Результаты деятельности интегрированной профориентационной системы в условиях Мичуринского аграрного учебно-научно-производственного комплекса в рамках деятельности интегрированной профориентационной системы позволяют констатировать повышение обозначенных показателей у сельских школьников:
• наличие устойчивых профессиональных интересов на 30 %;
• активность в реализации профессиональных намерений и стремлений на 20 %;
• общий уровень готовности к самоопределению на профессии АПК на 50 0% .
Выводы
1. Кризисное состояние агропромышленного комплекса и аграрного образования на современном этапе, специфические условия сельской жизни и формирования личности сельских школьников актуализируют проблему интеграции образовательных учреждений, научных организаций и предприятий АПК в единое образовательное пространство региона и создании на этой основе многоаспектной, целостной системы научно-практической деятельности общественных инсти-
тутов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессий АПК и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в высококвалифицированных кадрах АПК.
2. Интегрированная профориентационная деятельность в условиях аграрных учебно-научно-производственных комплексов позволяет создать единый механизм поэтапного формирования у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению на профессии АПК и профессиональной сельскохозяйственной культуры.
3. Концепция интегрированной профориента-ционной системы базируется на научных подходах: компетентностном, реализуемом по отношению к содержанию профориентационной деятельности, системном и личностно-деятельностном — к организации профориентационного процесса.
4. Целевая составляющая интегрированной профориентационной системы — формирование ноосферной личности.
УДК 378
М.П. Макарова, ст. преподаватель
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», г. Кинель
формирование общепрофессиональной компетентности студентов в процессе инженерной подготовки в сельскохозяйственном вузе
Экономический рост зависит от факторов технического прогресса, повышения качества научно-технических знаний и их реализации в процессе деятельности инженера. В связи с дальнейшим развитием общества предъявляются новые требования к подготовке специалистов с высшим образованием. В аналитическом обзоре «Реформы образования» отмечается, что «...в условиях глобализации мировой экономики смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений» [1].
Профессиональная подготовка будущих инженеров в современных условиях становится предметом научно-педагогического исследования многих ученых, что обусловлено повышением требований к инженеру как специалисту в условиях кардинальных изменений в обществе. В.М. Жураковский, В.М. Приходько, В.Н. Луканин в работе «Высшее
техническое образование в России» [2, с. 53] указали требования к инженеру XXI века, которые включают в себя следующие позиции: профессиональная компетентность, инициативность, инженерное мышление и т. п.
Таким образом, инженер в современных условиях должен быть специалистом широкого профиля, который имеет фундаментальное образование по общепрофессиональным дисциплинам. Это дает возможность самообразования, а также определяет смену стереотипа поведения в соответствии с социальным заказом.
В решение проблемы общеинженерной подготовки внесли вклад И.Ю. Аникин, К.К. Гомо-юнов, М.М. Зиновкина, А.А. Кузнецов, В.С. Леднев, Ю.Н. Семин, П.А. Силайчев, В.А. Скакун, Б.А. Соколов, Н.В. Соснин, Г.Н. Стайнов, В.В. Шапкин и др. Исследователи отмечают, что общеинженерная (об-
щепрофессиональная) подготовка рассматривается как доминирующая составляющая в профессиональном обучении будущего инженера, она способствует быстрой его адаптации и возможности быть конкурентоспособным в условиях рыночной экономики.
Эта тенденция ставит систему высшего профессионального образования перед необходимостью поиска новых подходов к проектированию образования и педагогических условий его реализации при подготовке инженеров. Для достижения этой цели образовательный процесс необходимо строить в соответствии с компетентностным подходом. Автор статьи в проведенном исследовании по формированию общепрофессиональной компетентности опирался на определение, данное И.А. Зимней, согласно которому «компетентностный подход — это направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетентность, средствами решения профессиональных задач в образовательном процессе» [3, с. 23]. Подходы, применяемые в научных исследованиях, обусловливаются смыслоопределяющими категориями. В соответствии с рассматриваемым компетентностным подходом в качестве таких категорий выступает «компетенция», «компетентность». Анализ этих категорий отражен в исследованиях таких ученых, как А.С. Белкин, В.И. Байденко, В.И. Загвязинский, Э.Ф. Зеер, В.П. Косырев, П.Ф. Кубрушко, Е.В. Тка-ченко, А.В. Хуторской и многих других.
Проведенный обзор современных исследований, раскрывающих природу и сущность понятий «компетенция», «компетентность», позволяет констатировать, что «компетентность» рассматривается как совокупность личностных качеств специалиста, а также общая способность и готовность личности
к деятельности, основанной на знаниях и умениях, приобретенных в процессе обучения. «Компетенция» трактуют как сферу приложения знаний, умений и навыков человека, т. е. с точки зрения дея-тельностного подхода.
Компетентностный подход в инженерном образовании предполагает выделение и конкретизацию формируемых в образовании компетент-ностей. На основе государственного образовательного стандарта второго поколения, выводов, содержащихся в работах Э.Ф. Зеера, Г.Н. Стайно-ва, А. Шелтона, А.И. Чучалина, осмысления требований к производственно-технологической деятельности, типовой программы «Метрология, стандартизация и сертификация» был получен перечень общепрофессиональных компетентностей инженера, обучающегося по специальности 110301 — «Механизация сельского хозяйства», 110304 — «Технология обслуживания и ремонта машин в АПК». Анализ исследований представлен в таблице.
В соответствии с этим была определена общепрофессиональная компетентность как критерий сформированности профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей в сельскохозяйственном вузе.
Общепрофессиональная компетентность специалиста является одним из важных понятий, определяющих качество профессионального образования в подготовке инженеров сельскохозяйственного производства. Формирование общепрофессиональной компетентности является следствием объема усвоенных выпускником вуза знаний по конкретной общепрофессиональной дисциплине и на их основе выработанных умений.
Общепрофессиональная компетентность является базовой (по А.М. Новикову), инвариант-
Соответствие формулировок ГОС ВПО и общепрофессиональных компетентностей выпускника
Формулировки ГОС ВПО «Агроинженерия» Формулировки общепрофессиональных компетентностей
специалист должен быть подготовлен к решению следующих производственно-технологических задач: выпускник:
применение современных технологий технического обслуживания, ремонта и восстановления деталей машин для обеспечения постоянной работоспособности машин и оборудования; осуществление входного контроля качества сырья, производственный контроль перерабатываемой продукции и параметров технологических процессов, контроль качества готовой продукции и оказываемых услуг технического сервиса; проведение стандартных и сертификационных испытаний сельскохозяйственной техники, производимой и перерабатываемой сельскохозяйственной продукции; осуществление метрологической поверки основных средств измерений для оценки качества производимой, перерабатываемой и хранимой сельскохозяйственной продукции практически нормирует точность параметров изделий; осуществляет точностные расчеты; определяет и обозначает нормы точности на сборочных и рабочих чертежах; выбирает и применяет средства измерений; оценивает результаты измерений; применяет количественные методы оценки качества продукции на этапах проектирования, производства, эксплуатации и ремонта машин; проводит контроль соответствия качества продукции по сертификату
ной составляющей подготовки, обеспечивающей подготовленность выпускника к решению профессиональных задач, т. е. той совокупности производственно-технологических задач, которые должен уметь решать будущий инженер сельскохозяйственного производства. Эта компетентность вырабатывается в результате усвоения цикла общепрофессиональных дисциплин, в частности при изучении дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация». Изучение данной дисциплины является научно-методическим фундаментом подготовки инженера, готового к решению производственно-технологических задач по стандартно-метрологическому обеспечению количественной оценки качества технических изделий, обеспечивающих точность их функциональных геометрических параметров.
В совокупности общепрофессиональная компетентность служит фундаментом для продуктивного изучения последующих профилирующих дисциплин, позволяющих будущему специалисту гибко ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к дальнейшему послевузовскому образованию.
Следовательно, под определением «общепрофессиональная компетентность» автор понимает как базовую, инвариантную, формируемую характеристику готовности к производственно-технологической деятельности на основе владения специальными (метрологическими) знаниями, умениями и личностными качествами (техническое мышление), достаточными для осуществления цели данного рода деятельности.
Формирование общепрофессиональной компетентности в полном объеме в рамках общеинженерной подготовки не представляется возможным, поэтому были выделены инвариантные компоненты общепрофессиональной компетентности, которые составили фундамент для дальнейшего формирования общепрофессиональной компетентности студентов инженерных специальностей с.-х. вуза в процессе изучения дисциплины «Метрология, стандартизация и сертификация».
Структурно-функциональная характеристика общепрофессиональной компетентности представляет собой единство мотивационного, когнитивного, личностного компонентов:
• мотивационный компонент отражает личностное отношение студента к производственно-технологической деятельности. В его структуру включена учебно-познавательная активность; стремление к приобретению специальных (метрологических) знаний, умений;
• когнитивный компонент включает специальные (метрологические) знания и умения, необходимые студенту для поиска, представления и анализа при решении технических задач. Уровень
их сформированности отражает теоретическую готовность студента к производственно-технологической деятельности;
• личностный компонент содержит одно из профессионально значимых качеств будущего инженера — техническое мышление. В исследованиях Т.В. Кудрявцева теоретически обосновано, что в наибольшей степени развитию технического мышления способствует решение технических задач.
Таким образом, общепрофессиональная компетентность выступает в качестве одной из системообразующих категорий профессионального образования, проявляется в ориентации на позитивную, безопасную и компетентную деятельность в системе «человек-машина». Уровень развития этого качества — показатель зрелости профессионального сознания будущего инженера сельскохозяйственного производства.
Содержание и структура общепрофессиональной компетентности будущих инженеров позволили автору определить этапность формирования базовой компетентности, которая была учтена в структурной модели формирования общепрофессиональной компетентности студентов (рисунок).
Данная структурная модель позволяет при выявленных педагогических условиях реализовать поставленные цели, тем самым способствует обеспечению уровня подготовки к профессиональной деятельности будущего специалиста.
Под уровнем общепрофессиональной компетентности автор понимает степень сформированно-сти специальных (метрологических) знаний и умений и личностных качеств (техническое мышление). В качестве инструментов выявления уровня данной компетентности предлагается использовать совокупность разработанных дидактических средств, которые определяются как инструментарий педагогической деятельности, источник получения знаний, формирование умений и развития технического мышления.
Проверка эффективности разработанного комплекса дидактических средств (комплект структурно-логических схем «Обобщенные алгоритмы для решения технических задач по дисциплине «МСС»»; учебное пособие «Практикум по метрологии»; методические указания по оформлению курсовой работы по дисциплине МСС; тематические тесты и задания для олимпиады), формирования общепрофессиональной компетентности была осуществлена в 2004-2007 гг. на базе Самарской государственной сельскохозяйственной академии. В результате проведенного педагогического эксперимента данные дидактические средства позволили:
• повысить уровень общепрофессиональной компетентности студентов сельскохозяйственного вуза в процессе общеинженерной подготовки;
Структурная модель формирования общепрофессиональной компетентности студентов
• сформировать профессиональную готовность к решению производственно- технологических задач.
Список литературы
1. Реформы образования: аналитический обзор; под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003.
2. Жураковский, В.М. Высшее техническое образование в России: история, состояние, проблема развития /
B.М. Жураковский, В.М. Приходько, В.Н. Луканин. — М.: ЗАО «Рик Русанова», 1997. — 200 с.
3. Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8. —
C. 20-26.