Научная статья на тему 'Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста'

Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1358
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА / СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гупалова Карина Васильевна

В статье анализируется формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста»

Список литературы

1. Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях; Физкультура, образование и наука, ГУФК им. П.Ф. Лесгафта. Москва, 2014. 415 с.

2. Давиденко Д.Н. Основы психофизиологии функциональных состояний: прикладной аспект [Текст] / Д.Н. Давиденко, В.Ю. Карпов, Е.А. Митин, М.М. Филиппов // Самара, 2006. 328 с.

3. Багадирова С.К. Материалы к курсу «Спортивная психология. Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2014. 243 с.

4. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов. Краснодар, 2008. 220 с.

5. Бабушкин Г.Д. Формирование психологической подготовленности спортсмена на предсоревновательном этапе / Г. Д. Бабушкин // Спортивный психолог. 2013. № 2. С. 37-42.

6. Ковалева А.В. Современные методы и средства психологической подготовки спортсменов / А.В. Ковалева, А.В. Квитчастый, И.Т. Выходец // Спортивный психолог. 2014. № 2. С. 36-39.

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Гупалова К.В.

Гупалова Карина Васильевна - студент, кафедра дошкольного образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация: в статье анализируется формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: нравственность, нравственные качества, старший дошкольный возраст.

Постановка проблемы. Нравственное отношение к жизни должно быть прочувствованно, осмысленно, понято сердцем. Наша задача: развить у детей доброту, сострадание, трудолюбие, осмысленное отношение к жизни, страданиям, испытаниям, в общем, все те качества, которые составляют основу счастливой жизни любого человека. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социально-экономического и культурного развития диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения.

Цель статьи. Показать этапы формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Изложение основного материала. На чем строить воспитание детей? Конечно же, на моральных ценностях. Приобщения детей к ценностям человеческой культуры, выработанные веками, является одним из важнейших условий для развития личности ребенка. Какие самые важные качества, которые мы хотим видеть в наших детях? Конечно же, вежливость, деликатность, скромность, общительность, дисциплинированность, чуткость, тактичность. Эти свойства строятся на моральных устоях, поэтому нашими моральными принципами (доброта, честность, милосердие и т.д.) и руководствуются воспитатель и родитель [1, с. 25].

В процессе воспитания необходим прочный философско-этический фундамент.

Решить эту проблему можно будет только тогда, когда в приоритете образования будет идея развития личности, духовно богатой и наполненной этически.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства наиболее интенсивно развиваются у детей дошкольного возраста. Они могут возникнуть в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства, превосходства или, наоборот, неполноценности, отчаяние или уверенность и т.д.), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, дружба, любовь, чувства стыда, вины и т.д.), а также коллективизм (солидарность), искусство (эстетическое чувство)."У ребенка старшего дошкольного возраста формируются уже начала сложных чувств (справедливость, любовь к Родине, расположение к детям других национальностей). В дальнейшем это переходит в более сложные чувства» [2, с. 135].

Формирование эстетических чувств важно в результате развития ребенка в позитивном эмоционально-ценностном отношении к окружающей среде. Ребенок эмоционально реагирует на то, что происходит вокруг него, через эмоции и чувства, у дошкольников происходит формирование многих представлений о разных явлениях в мире. Какие эмоции приносит ребенку и какие чувства они испытывают, зависит не только от формирования его взглядов, но и желания действовать в этой ситуации в соответствии с этими взглядами. Положительное эмоциональное состояние - это основа дружелюбных людей, готовых общаться. Негативные эмоциональные состояния могут привести к гневу, ревности, страху, поскольку воспитание детей - это сложное дело. «В дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений. Развитие чувств у ребенка во многом зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых он принимает участие. При целенаправленном воспитании, чувства ребенка гораздо богаче, разнообразнее и проявляются раньше, чем у детей, не получивших правильного воспитания. И как говорил А.С. Пушкин: «Отсутствие воспитания есть корень всякого зла». Нравственные чувства формируются у детей в процессе их взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а потом уже сопереживание горя.

«Первоначальные представления о взаимоотношениях людей, ребенок получает наблюдая за взаимоотношениями окружающих его взрослых. Их поведение, а также отношение к нему самому, к его поступкам становится для малышей как бы программой поведения. По образцу, данному взрослым, он строит свои отношения с людьми» [3, с. 134]. Важно, чтобы в дошкольном детстве ребенок испытывал максимум положительных эмоций.

Задача воспитания у детей нравственных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. «Все педагоги нашего времени сходятся на том, что в деле воспитания самое главное приобрести доверие и любовь ребенка» [3, с. 139].

Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, взрослыми, делится своими радостями и печалями.

Одно из важнейших условий успешного развития нравственных чувств у ребенка старшего дошкольного возраста - это окружить жизнерадостной обстановкой вокруг него. Взрослый не должен препятствовать детской радости. В атмосфере радости легко зарождаются такие ценные качества, как доброта, готовность помочь и т.д. Счастливый ребенок чувствует, что эти чувства доступны, они готовы принять начатое дело, они, в некотором смысле, уверены в себе, своей энергии, он становится активным, готов выполнить задание для помощи взрослым. Важно, чтобы взрослые правильно оценили психическое состояние ребенка, разделили его радость [4, с. 98].

Да, к сожалению, семья часто и «отравляет» дух ребенка.

Воспитателям необходимо научить ребенка делать правильный нравственный выбор.

Конечно, говоря о детях, пока еще рано говорить о формировании у них таких качеств, как честность, смелость, доброта и др. Однако то, что создается общением, не менее важно. Это - чувства эмоционального благополучия, тепла и уюта в новом и незнакомом мире. Общество предлагает ребенку те или иные нормы требования. Дело за «малым»: научить соблюдать их.

Психологическое развитие детей, нравственное становление, образцы поведения, социальные установки, контакты, принципы - все это базируется на структуре семейных отношений. Благосостояние общества, его прогресс или застой зависит от той позиции, которую занимают отцы и матери, от их слов, действий, заботы и внимания. Очевидно, что родителям, а особенно матерям, следует реализовать свою благородную обязанность и в полной мере чувствовать ту ответственность, которая на них возложена. Какой бы поступок они ни совершали, какое бы слово ни произносили, с кем бы ни общались, какую бы проблему ни решали, им всегда необходимо помнить о священном долге. Вступая на этот путь, родитель должен запастись терпением, снисходительностью, устойчивостью, постоянно напрягать все свои силы и приумножать знания.

Главное очевидно - если родители фиксируют свое внимание на всех аспектах гармонии, то их дети наиболее полно воспримут идеал прекрасного.

Матерям и отцам следует пользоваться основным методом развития нравственности - устраивать в семье беседы. Сами беседы должны быть хорошо спланированы, а тема дискуссии каждый раз выбирается новая. Лучше всего рассказывать: истории о животных, басни, сказки, приводя примеры из жизни, - все это дает информацию о мире, о нормах поведения, развивает особенности мышления и чувства детей.

У ребенка выработается сочувствие, отзывчивость, умение поставить себя на место другого человека, чтобы понять: то, что нам неприятно, неприятно ему. Все это педагогам постоянно приходится напоминать родителям. Для этого необходимо проводить беседы, консультации, совместные досуги и конкурсы родителей и детей, вывешивать необходимую информацию на стендах, и многое-многое другое...

Идеальные отношения между людьми основываются на взаимном признании, что каждый человек - творец своей собственной жизни. Каждый признает и ценит внутренний субъективный мир другого и себя. Такие эмоции человека, как боль, конфликт, вина и др., составляют его внутренний опыт и поэтому также должны восприниматься доброжелательно [3, с. 98].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что мораль во многом зависит от воспитания здоровой совести. По общему признанию воспитания детей и обучения их хорошим манерам с детства требует терпения и сил. Если бы эта задача была легкой, то мы не видели бы такого различия между культурными и некультурными людьми. Если бы поведение человека совершенствовалось со временем, с приобретением опыта, то не надо было бы тратить на это столько сил, и люди росли, как деревья в лесу. Биологически человек, конечно, развивается сам по себе, но этого недостаточно. Развитие нравственных, духовных способностей целиком зависит от воспитания.

Список литературы

1. Якобсон П.М. Почему надо воспитывать чувства детей. / П.М. Якобсон // М: Просвещение, 1964. 78 с.

2. Нечаев В.Г. и Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду / В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Р. И. Жуковская, Г.Н. Година, С.А. Козлова, Н.Ф. Виноградова, Р.С. Буре, Л.В. Загик, А.М. Виноградова // М.: Просвещение, 1984. 272 с.

3. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника / Л.Ф. Островская // - М.: Просвещение, 1987. 144 с.

4. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский // М.: Политическая литература, 1982. 272 с.

5. Матейчек З. Родители и дети / З. Матейчек // М.: Просвещение, 1992. 320 с.

THE PROBLEM OF INCREASING THE LINGUODIDACTIC COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS Meliyeva G.B.

Meliyeva Guzal Bahrom qizi - Student, 1 -ENGLISH FACULTY, UZBEK STATE UNIVERSITY OF WORLD LANGUAGES, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the issue of use of different methods is becoming trendy. For this reason the linguodidactic method is crucial. Three fundamental linguodidactic principles that play an essential role in the process of teaching the language for professional communication for students in region study. The paper describes the principle of professional orientation, which takes into consideration the students' professional interests at the English lessons;, which is implemented by means of close collaboration of the profile chairs; the principle of communicative orientation, which presupposes an intensive creative and communicative activity of the students at each lesson, their participation in all sorts of communicative tasks such as dialogues, business games, etc. Each principle is minutely described and methodically explained.

Keywords: linguodidactic, linguodidactic principles, the language for professional communication, linguodidactic terminology, professional pedagogical competence, general cultural competencies (GCC), general professional competencies (GPC).

Modern processes of internalization and globalization in the world demands for increased requirements to the quality of linguistic education of students of various categories. From modernization of society, possessing a good command of a foreign language is viewed as an ability of a person to participate in the cross-cultural interaction in different spheres. The above described competencies and GCC and GPC in particular vividly demonstrate the emergence of new requirements to the constituents of the professional pedagogical competence of foreign language teachers; moreover, they attach great significance to heightening the level of the professional theoretical training that presupposes acquisition of linguodidactic terminology, which can be obtained while studying the cycle of such disciplines as Pedagogics, Methods of Foreign Languages Teaching and linguodidactics. Linguodidactics is a relatively new integrative science that strengthens the theoretical ground of Methods of Foreign Languages Teaching, studying general regularities, the specificity of the content, methods and means of foreign languages teaching. Being one of the key subjects taught within the framework of the specialty "Theory and Methods of Teaching Foreign Languages and Cultures", linguodidactics is urged to strengthen professional competencies of graduates - foreign language teachers. Linguodidactic terminology represents the carcass of linguodidactic competency, which in its turn is an imprescriptible part of the professional pedagogical competence of foreign language teachers. A term represents a particular form of a linguistic sign and, owing obedience to the linguistic laws, gets involved in the process and results of scientific cognition. A term as a carrier of a professional scientific memory plays an important part in the process of formation, storage and transference of specific knowledge [1]. A

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.