Научная статья на тему 'Формирование оптимальной стратегии развития молочно-продуктового комплекса Венесуэлы'

Формирование оптимальной стратегии развития молочно-продуктового комплекса Венесуэлы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
106
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / AGRICULTURE / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / STRATEGIC DEVELOPMENT / ВЕНЕСУЭЛА / VENEZUELA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молина Роа Франклин Йоэль, Макарова Е.П.

В статье на основании проведенного исследования предложена система модернизации молочно-продуктового комплекса, направленная на рост эффективности производства, повышение производительности труда и продуктивность молочного стада, расширение рыночных позиций отечественных производителей молока, увеличение государственной поддержки аграрного производства, оценку и анализ реализации модернизации на разных этапах функционирования модели, что обеспечивает непрерывный мониторинг внешней и внутренней среды функционирования молочно-продуктового комплекса, позволяет оперативно выявлять негативные ситуации и проводить корректировку механизма модернизации молочно-продуктового комплекса с учетом выявленных нарушений. Универсальность предлагаемой модели состоит в возможности ее использования на любом уровне управления: как на макроэкономическом, так и на уровне аграрного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Молина Роа Франклин Йоэль, Макарова Е.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OPTIMUM STRATEGY OF DEVELOPMENT DAIRY-GROCERY COMPLEX OF VENEZUELA

In the article on the basis of the study was proposed by the author’s model of modernization dairygrocery complex designed to increase production efficiency, increasing productivity and efficiency of the dairy herd, expansion of the market position of domestic milk producers, the increase in state support for agricultural production, evaluation and analysis of the realization of modernization on different stages of the model that provides continuous monitoring of external and internal environment of functioning of a dairy-grocery complex allows you to quickly identify the negative situations and to carry out the adjustment mechanism for the modernization of a dairy-grocery complex in view of violations. The versatility of the proposed model is the ability to use it at any level of governance: how macroeconomic and at the level of the agricultural enterprise.

Текст научной работы на тему «Формирование оптимальной стратегии развития молочно-продуктового комплекса Венесуэлы»

ЭКОНОМИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН

ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВОГО КОМПЛЕКСА ВЕНЕСУЭЛЫ

Молина Роа Франклин Йоэль, Е.П. Макарова

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, д. 15, Москва, Россия, 117198

В статье на основании проведенного исследования предложена система модернизации молочно-продуктового комплекса, направленная на рост эффективности производства, повышение производительности труда и продуктивность молочного стада, расширение рыночных позиций отечественных производителей молока, увеличение государственной поддержки аграрного производства, оценку и анализ реализации модернизации на разных этапах функционирования модели, что обеспечивает непрерывный мониторинг внешней и внутренней среды функционирования молочно-продуктового комплекса, позволяет оперативно выявлять негативные ситуации и проводить корректировку механизма модернизации молочно-продуктового комплекса с учетом выявленных нарушений. Универсальность предлагаемой модели состоит в возможности ее использования на любом уровне управления: как на макроэкономическом, так и на уровне аграрного предприятия.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, инновации, стратегическое развитие, Венесуэла

Проведенное исследование практических аспектов функционирования мо-лочно-продуктового комплекса Венесуэлы позволило сделать вывод о том, что на ближайшие десятилетия главным вызовом социально-экономического развития Венесуэлы можно назвать процесс репозиционирования данного государства в мировой экономике, так как высокий уровень зависимости от нефтегазовой промышленности и сырьевая специализация не обеспечивают достаточный уровень наращивания емкости человеческого капитала и инновационного потенциала, необходимый сегодня уровень жизни населения, не способствуют обеспечению устойчивости национальной экономики [4].

Для решения вышеуказанных проблем необходим переход от сырьевой модели развития к инновационно ориентированной модели воспроизводства, причем, в первую очередь, для поступательного развития экономики Венесуэлы необходимо обеспечить эффективность функционирования сельскохозяйственной отрасли, которая способствует достижению продовольственной безопасности государства.

Проблема трансформации молочно-продуктового комплекса Венесуэлы в современный и инновационный сектор экономики усложняется тем, что в Венесуэле до настоящего времени сохраняется структурный перекос: преобладание сырьевой направленности экономики, что, безусловно, оказывает влияние на недостаточную эффективность проведения модернизации национальной аграрной отрасли, низкий уровень инвестиционной активности, небольшой уровень автоматизации молочного производства, который существенно меньше, чем в странах с развитой инновационной системой [7]. Все указанные обстоятельства негативно влияют на адаптивность, гибкость и успешность государственной политики в сфере модернизации и поддержки молочно-продуктового комплекса, а также сельского хозяйства в целом.

В целях настоящего исследования: молочно-продуктовый комплекс рассматривается как система экономических отношений, которые возникают между субъектами одновременно обособленных и взаимосвязанных отраслей в процессе взаимодействия по поводу производства молока и продуктов его переработки и доведения их до конечных потребителей. Исследуемый комплекс выступает [3] в виде:

— многоцелевой экономической системы, отражающей совокупность государственных, частных, коллективных и личных интересов;

— вероятностной системы, функционирующей в условиях неопределенной внешней среды (рыночные факторы, погодные условия и т.д.), причем неопределенность в последнее время усиливается, а результаты деятельности комплекса зачастую не совпадают с ожидаемыми;

— открытой системы исследуемый комплекс входит в структуру национального агропромышленного комплекса (АПК), являющегося более крупной системой, при этом между всеми компонентами АПК существуют внешние и внутренние взаимосвязи.

Под модернизацией понимается увеличение объемов выращивания и приобретения высокопродуктивного молочного стада, использование высокоэффективных добавок и кормовых смесей, внедрение современных инноваций по содержанию и уходу за животными, молочному производству и т.д.

Особенности функционирования молочно-продуктового комплекса можно рассматривать через сочетание ресурсных, организационных, производственных, экономических, технологических, технических, правовых и политических условий для производства молока и молочной продукции, которые необходимы обществу [5]:

— интенсификация и рациональное использование производственных ресурсов;

— развитие кооперации и интеграции;

— активизация инвестиционно-инновационных процессов;

— повышение конкурентоспособности и расширение ассортимента молочной продукции;

— формирование рыночных структур, которые способствуют полному сбыту производимой продукции и активизации переработки молока;

— оптимизация механизмов саморегулирования и государственного регулирования молочно-продуктового комплекса;

— формирование экономических отношений на товарных рынках с учетом интересов производителей молока и продуктов его переработки.

Предприятия молочно-продуктового комплекса Венесуэлы не в полной мере используют возможности повышения конкурентоспособности и уровня качества выпускаемой продукции [1]. Так, невысокая эффективность управления модернизацией и внедрением инноваций в сельскохозяйственной деятельности, обусловленная динамикой экономического развития, не обеспечивает своевременного и оптимального использования имеющегося потенциала из-за несогласованности действий. В результате можно наблюдать хаотичный характер модернизации молочно-продуктового комплекса, т.е. данный процесс проводится «по мере возможностей», но не в соответствии с имеющимися потребностями расширения производственных мощностей.

В связи с вышеизложенным были установлены основные стратегические направления развития молочно-продуктового комплекса Венесуэлы, представленные в таблице.

В соответствии с вышеизложенными стратегическими направлениями развития молочной отрасли предлагаем использовать модель модернизации молоч-но-продуктового комплекса, которую можно условно разделить на восемь этапов, взаимосвязанных друг с другом таким образом, что на любом этапе результаты реализации любого другого этапа могут быть использованы и могут повлиять на принятие управленческого решения (рис.). Кроме того, на все этапы данного процесса оказывают воздействие факторы внешней и внутренней среды функционирования (отраслевые, институциональные, социально-экономические, внешнеполитические и внешнеэкономические, конъюнктурообразующие и т.д.).

На первом этапе необходимо сформировать общую стратегию развития мо-лочно-продуктового комплекса: определить цели и задачи в современных условиях с учетом анализа показателей и факторов внешней среды функционирования. Например, для Венесуэлы очень важно обеспечить государственную поддержку отечественных производителей и изыскать финансовые ресурсы, повысить технологический уровень молочного производства. Поэтому прежде всего выбираем отраслевую, технологическую и финансовую стратегию в качестве приоритетных и т.д., т.е. после всестороннего и тщательного исследования всех аспектов деятельности молочно-продуктового комплекса происходит выбор наиболее перспективного направления стратегического развития отрасли.

На втором этапе органы государственной власти с учетом полученной на первом этапе стратегии модернизации проводят работы по разработке и выбору наиболее приемлемых административных методов поддержки молочно-продуктово-го комплекса, обеспечивают достижение ранее спрогнозированных целей и решение задач модернизации молочно-продуктового комплекса в существующих условиях. Для расширенного исследования возможностей установленного варианта развития молочной отрасли проводится анализ молочного рынка, конкурентоспособности предприятий.

Таблица

Основные направления стратегического развития молочно-продуктового комплекса Венесуэлы

Направление Характеристика

Технологическая стратегия Применение разных вариантов модернизации технологии содержания молочного стада в зависимости от внешних и внутренних условий: привязная, беспривязная и т.д. Повышение уровня механизации, автоматизации, роботизации, внедрение информационных технологий. Объединение в единую технологическую цепь производства молока и молочной продукциив пределах деятельности одного предприятия или же формирование вертикально-интегрированных структур (холдингов). Использование в молочно-продуктовом комплексе различных инноваций: бак-тофугирование, тепловая обработка, пастеризация и микрофильтрация и т.д.

Финансовая стратегия Диверсификация источников финансовых ресурсов, привлечение частных инвестиций, размещение временно свободных финансовых ресурсов предприятий молочно-продуктового комплекса на депозитных счетах, либо инвестировать в некоторые виды ценных бумаг, характеризующиеся низким уровнем риска и высоким уровнем доходности и т.д.

Продуктовая стратегия Объединение молочного скотоводства с производственными и перерабатывающими отраслями: производство сельскохозяйственных культур (зерновые, картофель, бахчевые культуры), откорм молодняка на мясо. Диверсификация производство молока от различных видов животных (овец, коз и т.д.). Повышение качества молочной продукции; В процессе переработки добавлять экологически безопасные пищевые добавки: вкусовые добавки и наполнители, витамины, биологические ферменты и активные пищевые добавки. Расширение ассортимента молочной продукции для разных категорий покупателей: различные уровни жирности, сроки хранения, объемы фасовки (йогурты, молоко с соками, молочные напитки, творожные массы, молочная продукция для детского питания и т.д.

Маркетинговая стратегия Расширение доли рынка, освоение новых рынков, создание собственной торговой сети, организация обслуживания после продажи, формирование имиджа

Отраслевая стратегия Включение в состав предприятий молочно-продуктового комплекса собственных подсобных производств, ремесел и других, объединенных в единую технологическую цепочку. Оказание логистических и транспортных услуг. Строительство инфраструктурных объектов сельскохозяйственного назначения

Транспортно-логисти-ческая стратегия Взаимодействие всех субъектов молочно-продуктового комплекса. Закупка молоковозов и рефрижераторов. Создание центров, регулирующих производство и сбыт продукции

Источник: составлено автором по материалам [3; 6; 8].

На третьем этапе с учетом всей полученной информации производится анализ и выбор источников финансирования предлагаемых направлений развития и модернизации молочно-продуктового комплекса, прогнозирование возможных альтернатив при условии того или иного варианта развития событий. Проводится разработка и совершенствование механизмов налоговой политики, условий кредитования, и определяются оптимальные процентные ставки возможных программ страхования предпринимательских структур молочно-продуктового комплекса и т.д.

Внутренние факторы модернизации молочно-продуктового комплекса

2 С

Формирование стратегии модернизации молочно-продуктового комплекса

3 С

Определение целей, задач, анализ внутренней среды функционирования, выбор наиболее перспективного направления страхования

Государственная аграрная политика

О

Анализ и выбор

источников финансирования

О

Выбор направлений модернизации

£

Административные методы поддержки молочно-продуктового комплекса

I

Налогообложение Кредитование Страхование Лизинг

О Развитие кадрового потенциала и НИОКР

О

Модернизация инфраструктуры

Рынок инноваций Импорт инноваций

I

Курсы повышения квалификации Центры консультирования

31

Совершенствование

схемы взаимодействия субъектов

Оценка эффективности организационно-экономического механизма модернизации

молочно-продуктового комплекса

Корректировка стратегии модернизации

Внешние факторы модернизации молочно-продуктового комплекса

Рис. Модель модернизации молочно-продуктового комплекса Источник: составлено автором по материалам [2].

На четвертом этапе осуществляется выбор направлений модернизации, определение показателей и критериев инновационной деятельности (фактических), которые сравниваются с заранее запланированными показателями. Происходит оценка эффективности процесса модернизации и определение возможных инновационных проектов с учетом имеющихся аграрных нововведений на отечественном и мировом рынке инноваций, устанавливается возможность их импорта. Происходит также коммерциализация инноваций в случае если необходимые инновации находятся в стадии разработки. Это необходимо для определения перспективных направлений модернизации и устранения имеющихся недостатков в инновационной деятельности отрасли.

На пятом этапе происходит изучение возможности и проведение мероприятий по развитию кадрового потенциала и научно-исследовательской деятельности. Проводится работа по повышению квалификации и дополнительному обучению кадров на предприятиях молочно-продуктового комплекса для обучения механизмам использования новых инновационных технологий, выбранных на предыдущем этапе. Научно-исследовательскую деятельность необходимо направлять на те сферы инноваций, которые невозможно было найти на отечественном рынке инноваций и по которым было принято решение о необходимости импорта.

После определения направлений модернизации и внедрения необходимых инноваций проводится анализ существующего уровня инфраструктурного развития аграрного сектора. Осуществляются мероприятия по совершенствованию схемы взаимодействия субъектов молочно-продуктового комплекса, построению транспортно-логистических коридоров на основе рассчитанных балансов производства и потребления молока и молочной продукции в разрезе регионов страны, а также на национальном уровне. Это необходимо будет в дальнейшем, если в некоторых регионах будет избыток молочной продукции, а в других — ее дефицит.

На седьмом этапе следует проводить оценку эффективности организационно-экономического механизма модернизации молочно-продуктового комплекса. Данные мероприятия осуществляются на основании статистической информации, поэтому нужно предусмотреть разработку механизмов сбора необходимых сведений.

Восьмой этап характеризуется тем, что здесь происходит принятие окончательных решений по соответствию функционирования механизма модернизации мо-лочно-продуктового комплекса существующим условиям, при необходимости проводится корректировка стратегии модернизации, Таким образом, данный процесс можно назвать циклическим.

Этапы функционирования модели в своем сбалансированном единстве способны оказать позитивное воздействие на возможность модернизации молочно-продуктового комплекса Венесуэлы, а также на повышение его эффективности и результативности. При этом рост эффективности молочно-продуктового комплекса на основе модернизации связан с определением оптимального сочетания функций всех элементов сельскохозяйственной деятельности, которое позволяет обеспечить достижение одной общей цели.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Informe del Observatorio de la cadena láctea de América Latina y el Caribe. URL: http://www. fao.org/fileadmin/templates/est/COMM_MARKETS_MONITORING/Dairy/Documents/ Paper_Lecher%C3%ADa_AmLatina_2011.pdf

[2] Быковская Н.В. Повышение эффективности организации производства молока. Аграрные реформы и развитие многоукладной экономики в России: материалы межрегиональной научно-практической конференции. ФГБОУ ВПО Воронежский ГАУ, 2012. С. 207—212.

[3] Векленко В.И., Черкашина М.В., Святова О.В. Особенности воспроизводственных процессов в молочно-продуктовом подкомплексе АПК // Вестник КГСХА. 2011. № 5. С. 32— 34.

[4] Докучаева О.Н. Венесуэла: шаг вперед два шага назад... // Латинская Америка (Институт Латинской Америки РАН). 2013. № 2. С. 102—107.

[5] Ефимова З.В. Управление технологической модернизацией в молочном скотоводстве // Вестник РГАЗУ. Научный журнал № 13 (18). М.: Изд. РГАЗУ, 2012. С. 124—129.

[6] Крылов Э.И., Власова В.М., Пешкова Г.Ю. Методические вопросы управления процессами реализации инновационно-инвестиционных проектов. СПб.: ГУАП, 2011. 252 c.

[7] Левченко И.В. Влияние либерализации торговли пищевыми продуктами на экономический рост стран Меркосур // Экономический журнал. 2012. № 1(25). С. 52—61.

[8] Санду И.С., Прокопьев Г.С., Бурса И.А., Демишкевич Г.Н. Организационно-экономические аспекты формирования инновационной системы в АПК: коллективная монография. М.: Угрешская типография, 2012. 168 с.

THE FORMATION OPTIMUM STRATEGY OF DEVELOPMENT DAIRY-GROCERY COMPLEX OF VENEZUELA

Molina Roa Franklin Yoel, E.P. Makarova

Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 15, Moscow, Russia, 177198

In the article on the basis of the study was proposed by the author's model of modernization dairy-grocery complex designed to increase production efficiency, increasing productivity and efficiency of the dairy herd, expansion of the market position of domestic milk producers, the increase in state support for agricultural production, evaluation and analysis of the realization of modernization on different stages of the model that provides continuous monitoring of external and internal environment of functioning of a dairy-grocery complex allows you to quickly identify the negative situations and to carry out the adjustment mechanism for the modernization of a dairy-grocery complex in view of violations. The versatility of the proposed model is the ability to use it at any level of governance: how macroeconomic and at the level of the agricultural enterprise.

Key words: agriculture, innovation, strategic development, Venezuela

REFERENCES

[1] Informe del Observatorio de la cadena láctea de América Latina y el Caribe. URL: http://www. fao.org/fileadmin/templates/est/COMM_MARKETS_MONITORING/Dairy/Documents/ Paper_Lecher%C3%ADa_AmLatina_2011.pdf

[2] Bykovskaya N.V. Povyshenie effektivnosti organizatsii proizvodstva moloka. Agrarnye reformi i razvitie mnogoukladnoy economiki v Rossii: Materialy mezhregionalnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Enhancement of efficiency of the milk factory engineering. Agrarian reforms and development of the mixed economy in Russia: materials of the interregional scientific and practical conference]. FGBOU VPO Voronezhskiy GAU, 2012. S. 207—212.

[3] Víklenko VI., Cherkashina M.V, Svyatova O.V Osobennosti vosproisvodstvennikh protsessov v molochno-productovom podkomplekse APK. [Features of reproduction processes in the dairy-grocery subcomplex] Vestnik KGSKHA. 2011. № 5. S. 32—34.

[4] Dokuchaeva O.N. Venesuela: shag vpered dva shaga nazad... [Venezuela: a step forward two steps back...] // Latinskaya Amerika (Institut Latinskoy Ameriki RAN). 2013. № 2. S. 102—107.

[5] Efimova Z.V. Upravlenie tekhnologichesloy modernizatsiey v molochnom skotovodstve [Management of technological modernization in dairy farming]. Vestnik RGAZU. Nauchniy zhurnal № 13 (18). M.: Izd. RGAZU, 2012. S. 124—129.

[6] Krylov E.I., Vlasova V.M., Peshkova G.Yu. Metodicheskie voprosy upravleniya protsessami realizatsii innovatsionno-investitsionnykh proektov [Methodological issues of process management implementation of innovation and investment projects]. SPb.: GUAP, 2011. 252 s.

[7] Levchenko I.V. Vliyanie liberalizatsii torgovli pischevymi produktami na ekonomicheskiy rost stran Merkosur [The impact of liberalization of food trade in the economic growth of Mercosur] // Ekonomicheskiy zhurnal. 2012. № 1(25). S. 52—61.

[8] Sandu I.S., Prokopev G.S., Bursa I.A., Demishkevich G.N. Organizatsionno-ekonomicheskie aspekty formirovaniya innovatsionnoy sistemy v APK [Organizational — economic aspects of formation of the innovation system in the agricultural sector]: Kollektivnaya monografiya. M.: Ugreshskaya tipografiya, 2012. 168 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.