Научная статья на тему 'Формирование новых сакральных пространств в Башкирском Зауралье'

Формирование новых сакральных пространств в Башкирском Зауралье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
139
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ УРАЛ / САКРАЛИЗАЦИЯ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тузбеков Айнур Ильфатович, Бахшиев Илшат Интизам Оглы

В статье рассматривается процесс образования новых сакральных пространств на Южном Урале, формирующихся вокруг объектов археологического наследия. По материалам полевых исследований 2010-2013 гг. выделяются отдельные сакральные локусы, сформировавшиеся в последнее десятилетие на территории Башкирского Зауралья. Региональная специфика описываемых процессов заключается в следующем: стихийность формирования сакрального объекта; конструирование искусственных, заведомо ложных представлений поддерживаемых при этом духовенством и часто властными структурами; базовым проводником этих процессов часто выступают маргинальные религиозные объединения (т.н. секты).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Тузбеков Айнур Ильфатович, Бахшиев Илшат Интизам Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование новых сакральных пространств в Башкирском Зауралье»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Формирование новых сакральных пространств в Башкирском Зауралье Тузбеков А. И.1, Бахшиев И. И.2

'Тузбеков Айнур Ильфатович / Tuzbekov Лупит Щсйот^ — кандидат исторических наук,

научный сотрудник;

2Бахшиев Илшат Интизам оглы /Bakhshiev llshat lntizam ogly — кандидат исторических наук,

ведущий научный сотрудник, отдел археологического наследия Южного Урала, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева Уфимский научный центр Российская академия наук, г. Уфа

Аннотация: в статье рассматривается процесс образования новых сакральных пространств на Южном Урале, формирующихся вокруг объектов археологического наследия. По материалам полевых исследований 2010-2013 гг. выделяются отдельные сакральные локусы, сформировавшиеся в последнее десятилетие на территории Башкирского Зауралья. Региональная специфика описываемых процессов заключается в следующем: стихийность формирования сакрального объекта; конструирование искусственных, заведомо ложных представлений поддерживаемых при этом духовенством и часто властными структурами; базовым проводником этих процессов часто выступают маргинальные религиозные объединения (т.н. секты). Ключевые слова: Южный Урал, сакрализация, археологические памятники.

На сегодняшний день, объекты археологического наследия рассматриваются как духовная составляющая идентичности, а в некоторых случаях, как составная часть этнической истории населения Российской Федерации. Если последний тезис является предметом достаточно продолжительной дискуссии (археологическая культура и этнос; соотношение археологических и этнографических данных), то изучение проблемы использования объектов археологии в ритуальной духовной практике этнических групп населения, не являлось предметом отдельных исследований.

Одним из основных элементов любой культуры является ритуал. Чему бы он ни был посвящен, ритуал и сейчас играет значимую роль в жизни общества. Одной из особенностей трансформации духовной составляющей жизни общества Южного Урала на рубеже тысячелетий является реанимация знаний о сакральных ландшафтах. В данном контексте археологические объекты выступают в двух ипостасях:

- являются составной частью сакральной территории и вписаны в общее обрядовое пространство;

- являются первопричиной процесса сакрализации (эпицентр обрядового пространства).

Сам процесс сакрализации наделяет объекты свойствами святости и

исключительностью, требующей почитания. Так, А. П. Забияко отмечает, что суть сакрализации заключается в отделении святого от обыденного, то есть выведении объекта за пределы повседневного опыта [1, с. 1106-1107].

Таким образом, памятник археологии, обладающий признаками сакрализации, - это объект археологического наследия, выполняющий культовую функцию, ставший местом паломничества и вызывающий у определенных групп населения желание приобщиться к святому месту посредством совершения определенного ритуала. Кроме того, важным признаком сакрального археологического объекта является сохранение священных функций (признаков) на протяжении определенного времени.

В ходе археологических и этнографических экспедиций в 2010-2013 годах в Башкирском Зауралье авторами были зафиксированы факты использования объектов археологического наследия в культовой практике башкирского населения, одним из примеров которого является сакрализация погребально-культовых сооружений.

Одним из проявлений рассматриваемых процессов является широко распространенный среди башкир обряд почитания могил предков, сохранившийся на Южном Урале благодаря суннизму ханафитского мазхаба, достаточно «либеральному» для инкорпорирования доисламских верований и обрядов кочевников [2, с. 128-143]. Примером такого обряда может служить культ почитания воина-защитника у дер. Москово Учалинского района республики - известные Кантубинские II курганы, частично исследованные Н. А. Мажитовым в 1965 году [3; 4; 5]. В представлениях

местного населения, покоящийся в исследованном кургане легендарный «воин» издревле помогал местным жителям отражать вражеские набеги. По первому призыву, сопровождаемому определенным ритуалом, «воин» принимал участие в сражениях и обеспечивал победу над врагами. По мнению местных жителей, археолог, раскопав курган, лишил их защиты и покровительства сверхъестественных сил. Посещение курганов прекратилось после потери сакральной основы.

Схожая легенда о воинах-защитниках была зафиксирована в ходе обследования ранее неизвестного курганного некрополя Калуево-1 (дер. Калуево, Учалинского района) [6]. Жители деревни отмечали важную роль сакрального могильника в увековечивании памяти предков. Посещение возвышенности, на которой находятся курганы, стало неотъемлемой частью большинства мусульманских праздников. Особый интерес исследователей вызвал факт трансформации представлений об объекте. Так, если среди старшего поколения достаточно четко фиксируется представление о сакральности курганов, то представители среднего возраста ассоциируют с культовым местом всю гору.

Примером формирования иного типа сакральных представлений об археологических памятниках может послужить еще один каменный курган близ дер. Сураманово Учалинского района РБ, предположительно относящийся к эпохам раннего железного века/средневековья. В Х1Х-ХХ вв. курган использовался местными жителями как место исцеления заболеваний мочеполовой системы домашних животных. Хозяева животных, в основном лошадей, водили их кругами вокруг насыпи, руководствуясь представлением о том, что благодаря духам происходил процесс выздоровления. С недавних пор население начало называть курган «аулия кабере» ассоциируя со святым человеком, якобы захороненным в древности на этом месте. Оказавшись в тяжелой жизненной ситуации, веря в сакральность захоронения, люди идут к кургану и обращаются с мольбами к Аллаху стоя спиной к Каабе.

Сам процесс формирования в сознании образа «нового святого места» определяется отсутствием широкого ареала распространения информации об объекте (знают только жители конкретной деревни) и четких представлений о том, кто и когда захоронен в этой могиле. Более того, сама схема формирования сакральных образов указывает на большую вероятность подражания ранее известным могилам аулия.

Последние годы характеризуются активизацией процесса сакрализации объектов историко-культурного наследия не только в отдельно взятых населенных пунктах и районах, но и на всей территории Южного Урала, в особенности в степной и лесостепной зонах. Одной из причин этого процесса является появление в Урало-Поволжье деструктивных сект, таких как «Орда» (по иску прокурора Ленинского района Уфы в соответствии с частью 1 статьи 239 УК РФ запрещена на территории РФ в 2011 г.), проповедующих принципы казахстанской религиозно-оккультной коммерческой организации «Ата жолы» («Путь предков»). Построенная по типу финансовой пирамиды, эта организация занималась «исцелением» последователей путем организации платных поездок к могилам мусульманских святых [7]. Идеология секты, нашедшая благодатную почву в мировоззренческих представлениях местного населения, начала активный процесс по сакрализации археологических памятников в местах компактного проживания своих адептов. В связи с преследованием последователей секты правоохранительными органами в крупных городах Республики Башкортостан, Оренбургской и Челябинской областей часть членов организации переселилась в небольшие населенные пункты и развернули активную деятельность. Примером может послужить одна из групп, переселившаяся в деревни Халилово, Ишбулдино, Абдульмамбетово и Махмутово Абзелиловского района Республики Башкортостан. Местное духовенство называет их «батасылар» - «верующие по-новому». Несмотря на то, что большинство из них совершают намаз и соблюдают пост, приверженцы культа обещают вновь обращенным адептам очищение, исцеление от любых недугов и даже посвящение в ранг «святых». Методы исцеления те же: обращение к духам предков, поездки по «святым местам», употребление «святой воды», избиение камчой [8]. Члены группы, находя археологические объекты на близлежащих к населенным пунктам территориях, начинают процесс их сакрализации (зафиксированы следующие объекты - Махмутово-2, одиночный курган; Махмутово-3, курганный могильник; Ишкулово-6, каменная выкладка). Для организации нового места паломничества выявляются или создаются новые легенды о «святом месте», а при их отсутствии, по мнению старожилов и мусульманского духовенства деревень, адепты секты, входя в транс возле могилы, получают сведения непосредственно у погребенного. В последующем на «святом» месте совершается обряд жертвоприношения, курган накрывается белой простыней и вызывается дух «святого», похороненного в ней, обязательно оставляется «садака» - деньги», завязанные нитки или платки. Последствием физического воздействия обрядов, совершаемых адептами секты на объектах

49

археологического наследия, является нарушение целостности курганной насыпи, связанное с попытками «восстановления» каменных выкладок или насыпей, установках, у объектов, выложенных из камня выкладок высотой от 0,3-0,5 м, ориентирующих комплекс на Каабу.

Представленный материал свидетельствует о мозаичности духовного развития современного башкирского населения юга республики. Формирование ментальных и культурных стереотипов происходит под существенным влиянием ислама и сохранившимся доисламским религиозно-мифологическим мировоззрением, впоследствии преобразовавшемся в эклектическое соединение языческих ритуалов и мусульманских обычаев. Одной из особенностей данного процесса является внедрение в общественное сознание экзотерических (иррационально-мистических) составляющих, базовым проводником которых выступают маргинальные религиозные объединения. Активное распространение вышеупомянутых стереотипов в большинстве случаев связано с развитием процессов этнической самоидентификации населения Башкирского Зауралья, при которых объект сакрализации выступает одним из способов сохранения народных традиций и формой приобщения к духовной культуре и мировоззрению предков.

Литература

1. Забияко А. П. Сакрализация // Энциклопедия религий. Под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический проект, 2008. С. 1106-1107.

2. Сызранов А. В. Культ мусульманских святых в Астраханском крае // Этнографическое обозрение, 2006. № 2. С. 128-143.

3. Археологическая карта Башкирии. М.: Наука, 1976. № 2020. 250 с.

4. Археологические памятники Башкортостана. Уфа: Гилем, 1996. № 336, 280 с.

5. Морозов Ю. А. Научный отчет об археологических работах в Башкирском Зауралье в 1991 г. Уфа, 1991 / Архив ИЭИ УНЦ РАН. А/АО/1-77.

6. Сунгатов Ф. А. Научный отчет об итогах археологических исследований в зоне строительства ВОЛС на направлении Белорецк-Учалы в Белорецком и Учалинском районах Республики Башкортостан. Уфа, 2010 / Личный архив Ф. А. Сунгатова.

7. В Башкирии прикрыли «Орду» сектантов-целителей. [Электронный ресурс]: Медпортал. Режим доступа: http://medportal.ru/mednovosti/news/2011/07/26/orda/ (дата обращения: 15.11.2016).

8. АДР РК: Оккультное течение «Ата жолы» продолжает работу во многих регионах Казахстана [Электронный ресурс]: Закон.кз. Режим доступа: http://www.zakon.kz/4571413-adr-rk-okkultnoe-techenie-ata-zholy.html/ (дата обращения: 15.11.2016).

Исторические условия и предпосылки возникновения славян, основные пути становления и развития древнерусского государства Чернова Х. В.1, Климова Д. П.2

1 Чернова Христина Владимировна / Chernova Christina Vladimirovna — студент; 2Климова Дарья Павловна / Klimova Darya Pavlovna — студент, кафедра правового обеспечения экономической безопасности, факультет экономики и управления, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация: изучение вопросов возникновения древнерусского государства является важным аспектом исторической науки, ввиду того, что затрагиваются проблемы образования отечественной государственности, исследование которых - необходимая действительность. Кроме того, стоит отметить, что история древнерусского государства и вопросы возникновения его государственности должны быть предметом исследований не только представителей исторической науки, но и всеми жителями России, ввиду того, что это не только повышает кругозор и уровень познания, но и социально воспитывает граждан. В данной научной статье будут рассмотрены вопросы истории возникновения древнерусского государства и предпосылки и причины такого возникновения.

Ключевые слова: история, Россия, древнерусское государство, отечественная государственность, государство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.