Научная статья на тему 'Формирование оплаты труда учебно-вспомогательного персонала образовательного учреждения на основе применения системы грейдов'

Формирование оплаты труда учебно-вспомогательного персонала образовательного учреждения на основе применения системы грейдов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЛАТА ТРУДА / ГРЕЙДЫ / МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА / СТИМУЛИРОВАНИЕ / WAGES / GRADES / MOTIVATION OF STAFF / PROMOTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давыдова Е.В.

Рассмотрена грейдинговая система как способ формирования оплаты труда учебно-вспомогательного персонала образовательного учреждения, а также изучены этапы внедрения системы грейдов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование оплаты труда учебно-вспомогательного персонала образовательного учреждения на основе применения системы грейдов»

УДК 331.23

ФОРМИРОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ГРЕЙДОВ

Е. В. Давыдова Научный руководитель — И. А. Межова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: elena-davydova@bk.ru

Рассмотрена грейдинговая система как способ формирования оплаты труда учебно-вспомогательного персонала образовательного учреждения, а также изучены этапы внедрения системы грейдов.

Ключевые слова: оплата труда, грейды, мотивация персонала, стимулирование.

FORMATION OF COMPENSATION OF EDUCATIONAL SUPPORT PERSONNEL OF EDUCATIONAL INSTITUTION ON THE BASIS OF USE OF SYSTEM OF GRADES

E. V. Davydova Scientific supervisor - I. A. Mezhova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabo^y Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: elena-davydova@bk.ru

In article the grading system as a way of formation of compensation of educational support personnel of educational institution is considered, and also stages of introduction of system of grades are studied.

Keywords: wages, grades, motivation of staff, promotion.

На сегодняшний день все больше образовательных учреждений уходит от традиционной модели организации оплаты труда. Это связано с тем, что, во-первых, многие современные должности невозможно оценить с помощью тарифной системы, так как их описания нет ни в одном квалификационном справочнике должностей. Во-вторых, новая система оплаты труда является непрозрачной и слишком сложной для понимания работника: низкий размер должностного оклада компенсируется за счет различных доплат и надбавок, что усложняет механизм начисления заработной платы [1].

По результатам анализа мотивационности заработной платы в Сибирском государственном аэрокосмическом университете 74% респондентов не удовлетворены размером оплаты своего труда, при этом 48,6% респондентов считают, что за последний год ситуация с оплатой труда ухудшилась. На вопрос: «Отметьте наиболее значимые на Ваш взгляд проблемы из нижеперечисленных вариантов ответов», 76,6% респондентов отметили, что наиболее обеспокоены уровнем оплаты труда. С одной стороны, система оплаты труда работников данного университета включает в себя размеры окладов (должностных окладов), компенсационных и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера), с другой стороны, теряет свою ясность.

В качестве решения данной проблемы, на наш взгляд, может быть предложена грейдинговая система. Среди многочисленных систем оплаты труда она является наиболее достойной, так

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 3

как позволяет увязать оплату труда и стимулирование работников со стратегией организации, прозрачна и достаточно давно применяется за рубежом.

В. П. Чемеков выделял «грейдинг» как технологию построения системы управления персоналом, а «грейд» как установленный интервал «весов» или рангов, внутри которого должности считаются равнозначными для организации и имеющими один диапазон оплаты (тариф) [3].

Внедрение системы грейдов будет происходить в несколько этапов (рисунок 1).

Рис. 1. Схема этапов внедрения системы грейдов

При описании должностей учебно-вспомогательного персонала используются должностные инструкции, единые квалификационные справочники должностей, профессиональные стандарты, а также уточняющие интервью и наблюдения.

Определение ценности должностей - один из самых сложных этапов, поскольку требует выборки ключевых факторов для каждой должности. На наш взгляд, наиболее значимые факторы для учебно-вспомогательного персонала следующие:

- ответственность;

- самостоятельность в работе;

- цена ошибки;

- сложность выполняемой работы;

- уровень знаний;

- опыт работы;

- взаимодействие с коллегами, студентами, преподавателями.

Для определения ценности должностей мы будем использовать метод баллового оценивания, который дает возможность количественно оценить значимость должностей по ряду факторов и сопоставить друг с другом [2]. Каждому уровню присваивается балл в зависимости от степени проявления: А - 1, Б - 2, В - 3, Г - 4, Д - 5, Е - 6. Пример оценки должности специалиста по учебно-методической работе по ключевым факторам представлен в таблице.

Оценка должности «Специалист по учебно-методической работе»

Ключевой фактор Уровень соответствия фактора оценки в баллах Значимость фактора, балл Итоговый балл

А Б В Г Д Е

Ответственно сть 6 5 30

Само стоятельно сть в работе 6 5 30

Цена ошибки 6 5 30

Сложность выпол- 3 3 9

няемой работы

Уровень знаний 4 3 12

Опыт работы 2 2 4

Взаимодействие с

коллегами, студен- 5 5 25

тами, преподавате-

лями

Сумма баллов 140

В зависимости от количества набранных баллов все должности будут распределены в иерархическом порядке, объединены в грейды (группы) и определены их границы.

На четвертом этапе устанавливаются диапазоны для определения базовой части заработной платы для должностей, которые входят в каждый грейд. При определении «вилки» окладов целесообразно руководствоваться среднерыночными значениями заработной платы для данной категории работников. И в завершении данного этапа необходимо сравнить фактический оклад с «вилками», установленными для соответствующего грейда [4].

Библиографические ссылки

1. Богатырева И. В. Грейдинговая система как способ оптимизации оплаты труда/ Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: межвузовский сборник научных трудов. СГЭУ 2012. С. 22-28.

2. Цимбалюк С. Грейдовая система оценивания должностей и оплаты труда: методология, методика, практика [Электронный ресурс] //

3. Чемеков В. П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом / М: Вершина. 2007. С. 208.

4. Чуланова О. Л., Комарова Е. М., Фламинг Ю. Методика внедрения грейдинга в систему оплаты труда персонала организации: принципы, подходы, преимущества, риски / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. М: Научно-информационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук". №2-3. 2016. С. 128-138.

© Давыдова Е. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.