УДК/UDC 378
DOI10/54509/22203036_2024_1_197 EDN ZECMUZ
Петунин Олег Викторович
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Института образования, ФГБОУ Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Большанина Людмила Васильевна
старший преподаватель кафедры логопедии и детской речи Института детства, ФГБОУ ВО Новосибирский государственный педагогический университет, г. Новосибирск
Petunin Oleg V.
Doctor of Pedagogy Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Institute of Education, Kemerovo State University, Kemerovo
Bol'shanina Ljudmila V.
Senior Lecturer at the Department of Speech Therapy and Children's Speech at the Institute of Childhood, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk
ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ДЕФЕКТОЛОГОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОСТИ ИХ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
FORMATION OF THE EXPERIENCE OF COMMUNICATIVE BEHAVIOR OF STUDENTS OF SPEECH PATHOLOGISTS AS A CONDITION FOR THE SUCCESS OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES
Аннотация. В статье представлены теоретические аспекты проблемы формирования опыта коммуникативного поведения студентов-дефектологов. В системе контент-анализа представлена сущность понятия «коммуникативное поведение», названы структурные компоненты опыта коммуникативного поведения и их содержательная характеристика. В статье также представлена организационно-педагогическая модель формирования опыта коммуникативного поведения студентов-дефектологов, которая включает три блока: мотивационный, когнитивный, деятельностный. Отражена авторская позиция по расширению и обогащению академического пространства вуза через вариативность реализуемых педагогических условий.
Abstract. The article presents a theoretical aspect on the problem of forming the experience of communicative behavior of students of speech pathologists. The content analysis system provides an overview of the essence of the concept of "communicative behavior". The structural components of the experience of communicative behavior and their meaningful characteristics are indicated. The author's position on the expansion and enrichment of the academic space of the university through the variability of pedagogical conditions is reflected. Pedagogical conditions are included in the organizational and pedagogical model of forming the experience
of communicative behavior of students of speech pathologists, which is represented by a set of three blocks: motivational, cognitive, and activity.
Ключевые слова: коммуникативное поведение, педагогические условия, академическое пространство, профессиональная подготовка, профориентационная работа, практико-ориентированных подход.
Keywords: communicative behavior, pedagogical conditions, academic space, professional training, career guidance, practice-oriented approach.
Введение
В современных социокультурных условиях становится актуальной проблема повышения качества подготовки будущих педагогов в высшем учебном заведении. К системе образования предъявляются новые требования формирование конкурентоспособной и компетентной личности. В связи с этим задачей педагогических вузов становится подготовка будущих педагогов к многофункциональной профессиональной деятельности в конкурентной среде. [1].
Необходимым условием полноценного функционирования общества выступает общение. По этой причине на сегодняшний день нельзя решать задачи построе-
ния образовательного процесса без включения в него содержания, предусматривающего обучение будущих педагогов общению, коммуникативному поведению в рамках образовательной и профессиональной деятельности. Образование сегодня принимает новую реальность, а вместе с ней должны адаптироваться к меняющейся педагогической среде и субъекты образовательного процесса. Это позволит им формировать профессиональную готовность при использовании различных вариантов обучения.
Анализ результатов научных исследований показал, что коммуникативная сфера студентов изучается в различных аспектах становления профессионально важных качеств педагога. Это отмечено в работах О. В. Суворовой, Е. С. Сычевой, И. М. Скитяевой, Е. В. Юрченко, П. А. Ковалевского, Б. П. Ковалева, Л. М. Даукша и других.
В связи с актуальностью темы исследования нами была сформулирована следующая проблема: каковы структура, содержание организационно-педагогической модели и педагогические условия формирования опыта коммуникативного поведения студентов-дефек-тологов в образовательном процессе вуза?
Цель и задачи педагогического исследования направлены на теоретическое обоснование, разработку и экспериментальную проверку организационно-педагогической модели и педагогических условий формирования опыта коммуникативного поведения студентов-дефектологов.
Методология
Методологической основой исследования послужили работы Т. А. Асташовой, М. И. Губановой, Л. С. Зни-киной, Е. А. Климова, Н. В. Клюевой, Т. М. Надеиной, О. В. Петунина, В. В. Серикова, А. П. Сковородникова,
С. Ю. Степанова, А. Ю. Чистобаевой, а также других ученых и педагогов-практиков.
Проведенное педагогическое исследование базировалось на совокупности методологических подходов: компетентностный - с позиции готовности к решению задач профессиональной деятельности (Э. Ф. Зеер, А. В. Хуторской, Т. М. Чурекова и др.); системный - целостное видение педагогического процесса формирования опыта коммуникативного поведения (Б. Ф. Ломов, О. В. Петунин, Л. Н. Сухорукова и др.); дея-тельностный - профессиональное становление студента через практическую деятельность (Н. В. Кузьмина, В. И. Слободчиков, Н. Ф. Талызина и др.); полисубъектный - с позиции создания системы отношений между субъектами к образованию общего коммуникативного пространства (Г. И. Аксенова, И. В. Вачков, С. Д. Дерябо и др.).
В качестве основных методов исследования использовались: контент-анализ и синтез, наблюдение, опрос, обобщение профессионального опыта авторов.
Результаты
Для уточнения и конкретизации педагогической сущности понятия «коммуникативное поведение студентов-дефектологов» мы провели контент-анализ взглядов разных ученых, и результаты представили в таблице 1.
Данный анализ позволил нам интерпретировать коммуникативное поведение студентов-дефектологов как целостное многокомпонентное образование, представляющее собой индивидуальное качество личности, проявляющееся в речевых и референтивных способностях. Также мы изучили содержательное разнообразие структурных компонентов коммуникативного поведения, которые представили в таблице 2.
Таблица 1
Определение понятия «коммуникативное поведение»
Автор Толкование понятия «коммуникативное поведение»
О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина «Осознание ситуации в целом, определение направления развития и организация воздействия в интересах достижения цели общения» [4, с. 208]
Е. В. Клюев «Совокупность запланированных говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических ходов, направленных на достижение коммуникативной цели» [7, с. 18]
А. П. Сковородников «...общий план, или «вектор», речевого поведения, выражающийся в выборе системы продуманных говорящим/пишущим поэтапных речевых действий; линия речевого поведения, принятая на основе осознания коммуникативной ситуации в целом и направленная на достижение конечной коммуникативной цели (целей) в процессе речевого общения» [12, с. 5-6]
О. С. Иссерс «Специфические способы речевого поведения, осуществляемые под контролем глобального намерения, речевые стратегии выявляются на основе анализа хода диалогового взаимодействия на протяжении всего разговора» [5, с. 104]
Таблица 2
Структурные компоненты опыта коммуникативного поведения, их характеристика и содержательное наполнение
Структурные компоненты Характеристика компонентов Содержательное наполнение компонентов
Мотивационно- ценностный компонент Мотивационно-ценностные установки, необходимые для успешного общения в сфере будущей профессиональной деятельности Определение целей коммуникации в профессиональной среде, готовность к развитию коммуникативной компетентности, сформированность отношения к социальным ценностям
Когнитивный компонент Знание видов, приемов профессионального общения, закономерностей развития Синтез общепринятых норм и правил общения, принципов профессиональной этики и этикета
Операционно- деятельностный компонент Коммуникативные умения (речевые умения, умения вести диалог, преодолевать коммуникативные барьеры) Владение методами, приемами и формами организации взаимодействия с субъектами образовательного процесса, выбор адекватной стратегии коммуникации, совершенствование коммуникативного опыта [3]
При этом отмечаем, что формирование опыта коммуникативного поведения студентов-дефектологов требует системного подхода, который должен реали-зовываться на всех этапах многоуровневого высшего образования: бакалавриате, магистратуре, аспирантуре [2].
В ходе изучения данной проблемы было отмечено, что формирование опыта коммуникативного поведения студентов-дефектологов в образовательном процессе вуза может быть реализовано через различные виды деятельности (рис. 1).
Основываясь на полученных данных, мы смоделировали процесс формирования опыта коммуникативного поведения студентов-дефектологов, создав организационно-педагогическую модель. В психолого-педагогической литературе разными авторами
[1; 6; 9-11; 13] достаточно широко представлен процесс структурирования педагогических моделей и их содержательное наполнение.
В нашем исследовании организационно-педагогическая модель представляет целостное единство взаимосвязанных блоков (целевой, содержательно-технологический, диагностико-результативный), раскрывающих структуру и содержание данного процесса, взаимодействие всех элементов и имеющих функциональное назначение.
Целевой блок представлен целью, методологическими подходами (компетентностный, системный, деятельностный, полисубъектный) и принципами обучения.
Содержательно-технологический блок включает компоненты образовательной среды и педагогические
Педагогическая
Студенты-дефектологи
Виды деятельности
Проектная
Культурно-просветительская
Опыт коммуникативного поведения
Рис. 1. Схема формирования опыта коммуникативного поведения студентов-дефектологов через различные виды деятельности
условия формирования опыта коммуникативного поведения студентов-дефектологов в процессе профессиональной подготовки.
Диагностико-результативный блок позволяет оценить эффективность исследовательской работы и включает критерии, показатели и уровневые характеристики сформированности коммуникативного поведения студентов-дефектологов.
Представим характеристику педагогических условий формирования опыта коммуникативного поведения студентов-дефектологов, которые входят в содержательно-технологический блок нашей модели и были реализованы в образовательном процессе Института детства ФГБОУ ВО «НГПУ»:
- обогащение компонентов образовательной среды (академического пространства) вуза за счет вариативности их наполнения [2];
- расширение спектра производственных практик в соответствии с запросами работодателя;
- внедрение системы профориентационной работы со школьниками как способа самообразования студентов-дефектологов.
Считаем, что поиск подходов к разработке и реализации педагогических условий способствует раскрытию авторского видения изучаемого явления, его взаимосвязей и взаимодействий в образовательном процессе.
Представим полученные результаты после проведенного формирующего этапа исследования - внедрение и реализация представленных организационно-педагогической модели и педагогических усло-
вий в образовательный процесс Института детства. Степень сформированности опыта коммуникативного поведения студентов-дефектологов мы рассматривали через следующие критерии: мотивационный, когнитивный, деятельностный [8] (рис. 2).
Полученные данные свидетельствуют об увеличении числа студентов-дефектологов, имеющих допустимый и перспективный уровни сформированности опыта коммуникативного поведения, проявляющиеся по всем критериям (мотивационному, когнитивному, деятельностному). Прослеживается положительная динамика в рамках формирования коммуникативного поведения, что свидетельствует об эффективности проведенной педагогической работы. Сравнительный анализ полученных данных показывает, что формирование опыта коммуникативного поведения произошло за счет целенаправленного изучения различных способов установления взаимодействия в коммуникативной деятельности.
Заключение
После теоретического анализа исследуемого аспекта и апробации организационно-педагогической модели и педагогических условий формирования опыта коммуникативного поведения студентов-дефектологов мы пришли к выводу, что расширение и обогащение академического пространства вуза должно быть «гибким и мобильным» в соответствии с изменяющимися требованиями общества и государства к качеству подготовки компетентного специалиста.
Сурдопедагоги (%
Начальный этап
Заключительный этап
120 100 80 60 40 20
Мотивационный Когнитивный Деятельностный Мотивационный Когнитивный Деятельностный
□ Перспективный 22,5 25 20 35 37,5 30
Q Допустимый 30 32,5 27,5 40 40 40
■ Пороговый 47,5 42,5 52,5 25 22,5 30
Рис. 2. Результаты педагогического исследования опыта коммуникативного поведения студентов-дефектологов
Отмечая успехи современных студентов в процессе профессиональной подготовки после реализации предложенных педагогических условий, можно констатировать, что различные комбинаторные возможности образовательного процесса будут способствовать рациональному выбору методов и приемов обучения в зависимости от педагогических задач.
Вариативность наполнения компонентов академического пространства вуза оказывает положительное влияние на подготовку студентов-дефектологов к успешной интеграции в образовательную среду и повышает эффективность их опыта коммуникативного поведения - диалогического взаимодействия и профессиональной готовности в целом.
Проведенное исследование позволило сделать вывод, что педагогические условия формирования опыта коммуникативного поведения студентов-дефектологов должны быть многовекторными, прак-тико-ориентированными и носить опережающий характер в обучении в зависимости от потребностей общества и компетенций, реализуемых в академическом пространстве вуза.
Литература
1. Асташова Т. А. Развитие профессиональных компетенций преподавателей вуза для реализации электронного обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Кемерово, 2023. 23 с.
2. Большанина Л. В. Педагогическое условие формирования опыта коммуникативного поведения будущих педагогов: обогащение компонентов образовательной среды // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2021. № 4 (52). С. 38-41.
3. Большанина Л. В. Педагогическая модель коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы в условиях реализации компетентностного подхода // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. № 18. С. 7-13.
4. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М. : ИНФРА-М, 2009. 272 с.
5. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М. : Издательство ЛКИ, 2008. 288 с.
6. Кошевая О. Г Модернизация образовательной среды в кадетском учреждении как необходимое условие развития социальных компетенций кадетов // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 1. С. 6.
7. Клюев Е. В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия. М. : РИПОЛ Классик. 2002. 316 с.
8. Мичурина Е. С., Большанина Л. В. Мониторинг как метод диагностики констатирующего эксперимента по формированию опыта коммуникативного поведения студентов педагогического вуза // Наукосфера. 2021. № 5-1. С. 54-57.
9. Муллер О. Ю., Ротова Н. А. Модель развития профессиональной компетентности педагога профессионального образования в системе повышения квалификации // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2022. № 1 (50). С. 65-73.
10. Петунин О. В., Асташова Т. А. Организационно-педагогические условия развития профессиональных компетенций пре-
подавателя вуза // Высшее образование сегодня. 2023. № 1. С. 44-49.
11. Решетова О. В. Коммуникативная компетентность как фактор успешности учебной деятельности студента : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 2006. 23 с.
12. Сковородников А. П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Риторика - лингвистика. Вып. 5. Смоленск. 2004. С. 5-12.
13. Шубкина О. Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов технических направлений подготовки : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2016. 24 с.
References
1. Astashova T. A. Razvitie professional'nyh kompetencij prepo-davatelej vuza dlja realizacii jelektronnogo obuchenija. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [Development of professional competencies of university teachers for the implementation of e-learning. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Kemerovo, 2023. 23 p. (In Russian).
2. Bol'shanina L. V. Pedagogicheskoe uslovie formirovanija opyta kommunikativnogo povedenija budushhih pedagogov: obogash-henie komponentov obrazovatel'noj sredy [Pedagogical condition for the formation of experience of communicative behavior of future teachers: enrichment of the components of the educational environment]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2021, no. 4 (52), pp. 38-41. (In Russian).
3. Bol'shanina L. V. Pedagogicheskaja model' kommunikativnoj kompetentnosti prepodavatelja vysshej shkoly v uslovijah realizacii kompetentnostnogo podhoda [Pedagogical model of communicative competence of a higher school teacher in the context of implementation of a competence- based approach] // Nauchno-metodicheskij jelektronnyj zhurnal "Koncept", 2017, no. 18, pp. 7-13. (In Russian).
4. Gojhman O. Ja., Nadeina T. M. Rechevaja kommunikacija [Speech communication]. Moscow, 2003. 272 p. (In Russian).
5. Issers O. S. Kommunikativnye strategii i taktiki russkoj rechi [Communication strategies and tactics of Russian speech]. Moscow, 2008. 288 p. (In Russian).
6. Koshevaja O. G. Modernizacija obrazovatel'noj sredy v kadetskom uchrezhdenii kak neobhodimoe uslovie razvitija social'nyh kom-petencij kadetov [Modernization of the educational environment in a cadet institution as a necessary condition for the development of social competencies of cadets]. Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, 2020, no. 1, pp. 6. (In Russian).
7. Kljuev E. V. Rechevaja kommunikacija: uspeshnost' rechevogo vzaimodejstvija [Speech communication: success of verbal interaction]. Moscow, 2002. 316 p. (In Russian).
8. Michurina E. S., Bol'shanina L. V. Monitoring kak metod diagnos-tiki konstatirujushhego jeksperimenta po formirovaniju opyta kommunikativnogo povedenija studentov pedagogicheskogo vuza [Monitoring as a method for diagnosing an ascertaining experiment on the formation of experience in the communicative behavior of students at a pedagogical university]. Naukosfera, 2021, no. 5-1, pp. 54-57. (In Russian).
9. Muller O. Ju., Rotova N. A. Model' razvitija professional'noj kompetentnosti pedagoga professional'nogo obrazovanija v sisteme povyshenija kvalifikacii [Model for the development of professional competence of a vocational education teacher in the system of advanced training]. Nauchnoe obespechenie sis-temy povyshenija kvalifikacii kadrov, 2022, no. 1 (50), pp. 65-73. (In Russian).
10. Petunin O. V., Astashova T. A. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija razvitija professional'nyh kompetencij prepodavatelja vuza [Organizational and pedagogical conditions for the development of professional competencies of a university teacher]. Vysshee obrazovanie segodnja, 2023, no. 1, pp. 44-49. (In Russian).
11. Reshetova O. V. Kommunikativnaja kompetentnost' kak faktor uspeshnosti uchebnoj dejatel'nosti studenta. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. [Communicative competence as a factor in the success of a student's educational activities. Extended Abstract of Ph. D. of habil. thesis]. Orenburg, 2006. 23 p. (In Russian).
12. Skovorodnikov A. P. O neobhodimosti razgranichenija ponjatij "ritoricheskij priem", "stilisticheskaja figura", "rechevaja taktika", "rechevoj zhanr" v praktike terminologicheskoj leksikografii [On the need to differentiate the concepts of "rhetorical device", "stylistic figure", "speech tactics", "speech genre" in the practice of terminological lexicography]. Ritorika - lingvistika, 2004, no. 5, pp. 5-12. (In Russian).
13. Shubkina O. Ju. Formirovanie kommunikativnoj kompetentnosti studentov tehnicheskih napravlenij podgotovki. Avtoref. dis. kand. ped. nauk. [Formation of communicative competence of students of technical areas of training. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Krasnoyarsk, 2016. 24 p. (In Russian).