) федеральным государствен: ным учреждением культуры от 31.01.2013 № 644-01-54/04-НМ URL: http://docs.cntd. : ru/document/420216531 (дата обращения: 12.12.2017).

5. План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» (с изменениями на 28 апреля 2015 года). Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 2606-р от 28.12.2012. URL: http://docs.cntd.ru/document/902392009 (дата обращения: 12.12.2017).

6. Методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений культуры, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников. Утв. приказом Минкультуры России от 28.06.2013 № 920. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70327762/ (дата обращения: 12.12.2017).

7. Музычук В. Ю. Государственная поддержка культуры: ресурсы, механизмы, институты. М.; СПб.: Нестор-История, 2013. 280 с.

8. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ URL:http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 19.01.2018).

9. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р. URL:http://www. garant.ru/products/ipo/prime/doc/70169234/ (дата обращения: 19.01.2018).

10. Панов М. М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. М.: РИОР, 2018. 255 с.

11. Балдин К. В., Воробьев С. Н., Уткин И. Б. Управленческие решения: учебник. 8-е изд. М.: Дашков и К, 2017. 496 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.