Научная статья на тему 'Формирование образов Другого в английской ранней модерной идентичности в XVI и XVII веках'

Формирование образов Другого в английской ранней модерной идентичности в XVI и XVII веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
195
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / КАТОЛИКИ / ИРЛАНДЦЫ / ИСПАНЦЫ / ИСЛАМ / РАННИЙ АНГЛИЙСКИЙ НАЦИОНАЛИЗМ / ОБРАЗ ДРУГОГО / МОДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ENGLISH IDENTITY / CATHOLICS / IRISHMEN / SPANIARDS / ISLAM / EARLY ENGLISH NATIONALISM / IMAGE OF OTHERNESS / MODERN IDENTITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кирчанов М. В.

Статья является попыткой проанализировать особенности формирования и развития образов религиозного и политического Другого в истории английской идентичности, используя методы исследований национализма, также интеллектуальной истории и археологии идей. Автор анализирует особенности формирования и развития образов Другого в английской ранней модерной идентичности XVI и XVII веков. Предполагается, что образы Инаковости играли важную роль в консолидации английской идентичности и ее трансформации из традиционных и архаичных идентичностей в идентичность англичан как модерной политической нации. Автор полагает, что два события, включая Реформацию и Революцию, стали политическими стимулами для развития образов Другого в английской идентичности. Религиозный фактор стимулировал трансформацию образов католиков как Других в политических и исторических врагов возникавшей английской нации. Автор полагает, что образы Другости стали изобретенной политической традицией ранней английской идентичности. Предполагается, что универсальными Другими в английской идентичности стали ирландцы и испанцы как католики. Автор полагает, что образы мусульман и евреев как Других в английской идентичности возникли позже чем негативные католические образы. Статья утверждает, что образы Другости стали важными факторами развития ранней английской идентичности и ее консолидации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of images of Otherness in an early English modern identity of the 16th and 17th centuries

The article is an attempt to analyze the features of the formation and development of images of the religious and political Otherness in the history of English identity, using methods of Nationalism Studies, as well as intellectual history and the archeology of ideas. The author analyzes the features of the formation and development of the Other’s images in the English early modern identity of the 16th and 17th centuries. It is assumed that the images of Otherness played an important role in the consolidation of the English identity and its transformation from traditional and archaic identities into the identity of Englishmen as a modern political nation. The author believes that two events, including the Reformation and the Revolution, became political incentives for the development of the Other’s images in English identity. The religious factor stimulated the transformation of the images of Catholics as Others into political and historical enemies of the emerging English nation. The author believes that the images of Otherness became an invented political tradition of early English identity. It is assumed that the Irishmen and Spaniards as Catholics became universal Others in English identity. The author believes that the images of Muslims and Jews as Others in English identity emerged later than the negative Catholic images. The article claims that the images of Otherness became important factors in the development of early English identity and its consolidation.

Текст научной работы на тему «Формирование образов Другого в английской ранней модерной идентичности в XVI и XVII веках»

удк 821.111+94.4/англ./

doi: 10.30914/2411 -3522-2019-5-3-215-223

Формирование образов Другого

в английской ранней модерной идентичности в XVI и XVII веках

М. В. Кирчанов

Воронежский государственный университет, г. Воронеж

Статья является попыткой проанализировать особенности формирования и развития образов религиозного и политического Другого в истории английской идентичности, используя методы исследований национализма, также интеллектуальной истории и археологии идей. Автор анализирует особенности формирования и развития образов Другого в английской ранней модерной идентичности XVI и XVII веков. Предполагается, что образы Инаковости играли важную роль в консолидации английской идентичности и ее трансформации из традиционных и архаичных идентичностей в идентичность англичан как модерной политической нации. Автор полагает, что два события, включая Реформацию и Революцию, стали политическими стимулами для развития образов Другого в английской идентичности. Религиозный фактор стимулировал трансформацию образов католиков как Других в политических и исторических врагов возникавшей английской нации. Автор полагает, что образы Другости стали изобретенной политической традицией ранней английской идентичности. Предполагается, что универсальными Другими в английской идентичности стали ирландцы и испанцы как католики. Автор полагает, что образы мусульман и евреев как Других в английской идентичности возникли позже чем негативные католические образы. Статья утверждает, что образы Другости стали важными факторами развития ранней английской идентичности и ее консолидации.

Ключевые слова: английская идентичность, католики, ирландцы, испанцы, ислам, ранний английский национализм, образ Другого, модерная идентичность.

Formation of images of Otherness in an early English modern identity of the 16th and 17th centuries

M. W. Kyrchanoff

Voronezh State University, Voronezh

The article is an attempt to analyze the features of the formation and development of images of the religious and political Otherness in the history of English identity, using methods of Nationalism Studies, as well as intellectual history and the archeology of ideas. The author analyzes the features of the formation and development of the Other's images in the English early modern identity of the 16th and 17th centuries. It is assumed that the images of Otherness played an important role in the consolidation of the English identity and its transformation from traditional and archaic identities into the identity of Englishmen as a modern political nation. The author believes that two events, including the Reformation and the Revolution, became political incentives for the development of the Other's images in English identity. The religious factor stimulated the transformation of the images of Catholics as Others into political and historical enemies of the emerging English nation. The author believes that the images of Otherness became an invented political tradition of early English identity. It is assumed that the Irishmen and Spaniards as Catholics became universal Others in English identity. The author believes that the images of Muslims and Jews as Others in English identity emerged later than the negative Catholic images. The article claims that the images of Otherness became important factors in the development of early English identity and its consolidation.

Keywords: English identity, Catholics, Irishmen, Spaniards, Islam, early English nationalism, image of Otherness, modern identity.

Актуальность менной российской историографии в силу того, что

Изучение ранней истории английской идентич- до этого анализ этой проблематики пребывал в те-ности относится к числу актуальных тем в совре- ни других сюжетов. Кризис проекта европейской

© Кирчанов М. В., 2019

интеграции в Великобритании [2] стал стимулирующим фактором для региональных национа-лизмов, включая английский, что, по мнению автора, придает актуальность изучению истории английского национализма, включая ее ранние формы и версии XVII века.

Историография

Анализируя проблемы истории формирования английской идентичности, во внимание следует принимать историографическую ситуацию, сложившуюся вокруг изучения этого явления. Английский национализм [6] на протяжении длительного времени пребывал в тени его политических противников, которые были более привлекательны для историков и политологов в качестве объекта исследования. Если модернистские работы, например, о шотландском или ирландском национализмах издаются регулярно и если социальные среды возникновения английской идентичности изучены в историографии детально [10; 12], то академические штудии английского национализма, появились в 2000-е гг. [8; 9], хотя его изучение имеет свою историографическую традицию. Ганс Кон в 1940 г. указывал на необходимость изучения английского национализма [7]. В историографии истории английского национализма присутствует дефицит текстов, авторы которых историзировали бы его, то есть анализировали исторические формы националистического воображения английских интеллектуалов, например, XVII века.

Методология

Анализируя проблемы истории ранней английской модерной идентичности в XVII веке и роль Революции в ее развитии, автор полагает, что целесообразно использовать, с одной стороны, методологические принципы, предложенные в рамках междисциплинарных исследований национализма [4], а с другой методы интеллектуальной истории [5]. Если первые позволяют выяснить место и роль националистического воображения в развитии англичан (как политической нации в значении воображаемого сообщества [1; 11]) и раннего национализма как изобретенной политической традиции и формы воспроизводства смыслов идентичности, то вторые могут оказаться продуктивными при изучении событийной компоненты в истории раннего английского национализма, если мы будем восприни-

мать его историю как историю идей, интеллектуальную историю или археологию идей [3], как концептов, используемых интеллектуалами в процессах конструирования идентичности и воспроизводства тех смыслов, которые ее наполняют.

Цель и задачи статьи

Анализ политического воображения раннего английского национализма XVII в., направленного на формирование образов Других в трудах интеллектуалов как носителей «высокой культуры», является целью автора настоящей статьи, что предусматривает решение ряда задач, включая: изучение взаимосвязи политического и религиозного компонентов в английском национальном воображении изучаемого периода; анализ развития и последовательной сменяемости центральных тем и сюжетов в формировании, функционировании и трансформации образов Другого в XVI-XVII вв.; изучение специфики англииза-ции националистического воображения в контекстах формирования образов Другости и Ина-ковости в изучаемый период.

Религиозные предпосылки

формирования образов Других

На протяжении XVI и XVII столетий «English Nation»1 постепенно становится коллективным героем английской литературы, что было не только частью формирования процессов идентичности, но и институционализации образов Другости и Инаковости. «Проповедь против пагубной доктрины Мартина Лютера, произнесенная в период праздника Вознесения», актуализировала попытки сформировать концепт Другости и Инаково-сти, что хронологически совпало с началом процесса модернизации и трансформации англичан в раннюю модерную нацию. Первыми универсальными кандидатами на образ Другого стали евреи, но Дж. Фишэр был далек от национального и тем более биологического расистского антисемитизма, критикуя евреев с религиозных позиций и настаивая, что «закон Моисея и управление синагогой евреев были лишь тенью управления всемирной церковью Христа... Мы знаем, что этот народ евреев был тенью христианского народа, и что их путешествие по пустыне к обещанной

1 Dekker Th. The Wonderfull yeare (1603). URL: http:// www.luminarium.org/renascence-editions/yeare.html

им стране было тенью нашего путешествия по этому несчастному миру в Царствие Небесное»1, стремясь закрепить именно за христианством первенство в сравнении с другими религиями, в первую очередь иудаизмом.

Вилльям Тиндэйл тоже констатировал, что английские христиане «становятся в сто раз хуже злых евреев»2, если оказываются заложниками ложных учений, к которым он относил католицизм, упрекая его в институционализации непонимания между священниками и прихожанами, потому что вторые не понимали первых, так как те проповедовали на латыни, игнорируя английский язык. Кристофэр Марлоy также внес свой вклад в формирование образа еврея в английской литературе начала XVII века, что в полной мере относится к его пьесе «Известная трагедия богатого еврея с Мальты» («The Famous Tragedy of the Rich Jew of Malta»3), где евреи представлены в качестве агрессивного и мстительного сообщества. Но тот же В. Тиндэйл

4

в других своих текстах отходил от демонизации евреев, полагая, что они были такими же людьми, как и англичане.

В рамках подобного сравнения и сопоставления евреи всегда были обречены довольствоваться ролью незнакомой и далекой этнографической экзотики5 или отступников в сравнении с христианами, чьи английские авторы были чрезвычайно активны в своих попытках сформировать максимально аттрактивный и привлекательный образ именно католиков в сравнении с другими верующими. Если Дж. Фишэр был идеологом христианской нации как сообщества верующих, то нарратив В. Тиндэйла отличался и был уже более национальным, потому что на смену нации верующих в его воображении приходила если не английская нация в современном понимании, то нация верующих англичан.

1 Bishop John Fisher, Sermon Against the Pernicious Doctrine of Martin Luther preached during the octave of Ascension, 1521. Р. 316.

2 Tyndall W. The Obedience of a Christen man (1528). URL: http://www.godrules.net/library/tyndale/19tyndale7.htm

3 Marlowe Ch. The Famous Tragedy of the Rich Jew of Malta. L., 1633.

4 Tyndale W. Doctrinal Treatises and Introductions to Different Portions of the Holy Scriptures (1533). URL: http:// www.williamtyndale.com/0sacraments.htm

5 Addison L. The life and death of Mahumed, the author of the

Turkish religion. L. : Printed for William Crooke ..., 1679. URL:

https://quod.lib.umich.edu/e/eebo/A26370.0001.001?view=toc

Ирландцы и другие католики

как универсальные Другие

В XVI веке английские авторы, которые воображали негативный и непривлекательный образ католицизма6, активизировали свои попытки сформировать образ религиозных Других, и среди наилучших кандидатов на этот статус оказались ирландцы, которые, будучи католиками, автоматически воспринимались как предатели и бунтовщики. Основная проблема ирландцев, как полагали английские авторы, состояла преимущественно в том, что они были католиками, хотя этнические и языковые факторы также играли свою роль в демонизации Ирландии в английской литературе. В 1596 году выходит книга Эдмунда Спэнсэра «A View of the Present State of Irelande»7, где автор предложил программу последовательного решения ирландского вопроса, доказывая, что ирландцы принадлежат к числу заклятых врагов англичан. Эдмунд Спэнсэр полагал, что англичане должны окончательно покорить остров, уничтожив всякое сопротивление; подавление сопротивления в Ирландии возможно только после проведения реформ, которые искоренят «зло» ирландцев; «зло» ирландцев состоит в сохранении законов, обычаев и религии; умиротворение Ирландии возможно только при условии карательных операций против крестьян-католиков и полном уничтожении ирландского языка.

Тенденции использовать ирландские наррати-вы для формирования и продвижения образов Другого сохранились и на протяжении XVII века. Стимулом для активизации развития ирландских образов в английском литературном воображении стало восстание 1641 года, которое стимулировало антиирландское воображение английских авторов. Спустя немногим более десяти лет после восстания появились английские попытки8 демонизи-ровать ирландский протест, обвинив католиков в массовых убийствах английских протестантов. Тенденция демонизации ирландцев в английском литературном воображении оказалась

6 Awdelay J. A godly ditty or prayer to be song vnto God for the preseruation of his Church. L. : By Iohn Awdely, 1569. URL: https://quodlib.umich.edu/e/eebo/A23539.0001.001?view=toc

7 Spenser E. A View of the Present State of Irelandе (1596). URL: http://www.luminarium.org/renascence-editions/veue1.html

8 An Abstract of some few of those barbarous, cruell massacres and murthers of the Protestants and English in some parts of Ireland... L. : Printed for Robert Ibbitson ..., 1652. URL: https:// quod.lib.umich.edu/e/eebo/A23833.0001.001?rgn=full+text;view=toc

очень устойчивой, а восстание 1641 года воспринималось как проявление массовой жестокости, причиной которой стал именно католицизм ирландцев.

В 1678 году, например, появилась книга «An Accompt of the bloody massacre in Ireland acted by the instigation of the Jesuits, priests, and friars who were promoters of those horrible murthers ... executed by the Irish papists upon the English Protestants». Несмотря на то, что автор или авторы этого полемического текста предпочли остаться неизвестными, они внесли значительный вклад в формирование и продвижение негативного образа Ирландии. Авторы текста формировали негативный образ ирландцев, которые были воображены ими как убийцы протестантов, вдохновленные римскими католиками и иезуитами. Авторы полемического сочинения 1678 года не жалели красок для описания злодеяний, который католики-ирландцы совершили в отношении протестантов-англичан: «некоторые из ирландцев настолько были злы, что изгоняли и убивали англичан, мужчин, женщин и детей без пощады, они решили повсеместно искоренить всех протестантов в Ирландии: они были настолько злобны против английских протестантов, что не стали терпеть их язык... Священники причащали ирландцев при условии, что они не будут щадить ни мужчин, ни женщин, ни детей протестантов. монахи призывали не щадить никого из англичан. Священники освобождали от мессы, чтобы они получили возможность завладеть землями англичан а также раздеть, ограбить и лишить их всех их товаров и скота»1. В этом контексте английские авторы к середине XVII века сформировали негативный образ ирландцев как католиков, что позднее стало основанием для легитимации английского доминирования в Ирландии и полемики между английскими и ирландскими националистами. В английской литературе на статус универсальных Других, как правило, претендовали католики. Некоторые английские авторы не упускали возможности высказать свое критическое отношение к Риму, используя форму традиционного сочинения в стиле теологической дискуссии с воображаемыми католическими оппонентами2.

1 An Accompt of the bloody massacre in Ireland... L.: Printed for P.G., 1678. URL: https://quod.lib.umich.edu/e/eebo/ A24880.0001.001?rgn=full+text;view=toc

2 Hall J. No Peace with Rome (1617). URL: http:// www.luminarium.org/sevenlit/hall/hallbib.htm

Другие английские авторы, которые ощущали себя преимущественно религиозными писателями и полемистами3, были более радикальны, сравнивая своих католических конкурентов с язычниками4. Католические образы были столь неприятны для английских протестантских авторов XVII века, что они в своей критике католической доктрины объявили католицизм формой антихристианского учения5.

Католики в английской литературе XVII столетия становились объектом как прямой критики по политическим, идеологическим и религиозным мотивам, так и литературной сатиры, которая содействовала актуализации негативных качеств католиков. Примером такой сатиры, например, можно признать «Mundus alter et idem» Джозэфа Холла, которая была изначальна написана на латыни, но сравнительно быстро переведена на английский и издана под названием «An Old World and a New, The Discovery of a New World» и «Another World and Yet the Same»6. Воображаемая страна Moronia стала пародией на католические страны континентальной Европы. Еще одними, условно новыми Другими для английской литературы к началу XVII века стали русские, которые впервые попали на страницы сочинения Джиля Флэтчэра (1548-16117).

Испанцы и итальянцы как еще одни

католические Другие

Первая четверть XVII века стала крайне важным этапом в развитии концептов Другости в английской литературе. Среди произведений Томаса Хэйвуда (1570-1641) - пьеса «Красотка

3 Ainsworth H. A defence of the Holy Scriptures. Amsterdam: Giles Thorp, 1609. URL: https://quod.lib.umich.edu/e/eebo/ A13202.0001.001?view=toc

4 Ailesbury Th. Paganisme and papisme. L.: Printed by George Eld, for Leonard Becket, 1624. URL: https://quod.lib.umich.edu/ e/eebo/A23572.0001.001?view=toc

5 Ainsworth H. A reply to a pretended Christian plea for the an-ti-Chistian [sic] Church of Rome. Amsterdam: Printed by Giles Thorp, 1620. URL: https://quod.lib.umich.edu/e/eebo/ A13295.0001.001?view=toc

6 Hall J. Mundus alter et idem (The other and same world). URL: http://www.gutenberg.org/files/18638/18638-h/18638-h.htm# A_FRAGMENT_OF

7 Fletcher G. Of the Russe Common Wealth. Or, Maner of gouernement of the Russe emperour, (commonly called the Emper-our of Moskouia) with the manners, and fashions of the people of that country (1591). URL: http://wwwlenvik-museum.no/ meny5/Samisk%20historie/1591_Gill_Fletcher_Of_the_Russe_ Commonwealth.pdf

с Запада» (1631), действие которой разворачивается не только в Англии, но и в Марокко и на Азорских островах. Этот текст стал вкладом в формирование и развитие концептов и образов Другости и Инаковости в английской идентичности XVII столетия. Среди героев пьесы - и англичане (как герои положительные или относительно нейтральные), и те, с кем в английской литературной традиции того времени ассоциировались негативные образы - католики-испанцы, итальянцы и французы, и пока еще экзотические для английской литературы восточные персонажи. В пьесе «Красотка с Запада» свежи воспоминания от военных англо-испанских столкновений, и поэтому испанцы стали классическими кандидатами для формирования образа Другого.

В этой ситуации испанские герои английской драмы XVII века - персонажи не самые положительные: «...Нет! Крепко! Славный успех в Ка-диксе, под командой такого полководца, англичанам прибавил сердца, все горят огнем сражения с испанцами. придется драться.». Один из героев пьесы акцентирует особое внимание на том, что воевал с испанцами и ставит это в заслугу англичанам, чей мир перестает быть миром христиан, но постепенно превращается в мир наций и пространство, разделенное по национальному и политическому принципу: «.когда осадили Фойэль, и я по приказанью генерала пошел на штурм и с крайним личным риском испанцев приневолил к отступлению.». Даже плененные испанцами англичане настроены националистично и не готовы признать испанской победы: «.не гордись, испанец, тем, что мы одни сдались. будь один на один. мы бы ваш корабль сначала сделали бы вашим гробом, а там и утопили б в глубине .

В этой ситуации в литературном воображении английских авторов XVII века все связанное с Испанией и испанским становится топосом чуждости и другости, политически и религиозно мотивированной инаковости, хотя религия уступает свои позиции политическим мотивам в формировании и продвижении образов Другого. С другой стороны, в пьесе Хэйвуда успех испанцев - явление временное и позднее героиня пьесы Бэсс Бриджс говорит: «.мы этот бой недурно провели, приятно было видеть мне, как испанская каравелла спустила флаг.». В текстах

1 Heywood Th. The Fair Maid of the West (1631). URL: http://www.luminarium.org/sevenlit/heywood/heywoodbib.htm

Томаса Хэйвуда понятия «испанцы» и «враги» в значительной степени синонимичны, хотя и не имеют четко выраженной религиозной корреляции. В данном контексте фигура испанца, вероятно, имеет четко негативные коннотации в силу политических, а не религиозных факторов, что стало проявлением растущего политического противоборства Англии и Испании в контекстах экономического противостояния.

Вероятно, пьеса стала особым этапом в формировании воображаемой географии неанглийской, романской, Европы, способствуя культивированию и развитию образа неангличанина, в данном случае - испанца-католика. Религиозность в английской драматической традиции периода правления Елизаветы - удел непросвещенных испанцев и итальянцев, потому что английская литература медленно, но неизбежно начинает меняться в направлении постепенной секуляризации. В пьесе Томаса Дэккэра «Добродетельная шлюха» набожны только итальянцы (например, пьеса открывается фанатичным воплем Герцога: «.вот: высунула голову комета, уже двукратно нам она навстречу метала зловещий взор, смутив двукратно родник наших очей. вперед во имя бога!.»2), но это качество не относится автором к числу позитивных, что свидетельствовало о фрагментации английского общества и его гетерогенном характере, хотя и не предвещало взрывной рост политически окрашенной и идеологически мотивированной религиозности, который Англия пережила в период революции. В Англии второй половины XVI века, где набирала темпы умеренная секуляризация, представленная преимущественно в драматических произведениях, которые ставились в театрах, ставшими каналами социальной и культурной трансформации в направлении более светского и буржуазного общества, религиозность в ее католическом фанатическом проявлении была явно не в моде, воспринимаясь как явление, с одной стороны, архаичное, а с другой - как чуждое и неанглийское, характерное в большей степени для континентальной Европы. Параллельно тенденции к секуляризации стали более видимы и в английской поэзии, но в данном случае светскость стала синонимом пространного философствования, как, например, в текстах Эдварда Херберта (1582-1648),

2 Dekker Th. The Honest Whore (1630). URL: http:// www.luminarium.org/sevenlit/dekker/dekkerbib.htm

который придавался размышлениям о смерти героев «во времени, а времени - в вечности»1.

Множественные дискурсы Другости:

евреи и мусульмане как религиозные

Другие, европейцы как политические враги

Некоторые английские авторы XVI века активно конструировали образы Других. Например, отдельные тексты Филипа Сидни были фактически попытками каталогизации образов Других, отношение к которым варьировалась от негативного до нейтрального. Например, «Astrophel and Stella» Ф. Сидни буквально наполнены образами Других, которые гетерогенны и разнообразны, включая в себя турецкие образы («whether the Turkish new-moon minded be to fill his horns this year on Christian coast»), славянские, польские и «московитские», мотивы («how Poles' right king means without leave of host, to warm with ill-made fire cold Muscovy»), европейские континентальные образы («if French can yet three parts in one agree; what now the Dutch in their full diets boast; how Holland hearts, now so good towns be lost, trust in the shade of pleasing Orange-tree»), ирландско-шотландские мотивы («how Ulster likes of that same golden bit wherewith my father once made it half tame; if in the Scotch Court be no welt'ring yet»2).

В начале XVII столетия английские авторы активизируют свои попытки сформировать образ ислама как коллективного Другого. Например, Фрэнсис Бэкон в своих текстах писал о «Mahomet's sword»3 как новой угрозе, которая вновь становится актуальной для Запада, потому что мусульмане, как полагал английский автор предпочитали «пропагандировать религию войнами или кровопролитными преследованиями для принуждения к переходу в свою веру». Ланселот Эддисон (1632-1703) был один из первых английских авторов, кто в своей книге «West Barbary, or, A short narrative of the revolutions of the kingdoms of Fez and Morocco with an account of the present customs, sacred, civil, and domestick» (1671)4 ввел в английскую лите-

1 Herbert E. To his Watch, when he could not sleep (1665). URL: http://www. luminarium. org/sevenlit/chirbury/tohiswatch.htm

2 Sidney Ph. Astrophel and Stella (1591). URL: http:// www.luminarium.org/renascence-editions/stella.html

3 Bacon Fr. The Essays (1601). URL: http://www.luminarium. org/renascence-editions/bacon.html

4 Addison L. West Barbary, or, A short narrative of the revolutions of the kingdoms of Fez and Morocco with an account of the present customs, sacred, civil, and domestick. Oxford: Printed at the Theater in Oxford, and are to be sold by John Wilmot, 1671. URL: https://quod.lib.umich.edu/e/eebo/A26378.0001.001?view=toc

ратуру несколько восточных образов, актуализируя марокканские мотивы, что стало этапом в формировании коллективных образов исламского мира как коллективного Другого. К концу 1670-х годов в английской литературе появляются образы Мухаммеда, который, правда, ассоциировался с турками и воспринимался как создатель именно «турецкой религии»5.

Параллельно формированию исламских образов в английской литературе становились более видимыми и еврейские мотивы , хотя источники появления еврейской темы в английской литературе были более разнообразны, чем истоки появления мусульманских нарративов. С одной стороны, Библия вдохновляла появление еврейских мотивов в английской литературе. С другой стороны, еврейские образы становились видимыми в контекстах актуализации образов ислама. Вилльям Бэдвэлл (1561-1632)7 внес свой вклад в формирование образа ислама как коллективного Другого, опубликовав «A Discovery of the Impostures of Mahomet and of the Koran» в 1615 году. В качестве персонифицированных мусульманских Других в английской литературе фигурировали «the great Turke» или «the Empereur of Persia»8. Кроме мусульман на статус других в английском литературном воображении XVII века претендовали и цыгане. Например, Бэн Джонсон не нашел других слов для описания образа цыганки кроме «bawd» и «whore»9.

В начале XVII века в английской литературе появляются и более экзотические Другие, что стало возможно благодаря появлению книги Томаса Хэрриота (1560-1621) «Краткое и достоверное

5 Addition L. The life and death of Mahumed, the author of the Turkish region being an account of his tribe, parents, birth, name, education, marriages, filthiness of life, Alcoran, first proselytes, wars, doctrines, miracles, advancement, &c. / by L. Addison ... author of The William Crooke ..., 1679. URL: https:// quod.lib.umich.edu/e/eebo/A26370.0001.001?view=toc

6 Addison L. The present state of the Jews (more particularly relating to those in Barbary) wherein is contained an exact account of their customs, secular and religious: to which is annexed a summary discourse of the Misna, Talmud, and Gemara. L.: Printed by J. C. for William Crooke ... and to be sold by John Courtney ..., 1675. URL: https://quod.lib.umich.edu/e/eebo/A26373.0001.001 ?rgn= full+text;view=toc

7 Nicolson A. God's Secretaries: The Making of the King James Bible. NY: HarperCollins, 2003.

8 Dekker Th. The Wonderfull yeare (1603). URL: http:// www.luminarium.org/renascence-editions/yeare.html

9 Jonson B. On gipsy (1616). URL: http://www.luminarium.org/ sevenlit/j onson/gypsy.htm

сообщение о новооткрытых землях Вирджинии»1. Томас Хэрриот ввел в английский интеллектуальный дискурс образ американского индейца как универсального, но экзотического и малоизвестного, например, в отличии от ирландца или шотландца, Другого. Томас Хэрриот воображал и изобретал индейцев как универсальных Других, описывая их как язычников, чьи традиции и обычаи не похожи на английские.

Пьеса «Красотка с Запада» интересна как одна из первых попыток расширить спектр нарративов, которые были призваны описать формы и проявления Другости и Инаковости. «Красотка с Запада» стала в этой культурной и интеллектуальной ситуации одним из первых текстов, где фигурирует Ориент - пока еще не покоренный англичанами, без британской колониальной администрации, а как Восток - неизвестная и загадочная страна. В этой ситуации английские авторы XVII века пытались ориентализировать коллективные представления о Другости в силу того, что нарративы о католицизме утратили свой мобилизационный потенциал: испанцы и французы воспринимались как католики, но уже не столь опасные как раннее, а ирландцы выглядели конечно Другими, но они казались английским авторам дикими, невежественными, но самое важное - покоренными и подчинёнными.

С другой стороны, на Ориент проецировались и европейские образы, в частности - абсолютистская королевская власть: «.в конце кровавых междоусобий мы обрели нам вожделенный мир, и вот теперь, воссевши на престоле великих предков, мы царим по-царски в Феце, в Марокко.». В этой ситуации английские авторы проецировали на восточных монархов те качества, которые они находили у собственных королей или, как минимум, стремились приписать им их существование. В английской литературе XVII века восточный правитель позиционируется как идеальный добрый монарх («.на груде вражеских кровавых трупов мы ставим суд наш, и пребывая один без соперников, имеем время творить законы для покоя царства, в обогащенье казны.»), в чем, вероятно, прослеживается некоторая оппозиционность со стороны Томаса Хэйвуда официальному политическому дискурсу елизаветинской Англии.

1 Harriot Th. A Briefe and True Report of the New Found Land of Virginia (1588). URL: https://digitalcommons.unl.edu/cgi/ viewcontent. cgi?article=1020&context=etas

Хотя Т. Хэйвуд и сам не был чужд принадлежности к полуофициальному дискурсу восхваления английской королевы («.наша королева -Феникс - единственный своих времен, гордость и слава Островов Заката, тысячи языков устанут, славя ее и не опишут.»2), чем, вероятно, способствовал культивированию политической идентичности и лояльности, в центре которой пребывала фигура монарха. Английские авторы конца XVI-XVП века не имели систематизированных знаний и представлений о Востоке. Их знания, скорее всего, носили вторичный характер, став попыткой англизации европейской континентальной рефлексии о Востоке, которая не была английской, но, более того, являлась католической, поэтому, анализируя историю английской литературы накануне революции не следует преувеличивать симпатии Т. Хэйвуда и его современников в отношении Востока.

Английские драматурги XVII века, вероятно, сами того не понимая, оказались и среди первых или ранних английских националистов, которые не только были носителями высокой культуры, но и начали формировать, продвигать и культивировать крайне непривлекательный образ Востока как родины мавров (один из персонажей пьесы Томаса Дэккэра «Благодетельная шлюха» заявляет своему противнику: «и варварского мавра ты свирепей»3), обители дикости, разврата и пороков: «.но какой мне прок от царства без удовольствий? Дайте мне наложниц, прекраснейших христианских дев, каких поймать или купить можно (арабок и негритянок даром мне пришлют), итальянок, француженок, турчанок и голландок подать в царственный дворец.»4. В этом контексте заметно противопоставление Запада и Востока как центров культуры и варварства, а симпатии автора склонялись в пользу Европы, а точнее - Англии, которая в английской литературе XVII века начинает утрачивать характеристики только и исключительно правильной страны с религиозной точки зрения, превращаясь в общество, которое было динамично трансформирующимся социумом, развитие которого шло в направлении наци-

2 Heywood Th. The Fair Maid of the West (1631). URL: http://www.luminarium.org/sevenlit/heywood/heywoodbib.htm

3 Dekker Th. The Honest Whore (1630). URL: htttp:// www.luminarium.org/sevenlit/dekker/dekkerbib.htm

4 Heywood Th. The Fair Maid of the West (1631). URL: http://www.luminarium.org/sevenlit/heywood/heywoodbib.htm

онализации культуры, консолидации идентичности и формирования модерной нации.

Революция в Англии содействовала развитию коллективных представлений о Других, а политическая и экономическая конъюнктура пополнила их ряды, поэтому наравне с ирландцами и шотландцами в английской идентичности в качестве универсальных Других начали фигурировать голландцы. Например, поэт Эндрю Марвэлл (1621-1678) и вовсе сравнивал Голландию с рвотой, вынесенной морем на берег, обозначая ее не иначе как «переваренная морская рвота», а ее обитателей уподоблял «стадам» животных1.

Предварительные выводы

Подводя итоги статьи, во внимание следует принимать несколько факторов, связанных с развитием образов Другости и Инаковости как части ранней английской национальной идентичности XVII века. Политическая идентичность английских интеллектуалов как носителей высокой культуры на протяжении длительного времени имела религиозные основания, которые постепенно уступали место национальным принципам. Английские интеллектуалы активно использовали коллективные и унифицированные представления о Других как фактор политической и культурной консолидации формирующейся нации. В зависимости от ситуации образы Инаковости могли иметь религиозные или политические основания. Анализируя направления развития образов Другого в английской ранней модерной идентичности, необходимо принимать во внимание, что попытки английских авторов

легитимировать политические изменения и трансформации неизбежно актуализировали необходимость наличия Других, которым англичане как нация могли бы себя противопоставлять, поэтому, образы Инаковости в английской идентичности XVI и XVII века были выражены преимущественно языком веры, хотя в ряде случаев аргументация и мотивация форматоров образов Другости становилась политической, но не гражданской в силу того, что концепты нации как сообщества граждан в английской идентичности XVII века фактически отсутствовали. Английские авторы анализируемого периода как носители высокой культуры активно прорабатывали современность, одновременно мифологизируя ее и используя события реформации и революции в политической и идеологической полемике - поэтому внешние критики этих процессов были обречены на то, чтобы стать частью концептов Другости и Инаковости. Некоторые политические построения английских авторов граничили с мифом, который, утратив традиционные основания, стал частью политической мифологии новой формирующейся ранней модерной английской нации. В целом формирование и развитие образов Другого в английской идентичности анализируемого периода не огранивалась только тем кругом проблем, которые проанализированы в данной статье. Таким образом, формы политического воображения и формирования образов религиозных и политических Других (католиков и мусульман) нуждаются в дальнейшем изучении в рамках анализа истории формирования и развития английской идентичности в XVII столетии.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L. : Verso, 1983. 224 p.

2. Black J. From mood to movement: English nationalism, the European Union and taking back control // Innovation The European Journal of Social Science Research. 2019. Vol. 32. No 2. P. 191-210.

3. Foucault M. The Archaeology of Knowledge. NY. : Vintage, 1982. 256 p.

4. Gellner E. Nations and Nationalism. Cambridge : Cambridge University Press, 1983. 152 p.

5. Grafton A. The history of ideas: Precept and practice, 1950-2000 and beyond // Journal of the History of Ideas. 2006. Vol. 67. No 1. P. 1-32.

6. Kenny M. The Politics of English Nationhood. Oxford : Oxford University Press, 2016. 320 р.

7. Kohn H. The Genesis and Character of English Nationalism // Journal of the History of Ideas. 1940. Vol. 1. No 1. P. 69-94.

8. Kumar Kr. Empire and English nationalism // Nations and Nationalism. 2006. Vol. 12. No 1. P. 1-13.

1 Marvell A. The Character of Holland. URL: https://www. poetryfoundation.org/poems/44678/the-character-of-holland

9. Kumar Kr. The Making of English National Identity. Cambridge : Cambridge University Press, 2003. 384 р.

10. Lachmann R. Capitalists in Spite of Themselves: Elite Conflict and European Transitions in Early Modern Europe. Oxford : Oxford University Press, 2002. 336 p.

11. The Invention of Tradition / eds.: E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge : Cambridge University Press, 1983. 330 p.

12. Waller P. Town, City and Nation. England 1850-1914. Oxford : Oxford University Press, 1983. 339 p.

References

1. Anderson B. Imagined Communities: Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L., Verso, 1983. 224 p.

2. Black J. From mood to movement: English nationalism, the European Union and taking back control, Innovation The European Journal ofSocial Science Research, 2019, vol. 32, no 2, pp. 191-210.

3. Foucault M. The Archaeology of Knowledge. New York, Vintage, 1982. 256 p.

4. Gellner E. Nations and Nationalism. Cambridge, Cambridge University Press, 1983. 152 p.

5. Grafton A. The history of ideas: Precept and practice, 1950-2000 and beyond. Journal of the History of Ideas, 2006, vol. 67, no 1, pp. 1-32.

6. Kenny M. The Politics of English Nationhood. Oxford, Oxford University Press, 2016, 320 р.

7. Kohn H. The Genesis and Character of English Nationalism. Journal of the History of Ideas, 1940, vol. 1, no 1, pp. 69-94.

8. Kumar Kr. Empire and English nationalism. Nations and Nationalism. 2006, vol. 12, no 1, pp. 1-13.

9. Kumar Kr. The Making of English National Identity. Cambridge, Cambridge University Press, 2003, 384 р.

10. Lachmann R. Capitalists in Spite of Themselves: Elite Conflict and European Transitions in Early Modern Europe. Oxford, Oxford University Press, 2002, 336 p.

11. The Invention of Tradition. Eds.: E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge, Cambridge University Press, 1983, 330 p.

12. Waller P. Town, City and Nation. England 1850-1914. Oxford, Oxford University Press, 1983, 339 p.

Статья поступила в редакцию 20.09.2019 г.; принята к публикации 15.10.2019 г.

Submitted20.09.2019; revised 15.10.2019.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Citation for an article:

Kyrchanoff M. W. Formation of images of Otherness in an early English modern identity of the 16th and 17th centuries. Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 3, pp. 215-223. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-3215-223 (In Russ.).

About the author Maksym W. Kyrchanoff

Ph. D. (History), Associate Professor, Voronezh State University, Voronezh, ORCID ID 0000-00033819-3103, maksymkyrchanoff@gmail.com maksymkyrchanoff@gmail. com

Для цитирования:

Кирчанов М.В. Формирование образов Другого в английской ранней модерной идентичности в XVI и XVII веках // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 3. С. 215-223. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-3-215-223

Об авторе

Кирчанов Максим Валерьевич

доктор исторических наук, доцент, Воронежский государственный университет, г. Воронеж, ORCID ГО 0000-0003-3819-3103,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.