Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "ЭКОНОМИКА" В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "ЭКОНОМИКА" В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТАМОЖНЯ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ / КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА / CUSTOMS AUTHORITIES / ELECTRONIC CUSTOMS / REFORMING / EDUCATIONAL PROGRAM / CORE ACADEMIC COURSES / ELECTIVE COURSES / GRADUATE COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарощенко Ирина Валерьевна

В статье представлен взгляд автора на необходимость совершенствования образовательной программы направления подготовки «Экономика» (профильная направленность «Экономика предприятий и организаций (таможня)») в целях обеспечения подготовки кадров, необходимых для решения задач, поставленных перед таможенными органами и бизнес-сообществом региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шарощенко Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building up the Educational Course Path for Students Studying Economics Aimed at Meeting Contemporary Objectives of the Development of Russia’s Customs Service

The article highlights the author’s view on the need to make improvements in the educational program in Economics (skills profile Economics of enterprises and organizations (customs) in order to provide training necessary for meeting the objectives assigned to the customs authorities and the business community in the region.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "ЭКОНОМИКА" В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ»

ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ

УДК 339.9

И. В. ШАРОЩЕНКО*

Формирование образовательной траектории обучающихся по направлению подготовки «Экономика» в целях реализации современных задач развития таможенной службы России

В статье представлен взгляд автора на необходимость совершенствования образовательной программы направления подготовки «Экономика» (профильная направленность «Экономика предприятий и организаций (таможня)») в целях обеспечения подготовки кадров, необходимых для решения задач, поставленных перед таможенными органами и бизнес-сообществом региона.

Ключевые слова: таможенные органы, электронная таможня, реформирование, образовательная программа, учебные дисциплины, дисциплины по выбору, компетенции выпускника.

ШАРОЩЕНКО Ирина Валерьевна кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики таможенного дела и управления. Sharoschenko.irina@vfrta.ru.

SHAROSHCHENKO I. V. -Candidate of Economic Sciences, associate professor at the Department of Economics of Customs and Management.

IV. SHAROSHCHENKO

Building up the Educational Course Path

for Students Studying Economics Aimed

at Meeting Contemporary Objectives

of the Development of Russia's Customs Service

The article highlights the author's view on the need to make improvements in the educational program in Economics (skills profile Economics of enterprises and organizations (customs) in order to provide training necessary for meeting the objectives assigned to the customs authorities and the business community in the region.

Keywords: customs authorities, electronic customs, reforming, educational program, core academic courses, elective courses, graduate competencies.

В настоящее время таможенная служба России решает сложные задачи, вызванные

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya street, Vladivostok, Russian Federation, 690034.

глобализацией и поставленные инициативами в области содействия международной торговле, что требует масштабного реформирования системы в целях создания единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования (ЦЭД). А значит, существует потребность в высококвалифицированных кадрах, способных эффективно работать в современных условиях.

Чтобы определить круг профессиональных вопросов, к решению которых должны быть подготовлены выпускники вуза, необходимо выделить главные направления преобразований таможенной службы на Дальнем Востоке России. Анализ плана мероприятий («дорожная карта») на 2018-2020 годы [1; 2], задач, поставленных руководителем ФТС России В. И. Булавиным на IV Восточном экономическом форуме в рамках работы сессий, посвященных обсуждению экономического сотрудничества России со странами АТР и функционированию свободного порта Владивосток, территорий опережающего социально-экономического развития1, и выступления заместителя начальника ДВТУ - начальника службы таможенного контроля после выпуска товаров Э. А. Матвиенко на прошедшей 10-11 октября 2018 г. во Владивостокском филиале Российской таможенной академии XII Региональной научной конференции «Дальний Восток России от общенациональных задач к самореализации каждого»2 позволил определить следующие основные задачи.

Первая задача - это создание единой сети электронных таможен и ЦЭД. В ДВТУ в рамках реформирования предполагается создание одной электронной таможни - Дальневосточной, при этом таможни региона разделятся на три категории в зависимости от категории подчиненных таможенных постов (таможни фактического контроля, электронная таможня и специализированная таможня).

В качестве ЦЭДов в регионе деятельности ДВТУ будут функционировать два таможенных поста - Дальневосточный, подчиненный Дальневосточной электронной таможне, и Владивостокский, подчиненный Владивостокской таможне, на которых будет сконцентрирован основной объем декларирования.

В рамках реализации сетевого плана-графика по созданию и функционированию Дальневосточной электронной таможни на настоящий момент утверждена структура и штатная численность таможни, которая с учетом подчиненного ЦЭДа составит 199 единиц (135 единиц - аппарат таможни, 64 единицы - ЦЭД). Всего на создание Дальневосточной электронной

1 URL: https://forumvostok.ru/ (дата обращения: 20.12.2018).

2 URL: http://vfrta.customs.ru/vfrta/index.php?option=com_content&view=article&id=2231:xii--- (дата обращения: 20.12.2018).

таможни и подчиненного ЦЭДа дополнительно потребуется 171 штатная единица.

Вторая задача - это обеспечение возможности транзитного перемещения автомобильным, железнодорожным, морским транспортом товаров между северными и южными районами Китая, а также северным районом КНР и странами АТР. Таможенным органам Дальнего Востока России необходимо продолжить работу по организации и осуществлению грузоперевозок по действующим в регионе ДВТУ международным транспортным коридорам (МТК), целью создания которых является обеспечение выхода бизнеса северных провинций КНР к морским портам Приморского края и далее на морские пути доставки товаров.

Необходимые условия для организации стимулирования грузоперевозок по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» созданы ФТС России в максимально сжатые сроки: проведен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение благоприятных условий транзитного перемещения товаров по МТК «Приморье-1» и «Приморье-2»; внедрена утвержденная Минтрансом России Технологическая схема перемещения товаров, ввозимых в Российскую Федерацию в контейнерах с территории КНР через железнодорожные пункты пропуска в целях их последующего вывоза за пределы таможенной территории ЕАЭС через морские пункты пропуска.

Третьей задачей является повышение привлекательности процедуры СТЗ в целях снижения административной, финансовой и временной нагрузки на компании - резиденты ТОСЭР и свободного порта Владивосток. По состоянию на 08.10.2018 в качестве резидентов СПВ функционирует 910 компаний, в качестве резидентов ТОСЭР - 313 компаний. За время существования СПВ и ТСЭР только 4 резидента СПВ и 6 резидентов ТОСЭР помещали товары под таможенную процедуру СТЗ.

С учетом позиции деловых кругов ФТС России подготовлен законопроект о приведении положений федеральных законов «О свободном порте Владивосток» и «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» в соответствие с Таможенным кодексом ЕАЭС. Законодательные инициативы таможенной службы призваны снизить административную, финансовую и временную нагрузку на компании - резиденты ТОСЭР и свободного порта Владивосток.

Четвертая задача - это создание единого стандарта (единого механизма) таможенного и налогового администрирования налоговых и таможенных платежей и применение риск-ориентированного подхода для организации проверочной деятельности предприятий - участников ВЭД. Создание единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей основывается на интеграции информационных платформ ведомств и осуществляется по следующим основным направлениям: обмен информацией, проведение скоординированных проверочных

мероприятий, упрощение процедуры подтверждения экспорта. Применение риск-ориентированного подхода обеспечит уменьшение количества проверок и позволит выставить барьеры для недобросовестных предпринимателей на основе современных цифровых технологий.

Такие преобразования требуют обновления подходов к содержанию образовательных программ и формированию компетенций в процессе обучения по направлению подготовки «Экономика» (профильная направленность «Экономика предприятий и организаций (таможня)» (ЭПиО(Т)). Формирование содержания образовательной программы (ОП) должно определяться пониманием тех задач, которые стоят перед таможенными органами России в целом и на Дальнем Востоке, в частности.

Ориентиром в реформировании образования является понимание того, что подготовка выпускников по направлению «Экономика», обладающих знаниями и умениями работать в условиях единой сети электронных таможен и центров электронного декларирования, единых стандартов администрирования предприятий - участников ВЭД, является важнейшей национальной ценностью и остро необходима для формирования в регионе высокого кадрового потенциала. Процесс обучения должен быть гибким, динамичным, профессионально ориентированным, а, следовательно, выпускник должен быть способен быстро и точно реагировать на новые вызовы времени [5]. Осуществлять подготовку высококвалифицированных конкурентных кадров - экономистов для таможенных органов России возможно только на основе практико-ориентированных механизмов в процессе обучения [4].

Профессиональные задачи, к решению которых должны быть подготовлены выпускники направления подготовки «Экономика» (профильная направленность ЭПиО(Т)):

- применение современного таможенного законодательства по исчислению и уплате таможенных платежей, применению мер таможенно-тарифного регулирования;

- понимание процесса организации взаимодействия электронных таможен, ЦЭД, таможен и таможенных постов фактического контроля при совершении таможенных операций;

- знания организации ВЭД предприятий и навыки изучения рынка товаров, грузоперевозок; обоснования и выбора эффективного способа доставки груза;

- умение применить нормы законодательства о СПВ и ТОСЭР;

- применение знаний бухгалтерского и налогового учета, умение применять автоматизированную систему учета товаров;

- использовать ресурсы взаимодействия таможенных и налоговых органов для осуществления таможенного контроля;

- владение методиками бизнес-анализа и риск-ориентированного подхода к оценке деятельности участника ВЭД;

- умением работать с технологиями больших данных (Big Data) в экономике.

К основным векторам совершенствования экономического образования во Владивостокском филиале Российской таможенной академии можно отнести, во-первых, формирование за счет дисциплин по выбору образовательной траектории, позволяющей обеспечивать подготовку кадров, необходимых для решения поставленных задач перед таможенными органами и бизнес-сообществом региона; во-вторых, применение таких форм и методов организации учебного процесса, которые бы обеспечивали максимальное раскрытие познавательного потенциала обучающихся и формирование активной и профессионально-ориентированной личности.

Согласно проекту ФГОС 3++ по направлению подготовки «Экономика» организация имеет возможность формирования образовательной траектории и встраивания ее в реализуемую ОП. Это возможно за счет:

- расширения перечня источников информации при разработке ОП;

- конкретизации содержания ОП в рамках направления подготовки (специальности) путем ориентации ее на область (области) и сферу (сферы) профессиональной деятельности и задачи (или объекты) профессиональной деятельности выпускников [3].

В целях реализации первого направления совершенствования ОП может быть предложен такой перечень учебных дисциплин по выбору по годам обучения к учебному плану направления подготовки «Экономика» (год набора 2018) в целях формирования требуемых компетенций выпускника:

1-й курс:

- Б1.В.ДВ.1.2. Правовые основы функционирования СЭЗ, ТОСЭР;

- Б 1.В.ДВ.2.1. Международные экономические организации.

2-й курс:

- Б1.В.ДВ. 5.2. Организация ВЭД.

3-й курс:

- Б1.В.ДВ.7.1. Основы аудита;

- Б1.В.ДВ.7.2. Основы функционирования электронной таможни и ЦЭД;

- Б1.В.ДВ.8.1. Современные технологии и процедуры ТК ПВТ;

- Б1.В.ДВ.8.2. Организация и техника внешнеторговых операций.

4-й курс:

- Б1.В.ДВ.12.1. Практикум по декларированию;

- Б1.В.ДВ.12.2. Бизнес-анализ с использованием Excel;

- Б1.В.ДВ.13.1. Технологии больших данных (Big Data) в экономике.

Качество подготовки, как отмечалось ранее, определяется способностью выпускника решать профессиональные задачи. Результатом освоения образовательной программы с предложенной траекторией дисциплин по выбору могут быть компетенции, необходимые для решения профессиональных задач, сформированные трудовые функции, необходимые для решения поставленных задач перед таможенными органами и бизнес-сообществом региона.

Список литературы

1. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018-2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 16.08.2018 № 1697-р (ред. от 20.11.2018). URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=150241060906539175155390231&cacheid=FEB9365 A21AE8D6AACFEB26073C09A5C&mode=splus&base=LAW&n=311658&rnd= 0.254135741809862#027151009277934257 (дата обращения: 20.12.2018).

2. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по реализации Основных направлений и этапов реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза на 2018-2020 годы: решение Евразийского межправительственного совета от 25.10.2017 № 3. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts= 150241060906539175155390231&cacheid=02C4EE7CA210CB542E9E410AC63658F9& mode=splus&base=LAW&n=281510&dst=100014&rnd=0.254135741809862# 0150919854918097 (дата обращения: 20.12.2018).

3. Проект ФГОС ВО (3 ++). URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24 (дата обращения: 20.12.2018).

4. Курмангулов А. А. «Фабрика процессов» - новый формат организации образовательного процесса в высшем учебном заведении / А. А. Курмангулов [и др.] // Высшее образование в России. 2018. № 5. С. 37-41.

5. Стромов В. Ю., Сысоев П. В., Завьялов В. В. «Школа компетенций» - технология формирования дополнительных компетенций у студентов классического вуза // Высшее образование в России. 2018. № 5. С. 20-29.

© Шарощенко И. В., 2018 © Sharoshchenko I. V., 2018

Для цитирования:

Шарощенко И. В. Формирование образовательной траектории обучающихся по направлению подготовки «Экономика» в целях реализации современных задач развития таможенной службы России // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2018. № 4(85). С. 104-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.