Научная статья на тему 'Формирование организаторских способностей будущих инженеров в процессе профессионального обучения'

Формирование организаторских способностей будущих инженеров в процессе профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СКЛОННОСТИ / ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖЕНЕРА-СТРОИТЕЛЯ (БАКАЛАВРА) / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хохлова Марина Витальевна, Лукашов Сергей Викторович, Шишкина Дарья Александровна

В настоящей работе описан подход к формированию организаторских способностей будущих инженеров в процессе профессионального обучения. Исследована динамика развития организаторских способностей и склонностей на примере студентов, обучающихся по направлению 08.03.01 Строительство, показано, что их развитие определяется интегративным подходом к отбору содержания обучения по дисциплинам образовательной программы, использованием интерактивных технологий образования, изучением дисциплин (курсов по выбору) и другими педагогическими средствами, которые способствуют формированию организаторских знаний, умений и навыков будущих субъектов профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хохлова Марина Витальевна, Лукашов Сергей Викторович, Шишкина Дарья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование организаторских способностей будущих инженеров в процессе профессионального обучения»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Хохлова М.В.1, Лукашов С.В.2, Шишкина Д.А.3

'ХохловаМарина Витальевна — доктор педагогических наук, профессор, факультет общенаучной подготовки и повышения квалификации, кафедра философии, истории и социологии;

2Лукашов Сергей Викторович — кандидат химических наук, доцент, начальник отдела, отдел лицензирования, аккредитации и управления качеством образования; 3Шишкина Дарья Александровна — студент, Строительный институт Брянский государственный инженерно-технологический университет, г. Брянск

Аннотация: в настоящей работе описан подход к формированию организаторских способностей будущих инженеров в процессе профессионального обучения. Исследована динамика развития организаторских способностей и склонностей на примере студентов, обучающихся по направлению 08.03.01 Строительство, показано, что их развитие определяется интегративным подходом к отбору содержания обучения по дисциплинам образовательной программы, использованием интерактивных технологий образования, изучением дисциплин (курсов по выбору) и другими педагогическими средствами, которые способствуют формированию организаторских знаний, умений и навыков будущих субъектов профессиональной деятельности.

Ключевые слова: организаторские склонности, организаторские способности, профессиональные виды деятельности инженера-строителя (бакалавра), федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональное образование, педагогические средства формирования организаторских способностей субъектов профессиональной деятельности в инженерном вузе.

Профессиональная деятельность современного инженера является многофункциональной. Так, например, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки бакалавров 08.03.01 Строительство предусматривает владение выпускниками следующими видами профессиональной деятельности: изыскательская и проектно-конструкторская; производственно-технологическая и производственно-управленческая; экспериментально-исследовательская; монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная; предпринимательская [1].

Анализ ФГОС высшего образования по направлениям инженерной подготовки показывает, что большинство данных видов деятельности предполагают необходимость выполнения целого ряда действий, связанных с организационной деятельностью. Так, например, бакалавры направления подготовки 08.03.01 Строительство являясь субъектом производственно-технологической и производственно-управленческой деятельности должны осуществлять организацию рабочих мест, их техническое оснащение, размещение технологического оборудования; организацию работы малых коллективов исполнителей, планирование работы персонала и фондов оплаты труда; организацию и выполнение строительно-монтажных работ, работ по эксплуатации, обслуживанию, ремонту и реконструкции зданий, сооружений и объектов жилищно-коммунального хозяйства; организацию и проведение испытаний строительных конструкций изделий, а также зданий, сооружений, инженерных систем; и др. Монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная деятельности также предполагают организационные действия: организация профилактических осмотров, текущего и капитального ремонта, реконструкции объектов строительства и жилищно-коммунального хозяйства, строительного и жилищно -коммунального оборудования; организацию подготовки строительных объектов и объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации [1].

Таким образом, условием эффективного выполнения всех видов инженерной деятельности является наличие у субъекта этой деятельности организаторских склонностей и способностей.

В исследованиях в области психологии глубоко исследована сущность понятия «способности», а также природа, закономерности, виды и взаимосвязь способностей (В.Н. Дружинин, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.). При этом организаторские способности, как вид коммуникативных способностей рассматриваются в качестве существенной составляющей общей структуры способностей (А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев,

A.А. Леонтьев, И. Кертэс, Д. Майерс, Э. Сепир) и залог успешной реализации профессиональных действий (А.Д. Копытов, B.C. Лазарев, Е. Семенова, В. Шепель). Исследованию проблемы содержания и структуры способностей в конкретных видах профессиональной деятельности посвящены работы: в профессии психолога (И.К. Гаврилова, И.В. Завгородняя), педагога (Т.С. Рожок, В.В. Широкова), в деятельности инженерно-педагогических работников системы начального профессионального образования (Н.Ф. Арганы, И.А. Гетманская), государственных служащих (И.А. Алтухова).

Однако проблема организаторских способностей субъектов инженерной деятельности в строительстве не нашла глубокого отражения.

«Организаторские способности - вид коммуникативных способностей, которые проявляются в совершенстве умений переводить социально-значимые цели на язык практики для своего коллектива и в умении доводить дело до логического конца. Требовательность сочетается с располагающей общительностью и личной деловитостью. Наличие у руководителя организаторских способностей снижает вероятность возникновения как деловых, так и межличностных конфликтов» [2].

По мнению Огаркова А.А. организаторские способности можно разделить на три типа:

«1. Организационная проницательность деятельность, включающая:

— психологическую избирательность - умение уделять внимание тонкостям взаимоотношений, синхронность эмоциональных состояний руководителя и подчиненных, способность поставить себя на место другого;

— практическую направленность интеллекта, т. е. прагматическую ориентацию руководителя на использование данных о психологическом состоянии коллектива для решения практических задач;

— психологический такт - способность соблюдения чувства меры в своей психологической избирательности и прагматической ориентированности.

2. Эмоционально-волевая результативность - умение влиять, способность воздействовать на других людей волей и эмоциями. Она складывается из следующих факторов:

— энергичность, способность направлять деятельность своих подчиненных в соответствии со своими желаниями, заряжать их устремленностью, верой и оптимизмом в продвижении к цели;

— требовательность, способность добиваться решения своих задач при психологически грамотной постановке и реализации требований к подчиненным;

— способность критически оценивать свою деятельность, обнаружить и адекватно оценить отклонения от намеченной программы в деятельности работников.

3. Склонность к организаторской деятельности, т. е. готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчивая профессиональной подготовленностью» [4, с. 40-41].

Анализируя специфику содержания профессиональной деятельности и особенности ее реализации, исследователи в области психологии и педагогики отмечают актуальность организаторских способностей для всех видов профессиональной деятельности (А.Д. Копытов,

B.C. Лазарев, Е. Семенова, В. Шепель) и реализации всех должностных функций (С. Белл, B.C. Лазарев, Р.Дж. Спейди, Е.В. Яковлев). При этом выделяются следующие возможности сформированных организаторских способностей субъектов профессиональной деятельности: планировать краткосрочные и долгосрочные действия, а также эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях (Ю.Л. Воробьев); оптимально реализовывать временные, материальные, психологические и кадровые ресурсы (Н.А. Галеева); обеспечивать организацию индивидуальной и групповой деятельности (В.Л. Боднар, М.И. Рожков, В.И. Худанич), выстраивать межличностного взаимодействия и общения (B.C. Лазарев, Р. Петрунева, И.А. Скопылатов).

Показателем профессионального мастерства современного инженера-строителя в области организаторской активности служит его компетентность в многообразия видов деятельности: производственно-технологической и производственно-управленческой, монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной и др. [1].

Образовательным стандартом по подготовке бакалавров-строителей выделены следующие компетенции, значимые с позиции выполнения им организаторской деятельности:

- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

- готовностью к работе в коллективе, способностью осуществлять руководство коллективом, подготавливать документацию для создания системы менеджмента качества производственного подразделения (ОПК-7);

- знанием организационно-правовых основ управленческой и предпринимательской деятельности в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, основ планирования работы персонала и фондов оплаты труда (ПК-10) [1].

Таким образом, современный инженер (бакалавр)-строитель должен не только иметь организаторские и коммуникативные склонности и способности, но в его субъектом опыте профессиональной деятельности должны быть представлены:

- психолого-педагогические и правовые знания в области эффективной организации делового общения и управления, а также взаимодействия на основе сотрудничества;

- умения и навыки работы в коллективе и управления им в процессе решения задач многофункциональной инженерной деятельности;

- внутренняя потребность к саморазвитию и самоорганизации, толерантность, ответственность, позитивное отношение к себе и членам коллектива, а также и другие личностные качества, обеспечивающие руководителю успех в решении задач коллективной деятельности.

В исследовании уровня коммуникативных способностей будущих инженеров-строителей, получающих профессиональную подготовку по направлению подготовки бакалавриата 08.03.01 Строительство (профили подготовки: «Промышленное и гражданское строительство», «Производство строительных материалов, изделий и конструкций», «Городское строительство и хозяйство»), приняли участие студенты первого, второго и третьего курсов Строительного института Брянского государственного инженерно-технологического университета в количестве 160 человек (Рис. 1). Диагностика наличия организаторских способностей обучаемых осуществлялась на основе модификации методики КОС [5].

Рис. 1. Совокупные результаты тестирования студентов первого, второго и третьего курсов Строительного института по методике КОС

По результатам тестирования установлено, что из общего количества всех респондентов только у 12 организаторские способности оказались ниже 40%, большинство (92 обучаемых) находятся на среднем уровне, а значительная часть (56 студентов) обладает наиболее развитыми организаторскими способностями. Это означает, что большинство студентов Строительного института обладают средним или высоким уровнем развития организаторских способностей, что, безусловно, следует отнести к положительным результатам исследования.

Так как в тестировании приняли участие студенты разных курсов, мы можем проследить динамику развития данного вида способностей, в зависимости от времени (курса) их обучения в вузе. Для этого были построены графики процентного отношения

количества студентов разных уровней развития организаторских способностей к числу опрошенных для каждого курса (Рис. 2).

70

40

зо

20

/ / 45 Чч

/ /

' /

-- /

ух

16

И курс И курс к-3 курс

«40 40-70 70<

Рис. 2. Процентное отношение количества студентов Строительного института разных уровней развития организаторских способностей, к числу опрошенный; для каждого курса

Как видно из графиков, в течение первых двух лет обучения (1 и 2 курсы) основная часть студентов обладает средним уровнем развития организаторских способностей, так как полученный коэффициент колеблется от 40 до 70%. При этом, мы наблюдаем, значительный разрыв между средним и высоким уровнями развития организаторских способностей, который практически нивелируется к третьему курсу. Это означает, что у многих студентов, которые ранее имели средний уровень развития организаторских способностей, за время обучения произошло их развитие в положительной динамике. Однако при общей положительной динамике необходимо отметить, что возрастает и количество студентов с низким уровнем организаторских способностей. Данный факт может быть как следствием различного начального уровня студентов (исследовались различные потоки, а не изменение одного с течением лет), так и результатом отсутствия в программе старших курсов предметов, способствующих развитию уровня организаторских способностей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство студентов (принявших участие в исследовании) Строительного института, обучающихся по системе бакалавриата, находятся на среднем или высоком уровне развития организаторских способностей. Однако наряду с общей положительной тенденцией имеются негативные факторы: к третьему курсу резко увеличивается количество студентов с низким уровнем организаторских способностей, к тому же, несмотря на выравнивание на третьем курсе среднего и высокого уровней, а также отсутствует ярко выраженная динамика роста высокого уровня данного вида способностей.

Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных проблеме формирования организаторских способностей в процессе обучения студентов в вузе, показал (Галеева Н.А., Овчинников А.В., Иванова М.В.), что актуальными путями и средствами ее решения, в том числе и в инженерном вузе, являются:

— насыщение содержания обучения учебными дисциплинами (курсами по выбору), способствующими формированию коммуникативных и организаторских знаний, умений и навыков, востребованных в будущей профессиональной деятельности;

— интегративный подход к отбору содержания обучения по различным дисциплинам, предполагающий формирование коммуникативных и организаторских действий средствами различных учебных дисциплин, различными формами практик и научно-исследовательской деятельности студентов;

— организация учебного процесса в вузе на основе активных и интерактивных технологий обучения и технологии сотрудничества;

внеаудиторная деятельность студентов, основанная на принципах сотрудничества, добровольности, «равных возможностей», творческой активности и самостоятельности студентов, субъектности и др.;

исследование и содержания, и уровня сформированности коммуникативных и организаторских способностей и действий студентов с целью их своевременной коррекции (средствами психологической службы вуза и технологиями учебно-воспитательной работы).

Список литературы

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство (уровень бакалавриата). [Текст]: приказ Минобрнауки России от 12.03.2015 г. № 201 // Зарегистрировано в Минюсте России - 07.04.2015 № 36767. C. 13.

2. АнцуповА.Я., ШипиловА.И. Словарь конфликтолога 2-е изд. СПб.: Питер, 2006. 526 с.

3. Галеева Н.А. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности. [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Н.А. Галеева. Красноярск, 2000. 230 с.

4. Огарков А.А. Теория управления организацией: учебник / А.А. Огарков; ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». Волгоград: Изд-во ГОУ ВПО «Вагс», 2005. 508 с.

5. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. [Текст] / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйло Г.М. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ НА БАЗЕ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ «ТЕСТ-КОНСТРУКТОР» ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ХИМИЯ» Лукашов С.В.1, Винникова О.С.2

'Лукашов Сергей Викторович — кандидат химических наук, доцент, начальник отдела, отдел лицензирования аккредитации и управления качеством образования; 2Винникова Ольга Станиславовна — старший преподаватель, кафедра химии, факультет общенаучной подготовки и повышения квалификации, Брянский государственный инженерно-технологический университет, г. Брянск

Аннотация: в настоящей работе описан подход к проектированию фонда оценочных средств на примере дисциплины «Химия». Показаны принципы выбора показателей достижения освоения компетенций, предложена шкала оценивания уровня сформированности компетенций в рамках дисциплины. Рассмотрены примеры разработки заданий различного уровня сложности на базе программного модуля «Тест-конструктор».

Ключевые слова: фонд оценочных средств, компетенция, показатели оценивания, шкала оценивания, программный модуль, рабочая программа учебной дисциплины.

Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся и для (итоговой) государственной итоговой аттестации Приказ министерства образования и науки России от 19.12.2013 г. №1367 п. 20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.