Научная статья на тему 'Формирование общекультурных компетенций у студентов сервисных специальностей (опыт преподавания предмета «Мировая культура и искусство»)'

Формирование общекультурных компетенций у студентов сервисных специальностей (опыт преподавания предмета «Мировая культура и искусство») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
374
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ КУЛЬТУРА / ИСТО РИЯ ИСКУССТВА / АРТЕФАКТЫ / ФУНКЦИИ ИСКУССТВА / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / WORLD CULTURE / ART / ARTIFACTS / FUNCTIONS OF ART / GENERAL CULTURAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кочеткова Ирина Степановна

Рассмотрены особенности преподавания предмета «мировая культура и искусство» сту дентам сервисных специальностей. Изложены некоторые примеры использования артефактов как содержательной части функций искусства для формирования общекультурных компетен ций студентов различных специализаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of general cultural competence among students of service specialities (experience in teaching the subject «World culture and art»)

The features of teaching the subject «World Culture and Art» to the students of service specialties are considered. The author presents some examples of the use of artifacts as a substantial part of the functions of art for the formation of common cultural competence among students of various specializations.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных компетенций у студентов сервисных специальностей (опыт преподавания предмета «Мировая культура и искусство»)»

определяется результативностью одного процесса — становления выбранных профессионально важных качеств курсантов вуза гражданской авиации.

1. Акопян О. В. Реализация педагогического содействия становлению готовности студентов младших курсов к научным исследованиям // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. — 2010. — № 12. — С. 79-85.

2. Артюхина А. И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен (на материале проектирования образовательной среды медицинского университета): автореф. дис. ... д-ра пед. наук:

13.00.08. — Волгоград, 2006. — 71 с.

3. Игнатова В. В., Барановская Л. А. Содействие как педагогическая стратегия // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 14. — С. 44-52.

4. Гандер Д. В. Профессиональная психопедагогика. — М.: «Воентехиздат», 2007. — 336 с.

5. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов. — 4-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2006. — 336 с.

6. Зуева Ф. А. Педагогическое содействие развитию профессионально значимых личностных ресурсов старшеклассников в системе профильного образования:

автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. — Челябинск, 2011. — 48 с.

7. Кемеров В. Е. Современный философский словарь. — Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж; Люксембург; Москва; Минск: ПАНПРИНТ, 1998. — 1064 с.

8. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М.: Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. — 448 с.

9. Митин С. Н. Управление педагогическими системами: психотерапевтический подход. — М.; Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2002. — 246 с.

10. Петухова А. В. Инженерно-графическая подготовка студентов в профессионально-ориентированной образовательной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук:

13.00.08. — Новосибирск, 2009. — 27 с.

11. Самыгин С. И. Педагогика и психология высшей школы. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.

12. Щуркова Н. Е. Педагогическая технология. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 224 с.

13. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М.: Смысл, 2001. — 365 с.

14. Boreham N. A. Theory of Collective Competence: Challenging The Neo-Liberal Individualisation of Performance at Work // British Journal of Educational Studies. — 2004. — Vol. 52, № 1. — P. 5-17.

15. Denovan A., Macaskill A. An interpretative phenomenological analysis of stress and coping in first year undergraduates // British Educational Research Journal. — 2013. — Vol. 39, № 6. — P. 1002-1024.

УДК / uDC 378:008 И. С. Кочеткова

I. Kochetkova

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНцИЙ

у студентов сервисных специальностей

(ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «МИРОВАЯ КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО»)

FORMATION OF GENERAL CuLTuRAL COMPETENCE AMONG STuDENTS Of SERVICE SPECIALITIES (EXPERIENCE IN TEACHING THE SuBJECT «wORLD CuLTuRE AND ART»)

Рассмотрены особенности преподавания предмета «мировая культура и искусство» студентам сервисных специальностей. Изложены некоторые примеры использования артефактов как содержательной части функций искусства для формирования общекультурных компетенций студентов различных специализаций.

The features of teaching the subject «World Culture and Art» to the students of service specialties are considered. The author presents some examples of the use of artifacts as a substantial part of the functions of art for the formation of common cultural competence among students of various specializations.

Ключевые слова: мировая культура, история искусства, артефакты, функции искусства, общекультурные компетенции.

Keywords: world culture, art, artifacts, functions of art, general cultural competence.

Учебный курс «Мировая культура и искусство» знакомит студентов первого курса сервисных специальностей с процессом культурной эволюции человечества и признанными шедеврами мирового искусства, что является важной составляющей в формировании интеллектуального багажа специалиста с высшим образованием.

Процесс изучения предмета включает усвоение теоретических знаний, что обеспечивается работой с учебной и научно-исследовательской литературой по предмету, а также получение конкретных аудио- и визуальных представлений об изучаемых артефактах, что предполагает обязательное знакомство студентов с репродукциями шедевров живописи, фотографиями памятников архитектуры, музыкальными записями, видеофрагментами, литературными текстами.

Итогом изучения предмета должно быть получение целостного представления о пространстве человеческой культуры и ее важнейшей части — искусстве, являющемся результатом индивидуально-неповторимого творческого процесса, основанного на принципе художественной интерпретации действительности.

Слушателями курса являются студенты сервисных специальностей различных профилей: «Социально-культурный сервис и туризм», «Туризм», «Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг», «Управление в жилищно-коммунальном хозяйстве», «Технология и организация развлечений».

Все направления ориентированы на работу с потребителями различного вида услуг Такие специалисты помимо узкопрофессиональных компетенций должны обладать знаниями в сфере культуры, быть толерантными, эрудированными, поскольку уровень предоставления сервисных услуг зависит, в том числе и от внутренней культуры специалиста.

Культура, будучи довольно широким понятием, включает материальную и духовную составляющие, что позволяет затронуть самые различные стороны культурного процесса. Главной задачей трансляции культуры является формирование у каждого воспринимающего субъекта некоторой картины мира, объединяющей все известные человеку образы, идеи, понятия в единый глобальный образ, имеющий как общие черты для данной общности людей, так и индивидуальные особенности. В формировании картины мира особая роль принадлежит искусству. В информационном аспекте любое произведение искусства служит для передачи информации — семантической, эстетической, прагматической, которую в наиболее общем виде определяют как отраженное многообразие [1].

Все стороны жизни находят отображение в искусстве и составляют его специальные области искусства, чему способствуют свой-

ства искусства или его функции. Уже на первой лекции внимание студентов обращается на некоторые качества искусства (функции) как деятельностные черты, свойства. Среди них выделяются аксиологическая, коммуникативная, просветительская, гедонистическая, воспитательная, познавательная, мифологическая, эстетическая, прогностическая, суггестивная, творческо-преобразовательная, компенсаторная функции.

Направленные на формирование личности аксиологическая и воспитательная функции расставляют морально-нравственные ориентиры.

Аксиологическая функция выражает общезначимые ценности средствами искусства. Пример реализации функции видим в картине Рембрандта «Возвращение блудного сына», где воплощены христианские ценности — вера в бога как хозяина дома-мира, возможность для каждого человека прийти к отцу небесному и получить прощение грехов при условии искреннего раскаяния. Но не только к верующим обращена картина: все люди — это родители и дети, а полотно Рембрандта излучает взаимную любовь. Н. Я. Мандельштам связала строчку из стихотворения О. Э. Мандельштама «Канцона» («малиновая ласка») с впечатлением, оставшимся у поэта от данной картины. «Добрые руки рембрандтовского старика возникают не как ассоциация, а как золотой фонд европейских. ценностей. На отце красная накидка. От нее исходит как бы красный свет на его руки и голову, на голову сына и все складки его одежды. Добрые руки отца, который радуется возвращению блудного сына: вот она и есть «малиновая ласка»« [2]. Картина утверждает, что самая бескорыстная и всепрощающая любовь — это родительская. Взаимная бескорыстная любовь как условие выживания человечества — так можно прочесть это послание художника всем нам. Универсальность библейских смыслов, общечеловеческие ценности, выраженные в них, открыты для любого, кто задумывается над вопросами бытия.

Развитие нравственно-эмоциональной сферы подразумевает усвоение представлений о ценностях, знание которых легче получить, находясь в поле искусства.

Воспитательная функция искусства — одна из важнейших. Общество через искусство обеспечивает социализацию, приобщение людей к формам и способам рекомендуемого, позитивного, нравственного поведения и решения жизненных проблем. Процесс социализации

представляет собой усвоение человеком нравственных ценностей, признанных обществом, и следование этим ценностям в своей практической деятельности и жизни.Студенческая аудитория является разрозненным коллективом индивидов со своим уровнем социализации у каждого. За время обучения процесс социализации продолжается, в том числе и в учебных аудиториях.

Искусство является довольно действенным средством процесса социализации человека, приобщения его к культуре своего народа, мировой культуре, формирования собственного видения окружающего мира. Способность искусства к воспитанию связывают с активизацией эмоционально-чувственного начала, с эмоциональным воздействием искусства на человека. Мировоззрение систематизирует представления о мире и человеке, вырабатываемые искусством. Например, в теме «Культура и искусство России XIX века» при знакомстве с примерами классицизма в скульптуре для нас становится главной информация не столько об отличительных чертах памятника Минину и Пожарскому П. Мартоса, а о патриотизме людей, возглавивших народное ополчение для освобождения Родины. Идею самопожертвования и героизма продолжает рассказ о творчестве композитора М. И. Глинки и прослушивание фрагмента хора из оперы «Иван Сусанин». Об этом важно говорить еще и потому, что 4 ноября воспринимается часто как дополнительные выходные, без какого-либо эмоционального сопереживания.

Просветительская функция выражается в распространении накопленного ценностного опыта, стандартов и способов жизни. Искусство знакомит с различными вариантами жизненного опыта.

Направление «Сервис в жилищно-коммунальном хозяйстве» предполагает знание культурной традиции в этой сфере. Развитие материальной культуры — свидетельство прогресса человечества. Античный мир предоставил первые образцы удобства проживания в городской среде, организации городского хозяйства, индивидуального и многоквартирного жилья. Устройство городского водопровода,канализа-ции — отличительные черты цивилизованного проживания. В нашем случае фраза императора Веспасиана «Pecunia non olet» (деньги не пахнут) — это не столько поговорка о сомнительном источнике дохода, как свидетельство организации мест общего пользования, равно как и существование Cloaca Maxima в Риме.

Дальнейшее совершенствование условий проживания — развитие городской инфраструктуры, создание всевозможных предметов быта, личной гигиены, появление тех атрибутов цивилизованного проживания, без которых немыслим современный комфорт. Понимание важности культуры быта проявляется в создании соответствующих музейных экспозиций, как, например, в музее истории Санкт-Петербурга, где демонстрируются предметы быта горожан, устройство квартир, средства жизнеобеспечения доходных домов на рубеже Х1Х-ХХ веков. Студенты кафедры сервисных технологий ВГУЭС имеют возможность познакомиться с экспозицией во время летней выездной практики.

Искусство может служить источником информации, познания мира. Хотя познавательная функция считается второстепенной и не претендует на полноту и объективность в отличие от научного способа познания мира, но на деле в образовательном процессе именно искусство объясняет, информирует, а подчас впервые знакомит молодежь с эстетическими, нравственными сторонами бытия либо с конкретными историческими событиями и персонами. Познавательная функция при изучении данного курса становится одной из важнейших. Картины «малых голландцев» Яна Вермеера («Уличка»), Питера де Хоха («Хозяйка и служанка») — иллюстрация скрупулезной аккуратности, стремления навести чистоту не только в своем домашнем мирке, но и в примыкающей городской среде.

Студентам специализации «Организация спортивно-оздоровительных услуг» необходимо знание культурной традиции в вопросах физической культуры. История культурного развития человечества знает различные, вплоть до противоположных, типы соматического сознания: от рассмотрения человека как целостности и утверждения единства тела и духа, до противопоставления телесного и духовного в человеке, утверждение их непримиримости; от абсолютизации духовного начала до ориентации на уничижение телесности.

Профиль «Социально-культурный сервис» со специализацией «Имиджмейкерские услуги» предполагает работу с образом. Представления о красоте существовали со времен ранних цивилизаций в Египте, Междуречье, Индии. Последующие эпохи добавляли, трансформировали представления в зависимости от типа соматического сознания и складывавшихся эстетических факторов.

Туризм как вид свободного времяпрепровождения появился в эпоху Нового времени. Так, Венеция уже в XVII в. была известным центром туризма. Гостей привлекали различные развлечения: карнавалы, пышные официальные церемонии, церковные праздники, регаты, театральные представления. По мнению современников, развлекательная культура «превосходила все пределы чудесного» [4]. Жанр городского пейзажа (ведута), возникший в это время, — отражение желания увезти с собой память о путешествиях; примерами являются картины художников Ф. Гварди, А. Каналетто. Они же иллюстрируют и пышные приемы послов в Венеции. Этой же тематике посвящен и цикл «Празднества дожей». Продолжением темы путешествий, в том числе свадебных, стали картины художников-романтиков XIX в. (К. Фридрих «Меловые скалы на острове Рюген»).

Студентам специализации «Технология и организация развлечений» полезна информация о традициях карнавальной культуры. Тема карнавала — сквозная, поскольку охватывает Античность, Средневековье, Новое время. Она трансформируется, добавляя к традиционным новые формы и усложняя содержание. Изучая эволюцию эстетики развлечений, студенты последовательно знакомятся с особенностями возникновения театра, средневековыми карнавалами, театром дель арте, аллегорическими представлениями XVIII в. в России.

Будущие специалисты в области ресторанно-гостиничного сервиса видят на полотнах художников гастрономические предпочтения различных эпох.

Особое значение при изучении курса принадлежит роли мифологической функции искусства, которая выступает как проявление мифологического сознания в различных вербальных или невербальных знаковых формах, таких как танец, жест, изображение, музыка. Иррациональное отражение реальности в образно-символической и эмоционально-ценностной формах является важнейшим способом и средством удовлетворения человеческих потребностей в освоении мира. Именно в рамках мифологического сознания и вместе с его развитием происходило становление основных ценностей культуры. Важно и то, что миф — это система метафор, когда образу придается значимость, когда мифологические образы представляют собой форму, в которой выражается восприятие окружающего [3].

Термин «архетипы» сейчас широко применяется для обозначения наиболее общих,

фундаментальных и общечеловеческих мифологических мотивов, изначальных схем представлений, лежащих в основе любых художественных, в том числе мифологических, структур.

В многообразии мифологических сюжетов и мотивов присутствует архетипическое ядро, метафорически выраженное этими сюжетами и мотивами (мифологемами).

Категории «миф», «архетип», «мифологема» в первую очередь необходимо усвоить студентам-имиджмейкерам. Архетипическое истолкование мифологемы матери в ее различных вариантах (богиня и ведьма, норны и мойры, Деметра, Кибела, богородица и т. п.) ведет к выявлению архетипа высшего женского существа, воплощающего психологическое ощущение смены поколений, преодоления власти времени, бессмертия. В этот ряд встраиваются и обе «Юдифи» Г Климта, и плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!», а также скульптура Е. В. Вучетича «Родина-мать» на Мамаевом кургане.

«Путь героя» — еще одна распространенная мифологема. Ее выразительное воплощение — работы Е. В. Вучетича «Воин-освободитель» в Трептов-парке; «Стоять насмерть» на Мамаевом кургане, а также герой прометеевского типа «Перекуем мечи на орала».

Художники, скульпторы, композиторы разных эпох и стилей отдавали должное древнегреческой мифологии. Из всего многообразия остановимся на двух примерах, неизменно привлекающих внимание студентов: это А. Канова «Поцелуй Амура» и Ф. Гойя «Сатурн, пожирающий своих детей» из серии «черной живописи». Поскольку областью реализации мифологического сознания является повседневность, всегда можно заострить комментарий при анализе произведений искусства в сторону социальных, моральных, политических либо иных сторон жизни отдельного человека и, таким образом, вовлечь аудиторию в переживаемую художником проблему. Скульптура представителя неоклассицизма Кановы «Поцелуй Амура» изящна, выразительна, но не только. Амур и Психея — олицетворение двух сторон любви — чувственной и одухотворенной.

Картина представителя испанского романтизма Ф. Гойи кажется студентам чудовищно жестокой, а поскольку это иллюстрация мифа, соответственно аудитория недоумевает по поводу причин такой бесчеловечности мифов. Именно на примере данного сюжета ярко проявляется основная характеристика мифа — символический характер выражения, олицетворение клю-

чевых категорий (архетипов), в данном случае категории времени. Сатурн в римской мифологии — греческий Кронос (Хронос) — порождает все живое, он же и уничтожает.

Особенность мифологического языка — эмоциональная заразительность. Использование мифологического принципа истолкования художественных текстов позволяет приобрести эффективное средство символического понимания мира в рамках художественной культуры. Так, работая с понятиями «диссидент», «нонконформист» в теме «Культура и искусство России ХХ века», в качестве иллюстрации можно использовать работу художни-ка-диссидента Ю. Соостера «Красное яйцо».

Перевод общественных смыслов (мифологем) в индивидуальные (мифемы), когда тот или иной мир (античный, буржуазный, коммунистический) пытается предстать частью вечной природы, виден в картине К. Ф. Юона «Новая планета».

Усвоенные индивидом общественные мифологемы из идеологии становятся теми установками, через которые он пропускает всю воспринимаемую информацию. Реализация данной функции приводит к появлению одной из важных категорий мифа — судьбе отдельного человека, как части общей истории страны. Возникая на эмоционально-деятельностной основе, миф создает яркие образы на базе коллективных ощущений, заряжая людей энтузиазмом общей деятельности, и предполагает полное самопожертвование отдельного человека и его растворенность в коллективе.

Тоталитарная культура активно продуцирует подобные мифологемы коллективного действия. Примером может быть творчество художников, скульпторов советского довоенного времени: А. Н. Самохвалова («На стадионе», «Советская физкультура»), А. А. Дейнеки («Бег»), В. Мухиной («Рабочий и колхозница»). Интересно, что такой эмоциональный посыл подчас находит отзыв у студентов. Так, на семинарском занятии по теме «Культура и искусство России в ХХ веке» студентка, рассказывая о творчестве А. Н. Са-мохвалова, особо остановилась на серии работ, посвященных коллективным занятиям спортом, спортивным праздникам, военизированным тренировкам молодежи. На вопрос о причине такого выбора последовал ответ вполне в русле мифологических конструктов о том, что в школе при изучении советского периода у нее сложилось впечатление мрачного безрадостного существования людей, живущих в постоянном страхе репрессий. «На картинах Самохвалова всег-

да светит солнце, радуются люди, они красивы, подтянуты, часто в руках держат яркие букеты; в одежде много белого цвета: на девушках белые юбки, белые носочки, на юношах белые брюки. Мне радостно смотреть на картины этого художника. Раньше я совсем по-другому представляла это время», — объяснила студентка. Перед нами пример столкновения двух мифологем — сложившейся ранее и вновь приобретенной. Такое происходит, когда отсутствует научная база познания — в данном случае дефицит исторического знания. Чтобы картинка советского периода не была такой монохромной, необходимо знакомить с творчеством как можно большего количества талантливых деятелей искусства того времени (О. Мандельштама, А. Ахматовой, М. Булгакова, Д. Шостаковича и др.). Для будущих имиджмейкеров важно усвоить, что «миф — вневременная составляющая, сохраняющаяся и в мышлении современного человека» [4]. А мифологические структуры образов и поведения могут воздействовать и на современное общество, причем можно использовать это и вполне сознательно, как используют, например средства массовой информации в персонажах сверхгероев комиксов [5].

Произведения искусства могут окрылять, заряжать оптимизмом, настраивать на философские раздумья, приводить к психологической рефлексии — все это свидетельство существования еще одной функции искусства — суггестивной. Суггестивная функция искусства ярко проявляется в современной социокультурной ситуации. Массовая культура, существующая в разнообразных формах поп-арта, собирает стадионы слушателей, выходит на улицы, принимая вид процессуального искусства, где предполагается вовлечение широкой аудитории и преображение зрителей в участников — все это может нести в себе как положительный, так и отрицательный эмоциональный заряд.

Коммуникативная функция служит приобщению индивидов к социуму, в котором искусство является полем коммуникации (общения) людей. Это одно из средств коммуникации людей, их общения друг с другом. Как средство общения искусство предполагает специальный язык — «язык образов». По сути, это мышление с помощью художественных образов.

Творцы произведений искусства разговаривают с нами при помощи созданных ими текстов — живописи, скульптуры, архитектуры, музыки, танца, кинофильмов, театральных постановок. Главные темы: любовь — ненависть,

дружба — предательство, благородство — подлость, долг — эгоизм и далее перечень можно продолжать. Искусство выстраивает бинарные оппозиции и предлагает человеку возможность принять позицию автора или сформулировать для себя другое.

Студенческая аудитория с энтузиазмом включается в процесс «дешифровки» текстов, но когда очередь доходит до работ ХХ в., происходит явная заминка, поскольку оказывается, что настала эра насмешек автора над традиционными представлениями об искусстве и о самом себе. Многие представители современного искусства в лице дадаистов, сюрреалистов, концептуалистов, постмодернистов считают своей задачей вызвать возмущение аудитории, заставить ее чувствовать себя неуверенно, выбить из-под ног привычные представления о порядке вещей и этике допустимого.

Так, если «Мона Лиза с усами» М. Дюшана и его ready-made еще поддаются довольно понятной трактовке, то концептуальное искусство П. Мандзони «Дерьмо художника» действительно повергает в шок даже молодежную аудиторию, хотя в целом студентам импонирует мейнстрим современного искусства, выраженный лозунгом «Долой авторитеты!». Становится ясно — наступила пора выяснения, что может считаться искусством. Исследователи культурных процессов ХХ — начала XXI века говорят о выпадании в сферу неискусства таких направлений, как «хэппенинг», «перфоманс». Взамен появился новый термин — «жестуальность» [6].

В целом современные формы искусства / неискусства настраивают людей на коммуникацию, включая в свою орбиту в качестве соавторов широкий круг участников. Многие акции, в которых задействованы тысячи людей, далеких в своей обычной жизни от искусства (например, работы фотохудожника-акциони-ста С. Туника), кажутся реализацией высказывания художника-постмодерниста Энди Уорхола, утверждавшего, что каждый человек имеет право на 15 минут славы.

При изучении функций искусства обращалось внимание на профессиональную значимость отдельных функций для каждой из будущих профессий. В ходе изучения курса студентам был задан вопрос «Какая функция искусства, по Вашему мнению, наиболее важна и прежде всего именно для Вас?». Цель этого задания — выяснить, понимают ли учащиеся, что каждый вузовский предмет нужно рассматривать с точки зрения извлечения максимальной полезности для своей будущей

профессиональной деятельности. Предполагалось получить разные ответы, например, для будущих имиджмейкеров важнейшей в таком случае является мифологическая функция, поскольку технология создания имиджа базируется на интерпретации категорий «миф», «архетип», «образ», «идеальный образ». Для будущих работников сферы туризма это познавательная функция, так как индустрия туризма использует такие качества человека, как любопытство, стремление увидеть другие города и страны, и то, что делает эти маршруты особенными, в том числе памятники культуры и искусства. Студенты, чья специализация «Технология и организация спортивно-оздоровительных услуг», в числе прочих функций искусства могут опираться на эффект суггестии — увлечения современного человека идеей создания красивого тела, подобного античным образцам. Будущие специалисты в области технологии и организации развлечений должны видеть пользу гедонистической функции искусства и постараться в будущем умело ее использовать. Специалисты сферы сервиса в управлении в жилищнокоммунальном хозяйстве — это те специалисты, чья деятельность будет преобразовывать обыденный мир, помогая людям повышать стандарты бытового проживания.

Ответы студентов показали иной результат: лишь 12 % из них отметили свою профессиональную заинтересованность в предмете; 55 % — поставили на первое место воспитательную функцию, так как, по мнению студентов, главное предназначение искусства — воспитание личности. Причем в некоторых ответах отсутствует оценка себя, респонденты подразумевают некоего абстрактного человека, изучение искусства для которого будет нести положительный воспитательный эффект. 17 % студентов считают важнейшей гедонистическую функцию, примерно столько же (16 %) поставили на первое место коммуникативное качество искусства.

Такой результат свидетельствует о том, что для большинства студентов-первокурсников важна проблема аккультурации и социализации, а процесс накопления профессиональных знаний откладывается до знакомства с узкоспециальными дисциплинами.

Полученные результаты позволяют увидеть и ряд положительных моментов: они свидетельствуют о стремлении первокурсников к личностному становлению, осознанию необходимости культурной грамотности для человека, получающего высшее образование. Для

многих студентов знакомство с произведениями искусства сопряжено с получением положительных эмоций — это залог того, что в человеке выработаются положительная установка и стремление чаще находиться в поле искусства. И наконец, понимание произведения как текста, приглашение автора к диалогу — это важнейший шаг к совершенствованию собственной душевной организации.

Подводя итог, можно констатировать, что курс «Мировая культура и искусство» выполняет важную образовательную миссию по формированию прежде всего общекультурных компетенций. Это предполагает развитие целостной системы научных знаний об окружающем мире, выработку способности ориентации в ценностях бытия, жизни, культуры; заклады-

вает предпосылки к постоянному культурному саморазвитию и самосовершенствованию; готовность к восприятию культуры других стран и народов.

1. Копцик В. А., Рыжов В. П., Петров В. М. Этюды по теории искусства: диалог естественных и гуманитарных наук. — М.: ОГИ, 2004. — 186 с.

2. Мандельштам Н. Я. Воспоминания: книга третья. — М.: Аграф, 2006. — 560 с.

3. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. — 3-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург: У-Фактория, 2008. — 896 с.

4. Топорков А. Л. Теория мифа в русской филологической науке XIX века. — М., 1997.- 405 с.

5. Элиаде М. Аспекты: пер. с фр. — 3-е изд. — М.: Парадигма, 2005. — 224 с.

6. Жидков В. С. О специфике искусства XXI века // Культура и искусство.- 2012.- № 3 (9).- С. 22-37.

УДК / uDC 378.147:004.94 М. Н. Горонескуль

M. Goroneskul

КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ПОДГОТОВКЕ

будущих специалистов по гражданской безопасности computer modeling in preparation of future specialists

IN CIVIL SAFETY

В статье рассмотрены факторы, определяющие необходимость овладения умениями компьютерного моделирования будущими специалистами по гражданской безопасности. Охарактеризован комплекс основных умений компьютерного моделирования, представленных интегрированно в виде четырех групп: умения формализации, информационные, технологические и исследовательские. Представлены содержательные этапы формирования умений компьютерного моделирования у будущих специалистов гражданской безопасности в процессе профессиональной подготовки.

The article describes the factors that determine the need for learning of computer modeling by future specialists in civil safety. A complex of basic computer modeling skills is characterized. These skills are presented as four groups: skills of formalization, informational, technological and research. Substantial steps of forming skills of computer modeling of future specialists in civil safety in the process of professional training are presented.

Ключевые слова: компьютерное моделирование, умения компьютерного моделирования, подготовка будущих специалистов по гражданской безопасности.

Keywords: computer modeling, computer modeling skills, preparation of future specialists in civil safety.

Компьютерное моделирование находит все большее применение в учебно-познавательной, исследовательской и профессиональной деятельности современного человека. Оно не имеет альтернатив как инструмент анализа многофакторных процессов, прогнозирования их развития, выявления возможной реакции на те или иные воздействия, что делает компьютерное моделирование незаменимым для выработки оптимальных стратегий принятия решений в ситуациях риска. Уверенное владение умениями компьютерного моделирования для многих категорий специалистов является существенным показателем их профессионально-квалификационной характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.