Научная статья на тему 'Архетип воды в индустрии туризма и отдыха'

Архетип воды в индустрии туризма и отдыха Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
912
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архетип воды в индустрии туризма и отдыха»

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (20). 2014.

87

УДК 379.85:551.463 ББК 65. 43

АРХЕТИП ВОДЫ В ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА И ОТДЫХА

Т.В.Скрипова

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

191023, Санкт-Петербург, Садовая улица, 21

Вода является одной из базовых мифологических структур, поэтому сам архетип воды изучен в разных контекстах. Символика водной стихии, ее глубинные смыслы рассмотрены в трудах С.С. Аверинцева, К. Леви-Стросса, Е.М. Мелетинского, М. Элиаде, В. Проппа, Э. Б. Тайлора, В.Н. Топорова и пр. Исследования, посвященные культу воды у разных этнических групп, в том числе связанные с жизненным циклом (рождение, инициация, свадьба, похороны), представлены у В.М. Ванюшева, М.Е Евсевьева, Г.А. Корнишиной, Б.А. Рыбакова и многих других. Архетип воды в русской словесности изучался В.В. Ивановым, Е.А.Козицкой, Е.Е. Коноваловой, А. М. Панченко, И. П. Смирновым и др. Сегодня появляются интересные исследования архетипов водной стихии в контексте медиакоммуникаций, в частности рекламного дискурса [1].

Одним из ключевых явлений современности стало активное развитие индустрии туризма и отдыха. Изучение роли, которую архетип воды играет в этой сфере, еще только начинается. Это не случайно. В РФ терминология и институционализация туризма находятся на этапе становления. Обозначим направления, имеющие отношения к данной статье. Несмотря на появление специализированных справочников, словарей [2], в научной среде нет единства по поводу определения экстремальных видов туризма и спорта [3]. Мало изучена специфика тематических отелей [4], разновидностью которых стали подводные отели. Перспективы развития предприятий сервиса, связанных с развлечениями и отдыхом, находятся в стадии активного изучения [5].

В культуре вода обладает множеством мифологических, сакральных смыслов. Это священная стихия, наделенная очистительными и защитными силами, являющаяся как средством исцеления, так и гибели, это источник опасности, инструмент колдовства. Символика воды в различных этнокультурных и религиозных мифологемах имеет свои доминанты. В даосской религиозно-философской концепции вода - символ женского начала Инь, олицетворяющая пассивное, страдательное ожидание. В космогонических мифах ацтеков - вода изначальный хаос, у египтян - рождение, воссоздание, рост. Согласно древнеиндийским представлениям, «в водах извечного Океана заключалось жизнедеятельное начало, порожденное силой жара и породившее все остальное» [6]. У буддистов она символизирует вечное течение материального мира, саму жизнь. В христианстве вода -

88 Теория и технологии сферы услуг

восстановление, обновление, крещение. В исламе - символ милосердия, «живая вода» знания, мудрости.

Водная стихия - одна из четырех основных мифологических структур, из которых состоит мир. В «Калевале» воздух - мать всему на свете. «Старший брат - вода, средний брат - огонь, младший брат воды - железо. Это соответствует индоарийскому разделению мира на основные стихии: воздух, воду, огонь и землю, в данном случае - железо» [7]. У древних индусов вода - связующее звено между тремя стихиями, образующими пары: вода-воздух, вода-земля, вода-огонь.

Характеристики воды амбивалентны, это колыбель всего живого и в то же время - разрушительная сила. Тяга к воде в сфере туризма и отдыха также порождена этой двойственностью. Обремененный стрессами современный человек стремится не только к пассивным видам туризма: пляжному, санаторно-курортному, круизному. Наибольшую актуальность приобретают те виды, которые имеют экстремальную окраску (дайвинг, рафтинг). Стремление «идти по лезвию ножа», дающее ощущение могущества, повышающее самооценку, проявляется, как попытка восстановить баланс сил, вернуть маскулинное начало культуре и вкус к жизни.

Понятие «архетип» нашло отражение в трудах М.М. Бахтина, Я.Я. Баховена, А.Х. Гольденберга, Ю.В. Доманского, А.И. Иваницкого, Н.С. Кавакиты, А.Ф. Лосева, В.А. Маркова, Я.В. Погребной, Г. Спенсера, К.Г. Юнга и пр. Архетипы - базовые модели, определяющие ценностные ориентиры индивидов и общества. «Возвращение к архетипам» в переломные, кризисные эпохи, чреватые утратой целостности, выступает как возвращение к норме, закону, человечности [8].

Д.Д. Хайруллина, исследуя бинарные оппозиции «Огонь» и «Вода» на основе мифологии и ассоциативной лингвистики, пришла к выводу, что оба природных явления, как концепты языка, демонстрируют сходство в логемах: 1) природная стихия; 2) испытание; 3) жизнь - смерть; 4) эмоционально-чувственный мир; 5) критика; 6) богатство [9]. Общие когнитивные признаки, дополняющие базовый слой архетипов, -«утилитарность», «амбивалентность», «опасность», «таинственность», «жизнь», «испытание», «комфорт», «свобода». Среди индивидуальных признаков концепта «Вода» исследователь называет «очищение», «покой», а также «женское», «мир, хаос», «одиночество, печаль». Некоторые из моделей образуют оппозиции: «Огонь и Вода как благодатные высшие силы» и «Огонь и Вода как источники опасности», «Вода как наивысшая ценность» и «Вода как доступная и малоценная субстанция» [10].

Туристская индустрия охватывает широкий круг предприятий сервиса, ориентированных на рекреацию, развлечение, познание, оздоровление. Одной из основополагающих характеристик современной культуры является зрелищность, жажда ярких впечатлений, сильных эмоций, ставшие залогом успеха реализации продуктов и услуг. Одна из работ, посвященная специфике ведения бизнеса в новых условиях, так и называется -«Экономика впечатлений» [11].

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (20). 2014. 89

Вода как «благостное» начало стойко ассоциируется у нас с круизами на морских и речных судах, катанием и прогулками на яхтах, демонстрируя такие смысловые признаки, как «богатство», «комфорт». Причем в отношении круизного туризма оба компонента - и вода, и развлечение -имеют одинаковый «вес». Современные круизные лайнеры называют плавучими развлекательными комплексами.

«Вода как "влага” вообще, как простейший род жидкости выступала эквивалентом всех жизненных "соков” человека» [12]. Поэтому в сознании разных народов в сказках, мифах, пословицах она представлена одинаково -это жидкость, напиток, природное лекарство, часть человеческого организма. В структуре сервиса она воспринимается как главный компонент оздоровительных и лечебных процедур, предоставляемых санаторнокурортными, спортивно-оздоровительными, торгово-развлекательными

комплексами, курортными отелями. Такие сервисные предприятия предлагают разнообразный спектр SPA-процедур, услуги саун, плавательных бассейнов, термальных и минеральных ванн, различные типы

бальнеологического лечения. Как в сказках, используя «живую» и «мертвую» воду, они возвращают своим клиентам жизненные силы, символизируя очищение и покой.

Разнообразен и тот сегмент индустрии туризма и отдыха, который реализует противоположную характеристику воды, связанную с испытанием, опасностью. Особенность любой стихии - непредсказуемость. Экстрим в спортивных видах отдыха и туризма ассоциируется у нас с пограничным состоянием «перехода» - преодоления себя. Экстремальные развлечения под водой различны по степени опасности и погружения, доступности, стоимости и требованиям к оснащению, а также к физической подготовке участника. Дайвинг [13] невозможен без специального дорогостоящего снаряжения, доступен для физически полноценных людей, круглогодичен - в южных широтах. Зрелищная суть дайвинга - наблюдение подводного мира. Интерес дайверов распространяется не только на мир фауны и флоры, но и на подводные артефакты: затопленные города, затонувшие корабли, подводные парки современной скульптуры.

Так, в 2006 году на дне Карибского моря недалеко от Гренады, создан The Underwater Sculpture Park. После урагана, который нарушил естественную экосистему, скульптуры стали искусственными рифами -основой для крепления моллюсков-фильтрантов. В 2001 году принята Международная конвенция «Об охране подводного культурного наследия». В настоящее время в мире насчитывается 2 подводных музея, 29 наземных тематических музеев и 128 подводных парков, представляющих историческую и археологическую ценность.

Альтернатива дайвинга - сноркинг [14]. Он менее рискован, имеет сниженный возрастной ценз, не требует значительных материальных затрат, ограничен в возможностях изучения подводного мира. Оба вида спортивного отдыха демонстрируют такую смысловую характеристику архетипа «вода»,

90

Теория и технологии сферы услуг

как «таинственность», их отличает тяга к преодолению границы двух миров: морского и сухопутного.

Такие спортивные развлечения, как водные лыжи, сёрфинг [15], виндсёрфинг [16], в своей основе имеют скольжение по воде. Их главная характеристика - зрелищность для окружающих, а не для самих участников, как в дайвинге. Эти виды объединяют скорость, дух соревнования. При этом они реализуют такой когнитивный признак воды как «свобода». Демонстрируя характерную для современной культуры эклектичность, многие развлечения такого рода формируются на стыке различных видов спорта. Например, вейкбординг [17] определяют как «комбинацию водных лыж, сноуборда, скейта, сёрфинга» [18], а также как экстремальный вид спорта, «сочетающий в себе элементы воднолыжного слалома, акробатику и прыжки» [19]. Исследователи туристики и авторы блогов, посвященных экстремальному отдыху [20], отмечают, что, подобно сноуборду в горных лыжах, вейкбординг совершил революцию в водном спорте. Благодаря появлению новых типов материалов и активному внедрению их в производство товаров для массового потребления в последние 20-30 лет революция происходит во многих видах спортивных развлечений. Сегодня популярность вейкбординга переросла рамки небольшой группы энтузиастов, и он превратился в динамично развивающийся вид спорта. Отличительные черты его философии - бесстрашие, сила, готовность пробовать новое, преклонение перед мощью водной стихии и вера в то, что даже ее можно приручить.

Амбивалентность пронизывает как отдельные виды водных спортивных развлечений, так и характеристики подвидов, которые при поверхностном рассмотрении имеют четкую принадлежность к одному из начал водной стихии, но на поверку оказываются «оборотнями». Несмотря на кажущуюся активность, экстремальность, они причисляются знатоками к пассивным видам. Таковы водные развлечения, связанные с разнообразными весельными видами спорта: от классической гребли до каякинга.

В отличие от каяка, изобретенного эскимосами для повседневного передвижения, сегодня это плавсредство изготавливают из синтетических материалов: полиэтилена, стекловолокна, из углеродных (карбон) или арамидных (кевлар) волокон. Новые материалы привели к демократизации каякинга, его распространению в туризме, появлению направлений каякинга, отвечающих рекреационным, развлекательным, спортивным целям.

Рекреационный каякинг [21] - это прогулки и путешествия по «гладкой» воде - озерам, равнинным рекам, морским заливам на быстроходных и устойчивых на курсе каяках. Суть этого водного развлечения - зрелище величественных пейзажей, физическое удовольствие от пребывания на свежем воздухе и мускульное - от активного участия в процессе передвижения - путешествии. Однако специалисты каякинга считают, что этот подвид характеризуется пассивностью гребца. Его главный признак - сочетание силы и созерцательности. «Истинным» же, соответствующим идее опасности (экстриму) считается каякинг на бурной

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (20). 2014.

91

воде [22]. Примечательна характеристика этого вида самими участниками: «Способы получения удовольствия от общения с бурной водой (именно удовольствия, в каякинге обычно не используют понятий "покорение”, "подвиг” и тому подобных) могут быть различны» [23], но сконцентрированы они вокруг препятствий в водном потоке. Увлечение различными видами водного спорта в нашей стране возникло еще в советскую эпоху. Но на смену героической эпохе покорения и сверхусилий, каковыми характеризовалась идеология СССР, пришла гедонистическая эпоха общества потребления и производства товаров, услуг и .. .впечатлений. Поэтому сменилась и сама парадигма водного спорта.

Разновидность каякинга на бурной воде - родео [24] - характеризуется виртуозной техникой и элементом игры, его отличает выполнение различных трюков (фигур) за счет особенностей рельефа реки.

Еще одна разновидность - сплав - предполагает прохождение технически сложных участков рек и делится на три вида. Экспедиционный сплав - многодневное автономное путешествие, часто в удаленном или ненаселенном районе. Все необходимое снаряжение перевозится в каяках. Прохождение сверхсложных препятствий в экспедиционном режиме -серьезный риск, так как возможность страховки и медицинской помощи при неудаче минимальны. Раньше сплав осуществлялся в исследовательских целях или по необходимости, впервые многие реки были пройдены именно таким образом. В настоящее время более популярен другой подвид -экстремальный сплав, его цель - слава и адреналин. Сплав ориентирован на прохождение сверхсложных препятствий в пределах досягаемости транспортной сети. Он производится на пустых каяках при наличии береговой группы поддержки, обеспечивающей страховку и съемку. Как замечают сами каякеры, сегодня «мало кто станет убиваться в отсутствие съемочной группы и представителей книги рекордов Гиннеса» [25]. Есть еще игровой сплав [26] - по относительно несложному участку реки в режиме фристайла. Цель - получение удовольствия от выполнения разнообразных фигур на настоящей реке, меняющейся за каждым поворотом.

Помимо обозначенных, отдельно стоят те виды, которые принадлежат к олимпийским и обычным видам спорта: гребной слалом, гребля на байдарках и каноэ, скоростной спуск.

Темы «игры», «трюков», «бытовой славы» представляют развлекательную сторону каякинга. Его экстремальный компонент (опасность) характеризует специфику психофизического состояния современного человека: привычку к стрессу, потребность в адреналине. При этом все они демонстрируют связь с ранее перечисленными смысловыми признаками воды, подчеркивая ее утилитарность, доступность.

Так как среди лексем, вербализующих концепт «Вода», наиболее активными в идиоматике оказываются тематические группы «Водоемы» и «Агрегатные состояния воды» [27], считаем возможным рассмотреть еще один вид отдыха и развлечений «на воде» / «по воде», при котором вода имеет уже иную структуру [28]. Это катание на катке. В средневековой

92

Теория и технологии сферы услуг

мифологической поэтике лед - символ адской нелюбви. У Данте Алигьери в «Божественной комедии» в лед озера Коцит вмерзли самые страшные грешники - предатели божественного в человеке (Брут и Кассий) и предатель Богочеловека (Иуда). С течением времени символика «льда» расширяется, в XX веке появляется множество научных исследований о химической природе, особенностях структуры льда и пр. В авторской мифологии нашего современника, латиноамериканского писателя Г.Г. Маркеса, образ льда — «символизирует чудо, воплощает все представления об удивительном, необычном» [29].

Так же, как и каноэ, коньки изобретены как средство передвижения еще в эпоху неолита. Русскоязычное название коньков возникло благодаря украшению их изображением конской головы. С эпохи Средневековья коньки были распространенной народной забавой. В разряд спорта коньки перешли вместе с появлением в Великобритании, в середине XVIII века, первого конькобежного клуба. В России черты соревновательности катание на коньках приобретает в эпоху Петра I. Здесь реализуются такие признаки воды / льда, как «испытание», «свобода». В разряд модных развлечений коньки переходят в XIX веке. В Петербурге 1860-х годов катание на коньках характеризует зимний досуг представителей дворянства. В то время «каток Таврического сада был самым популярным у „золотой молодежи—... Появление нового для аристократии увлечения связывали с цесаревичем Николаем Александровичем и его младшими братьями.» [30]. По приказу их отца, Александра II, в качестве зимнего развлечения для них устроили каток в охраняемом Таврическом саду. Каток стал местом неформального общения великих князей с их ровесниками. В середине XX столетия в России фигурное катание - символ спортивных и творческих достижений советского народа, а каток - романтическое место признаний в любви, доступная демократическая забава, распространенная не только среди молодежи, хотя, конечно, присущая ей в первую очередь. Сегодня, на рубеже XX-XXI веков приоритеты меняются. «Мир чудесного», воплощенный в застывшей стихии воды, стал визитной карточкой многочисленных «пассивных» развлечений: цирковых ледовых шоу, балета на льду, фрагментов зрелищных программ.

Одновременно двойственность воды как метафоры опасности и как животворящей силы присутствует в таком виде развлечения, как аквапарк. В учебных и научных изданиях аквапарк определяется как сервисный объект, включающий специальные зоны для предоставления спортивных, оздоровительных, развлекательных услуг [31]. Экстремальность, связанная с риском, есть почти во всех типах водных горок. Второй аспект реализован благодаря ваннам с термальной водой, бассейнам и пр. «спокойным» видам водных развлечений. Развитие темы «смерть - рождение» наглядно реализовано в «Черной дыре» - одной из горок аквапарка «Серена» («Serena», г. Эспоо, Финляндия). Это скоростная, закрытая труба, по которой желающий прокатиться скользит очень быстро, внутри темно, лишь звездочки мелькают [32]. Тьма - смерть, страх, безысходность. «Вылет» из трубы - рождение. И в промежутке - звезды как напоминание о месте

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (20). 2014.

93

обитания души в межзвездном пространстве в перерывах перед переселением в тело. Это испытание, рассматриваемое в данном случае как символическая смерть, есть возврат к истоку, демонстрирующий связь смерти и вечности.

Зрелищный и познавательный компоненты, связанные не столько с водой, сколько с ее обитателями, представлены в индустрии туризма и отдыха благодаря дельфинариям, океанариумам, морским тематическим паркам. Дельфинарий - «комплекс бассейнов с морской водой, предназначенный для содержания крупных морских млекопитающих, в целях их изучения, дрессировки и показа посетителям» [33]. Иногда дельфинарии входят в состав более крупных научно-просветительных учреждений -океанариумов, классифицируемых также как гидробиологические морские музеи [34]. Океанариум — комплекс аквариальных камер и бассейнов большого объема с морской водой, в которых содержатся морские животные и рыбы; сочетает научные, просветительные, развлекательные цели. В качестве ключевого архитектурного элемента современного океанариума специалисты в области строительства называют прозрачный акриловый туннель [35], дающий посетителям возможность получить впечатления, ранее доступные только дайверам: наблюдать за жизнью обитателей аквариума изнутри. Грань между естественнонаучными музеями и культурно-просветительными и развлекательными учреждениями все больше стирается из-за заимствования музеями ранее не свойственных им методов работы. Интерактивные экскурсии, тематические шоу-программы, мастерклассы, квесты становятся неотъемлемой частью работы современных музеев [36]. За рубежом интерес к миру подводных обитателей сегодня утоляет такой тип сервисного предприятия, как морской тематический парк. Это искусственно созданный познавательно-развлекательный парк, все структуры которого объединены одной общей темой [37] - воды, моря. Современные морские тематические парки существуют обособленно или являются частью комплексных, многоуровневых предприятий, обладающих развитой инфраструктурой, обеспечивающей разнообразный набор услуг (рестораны, кафе, магазины, гостиницы, парковки). Крупнейший парк морских животных в Европе - «Пространство Маринленд» в Ницце. Он включает аквапарк, парк аттракционов «Ферму Дикого Запада», парк для игры в мини-гольф, созданный по мотивам произведений Жюль Верна. В самом «Маринленде» расположены аквариумы и бассейны с морскими обитателями, тропическая галерея, где воссоздана среда обитания коралловых рифов, туннель акул, музей моделей кораблей, навигационных приборов. Среди услуг морского парка не только развлекательные шоу с морскими животными, но и погружение в прозрачной клетке в огромный аквариум, где обитают серые и рифовые акулы, барракуды и тропические рыбы, а также сенсорный бассейн для общения с дельфинами [38].

Идея морского тематического парка, совмещающего разные виды сервиса, демонстрирует связь с многогранным осмыслением водной стихии. Образ моря в мировой мифологии воплощен как хранитель тайн (даров вечности) и человеческой разумности [39]. Стремление к освоению и

94

Теория и технологии сферы услуг

узнаванию морских глубин оправданы «сотрудничеством» морских божеств с героями в устройстве Земли. В отличие от хтонических, морские божества не противостоят, а помогают людям. Так, согласно картине мира, отраженной в угро-финском эпосе «Калевала» [40], сын хозяина моря Ахто и его жены Велламо помог Вяйняйменену в полевых работах, вынес из моря огонь. Но стихия воды амбивалентна: море может не только помогать, но и карать. Тогда Турсос принимает вид морского чудовища. В подчинении морских божеств, кроме природных обитателей моря, в том числе, надводных (чайки), находятся мифические (русалки) и «пограничные» существа (утопленницы), указывая на водную стихию как границу двух миров, в том числе границу между миром живых и тайной мира мертвых. Тяга к разгадке этой тайны реализована многочисленными подводными экспедициями, развитием дайвинга и, в наиболее безопасном варианте, -созданием океанариумов, морских тематических парков. Создание дельфинариев, центров дельфинотерапии и пр. также обращает нас к глубинным пластам человеческого подсознания. Образ рыбы-спасительницы - дельфина - встречается в греческой мифологии как символ помощи и сочувствия (он помогает Посейдону найти Амфитриту).

Курортные отели составляют целый сегмент гостиничной индустрии, цементирующий воедино различные виды туризма, связанные с отдыхом, спортом, развлечениями, обусловленными стихией воды. Помимо их основной функции: отдыха на море - в списке услуг отеля аренда спортивного снаряжения для дайвинга, организация экстремального отдыха (рафтинг). Промежуточными между экстремальными видами спортивных развлечений и активным, но не опасным отдыхом являются яхтинг, рыбалка. Среди дополнительных услуг отелей оздоровительные - в SPA-салонах, развлекательные - в бассейнах с искусственными волнами. Через организацию экскурсий в океанариумы, в дельфинарии в структуре дополнительных услуг реализуются познавательные запросы туристов. Частью развлекательных экскурсионных программ являются вечерние прогулки на теплоходах, включающие шоу и ужин.

Особую группу среди курортных отелей составляют подводные отели, имеющие свою культурно-философскую специфику и связь с конкретными видами туризма (пляжным, экстремальным, vip), определяющими их содержательную нишу в современной культуре. «Водные глубины - это символ неизведанного, граница между своим и чужим пространством» [41]. О преодолении этой границы человечество мечтало веками. Это произошло благодаря развитию технических средств передвижения под водой -батискафов, подводных лодок - и новациям в области строительных материалов, позволяющих создавать подводные дома - отели.

Подводный отель наиболее полно отражает различные аспекты мифологемы «вода». Отель для дайверов «Подводный домик Жюля» отражает такие смысловые логемы воды, как «испытание», «опасность», «жизнь - смерть». Vip-отель Poseidon Undersea Resort демонстрирует связь с лексемами «богатство», «комфорт», «покой», «таинственность» и в то же

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (20). 2014.

95

время «печаль, одиночество». Возможность в безопасности наблюдать за подводным миром не дает ощущения слияния с водной стихией. Здесь человек - пассивный зритель, чуждый миру его обитателей. Акриловое стекло, используемое в подводном отеле качестве конструкции свода и позволяющее любоваться морской фауной и флорой, - словно иллюстрация к рассуждениям Ж. Бодрийяра. «"Стеклянные дома” вовсе не открыты во внешнее пространство - напротив, сам внешний мир (природа, пейзаж) благодаря стеклу и его абстрактности просвечивает в интимно-частном пространстве дома, "вольно играя” в нем как элемент "среды”. Весь мир вводится в рамки домашнего мирка как зрелище» [42]. «Символика замороженности, то есть абстракции» [43], присущая стеклу, позволяет провести параллель со льдом, где лед - природный, а стекло - искусственный материал, но обладающий некоторыми свойствами присущими натуральному веществу (например, прозрачностью и отстраненностью льда, свойством преграды). И лед, и стекло - застывшая жидкость. Их появление - природное и рукотворное чудо.

В различных мифологиях прослеживается не только демиургическая, но и разрушительная природа воды, связанная с умерщвляющей потенцией преисподней, олицетворяемой хтоническими существами, порожденными землей («змей глубин» в ведийской мифологии и пр.) [44]. Однако логема хаоса, хтонический характер воды в современной культуре в основном задействована в фильмах-катастрофах, активизируется в период стихийных бедствий и пр., и мало реализована в сфере туризма, отдыха. В основном она заменена логемой «испытания», носящего в том числе бытовой, повседневный характер. Свидетельство тому - пафос многих голливудских комедий...

Подводные отели - мощный аттрактор современного массового туризма [45]. Принадлежность подводных отелей к индустрии развлечений связана с тем, что они удовлетворяют трем основным требованиям этой индустрии. Это наличие аутентичного красочного зрелища (мир подводных обитателей), необычные ощущения (спуск под воду, ночевка, прием пищи в подводном пространстве) и, как результат, - сильные эмоции.

Удовольствие и яркие впечатления выделяют эту группу отелей из обычного сегмента гостиничной индустрии, определяя важную тенденцию современного рынка: возникновение сервисных предложений на стыке различных видов услуг. В данном случае речь идет о взаимопроникновении гостиничной и развлекательной индустрии. Причем в отличие от нововведения Конрада Хилтона, совместившего отель и казино, подводный отель имеет иной смысловой принцип организации. Развлечение лежит в основе его концепции, а не характеризует «присоединенную услугу».

Все рассмотренные виды туризма, отдыха и их составляющие соотносятся с такой логемой архетипа «вода», как «эмоциональночувственный мир», являясь яркими образцами современной культуры развлечений. Отвечая на «вызов истории», культура предлагает новые виды сервиса, решающие проблемы познания, рекреации, оздоровления.

96

Теория и технологии сферы услуг

Мир воды в индустрии туризма и отдыха характеризуется присущими этой стихии характеристиками: амбивалентностью начал, «текучестью» -видоизменением в историческом и культурном контексте, многообразием форм. Каждое из обозначенных направлений, реализуемое в социально-культурных и других сервисных аспектах, требует дальнейшего специального рассмотрения.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. См., напр., Николаева Е.В. Архетип реки в культуре: сакральное и повседневное // Вестник МГУДТ: Сб. научн. тр. Вып. № 7 (49). М.: ИИЦ МГУДТ, 2007. С.109-115.

2. См.: Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник / И.В. Зорин, В.А. Квартальнов. М.: Финансы и статистика, 2004; Биржаков, М.Б., Никифоров, В.И Большой глоссарий терминов международного туризма / М.Б. Биржаков, В.В. Никифоров. СПб., М.: Нев. фонд Герда, 2006. 936 с.

3. См., напр., работы Е.Л. Драчева, М.А. Изотовой, Н.И. Кабушкина, Е.А. Окладниковой, А.А. Самойленко, Монтанер Х. Монтехано.

4. См., напр., статьи И.Л. Гольдман, С.Г. Шкуропат, В.В. Литвинова.

5. См. публикации А.Ю. Александрова, А.П. Бгатова, О.М. Сединкиной, О.Н. Терлеевой.

6. В.Н.Топоров. Океан мировой // Мифы народов мира: Энциклопедия. М., 1980. Т. 2. С.581-582.

7. Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е.. Космогония древних славян и их ближайших соседей в свете общих представлений индоевропейцев о мироздании // Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Боги славян. Язычество. Традиция. М.: Рефл-Бук, 2002. С.51.

8. См. Большакова А.Ю. Архетип, миф и память литературы // Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя: мат-лы Международной заочной научной конференции (г. Астрахань 19-24 апреля 2010 г.)/ Под ред. Г.Г. Исаева. Астрахань: Издат. дом «Астраханский университет», 2010. С.8

9. См. Хайруллина Д.Д. Бинарные концепты «Огонь» и «Вода» как фрагмент языковой

картины мира (на материале английского и татарского языков): Автореф. дис... канд. филологич. н. Казань: Татарский государственный гуманитарно-педагогический

университет, 2009. С.19

10. Там же.

11. См. Гилмор Джеймс Х. Пайн II Б. Джозеф. Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена. М.:«Вильямс», 2005. 304 с.

12. Аверинцев С.С. Вода // Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х т. Т. 1/ Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1980. 671 с.

13. Diving от англ. «to dive» — нырять. Подводное плавание со специальным снаряжением. Подводный спорт и дайвинг: словарь-справочник. Сост.: О.Н. Московченко. Красноярск : Ред.-издат. отдел КГПУ, 2014. 312 с.

14. Snorkeling (англ.) - подводное плавание с дыхательной трубкой.

15. Surfing от англ. «surf» - прибой, буруны. Как вид развлечения был известен у полинезийцев, в европейскую культуру проник в XIX столетии. В ХХ веке стал означать спортивное катание по воде за счет скатывания с волны.

16. Windsurfing (англ.) - мастерство управления на водной поверхности в положении стоя легкой доской небольшого размера (виндсёрфере), оснащенной парусом на мачте с шарниром в нижней ее части.

17. Англ. wakeboard: от англ. wake — кильватер, board — доска.

18. Бабкин А.В. Специальные виды туризма: учеб. пособие. / А.В. Бабкин; Международная акад. бизнеса и упр., Ин-т экономики и упр. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : МАБиУ, 2009. С. 143

19. Вейкбординг. [Электронный ресурс]. URL: Википедия — свободная энциклопедия (дата обрадщения 15.12.2013).

20. Напр., М.Б. Биржаков, А.В. Бабкин; из блогеров - Виктор Фартуков и пр.

21. Sea touring/recreational kayaking (англ.) - морской туризм, рекреационный каякинг.

22. Whitewater kayaking - дословно с англ. языка - «каякинг на белой воде».

Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. № 2 (20). 2014.

97

23. Школа каякинга • FAQ • Что такое каякинг? // KAYAKING.SU [Электронный ресурс]. URL: http://www.kayaking.su/ru/school/faq/01.htm (дата обращения 12.12.2013).

24. В США в 1986 году оно было обозначено как «freestyle kayaking», где «freestyle» -свободный стиль, вольный стиль, «kayaking» - каякинг. О молодости этого направления свидетельствуют разрозненные сведения, которые можно собрать на сайтах в Интернетсети: «Первый чемпионат мира по родео, тогда было именно это название, прошел в Америке в 1993 году, второй в Аугсбурге в 1995» // Григорий Ергин. История фристайлкаякинга (родео, акробатического фристайла на бурной воде) // Личный блог. http://ergin.ru/blog/istoriya-fristayl-kayakinga-rodeo-akrobaticheskogo-fristayla-na-vode.htm (дата обращения 9.12.2013).

25. Школа каякинга • FAQ • Что такое каякинг? // KAYAKING.SU [Электронный ресурс]. URL: http://www.kayaking.su/ru/school/faq/01.htm (дата обращения 12.12.2013).

26. Playboating - с англ. - плейботинг.

27. Хайруллина Д.Д. Ук. соч. С. 18.

28. Лед может рассматриваться не только как агрегатное состояние воды. У древних германцев он появляется в качестве пятой первоосновы мира. В Средневековье эта традиция напоминает о себе устройством магического алтаря, четыре угла которого объединены тем, что в центре, - пятым // Гаврилов Д.А., Наговицын А.Е. Ук. соч. С.51.

29. Система «водных» элементов (море~дождь~лед) пронизывает образно-семантическую картину мира автора. Герои Маркеса действуют, размышляют, создают, путешествуют, открывают новое, страстно увлекаются, стремятся к свободе, оставаясь печальными и одинокими // См. Казанкова К.В. Фольклорно-мифологический аспект творчества Габриэля Гарсиа Маркеса: Автореф. дис. ... канд. филологич. н. Челябинск: Уральский федеральный университет, 2011. С.22.

30. Зимин И. Каток Таврического сада // Санкт-Петербургские ведомости, 2008, 29 февраля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

31. См., напр., Велединский В.Г. Спортивно-оздоровительный сервис: учебник для студентов вузов / В.Г. Велединский. М.: КноРус, 2014. С.188.

32. Звезды нарисованы на внутренней поверхности трубы специальной фосфорецирующей краской.

33. Курносов С.Ю. Становление и развитие морских музеев в России: Автореф. дис. . канд. культурологии. СПб.: Санкт-Петербургский университет культуры и искусств, 2003. С.21.

34. Там же.

35. Плоские акриловые панели в отличие от обычных стекол имеют высокий уровень ударопрочности, выдерживают значительную нагрузку давления воды, обладают высоким уровнем прозрачности.

36. См. Скрипова Т.В. Интерактивные экскурсии в контексте современного образовательного пространства // Образовательная среда в условиях модернизации системы образования: региональный аспект. Материалы Международной научно-практической конференции, Смоленск, 14-16 ноября 2013 г. / [отв. ред.: Л.В. Кипнес]. СПб: Университетские Образовательные Округа, 2014. С. 211-217.

37. См. Александрова А. Ю. Тематические парки мира: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки "Туризм" /А.Ю. Александрова, О.Н. Сединкина. М.: КНОРУС, 2011. С. 15.

38. См. Парк «Пространство Маринленд»: общие сведения // сайт DSBW [Электронный ресурс]. URL: http://www.dsbw.ru/france/nice/info/3545/6500 (дата обращения 15.10.2014).

39. Щепановская Е.М. Генезис и классификация мифологических архетипов:

культурфилософский подход: Дис...... канд. филос. наук: 09.00.13: защищена: 10.11.2011.

утв.: 08.12.2011 / Щепановская Елена Михайловна. СПб, 2011. С. 98.

40. См. Калевала //Избр. руны карело-фин. нар. эпоса в композиции / Вступ. ст. О.В. Куусинена. Петрозаводск: Карелия, 1970. 351 с.

41. Хайруллина Д.Д. Ук. соч. С. 18.

42. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 1995. С.50.

43. Там же. С.48.

44. См. Хтонические существа // Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Сов. Энциклопедия, 1991. С 671.

45. Несмотря на высокую стоимость, номера в таких отелях бронируют за несколько месяцев: нет свободных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.