Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА КАК РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА КАК РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩИЙ РЫНОК ТРУДА / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / COMMON LABOR MARKET / EURASIAN ECONOMIC UNION / LABOR LEGISLATION / LABOR RESOURCES / LABOR MIGRATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбакова М.А., Яковская Я.О., Ахмедзянов Р.Р.

В статье рассмотрены вопросы формирования общего рынка труда как результата функционирования Евразийского экономического союза. Обозначены преимущества и недостатки трудовой миграции. Приведена сравнительная оценка стоимости рабочей силы стран Союза. Делается вывод о необходимости совершенствования трудового законодательства и механизмов социальной защиты иностранных работников из соседних по Союзу стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A COMMON LABOR MARKET AS A RESULT OF THE FUNCTIONING OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article deals with the formation of a common labor market as a result of the functioning of the Eurasian economic Union. The advantages and disadvantages of labor migration are outlined. A comparative assessment of the labor cost of the Union countries is given. It is concluded that it is necessary to improve the labor legislation and mechanisms of social protection of foreign workers from neighboring countries of the Union.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА КАК РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА»

УДК 339.5

Рыбакова М.А. студент 4 курса Яковская Я. О. студент 4 курса Институт истории и права научный руководитель: Ахмедзянов Р.Р.

доцент

кафедра таможенного дела Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского

Российская Федерация, г. Калуга ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА КАК РЕЗУЛЬТАТ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОЮЗА

Аннотация: В статье рассмотрены вопросы формирования общего рынка труда как результата функционирования Евразийского экономического союза. Обозначены преимущества и недостатки трудовой миграции. Приведена сравнительная оценка стоимости рабочей силы стран Союза. Делается вывод о необходимости совершенствования трудового законодательства и механизмов социальной защиты иностранных работников из соседних по Союзу стран.

Ключевые слова: общий рынок труда, Евразийский экономический союз, трудовое законодательство, трудовые ресурсы, трудовая миграция.

Rybakova M.A.

Yakovskaya Y.O.

Akhmedzyanov R.R.

FORMATION OF A COMMON LABOR MARKET AS A RESULT OF THE FUNCTIONING OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Abstract: the article deals with the formation of a common labor market as a result of the functioning of the Eurasian economic Union. The advantages and disadvantages of labor migration are outlined. A comparative assessment of the labor cost of the Union countries is given. It is concluded that it is necessary to improve the labor legislation and mechanisms of social protection of foreign workers from neighboring countries of the Union.

Key words: common labor market, Eurasian economic Union, labor legislation, labor resources, labor migration.

Вопросы движения трудовых (человеческих) ресурсов на протяжении двух десятилетий входят в число наиболее значимых на постсоветском пространстве.

Дальнейшее развитие евразийской интеграции зависит от того, насколько успешным будет реальная «интеграция снизу» — рост взаимной торговли товарами и услугами, трансграничных инвестиций и

цивилизованной трудовой миграции.

Граждане государств-членов Союза имеют право осуществлять трудовую деятельность в любом из государств-членов Союза без получения разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Согласно Договору о ЕАЭС (раздел XXVI, ст. 96-98), работники государств-членов имеют право на трудоустройство в любом государстве Союза и на получение базовых социальных гарантий для себя и членов своей семьи. Для трудящихся граждан других государств -членов Союза предусмотрены равные с гражданами государства трудоустройства условия налогообложения доходов физических лиц с первого дня работы.269

Основанием для пребывания на территории другого государства Союза является наличие заключенного с работодателем трудового или гражданско-правового договора, сроком действия которого определяется и срок временного пребывания работника и членов его семьи на территории этой страны.

В соответствии с Договором о ЕАЭС (раздел XXVI, ст. 97), работникам из государств — членов ЕАЭС дается 90 дней с даты въезда на территорию другого государства-члена для решения всех вопросов по трудоустройству (то есть 30 дней до постановки на миграционный учет и еще 60 дней — после), в то время как гражданам прочих стран дается лишь 30 дней на всё.270

Желающим устроиться на работу в соседней по Союзу стране более не требуется проходить специальную процедуру признания документов об образовании, так как они признаются государствами-членами на взаимной основе. Исключением является — педагогическая, юридическая, медицинская и фармацевтическая деятельность. Для таких специалистов процедура признания документов необходима.

Общий рынок труда в рамках ЕАЭС зачастую теряется на фоне таких тем, как динамика торговли, изменения в таможенном тарифе или переговоры по зонам свободной торговли. Между тем для некоторых государств-членов устранение барьеров на рынке труда даже важнее, чем свобода движения товаров, услуг и капитала. Более того, в плане международных сравнений создание общего рынка труда — большое достижение: в мире их всего два — в ЕС и в ЕАЭС.

Так, трудовая миграция позволяет гражданам, выезжающим из своей страны на заработки, поддерживать свои семьи и домашние хозяйства на родине денежными переводами. В некоторых странах трансграничные переводы достигают значительных объемов в масштабе национальной экономики, зачастую являясь единственным источником дохода для сотен тысяч граждан.

269 Евразийская экономическая интеграция — 2017. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. — 88 с

270 Евразийская экономическая интеграция — 2017. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. — 88 с

Межгосударственная миграция трудовых ресурсов в странах ЕАЭС показывает, что Армения, Казахстан и Кыргызстан в целом являются экспортерами трудовых ресурсов.

При этом трудовые ресурсы Казахстана и Кыргызстана в основном (на 88,5 и 97,3 % соответственно) циркулируют в рамках ЕАЭС, тогда как Армения в рамках ЕАЭС стала импортером рабочей силы.

Россия и Беларусь являются импортерами рабочей силы, причем если для Беларуси движение трудовых ресурсов практически наполовину (43,6 % приток и 53,1 % отток) происходит в рамках ЕАЭС, то для России зависимость от рынка рабочей силы ЕАЭС минимальна (26,3 % приток и 21,2 % отток).

Сравнительная оценка стоимости рабочей силы стран ЕАЭС показывает высокую привлекательность рынка труда России и Казахстана, крайне низкую Кыргызстана и относительно низкую Армении и Беларуси.

Соответственно, при прочих равных условиях, квалифицированная рабочая сила будет перетекать из Беларуси и Армении в Россию и из Кыргызстана в Казахстан. Однако с учетом явного недостатка свободных рабочих мест в Казахстане основным импортером рабочей силы остается Россия.

Сведения о движении трудовых ресурсов из государств-членов ЕАЭС в Российскую Федерацию за 2016-2017 гг., согласно данным Министерства внутренних дел РФ, приведены ниже (таблица 1).

Таблица 1 - Сведения о численности граждан государств-членов ЕАЭС, въехавших в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности за 2016-2017 гг., тыс. чел._

Государства-члены ЕАЭС 2016 год 2017 год

Киргизия 362 377

Армения 210 233

Казахстан 72 88

Белоруссия 98 125

Как видим, российский рынок труда стал главным рынком трудовых ресурсов в ЕАЭС. Отмечается изменение и структуры трудовой миграции на российском рынке труда. Оно характеризуется замещением трудовых мигрантов из стран, не вошедших в ЕАЭС, трудовыми мигрантами из государств - членов ЕАЭС.

Стоит упомянуть плюсы и минусы трудовой миграции. К плюсам можно отнести то, что по возвращении на родину трудовые мигранты привозят с собой багаж новых навыков, умений, знаний, деловых связей, которые в перспективе способны стать дополнительным драйвером роста национальной экономики.

К минусам относится проблема оттока квалифицированных кадров из менее развитых стран в более развитые. Но эту проблему не решить иначе как путем создания новых рабочих мест в странах — донорах трудовых ресурсов, привлекательных условий труда, переориентации системы

образования на подготовку передовых кадров для секторов национальной экономики, наиболее нуждающихся в развитии и обладающих высоким производственным и экспортным потенциалом.

Таким образом, на основе вышеизложенного, мы видим довольно неоднозначную картину рынка труда в ЕАЭС. С одной стороны, страны Союза обладают значительными трудовыми ресурсами с достаточно высокой квалификацией. В ЕАЭС соседствуют страны, остро нуждающиеся в иностранных работниках, и страны, в которых наблюдается избыток трудовых ресурсов и нехватка рабочих мест. В то же время есть проблемы, которые необходимо решить для того, чтобы союзный рынок труда стал по-настоящему привлекательным и самодостаточным.

Поэтому, необходимо продолжать совершенствование наднационального трудового законодательства и механизмов социальной защиты иностранных работников из соседних по Союзу стран. В связи с этим, предстоит большая работа как по повышению производительности труда на действующих предприятиях, привлекающих иностранных работников, так и по созданию новых рабочих мест не только в странах-реципиентах, но прежде всего в странах — донорах трудовых ресурсов.

Использованные источники:

1. Интеграционный барометр ЕАБР — 2017. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. — 108 с

2. Евразийская экономическая интеграция — 2017. — СПб.: ЦИИ ЕАБР, 2017. — 88 с

3. Осадчая Г. И. Формирование единого рынка труда евразийского экономического союза как условие успешности интеграционных процессов в ЕАЭС // Архонт. 2017. №1.

4. Самат Бикитаевич Алиев Трудовая миграция в рамках евразийского экономического Союза // Евразийская Экономическая Интеграция. 2015. №4 (29).

1. Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 12 месяцев 2016 года с распределением и регионам, 2016 г. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - Режим доступа: https://мвд.рф/Deliatelnost/statistics/migracionnaya/item/9359228/

2. Статистические сведения по миграционной ситуации в Российской Федерации за 12 месяцев 2017 года с распределением и регионам, 2017 г. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации - Режим доступа: https://мвд.рф/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/3/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.