Научная статья на тему 'Формирование новых кросс-каналов в условиях взаимодействия знаний и информационных технологий'

Формирование новых кросс-каналов в условиях взаимодействия знаний и информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
79
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРОСС-КАНАЛ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / INFORMATIONAL RESOURCES / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATIONS / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / СROSS CHANNEL

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Магомаева Лейла Румановна

В статье освещаются вопросы, связанные с теоретическими аспектами необходимости создания новых кросс-каналов компаний. В результате интеграции знаний в информационное поле компаний национальной экономики повышается эффективность и скорость их передачи конечному пользователю. Они становятся единой точкой входа, через которую конечные пользователи и могут выполнять свои бизнес-задачи. В дальнейшем они эволюционируют в виртуальные сообщества в рамках профессиональных интересов и решения определенных бизнес-задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTORS OF ECONOMIC ENTITIES COMPETITIVENESS IN HYPERCOMPETITIVE RELATIONS

The article considers questions connected with theoretical aspects of necessity forcompany’s new cross-channels creation. As a result of knowledge integration intoan information field, the efficiency and speed of their transfer to the end-user in-crease. They become a uniform entry point through which end-users also can carryout the business challenges, further they evolve in virtual communities within theprofessional interests and solutions of certain business challenges.

Текст научной работы на тему «Формирование новых кросс-каналов в условиях взаимодействия знаний и информационных технологий»

ФОРМИРОВАНИЕ НОВЫХ КРОСС-КАНАЛОВ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЗНАНИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

THE FACTORS OF ECONOMIC ENTITIES COMPETITIVENESS IN HYPERCOMPETITIVE RELATIONS

УДК 336.64

МАГОМАЕВА Лейла Румановна

доцент кафедры информационных систем в экономике Грозненского государственного нефтяного технического университета им. академика М. Д. Миллионщикова, кандидат экономических наук, доцент, rumanovna@gmail.com

MAGOMAEVA, Leyla Rumanovna

Associate Professor at the Department of Information Systems in Economics of the Grozny State Oil Technical University named after Academician M. D. Millionschikov, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, rumanovna@gmail.com

Аннотация.

В статье освещаются вопросы, связанные с теоретическими аспектами необходимости создания новых кросс-каналов компаний. В результате интеграции знаний в информационное поле компаний национальной экономики повышается эффективность и скорость их передачи конечному пользователю. Они становятся единой точкой входа, через которую конечные пользователи и могут выполнять свои бизнес-задачи. В дальнейшем они эволюционируют в виртуальные сообщества в рамках профессиональных интересов и решения определенных бизнес-задач.

Ключевые слова: кросс-канал, информационные ресурсы, коммуникации, знания.

Abstract.

The article considers questions connected with theoretical aspects of necessity for company's new cross-channels creation. As a result of knowledge integration into an information field, the efficiency and speed of their transfer to the end-user increase. They become a uniform entry point through which end-users also can carry out the business challenges, further they evolve in virtual communities within the professional interests and solutions of certain business challenges.

Key words: ^oss channel, informational resources, communications, knowledge.

© Магомаева Л. Р, 2017.

В сегодняшнем мире информация как источник полезных сведений и основной контент для внедрения высоких технологий является предметом научных исследований и дискуссионных обсуждений, поскольку ее использование сопряжено с необходимостью удовлетворения потребностей многочисленных конечных пользователей [1].

Разделяя позицию С. С. Галазовой [2], полагаем, что в современных условиях хозяйствования и постоянного развития международных экономических отношений, все большее внимание должно уделяться реализации инновационного процесса хозяйствующих субъектов, способствующего выходу на новые рынки и обеспечению финансовой устойчивости при нестабильности внешней среды, что предполагает использование передовых информационных технологий для адекватной оценки изменений конъюнктуры и выявления потенциальных возможностей компаний-конкурентов.

В научной и деловой литературе выделяют основные факторы, которые могут оказывать влияние на эффективность кросс-канальных информационных ресурсов в практической деятельности компаний.

1. Компетентность сотрудников (и каждого члена команды) оказывает самое существенное влияние, обеспечивая эффективность межличностных коммуникаций и основных организационных процессов. Этот фактор проявляется в способности выбора команды сотрудников с учетом их поведенческих характеристик для достижения заданного результата.

Для обеспечения прибыльности бизнесу необходимо постоянно внедрять новые информационные технологии, что, в свою очередь, повышает требования к квалификации сотрудников, причем на всех направлениях работы. Вместе с тем с каждым годом все больше ощущается нехватка квалифицированных специалистов, ухудшается уровень профессиональной подготовки кадров.

2. Персонализация, формирующая набор ценностных характеристик сотрудников ком-

пании и параметры их компетентности для цели персонализации.

Надо отметить, что термин «персонализация» используется в нескольких основных аспектах. Во-первых, в социальном контексте, при определении приоритетов между «индивидуумом и обществом», во-вторых, в общественных коммуникациях, передаваемых через средства массовой информации, и, в-третьих, в контексте организационных и корпоративных коммуникаций. В контексте организационных коммуникаций, определяемых как взаимодействие внутри компании, персонализация используется для цели стратегического планирования и повышения прозрачности внутренних коммуникаций между сотрудниками компании.

3. Получение обратной связи (сообщений или информации) в результате организационных коммуникаций. Наличие обратной связи в результате организационных коммуникаций позволяет провести оценку адекватности кросс-канальных информационных ресурсов, используемых в бизнес-процессах компании. Ф. Герцберг в своей работе, посвященной формализации природы организационных коммуникаций, определил факторы, оказывающие влияние на эффективность информационных ресурсов, которые были связаны с удовлетворенностью и мотивацией сотрудников [3].

Автор справедливо указывал на то, что получение обратной связи мотивирует сотрудников компании и позволяет менеджменту систематизировать имеющуюся информацию об отклонениях в основной деятельности. Мотивирующие факторы, полученные через обратную связь, - это достижения, признание достижений, сама деятельность, ответственность и рост эффективности текущей деятельности. В то же время Ф. Герцберг [3] указывал и на антимотивирующие факторы, полученные через обратную связь, к которым относятся надзор, межличностные отношения, условия труда, зарплата, статус и безопасность деятельности компании.

4. Эффективный выбор формальных или неформальных коммуникаций внутри ком-

пании. Использование вербального и невербального видов общения определяет успех неформальных межличностных коммуникаций. Выбор эффективной системы коммуникаций оказывает огромное воздействие на развитие кросс-канальных информационных ресурсов. Исследования доказывают, что неформальные коммуникации имеют более сильное влияние на развитие информационных ресурсов, чем формальные.

В основе гипотезы, выдвинутой Нивисо-ном [4], лежит предположение о наличии причинно-следственной связи между управленческими решениями, принимаемыми в результате неформальных коммуникаций и производительностью сотрудников. Проведенные исследования позволили доказать, что открытое неформальное общение с сотрудниками обеспечивает более эффективное развитие информационных ресурсов и компании в целом, поскольку позволяет увеличить производительность всей компании.

5. Создание информационного поля внутри компании посредством распространения знаний. В основе такого информационного поля лежит возможность управления знаниями и скорости их передачи в результате использования кросс-канальных информационных ресурсов.

Информационное поле позволяет реализо-вывать различные концепции управления знаниями в своих программных продуктах. В этой связи мы можем определить информационное поле, как систему знаний, направленных на систематическое совершенствование процесса принятия решений об организационной среде для принятия более эффективных решений.

Рассматривая информационное поле как важнейший элемент систематизации и управления знаниями, Т. Дэвенпорт и Л. Прусак [5] описывают его возможности с точки зрения целостной системы управленческих действий, связанных с генерированием, кодификацией и обменом знаниями. С позиции этих авторов, знание о технологической, коммерческой, конкурентной среде компании является частью организационных знаний. Дэвенпорт был

убежден, что основная роль информационных ресурсов в информационном поле -это увеличение скорости передачи знаний через сетевые ресурсы и сообщества.

Выстроенная авторами гипотеза развития информационного поля заключалась в том, что знания, транспортируемые информационными системами на высокоскоростном уровне, могут быть воспроизведены в цифровом или аналоговом формате, что увеличивает эффективность используемого кросс-канала.

Согласно концепции П. Сегне [6], знание как информация представляет собой объединение правил, принципов, ментальных моделей, воспоминаний, в которых внедряется человеческое действие. Информация и знания различаются по плотности и глубине. В когнитивном информационном пространстве информация находится на поверхности познания. По мере интеграции знаний в информацию она приобретает необходимый объем, поскольку к ней постоянно добавляются понятия, модели, воспоминания, ощущения.

Различают явное и неявные знания. Так называемые явные знания представляют собой ту часть знаний, которая легко интегрируется в языковом и цифровом формате, поэтому становится частью используемого кросс-канала, тогда как неявные знания представляет собой неструктурированную информацию, состоящую в основном из сложных ощущений, образов и ментальных моделей, которые нельзя интегрировать в информационное пространство.

По мере развития программных решений неявные знания конвертируются в логические и математические модели, посредством которых разрабатываются новые информационные кросс-каналы, однако построение таких моделей зачастую сопряжено с трудностями реализации их на практическом уровне. Решение таких задач в будущем возможно при активном внедрении систем искусственного интеллекта.

С научной точки зрения интерес представляет модель преобразования знаний, разработанная И. Нонака и К. Такеучи [7],

которая помогла понять, насколько тесно связаны процессы передачи информации и процессы создания знаний. С точки зрения предложенной ими модели, идеальной средой для создания новых знаний в компаниях является информационный процесс, который усиливает и накапливает их в рамках единого информационного поля или сети.

Процесс преобразования знаний представляет собой спираль со встроенными режимами конверсии явной и неявной информации на неопределенный срок для созданной организационной среды компании.

Результаты проведенных в данной области исследований позволили систематизировать основные факторы, которые оказывают влияние на развитие кросс-канальных информационных ресурсов:

• компетентность сотрудников;

• персонализация;

• получение обратной связи (сообщений или информации) в результате организационных коммуникаций;

• эффективный выбор формальных или неформальных коммуникаций внутри компании;

• создание информационного поля внутри компании посредством распространения знаний.

Необходимо отметить, что указанная нами модель преобразования знаний, разработанная Нонака и Такеучи [7] в середине 90-х гг. ХХ в., помогла понять, насколько тесно связаны процессы передачи и создания знаний. Для них идеальным созданием знаний в организациях является процесс, который усиливает создание знаний отдельными лицами и добавляет его результаты в сеть знаний организации. В модели основой создания знаний в организациях является непрерывное взаимодействие (передача) между людьми и непрерывное преобразование от молчаливого к явным знаниям (и наоборот) отдельными лицами, поддерживаемыми группой. Модель отличается четырьмя способами преобразования знаний:

• Социализация - обмен неявными знаниями для создания ментальных моделей.

• Экстернализация - процесс создания неявного знания и преобразования его в модели, концепции, аналогии, истории и метафоры, которые могут быть переданы с помощью структурированной информации. Экстерна-лизация считается ключевым этапом в создании новых знаний и опыта для разработки новых кросс-каналов в практической деятельности компаний.

• Комбинация - это процесс объединения или реконфигурации существующих явных знаний для создания новых и знаний путем их добавления. Это наиболее распространенный процесс формального образования знаний в информационный кросс-канал.

• Интернализация - это процесс добавления к явным знаниям (принципам, процедурам, методологиям) неявного нового знания (в виде ощущений, воспоминаний, изображений) путем средств программного обеспечения.

С учетом систематизированных ранее факторов проведем исследование ключевых кросс-каналов, которые могут быть использованы в практической деятельности компаний при взаимодействии знаний и информационных технологий в различных системах:

1. Интранет-системы. Данные системы основаны на интрасетевой передаче информации с учетом разработок веб-технологий. Интранет - это глобальное информационное поле или среда, которая может способствовать обмену динамической и связанной кросс-канальной информацией. Гипертекстовая структура интрасетей облегчает навигацию между различными информационными блоками, связь в которой обычно пассивна, потому что пользователь должен извлекать информацию. Интранеты в своей реальной конфигурации подчеркивают взаимосвязь внутренней информации и строят важные связи между организациями и их сотрудниками. Тем не менее эффективное использование интранет тесно связано с более широким пониманием вклада управления информацией в работу компании. В этой связи интранет, как и другое глобальное программное обеспечение, следует воспринимать лишь как часть информацион-

петербургский экономическии журнал

№ 4

2017

79

ного поля компании, посредством которого формируются культура, ценности и определяется комбинация как процесс соединения различных областей явного знания [8].

Интранет является ярким примером комбинации знаний, поскольку преобразует их в гипертекстовую структуру, на основе которой строится новый кросс-канал для обмена или получения новой информации.

2. Системы электронного документооборота (Electronic Document Management - EDM). Системы электронного документооборота (EDM) являются хранилищами важных корпоративных документов, их можно охарактеризовать как магазины знаний.

Системы EDM обеспечивают более эффективный поиск, лучшую защиту и контроль документов в компании, они имеют множество функций, такие как каталогизация и индексация, которые были унаследованы от традиционных информационно-поисковых систем.

3. Сетевое программное обеспечение. Существующая в компаниях иерархическая организационная структура не всегда позволяет принимать быстрые организационные решения в ответ на вызовы рынка. Именно поэтому чрезвычайно востребованными являются гибкие организационные структуры, которые могут легко адаптироваться к изменяющейся среде в качестве рабочих групп. Необходимость взаимодействия между географически распределенными рабочими группами является важной проблемой для глобальных корпораций.

В научной и деловой литературе групповое ПО описывается как тип программного обеспечения, предназначенного для оказания помощи группам, которые географически распределены и должны работать вместе.

CSCW (Computer Supported Cooperative Work) - сформировалась новая отрасль компьютерных наук, посвященная изучению технологий групповой работы, которая включает в себя не только технические аспекты, но и социальные, и организационные вопросы.

Групповое программное обеспечение представляет собой сочетание синхронной информации (например, чата), асинхронной информации (например, электронной почты)

и инструментов, ориентированных на сообщество (например, электронных групп). Системы группового программного обеспечения хорошо подходят для поддержки сообществ-практиков, где специалисты одной области знаний могут быть рассеяны по всему миру, лишь обмениваясь опытом, чтобы найти решения конкретных проблем.

Дискуссионные группы и чаты - это обычные приложения для групповой информационной работы, которые позволяют постепенно интегрировать неявные знания в отдельные кросс-каналы. При использовании группового программного обеспечения в некоторых случаях проявляется эффект социализации, поскольку люди работают вместе над одними и теми же проектами.

4. Системы стандартизованных бизнес-процессов. В научной и деловой литературе эти технологии иногда именуют «облачные технологии», которые регулируют поток информации от человека к человеку, с одного рабочего места на другой, с одной задачи или процесса на другой. Их традиционное использование необходимо для упорядоченной и структурированной информации.

Целью системы документооборота является создание и ускорение потока бизнес-процессов, где следуя шаг за шагом, отслеживается каждое действие, которое составляет процесс. Использование данной системы позволяет идентифицировать знания, встроенные в стандартные бизнес-процессы. Так, Т. Круз [9] определяет три основных элемента рабочего процесса, формализуемые в 3-Я модель:

• роль - набор навыков для выполнения конкретной задачи;

• правила - функции, определяющие способ обработки данных;

• маршруты - логические пути для обеспечения потока знаний через процесс.

Системы документооборота обычно автоматизируют части бизнес-процессов для исключения ручной работы. Например, в банках менеджеры традиционно проводят процесс оценки кредита с использованием скорин-говых систем, являющихся частью системы оценки бизнес-процессов.

5. Системы на основе искусственного интеллекта- это область информационных технологий, позволяющая экспортировать информацию в знания. Существует много разновидностей систем на основе искусственного интеллекта, однако наиболее распространенными из них являются экспертные системы, системы CBR (CaseBasedReasoning) и нейронные сети - это лишь некоторые типы систем, которые используют методы искусственного интеллекта.

Экспертная система поддерживает ограниченную базу знаний для домена, строится на наблюдении за специалистом и на сопоставлении части его знаний с правилами деривации. Системы CBR успешно используются в приложениях справочной службы и call-центрах, помогая участникам экстер-нализировать определенную информацию. В сущности, экстернализация является доминирующим процессом, поддерживаемым системами на основе искусственного интеллекта, с помощью которого строится информационный кросс-канал. С точки зрения пользователя, данные системы помогают структурировать явные знания через описание аналогичных примеров с учетом изучения предыдущего опыта.

Нейронные сети представляют собой более сложные системы, которые используют статистические инструменты для обработки примеров причинно-следственных связей и изучения взаимосвязей, связанных с решением информационных проблем. Нейронные сети - это очень гибкие и «интеллектуальные» системы, поскольку каждый новый вход приводит к автоматическому перепрограммированию и последующему добавлению новых связей.

6. Системы бизнес-интеллекта (Business Intelligence - BI) представляют собой набор инструментов, используемых для манипулирования массой оперативных информационных данных и извлечения из них важной деловой информации. Системы BI взаимодействуют:

• с внешними системами - DSS (системы поддержки принятия решений), инструментами исполнительной информационной систе-

мы (Executive Information Systems - EIS) и системой аналитической обработки процессов в режиме реального времени (On-Line Analytical Processing - OLAP);

• внутренними системами - хранилищем данных и системы интеллектуального анализа данных.

Системы управления базой данных (СУБД) являются основой для реализации систем искусственного интеллекта. Во-первых, операционные данные, сгенерированные бизнес-транзакциями, извлекаются из СУБД, фильтруются по некоторым критериям, а затем переносятся в хранилище данных.

В основе системы бизнес-интеллекта лежит возможность принятия решений, некоторые из них специализируются на информации, связанной с клиентами, создавая интерфейс с системами. Например, создание системы управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management - CRM) на основе бизнес-интеллекта было связано с необходимостью совершенствования маркетинговой политики крупных корпораций.

На сегодняшний день системы бизнес-интеллекта превосходно выполняют работу по сортировке, категоризации и структурированию информации, облегчению реконфигурации существующей информации, а также получению новой. Создаваемый на основе бизнес-интеллекта комбинированный кросс-канал формирует новые знания для компаний, повышая их конкурентоспособность на рынке.

7. Карты знаний, представляющие собой программное обеспечение для управления неструктурированной информацией. Карта позволяет идентифицировать людей, создавая возможности для обмена знаниями. Стандартная карта знаний снабжается профилем компетенций для сотрудников компании и предоставляет функцию экспертного локатора, помогает пользователям находить экспертов, наиболее подходящих для работы над конкретной проблемой или проектом. Используя карту знаний, легче идентифицировать людей с точки зрения их компетенции в конкретной области знаний.

8. Инструменты поддержки инноваций. Д. Эмидон определяет инновации как применение новых идей для реализации продуктов или услуг [10]. Результат инноваций характеризуется по количеству новых патентов, разработке модификаций существующих продуктов и разработке новых продуктов.

Инструменты поддержки инноваций - это программное обеспечение, которое способствует формированию знаний в процессе разработки продукта. Эти инструменты предназначены для создания виртуальной среды, которая стимулирует распространение новых кросс-каналов.

Инструмент поддержки инноваций может включать в себя различные функции:

• техническую базу данных, в которой регистрируются патенты и исследовательские проекты;

• графические возможности моделирования, которые могут облегчить процесс ин-тернализации, под которой понимается процесс обогащения уже существующих знаний посредством использования моделирования;

• комбинационные инструменты, которые помогают рассматривать необычные возможности в разработке инноваций, поддерживая творческий процесс.

9. Инструменты конкурентной разведки. Разработка данных инструментов направлена на оптимизацию любых организационных решений и систематическое объединение процесса организационных решений с информацией на основе сбора и анализа качественной информации.

Б. Т. Моргоев [11] считает, что развитие инструментов конкуренции способствует не только повышению эффективности управления компаниями, но и целыми отраслевыми комплексами.

В других источниках [12] определяется ряд этапов для построения инструментов конкурентной разведки для цели создания кросс-канала:

• Планирование и постановка - этот шаг связан с выявлением вопросов и решений, на основе которых будет проведен первый этап для сбора информации.

• Публикация информации - поиск широкого круга разнообразных информационных источников.

• Структурирование первичных источников - этот шаг связан с важностью сбора информации из опубликованных источников.

• Анализ и производство - преобразование собранных данных в значимые оценки.

• Отчет и оценка полученной информации для принятия окончательного решения.

10. Порталы знаний. Основная функция портала - это обеспечение прозрачного каталога информации, уже имеющейся в компании. Задача портала - дополнение уже имеющихся знаний, которые включают в себя таксономию компании или классификацию информационных категорий, помогающих легко находить поисковую систему или ссылки на внутренние и внешние веб-сайты и источники информации.

По мере развития технологий такие порталы эволюционируют в более сложные и интерактивные шлюзы, преобразуясь в самостоятельный кросс-канал [13]. Они становятся единой точкой входа, через которые конечные пользователи и могут выполнять свои бизнес-задачи, в дальнейшем они эволюционируют в виртуальные сообщества в рамках профессиональных интересов и решения определенных бизнес задач.

Таким образом, эффективность кросс-канальных информационных ресурсов определяется необходимостью превращения знаний в интегрированные информационные системы в целях совершенствования и создания новых конкурентоспособных продуктов и услуг для компаний. В эпоху развития цифровых технологий многие компании, особенно в высокотехнологичном секторе экономики, сосредоточены на преобразовании человеческого и интеллектуального капитала в структурный капитал. Однако, по мнению автора, основная задача кросс-канальных информационных ресурсов заключается в возможности интеграции знаний в информационное поле для повышения эффективности и скорости их передачи конечному пользователю.

Список литературы

1. Davenport T., Prusak L. Working Knowledge: how organizations manage what they know. Boston: HBS Press, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Галазова С. С. Проектный подход к управлению инновационной деятельностью // Экономические и гуманитарные науки. 2016. № 10(297). С. 13-18.

3. Herzberg F. One more time: How do you motivate employees? Boston, MA: Harvard Business Review, 1987. URL: www.facilitif.eu/user_files/file/herzburg_article.pdf (дата обращения: 15.02.2017).

4. Pedro N., Eisenberger R. Management communication and employee performance: the contribution of perceived organizational support. - Human Performance, 2012. Р. 452-464.

5. Davenport T., Prusak L. Working Knowledge: how organizations manage what they know. Boston: HBS Press, 1998.

6. Senge P. The fifth discipline. HSM Management, 1998. Р. 35-47.

7. Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge-Creating Company. New York: Oxford Press, 1995.

8. Харламова А. А. Глобализация и процесс обеспечения экономической безопасности государства // Петербургский экономический журнал. 2016. № 4. С. 6-11.

9. Cruz T. Workflow: A Tecnologiaquevai Revolucionar Processos. Sаo Paulo: Atlas, 1998.

10. Amidon D. Knowledge Innovation. URL: http://www.entovation.com (дата обращения: 07.05.2017).

11. Моргоев Б. Т. Структурно-функциональная характеристика региональных финансов // Финансы, экономика, стратегия. 2015. № 10. С. 41-44.

12. Fuld & Company Inc. Intelligence software report. URL: http://www.fuld.com (дата обращения: 11.04.2017).

13. Choo C. W., Detlor B., Turnbull D. Web Work: Information Seeking and Knowledge Work on the World Wide Web. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.