Научная статья на тему 'Формирование общественного мнения среди поколений y и z в период предвыборных интернет-кампаний'

Формирование общественного мнения среди поколений y и z в период предвыборных интернет-кампаний Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
315
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ МЕДИА / ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / ТРАДИЦИОННАЯ РЕКЛАМА / СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ / ПОКОЛЕНИЕ Y

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Устюжанина Александра Андреевна

В статье рассматриваются особенности современного электората поколений Y и Z в России, а также роль новых медиа как средства формировании среди данных поколений общественного мнения в период предвыборных кампаний. Описывая характеристики поколений Y и Z, были выявлены следующие составляющие: несамостоятельность, инфантильность, чрезмерная уверенность в собственной ценности, а также с ежедневое использование сети интернет. Выделены следующие коммуникативные каналы в рамках новых медиа, необходимые для формирования общественного мнения среди поколений Y и Z в период предвыборной кампании: интернет представительства людей и организаций, интернет-СМИ, социальные сети, интернет-магазины, и поисковые системы. Такие коммуникативные каналы обладают следующими характеристиками: доступ к информации 24/7, охват, возможность прямой и косвенной агитации, гибкость в представлении информации, обратная связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Устюжанина Александра Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общественного мнения среди поколений y и z в период предвыборных интернет-кампаний»

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ СРЕДИ ПОКОЛЕНИЙ Y И Z В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНЫХ ИНТЕРНЕТ-КАМПАНИЙ Устюжанина А.А.

Устюжанина Александра Андреевна - студент, направление: общая психология, факультет психологии, Томский государственный университет, г. Томск

Аннотация: в статье рассматриваются особенности современного электората -поколений Y и 2 в России, а также роль новых медиа как средства формировании среди данных поколений общественного мнения в период предвыборных кампаний. Описывая характеристики поколений Y и 2, были выявлены следующие составляющие: несамостоятельность, инфантильность, чрезмерная уверенность в собственной ценности, а также с ежедневое использование сети интернет. Выделены следующие коммуникативные каналы в рамках новых медиа, необходимые для формирования общественного мнения среди поколений Y и 2 в период предвыборной кампании: интернет представительства людей и организаций, интернет-СМИ, социальные сети, интернет-магазины, и поисковые системы. Такие коммуникативные каналы обладают следующими характеристиками: доступ к информации 24/7, охват, возможность прямой и косвенной агитации, гибкость в представлении информации, обратная связь.

Ключевые слова: новые медиа, предвыборная кампания, общественное мнение, традиционная реклама, современная политика, предвыборная агитация, поколение Y.

Современный электорат России претерпевает качественные изменения. В соответствии с федеральным законом РФ, избирательным правом наделяются граждане России, достигшие 18 лет [1]. С каждым годом право голоса получает все больше молодых людей, родившихся на рубеже 20 и в начале 21 века, принадлежащих к поколениям Y и 2. Это приводит к ежегодному смещению основной массы электората России от поколения X к новым поколениям Y и 2.

Такая ситуация порождает острую необходимость как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективах, привлекать молодежь к участию в политической жизни страны. На сегодняшний день, такая деятельность осуществляется через обеспечение представления интересов молодежи на государственном уровне и формирование доверия к власти в принципе.

Для решения этих и других задач на федеральном, региональном, и муниципальном уровнях формируются молодёжные парламенты [2], молодёжные партийные и не партийные объединения («Молодая гвардия» [3], «Политический лидер» [4]); ведётся информационная деятельность по привлечению молодёжи к участию в политической жизни страны и формированию лояльности к действующей власти.

Однако, между поколениями Y и 2, пришедшим на смену поколению X, существуют определенные различия. Согласно адаптированной концепции Уильяма Штрауса и Нила Хоува Российской школой теории поколений [5], в Российских реалиях поколением X принято считать людей родившихся в промежутке с 1963 по 1984 год, поколением Y с 1984 по 2000, а поколением 2 с 2000 года.

Так, основная часть жизни поколения X пришлась на период существования Советского Союза со всеми его особенностями. Характеристиками поколения Х можно обозначить [6]: самостоятельность, индивидуализм, ориентация на собственный опыт, прагматизм.

На время формирования поколения Y пришелся распад СССР, развитие цифровых технологий, появление интернета, глобализация. Данное поколение характеризуется

несамостоятельностью, инфантильностью, чрезмерной уверенностью в собственной ценности, и приоритетом в самовыражении. Быстрые темпы развития вместе с частой сменой обстановки сформировало в них установку «все и сразу».

Если поколение Y представляет собой «переходный этап» с поколения X, со всеми происходящими социальными, политическими, а также технологическими изменениями того времени, то поколение Ъ представляет собой «детей мультимедийных технологий», отлично разбирающихся и активно пользующихся интернетом с самого рождения.

Особенности поколений Y и Ъ, а именно: несамостоятельностью, инфантильностью, чрезмерной уверенностью в собственной ценности и т.д., находят свое отражение во всех сферах жизни, в том числе и в электоральном поведении, что требуют от действующей власти принципиально иного подхода к его формированию и корректированию.

Таким образом, в связи с ежегодным смещением электората к поколениям Y и Ъ, перед политическими технологами остро встает необходимость учета особенностей поколений Y и Ъ при формировании общественного мнения среди данных групп электората в период проведения предвыборных интернет-кампаний.

Предвыборная кампания является наиболее эффективной формой избирательной борьбы, с помощью кандидат или партия может сформировать определённое общественное мнение.

Общественное мнение представляет собой одну из важных составляющих взаимодействия людей в социуме. Существование социальных групп невозможно без: суждений и представлений о совместных делах, оценок в коллективе происходящих событий, так и без наличия поиска путей разрешения актуальных для этой группы проблем. Как пишет американский писатель, журналист, политический обозреватель, автор оригинальной концепции общественного мнения и двукратный лауреат Пулитцеровской премии У. Липпман: «процесс установления согласия между людьми представляет собой ювелирную работу, в результате которой и возникает общественное мнение».

Важность общественного мнения заключается в его вездесущности. Оно встречается во всех сферах человеческой жизни: политика, экономика, религия, культура, образование. Однако именно в политической сфере общественное мнение представляет наиболее важным проявлением общественного сознания, так как в зависимости от того или иного мнения избирателям будет присуще определенное электоральное поведение.

Вот что пишет об этом все тот же У. Липпман: «мнения распространяются не только в повседневной жизни. Они используются в процессе выборов, в целях пропаганды, вербовки сторонников, то есть в тех областях жизни, где имеет значение количество людей, следующих определенным взглядам».

Это свидетельствует о том, что общественное мнение возможно исследовать, формировать, и корректировать. Актуальность проведения исследований общественного мнения на сегодняшний день доказывает наличие таких организаций как: «Фонд Общественного Мнения» http://fom.ru/ [7], который занимается: проведением социологических опросов, разработкой коммуникационных стратегий, проведением аналитики и исследований.

Формирование общественного мнения в политике происходит через множество различных коммуникационных каналов, например: наружная реклама, реклама на транспорте, слухи, телевидение, радио, пресса, специальные мероприятия, сувенирная продукция, виды печатной рекламы и новые медиа.

Появлению интернета, и соответственно новых медиа в России, предшествовали процессы информатизации и технологизации последнего десятилетия XX века в стране, которые стали основой для создания нового информационного пространства.

Вот что пишет об этом Т.Э. Гринберг: «Современное информационное пространство характеризуется множеством пересекающихся информационных контактов, разнообразием информационных интересов и целевых задач участников информационного рынка. В этом информационном пространстве взаимодействуют, функционируют, и оказывают влияние друг на друга различные формы коммуникации, включая традиционные СМИ, Интернет, рекламные и ПР-коммуникации, интегрированные маркетинговые коммуникации».

Таким образом, с появлением нового информационного пространства появились и новые формы коммуникации. Использования «новых медиа» в системе политических маркетинговых коммуникаций, которые теперь используются в предвыборных интернет-кампаниях разных уровней.

Доктор педагогических наук, президент ассоциации медиапедагогики России А.В. Фёдоров даёт следующее определение термину медиа: «Медиа - средства массовой коммуникации - технические средства создания, копирования, записи, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом, автором материала, и объектом, т.е. массовой аудиторией».

Основными коммуникационными каналами для продвижения и позиционирования базисного субъекта в интернете в рамках новых медиа, по мнению доцента РГСУ и генерального директора одного из ведущих PR-агентств России, Ф. Гурова могут являться: интернет представительства людей и организаций (корпоративные сайты или блоги); социальные сети; интернет СМИ (новостные порталы, электронные версии традиционных СМИ); интернет магазины; сайты, обслуживающие другие сайты (каталоги сайтов, поисковые системы, рейтинги сайтов). Разберём наиболее интересные каналы подробнее:

Интернет представительства людей и организаций — представляет собой комплекс веб-сайтов, электронных документов и т. д, для ведения интерактивного взаимодействия со сторонними пользователями.

Интернет-СМИ — веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации в сети Интернет.

Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.

Интернет-магазины — специализированные сайты для покупки товаров широкого потребления. Обычно на такого рода сайтах существует возможность размещения рекламы (баннеры, анимация, и т.д.)

Поисковые системы — платформы для осуществления поиска в глобальной сети интернет. Большинство поисковых систем имеют собственные новостные агрегаторы, а также возможность размещения рекламы.

Говоря о целесообразности и эффективности использования новых медиа в предвыборных кампаниях, можно основываться на следующих преимуществах новых медиа перед традиционными: доступ к информации 24/7 - информация в интернете доступная всегда и из любого местоположения; охват - по сравнению с традиционным медиа, охват новых медиа намного шире и имеет возможность точечного воздействия на целевую аудиторию; возможность прямой и косвенной агитации - в политическом маркетинге существует возможность использования новых медиа как для прямой, так и скрытой формы рекламы; гибкость в представлении информации - возможность быстро: изменять, дополнять и если надо удалять любое сообщение; обратная связь -интернет позволяет «включить» избирателя в непосредственное взаимодействие с базисным субъектом.

Таким образом, в связи такими характеристиками поколений Y и Ъ, а именно: несамостоятельностью, инфантильностью, чрезмерной уверенностью в собственной ценности, а также с ежедневным использованием сети интернет, формирование общественного мнения среди этих поколений во время предвыборных кампаний

целесообразно проводить в среде новых медиа, куда относятся: социальные сети, интернет СМИ, интернет-представительства людей и организаций, интернет-магазины, поисковые системы, обладающими такими характеристиками как: доступ к информации 24/7, охват, возможность прямой и косвенной агитации, гибкость в представлении информации, обратная связь.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

2. [Электронный ресурс]: http://www.newparlament.ru (дата обращения: 11.09.2019).

3. [Электронный ресурс]: http://www.molgvardia.ru (дата обращения: 11.09.2019).

4. [Электронный ресурс]: https://politleader.er.ru (дата обращения: 11.09.2019).

5. [Электронный ресурс]: www.rugenerations.su (дата обращения: 15.10.2014).

6. [Электронный ресурс]: http://fom.ru (дата обращения: 11.09.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.