Научная статья на тему 'Профориентационная система в аграрном учебно-научно-производственном комплексе'

Профориентационная система в аграрном учебно-научно-производственном комплексе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
909
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симбирских Е. С., Митрофанова А. Н.

Отмечен резкий спад интереса выпускников к аграрным профессиям. Анализируются причина уменьшения конкурса в аграрных вузах и предлагаются пути решения проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симбирских Е. С., Митрофанова А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional orientation system in an agrarian study-research-and-production complex

The authors highlight rapid lowering of graduates' interest to agrarian professions. This states the need for the analysis of the reasons for reduction of competition in agrarian high schools. In conclusion, possible solutions to the problem are offered.

Текст научной работы на тему «Профориентационная система в аграрном учебно-научно-производственном комплексе»

УДК 378

Е.С. Симбирских, канд. с.-х. наук, доцент А.Н. Митрофанова, аспирантка

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мичуринский государственный аграрный университет»

профориентационная система в аграрном учебно-научно-производственном комплексе

Проблема профессиональной ориентации сельской молодежи в аграрные вузы обусловлена рядом факторов, определяющих особенности современного состояния аграрного сектора и аграрного образования, специфику формирования личности в условиях сельской среды. Основными из них являются следующие:

• глубокий системный кризис, в котором оказался аграрный сектор в результате перехода на рыночные условия хозяйствования и как следствие непрестижность с.-х. профессий;

• разрушение социальной инфраструктуры села, повлекшее неблагоприятные демографические процессы и усиливающуюся миграцию в город;

• специфика сельскохозяйственного труда, основным объектом которого является природа и как следствие его сезонность, зависимость от погодных условий;

• низкая (в среднем) заработная плата работников АПК;

• сложное социально-экономическое положение сельских общеобразовательных учреждений и традиционная система обучения в них, ограничивающие образовательные возможности сельских школьников;

• слабая довузовская подготовка сельской молодежи и как следствие — сложности в их учебной адаптации к образовательной программе высших учебных заведений;

• определяющее влияние окружающей среды на развитие личности вследствие высокой степени социальной контактности в сельской местности.

Сельские школьники особенно подвержены влиянию региональной культуры и знают все тяготы и трудности села. Вполне понятно нежелание школьников идти по стопам своих родителей.

Это привело к обвальному падению интереса молодежи к профессиям всех сфер АПК. Налицо возникшее противоречие между обеспечением системы АПК высококвалифицированными кадрами и фактическим отсутствием системы профориентации на селе. Таким образом, выявляется проблема поиска новых подходов к организации профориен-тационной работы в системе «сельская школа — аграрный вуз». Ее цель — максимальное согласование

- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2'2008 -

профессиональных интересов учащихся, основанных на учете индивидуальных особенностей личности с потребностями аграрных вузов и агропромышленного комплекса в целом.

Решение обозначенной проблемы авторы видят в интеграции образовательных учреждений, научных организаций и предприятий АПК в единое образовательное пространство региона и создании на этой основе многоаспектной, целостной системы научно-практической деятельности общественных институтов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессий АПК и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в высококвалифицированных кадрах АПК.

С этой целью авторы провели научное исследование на базе Мичуринского государственного аграрного университета в рамках деятельности аграрного учебно-научно-производственного комплекса г. Мичуринск-наукоград РФ в сфере сельского хозяйства. В состав комплекса входят производственные, образовательные и научно-исследовательские учреждения города и Мичуринского района — заводы, учхозы, сельскохозяйственные производственные кооперативы, вузы, институты повышения квалификаций, НИИ, испытательные станции, колледжи, школы и др. Все подструктуры объединены единой целью — обеспечение возможности непрерывного аграрного образования. Цель реализуется решением комплекса задач, обеспечивающих профессиональные самоопределение, становление и самореализацию личности на разных возрастных этапах. Единство цели обеспечивает наличие системно-синергетических связей между компонентами комплекса: организационно-функциональных, логико-содержательных и личностных. Авторы анализируют наличие данных связей в рамках системы «сельская школа — аграрный вуз» на примере совместной профориентационной деятельности Мичуринского ГАУ и Староюрьевской средней общеобразовательной школы.

Организационно-функциональные связи реализуются в результате координационной деятель- 95

ности профориентационной инфраструктуры университета и школы, включающей:

• научно-методическое обеспечение профориентационной работы;

• создание структуры управления профориентацией;

• организация системы профориентации и определение ее взаимодействия с руководством аграрного учебно-научно-производственного комплекса;

• создание и развитие соответствующей материально-технической базы. Логико-содержательные связи осуществляются

в форме профессионального просвещения учащихся; развития их интересов и склонностей, максимально приближенных к деятельности специалиста АПК; профессиональной консультации, профессионального подбора, социально-профессиональной адаптации, формирования у учащихся позиции «Университет — мой дом и моя семья».

Личностная составляющая рассматривает личность школьника в качестве субъекта развития профессионального самоопределения, проявляющееся в активной жизненной позиции: самовыражении, самосознании, самоактуализации и стремлении к саморазвитию.

Таким образом, все подсистемы профориентации в рамках «сельская школа — аграрный вуз» взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретают новые, интегрированные качества. Совместная профориентационная деятельность сельской школы и аграрного университета становится единым механизмом поэтапного формирования у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению на профессии АПК и профессиональной сельскохозяйственной культуры. При этом решаются следующие задачи:

• сформировать у учащихся отношение к университету как к родному дому, где все знакомо и близко сердцу;

• сформировать осознанное профнамерение и стремление на профессии АПК;

• подготовить учащихся к реализации сформированного профнамерения;

• облегчить адаптацию школьников к учебному процессу вуза, его технологиям обучения и содержанию образования;

• способствовать развитию профессионально важных личностных и психофизиологических качеств.

Очевидно, что основными функциями интегрированной системы профориентации являются диагностическая, обучающая (корректирующая и компенсирующая имеющийся уровень школьного образования в соответствии с требованиями университета и будущей профессиональной деятельно-

96 -Вестник ФГОУ ВПО

сти), воспитательная, формирующая, развивающая, адаптирующая.

Деятельность интегрированной профориента-ционной системы осуществляется по следующим этапам:

1. Разработка научно-методического обеспечения профориентационной работы научно-методическим центром довузовского образования в системе «сельская школа — аграрный вуз».

В МичГАУ активно работает факультет довузовской подготовки, объединяющий деятельность методистов, психологов, ученых-педагогов, учителей школ по совершенствованию и организации процесса профориентации. Разработана концепция интегрированной профориентацион-ной системы, базирующаяся на основе парадигматической систематизации и интеграции психологических, акмеологических, педагогических и организационно-управленческих подходов в соответствии с принципами: равнозначности, преодоления односторонности, взаимодополнения, взаимопроникновения, комплексирования, рациональности, иерархичности, унификации и взаимообогащения. Базовым при переходе от сельской школы к аграрному университету признаны подходы: компетентностный, реализуемый по отношению к содержанию профориентационной деятельности, системный и личностно-деятельностный — к организации профориентационного процесса. Компетентностный подход в данном случае понимается как «направленность образования на развитие личности обучающегося в результате формирования у него таких личностных качеств, как компетентность, средствами решения профессиональных и социальных задач в образовательном процессе»*. В качестве определяющей становление специалиста АПК авторы выделяют агроэко-ноосферную компетентность. Агроэконоосферная компетенция — межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для экобезопасной интенсификации агросферы. Таким образом, содержание, методы, формы и средства интегрированной профориентационной системы «сельская школа — аграрный вуз» должны быть нацелены на формирование ноосферной личности — человека, обладающего опережающим агро-эконоосферным мышлением и агроэконоосферным сознанием и реализующего свою деятельность в соответствии с концепциями социоприродной безопасности и устойчивого развития АПК. Результат формирования ноосферной личности выражается агроэконоосферным уровнем культуры у учащих-

* Зимняя, И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2006. — № 8.

МГАУ № 6/2'2008-

ся и его последующем развитием на этапе вузовского образования.

На уровне частно-научной методологии концепция опирается на педагогическую теорию активного и развивающего обучения.

В соответствии с агроэконоосферноориен-тируемой концепцией профориентации сельских школьников в научно-методическом центре Мич-ГАУ разработаны методические рекомендации, программы, обучающая и диагностическая литература.

2. Профессиональное просвещение.

Данный этап не имеет возрастных и временных ограничений. Он продолжается в течение всего процесса профессионального самоопределения учащегося и объединяет в единое профессионально-ориентированное сообщество следующие субъекты профориентационной деятельности: сельский школьник — педагогический коллектив (школы, вуза и т. д.) — студенческий коллектив МичГАУ — научные работники — работники АПК — ректорат, деканат и дирекции институтов — коллектив факультета общественных профессий — коллектив спортклуба — работники музея МичГАУ — работники СМИ — студенческий профком — социальное окружение учащегося — семья учащегося. Цель профессионального просвещения — формирование предметного сознания профессий АПК и процесса профессиональной подготовки в МичГАУ. Методы, формы и средства в данном случае разнообразны: от обычной беседы до совместной научно-исследовательской деятельности в творческих микрогруппах на базе университетских, научно-исследовательских лабораторий, на производстве, а также участие в художественной самодеятельности МичГАУ, творческих олимпиадах и спортивных мероприятиях, работа в профильных классах и др.

3. Развивающая профдиагностика. В результате профдиагностики, осуществляемой психолого-педагогической службой (психологами, социологами, преподавателями кафедры философии и педагогики МичГАУ, врачами), у сельских школьников формируется способность к анализу профессиональной деятельности специалиста АПК, выявляется профпригодность к конкретному виду деятельности. На данном этапе необходимо учитывать широкую профильность профориентации, т. е. изучение определенной отрасли труда, а не конкретной профессии.

4. Профконсультация. Осуществляется психологами, врачами, педагогами МичГАУ и специалистами АПК с целью формирования профессионального намерения. Профессиональные консультации осуществляются на основе анализа результатов профдиагностики и социального заказа общества.

5. Профпроба — это этап становления профессионального сознания учащихся посредством испытания себя в конкретной деятельности специалиста АПК. Реально данный процесс осуществляется

- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2'2008 -

на практических занятиях в МичГАУ или во время экскурсий на производство. Например, на занятиях по химии часто используются профессионально-ориентируемые задания с элементами профессиональной деятельности специалистов АПК: качественный или количественный анализ состава почв, удобрений, биологических объектов, расчет влажности или питательности и т. д.. Специальные кафедры проводят с учащимися практические занятия в учебных хозяйствах по темам: «Биологические основы обрезки», «Технология зимней прививки», «Технология обрезки», «Технология зеленого черенка», «Декоративное садоводство» и т. д.

6. Профвоспитание — это формирование и развитие качеств личности (общепрофессиональных и специальных), необходимых для успешной профессиональной деятельности. Задачами профессионального воспитания сельских школьников в системе «школа — аграрный университет» являются:

• формирование у учащихся агроэконоосферной культуры. Агроэконоосферная культура — это динамичная, открытая система общечеловеческих ценностей, направленных на устойчивое развитие и обеспечение безопасности цивилизации и биосферы в целом и реализуемая в процессе профессиональной деятельности специалиста АПК;

• формирование потенциального призвания, убежденность в правильности профессионального выбора и положительное отношение к себе как субъекту профессиональной деятельности специалиста АПК;

• формирование чувства сопричастности к проф-ориентационному процессу и позиции «Университет — мой дом и моя семья». Реализуется профвоспитание созданием оптимальной профориентируемой среды.

7. Профотбор осуществляется по результатам проводимых в университете творческих олимпиад, конкурсов, семинаров, конференций и т. д.

8. Профадаптация (как системно-синергети-ческий эффект действия интеграционной системы профориентации «Сельская школа — аграрный университет») осуществляется достижением соответствия возможностей, уровня готовности сельских школьников к профессиональному самоопределению, требованиям образовательной системы Мич-ГАУ и будущей профессиональной деятельности.

9. Оценка эффективности деятельности интегрированной системы профориентации в МичГАУ осуществляется по следующим критериям:

• наличие устойчивых профессиональных интересов у учащихся;

• активность сельских школьников в реализации профессиональных намерений и стремлений;

• общий уровень готовности к профессиональному самоопределению сельских школьников.

- 97

Результаты деятельности интегрированной профориентационной системы в условиях Мичуринского аграрного учебно-научно-производственного комплекса в рамках деятельности интегрированной профориентационной системы позволяют констатировать повышение обозначенных показателей у сельских школьников:

• наличие устойчивых профессиональных интересов на 30 %;

• активность в реализации профессиональных намерений и стремлений на 20 %;

• общий уровень готовности к самоопределению на профессии АПК на 50 0% .

Выводы

1. Кризисное состояние агропромышленного комплекса и аграрного образования на современном этапе, специфические условия сельской жизни и формирования личности сельских школьников актуализируют проблему интеграции образовательных учреждений, научных организаций и предприятий АПК в единое образовательное пространство региона и создании на этой основе многоаспектной, целостной системы научно-практической деятельности общественных инсти-

тутов, ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессий АПК и решающих комплекс социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в высококвалифицированных кадрах АПК.

2. Интегрированная профориентационная деятельность в условиях аграрных учебно-научно-производственных комплексов позволяет создать единый механизм поэтапного формирования у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению на профессии АПК и профессиональной сельскохозяйственной культуры.

3. Концепция интегрированной профориента-ционной системы базируется на научных подходах: компетентностном, реализуемом по отношению к содержанию профориентационной деятельности, системном и личностно-деятельностном — к организации профориентационного процесса.

4. Целевая составляющая интегрированной профориентационной системы — формирование ноосферной личности.

УДК 378

М.П. Макарова, ст. преподаватель

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарская государственная сельскохозяйственная академия», г. Кинель

формирование общепрофессиональной компетентности студентов в процессе инженерной подготовки в сельскохозяйственном вузе

Экономический рост зависит от факторов технического прогресса, повышения качества научно-технических знаний и их реализации в процессе деятельности инженера. В связи с дальнейшим развитием общества предъявляются новые требования к подготовке специалистов с высшим образованием. В аналитическом обзоре «Реформы образования» отмечается, что «...в условиях глобализации мировой экономики смещаются акценты с принципа адаптивности на принцип компетентности выпускников образовательных учреждений» [1].

Профессиональная подготовка будущих инженеров в современных условиях становится предметом научно-педагогического исследования многих ученых, что обусловлено повышением требований к инженеру как специалисту в условиях кардинальных изменений в обществе. В.М. Жураковский, В.М. Приходько, В.Н. Луканин в работе «Высшее

98 -

техническое образование в России» [2, с. 53] указали требования к инженеру XXI века, которые включают в себя следующие позиции: профессиональная компетентность, инициативность, инженерное мышление и т. п.

Таким образом, инженер в современных условиях должен быть специалистом широкого профиля, который имеет фундаментальное образование по общепрофессиональным дисциплинам. Это дает возможность самообразования, а также определяет смену стереотипа поведения в соответствии с социальным заказом.

В решение проблемы общеинженерной подготовки внесли вклад И.Ю. Аникин, К.К. Гомо-юнов, М.М. Зиновкина, А.А. Кузнецов, В.С. Леднев, Ю.Н. Семин, П.А. Силайчев, В.А. Скакун, Б.А. Соколов, Н.В. Соснин, Г.Н. Стайнов, В.В. Шапкин и др. Исследователи отмечают, что общеинженерная (об-

-Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 6/2'2008-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.