РОЛЬ НОВЫХ МЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В ПЕРИОД ПРЕДВЫБОРНЫХ ИНТЕРНЕТ-КАМПАНИЙ Устюжанина А.А.
Устюжанина Александра Андреевна - студент, направление: общая психология, факультет психологии, Томский государственный университет, г. Томск
Аннотация: в статье рассматривается роль новых медиа как средства формировании общественного мнения в период предвыборных интернет-кампаний. Обосновывая важность такого феномена как общественное мнение, а также необходимость использования новых медиа для его формирования, выделены следующие коммуникативные каналы в рамках новых медиа, используемые для формирования общественного мнения в период предвыборной интернет-кампании: интернет представительства людей и организаций, интернет-СМИ, и социальные сети. На основе статистических данных, а также сравнения выявлены следующие преимущества новых медиа перед традиционными в процессе формировании общественного мнения в рамках предвыборных кампаний: доступ к информации 24/7, охват, возможность прямой и косвенной агитации, гибкость в представлении информации, обратная связь.
Ключевые слова: новые медиа, предвыборная кампания, общественное мнение, традиционная реклама, современная политика, предвыборная агитация.
Одним из явлений социальной жизни человека, которое довольно сложно четко определить и проанализировать, является общественное мнение. Российский социолог, кандидат политических наук О.В. Епархина, определяет общественное мнение следующим образом: «это своеобразное проявление общественного сознания, выраженное в устных или письменных формах, и одновременно характеризующиеся явным или скрытым отношением социальных групп к проблемам сегодняшней действительности, т.е. представляющим общественный интерес». [1]
Общественное мнение является важнейшим механизмом взаимодействия людей в обществе, так как функционирование любых социальных групп невозможно без: наличия суждений и представлений об общих делах, оценок в коллективе происходящих событий, так и без наличия поиска путей разрешения актуальных для этой группы проблем. Как пишет американский писатель, журналист, политический обозреватель, автор оригинальной концепции общественного мнения и двукратный лауреат Пулитцеровской премии У. Липпман: «процесс установления согласия между людьми представляет собой ювелирную работу, в результате которой и возникает общественное мнение». [2]
Так же важность общественного мнения заключается в его вездесущности, т. к. оно проявляется во всех сферах жизни человека: политика, экономика, религия, культура, образование. Во всех этих сферах у человека в той или иной степени будет сформировано определенное мнение. Однако в предвыборных кампаниях общественное мнение является наиболее важным проявлением общественного сознания, так как в зависимости от того или иного мнения избирателям будет присуще определенное электоральное поведение.
Вот что пишет об этом все тот же У. Липпман: «мнения распространяются не только в повседневной жизни. Они используются в процессе выборов, в целях пропаганды, вербовки сторонников, то есть в тех областях жизни, где имеет значение количество людей, следующих определенным взглядам». [3]
Это свидетельствует о том, что общественное мнение возможно исследовать, формировать, и корректировать. Актуальность проведения исследований общественного мнения на сегодняшний день доказывает наличие таких организаций как: «Фонд Общественного Мнения» http://fom.ru/, который занимается: проведением социологических опросов, разработкой коммуникационных стратегий, проведением аналитики и исследований.
Исследования общественного мнения в предвыборных кампаниях представляют собой эффективный способ коммуникации между политическим субъектом с одной стороны, и избирателями с другой. Можно выделить три аспекта исследований общественного мнения, которые делают его важным элементом избирательных кампаний и демократических процессов в целом.
Во-первых, это получение достоверных сведений об электоральных предпочтениях и ожиданиях. Сбор полной, качественной, и актуальной информации о состоянии общественного мнения позволяет получить сведения, имеющие стратегическую ценность для кандидата.
Во-вторых, объективные и своевременные сведения необходимы для любого этапа предвыборной кампании. Опираясь на такие сведения, кандидат может обозначить для себя желаемый вектор формирования общественного мнения. Другими словами, с помощью данных материалов возможно разработать или изменить коммуникационную стратегию политического субъекта, что в конечном итоге может повлиять на ход всей избирательной кампании.
В-третьих, в ходе исследования общественного мнения процесс политической коммуникации носит не односторонний, а двусторонний характер. Например, отвечая на вопросы социологов, избиратели могут: сформулировать свою позицию по ряду важных вопросов, определить свои электоральные предпочтения, и наконец, получить информацию о предстоящих политических событиях. Опросы общественного мнения позволяют в сжатые сроки превратить избирателя в субъекта политического действия, осознанно и целенаправленно формируя свою гражданскую позицию. [4]
Стоит отметить, общественное мнение возможно не только изучать, но и формировать. Так, доктор философских наук, академик Украинской академии политических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Национальной академии наук Украины - В.Г. Королько подчеркивает: что с одной стороны, общественное мнение рассматривается специалистами по паблик рилейшнз как исходная информация, помогающая оценить работу организации и определить эффективность линии ее поведения, а с другой как ориентира развития для политического субъекта. [5]
Формирование общественного мнения в политике происходит через множество различных коммуникационных каналов, например: наружная реклама, реклама на транспорте, слухи, телевидение, радио, пресса, специальные мероприятия, сувенирная продукция, виды печатной рекламы и новые медиа.
Появлению интернета, и соответственно новых медиа в России, предшествовали процессы информатизации и технологизации последнего десятилетия XX века в стране, которые стали основой для создания нового информационного пространства. Вот что пишет об этом Т.Э. Гринберг: «Современное информационное пространство характеризуется множеством пересекающихся информационных контактов, разнообразием информационных интересов и целевых задач участников информационного рынка. В этом информационном пространстве взаимодействуют, функционируют, и оказывают влияние друг на друга различные формы коммуникации, включая традиционные СМИ, Интернет, рекламные и ПР-коммуникации, интегрированные маркетинговые коммуникации». [6]
Таким образом, с появлением нового информационного пространства появились и новые формы коммуникации. Использования «новых медиа» в системе политических
маркетинговых коммуникаций, которые теперь используются в предвыборных интернет-кампаниях разных уровней.
Множество авторов по-разному трактуют термин «новые медиа». Доктор педагогических наук, президент ассоциации медиапедагогики России А.В. Фёдоров даёт следующее определение термину медиа: «Медиа - средства массовой коммуникации - технические средства создания, копирования, записи, тиражирования, хранения, распространения, восприятия информации и обмена ее между субъектом, автором материала, и объектом, т.е. массовой аудиторией». [7]
Декан факультета журналистики МГУ, доктор филологических наук Е.Л. Вартанова в статье «Новые медиа как фактор модернизации СМИ» [8] определяет новые медиа как синоним понятию интернет и ставит между ними знак равенства. Однако, на наш взгляд, такая формулировка не раскрывает особенностей новых медиа.
Доктор философских наук ТГУ Д.В. Галкин в своей работе описывает все то, что включают в себя новые медиа. По его словам, в современных исследованиях понятие «новые медиа» включает в себя понятие «Масс Медиа» или «СМИ - средства массовой информации» или «старые» медиа» - традиционные средства массовой информации, т.е. телевидение, радио, газеты, журналы, кино, видео. [9]
Однако, новые медиа как канал доверенный канал получения информации привлекает все большую аудитории за счет своих преимуществ перед традиционными. Данные Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), а конкретно исследование: «Какие источники информации пользуются доверием среди россиян в 2017 году» это подтверждают.
Походу исследования были опрошены 1600 человек из 130 населённых пунктов и 42 регионов России. Опрос показывает, что интернет сегодня занимает вторую позицию, как источник новостей для россиян, после телевидения. Таким образом, с помощью интернета узнавать новости предпочитают 32% опрошенных, по телевидению — 52%. Стоит заметить, что в 2015 году телевидение в виде источника информации для россиян пользовалось большим спросом — 62%. Прочие СМИ востребованы намного меньше: газеты источником новостей выступают лишь для — 4% из опрошенных, а радио для — 3% населения. Общение с людьми, как источник информации, в 2017 году более оказалось более востребованным, чем в 2015 — 8% в 2017 против 6% в 2015.
Однако если обратить внимание на то, кто и откуда делал свой выбор в опросе, то станет ясно, что телевидение — представляет собой источник новостей номер один в первую очередь для тех: кто живет в селах (67%); опрошенных, чей возраст больше 45 лет (72-76%); и граждан России со средним уровнем образования (74%).
Интернет, как источник информации, предпочитают в основном: жители Санкт-Петербурга и Москвы (35%); респонденты от 18 до 24 лет (50%); а также опрошенные с высшим образованием (32%). Среди граждан России, которые пользуются интернетом активно, получать информацию о ситуациях и новостях в стране из СМИ в интернете предпочитают 48%, телевидение на втором месте (40%). [10]
На основании исследовании 2016 года того же Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), главным источником новостей о событиях в стране для большинства наших сограждан по-прежнему остается телевидение, однако его популярность снижается (62% в 2015 г., 57% в 2016 г.). Интернет, то есть социальные сети, информационные сайты и блоги, в 2016 году использовали для поиска новостных материалов 27% всех опрошенных (в 2015 г. - 22%).
По этим данным можно предположить, что в дальнейшем эта средняя цифра будет только расти - поскольку уже сегодня интернет является главным источником новостей для 62% в возрасте от 18 до 24, и для 47% в возрасте от 25 до 34 лет.
Традиционные СМИ с каждым годом называют все реже (3%, 3% и 1% участников опроса, соответственно). [11]
Коммуникационными каналами для продвижения и позиционирования базисного субъекта в интернете в рамках новых медиа, по мнению доцента РГСУ и генерального директора одного из ведущих PR-агентств России, Ф. Гурова могут являться: интернет представительства людей и организаций (корпоративные сайты или блоги); социальные сети; интернет СМИ (новостные порталы, электронные версии традиционных СМИ); товарные каталоги и интернет магазины; сайты, обслуживающие другие сайты (каталоги сайтов, поисковые системы, рейтинги сайтов). Разберём каждый канал подробнее:
Интернет представительства людей и организаций — представляет собой комплекс веб-сайтов, электронных документов и т. д, для ведения интерактивного взаимодействия со сторонними пользователями.
Интернет-СМИ — веб-сайт, ставящий своей задачей выполнять функцию средства массовой информации в сети Интернет.
Социальная сеть — платформа, онлайн-сервис и веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений в Интернете.
Говоря о целесообразности и эффективности использования новых медиа в предвыборных кампаниях, можно основываться на следующих преимуществах новых медиа перед традиционными: доступ к информации 24/7 - информация в интернете доступная всегда и из любого местоположения; охват - по сравнению с традиционным медиа, охват новых медиа намного шире и имеет возможность точечного воздействия на целевую аудиторию; возможность прямой и косвенной агитации - в политическом маркетинге существует возможность использования новых медиа как для прямой, так и скрытой формы рекламы; гибкость в представлении информации - возможность быстро: изменять, дополнять и если надо удалять любое сообщение; обратная связь -интернет позволяет «включить» избирателя в непосредственное взаимодействие с базисным субъектом.
Таким образом, общественное мнение представляет собой проявление общественного сознания, выражаемое устно или письменно, и характеризующееся явным или скрытым отношением социальных групп к проблемам сегодняшней действительности. В предвыборных кампаниях возможно не только изучать, но и формировать общественное мнение. Формирование общественного мнения через новые медиа позволяет скорректировать или сформировать электоральное поведение эффективнее за счет преимуществ новых медиа перед традиционными, а именно: доступ к информации 24/7, охват, возможность прямой и косвенной агитации, гибкость в представлении информации, обратная связь.
Список литературы
1. Епархина О.В. «Социология общественного мнения» М. : Академия, 2013. 240 с. (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат) . ISBN 978-5-7695-7184-8: 442.20.
2. Липпман У. Общественное мнение. М.: Институт Фонда «Общественное мнение»,
2004. - 384 с Москва.
3. Королько В.Г. «Основы паблик рилейшнз». М., «Рефл-бук», К.: «Ваклер» 2000. 528 с. 2000г.
4. Гринберг Т.Э. «Политические технологии». Учебное пособие. М.: Аспект Пресс,
2005. 317 с.
5. Фёдоров А.В.: «Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности». Издательство Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. 64 с.
6. Вартанова Е.Л.: «Новые медиа как фактор модернизации СМИ». В журнале «Информационное общество», № 5-6, с. 37-39.
7. Галкин Д.В.: «Техно-логика новых медиа: к проблеме генезиса цифровой культуры». Журнал «Гуманитарная информатика», 32.
8. [Электронный ресурс]: Пресс-выпуск № 3367 URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116190/ (дата обращения 11.09.2019).
9. [Электронный ресурс]: Пресс-выпуск № 3098 URL https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115679/ (дата обращения 11.09.2019).
10. [Электронный ресурс]: Пресс-выпуск реклама URL http://pandia.ru/text/78/100/1763.php/ (дата обращения 11.09.2019).