маркетинговых стратегий. Стоит отметить, что для эффективной деятельности предприятия необходимо применять одновременно несколько стратегий, которые вместе образуют комбинированную маркетинговую стратегию в зависимости от целей, особенностей, условий функционирования.
Использованные источники:
1. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. - СПб.: Питер, 2007. 496 с.
2. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2011. 211 с.
3. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ пер. с англ. И. Миневрина. - М.: Альпина Паблишер, 2011. 454 с.
Левыкина Т. студент 61/2 ПП группы Гуманитарно-педагогическая академия
Россия, г. Ялта ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗА СЕМЬИ У СТУДЕНТОВ
Аннотация. Рассматривается содержание подготовки студентов к созданию собственной семьи. Анализируется способы формирования образа семьи в представлении у студентов.
Ключевые слова: семья, функции семьи, «детопроизводство», структура семьи, авторитарная концепция отношений, демократиеская концепция отношений, главенство в семье, понятие роли, нормы, санкции.
Summary. The content of training students to create their own family. We analyze the methods of forming the image of the family in the representation of the students.
Keywords: family, functions of family, procreation, family structure, the concept of authoritarian relations, democratic ones, the concept of relations, the primacy of family, the concept of roles, norms, sanctions.
Актуальность. В последние годы увеличивается число разводов, вторичных союзов, неполных семей и количество брошенных детей. Из числа факторов разводов ученые в первую очередь акцентируют внимание на неподготовленность к браку. В первые годы брака семейное существование особенно чувствительно. В данный период формируются супружеские взаимоотношения: решается вопрос о распределении ролей, формируются внутренние взаимосвязи. Данный период непрост, поскольку молодое поколение воспитывались на разных традициях, у любого из супругов может быть свое видение на брачный союз, семью, ведение общего быта, организацию досуга, воспитание детей. Не всегда любовь может справится с образующими конфликтными ситуациями.
Анализ литературы. Значительный вклад в исследование семьи как
социального института внесли А.И. Антонов, А.А. Бодалев, А.Н. Волкова, Л.Я. Гозман, С.И. Голод, Т.А. Гурко, В.Н. Дружинин, А.Н. Елизаров,
A.И. Захаров, М.С. Мацковицкий, Н.Н. Обозов, А.Н. Обозова, Е.Т. Соколова,
B.В. Столин, Т.М. Трапезникова, А.Г. Харчев, Н.Г. Юркевич и др.
Цель и задачи исследования. Цель заключается в установлении особенностей образа семьи современных студентов и обосновании психологических условий формирования у них положительного образа семьи. Задачи исследования: изучить понятия семьи; функции семьи и структуру семьи; определить комплекс методов для экспериментального исследования образа семьи у студентов;
Результаты исследования. Семья представляет из себя трудоемкую систему общественного функционирования человека. Семья находится в своеобразном перемещении, изменяется не только под действием психолого-социальных условий, но и вследствие внутренних действий собственного становления.
Под семьей понимают основанную на браке и (или) кровном родстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу [2].
Невзирая на разнообразные внутрисемейные отношения, любая семья исполняет ряд функций. Сфера жизнедеятельности семьи, конкретно сплетенная с удовлетворением существенных для семьи потребностей ее членов, называется функцией. Функций семьи столько, сколько видов потребностей она удовлетворяет.
Функции семьи самые разнообразные, но чаще всего отмечают такие, как репродуктивная, хозяйственно-экономическая, коммуникативная, функция организации досуга, воспитательная, в которых в определенной степени отображается общественное назначение семьи.
А.Г. Харчев выделяет специфические (рождение и воспитание детей) и неспецифические (организация потребления и быта, досуга и психологического убежища) функции семьи. Основной функцией семьи он считает "детопроизводство" в интересах функционирования общества. Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отображают ее особенности как социального явления, а неспецифические функции - это те, выполнение которых семья обеспечивает в конкретных исторических периодах.
Специфические функции семьи, по мнению автора, стабильны при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории [8].
С течением времени совершаются перемены изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в согласовании с новейшими общественными критериями. Современная семья в нашем социуме никак не осуществляет такого рода функции, как увеличение и предоставление
согласно наследию индивидуальной собственности [5].
Состав семьи содержит в себе структуру семьи, а кроме того комплекс отношений среди ее членами. Исследование структуры семьи предоставляет вероятность дать ответ на вопрос, каким способом реализуется роль семьи: кто именно в семье реализовывает управление и кто именно - выполнение, как распределены среди членами семьи полномочия и прямые обязанности.
С точки зрения структуры семьи, возможно отметить подобные семьи, в каком месте управление и организация абсолютно всех ее функций сконцентрированы в руках одного из члена семьи. В совершенно других семьях существует очевидно сформулированное одинаковое содействие в управлении семьей абсолютно всех ее членов. В первом случае заявляют об авторитарной концепции взаимоотношений; во втором - о демократической. Подобие данному - разделение на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи на данный период занимают фаворитное положение в цивилизованных государствах. Ролевая связь в семье предполагает собой комплекс общепризнанных норм и стандартов поведения одних членов семьи согласно взаимоотношению к другим членам семьи. Базой современного брака становятся не финансовые либо статусные, а эмоциональные стороны межличностных отношений.
Более популярная структура семьи в нашем современном мире - семья, содержащая более старших ее членов (супруга и супругу, а кроме того зачастую кого-то из их родителей) и детей. Более стереотипная направленность отца с матерью на одного - двух детей [6].
Семья больше нацелена на равноправное разделение обязанностей, а кроме того на одинаковое содействие в постановлении абсолютно всех домашних трудностей [7].
Любую из категорий семей определяют проходящие в ней психологические действия и процессы, свойственные ей семейные взаимоотношения, содержащие психологические нюансы наглядно-практической деятельности, область общения и его сущность, характерные черты психологических контактов членов семьи.
Удовлетворение нужд членов семьи исполняются в процессе их жизнедеятельности; материальных нужд - в процессе хозяйственно-бытовой деятельности; потребностей в покое, отдыхе, саморазвитии - в области досуга; развитие личности растущего поколения - в процессе воспитательной работы. Данная деятельность семьи многообразная и многогранная и обязана являться соответствующим организационным образом.
Определенной психологической формой организации жизнедеятельности семьи является структура ролей в ней. Непосредственно данная структура в ключевых чертах устанавливает: то, что, кем, когда, если, в той или иной последовательности обязано производиться. Под ролью в психологии понимается «нормативно одобренные фигуры действия, прогназируемые от индивида, занимающего конкретную позицию в
концепции социальных и межличностных взаимоотношений» [5]. Помимо самого действия, в понятие «роль» вводятся кроме стремления и цели, взгляды и эмоции, общественные конструкции, значения и воздействия, которые предполагаются либо приписываются человеку, занимающему в обществе конкретное положение [5].
Сущность роли и ее осуществление регулируются общепринятыми нормами, произведенными и общепринятыми категорией, т.е. установленными инструкциями, которым следует подчиняться с целью осуществления коллективной работы семьи [1]. Имеются принципы предписания, затрагивающие как принятия ролей, так и их выполнения.
Роль - непростое обучение. Помимо упомянутых факторов (реальное действие, ожидаемое действие, эмоции, цели, ожидаемые от человека, исполняющего общественную значимость), в нее вступают также санкции и нормы.
Нормы - это «конкретные принципы, которые сформированы категорией, установлены ею приняты ею и каким обязано подчиняться поведение ее членов, для того, чтобы их общая работа существовала [1]. Нормы определяют, что обязано выполняться носителем роли. Мать обязана оказывать помощь детям в овладении различными умениями и навыками, контролировать их действие, в случае необходимости - подвергать наказанию. Все без исключения это - образцы общепринятых норм, вступающих в социальную роль матери.
Санкция — это реакция на осуществление либо неисполнение роли. Таким образом, порицание окружающими мамы, которая не любит собственных детей, считается непосредственно санкцией. Особенную значимость играют внутренние санкции, т. е. санкцию либо поощрение из-за осуществлении роли, исходящее с наиболее индивида согласно отношению к себе. Мама, которая ощущает, что, несмотря на роль матери, не любит своих детей, испытывает угрызения совести - вот единственный вид подобных внутренних санкций.
Для того, чтобы семья продуктивно функционировала, ее ролевой состав обязан соответствовать главным условиям:
1) Непротиворечивость совокупности ролей, производящих целую концепцию, как в взаимоотношении ролей, исполняемых одним человеком, так и семье в целом;
2) Выполнение ролей обязано гарантировать удовлетворение нужд абсолютно всех членов семьи;
3) Принятые роли обязаны отвечать способностям личности, никак не обязано являться действием «ролевой перегрузки».
Принятие ролей исполняется в согласовании с социокультурными общепризнанными мерками и эталонами, характеризующими аспекты оценки благополучности исполнения ролей.
Ролевое действие характеризуется степенью идентификации
исполнителя с ролью, т.е. степенью принятия ответственности из-за осуществления роли, ролевой компетентностью, сформированностью мотивационного ролевого действия и конфликтностью роли [4].
Существенное воздействие на ролевое действие проявляет условие родительской семьи. В особенности данное немало важно для российской реальностью, в которой распространены двухпоколенные семьи.
Принятие и выполнение ролей ощущают два вида влияния родительской семьи, зачастую неосознаваемых:
1) повторение (воссоздание) в своей семье нрава распределения семейных ролей и выполнение освоенных ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье;
2) отвержение семейного уклада родительской семьи [3].
В вид принятия межличностных ролей в семье оказывают большое влияние, кроме того процедура появления на свет и присутствие братьев и сестер, т.е. сиблинговые взаимоотношения в родительской семье супругов. Форма взаимоотношений с братьями и сестрами, точка зрения в данных взаимоотношениях с легкостью выносится на собственного мужа и детей, характеризуют жалобы в первенстве, подход к проблемам власти, партнерства, кооперации, соревновательности [2].
Репертуар освоенных в раннем возрасте и в подростковом возрасте межличностных ролей и навык их выполнения выносятся супругами в собственную семейную жизнедеятельность, устанавливая вид межличностного взаимодействия. Возможно отметить последующие варианты сочетания ролевых ожиданий в связи с сиблинговых позиций [9].
Основными параметрами ролевой структуры семьи является вид главенства, характеризующего концепцию взаимоотношений власти и подчинения, т.е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своей семейной жизни [4].
Главенство в семье устанавливает управление и организацию функционирования семьи, характер принятия определенных решений, границу роли членов семьи в управлении жизнедеятельностью семьи, взаимоотношения главенства как доминирования и повиновения.
Характер распределения функций и степень участия членов семьи в постановлении трудностей считаются причинами с целью определения практического главенства в семье. Но наравне с практическим главенством имеется и формальное главенство, т.е. главенство, прописываемое согласно конкретным правилам. В случае расхождения практического и формального главенства появляются инциденты, нацеленные в принятии практического управления, либо соперничество из-за формирования главенства одного из члена семьи. Обычно формальное главенство присваивается мужу, в то время как практическое главенство поровну распределяется между мужем и женой.
Вопрос формирования установок на семью и семейный образ жизни весьма важен, хотя исследуется в недалеком прошлом. Эта проблема стала злободневной в следствии большой численности разводов, нежелания молодежи создавать собственную семью, брать обязанность за рожденных за рожденных вне брака детей. Деструкция множества семейных ценностей посреди разных категорий населения и перемена ценностных ориентаций молодых людей, помимо прочего присутствуют в этой проблеме.
Для формирования установок на семью и семейный образ жизни требуется готовить молодых людей еще со средних учебных заведений при помощи формирования семейных ценностей. Формирование семейных ценностей обязано начинаться еще с детства и быть целенаправленным ходом, направленным как на общество в целом, но и на семью и молодое поколение. Ценности семьи необходимо формировать еще в родительской семье, а потом в школе и прочих образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах и начинать конкретно с обычных семейных ценностей.
Для достижения положительных итогов особенно существенно формирование социального воззрения в сторону увеличения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, роли и места детей в жизни российского общества.
Одной из практических задач психологии семейных отношений является повышение степени психологической совместимости молодежи путем развития в ней черт, качеств и свойств альтруизма, эмпатии, терпимости, демократизма, умения поступиться своими интересами.
С решением распространенным проблем семьи, связанных с повышением ее уровня жизни, а еще значения института семьи для страны и общества, закрепление семьи как социального института, профилактика деструктивных направленностей, существенно сформировать подобающее положительное отношение среди разных категорий молодых людей к семье и браку.
Методы формирования образа семьи:
- лекция с элементами дискуссии;
- индивидуальные и групповые упражнения;
- сюжетно-ролевые игры;
- обратная связь участников тренинга;
- анкета «Семейные ценности современной студенческой молодежи».
Выводы. Таким образом, ценности семьи необходимо формировать
еще в родительской семье, а потом в школе и прочих образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. К проблемам прогрессивной семьи нужно будет обратить внимание средств глобальной информации (посредством социальной рекламы). Особо сущетвенно играет роль развитие социального представления в сторону повышения статуса молодой семьи, материнства и отцовства, значимости
детей в жизни российского общества.
В современной Российской Федерации развитию надлежащего взаимоотношения к семье не уделяется должного внимания. Необычную реальность обретают проблемы сексуального поведения российского молодого поколения, репродуктивного состояния здоровья парней и девушек. Кроме того существует невысокая подготовленность из числа жителей России, в том числе и среди молодого поколения. В стране не разработаны мероприятия с целью увеличения надлежащей грамотности молодого населения.
Использованные источники:
1. Андреева, Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие / Т. В. Андреева. -СПб.: Речь, 2004.
2. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001.
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. вузов и колледжей. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 440с.
4. Кравченко, А. И. Социология / учебник для вузов. - М.: Академический проект, 2009.
5. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М. : ИНФА-М., 1998.
6. Прохорова, О. Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье / О. Г. Прохорова. - СПб.: Каро, 2009.
7. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений. 2001.
8. Харчев, А. Г. Современная семья и ее проблемы (Социально-демографическое исследование) / А. Г. Харчев, М. С. Мацковицкий. М.: Статистика, 1978.
9. Черников, А. В. Системная семейная терапия: интегративная модель диагностики. - М., 2001.
Легкова Е.А. студент 2 курса БутенокН.А., к.филос.н. научный руководитель, доцент Сургутский государственный университет
Россия, г. Сургут СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ ИСТИННОГО СЧАСТЬЯ В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ЭПИКУРА
Если мы будем искать счастья, не зная, где оно, мы рискуем с ним разойтись. (Ж.Ж. Руссо)
Аннотация.
В статье речь идет об одной из основных человеческих ценностей — счастье. Автор рассказывает о шести путях, которые ведут к истинному