№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
А. В. Цыганкова, соискатель,
кафедра искусствоведения и культурологии,
Санкт-Петербургская государственная
художественно-промышленная
академия имени А. Л. Штиглица,
г. Санкт-Петербург, Россия,
Markov-gallery@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО СТИЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ИТАЛЬЯНСКОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI В.
Тема интерпретации стиля рококо в итальянской мебели конца XX — начала XXI в. является сегодня актуальной как никогда. В последнее десятилетие многие дизайнеры мебели, декораторы интерьеров, резчики-реставраторы вновь обратились к наследию стиля рококо середины XVIII в. В отечественном искусствоведении история итальянской мебели XVП-XVШ вв. представлена весьма скудно, и тема развития и модификации стиля мало изучена. Формирование нового стилистического направления в мебельном дизайне конца XX — начала XXI в. до сих пор специально не изучалось.
В начале XXI в. дизайн мебели является неотъемлемой частью современной культуры, выпускается огромное количество специализированных журналов, предметы мебели экспонируются в музеях современного искусства по всему миру. Лидером и законодателем интерьерной моды по праву сегодня является Италия. Итальянская мебель экспо- _
нируется на крупнейших мебельных Салонах в Милане, Кельне и Париже. Именно там формируются новые тенденции и стили. Одним из них, получившим широкое рас-
Люди XVIII в свое время как прощания и наступления
пространение в конце XX — начале XXI в., является стиль «нового рококо». Он возник под неоспоримым влиянием рококо второй трети XVIII в. и стиля неорококо первой половины XIX в.
Итак, первые черты стиля рококо проявляются в начале XVIII в. «Через XVIII столетие проходит свод, объединяющий пустоту между столбами древних и современных миров», — писали авторы в XIX в. о стиле, получившем название «рококо»1. Этот период начинается на пике угасания абсолютизма Людовика XIV (1638-1715) и аристократии, и заканчивается французской Революцией 1789 г. и триумфом буржуазии. Это столетие отмечено непрерывными политическими переворотами и интенсивной культурной и творческой жизнью. «Люди XVIII в. переживали свое время как время перемен, прощания с прошлым и наступления новых времен. Ощущение «поворота жизни» наблюдается в определенные периоды мировой истории, и это очень сильный фактор культуры»2, — пишет известный московский историк искусства, доктор искусствоведения А. К. Якимович. И продолжает: «Эпоха Просвещения хорошо знакома
. переживали время перемен с прошлым новых времен.
т
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
с этим ощущением. Ощущать свое время как "время перемен" — это общее свойство нового времен, и люди искусства, литературы и науки испытывали нечто подобное уже в XVII столетии. В сле- :
дующем веке это "волнение порога" нарастает и усложняется»3. Новые потребности в комфорте и изысканности обстановки породили новый тип мебели. Некоторые виды мебели ренессанса и барокко исчезли, уступая место предметам более изящных форм. Среди большого разнообразия стилистических направлений и форм, характеризующих рококо, существовали некоторые общие декоративные и структурные особенности: асимметричное украшение стало постоянной темой «новой манеры» и обрело меньшую внушительность. Интимные, камерные интерьеры светлых, нежных тонов, обилие зеркал, ажурный орнамент, отсутствие прямых линий и цельных плоскостей, причудливая декоративная лепка или живопись — вот основные особенности этого нового стиля4. Возникло бесконечное разнообразие предметов мебели, каждый из которых выполнял определенную функцию. Над созданием изделий в стиле рококо трудились такие великие мастера XVIII в., как Пьетро Пиффетти, Жуварра, Туринезе Франческо Ладатте, Луиджи Принотто, Агостино Ратти, Филиппо Пароди, Джузеппе Маджолини и др. Ведущими итальянскими центрами производства мебели в XVIII в. в стиле рококо были Пьемонт, Генуя и Лугирия, республика Венеция, Милан, Флоренция и Неаполь.
В новом направлении, примешавшемся к позднему бидермейеру, отразилось стремление богатеющего буржуа
обставить свое жилище более роскошной и помпезной мебелью.
Возникший в XIX в. под влиянием историзма стиль неорококо, не привнесший в мебель ничего существенно нового, был не столько стилем, сколько модным поветрием, пришедшим на смену увлечению неоготическими формами. В новом направлении, примешавшемся к позднему бидермейеру, отразилось стремление богатеющего буржуа обставить свое жилище более роскошной и помпезной мебелью. Извечная жажда новизны, разнообразия в данном случае остановила свой выбор на декоративности, что явилось закономерной реакцией на строгость классицизма. Духу эпохи лучше отвечала мебель с замаскированной декором тектоникой, исходной же точкой вполне могли послужить и «дежурные блюда» в виде формальных элементов готики и рококо, предлагавшиеся актуальным историческим «меню». К тому же этот «легитимистский стиль» был и одним из политических средств реставрации Бурбонов, и, как таковой, он усиленно насаждался повсюду в Европе5.
Следует учитывать, что, несмотря на внешнюю схожесть, оригинальное рококо и его вторая редакция имеют существенные отличия, что прослеживается не только в характере общего воздействия, но и в отличиях в декоре и формах. Посторонние включения и элементы других стилей проявляются во «второй редакции» стиля рококо.
С развитием новых технологий к середине XX в. была достигнута возможность обеспечить население тиражируемыми товарами массового спроса. Одна из важных проблем мебельной промышленности была решена. Но под влиянием массовости потребления и ти-ражируемости начинает складываться тенденция тяготения к индивидуальности, как отказ от нейтрального, интернационального стиля мебельного дизайна. Эта задача может быть решена в XXI в. с помощью совершенствования уже освоенных
№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012
и создания новых технологий производства. Но парадокс заключается в том, что индивидуализированную продукцию даже проще сейчас выпускать на небольших семейных итальянских производствах, что создает прекрасную почву для производства небольших серий мебели с частичным использованием ручного труда и ярким оригинальным дизайном. В этом контексте в конце XX — начале XXI в. в Италии можно выделить два направления стиля рококо. Это так называемое «историческое» направление, которое представлено семейными итальянскими фабриками с вековой историей, которые производят небольшое количество мебели с использованием преимущественно ручного труда, как это было в XVIII в., придерживаясь оригинального стиля рококо. Другое направление — мебель, выполненная в стиле рококо «третьей редакции» или нового рококо, которая объединяет в себе стилистические черты рококо XVIII в. и неорококо XIX в., а также новые материалы, технологии и прогрессивный дизайн конца XX — начала XXI в. До сих пор феномен возвращения на рубеже тысячелетий нового рококо не рассматривался. Главным достоинством мебели в стиле «нового рококо» является высокое качество исполнения; дорогая древесина, например эбеновое дерево, тюльпановое дерево, орех, лиственница; современные лаки, обивочные ткани, применение ручного труда и, главное, не-
обычайно креативное интерпретирование конструкций, деталей, форм стиля рококо. Резьба и интарсия обильно украшают предметы, что говорит об усилении роли декора. Спинки стульев и кресел приобретают причудливые формы, подлокотники декорируются обильной росписью и спиральными завитками. Подвижной линией обрисованы и контуры столешниц, обрамления филенок предметов корпусной мебели. Мягкая мебель производится преимущественно укрупненной формы, с традиционными по форме ножками и часто стеганными обивками. Ножки столов имеют выразительные резные формы, скрепленные точеными перекладинами. При этом классические формы мебели покрываются ярким лаком, а на тканях обивки нередко фигурируют принты изображений в стиле поп-арт, создавая причудливое сочетание фактуры и цвета.
Развитию данного нового стиля способствовали также международные выставки мебели, на которых демонстрируются новинки дизайна и современной моды. В наши дни ежегодно проходят более ста крупных мебельных выставок по всему миру. На них представляются новинки мебельной индустрии, самые оригинальные и необычные варианты обычно покупаются для частных коллекций. Другие могут использоваться в качестве прототипа для изготовления недорогой мебельной продукции широкого спроса. Самые крупные и значи-
®
ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ
мые ежегодные выставки дизаина — ежегодная выставка в Милане, которая обычно проходит в апреле, и Кельне — в январе, продолжительностью от 5 до 7 днеИ.
В наши дни мебель направления «исторического» рококо представлена следующими итальянскими фабриками: Oak Industria Arredamenti, Belcor, Silic Arkan, Francesco Molon, Ezio Bellotti, Cornelio Cappellini, Asnaghi Interiors и др. Фабрики Bizotto, Tonin casa, Alta moda, Silic Creazioni и Moda выпускают мебель в стиле рококо «третьей редакции» или нового рококо конца XX — начала XXI в.
Из ценового рейтинга продукции фабрик можно сделать вывод о высоком спросе на мебель, а также о потребительской привлекательности и широком распространении стиля нового рококо. Еще одним доказательством этому может служить получившее широкое распространение в последнее десятилетие копирование моделей мебели итальянских фабрик в стиле рококо «третьей редакции» и «исторического» рококо отечественными производителями.
Итак, можно сделать вывод, что проявление первых черт стиля нового рококо также совпало с изменениями в различных сферах общества конца XX — начала XXI в., как и появление стиля рококо в XVIII в. Стиль нового рококо отразил стремительное развитие новых технологий, смешение культур
под воздействием глобализации на сломе двух веков. В поисках нового нередко вспоминают старое, так новый стиль стал реминисценцией стиля рококо XVIII в. и нового взгляда на дизайн в XXI в. Интересно проследить циклическое развитие стиля рококо в веках, когда он то проявлялся с новыми чертами, то исчезал. Сегодня этот стиль необычайно популярен. Предметы мебели, выполненные в этом стиле, не только несут утилитарную функцию, но и являются объектами современного дизайна. Но стоит рассматривать стиль нового рококо не как абсолютно новое явление, а как возвращение стиля рококо в новой интерпретации с учетом последних модных тенденций XXI в. В данном случае стоит отметить, что новый стиль зародился в Италии, в отличие от исторического рококо XVIII в. Это можно объяснить тем, что сегодня именно Италия, как и Франция в XVIII в., является законодательницей моды, в том числе в сфере мебельного дизайна. ^
1. Boidi Sassone A., Cozzi E. Furniture from rococo to art deco. — Taschen, 2000. Р. 35.
2. Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. - СПб., 2004. С. 336.
3. Там же. С. 337.
4. Сергей Даниэль. Рококо. От Ватто до Фрагонара. - СПб., 2007. С. 207.
5. Кес Д. Стили мебели. — СПб.: Издательство В. Шевчук, 2004. С. 134.