Научная статья на тему 'Формирование нравственной культуры личности в образовательном пространстве инновационного вуза'

Формирование нравственной культуры личности в образовательном пространстве инновационного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мартынова Елена Анатольевна, Чекушкина Елена Николаевна, Шабаева Екатерина Сергеевна

В статье анализируется влияние инноваций на формирование нравственной культуры личности в образовательном пространстве. Вызываемые инновациями изменения в культуре, требуют теоретического осмысления многих вопрос, в частности, воспитания нравственно ориентированной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мартынова Елена Анатольевна, Чекушкина Елена Николаевна, Шабаева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственной культуры личности в образовательном пространстве инновационного вуза»

УДК 101.1 : 316

Мартынова Елена Анатольевна

доктор философских наук, профессор кафедры философии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева martynovaelena56 @mail.ru Martynova Elena Anatolievna

Doctor of Philosophy, professor of the department of Philosophy at Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev martynovaelena56 @mail.ru Чекушкина Елена Николаевна

кандидат философских наук, доцент кафедры философии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева [email protected] Chekushkina Elena Nikolaevna

Ph.D., associate Professor of the department of Philosophy at Mordovian State Pedagogical Institute named after M. E. Evseviev [email protected] Шабаева Екатерина Сергеевна

студентка факультета истории и права Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева Shabaeva Ekaterina Sergeevna

student of the IV course of faculty of history and right sciences Federal public budgetary educational institution of higher education Mordovian state teacher training college of a name of M.E.Evsevyev

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА*

FORMATION OF THE MORAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL IN THE EDUCATIONAL SPACE OF INNOVATIVE UNIVERSITY

Аннотация: В статье анализируется влияние инноваций на формирование нравственной культуры личности в образовательном пространстве. Вызываемые инновациями изменения в культуре, требуют теоретического осмысления многих вопрос, в частности, воспитания нравственно ориентированной личности.

*

Работа проводится при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках реализации федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы: соглашение на предоставление гранта №14.В37.21.0989. Тема гранта «Методология развития социокультурных констант образовательного пространства инновационного вуза в структуре устойчиво-развивающегося общества».

Ключевые слова: инновации, мораль, нравственность, образование, познание.

Annotation: The paper analyzes the impact of innovation on the formation of the moral culture of the person in the educational space. Caused by changes in the culture of innovation, requires a theoretical understanding of many issues, particularly education morally oriented personality.

Key words: innovation, morality, ethics, education, knowledge.

Современный этап развития общества отличается широкой вовлеченностью интеллекта, инноваций, продуктов материального и духовного производства в глобальный процесс социальных перемен. Социальные изменения последнего десятилетия, спровоцированные информационно-технической революцией, вызвали обостренный интерес к инновационной проблематике в различных сферах социально-гуманитарного знания [2]. Научно-технический прогресс, являясь основным содержательным компонентом инновационного развития, открывает новые возможности и перспективы для человека, в тоже время порождает совершенно новые риски и угрозы.

Провоцируемые инновациями изменения в системе общественных связей и производстве отдельных структур общества, а также вызываемый ими резонанс в культуре, требуют теоретического осмысления и свидетельствуют об открытости инновационной проблематики. Инновации являются не только одним из факторов развития общества, но и предполагают всестороннее освоение новшеств в различных областях практики при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового.

В системе высшего образования так же приоритетной становится задача интенсификации инновационной деятельности. Сегодняшнее образовательное пространство требует готовности к освоению инноваций. Основными носителями инновационной деятельности являются высшие учебные заведения. Внедрение в вузовскую жизнь инноваций способствует более качественному осуществлению основной миссии вуза - образовательной.

Инновационное образовательное пространства должно строится на основе синтеза различных областей знания, с целью подготовки, закрепления в сфере науки и образования, повышения уровня квалификации научных и научно-педагогических кадров, владеющих методологией инновационного знания и способных решать профессиональные задачи в условиях инновационных изменений в системе образования. Именно оно способно генерировать новые формы поведения и деятельности при наличии возможностей в сложной динамике ценностно-смысловых измерений жизненного пространства, а также обеспечивать режим саморазвития как стратегический фактор жизнеосуществления.

Региональное образовательное пространство, наряду с федеральным способствует раскрытию инновационных ресурсов, новых образовательных технологий и т. д. Думается, что региональное образовательное пространство

должно включать в себя следующие компоненты: образовательный -направленный на подготовку высококвалифицированных специалистов, вуз должен быть системообразующим центром образования в регионе; научный -сохранять и приумножать потенциал российской науки с учетом региональных особенностей; инновационный - быть центром развития инновационных подходов, методов, мышления и др. у молодого поколения; культурный - быть центром культуры в регионе, создавать духовную и нравственную атмосферу, творческий подход в решении различных проблемных ситуаций.

Ведущей педагогической стратегией, по нашему мнению, должно стать эффективное самоопределение личности в образовательном пространстве (личностно ориентированный подход) с ценностной ориентацией (аксиологический подход), позволяющее ей правильно ориентироваться в современном глобальном информационном пространстве.

Нравственность человека интерпретируется как совокупность привычек, поведения, связанных с соблюдением норм и правил, принятых в обществе. Она проявляется в том, что человек не только знает правила и нормы поведения, но и стремится их соблюдать. Целью и результатом нравственного становления личности является нравственная культура.

Нравственная культура личности - это совокупность усвоенных знаний и сформированных убеждений, норм, принципов жизни, пережитых нравственных чувств, эмоций, приобретенных моральных навыков, отношений и взаимоотношений с людьми и социумом, сформированных моральных качеств, идеалов, способность к моральному творчеству и к борьбе с аморальными явлениями. Она характеризует уровень нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Задача формирования нравственной культуры личности заключается в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали. Личность аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Следовательно, нравственная культура личности представляет степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, она есть показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.

Как сложная интегральная характеристика личности нравственная культура имеет свою структуру, в которой выделяют культуру нравственного сознания, культуру нравственного поведения и культуру нравственных отношений.

Структуру нравственной культуры личности составляют:

а) нравственное сознание (нравственные знания о добре, нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности и др.);

б) нравственное мировоззрение (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации, убеждения и верования и др.);

в) нравственные качества (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, доброта, честность, достоинство, ответственность и др.).

Нравственная культура личности представляет собой конкретизацию нравственной культуры общества. Она - совокупность и мера развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полнота и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

По содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью.

Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и предела.

Основными категориями, раскрывающими сущность нравственной культуры, являются: мораль, нравственность, нравственные ценности, нравственные качества, нравственная позиция и нравственное развитие. Для человека мораль является целью, перспективой его самосовершенствования, а линия поведения человека опирается на такие категории, как совесть, чувство личного достоинства, долг, добро (в противоположность злу). Ее необычность обнаруживается только в одном; она уместна и полезна в системе образования в той мере, в какой само образование - представляет собой не просто обучение, расширение умственного кругозора, но еще и совершенствование, духовный рост личности. «... Общество пойдет назад в своем развитии, если в нем соблюдение нравственных требований будет необязательно» [1, с. 9]. Философско-этические знание (знание о морали, добре, зле) позволит определить специфику и способы решения многообразных проблем этики [3].

Нравственные ценности мотивируют поведение личности, вызывают ее активность. Опыт отечественной и мировой педагогики свидетельствуют о том, что общечеловеческие ценности являются системообразующим фактором нравственного становления. Ориентация личности на ценности способствует формированию в ней положительных качеств, высоконравственных потребностей и поступков.

Важное значение в структуре нравственной культуры личности имеет культура ее нравственных чувств и переживаний как отражение личностной значимости и оценка моральных норм, принципов и традиций социальной

общности. Данный компонент включает проявления эмоциональной жизни человека, аффекты, эмоции, настроения. Культура нравственных чувств является индикатором знаний личности в моральной сфере, индикатором культуры нравственного сознания и культуры нравственного поведения.

Становление личности целиком корригируется с нравственным развитием. Некоторые исследователи считают, что именно под воздействием сформированных нравственных ценностей происходит изменение личностных структур и психики. Личность, развиваясь, приходит к осознанию расширяющихся возможностей воздействия, как на окружающий мир, так и на саму себя, что связано с формированием моральной рефлексии, т. е. способности критически оценивать свои поступки, ценности, свою жизненную позицию.

Нравственная культура личности - целостная система элементов, охватывающая степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества; нравственный разум, интуицию, способствующих принятию морального решения в проблемных ситуациях; культуру этического мышления и т. д. Она является основой всех компонентов целостной структуры личности, ее формирование находится одновременно в познавательной, эмоциональной, волевой сферах. Усвоение всех элементов нравственной культуры личности способствует формированию нравственно ориентированной личности в профессиональной деятельности.

Итак, основная задача инновационных вузов должна заключаться в приобщение студентов педагогического вуза к нравственным ценностям; в формировании основ нравственной культуры личности; в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и общественной морали.

Литература

1. Кропоткин П. А. Этика : Избранные труды / П. А. Кропоткин. - М. : Политиздат, 1991. - 496 с.

2. Мартынова, Е. А. Философия в системе гуманитарного знания / Е. А. Мартынова // Гуманитарные науки и образование. Научно-методический журнал. - Саранск, 2010. - № 2 (2). - С. 60-61.

3. Чекушкина Е. Н. Гносеологические аспекты морали / Е. Н. Чекушкина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2013. - № 1. - С. 26-29.

References

1. Kropotkin, P. A. Ethics: Selected Works / P. A. Kropotkin. - M. Politizdat, 1991. - 496 p.

2. Martynov, E. A. Philosophy in the system of human knowledge / E. A. Martynov // Humanities and Education. Scientific-methodical journal. - Saransk, 2010. - № 2 (2). - P. 60-61.

3. Chekushkina, E. N. Epistemological aspects of morality / E. N. Chekushkina // Humanitarian, social, economic, and social sciences. - 2013. - № 1. - P.26-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.