Научная статья на тему 'Формирование опорных зон, кластеров и минерально-сырьевых центров в Арктике: управление рисками'

Формирование опорных зон, кластеров и минерально-сырьевых центров в Арктике: управление рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
188
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОПОРНЫЕ ЗОНЫ / КЛАСТЕРЫ / МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫЕ ЦЕНТРЫ / STRATEGIC PLANNING / RISK MANAGEMENT / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION / SUPPORTING ZONES / CLUSTERS / MINERAL RESOURCE CENTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Липина С. А.

В докладе раскрывается важность и необходимость комплексного подхода к освоению и развитию Арктической зоны Российской Федерации, предлагаются единые критерии к формированию системы управления рисками по формированию единого подхода при оказании государственной поддержки инвестиционных проектов в АЗРФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Липина С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF SUPPORT ZONES, CLUSTERS AND MINERAL RESOURCE CENTERS IN THE ARC-TIC: RISK MANAGEMENT

In the Russian Federation there are uniform criteria for the formation of a risk management system in the formation of a unified approach in the provision of state support for projects in the Russian Arctic

Текст научной работы на тему «Формирование опорных зон, кластеров и минерально-сырьевых центров в Арктике: управление рисками»

170

ФОРМИРОВАНИЕ ОПОРНЫХ ЗОН, КЛАСТЕРОВ И МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВЫХ ЦЕНТРОВ В АРКТИКЕ: УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ FORMATION OF SUPPORT ZONES, CLUSTERS AND MINERAL RESOURCE CENTERS IN THE ARCTIC: RISK MANAGEMENT

С.А. ЛИПИНА

Руководитель Отделения «Мировой океан и Арктика» — заместитель Председателя СОПС Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации, заведующая лабораторией РАНХиГС при Президенте РФ, д.э.н.

S.A. LIPINA

Head of the World Ocean and the Arctic Division - Deputy Chairman of the SOPS of the All-Russian Academy of Foreign Trade of the Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Head of the Laboratory of the RANEPA under the President of the Russian Federation, Doctor of Economics

АННОТАЦИЯ

В докладе раскрывается важность и необходимость комплексного подхода к освоению и развитию Арктической зоны Российской Федерации, предлагаются единые критерии к формированию системы управления рисками по формированию единого подхода при оказании государственной поддержки инвестиционных проектов в АЗРФ. ABSTRACT

In the Russian Federation there are uniform criteria for the formation of a risk management system in the formation of a unified approach in the provision of state support for projects in the Russian Arctic.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Стратегическое планирование, управление рисками, Арктическая зона Российской Федерации, опорные зоны, кластеры, минерально-сырьевые центры. KEYWORDS

Strategic planning, risk management, Arctic zone of the Russian Federation, supporting zones, clusters, mineral resource centers.

Совет по изучению производительных сил, являясь старейшей научной организацией России, десятилетиями проводит исследования и научные экспедиции в Арктическом регионе. Коллектив ученых СОПС начиная с 2015 года на регулярной основе осуществляет мониторинг и анализ хода реализации Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года [1] в целях формирования научно-обоснованных предложений о ходе реализации Стратегии и подготовки обоснования соответствующих управленческих решений. В 2016 г. сотрудники Отделения «Мировой океан и Арктика» СОПС ВАВТ принимали участие

172

в разработке новой редакции Государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [2]. Так, только за период 2016-2018 годов в рамках Государственного задания Министерства экономического развития Российской Федерации коллективом Отделения «Мировой океан и Арктика» СОПС ВАВТ были разработаны: предложения по формированию опорных зон в АЗРФ [10], по развитию минерально-сырьевых центров, подготовлены научно-обоснованные предложения о возможностях применения особых режимов хозяйственной деятельности на территории Арктической зоны Российской Федерации и т.д.

За прошедшие 50 лет из арктических недр России, Норвегии, США и Канады были извлечены гигантские объемы углеводородов, составившие более 20 млрд т нефтяного эквивалента. При этом около 87% этого объема было добыто в арктической зоне РФ, которая с 2005 года является лидером по добыче нефти и газа в Арктике. В отличие от других арктических стран российские проекты реализовывались преимущественно на суше, что было обусловлено отсутствием необходимых технологий морской разведки и добычи и рядом других факторов. Между тем значительное количество углеводородных ресурсов сосредоточено на арктическом шельфе, о чем свидетельствуют многочисленные исследования.

По подсчетам Геологической службы США, в Арктике представлено более 13% извлекаемых общемировых запасов нефти и более 30% запасов газа. По оценке Emst&Young, 52% этого объема углеводородов расположены в арктической зоне, контролируемой Россией. В арктической зоне сосредоточена большая часть российских месторождений углеводородов.

Основные ресурсы углеводородов на суше сосредоточены на территории Ямало-Ненецкого автономного округа. В этом регионе сконцентрированы основные запасы нефти (5,2 млрд т, или 73%) и природного газа (40,2 трлн м3, или 97%).

Текущая степень разведанности месторождений российского арктического шельфа довольно низкая: Баренцево море — 20%, Карское — 15%, Восточно-Сибирское, море Лаптевых и Чукотское море — менее 1%.

Однако существенными ограничениями для вовлечения в разработку разведанных запасов нефти и газа являются сложные геолого-физические условия шельфовых территорий и сопряженные с этим технологические трудности добычи.

На арктическом шельфе России запасы углеводородов подготовлены для промышленного освоения только в западных морях — Баренцевом, Печорском и Карском. Геологические модели восточно-арктических морей на текущий момент довольно приблизительны. Сейсморазведочные работы в этой области практически не проводились, и, соответственно, большая часть ресурсов оценивается по самой низкой категории — D2.

Поисково-разведочное бурение в Восточной Арктике было начато лишь в апреле 2017 года, когда был дан старт бурению скважины «Центрально-Ольгинская-1» на побережье Хатангского залива.

Ввиду отсутствия крупномасштабной добычи углеводородов на арктическом шельфе транспортная инфраструктура в этом регионе на настоящий момент почти не развита, что отрицательно влияет на освоение новых углеводородных ресурсов. Действующая в настоящий момент система транспортировки углеводородного сырья в основном пред-

174

полагает перевалку нефти с месторождений Тимано-Пе-чорской провинции, как правило, посредством танкеров различного дедвейта и с использованием береговых и рейдовых терминалов.

Россия располагает значительными ресурсным потенциалом углеводородов в Арктике, которые образуют основу развития нефтегазовых МСЦ как на суше, так и на море и могут послужить крупнейшим драйвером роста и развития топливно-энергетического комплекса страны. При этом необходимо понимать, что морские углеводородные проекты как правило гранично рентабельные, вследствие высокой капиталоемкости и неблагоприятного экономико-географического размещения многих месторождений и перспективных участков.

Проблемы неразвитости транспорта и инфраструктуры влияют на успешность проектов суши. Так, например, сырьевой углеводородный потенциал Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции вовлечен лишь наполовину из-за слаборазвитой транспортно-логистической инфраструктуры.

В Арктической зоне России представлен широкий ряд полезных ископаемых, сконцентрированных в виде крупных и уникальных месторождений на относительно небольших территориях. Арктические месторождения являются источниками высоколиквидных видов минерального сырья для развития топливно-энергетического комплекса России, ввиду чего их комплексное освоение приобретает особую актуальность. Учитывая сложные географо-климатические условия и слабую инфраструктурную развитость региона, основной проблемой сырьевой базы Арктики является ее слабая изученность.

Минерально-сырьевой потенциал Арктики значителен не только в российском масштабе, но и в мировом.

Разработка перспективных месторождений арктической зоны имеет важное значение не только для социально-экономического развития страны, но и представляет широкие возможности для стратегического развития компаний.

Промышленная деятельность в Арктической зоне характеризуется трудными условиями работ и требует применения передовых технологий. При этом основными ограничивающими факторами являются: тяжелые природно-климатические и инженерно-геологические условия, отсутствие необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры, удаленность района работ от пунктов материально-технического обеспечения, отсутствие отработанных технологий освоения арктических месторождений.

Необходимыми условиями освоения месторождений в арктической зоне являются экономическая эффективность и экологическая безопасность. Под экономической эффективностью следует понимать достижение приемлемого значения рентабельности добычи полезных ископаемых в зависимости от следующих параметров: уровень добычи, проектные затраты (капитальные и операционные), действующий режим налогообложения, уровень цен на конечную продукцию на внутреннем и внешних рынках. Недропользователи могут управлять этими факторами посредством использования инновационных технологий геологоразведки, добычи и транспортировки, а также за счет получения государственной поддержки в виде предоставления различных налоговых льгот и государственном участии в финансировании инвестиционных проектов.

17

Обеспечение экологической безопасности требует особого внимания, поскольку нарушение условий в области охраны окружающей среды может привести к отзыву лицензии на пользование недрами. На сегодняшний день часть арктических территорий имеет статус заповедных зон, что влечет за собой ряд ограничений для хозяйствующих субъектов. Кроме того, повышенное внимание к недропользователям со стороны природоохранных организаций может также негативно повлиять на планы компаний по развитию добычных проектов. Выполнение экологических требований обязывает компанию к реализации инвестиций в приобретение новейших технологий, гарантирующих максимальную безопасность при выполнении различных технологических процессов. Следует также отметить, что ужесточение национальных и международных требований по промышленной и экологической безопасности может увеличить финансовую нагрузку на арктические проекты. Так, например, требования по наличию дорогостоящего оборудования для оперативного бурения разгрузочных скважин в случае разливов нефти существенно увеличивают капиталоемкость проектов.

Новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны» и новый проект закона «О развитии Арктической зоны Российской Федерации», подготовленный Минэкономразвития России и вынесенный на общественные обсуждения в ноябре 2017 года, обозначил основным инструментом развития Арктики опорные зоны.

1. Конкурентоспособность Кольской опорной зоны определяется выгодным географическим положением, обусловленным незамерзающими круглогодичными портами,

богатой ресурсной базой твердых полезных ископаемых (лопаритовые и редкометальные россыпи, месторождения платины и палладия, медно-никелевые руды), а также относительно развитой транспортной, энергетической, промышленной, научной и образовательной инфраструктурой.

2. Архангельская опорная зона характеризуется развитой инфраструктурой железнодорожного транспорта и морским портом круглогодичной навигации (ноябрь — март — только для судов ледового класса или с ледокольной проводкой), а также значительными запасами серебра, свинца и цинка на архипелаге Новая Земля.

3. Ненецкая опорная зона включает в себя ряд перспективных направлений развития экономики, в первую очередь связанных с добычей углеводородов и широким использованием Северного морского пути.

4. Потенциал Воркутинской опорной зоны определяется наличием на ее территории крупнейших по запасам Печорского угольного бассейна и Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. Воркутинская опорная зона включает в себя муниципальное образование городской округ «Воркута» (МО ГО Воркута) Республики Коми.

5. Ямало-Ненецкая опорная зона будет ориентирована на реализацию транспортных проектов в рамках Северного широтного хода (СШХ) и развитие морского порта Сабетта. Кроме того, здесь сосредоточены значительные запасы углеводородов. Ямало-Ненецкая опорная зона является одной из наиболее перспективных и способна обеспечить стабильным грузопотоком порты Севморпути.

6. Таймыро-Туруханская опорная зона на территории Красноярского края имеет горнодобывающую и промышленную направленность. Программа развития горнодобываю-

178

щей промышленности ориентирована главным образом на ресурсный потенциал Норильского горно-металлургического комбината. Промышленная направленность предполагает создание базовой инфраструктуры Северного морского пути в порту Диксон. В ее состав входит крупная агломерация в Арктике — Норильский промышленный район (с центром в г. Норильске).

7. Северо-Якутская опорная зона характеризуется запасами угля, золота и олова, а также наличием базовой инфраструктуры Северного морского пути в порту Тикси.

8. Основой развития Чукотской опорной зоны станут ее минерально-сырьевая база, представленная широким комплексом цветных и драгоценных металлов (медь, никель, висмут, ртуть, олово, свинец, уран, золото, платина, серебро), а также инфраструктурный потенциал в виде портов Анадырь и Певек[6]. На ее территории расположен ряд системообразующих для Чукотского автономного округа объектов транспортной инфраструктуры, которые могу стать основными точками роста в восточном секторе Северного морского пути и Арктической зоне Российской Федерации.

Их главной задачей, согласно указанным документам, выступает освоение минерально-сырьевых центров в Арктике, привлечение инвестиций и развитие Северного морского пути.

Формирование минерально-сырьевых центров как эффективного инструмента программно-целевого планирования было предложено в «Стратегии развития геологической отрасли до 2030 года», которая была принята в 2010 году. Согласно данному документу, основой МСЦ должны стать находящиеся на разных стадиях разработки месторождения, которые могли бы быть связаны между собой общей

инфраструктурной системой, в том числе иметь общий пункт отгрузки добываемого сырья. Внедрение такого подхода предполагает широкое использование инструментария проектного управления, поскольку МСЦ рассматривается как мультипроект, аккумулирующий ряд монопроектов, формирующих грузопотоки товарной продукции сырьевой направленности.

С региональной позиции пространственное планирование и формирование МСЦ позволит решить спектр задач, связанных не только с развитием сырьевой базы и достижением высоких показателей эффективности ее освоения, но и задач, направленных на комплексное социально-экономическое развитие регионов.

В целом для последующей оценки наиболее перспективных проектов развития МСЦ необходимо выделить следующие ключевые риски таких проектов. К числу критических рисков можно отнести:

• финансовый риск (стоимость проекта и его реинжиниринг);

• строительный риск (условия вечной мерзлоты, задержка поставок);

• геологический риск (несоответствие заявленным запасам, подтверждаемость запасов).

К числу значимых рисков можно отнести следующие:

• управленческий риск (уникальность проекта, нехватка высококвалифицированных специалистов для эффективной работы в осложненных условиях освоения);

• экологический риск (трудности нейтрализации проблем, связанных, например, с ликвидацией разливов нефти);

• маркетинговый риск (изменение цен на глобальных рынках энергетического сырья, падение спроса вследствие

180

наращивания добычи нетрадиционных видов минерального сырья, например сланцевой нефти и газа);

• политический риск (отказ от государственной поддержки в осуществлении проекта, международные технологические и экономические санкции).

К умеренным рискам можно отнести следующие:

• природный риск (климатические форс-мажорные обстоятельства);

• юридический риск (изменение законодательства, отмена налоговых льгот).

В условиях ограниченных финансовых ресурсов добывающих компаний определение направлений инвестирования средств является одной из наиболее сложных экономических задач. В соответствии с современными методиками оценки инвестиционных проектов выбор проектов МСЦ в Арктике рекомендуется проводить с учетом коммерческой, бюджетной и общественной эффективности.

Поскольку комплексные инвестиционные проекты по развитию МСЦ можно идентифицировать как мультипро-екты, важна принципиальная черта арктических проектов развития МСЦ — невозможность их реализации и оценки с ориентацией только на чистую коммерческую эффективность. Реализация крупномасштабных инвестиционных проектов развития МСЦ должна быть основана на следующих принципах:

• формирование единой программы разведки, освоения и промышленной эксплуатации месторождений полезных ископаемых в составе единого проекта с созданием общей инфраструктуры;

• разработка близко расположенных минерально-сырьевых объектов или разработка месторождений-сателли-

тов при наличии крупного месторождения на основе согласованной технологической схемы и технических решений, обеспечивающих эффективную эксплуатацию всех месторождений; • одновременное решение технико-экономических вопросов освоения месторождения и социально-экономических проблем функционирования хозяйства территории и обеспечения устойчивого развития социальной среды, экономики региона, экологии. Таким образом, эффективная реализация стратегических задач по освоению ресурсного потенциала Арктики через систему кластеров, опорных зон или минерально-сырьевых центров требует применения специфических механизмов государственного управления, позволяющих согласовывать действия множества участников, способствовать повышению инвестиционной привлекательности проекта и региона (в том числе посредством стимулирующей налогово-кредит-ной политики), защищать национальные интересы в рамках международного сотрудничества. Среди основополагающих задач государства — программно-целевое планирование развития Арктических территорий, направленное на формирование взаимосвязанных и взаимодополняющих проектов, которые могут иметь разную отраслевую направленность, но реализация которых будет способствовать достижению общего синергетического эффекта.

Библиографический список

1. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утверждена Президентом Российской Федерации 8 февраля 2013 г.

18?

2. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу», постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2014 г. № 366 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. № 1064.

3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию В. Путина от 01.03.2018.

4. Выступление Президента РФ В.Путина на Международном форуме «Арктика — территория диалога», Архангельск, март 2017 г. URL: https://forumarctica.ru.

5. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Утверждены Президентом Российской Федерации № Пр-1969 от 18 сентября 2008 г.

6. Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».

7. Проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

8. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

9. Лексин В.Н., Порфирьев Б.Н. Проблемы и перспективы использования проектного подхода в управлении развитием Российской Арктики // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2015. № 4-1 (24). URL: http://cyberleninka.m/artide/n/problemy-i-perspektivy-ispolzovaniya-proektnogo-podhoda-v-upravlenii-razvitiem-rossiyskoy-arktiki (дата обращения: 07.12.2016).

10. Смирнова О.О., Липина С.А., Кудряшова Е.В., Крейденко Т.Ф., Богданова Ю.Н. Формирование опорных зон в Арктике: методология и практика Арктика и Север. 2016. № 25. С. 148-157.

11. Родионова И.А., Липина С.А., Журавель В.П., Пушкарев В.А. Обеспечение экологической безопасности: государственное управление арктическим регионом. Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 624.

List of References

1. Strategiya razvitiya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii i obespeche eniya nacional'noj bezopasnosti na period do 2020 goda, utverzhdena Prezidentom Rossijskoj Federacii 8 fevralya 2013 g.

2. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federacii «Social'no-ehko-nomicheskoe razvitie Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda i dal'nejshuyu perspektivu», postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 21 aprelya 2014 g. № 366 v redakcii Postanov-leniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 31 avgusta 2017 g. № 1064.

3. Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu V. Putin ot 01.03.2018 g.

4. Vystuplenie Prezidenta RF V.Putina na Mezhdunarodnom forume «Arktika — territoriya dialoga», Arhangel'sk, mart 2017 g. URL: https:// forumarctica.ru.

5. Osnovy gosudarstvennoj politiki Rossijskoj Federacii v Arktike na period do 2020 goda i dal'nejshuyu perspektivu. Utverzhdeny Prezidentom Rossijskoj Federacii Pr-1969 ot 18 sentyabrya 2008 g.

6. Ukaz Prezidenta RF ot 2 maya 2014 g. № 296 «O suhoputnyh territori-yah Arkticheskoj zony Rossijskoj Federacii».

7. Proekt Federal'nogo zakona «O federal'nom byudzhete na 2019 god i na planovyj period 2020 i 2021 godov».

8. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 «O nacional'nyh celyah i stra-tegicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda».

9. Leksin V.N., Porfir'ev B.N. Problemy i perspektivy ispol'zovani-ya proektnogo podhoda v upravlenii razvitiem Rossijskoj Arkti-

184

ki // MIR (Modernizaciya. Innovacii. Razvitie). 2015. №4-1 (24). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-is-polzovaniya-proektnogo-podhoda-v-upravlenii-razvitiem-rossiys-koy-arktiki (data obrashcheniya: 07.12.2016).

10. Smirnova O.O., Lipina S.A., Kudryashova E.V., Krejdenko T.F., Bogdan-ova YU.N. Formirovanie opornyh zon v Arktike: metodologiya i praktika Arktika i Sever. 2016. № 25. S. 148-157.

11. Rodionova I.A., Lipina S.A., ZHuravel' V.P., Pushkarev V.A. Obespech-enie ekologicheskoj bezopasnosti: gosudarstvennoe upravlenie ark-ticheskim regionom. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 1-1. S. 624.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.