Формирование новых международных правил игры в Арктике
Крайнова Элеонора Алексеевна,
доктор наук, кафедры ТЭК, Государственный университет и газа им. И.М. Губкина, krainovaea@yandex.ru
Лайпанова Аурика Динисламовна
кафедры ТЭК, Государственный университет и газа им. И.М.Губкина, aurika015@mail.ru
В статье проведен анализ современного состояния и перспектив развития Арктики, на основании которого был выделен ряд ключевых проблем, требующих вмешательства и поддержки государства, предложены возможные пути их решения. Необходима адаптация и модернизация не только госпрограммы, но и остальных существующих вышеописанных документов, а также их взаимная увязка, особенно в условиях резкого проявления интереса не только арктических стран к глобальному освоению арктических ресурсов, но и набирающий обороты интерес со стороны стран Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского бассейна. В противном случае будет сложно прогрессивно двигаться к главной цели - комплексному развитию Арктического региона.
Ключевые слова: арктический шельф, тенденции развития, опорные зоны, кластер.
Основные усиления к вопросам освоения нефтегазовых Арктики
По мере развития областей деятельности человека на море, всё более актуальным становится вопрос рационального и эффективного использования ресурсов Мирового океана, сотрудничества государств по вопросам охраны окружающей среды, морской среды, контроля исполнения международных договоров, направленных на регулирование разведки, разработки морских ресурсов.
Арктика - область соприкосновения интересов целого ряда стран из-за ее уникальных географических, природно-климатических, ресурсных и других свойств. Из-за набирающих обороты процессов глобализации, усилением интересов основных геополитических игроков в данном регионе, можно говорить о наличии своеобразного арктического феномена: на наших глазах формируется новая система регионального порядка на базе острейших межгосударственных противоречий. Фактически создаются новые международные правила игры в Арктике.
Возникает вопрос: в чем причины усиления внимания к вопросам освоения нефтегазовых месторождений Арктики и резкая активизация в регионе как арктических, так и неарктических государств?
Можно выделить несколько внутренних и внешних причин:
Внешние также причины:
- стабильный рост потребления энергии во всем мире, поэтому и возникает необходимость разработки новых месторождений, которые обеспечат такую потребность;
- некоторые крупные месторождения углеводородов на шельфе Норвежского и Северного морей практически себя исчерпали;
- надежные и бесперебойные поставки углеводородных ресурсов на главные рынки.
Внутриотраслевые причины:
- транснациональные нефтегазовые компании имеют ограниченный доступ к районам, которые содержат «свежие» запасы углеводородного сырья стремятся укрепить свои позиции в арктическом регионе.
- у этих компаний есть необходимый опыт и технологии для разработки гораздо более сложные по условиям залегания и составу нефтегазовые месторождения.
- большие российские компании во всем своем объеме могу реализовать свои преимущества только на крупных нефтегазовых месторождениях, которыми могут стать шельфовые месторождения.
Современное состояние в мире характеризуется активным преобразованием структуры международных отношений.
На сегодняшний день в мире доминирует направление к образованию системы международных отношений, которые основываются на преобладании развитых западных стран в мировом сообществе и рассчитываются на односторонние решения главных вопросов мировой политики в обход основополагающих норм международного права. Причем, решая такие вопросы пытаются игнорировать российские интересы, создавать проблематичные ситуации, которые могут расшатать международную стабильность и безопасность.
По этим причинам усиливается международное стратегическое значение арктического региона, что обусловлено:
- преобладанием морской составляющей в составе наиболее развитых государств международного сообщества;
- крупными биологическими ресурсами и углеводородными запасами;
- сильной привязанностью мировой экономики от морских транспортных путей;
- использованием дна Северного Ледовитого океана для прокладки разных коммуникаций (нефте- и газопроводов, кабельных линий и т.д.).
В современных условиях общемировой проблемой является раздел центральных глубоководных частей Северного Ледовитого океана, обладающих огромными запасами железа, марганца, меди, олова и других стратегических материалов.
Стоит обратить особое внимание на резкую активизацию в регионе как арктических, так и неарктических стран.
О £
ю
5
9
2 а
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
Арктический совет, Арктический экономический совет, Арктический круг, Северное измерение, Баренцев Евро-Арктический Совет - вот далеко неполный перечень международных институциональных инициатив, зачастую плохо гармонизированных друг с другом, которые, так или иначе, пытаются определить будущее Арктики. Сегодня собственные программные документы по присутствию в Арктике имеет не только традиционная арктическая пятерка (Россия, США, Норвегия, Канада и Дания) и субарктические Финляндия, Швеция, Исландия. Программы и документы стратегического характера по развитию Арктики есть у КНР, Южной Кореи, Японии, не так давно ими обзавелись Великобритания, Германия, Франция и даже Италия с Испанией.
Хотелось бы отметить, что данный факт лишь подтверждает, что основные «правила игры» должны быть разработаны странами, так называемой, Арктической пятерки. Так как лишь они могут определить необходимость привлечения других стран для решения проблем. Прежде всего, необходимо отметить, что Арктика не является безлюдной «пустыней», а является местом, где проживают граждане данных государств, которые обладают устоявшимися традициями, а также на данные территории действуют законы стран, к которым они относятся, международные договоры и т.п.
В этих условиях деятельность России по освоению ресурсов океана на морских территориях, которые не находятся в области национальной юрисдикции, является определяющей в процессе умножения территориальных владений России, укрепления за нашей страной стратегически важных участков морского дна для начала хозяйственной и другой деятельности для обеспечения реализации национальных интересов и обеспечения экономической безопасности страны.
Факт, что Россия пока еще остается очевидным лидером в области освоения Арктики признают почти все мировые эксперты. Данный статус основывается на множестве понятных факторов: на сегодняшний момент Россия осуществляет контроль над половиной континентального шельфа Арктики. Наша страна имеет в этом регионе относительно разветвленную структуру разных портовых сооружений и инфраструктурных объектов. Почти все главные критерии сравнительной оценки значительно превышают другие арктические страны.
Арктическое законодательство как базовая основа решения международных проблем
Достаточно тяжелым вопросом на сегодня для стран «большой арктической восьмерки» является охвативший Арктический Совет за последние годы поток заявок на получение статуса «постоянных наблюдателей». Так, сегодня, по официальным данным, в очереди на рассмотрение таких заявок стоят уже более 40 желающих. На последней встрече Арктического Совета в 2016 году в данный список добавилось 16 новых претендентов, при этом это и «неарктические» страны, и международные организации (например, Greenpeace).
Из-за высокой заинтересованности в арктическом шельфе, страны, чье побережье выходит к Северному Ледовитому океану, начали сближаться. Первой страной, принявшей официальную госстратегию по Арктике, была Норвегия. Следующей страной, презентовавшей госпрограмму по освоению арктического региона, была Канада. Россия стала третьей арктической державой, разработавшей и представившей свою арктическую стратегию.
В 2013г. Владимир Путин утвердил новую «Стратегию развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020г.», которая на данный момент является главным государственным документом, определяющим цели и задачи России в этом регионе. В ней отмечена недопустимость для РФ пространственных уступок и формирования конкурентных преимуществ другим государствам при определении внешних границ континентального шельфа в Арктике.
Конвенция ООН по морскому праву была утверждена в 1982 году. Она и стала регулировать межгосударственные отношения в арктическом регионе.
Исследование законодательства в Арктике показало, что сейчас существует примерно 500 нормативных правовых актов, которые контролируют правоотношения в Арктической зоне Российской Федерации. Но, как сказал председатель Совета по Арктике и Антарктиде, «многие из этих нормативных правовых актов были созданы в совсем другую историческую эпоху и уже потеряли свою актуальность» и даже противоречат друг другу1.
В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» определены территории, входящие в Арктическую зону РФ. К ним относятся и сухопутные территории, и морские акватории, прилегающие к этим территориям, которые, в свою очередь, не
регламентированы ни одним нормативным документом, то есть морское планирование не урегулировано.
Получается, арктическое законодательство на этом этапе не отличается целостностью и системностью.
Сейчас существует лишь проект закона «Об арктической зоне РФ», который сделает равными условия жизни и трудовой деятельности в арктическом регионе России. Они подойдут и для простого жителя, и для предпринимателя.
В конце августа 2017 года была утверждена новая редакция госпрограммы и срок ее реализации был продлен до 2025 года. Цель госпрограммы осталась прежняя, но она дополнена следующими подпрограммами2:
- «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функционирования, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации»;
- «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике»;
- «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленного машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации».
Россия так же, как и другие арктические страны особое внимание уделает социально-экономическому развитию своих территорий, старается обеспечить национальную безопасность, увеличить конкурентоспособность своих товаров и услуг. Политика нашей страны в Арктике будет успешна, если федеральные и региональные органы государственной власти, институты гражданского общества, деловые круги, научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения, ассоциации коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока используют все возможности, чтобы арктический регион России занял свое достойное место среди мировых арктических держав.
Анализ современного состояния и развития Арктики позволяет выделить целый ряд первоочередных проблем, требующих государственного внимания и поддержки. К ним относятся:
Проблема освоения и использования континентального шельфа в экономических и научных целях
Эту проблему необходимо решить, чтобы закрепить за нашей страной суверенные права на территорию арктического континентального шельфа, площадь которого составляет около 1,2 миллионов
квадратных километров, при этом установить юрисдикцию и контроль над ней, что обеспечит увеличение нефтегазовых ресурсов страны не меньше, чем на 5 миллиардов тонн условного топлива.
Проблема обоснования внешних границ континентального шельфа Российской Федерации
В условиях, когда ряд стран (США, Дания, Норвегия, Канада) имеет выраженные интересы к приращению собственных пространственных владений за счет территорий арктического шельфа и активно проводит нужные исследования, имеет место острое межгосударственное соперничество в этой области и существуют жесткие ограничения по срокам решения Российской Федерацией задачи определения (делимитации) внешних границ континентального арктического шельфа.
Проблема закрепления за Россией стратегически важных участков дна Мирового океана
Национальные интересы России определяют необходимость формирования условий и альтернатив для ее равноправного, наряду с другими государствами, участия в исследованиях, использовании и освоении центральных частей дна Мирового океана.
Некоторые государства пытаются навязать мировому сообществу мнение, что эти части Мирового океана должны принадлежать тем странам, которые по своим техническим возможностям и экономическому потенциалу способны осуществлять их исследования и разработку. Научно-технический и экономический потенциал США и ряда других экономически развитых государств (Япония, Франция, Канада) обеспечивает им преимущество перед остальными государствами в доступе к глубоководным районам Мирового океана.
В этих условиях деятельность нашей страны по освоению ресурсов центральных глубоководных частей Мирового океана на пространствах, не находящихся в сфере национальной юрисдикции, наряду с определением внешних границ континентального шельфа за пределами 200 мильной экономической зоны, является определяющей для приращения пространственных владений страны, закрепления за Российской Федерацией перспективных в стратегическом отношении участков дна для развертывания, в дальнейшей перспективе, хозяйственной и иной деятельности.
Проблема более рационального и выгодного для государства использова-
ния, имеющегося в Российской Федерации уникального инновационного потенциала в области глубоководной деятельности.
Имеющийся инновационный потенциал в отмеченной сфере деятельности позволяет уже сейчас ставить вопрос о завоевании Российской Федерацией лидирующих позиций на образующихся мировых рынках. По мнению экспертов, в настоящее время мировая потребность в глубоководных работах оценивается не менее чем в 15-18 млрд. долл. в год3. При этом все имеющиеся в мире глубоководные средства способны оказать услуги на сумму в десятки раз меньшую. Отмеченный факт помогает рассматривать глубоководную деятельность в качестве перспективной инновационной сферы.
Решение проблем в области деятельности Российской Федерации в Арктике возможно на основе:
- поддержки государства по решению задач освоения Арктики;
- централизации усилий и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в этой области;
- концентрации ресурсов на приоритетных проектах;
- развития инфраструктуры инновационного процесса в этой сфере, включая систему информационного обеспечения, финансово-экономическую систему, систему сертификации и продвижения разработок, производственно-технологическую поддержку, систему подготовки и переподготовки кадров;
- развития производства, обеспечения конкурентоспособности и экспорта глубоководной техники и услуг;
- формирования механизма возвратного финансирования средств федерального бюджета в этой сфере.
Для более полного раскрытия и реализации имеющихся потенциальных возможностей и их повышения необходимы новые подходы к организации, осуществлению и развитию арктических проектов, основанные на современных организационных и экономических механизмах, доказавших высокую эффективность при решении значительного ряда важных социально-экономических и научно-технических проблем федерального значения.
Такие подходы заложены в программно-целевом методе и практически реализуются механизмом федеральных целевых программ4.
Создание «опорных зон» решения отраслевых проблем для развития территории как цельного проекта
Если учитывать некоторые особенности арктического региона, а это и суровый климат, и маленькое население, и развитие промышленности, имеющей очаговый характер, то наиболее правильным решением отраслевых проблем может стать создание «опорных зон».
Эти зоны помогут создать целую единую систему освоения территорий, которая объединит в себе все необходимые отраслевые действия, что сократит все виды расходов. Эти проекты будут носить государственный характер.
При создании «опорных зон» особое внимание будет уделяться вопросам национальной безопасности, а так же решению гражданских и военных задач (в том числе с учетом необходимости использования объектов двойного назначения).
В связи с этим Минобороны в настоящее время приступило к разработке проекта концепции федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры арктической зоны Российской Федерации (2018-2027годы)», которую в дальнейшем планируется включить в госпрограмму5.
Все «опорные зоны» будут иметь разную промышленно-производственную специфику, несмотря на привязку к сМп и понятному ресурсному потенциалу. Равноправными участниками этих проектов, прежде всего, будут арктические регионы и бизнес, связанный с Арктикой. «Опорные зоны» так же смогут выполнять функцию базы, где формировался бы груз для переправки по СМП, задействовать при этом близлежащие территории. Для реализации этих проектов будут созданы необходимые технологии, техника и подготовлены высококвалифицированные кадры.
Многие задачи, которые должны были реализовываться по планам Основ государственной политики и Стратегии, не были выполнены из-за трансформации экономической и политической конъюнктуры6 . Однако, благодаря изменениям в госпрограмме, такие нерешенные вопросы, как развитие инфраструктуры, преобразование Арктического региона в ресурсную базу нашей страны, которые, в свою очередь, были затруднены в виду снижения цены на нефть и санкций со стороны США и ЕС против российского нефтегазового сектора, должны быть решены.
С этого года начинает реализовывать-ся второй этап госпрограммы - 2018 -2020 годы куда входит реализация пилотных проектов по формированию опорных зон развития, введение в эксплуатацию ледостойкой самодвижущейся
О £
ю
I
9
2 а
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
платформы «Северный полюс», создание современной высокотехнологичной судостроительной верфи в Республике Саха (Якутия). Финансирование госпрограммы на втором этапе планируется в объёме около 12 млрд/ рублей.
Третий этап (2021-2025 годы) предусматривает формирование и обеспечение функционирования опорных зон развития и создания опережающего научно-технического задела и технологий для производства перспективной техники и развития базы для решения задач в области социально-экономического развития Арктической зоны7.
Выводы
Сейчас интерес к Арктике проявляют не только приарктические страны, но и другие крупные державы (Бразилия, Китай, Индия, Корея). Это связано с геополитическими, военными, климатическими, хозяйственными факторами. Здесь можно процитировать директора Института политологии и государственного управления Университета Хуан Дина «Арктика - это не регион, проблемы и задачи которого касаются только арктических стран. Китай, как одно из основных государств мира, безусловно имеет право и ответственность за их решение» 8.
Для освоения континентального шельфа необходимы уникальные технические средства (морские суда и буровые платформы, аппаратура и приборы разного предназначения), которые потребуются после первого этапа разработки. Здесь могут быть задействованы смежные отрасли отечественной промышленности. И положительный эффект, который будет получен для этих отраслей и является одним из факторов важности освоения российского арктического региона.
Подводя итог, можно сказать, что необходима адаптация и модернизация не только госпрограммы, но и остальных существующих вышеописанных документов, а также их взаимная увязка, особенно в условиях резкого проявления интереса не только арктических стран к глобальному освоению арктических ресурсов, но и набирающий обороты интерес со стороны стран Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского бассейна. В противном случае будет сложно прогрессивно двигаться к главной цели - комплексному развитию Арктического региона.
Литература
1. Ампилов Ю.П. Освоение трудно-извлекаемых ресурсов нефти и газа в условиях санкций / Конференция «Новые
идеи в геологии нефти и газа - 2015» Москва, МГУ, 28.05.2015
2. Арктик Инфо. Активная добыча углеводородов начнется через 10 лет, Информационный портал [Электронный ресурс] - 2016 - Режим доступа: http:// www.arctic-info.ru/news/19-06-2015/ minenergo-aktivnaa-dobica-yglevodorodov-v-arktike-nacnetsa-cerez-10-le1/
3. Документы - Правительство России. О новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [Электронный ресурс] -2017. - Режим доступа: http:// government.ru/docs/29164/
4. Крайнова Э.А. Перспективные направления промышленной политики при освоении морских нефтегазовых месторождений Арктики/труды НПК с зарубежным участием «Реструктуризация экономики России и промышленная политика (INDUSTRY - 2015)» - СПб: изд. Политехнического университета, 2015, с. 227 - 241.
5. Крюков В.А. Арктический шельф -территория грез и действительности // Научно-информационный бюллетень «Проблемы Севера и Арктики РФ». 2009. Вып. 10, С. 32-42
6. Крюков В.А. Энергетические ресурсы Арктики в современном мире - влияние фактора ожиданий или реальная необходимость? XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества [Текст] : книга 2, в 4 книгах. Национальный исслед. университет «Высшая школа экономики». -М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2012 С. 188-196.
7. Мастепанов А.М. «О приоритетах мирового развития нефтегазовой отрасли в условиях низких цен на энергоресурсы» / семинар «Евразийская энергетическая цивилизация: потенциал и перспективы развития», 2017
8. Моргунова, М.О., Цуневский А.Я. Энергия Арктики / Под научн. ред. Бушуе-ва В.В. - М.: ИЦ «Энергия», 2012. - 84 с.
9. Тамицкий, А.М. Государственная политика современной России в Арктике: этапы, приоритеты и некоторые итоги // Арктика и Север - № 6. - 2012.
10. Andreeva Ye., Kryukov V. The Russian Model: Merging Profit and Sustainability // Arctic Oil and Gas. Sustainability at Risk? / ed. By A. Mikkelsen, O. Langhelle. L. and N.Y.: Routledge (Taylor & Francis Group), 2008. P. 240 - 287.
11. Neftegaz.ru О конкурентоспособности нефтегазовых проектов арктического шельфа, Информационный портал
[Электронный ресурс] - 2017. - Режим доступа: https://neftegaz.ru/analisis/view/ 8542-O-konkurentosposobnosti-neftegazovyh-proektov-arkticheskogo-shelfa-v-usloviyah-nizkih-tsen-na-energoresursy
12. Regnum. Арктика в законе: зачем нужен закон об Арктической зоне РФ? Информационный портал [Электронный ресурс] - 2016. - Режим доступа: https:/ /regnum.ru/news/2158433.html
Ссылки:
1 Regnum. Арктика в законе: зачем нужен закон об Арктической зоне РФ? Информационный портал [Электронный ресурс] - 2016. - Режим доступа: https:/ /regnum.ru/news/2158433.html
2 Документы - Правительство России. О новой редакции государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» [Электронный ресурс] -2017. - Режим доступа: http:// government.ru/docs/29164/
3 Ампилов Ю.П. Освоение трудноиз-влекаемых ресурсов нефти и газа в условиях санкций / Конференция «Новые идеи в геологии нефти и газа - 2015» Москва, МГУ, 28.05.2015
4 Andreeva Ye., Kryukov V. The Russian Model: Merging Profit and Sustainability // Arctic Oil and Gas. Sustainability at Risk? / ed. By A. Mikkelsen, O. Langhelle. L. and N.Y.: Routledge (Taylor & Francis Group), 2008. P. 240 - 287.
5 Моргунова, М.О., Цуневский А.Я. Энергия Арктики / Под научн. ред. Бушуе-ва В.В. - М.: ИЦ «Энергия», 2012. - 84 с.
6 Тамицкий, А.М. Государственная политика современной России в Арктике: этапы, приоритеты и некоторые итоги // Арктика и Север - № 6. - 2012.
7 Ампилов Ю.П. Освоение трудноиз-влекаемых ресурсов нефти и газа в условиях санкций / Конференция «Новые идеи в геологии нефти и газа - 2015» Москва, МГУ, 28.05.2015
8 Neftegaz.ru О конкурентоспособности нефтегазовых проектов арктического шельфа, Информационный портал [Электронный ресурс] - 2017. - Режим доступа: https://neftegaz.ru/analisis/view/ 8542-O-konkurentosposobnosti-neftegazovyh-proektov-arkticheskogo-shelfa-v-usloviyah-nizkih-tsen-na-energoresursy
Formation of new international rules of
the game in the Arctic Krainova E.A., Laypanova A.D.
Gubkin Russian State University Oil Gas (National
Research University)
In article the analysis of the current state and the prospects of development of the Arctic on the basis of which a number of the key problems demanding intervention and support of the state has been allocated is carried out possible ways of their solution are proposed. Adaptation and modernization not only state programs, but also other existing above described documents and also their mutual coordination, especially in the conditions of sharp manifestation of interest not only the Arctic countries to global development of the Arctic resources, but also the interest gaining steam is necessary from the European Union countries and the Asia-Pacific pool. Otherwise will move difficult progressively to a main goal - complex development of the Arctic region.
Keywords: Arctic shelf, transformation, development trends, support zones, cluster.
References
1. Ampilov Y. P. Development of hardly-recoverable
oil and gas resources in conditions of sanctions / Conference «New ideas in Geology of oil and gas - 2015» Moscow, Moscow state University, 28.05.2015
2. Arctic Info. Active hydrocarbon production will
start in 10 years, Information portal [Electronic resource] - 2016-access Mode: http:// www.arctic-info.ru/news/19-06-2015/
minenergo-aktivnaa-dobica-yglevodorodov-v-arktike-nacnetsa-cerez-10-let/
3. Documents-The Russian Government. About new
edition of the state program «Social and economic development of the Arctic zone of the Russian Federation» [Electronic resource]-2017. - Mode of access: http:// government.ru/docs/29164/
4. Krainova E. A. Perspective directions of industrial
policy in the development of offshore oil and gas fields of the Arctic/proceedings of the NPK with foreign participation « Restructuring of the Russian economy and industrial policy (INDUSTRY - 2015)» - SPb: ed. Polytechnic University, 2015, p. 227 - 241.
5. Kryukov V. A. Arctic shelf - the territory of
dreams and reality // Scientific information Bulletin «problems of the North and Arctic of the Russian Federation». 2009. Vol. 10, Pp. 32-42
6. Kryukov V.A. Energy resources of the Arctic in
the modern world - the influence of the expectation factor or a real need? XII International Scientific Conference on the Development of Economics and Society [Text]: Book 2, in 4 books. National Issled. University «Higher School of Economics». - M.: Publishing house of the Higher School of Economics, 2012 S. 188-196.
7. Mastepanov A. M. «on priorities of world
development of oil and gas industry in conditions of low prices for energy resources «/ seminar «Eurasian energy civilization: potential and prospects of development», 2017
8. Morgunova, M. O., A. Y. Zanevsky Energy Arctic
/ Under scientific. the editorship of V. V. Bushuev - M.: IC «Energy», 2012. - 84 p.
9. Tomecki, A. M. the State policy of modern
Russia in the Arctic: the stages, priorities and some results // Arctic and North - No. 6. -2012.
10. Andreeva Ye., Kryukov V. The Russian Model: Merging Profit and Sustainability // Arctic Oil and Gas. Sustainability at Risk? / ed. By A. Mikkelsen, O. Langhelle. L. and N.Y.: Routledge (Taylor & Francis Group), 2008. P. 240 - 287.
11. Neftegaz.EN On the competitiveness of oil and gas projects on the Arctic shelf, an Information portal [Electronic resource] - 2017. - Mode of access: https://neftegaz.ru/analisis/view/ 8542-O-konkurentosposobnosti-neftegazovyh-proektov-arkticheskogo-shelfa-v-usloviyah-nizkih-tsen-na-energoresursy
12. Regnum. Arctic in law: why do you need a law on the Arctic zone of the Russian Federation? Information portal [Electronic resource] - 2016. - Mode of access: https://regnum.ru/news/ 2158433.html
О À
BS
S
2 e
8