Лукашенко И.А. ©
Студент педагогического факультета, Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Тюменский государственный университет"
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация
Основное внимание в работе автор акцентирует на том, что актуальность назревшей проблемы нравственности младшего школьника вызывает необходимость грамотного использования средств информационных технологий и создание педагогических условий, способствующих формированию нравственных качеств у ребенка в младшем школьном возрасте. Автором проанализирован практический опыт ученых и педагогов в области изучения нравственности детей и выявлены особенности формирования нравственных качеств у подрастающего поколения посредством информационных технологий. В заключение приводится анализ результатов эксперимента, доказывающих эффективность применяемых педагогических условий формирования нравственных качеств у младших школьников посредством информационных технологий.
Ключевые слова: нравственность, нравственные качества, средства информационных технологий, педагогические условия.
Keywords: morality, moral qualities, means of information technologies, pedagogical conditions.
Особо острой и актуальной становится проблема развития нравственности всего человечества в сегодняшних условиях социальных и экономических войн и конфликтов. Глобальные преобразования происходят на настоящий момент в российских школах, внедрение в образовательный процесс федерального государственного образовательного стандарта.
В Федеральных государственных образовательных стандартах (далее ФГОС) акцентируется внимание на развитии духовно-нравственных личностных результатов учащихся, т.е. их личностные качества должны развиваться не только в урочной, но также и во внеурочной деятельности.
П.И. Подласый, В.Н. Мясищев, В.Т. Чепиков, С.Л. Рубинштейн, З.И. Васильева, С.А. Козлова, В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев, И.В. Манерко, Л.А. Григорович, И.Ф. Харламов и другие занимались и занимаются проблемой нравственности.
Мы полагаем, что процесс принятия нравственных качеств и ценностей на осознанном уровне начинается именно с младшего школьного возраста и продолжается всю жизнь [1; 7]. Поэтому данный возраст наиболее сензитивен для формирования моральных установок и принятия нравственных норм.
В настоящее время мы наблюдаем тенденцию роста агрессивного поведения, распространения жестокости и насилия, как с экранов телевизора, так и в интернете. Также обращает на себя внимание доступность масс-медиа для всех возрастных категорий. Всё это вызывает озабоченность родителей и педагогов.
С нашей точки зрения, в настоящее время возросла фоновая и развлекательно-компенсаторная функции средств информационных технологий из-за поверхностного восприятия социально значимой информации, поэтому перед педагогами ставится проблема
© Лукашенко И.А., 2016 г.
формирования критического отношения к массовым информационным процессам в нашем обществе.
Мы придерживаемся мнения И.А. Каирова и О.С. Богдановой, которые утверждают, что дети и подростки - личности еще не сложившиеся, без устойчивой жизненной позиции. Не зная подлинных ценностей. Они легко принимают ценности мнимые, лживые, что ведет к потере духовной культуры [2, с. 215].
Исходя из вышесказанного, актуальность исследования можно выразить в противоречиях между существующей на сегодняшний момент потребностью общества в формировании нравственных качеств у школьников младших классов и:
• биполярным влиянием средств информационных технологий на данный процесс;
• отсутствием программы, методического обеспечения по формированию у обучающихся критического отношения к различным массовым информационным процессам.
Нравственность - это термин, который употребляется в живом нашем языке и в специальной литературе в большинстве как синоним морали, иногда - этики. Мы полагаем, что основное различие между моралью и нравственностью заключается в том, что мораль -это учение о нравственности, а нравственность - это цель и конечный результат этого учения, нравственность представляется в виде завершающего этапа развития объективного духа.
По мнению В.И. Слободчикова, нравственность - это личная форма этического сознания, область свободных и ответственных поступков личности, ее внутренних мотивов и побуждений творить добро [6, с. 33].
Нравственное развитие - это процесс качественных и количественных изменений приобретенных и врожденных свойств, предполагающий формирование основных нравственных качеств личности. В своей работе мы выделяем следующие наиболее важные нравственные качества для развития младших школьников: дисциплинированность, ответственность, вежливость [5, с. 387-390].
Мы считаем, что существует много факторов, влияющих на формирование нравственных качеств у младших школьников: семья, школа, сверстники, особенности воспитания, примеры для подражания, уровень материального благосостояния и др. Особый интерес вызывают средства информационных технологий.
В Федеральном законе от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в статье 2 сказано: «Информационные технологии (ИТ) - процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов» [8].
В нашем исследовании мы рассматриваем информацию в ключе антропоцентрического подхода, в рамках которого средства информационных технологий можно отождествить со средствами массовой информации: телевидение, радио, интернет-ресурсы, печать, цифровые издания, кинематограф и др. С их помощью происходит распространение информации (знаний, правовых и моральных норм и правил, духовных ценностей и т. п.) на большие аудитории.
Наблюдая за нравственным развитием детей младшего школьного возраста, мы видим, что бесконтрольное использование телевидения, интернет-источников, печатных изданий и др. не способствует, а скорее вредит формированию нравственных качеств подрастающего поколения.
Мы считаем, что средства информационных технологий могут навязывать младшим школьникам свои «идеалы», как положительные, так и отрицательные, тем самым управлять их вкусами. В современном информационном пространстве ребенок еще не достаточно хорошо ориентируется, поэтому старается быть похожим на «популярных» на сегодняшний день героев (мультипликационных героев, поп-звезд, интернет-блогеров). Эти персонажи становятся его жизненным идеалом. Важно, чтобы в этот момент рядом оказался человек, готовый подсказать младшему школьнику правильный выбор, поэтому информация, полученная детьми, должна грамотно комментироваться и учителями, и родителями.
Времяпрепровождение за источниками информационных технологий и количество получаемой информации должно ограничиваться, а качество проверяться. С этой целью возникает необходимость грамотного использования средств информационных технологий и анализ влияния педагогических условий на формирование нравственных качеств у младших школьников.
Все это обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование нравственных качеств у младших школьников посредством информационных технологий».
Цель исследования заключалась в том, чтобы теоретически обосновать и апробировать педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников посредством информационных технологий.
По определению ученых и педагогов, педагогические условия - это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы и обобщения опыта формирования нравственных качеств у младших школьников, мы определили, что следующие педагогические условия способствуют влиянию средств информационных технологий на эффективность данного процесса [3, с. 110 - 113]:
• разработка и реализация программы формирования нравственных качеств у младших школьников посредством информационных технологий;
• использование в процессе практической работы с детьми сюжетов и персонажей мультфильмов с целью социального развития детей и для создания положительных эмоций;
• взаимодействие школы и семьи с целью выработки у детей критического отношения к средствам информационных технологий.
Выдвинутые педагогические условия обусловили реализацию программы «Ступеньки совести» по формированию нравственных качеств у младших школьников посредством информационных технологий [4, с. 301 - 305].
Цель программы: формирование нравственных качеств у младших школьников посредством информационных технологий.
Задачи программы:
1) сформировать представления о вежливости, дисциплинированности, ответственности как важных качествах личности, а также о ценности здоровья и необходимости ведения здорового образа жизни;
2) развить критичное отношение к содержанию телепередач, мультфильмов и фильмов;
3) вооружить учащихся знаниями о морали и целесообразности моральных норм;
4) сформировать потребность в нравственном поведении и поступках детей.
Также мы определили формы организации (просмотр, упражнения и игры, тренинг, родительские собрания) и приемы формирования нравственных качеств (обращение к опыту учащихся, беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей, анализ и проигрывание ситуаций).
По итогам реализации программы выступили следующие ожидаемые результаты:
1) учащиеся имеют представления о вежливости, дисциплинированности, ответственности, ценности здоровья и реализуют их в собственной жизни;
2) критически относятся к содержанию телепередач, мультфильмов и фильмов;
3) обладают знаниями о морали и целесообразности моральных норм;
4) испытывают потребность в нравственном поведении и поступках.
Для достижения выдвинутых целей и задач мы организовали и провели опытно-экспериментальную работу по изучению формирования нравственных качеств у младших школьников посредством информационных технологий.
Экспериментальное исследование проходило в три этапа:
1. Констатирующий - диагностика исходного уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников;
2. Формирующий - реализация педагогических условий формирования нравственных качеств у младших школьников посредством информационных технологий;
3. Контрольный - выявление уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников посредством информационных технологий, используя те же диагностические методики, что и на констатирующем этапе.
На первом этапе мы выделили критерии и показатели сформированности нравственных качеств у младших школьников, отмеченные А. А. Рычковой:
1) когнитивный,
2) эмоционально-мотивационный,
3) поведенческий.
На основе представленных критериев мы определили уровни сформированности нравственных качеств у младших школьников посредством информационных технологий:
Высокий уровень: обладает прочными знаниями о понятиях «вежливость», «доброжелательность», «ответственность», о правилах поведения в школе, в общественных местах, и представлениями о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения; применяет нормы вежливости и правила поведения в школе и общественных местах, переживает чувства ответственности, долга и совести за выполнение поручений.
Средний уровень: обладает некоторыми знаниями о понятиях «вежливость», «доброжелательность», «ответственность», о некоторых правилах поведения в школе, в общественных местах, имеет частичные представления о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения; не всегда применяет нормы вежливости и правила поведения в школе и общественных местах.
Низкий уровень: запас знаний о понятиях «вежливость», «доброжелательность», «ответственность», о правилах поведения в школе, в общественных местах, и представлений о вежливости, о ценностных основаниях ответственного поведения очень скуден; не применяет нормы вежливости и правила поведения в школе и общественных местах, почти никогда не переживает чувства ответственности, долга и совести за выполнение поручений.
В соответствии с представленными выше критериями и показателями сформированности нравственных качеств у младших школьников посредством информационных технологий нами были подобраны и использованы следующие диагностические методики:
1. Анкета «Нравственные понятия»
Цель: выявить уровень имеющихся знаний смысловых значений этических понятий, определяющих духовно-нравственное состояние личности человека («вежливость», «доброжелательность», «ответственность»).
2. Методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой.
Цель: изучить эмоциональное отношение к нравственным нормам и выявить умения различать хорошие и плохие поступки.
3. Методика «Список желаний».
Цель: изучить уровень отношения к жизненным ценностям младших школьников.
Базой исследования явилось Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Хохловская средняя общеобразовательная школа» филиал Криволукская основная общеобразовательная школа. В эксперименте приняли участие младшие школьники от 8 до 9 лет. Исследование проводилось во 2-х классах: 2А (экспериментальная группа) в составе 15 человек; 2Б (контрольная группа) тоже в составе 15 человек.
На констатирующем этапе была проведена первоначальная диагностика исходного уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников в обеих группах, по результатам которой был выделен слабый класс. Он и стал экспериментальным.
Таблица 1
Результаты первоначальной диагностики
Название | «Нравственные | «Сюжетные | «Список
методик понятия» (%) картинки» (%) желаний» (%)
Группы Уровни В С Н В С Н В С Н
Экспериментальная до реализации 40 40 20 27 40 33 27 33 40
Контрольная программы 40 40 20 27 47 26 27 40 33
На формирующем этапе разработали и реализовали педагогические условия формирования нравственных качеств у младших школьников посредством информационных технологий. Продолжительность исследования составила 2,5 месяца (05.10.2015 -11.12.2015), с периодичностью проведения занятий - 1 раз в неделю.
На контрольном этапе экспериментального исследования была проведена повторная диагностика уровней сформированности нравственных качеств у младших школьников в обеих группах, а также сделан анализ результатов диагностики на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.
Таблица 2
Результаты повторной диагностики
Группы Название методик «Нравственные понятия» (%) «Сюжетные картинки» (%) «Список желаний» (%)
Уровни В С Н В С Н В С Н
Экспериментальная (2А) до реализации программы 40 40 20 27 40 33 27 33 40
после реализации 60 33 7 80 20 0 70 20 10
Контрольная (2Б) до реализации программы 40 40 20 27 47 26 27 40 33
после реализации 47 33 20 27 53 20 27 40 33
Сравнение данных констатирующего этапа с данными, полученными на контрольном этапе, показывает, что количество детей с низким уровнем сформированности нравственных качеств посредством информационных технологий в экспериментальной группе (2А класс) уменьшилось, также уменьшилось количество учащихся, имеющих средний уровень развития нравственных качеств. За счет уменьшения низкого и среднего уровня обучающихся увеличилось количество детей, которые показали высокий уровень сформированности нравственных качеств посредством информационных технологий.
В целом, это доказывает, что приемы и содержание формирующего этапа проводимого эксперимента были выбраны правильно и оказались эффективными для повышения уровня сформированности нравственных качеств у младших школьников посредством информационных технологий.
Таким образом, анализ результатов, полученных в ходе эксперимента, доказывает эффективность реализации выдвинутых педагогических условий. Гипотеза подтвердилась.
Литература
1. Мальцева, Н.В. Нравственные поступки школьников: условия и средства их выбора и мотивации [Текст]: научное издание / Н.В. Мальцева, Е.В. Слизкова. - Санкт-Петербург, 2009.
2. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания [Текст] / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. - М.: Педагогика, 2004. - 274 с.
3. Слизкова, Е.В. Формирование нравственных качеств личности младших школьников средствами духовно-нравственного воспитания [Текст] / Е.В. Слизкова, А.В. Белова. - Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 6-2. - С. 110-113.
4. Слизкова, Е.В. Формирование ценностных отношений у младших школьников в воспитательном процессе начальной школы [Текст] / Е.В. Слизкова, А.Н. Шарайкина. - Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 8-1. - С. 301-305.
5. Слизкова, Е.В. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях ФГОС второго поколения [Текст] / Е.В. Слизкова, А.В. Белова. - Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 10. - С. 387-390.
6. Слободчиков, В. И. Духовные проблемы человека в современном мире [Текст] / В.И. Слободчиков // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 33.
7. Фадич, Е.В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников (3 - 5 классы) [Текст]: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Е.В. Фадич. - Омск, 2001.
8. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».