СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ТЕОРЕТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Батыршина Альфия Робертовна
Кандидат педагогических наук, доцент, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]
Шарафиева Илгизя Ирековна
Магистрант, Международный инновационный университет (г. Сочи), e-mail: [email protected]
DOI: 10.24412/1029-3388-2023-1-145-154 Аннотация:
В статье авторы рассматривают семью как малую социальную группу, функции и типы семьи. Авторы акцентируют внимание, что в современной России уделяется повышенное внимание семье как институту, участвующему в развитии общества. Это объясняется тем, что растет понимание приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации молодежи; внимание отечественной молодежной и социальной политики направлено на восстановление системы семьи, на развитие взаимопонимания в семье, на повышение совершенствования воспитательного потенциала семьи.
Ключевые слова: семья как социально-психологический феномен, материнство, отцовство, функции семьи, типы семьи.
FAMILY AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL PHENOMENON: THEORETICAL AND PSYCHOLOGICAL ASPECT
Batyrshina Alfiya Robertovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, International Innovative University (Sochi), e-mail: [email protected]
Sharafieva Ilgizya Irekovna
Master's student, International Innovative University (Sochi), e-mail: [email protected] DOI: 10.24412/1029-3388-2023-1-145-154 Abstract:
In the article, the authors consider the family as a small social group, functions and types of family. The authors emphasize that in modern Russia, increased attention is paid to the family as an institution involved in the development of society. This is due to the fact that there is a growing understanding of the priority of the family in the development, upbringing and socialization of young people; the attention of the
national youth and social policy is aimed at restoring the family system, developing mutual understanding in the family, increasing the improvement of the educational potential of the family.
Keywords: family as a socio-psychological phenomenon, motherhood, fatherhood, family functions, family types.
Семья является базовой предпосылкой функционирования социума, первичным средоточием воспроизводства населения и формирования человеческого капитала.
Семья играет особую роль во всей истории развития человеческого общества. Именно она выступает в нем как носитель «социальной преемственности». Семья является важнейшим социальным институтом, поскольку именно в ней происходит социализация личности. Она представляет собой сложный социальный феномен. Она является древнейшим природным сообществом людей, связанных кровным родством. Вместе с тем - это малая контактная группа людей, которая имеет особые формы взаимодействия. А. Харчев [12, с.91] обращает внимание на связь семьи с потребностями общества и рассматривает ее как исторически конкретную систему брачных отношений, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Как малая контактная группа, семья изучается, прежде всего, на микроуровне, особое внимание при этом обращается на анализ межличностного взаимодействия, организацию семейной жизни, групповое поведение, как систему социальных ролей, которая имеет определенные особенности [13, с.111]:
- жесткие нормативные установки семейных отношений, которые обусловлены существованием в каждой культуре четко очерченных представлений о том, когда целесообразно создавать семью, какими должны быть отношения между супругами, родителями и детьми, как распределяются обязанности между ее членами, какие поощрения и санкции необходимо применять к членам семьи в различных ситуациях и прочее; кроме того, семья непосредственно зависит от общественных институтов, регулирующих порядок заключения и расторжения брака, особых прав и привилегий, применение определенных санкций (например, лишение родительских прав) и т. д.;
- четко очерченную гетерогенность состава семьи по полу, возрасту, что предопределяет различные потребности, ценностные ориентации членов семьи;
- закрытый характер семейной группы, что предопределяется определенной конфиденциальностью отношений, ограниченной возможностью и четкой регламентацией порядка вхождение в семью новых членов и выхода из нее, мало того, иногда невозможностью выхода из семьи (например, невозможно прекратить объективно существующее родство);
- четко определенную полифункциональность семьи, а это часто связано с большим количеством семейных ролей, многочисленными аспектами семейной
жизни, которые имеют противоречивый характер;
- историчность, то есть на жизнедеятельность семьи влияют не только качественные этапы ее развития (ухаживания, рождения детей и др.), но и непосредственный опыт семейной жизни взрослых в их родительских семьях, когда они сами были детьми;
- четко очерченную эмоциональность семейных отношений, которая имеет абсолютный характер, что обусловливает большую субъективную важность многих, даже объективно незначительных аспектов жизнедеятельности семьи и делает (с учетом влияния определенных культурных стереотипов) успех или неудачу в семье исключительно значимыми для человека, влияя на его мироощущение, психическое и соматическое состояние здоровья.
Представители конфликтного подхода обращают внимание на сложный и противоречивый характер семейных отношений, на ролевые и другие конфликты, которые возникают на почве их противоречивости. Очевидно, сложность феномена семьи обусловливает необходимость объединения различных подходов [11, с. 49].
Семья имеет высокую персональную значимость, сегодня для большинства людей это необходимая жизненная ячейка, особая ниша, которая оберегает, защищает человека.
Выделяют следующие функции семьи: репродуктивную (воспроизводство населения), воспитательную, хозяйственно-бытовую, экономическую, первичного социального контроля, духовного общения, досуга, эмоциональную, сексуально-эротическую [12, с.51]. Она не ограничивается биологическим продуцированием, а имеет социальный характер, поскольку предусматривает не только рождение ребенка, но и воспроизводство человека, которая бы отвечала современному уровню развития общества. С репродуктивной функцией тесно связана воспитательная функция семьи, которая обеспечивает наследственность в развитии культуры, участие в сохранении и передаче молодому поколению духовных ценностей и трудовых навыков. Экономическая и бытовая функции позволяют поддерживать физическое здоровье членов общества, экономически содержать несовершеннолетних и нетрудоспособных, ухаживать за детьми, предоставлять и получать хозяйственно-бытовые услуги.
Духовно-эмоциональная - обеспечивает развитие личностных качеств членов семьи, способствует их духовному взаимообогащению, осуществляет эмоциональную стабилизацию индивидов и их психологическую терапию, психологическую защиту, оказывает эмоциональную поддержку. Сексуально-эротическая функция заключается в удовлетворении сексуальных потребностей человека, в получении чувств доверия, нежности, любви. Функция досуга связана с организацией рационального времяпрепровождения, удовлетворением потребностей в совместном проведении свободного времени, взаимообогащении интересов [8, с. 84].
Рассмотренные функции современной семьи являются обобщенными, поэ-
тому не исчерпывают перечня её функций. Так, семья выполняет рекреативную, то есть восстановительную, или функцию эмоциональной стабилизации и психологической терапии.
На современном этапе развития семьи не все функции исполняются в полном объеме, поэтому используют понятие «дефункционализация семьи». Однако семья имеет способность к восстановлению и самопожертвованию.
На сегодня существует немало критериев определения различных типов семьи. История знает различные виды семьи, которые определяются по характеру брака: моногамные и полигамные. Моногамная состоит из двух субъектов супружества, полигамная имеет две разновидности: полигиния (многоженство) и полиандрия (многомужье). Исторически первым видом была полигамная семья, а с развитием общества ей на смену приходит моногамная.
С точки зрения сферы выбора супругов, семьи разделяют на эндогамные (взятые в пределах собственного сообщества) и экзогамные (между представителями разных групп). Это приводит к возникновению двух видов семьи: социально-гомогенной (однородной) и социально-гетерогенной (разнородной). По данным социологов, гомогенные семьи составляют около 70% от общего количества. В таких семьях мужчина, женщина и их родители принадлежат к одним и тем же социальным группам. Гомогенная семья, как правило, более устойчива, гармонична, элитарна, их до 36% [6, с.36]. Принадлежность к разным культурным, социальным группам, разная образованность, профессии нарушают гармонию, устойчивость, поэтому здесь преобладают авторитарные отношения. Однако эти особенности не следует абсолютизировать, потому что иногда существующие различия стимулируют большую активность самообразования, самовоспитания.
Различают семейство с благоприятным и неблагоприятным психологическим климатом. Семьи с благоприятным психологическим климатом характеризуются сплоченностью, доброжелательностью и одновременно высокой требовательностью супругов друг к другу, ответственностью, чувством защищенности и эмоциональной удовлетворенности. Важный показатель благоприятного семейного психологического климата - это стремление к совместному решению семейных проблем, проведению досуга при одновременной открытости семьи, её широких социальных контактах.
Брак является одним из важных социальных институтов, регулирующих жизнедеятельность человеческого сообщества. Наряду с психологами, его изучали и предлагали своё определение социологи, культурологи, антропологи Альфред Редклифф-Браун (Alfred Radcliffe-Brown), Эдвард Вестермарк (Edvard Westermarck), Пауль Хортон (Paul Horton), Честер Хант (Chester L. Hunt), Джон Леви (John Levy), Рут Монро (Ruth Monroe), Эдмунд Лич (Edmund Leach), Роберт Лоуи (Robert Lowie) и другие [14, р. 305]. Современные учебники по социологии наиболее часто определяют брак как юридически признанный общественный договор между двумя людьми, традиционно основанный на сексуальных
отношениях, что предполагает постоянство такого союза.
Семья является базовой предпосылкой функционирования социума в его современном понимании, первичным и основным центром общества. Большинство исследователей, предлагая различные схемы субординации и классификации институтов, отдают семье одно из ведущих мест. Так, С. Войтович относит семью к базовым институтам вместе с собственностью и властью. Американский исследователь Д. Неман считает семью ключевым институтом наряду с образованием, политикой, экономикой и религией. А. Карлсон называет семью элементом общества (the fundamental unit of society) [15, р. 363].
Существует много определений семьи, например, Бюро переписи населения США определяет семью как группу из двух или более человек (один из которых является главой домохозяйства), связанных рождением, браком или усыновлением, живущих вместе. Современные учебники по социологии определяют семью как социально признанную группу (объединенную кровью, браком или усыновлением), которая формирует эмоциональную связь и служит экономической единицей общества. Самыми удачными (и широко признанными) являются определения, разработанные А. Харчевым, А. Антоновым. По определению А. Харчева, семья является конкретной исторической системой взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, связанными брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью; её социальная необходимость обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизведении населения [12, с. 96].
Согласно А. Волкову, семья - это основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанных общим бытом и взаимной ответственностью. По определению А. Антонова, семья - это основанное на совместной общесемейной деятельности сообщество людей, связанных узами супружескими - родительскими - родственными, которое благодаря этому осуществляет воспроизведение населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку существования членов семьи. А. Волков и А. Харчев рассматривают как важнейший признак семьи общность быта, а А. Антонов, изучающий феномен семьи на рубеже тысячелетий, акцентирует внимание на общесемейной деятельности как системообразующем свойстве. Всем дефинициям присуще «сочетание» в семье брачных отношений и отношений кровного родства, то есть отношений между супружеской парой, родителями и детьми, другими родственниками [12, с. 112].
Отцовство - это исторически обусловленная социальная форма отношений, социально санкционирует и упорядочивает физический (биологический) процесс продолжения рода человеческого сообщества. Институт родства определяет формы взаимоотношений между другими кровными родственниками, то есть братьями и сестрами, прародителями и внуками. Каждый из этих институтов имеет значительную институциональную автономию, регулирует правила, нормы поведения в определенной сфере, однако именно их сочетание обеспечивает
выполнение всего комплекса функций семьи, делает ее базовой ячейкой общества. Взаимозависимость родителей и детей, брачных партнеров, родственников, формальные и неформальные механизмы и правила их взаимодействия обусловливают фундаментальное качество семьи - выполнение роли посредника между обществом и личностью в отношении биологического и социально-культурного воспроизводства населения.
Основой семьи является брак, и это признают большинство отечественных и зарубежных исследователей. Можно утверждать, что брак является «ядром» институциональной архитектоники семьи. Брак (или брачный союз) - постоянная связь между мужем и женой, как правило, основанная на личных чувствах и сексуальных отношениях, которая имеет целью создание семьи. Если институты общества - это «правила игры» этого общества, обеспечивающие взаимоотношения между людьми, формирующие мотивацию их взаимодействия, то институт брака упорядочивает отношения между мужчиной и женщиной, определяя их права и обязанности, нормы и правила взаимоотношений, которые обеспечивают реализацию естественной потребности людей в сексуальных отношениях и продолжении рода, придавая ей (этой потребности) социальную форму относительно социальных условий и культуры данного общества.
Институт брака является сочетанием формальных и неформальных норм и правил супружеских отношений, и если использовать понятие гаранта, то гарантом соблюдения формальных норм и правил в этой сфере на разных этапах исторического развития были община, церковь, государство. В наше время эти формальные правила закреплены в Семейном кодексе, который в большинстве стран Европы существует либо в виде отдельного документа, либо как часть Гражданского кодекса [10, с. 49].
В РФ нормы относительно брачного возраста, условий заключения брака (добровольность, единобрачие и т.п.) и его прекращения, прав и обязанностей супругов изложены в Семейном кодексе РФ. Однако не меньшее значение имеют неформальные нормы и правила брачных отношений, которые регулируют их сексуальные, психологические, эмоциональные аспекты, систему лидерства и обмена деятельностью супругов, и являются результатом как брачно-семейных традиций определенного сообщества, так и современных морально-этических принципов и ориентаций, которые в значительной мере влияют на социально-экономические условия жизнедеятельности населения.
Семья является сложным социальным организмом, который имеет свои закономерности функционирования, собственную логику развития внутренней структуры и внешней формы. Как одному из базовых институтов социума ей присуща значительная институциональная автономия, без чего невозможно выполнение её функций. Семья и ее составляющие институты имеют свою логику развития, однако она «вплетена» в ткань исторического развития всего социума, которая находится в непрерывном взаимодействии, взаимовлиянии с другими институтами. Как воспроизводство населения происходит во всём пространстве
общественно-экономической жизни и является свойством общественной жизни в целом, так и функционирование семьи, как первичной ячейки воспроизводства новых поколений, происходит в социально-экономическом пространстве, и является взаимосвязанным со всеми сферами жизнедеятельности социума, органической составляющей институциональной среды в целом, которая существует под влиянием этой среды и его составляющих - конкретных институтов [9, с. 372].
С развитием человечества институт семьи постепенно меняется, усложняется: изменяются структуры её внутренней архитектоники, то есть институты брака, отцовства и родства, и их связи-взаимоотношения. Соответственно трансформируются функции семьи, её место в обществе, формы её взаимодействия с другими институтами.
В доиндустриальном обществе институт семьи занимал центральное место, поскольку производство материальных благ имело, в большинстве случаев, семейный характер. Семья была не только основной демографической ячейкой общества, но и основным экономическим центром, то есть в семье был сконцентрирован не только сам человек, но и предметы потребления и средств производства.
Фактически весь жизненный путь личности - обучение, формирование социальных свойств, труд и быт, духовное развитие, отдых - происходило в семье. Жёсткие условия существования населения в этот период (вследствие низкой производительности труда, высокой смертности населения, зависимости от сил природы и т. п.) требовали объединения усилий всех членов семьи, четкой семейной иерархии, авторитарного типа отношений, и этим требованиям отвечала патриархальная семья. Как правило, это большая, многодетная семья, где вместе проживают не только родители и дети, но и представители старшего поколения, братья и сестры, а дети, которые уже стали взрослыми и имеют свои семьи, остаются жить вместе с родителями и вести общее хозяйство. Большое количество работников в семейном хозяйстве (что обеспечивается в первую очередь многодетностью) является залогом материального благосостояния семьи, даёт возможность удерживать как малолетних детей, так и стариков и немощных, которые полностью материально зависят от успеха семьи. В семье этого типа в супружеских отношениях существует четкая иерархия, обязанности мужчины и женщины чётко определены: муж - это глава семьи, её кормилец и хранитель, исполнитель тяжелого физического труда, что требует от него силы, мужества, стойкости, а женщина - это жена и мать, организатор и исполнитель работы в семейном домохозяйстве, и её обязанности - заботиться о детях и быте [4, с. 77].
Итак, на этом этапе развития общества институт семьи имел монолитную, четко определенную внутреннюю архитектонику, его составляющие - институты брака, отцовства и родства были плотно соединены, переплетены. Брак был обязательным условием отцовства, большое количество детей - залогом разветвленной системы отношений родства между братьями и сестрами.
Среди ученых, в первую очередь последователей фамилистической парадигмы, бытует мнение, что семья должна обязательно сочетать в своей структуре институты брака, отцовства и родства, как это и происходило на протяжении длительного этапа развития человечества. Так, Т.В. Андреева считает, что поскольку семья является сообществом (объединением) людей, связанных между собой супружескими, семейными отношениями, то наличие этих триединых отношений является непременным признаком семьи, а отсутствие хотя бы одного из них свидетельствует о фрагментарности семейных объединений, и в этом случае следует использовать термин «семейная группа», «осколочные формы семьи», а не «семья» [1, с. 54]. Согласно этому подходу, если супружеская пара имеет одного ребенка, то это сообщество из трех лиц является семейной группой, а не семьей в полном смысле, поскольку в данном случае существуют лишь отношения «родители-дети», «муж-жена», но отсутствуют отношения «братья-сестры». Истоки этих взглядов лежат в концепции «корневой семьи» Фредерика Ле Пле, который считал, что этот тип семьи является (родительская семья плюс репродуктивная семья, как правило, старшего сына) фундаментом стабильности и социального успеха общества.
Однако, как бы мы ни оценивали историческую эволюцию семьи, следует признать, что в ходе исторического развития её внутренняя институционная архитектоника претерпела значительные изменения. Её составляющие - институты брака, родительства и родства - не только существенно трансформировались, но и изменились формы их взаимодействия, увеличилась автономность, усложнилась система взаимосвязей, что обусловлено формированием сначала индустриального типа социума, позже - постиндустриального, и соответствующей перестройкой всей институциональной системы [2, с. 61].
С развитием общества и повышением продуктивности труда, производство материальных благ «отделяется» от семьи. В условиях индустриализации и промышленного производства члены семьи принимают участие в материальном производстве как наемные работники за пределами семейного объединения. И хотя семейное производство не исчезает, оно уже не является основным в экономической системе, а среди экономических функций семьи на первый план выходят отношения собственности, потребления, ведения домашнего хозяйства, организации быта. Большой размер семьи уже не является обязательным залогом её успеха и материального благосостояния [3, с. 47].
Институциональная структура общества постепенно усложняется, становится более разветвленной, и некоторые функции семьи переходят (частично или полностью) к специализированным институтам: функции образования и воспитания нового поколения - к институтам образования и воспитания, то есть учебным заведениям всех уровней, функции материального обеспечения немощных и старых членов семьи - к пенсионной системе и системе социального обеспечения. В зависимости от того, как государство и другие социальные институты «берут» на себя обязанности семьи, меняется мотивация семейных
связей, формы взаимодействия представителей разных поколений, исчезает мотивация многодетности.
Литература
1. Андреева Т. В. Семейная психология: учеб. пособие. - СПб: Речь, 2004.
- 244 с.
2. Бобченко Т. Г. Психологические тренинги. Основы тренинговой работы. Учебное пособие. - М.: Юрайт, 2020. - 132 с.
3. Василец Т.Б. Мужчина и женщина - тайна сакрального брака. - СПб.: Речь, 2010. - 496 с.
4. Леонтьева В. Л. Психология. - М.: Юрайт, 2019. - 152 с.
5. Некрасов А.А. Семья без «брака». - М.: Центрполиграф, 2012. - 223 с.
6. Немов Р. С. Общая психология. В 3-х томах. Том 2. В 4-х книгах. Книга 4. Речь. Психические состояния. - М.: Юрайт, 2019. - 244 с.
7. Полоролевая психология: коллективная монография / А.С. Кочарян, М.Е. Жидко, Н.Н. Терещенко, Е.В. Фролова. - Х.: ХНУ им. В. Н. Каразина, 2015. - 236 с.
8. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие. - М.: Академический проект, 2006. - 328 с.
9. Психология и психоанализ любви: Хрестоматия / Под ред. Райгородского Д.Я. - Самара: БАХРАТ-М, 2007. - 688 с.
10. Роджерс К. Психология супружеских отношений. Возможные альтернативы. - М.: Эксмо, 2002. - 288 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Издательство: Питер, 2002. - 720 с.
12. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектно-сти человека // Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. - 395 с.
13. Фетискин Н.П. и др. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М.: Ин-т Психотерапии, 2002. - 409 с.
14. Cella S. Influence of gender role orientation (masculinity versus femininity) on body satisfaction and eating attitudes in homosexuals, heterosexuals and transsexuals / S. Cella, M. Iannaccone , P. Cotrufo // Eat Weight Disord. - 2013. - 18 (2). - Р. 115
- 124.
15. Clinical utility of the Bem Sex Role Inventory (BSRI) in the Spanish transsexual and nontranssexual population / Gómez-Gil E1, Gómez A, Cañizares S, Guillamón A. et al. // Journal of Personality Assessment. - 2012. -94 (3). - Р. 304-309.
Reference
1. Andreva T. V. Seventh psychology: studies. stipend. St. Petersburg: Speech, 2004. 244 P.
2. Bobchenko T. G. Psychological training. Basics of training work. Educational situation. M.: Yurat, 2020. 132 P.
3. Vasilets T. B. male and female - the secret of sacred marriages. St. Petersburg: Speech, 2010. 496 P.
4. Leontieva V. L. Psychology. Moscow: Yurat, 2019. 152 P.
5. Nekrasov A. A. Land without «marriages». M.: Tsentrpoligraf, 2012. 223 P.
6. Nemov R. S. General psychology. In 3 volumes. Volume 2. In 4 books. Book
4. Speech. Psychological state. M.: Yurat, 2019. 244 P.
7. Field psychology: electric graphics. A.S. Kocharyan, M. E. Zhidko, N.N. Tereshenko, E. V. Frolova. H.: V.N. Karazin KhNU, 2015. 236 P.
8. Rassosevy N. N. the main problems of seven-storey and municipal construction: educational institution. Moscow: Academic Project, 2006. 328 P.
9. Psychology and psychology of love: a study. Ed. Raygorodsky D. Ya. Samara: BAHRAT-M, 2007. 688 P.
10. Rogers K. Psychology of auxiliary departures. Possible alternatives. Moscow: Eksmo, 2002. 288 p.
11. Rubinstein S. L. basic psychologists. Publishing house: Peter, 2002. 720 P.
12. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. The main stages of the development of human subectnostics. Basic psychological research. Psychology of human development: The development of physical reality in ontogenesis: Textbook for universities. M.: School session, 2000. 395 P.
13. Fetiskin N. P. et al. Socio - psychological organization of the development of personality and small groups.M.: Institute of Psychology, 2002. 409 P.
14. Cella S. Influence of gender role orientation (masculinity versus femininity) on body satisfaction and eating attitudes in homosexuals, heterosexuals and transsexuals.
5. Cella, M. Iannaccone, P. Cotrufo. Eat Weight Disord. 2013. 18 (2). P. 115 - 124.
15. Clinical utility of the Bem Sex Role Inventory (BSRI) in the Spanish transsexual and nontranssexual population. Gómez-Gil E1, Gómez A, Cañizares S, Guillamón A. et al. Journal of Personality Assessment. 2012. 94 (3). P. 304-309.