Научная статья на тему 'Формирование организационно-экономического механизма инновационного развития отрасли цветоводства Республики Беларусь'

Формирование организационно-экономического механизма инновационного развития отрасли цветоводства Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ЦВЕТОВОДСТВО / ORGANIZATIONAL ECONOMIC MECHANISM / INNOVATION DEVELOPMENT / FLORICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качановская Е.Н.

В статье рассматриваются сущность и структурные элементы организационно-экономического механизма инновационного развития цветоводства в Республике Беларусь. Выявлены его специфические черты, предложена структурная схема и модель его формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL ECONOMIC MECHANISM OF FLORICULTURE INNOVATION DEVELOPMENT IN BELARUS

The essence of the organizational economic mechanism of floriculture innovation development in Belarus is considered in the article. Its specific features are revealed, block diagram and model of its formation is offered.

Текст научной работы на тему «Формирование организационно-экономического механизма инновационного развития отрасли цветоводства Республики Беларусь»

УДК 635.9:001.895(476)

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ ЦВЕТОВОДСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Е.Н. Качановская

В статье рассматриваются сущность и структурные элементы организационно-экономического механизма инновационного развития цветоводства в Республике Беларусь. Выявлены его специфические черты, предложена структурная схема и модель его формирования.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, инновационное развитие, цветоводство.

Рынок цветов Республики Беларусь на современном этапе развития экономики является перспективной сферой для осуществления коммерческой деятельности. Однако, несмотря на динамичный рост данного рынка, его функционирование определяет следующая особенность: предложение со стороны отечественных производителей существенно меньше предъявляемого спроса. В подтверждение вышесказанного приведем некоторые статистические данные, рассчитанные автором по данным Национального Статистического комитета Республики Беларусь [1, с. 24-27; 2, с. 106,109, 112, 115, 118, 121, 124, 127, 130, 133, 136, 139, 142, 145, 148, 151], Государственного таможенного комитета Республики Беларусь [3, с. 20, 34, 99; 4, с. 20, 34, 97; 5, с. 21, 35,100; 6, с. 21, 35,102] и Международного Торгового Центра [7]:

1. Рост объема рынка цветов и декоративных растений в республике: с 2007 года объем рынка увеличился в 1,5 раза и составил в 2010 году более 27,7 млн. EUR (в т.ч. цветов на срез - 14,6).

2. Рост потребления цветов и декоративных растений на душу населения: за рассматриваемый период потребление увеличилось на 52% и составило в 2010 году 2,9 EUR, а цветов на срез -1,53 EUR (прирост -74%).

3. Предложение со стороны отечественных производителей существенно меньше предъявляемого спроса: объем отечественного производства в 2010 г. составил 11,2 млн. EUR (или 41% емкости рынка), в т.ч. 4,5 млн. EUR - цветы на срез (31% емкости рынка).

Таким образом, динамичное развитие рынка цветов Республики Беларусь и, как следствие, рост его привлекательности для иностранных производителей, ставит перед отечественными цветоводческими предприятиями задачу получения конкурентных преимуществ, что невозможно без внедрения и использования инновационных методов и инструментов хозяйствования. Для реализации поставленной задачи необходим новый усовершенствованный организационно-экономический механизм, который создаст предпосылки для инновационного развития отечественной отрасли цветоводства, повысит эффективность функционирования белорусских товаропроизводителей, создаст условия для привлечения инвестиций и развития предпринимательской инициативы и позволит свести импорт цветочной продукции к минимуму.

Рассматривая организационно-экономический механизм инновационного развития цветоводства как экономическую категорию подчеркнем, что ее базисом является понятие «механизм», то есть упорядоченное построение составляющих его элементов (субъект, объект, предмет), обеспечивающее комплексное их взаимодействие на всех уровнях хозяйствования (микро, мезо, макро) (см. рис. 1).

Рисунок 1 - Структурная схема организационно-экономического механизма инновационного развития цветоводства

Примечание - Рисунок составлен автором по результатам собственных исследований. Таким образом, предложенная структурная схема организационно-экономического механизма

инновационного развития цветоводства представляет собой систему различных по содержанию, но тесно взаимосвязанных между собой структурных элементов, с помощью которых осуществляется непрерывное его функционирование на всех уровнях хозяйствования: субъект, объект, предмет.

Субъект (управляющая подсистема) - совокупность элементов, которые осуществляют функциональное управление процессом инновационного развития отрасли цветоводства. Целевое назначение данной подсистемы заключается в создании всех необходимых организационно-экономических условий для инновационного развития объекта управления.

Объект (управляемая подсистема) - совокупность элементов, непосредственно участвующих в создании, распределении, обмене и потреблении продукции отрасли. Данная подсистема обеспечивает планомерность процесса непрерывного возобновления, расширения и совершенствования всех сфер воспроизводства. Объектом организационно-экономического механизма выступает специфический вид сельскохозяйственной деятельности по выращиванию цветов, их семян, луковиц, клубней (отрасль цветоводства - ОКЭД 01122) [8, с.7].

Предмет - продукт деятельности объектов (продукция цветоводства). Предмет определяет не только специфику объекта исследования, но и влияет на конкретные формы и рычаги организационно-экономического механизма. Так, автором выделены следующие характеристики продукции цветоводства - физические свойства, аромасвойства, эстетические свойства, качественность.

К физическим свойствам относятся размер, форма, масса, цвет, прозрачность, плотность и др. Их величины зависят от вида и строения растений, биологических особенностей, условий хранения и транспортировки. Показатели физических свойств учитываются при выборе вида упаковки и тары, условий и способов транспортировки и хранения. Также данные показатели учитываются при оценке качества цветочной продукции.

Аромасвойства - слагаются из двух основополагающих свойств:

1) способность цветочных растений образовывать в процессе своей жизнедеятельности вещества и соединения, обладающие ароматом (запахом);

2) способность человека к ощущению и распознаванию запахов (обоняние).

Запах является одним из определяющих свойств цветочной продукции. Именно с особым запахом цветов связано наличие эмоциональной составляющей в процессе развития спроса на данную группу товаров.

Наличие эмоциональной составляющей связано также и с эстетическими свойствами цветов, которые, на наш взгляд, являются определяющими в процессе покупки. При этом данной характеристике свойственна особая сложность, связанная с ее формализацией и прогнозированием, так как вкусы и представления о прекрасном сугубо субъективны.

Качественность - свойство, означающее, что товар соответствует определенным требованиям. Общепризнанными инструментами обеспечения качества продукции являются методы стандартизации и сертификации продукции. В Республике Беларусь в отрасли цветоводства применяются межгосударственные стандарты СНГ с индексом ГОСТ. По цветам срезанным: ГОСТ 18908.1-73 - ГОСТ 18908.10-73, ГОСТ 18908.11 - ГОСТ 18908.13-81, ГОСТ 20453-90, ГОСТ 22383-77, ГОСТ 25608-83 [9]; по посадочному материалу цветочных культур: ГОСТ 28849-90 - ГОСТ 28852-90 [10].

Проведенное исследование свойств цветочной продукции позволило сформулировать следующие ее функции:

1. Физиологическая функция. Проявляется в способности цветочной продукции влиять на нервную, сердечнососудистую, дыхательную и др. системы человека и на сопротивляемость его организма заболеваниям.

2. Символическая функция. Особенно ярко символическая роль цветов проявляется в календарных и семейных традициях. Так, например, тюльпаны являются обязательным атрибутом Международного женского дня.

3. Эмоциональная функция. Выражается в способности товара возбуждать чувства и вызывать аффективные реакции.

Действие организационно-экономического механизма, обеспечивающего инновационное развитие цветоводства Республики Беларусь, охватывает различные стороны хозяйственных отношений:

1. Отношения между различными уровнями хозяйствования:

- макроуровень - система мер, осуществляемых на национальном уровне и направленных на создание благоприятных внешних условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения эффективности развития цветоводства и решения проблем импортозамещения;

- мезоуровень - система мер, осуществляемых на уровне региона и направленных на реализацию целей макроуровня;

- микроуровень - система мер, осуществляемых на уровне отдельных предприятий, способ-

ствующих эффективному развитию последних на основе обеспечения финансовой устойчивости, платежеспособности, высоких темпов развития в долгосрочной перспективе, повышения конкурентоспособности выращиваемой продукции.

2. Отношения между организациями единого уровня:

- межстрановые - например, взаимодействие белорусских общественных организаций и объединений, отраслевых ассоциаций и союзов с зарубежными партнерами; развитие сотрудничества белорусских субъектов хозяйствования и зарубежных организаций в вопросах развития цветоводства;

- межотраслевые отношения - например, установление партнерских связей между отраслью цветоводства и флористики;

- между отдельными производителями.

3. Отношения по стадиям производственно-сбытового процесса: производство - распределение - обмен - потребление.

Разумеется, этими отношениями не исчерпываются все стороны организационно-экономических отношений, через которые реализуется действие организационно-экономического механизма инновационного развития цветоводства. Однако, именно от совершенства перечисленных выше отношений в решающей степени зависят, на наш взгляд, темпы и эффективность инновационного развития цветоводства.

Таким образом, исходя из описанных базовых структурных элементов организационно-экономического механизма инновационного развития цветоводства нами предложена следующая логическая модель его управления (см. рис. 2).

СУБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

"СГ

Цели, задачи, методы

Ме т одология

совокупность приемов? методов исследования

ОРТ АНИЗ АДИО ННО-ЭКОНОМИКСЕСКИИ МЕХАНИЗМ

НЕ

Органнз аццонно пр ав о в ой механизм:

— организационно-производственный блок;

— нормативно-правовой блок;

— информационно-обеспечивающий блок; — кадровый блок, др.

Эк ономич е с кий м ех аниз м:

финансово-экономический блок; маркетинговый блок; дР.

Инновационное развитие:

— поиск, подготовка и реализация нововведений (продуктовыхР технологических? организационных, информационных и др.);

— диффузия инноваций; др.

ЦТ

ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Ир о изеодство

Распределение

Обмен

Потребление

Влияние внешней среды:

— мировые тенденции развития рынка цветов;

— политика импортозамещения государства;

— развитие научно-инновационной сферы страны; др.

С=>

Влияние внутренней среды:

— наличие внутренних резервов роста пр о изв од ств а;

— инновационный потенциал отрасли,

— степень развития системы товародвижения и транспорта о-логистической инфраструктуры и др.

Рисунок 2 - Модель организационно-экономического механизма управления инновационным развитием цветоводства

Примечание - Рисунок составлен автором по результатам собственных исследований.

Все элементы предложенного организационно-экономического механизма взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. При этом важнейшими и необходимыми условиями эффективного функционирования описанного механизма являются:

1) непрерывно действующая обратная связь «потребление - производство», обеспечивающая изготовление необходимого востребованного продукта;

2) непрерывно действующая обратная связь «потребление - методологический блок», по-

скольку она дает возможность оценить состояние, уровень удовлетворения потребностей с необходимостью тех или иных целенаправленных управляющих воздействий на объект управления через тот или иной блок организационно-экономического механизма.

Методологический блок устанавливает цели управляющей подсистемы, определяя тем самым направления и характер деятельности всего организационно-экономического механизма, каждого его элемента на всех уровнях хозяйствования. Центральная роль данного блока определяется его влиянием и установлением взаимозависимости всех элементов организационно-экономического механизма от целей управления.

Центральное место в рассмотренной схеме занимает целенаправленное инновационное развитие всего механизма, включающего такие элементы как поиск, подготовка и реализации различных видов нововведений, диффузия инноваций. Инновационный тип развития отрасли цветоводства продиктован в первую очередь острой необходимостью адаптации отечественных предприятий к быстроменяющимся условиям внешней среды в краткосрочной перспективе и обеспечения роста в долгосрочном плане.

Анализ опыта развитых стран по повышению эффективности развития цветоводства позволил сделать вывод, что для Республики Беларусь необходима реализация ряда инновационных решений. В частности, реальное повышение эффективности возможно за счет внедрения на микроуровне следующих инноваций: малообъемной гидропоники, капельного полива и подкормки, управления микроклиматом, автоматизации технологических процессов с использованием современных компьютерных программ. Вместе с тем, необходимо отметить, что многие предприятия республики уже успешно применяют данные технологии в производстве, и их дальнейшее распространение не вызывает сомнений. Проблемными остаются вопросы разработки, внедрения и использования организационных, управленческих и информационных инноваций (например, создание, внедрение и использование инновационных товаропроводящих сетей).

Экономический механизм в свою очередь включает финансово-экономический, маркетинговый и другие блоки. В первый блок входят следующие элементы: прогнозирование и планирование, экономические нормативы, налоговая, кредитная системы, коммерческий расчет, экономическое стимулирование, инвестирование, система ценообразования и страхования и т.д. Маркетинговый блок включает изучение конъюнктуры рынка, реклама и продвижение продукции, налаживание устойчивых связей с потенциальными партнерами, прогнозирование сбыта и т.д.

В комплекс мероприятий инновационного развития цветоводства входят наряду с экономическими методами и рычагами, также создание необходимых организационно-производственных, нормативно-правовых, кадровых и информационных предпосылок, обеспечивающих инновационное развитие отрасли.

Организационно-производственный блок включает такие элементы как формы собственности и хозяйствования, интеграция и кооперация, реструктуризация, диверсификация, модернизация, применяемые технологии и др. На данном этапе развития отрасль цветоводства находится под влиянием нескольких министерств республики - Министерство Жилищно-коммунального хозяйства, в функции которого входит озеленение и благоустройство населенных мест и территорий, и Министерство сельского хозяйства и продовольствия, в функции которого входит осуществление государственного управления и регулирования в области сельского хозяйства. На практике же, первое из упомянутых министерств не уделяет должного внимания развитию отрасли вследствие непрофильности деятельности, а Министерство сельского хозяйства и продовольствия вовсе не занимается вопросами цветоводства. Таким образом, отрасль развивается бессистемно, без целенаправленного и планомерного мониторинга и регулирования со стороны государства.

Анализ нормативно-правового блока дает представление об элементах правовой формы воздействия на управляемую и управляющую подсистемы цветоводства. Основным и единственным документом, регулирующим отношения в области обращения с объектами растительного мира является Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 г. № 205-З «О растительном мире». Данный нормативно-правовой документ устанавливает правовые основы охраны, защиты, воспроизводства, содержания, пользования и удаления объектов растительного мира, а также озеленения, охраны среды произрастания объектов растительного мира, повышения их средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, рекреационных и иных функций в целях обеспечения благоприятной для жизни и здоровья граждан окружающей среды [11]. Таким образом, под сферу влияния данного закона подпадают вопросы озеленения территорий, вопросы же относительно выращивания необходимой цветочной продукции не нашли отражения в данном документе.

Кадровый блок включает подготовку специалистов и рабочих. Наши исследования показали, что Республика Беларусь сегодня не испытывает нехватки кадров в сфере производства продукции цветоводства и озеленения территорий: так, подготовку цветоводов, рабочих зеленого строительства и техников по озеленению осуществляют в республике семь профессиональных колледжей и лицеев. Вместе с тем оте-

чественный рынок цветов испытывает явный недостаток кадров в сфере доработки и реализации выращенной продукции. В республике отсутствуют не только государственные образовательные стандарты по специальности «флорист», но и в целом данная профессия не имеет государственной регистрации (отсутствуют должностные обязанности, требования к квалификации). При этом организация и выполнение флористических работ приносят наибольшие прибыли в цветочной индустрии.

Основой информационно-обеспечивающего блока является научное, консультативное, банковское, технико-технологическое и информационное обеспечение. Научное обеспечение отрасли осуществляет одно научно-исследовательское учреждение - Центральный ботанический сад НАН Республики Беларусь, основные направления исследований которого не связаны с промышленным цветоводством.

Системный подход позволяет исследовать организационно-экономический механизм инновационного развития цветоводства с точки зрения влияния факторов внешней и внутренней среды. Так, к факторам внутренней среды автором отнесены наличие внутренних резервов роста производства, инновационный потенциал отрасли, степень развития системы товародвижения и транспортно-логистической инфраструктуры; к факторам внешней среды - мировые тенденции развития рынка цветов, политика импортозамещения государства, развитие научно-инновационной сферы страны и др.

В заключении отмебтим, что существенное влияние на конкретные методы и инструменты рассматриваемого организационно-экономического механизма оказывают два фактора: во-первых, специфика исследуемой отрасли народного хозяйства, и во-вторых, её инновационная составляющая (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные составляющие организационно-экономического механизма инновационного разви-

тия цветоводства

Элементы механизма Основные характеристики

Товар - сравнительно большая широта и глубина товарной номенклатуры, включающая цветы (цветы на срез, горшечные культуры), рассаду (однолетняя, двулетняя, многолетняя), семена, луковицы, клубни; - характеризуется рядом свойств (физические свойства; аромасвойства; эстетические свойства; качественность), которые имеют ограниченный срок существования; - особые условия хранения и сбыта; - уникальный продукт, которому свойственны физиологическая, символическая и эмоциональная функции.

Цена - определяется сроком годности и качеством товара; - имеет различный средний уровень в зависимости от сезона и уровня формирования (национальный, мировой); - амплитудные колебания в "праздничные" дни; - зависимость от вида цветов; - ежегодные колебания в связи с изменениями вкусов и предпочтений потребителей; - слабая корреляция с потребительским спросом.

Спрос - обусловлен традициями, привычками и культурой населения; - классифицируется в зависимости от мотива потребления на три основные группы: удовлетворяющий практические нужды, спонтанные покупки, традиционный спрос (праздники, торжественные, скорбные мероприятия); - формируется в основном за счет внутреннего потребления. Имеет слабовыраженную экспортную направленность.

Предложение - отечественное предложение существенно меньше предъявляемого спроса на внутреннем рынке, что, определяет его импортную ориентацию и ставит его в зависимость от тенденций, происходящих на мировом рынке цветов.

Конкуренция - конкуренция среди отечественных участников отрасли - минимальная; - конкуренция со стороны иностранных производителей - максимальная;

Инновации - широкое внедрение и использование инновации в сфере производства; - низкий уровень инновационного развития в сфере обращения.

Примечание - Таблица составлена автором по результатам собственных исследований.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, совокупность предложенных методов и инструментов организационно-экономического механизма управления инновационным развитием цветоводства, позволит, на наш взгляд, повысить социально-экономическую эффективность функционирования отечественного рынка цветов, испытывающего острую импортную зависимость от поставок иностранной продукции, и в перспективе сформировать положительное сальдо внешней торговли цветами.

The essence of the organizational economic mechanism of floriculture innovation development in Belarus is considered

in the article. Its specific features are revealed, block diagram and model of its formation is offered.

The key words: organizational economic mechanism, innovation development, floriculture.

Список литературы

1. Население Республики Беларусь: Стат. сб. / Нац. стат. ком. Респ. Беларусь. Мн.: РУП «Информационно-вычислительный центр Нац. стат. ком. Респ. Беларусь», 2011. 472 с.

2. Половозрастная структура населения Республики Беларусь на 1 января 2011 года и среднегодовая численность населения за 2010 год. Статистический бюллетень / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Мн.: РУП «Информационно-вычислительный центр Национального статистического комитета Республики Беларусь», 2011. 344 с.

3. Таможенная статистика внешней торговли Республики Беларусь. Бюллетень январь-декабрь 2007 г. / Гос. тамож. Комитет Республики Беларусь. Мн.: типография Минской центральной таможни, 2008. 224 с.

4. Таможенная статистика внешней торговли Республики Беларусь. Бюллетень январь-декабрь 2008 г. / Гос. тамож. Комитет Республики Беларусь. Мн.: РУП «Белтаможсервис» филиал «Белтаможиздат», 2009 224 с.

5. Таможенная статистика внешней торговли Республики Беларусь. Бюллетень № 4 (54) январь-декабрь 2009 г. / Гос. тамож. Комитет Республики Беларусь. Мн.: РУП «Белтаможсервис» филиал «Белтаможиздат», 2010 230 с.

6. Таможенная статистика внешней торговли Республики Беларусь. Бюллетень № 4 (58) январь-декабрь 2010 г. / Гос. тамож. Комитет Республики Беларусь. Мн.: РУП «Белтаможсервис» филиал «Белтаможиздат», 2011 234 с.

7. Trade statistics for international business development [Electronic resource] // International trade center. Geneva, 2012. Mode of access: http://www.trademap.org. Date of access: 20.02.2012.

8. Виды экономической деятельности: Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 005-2006. Введ. 01.04.07. Минск: Госстандарт: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2006. 240 с.

9. Цветы срезанные. Технические условия: ГОСТ 18908.1-73 ГОСТ 18908.10-73, ГОСТ 18908.11 ГОСТ 18908.13-81, ГОСТ 20453-90, ГОСТ 22383-77, ГОСТ 25608-83 (издание официальное) / Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам. М.: Изд-во стандартов, 1990. 76 с.

10. Посадочный материал цветочных культур. Технические условия: ГОСТ 28849-90 ГОСТ 28852-90 (издание официальное) / Государственный комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам. М.: Изд-во стандартов, 1991. 42 с.

11.О растительном мире: Закон Респ. Беларусь, 14 июн. 2003 г., № 205-З: с изм. и доп.: текст по состоянию на 28 дек. 2009 г. // Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. 2011. Режим доступа: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=H10300205. Дата доступа: 05.10.2011.

Об авторе

Качановская Е.Н. - ассистент кафедры экономики и МЭО в АПК Белорусской государственной сельскохозяйственной академии, kate.bgsha@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.