УДК 378
Е.С. Симбирских, канд. с.-х. наук, доцент А.Н. Митрофанова, аспирантка
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мичуринский государственный аграрный университет»
профориентационная система в аграрном учебно-научно-производственном комплексе
Проблема профессиональной ориентации сельской молодежи в аграрные вузы обусловлена рядом факторов, определяющих особенности современного состояния аграрного сектора и аграрного образования, специфику формирования личности в условиях сельской среды. Основными из них являются следующие:
• глубокий системный кризис, в котором оказался аграрный сектор в результате перехода на рыночные условия хозяйствования и как следствие непрестижность с.-х. профессий;
• разрушение социальной инфраструктуры села, повлекшее неблагоприятные демографические процессы и усиливающуюся миграцию в город;
• специфика сельскохозяйственного труда, основным объектом которого является природа и как следствие его сезонность, зависимость от погодных условий;
• низкая (в среднем) заработная плата работников АПК;
• сложное социально-экономическое положение сельских общеобразовательных учреждений и традиционная система обучения в них, ограничивающие образовательные возможности сельских школьников;
• слабая довузовская подготовка сельской молодежи и как следствие — сложности в их учебной адаптации к образовательной программе высших учебных заведений;
• определяющее влияние окружающей среды на развитие личности вследствие высокой степени социальной контактности в сельской местности.
Сельские школьники особенно подвержены влиянию региональной культуры и знают все тяготы и трудности села. Вполне понятно нежелание школьников идти по стопам своих родителей.
Это привело к обвальному падению интереса молодежи к профессиям всех сфер АПК. Налицо возникшее противоречие между обеспечением системы АПК высококвалифицированными кадрами и фактическим отсутствием системы профориентации на селе. Таким образом, выявляется проблема поиска новых подходов к организации профориен-тационной работы в системе «сельская школа — аграрный вуз». Ее цель — максимальное согласование
- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2'2008 -
профессиональных интересов учащихся, основанных на учете индивидуальных особенностей личности с потребностями аграрных вузов и агропромышленного комплекса в целом.
Решение обозначенной проблемы авторы видят в интеграции образовательных учреждений, научных организаций и предприятий АПК в единое образовательное пространство региона и создании на этой основе многоаспектной, целостной системы научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессий АПК и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в высококвалифицированных кадрах АПК.
С этой целью авторы провели научное исследование на базе Мичуринского государственного аграрного университета в рамках деятельности аграрного учебно-научно-производственного комплекса г. Мичуринск-наукоград РФ в сфере сельского хозяйства. В состав комплекса входят производственные, образовательные и научно-исследовательские учреждения города и Мичуринского района — заводы, учхозы, сельскохозяйственные производственные кооперативы, вузы, институты повышения квалификаций, НИИ, испытательные станции, колледжи, школы и др. Все подструктуры объединены единой целью — обеспечение возможности непрерывного аграрного образования. Цель реализуется решением комплекса задач, обеспечивающих профессиональные самоопределение, становление и самореализацию личности на разных возрастных этапах. Единство цели обеспечивает наличие системно-синергетических связей между компонентами комплекса: организационно-функциональных, логико-содержательных и личностных. Авторы анализируют наличие данных связей в рамках системы «сельская школа — аграрный вуз» на примере совместной профориентационной деятельности Мичуринского ГАУ и Староюрьевской средней общеобразовательной школы.
Организационно-функциональные связи реализуются в результате координационной деятель- 95
ности профориентационной инфраструктуры университета и школы, включающей:
• научно-методическое обеспечение профориентационной работы;
• создание структуры управления профориентацией;
• организация системы профориентации и определение ее взаимодействия с руководством аграрного учебно-научно-производственного комплекса;
• создание и развитие соответствующей материально-технической базы. Логико-содержательные связи осуществляются
в форме профессионального просвещения учащихся; развития их интересов и склонностей, максимально приближенных к деятельности специалиста АПК; профессиональной консультации, профессионального подбора, социально-профессиональной адаптации, формирования у учащихся позиции «Университет — мой дом и моя семья».
Личностная составляющая рассматривает личность школьника в качестве субъекта развития профессионального самоопределения, проявляющееся в активной жизненной позиции: самовыражении, самосознании, самоактуализации и стремлении к саморазвитию.
Таким образом, все подсистемы профориентации в рамках «сельская школа — аграрный вуз» взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегрированные качества. Совместная профориентационная деятельность сельской школы и аграрного университета становится единым механизмом поэтапного формирования у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению на профессии АПК и профессиональной сельскохозяйственной культуры. При этом решаются следующие задачи:
• сформировать у учащихся отношение к университету как к родному дому, где все знакомо и близко сердцу;
• сформировать осознанное профнамерение и стремление на профессии АПК;
• подготовить учащихся к реализации сформированного профнамерения;
• облегчить адаптацию школьников к учебному процессу вуза, его технологиям обучения и содержанию образования;
• способствовать развитию профессионально важных личностных и психофизиологических качеств.
Очевидно, что основными функциями интегрированной системы профориентации являются диагностическая, обучающая (корректирующая и компенсирующая имеющийся уровень школьного образования в соответствии с требованиями университета и будущей профессиональной деятельно-
96 -Вестник ФГОУ ВПО
сти), воспитательная, формирующая, развивающая, адаптирующая.
Деятельность интегрированной профориента-ционной системы осуществляется по следующим этапам:
1. Разработка научно-методического обеспечения профориентационной работы научно-методическим центром довузовского образования в системе «сельская школа — аграрный вуз».
В МичГАУ активно работает факультет довузовской подготовки, объединяющий деятельность методистов, психологов, ученых-педагогов, учителей школ по совершенствованию и организации процесса профориентации. Разработана концепция интегрированной профориентацион-ной системы, базирующаяся на основе парадигматической систематизации и интеграции психологических, акмеологических, педагогических и организационно-управленческих подходов в соответствии с принципами: равнозначности, преодоления односторонности, взаимодополнения, взаимопроникновения, комплексирования, рациональности, иерархичности, унификации и взаимообогащения. Базовым при переходе от сельской школы к аграрному университету признаны подходы: компетентностный, реализуемый по отношению к содержанию профориентационной деятельности, системный и личностно-деятельностный — к организации профориентационного процесса. Компетентностный подход в данном случае понимается как «направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетентность, средствами решения профессиональных и социальных задач в образовательном процессе»*. В качестве определяющей становление специалиста АПК авторы выделяют агроэко-ноосферную компетентность. Агроэконоосферная компетенция — межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для экобезопасной интенсификации агросферы. Таким образом, содержание, методы, формы и средства интегрированной профориентационной системы «сельская школа — аграрный вуз» должны быть нацелены на формирование ноосферной личности — человека, обладающего опережающим агро-эконоосферным мышлением и агроэконоосферным сознанием и реализующего свою деятельность в соответствии с концепциями социоприродной безопасности и устойчивого развития АПК. Результат формирования ноосферной личности выражается агроэконоосферным уровнем культуры у учащих-
* Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8.
МГАУ № 6/2'2008-
ся и его последующем развитием на этапе вузовского образования.
На уровне частно-научной методологии концепция опирается на педагогическую теорию активного и развивающего обучения.
В соответствии с агроэконоосферноориен-тируемой концепцией профориентации сельских школьников в научно-методическом центре Мич-ГАУ разработаны методические рекомендации, программы, обучающая и диагностическая литература.
2. Профессиональное просвещение.
Данный этап не имеет возрастных и временных ограничений. Он продолжается в течение всего процесса профессионального самоопределения учащегося и объединяет в единое профессионально-ориентированное сообщество следующие субъекты профориентационной деятельности: сельский школьник — педагогический коллектив (школы, вуза и т. д.) — студенческий коллектив МичГАУ — научные работники — работники АПК — ректорат, деканат и дирекции институтов — коллектив факультета общественных профессий — коллектив спортклуба — работники музея МичГАУ — работники СМИ — студенческий профком — социальное окружение учащегося — семья учащегося. Цель профессионального просвещения — формирование предметного сознания профессий АПК и процесса профессиональной подготовки в МичГАУ. Методы, формы и средства в данном случае разнообразны: от обычной беседы до совместной научно-исследовательской деятельности в творческих микрогруппах на базе университетских, научно-исследовательских лабораторий, на производстве, а также участие в художественной самодеятельности МичГАУ, творческих олимпиадах и спортивных мероприятиях, работа в профильных классах и др.
3. Развивающая профдиагностика. В результате профдиагностики, осуществляемой психолого-педагогической службой (психологами, социологами, преподавателями кафедры философии и педагогики МичГАУ, врачами), у сельских школьников формируется способность к анализу профессиональной деятельности специалиста АПК, выявляется профпригодность к конкретному виду деятельности. На данном этапе необходимо учитывать широкую профильность профориентации, т. е. изучение определенной отрасли труда, а не конкретной профессии.
4. Профконсультация. Осуществляется психологами, врачами, педагогами МичГАУ и специалистами АПК с целью формирования профессионального намерения. Профессиональные консультации осуществляются на основе анализа результатов профдиагностики и социального заказа общества.
5. Профпроба — это этап становления профессионального сознания учащихся посредством испытания себя в конкретной деятельности специалиста АПК. Реально данный процесс осуществляется
- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2'2008 -
на практических занятиях в МичГАУ или во время экскурсий на производство. Например, на занятиях по химии часто используются профессионально-ориентируемые задания с элементами профессиональной деятельности специалистов АПК: качественный или количественный анализ состава почв, удобрений, биологических объектов, расчет влажности или питательности и т. д.. Специальные кафедры проводят с учащимися практические занятия в учебных хозяйствах по темам: «Биологические основы обрезки», «Технология зимней прививки», «Технология обрезки», «Технология зеленого черенка», «Декоративное садоводство» и т. д.
6. Профвоспитание — это формирование и развитие качеств личности (общепрофессиональных и специальных), необходимых для успешной профессиональной деятельности. Задачами профессионального воспитания сельских школьников в системе «школа — аграрный университет» являются:
• формирование у учащихся агроэконоосферной культуры. Агроэконоосферная культура — это динамичная, открытая система общечеловеческих ценностей, направленных на устойчивое развитие и обеспечение безопасности цивилизации и биосферы в целом и реализуемая в процессе профессиональной деятельности специалиста АПК;
• формирование потенциального призвания, убежденность в правильности профессионального выбора и положительное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности специалиста АПК;
• формирование чувства сопричастности к проф-ориентационному процессу и позиции «Университет — мой дом и моя семья». Реализуется профвоспитание созданием оптимальной профориентируемой среды.
7. Профотбор осуществляется по результатам проводимых в университете творческих олимпиад, конкурсов, семинаров, конференций и т. д.
8. Профадаптация (как системно-синергети-ческий эффект действия интеграционной системы профориентации «Сельская школа — аграрный университет») осуществляется достижением соответствия возможностей, уровня готовности сельских школьников к профессиональному самоопределению, требованиям образовательной системы Мич-ГАУ и будущей профессиональной деятельности.
9. Оценка эффективности деятельности интегрированной системы профориентации в МичГАУ осуществляется по следующим критериям:
• наличие устойчивых профессиональных интересов у учащихся;
• активность сельских школьников в реализации профессиональных намерений и стремлений;
• общий уровень готовности к профессиональному самоопределению сельских школьников.
- 97
Результаты деятельности интегрированной профориентационной системы в условиях Мичуринского аграрного учебно-научно-производственного комплекса в рамках деятельности интегрированной профориентационной системы позволяют констатировать повышение обозначенных показателей у сельских школьников:
• наличие устойчивых профессиональных интересов на 30 %;
• активность в реализации профессиональных намерений и стремлений на 20 %;
• общий уровень готовности к самоопределению на профессии АПК на 50 0% .
Выводы
1. Кризисное состояние агропромышленного комплекса и аграрного образования на современном этапе, специфические условия сельской жизни и формирования личности сельских школьников актуализируют проблему интеграции образовательных учреждений, научных организаций и предприятий АПК в единое образовательное пространство региона и создании на этой основе многоаспектной, целостной системы научно-практической деятельности общественных инсти-
тутов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессий АПК и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в высококвалифицированных кадрах АПК.
2. Интегрированная профориентационная деятельность в условиях аграрных учебно-научно-производственных комплексов позволяет создать единый механизм поэтапного формирования у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению на профессии АПК и профессиональной сельскохозяйственной культуры.
3. Концепция интегрированной профориента-ционной системы базируется на научных подходах: компетентностном, реализуемом по отношению к содержанию профориентационной деятельности, системном и личностно-деятельностном — к организации профориентационного процесса.
4. Целевая составляющая интегрированной профориентационной системы — формирование ноосферной личности.
УДК 378
М.П. Макарова, ст. преподаватель
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», г. Кинель
формирование общепрофессиональной компетентности студентов в процессе инженерной подготовки в сельскохозяйственном вузе
Экономический рост зависит от факторов технического прогресса, повышения качества научно-технических знаний и их реализации в процессе деятельности инженера. В связи с дальнейшим развитием общества предъявляются новые требования к подготовке специалистов с высшим образованием. В аналитическом обзоре «Реформы образования» отмечается, что «...в условиях глобализации мировой экономики смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений» [1].
Профессиональная подготовка будущих инженеров в современных условиях становится предметом научно-педагогического исследования многих ученых, что обусловлено повышением требований к инженеру как специалисту в условиях кардинальных изменений в обществе. В.М. Жураковский, В.М. Приходько, В.Н. Луканин в работе «Высшее
98 -
техническое образование в России» [2, с. 53] указали требования к инженеру XXI века, которые включают в себя следующие позиции: профессиональная компетентность, инициативность, инженерное мышление и т. п.
Таким образом, инженер в современных условиях должен быть специалистом широкого профиля, который имеет фундаментальное образование по общепрофессиональным дисциплинам. Это дает возможность самообразования, а также определяет смену стереотипа поведения в соответствии с социальным заказом.
В решение проблемы общеинженерной подготовки внесли вклад И.Ю. Аникин, К.К. Гомо-юнов, М.М. Зиновкина, А.А. Кузнецов, В.С. Леднев, Ю.Н. Семин, П.А. Силайчев, В.А. Скакун, Б.А. Соколов, Н.В. Соснин, Г.Н. Стайнов, В.В. Шапкин и др. Исследователи отмечают, что общеинженерная (об-
-Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2'2008-