Научная статья на тему 'Формирование общепрофессиональной компетентности студентов в процессе инженерной подготовки в сельскохозяйственном вузе'

Формирование общепрофессиональной компетентности студентов в процессе инженерной подготовки в сельскохозяйственном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макарова М. П.

Обосновывается актуальность и значимость формирования общепрофессиональной компетентности как базовой, инвариантной составляющей при подготовке инженеров в сельскохозяйственном вузе. Автор предложил модель, описал ее структуру, определил критерии формирования компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макарова М. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of general professional competence of students studying general engineering subjects in agricultural high school

The author validates urgency and importance of the development of professional competence that is considered a basic or invariant component of engineers training in an agricultural high school. The author suggests the model, describes the structure, and determines the criteria of competence development.

Текст научной работы на тему «Формирование общепрофессиональной компетентности студентов в процессе инженерной подготовки в сельскохозяйственном вузе»

Результаты деятельности интегрированной профориентационной системы в условиях Мичуринского аграрного учебно-научно-производственного комплекса в рамках деятельности интегрированной профориентационной системы позволяют констатировать повышение обозначенных показателей у сельских школьников:

• наличие устойчивых профессиональных интересов на 30 %;

• активность в реализации профессиональных намерений и стремлений на 20 %;

• общий уровень готовности к самоопределению на профессии АПК на 50 0% .

Выводы

1. Кризисное состояние агропромышленного комплекса и аграрного образования на современном этапе, специфические условия сельской жизни и формирования личности сельских школьников актуализируют проблему интеграции образовательных учреждений, научных организаций и предприятий АПК в единое образовательное пространство региона и создании на этой основе многоаспектной, целостной системы научно-практической деятельности общественных инсти-

тутов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессий АПК и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в высококвалифицированных кадрах АПК.

2. Интегрированная профориентационная деятельность в условиях аграрных учебно-научно-производственных комплексов позволяет создать единый механизм поэтапного формирования у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению на профессии АПК и профессиональной сельскохозяйственной культуры.

3. Концепция интегрированной профориента-ционной системы базируется на научных подходах: компетентностном, реализуемом по отношению к содержанию профориентационной деятельности, системном и личностно-деятельностном — к организации профориентационного процесса.

4. Целевая составляющая интегрированной профориентационной системы — формирование ноосферной личности.

УДК 378

М.П. Макарова, ст. преподаватель

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», г. Кинель

формирование общепрофессиональной компетентности студентов в процессе инженерной подготовки в сельскохозяйственном вузе

Экономический рост зависит от факторов технического прогресса, повышения качества научно-технических знаний и их реализации в процессе деятельности инженера. В связи с дальнейшим развитием общества предъявляются новые требования к подготовке специалистов с высшим образованием. В аналитическом обзоре «Реформы образования» отмечается, что «...в условиях глобализации мировой экономики смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений» [1].

Профессиональная подготовка будущих инженеров в современных условиях становится предметом научно-педагогического исследования многих ученых, что обусловлено повышением требований к инженеру как специалисту в условиях кардинальных изменений в обществе. В.М. Жураковский, В.М. Приходько, В.Н. Луканин в работе «Высшее

техническое образование в России» [2, с. 53] указали требования к инженеру XXI века, которые включают в себя следующие позиции: профессиональная компетентность, инициативность, инженерное мышление и т. п.

Таким образом, инженер в современных условиях должен быть специалистом широкого профиля, который имеет фундаментальное образование по общепрофессиональным дисциплинам. Это дает возможность самообразования, а также определяет смену стереотипа поведения в соответствии с социальным заказом.

В решение проблемы общеинженерной подготовки внесли вклад И.Ю. Аникин, К.К. Гомо-юнов, М.М. Зиновкина, А.А. Кузнецов, В.С. Леднев, Ю.Н. Семин, П.А. Силайчев, В.А. Скакун, Б.А. Соколов, Н.В. Соснин, Г.Н. Стайнов, В.В. Шапкин и др. Исследователи отмечают, что общеинженерная (об-

щепрофессиональная) подготовка рассматривается как доминирующая составляющая в профессиональном обучении будущего инженера, она способствует быстрой его адаптации и возможности быть конкурентоспособным в условиях рыночной экономики.

Эта тенденция ставит систему высшего профессионального образования перед необходимостью поиска новых подходов к проектированию образования и педагогических условий его реализации при подготовке инженеров. Для достижения этой цели образовательный процесс необходимо строить в соответствии с компетентностным подходом. Автор статьи в проведенном исследовании по формированию общепрофессиональной компетентности опирался на определение, данное И.А. Зимней, согласно которому «компетентностный подход — это направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетентность, средствами решения профессиональных задач в образовательном процессе» [3, с. 23]. Подходы, применяемые в научных исследованиях, обусловливаются смыслоопределяющими категориями. В соответствии с рассматриваемым компетентностным подходом в качестве таких категорий выступает «компетенция», «компетентность». Анализ этих категорий отражен в исследованиях таких ученых, как А.С. Белкин, В.И. Байденко, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, В.П. Косырев, П.Ф. Кубрушко, Е.В. Тка-ченко, А.В. Хуторской и многих других.

Проведенный обзор современных исследований, раскрывающих природу и сущность понятий «компетенция», «компетентность», позволяет констатировать, что «компетентность» рассматривается как совокупность личностных качеств специалиста, а также общая способность и готовность личности

к деятельности, основанной на знаниях и умениях, приобретенных в процессе обучения. «Компетенция» трактуют как сферу приложения знаний, умений и навыков человека, т. е. с точки зрения дея-тельностного подхода.

Компетентностный подход в инженерном образовании предполагает выделение и конкретизацию формируемых в образовании компетент-ностей. На основе государственного образовательного стандарта второго поколения, выводов, содержащихся в работах Э.Ф. Зеера, Г.Н. Стайно-ва, А. Шелтона, А.И. Чучалина, осмысления требований к производственно-технологической деятельности, типовой программы «Метрология, стандартизация и сертификация» был получен перечень общепрофессиональных компетентностей инженера, обучающегося по специальности 110301 — «Механизация сельского хозяйства», 110304 — «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК». Анализ исследований представлен в таблице.

В соответствии с этим была определена общепрофессиональная компетентность как критерий сформированности профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей в сельскохозяйственном вузе.

Общепрофессиональная компетентность специалиста является одним из важных понятий, определяющих качество профессионального образования в подготовке инженеров сельскохозяйственного производства. Формирование общепрофессиональной компетентности является следствием объема усвоенных выпускником вуза знаний по конкретной общепрофессиональной дисциплине и на их основе выработанных умений.

Общепрофессиональная компетентность является базовой (по А.М. Новикову), инвариант-

Соответствие формулировок ГОС ВПО и общепрофессиональных компетентностей выпускника

Формулировки ГОС ВПО «Агроинженерия» Формулировки общепрофессиональных компетентностей

специалист должен быть подготовлен к решению следующих производственно-технологических задач: выпускник:

применение современных технологий технического обслуживания, ремонта и восстановления деталей машин для обеспечения постоянной работоспособности машин и оборудования; осуществление входного контроля качества сырья, производственный контроль перерабатываемой продукции и параметров технологических процессов, контроль качества готовой продукции и оказываемых услуг технического сервиса; проведение стандартных и сертификационных испытаний сельскохозяйственной техники, производимой и перерабатываемой сельскохозяйственной продукции; осуществление метрологической поверки основных средств измерений для оценки качества производимой, перерабатываемой и хранимой сельскохозяйственной продукции практически нормирует точность параметров изделий; осуществляет точностные расчеты; определяет и обозначает нормы точности на сборочных и рабочих чертежах; выбирает и применяет средства измерений; оценивает результаты измерений; применяет количественные методы оценки качества продукции на этапах проектирования, производства, эксплуатации и ремонта машин; проводит контроль соответствия качества продукции по сертификату

ной составляющей подготовки, обеспечивающей подготовленность выпускника к решению профессиональных задач, т. е. той совокупности производственно-технологических задач, которые должен уметь решать будущий инженер сельскохозяйственного производства. Эта компетентность вырабатывается в результате усвоения цикла общепрофессиональных дисциплин, в частности при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». Изучение данной дисциплины является научно-методическим фундаментом подготовки инженера, готового к решению производственно-технологических задач по стандартно-метрологическому обеспечению количественной оценки качества технических изделий, обеспечивающих точность их функциональных геометрических параметров.

В совокупности общепрофессиональная компетентность служит фундаментом для продуктивного изучения последующих профилирующих дисциплин, позволяющих будущему специалисту гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к дальнейшему послевузовскому образованию.

Следовательно, под определением «общепрофессиональная компетентность» автор понимает как базовую, инвариантную, формируемую характеристику готовности к производственно-технологической деятельности на основе владения специальными (метрологическими) знаниями, умениями и личностными качествами (техническое мышление), достаточными для осуществления цели данного рода деятельности.

Формирование общепрофессиональной компетентности в полном объеме в рамках общеинженерной подготовки не представляется возможным, поэтому были выделены инвариантные компоненты общепрофессиональной компетентности, которые составили фундамент для дальнейшего формирования общепрофессиональной компетентности студентов инженерных специальностей с.-х. вуза в процессе изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».

Структурно-функциональная характеристика общепрофессиональной компетентности представляет собой единство мотивационного, когнитивного, личностного компонентов:

• мотивационный компонент отражает личностное отношение студента к производственно-технологической деятельности. В его структуру включена учебно-познавательная активность; стремление к приобретению специальных (метрологических) знаний, умений;

• когнитивный компонент включает специальные (метрологические) знания и умения, необходимые студенту для поиска, представления и анализа при решении технических задач. Уровень

их сформированности отражает теоретическую готовность студента к производственно-технологической деятельности;

• личностный компонент содержит одно из профессионально значимых качеств будущего инженера — техническое мышление. В исследованиях Т.В. Кудрявцева теоретически обосновано, что в наибольшей степени развитию технического мышления способствует решение технических задач.

Таким образом, общепрофессиональная компетентность выступает в качестве одной из системообразующих категорий профессионального образования, проявляется в ориентации на позитивную, безопасную и компетентную деятельность в системе «человек-машина». Уровень развития этого качества — показатель зрелости профессионального сознания будущего инженера сельскохозяйственного производства.

Содержание и структура общепрофессиональной компетентности будущих инженеров позволили автору определить этапность формирования базовой компетентности, которая была учтена в структурной модели формирования общепрофессиональной компетентности студентов (рисунок).

Данная структурная модель позволяет при выявленных педагогических условиях реализовать поставленные цели, тем самым способствует обеспечению уровня подготовки к профессиональной деятельности будущего специалиста.

Под уровнем общепрофессиональной компетентности автор понимает степень сформированно-сти специальных (метрологических) знаний и умений и личностных качеств (техническое мышление). В качестве инструментов выявления уровня данной компетентности предлагается использовать совокупность разработанных дидактических средств, которые определяются как инструментарий педагогической деятельности, источник получения знаний, формирование умений и развития технического мышления.

Проверка эффективности разработанного комплекса дидактических средств (комплект структурно-логических схем «Обобщенные алгоритмы для решения технических задач по дисциплине «МСС»»; учебное пособие «Практикум по метрологии»; методические указания по оформлению курсовой работы по дисциплине МСС; тематические тесты и задания для олимпиады), формирования общепрофессиональной компетентности была осуществлена в 2004-2007 гг. на базе Самарской государственной сельскохозяйственной академии. В результате проведенного педагогического эксперимента данные дидактические средства позволили:

• повысить уровень общепрофессиональной компетентности студентов сельскохозяйственного вуза в процессе общеинженерной подготовки;

Структурная модель формирования общепрофессиональной компетентности студентов

• сформировать профессиональную готовность к решению производственно- технологических задач.

Список литературы

1. Реформы образования: аналитический обзор; под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003.

2. Жураковский, В.М. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблема развития /

B.М. Жураковский, В.М. Приходько, В.Н. Луканин. — М.: ЗАО «Рик Русанова», 1997. — 200 с.

3. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. —

C. 20-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.