Научная статья на тему 'Формирование нового стилистического направления в итальянском декоративно-прикладном искусстве конца XX — начала XXI в'

Формирование нового стилистического направления в итальянском декоративно-прикладном искусстве конца XX — начала XXI в Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
177
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТИЛЬ РОКОКО / НОВОЕ РОКОКО / ДИЗАЙН МЕБЕЛИ XXI В / ИТАЛЬЯНСКИЙ ДИЗАЙН / МОДИФИКАЦИИ СТИЛЯ / ROCOCO STYLE / THE NEW ROCOCO FURNITURE DESIGN XXI CENTURY / ITALIAN DESIGN / MODIFY THE STYLE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цыганкова А. В.

Статья посвящена теме формирования новых стилистических направлений в мебельном дизайне конца XX — начала XXI в. Они возникли под неоспоримым влиянием рококо второй трети XVIII в. и неорококо первой половины XIX в. В настоящее время в Италии автор выделяет два направления стиля рококо. Это так называемое «историческое» направление и стиль рококо «третьей редакции», или новое рококо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New stylistic direction formation in the Italian decorative and applied art from the end of XX till XXI

This article is devoted to the theme of new stylistic formation in furniture design in the end of XX and the beginning of XXI century. They appeared under the influence of rococo in the second third of XVIII and neo-rococo in the first part of XIX. Nowadays the author separates out two trends in the rococo style in Italy. It is so called «historical» trend and «third edition» or new rococo.

Текст научной работы на тему «Формирование нового стилистического направления в итальянском декоративно-прикладном искусстве конца XX — начала XXI в»

№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

А. В. Цыганкова, соискатель,

кафедра искусствоведения и культурологии,

Санкт-Петербургская государственная

художественно-промышленная

академия имени А. Л. Штиглица,

г. Санкт-Петербург, Россия,

Markov-gallery@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ НОВОГО СТИЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ИТАЛЬЯНСКОМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ КОНЦА XX - НАЧАЛА XXI В.

Тема интерпретации стиля рококо в итальянской мебели конца XX — начала XXI в. является сегодня актуальной как никогда. В последнее десятилетие многие дизайнеры мебели, декораторы интерьеров, резчики-реставраторы вновь обратились к наследию стиля рококо середины XVIII в. В отечественном искусствоведении история итальянской мебели XVП-XVШ вв. представлена весьма скудно, и тема развития и модификации стиля мало изучена. Формирование нового стилистического направления в мебельном дизайне конца XX — начала XXI в. до сих пор специально не изучалось.

В начале XXI в. дизайн мебели является неотъемлемой частью современной культуры, выпускается огромное количество специализированных журналов, предметы мебели экспонируются в музеях современного искусства по всему миру. Лидером и законодателем интерьерной моды по праву сегодня является Италия. Итальянская мебель экспо- _

нируется на крупнейших мебельных Салонах в Милане, Кельне и Париже. Именно там формируются новые тенденции и стили. Одним из них, получившим широкое рас-

Люди XVIII в свое время как прощания и наступления

пространение в конце XX — начале XXI в., является стиль «нового рококо». Он возник под неоспоримым влиянием рококо второй трети XVIII в. и стиля неорококо первой половины XIX в.

Итак, первые черты стиля рококо проявляются в начале XVIII в. «Через XVIII столетие проходит свод, объединяющий пустоту между столбами древних и современных миров», — писали авторы в XIX в. о стиле, получившем название «рококо»1. Этот период начинается на пике угасания абсолютизма Людовика XIV (1638-1715) и аристократии, и заканчивается французской Революцией 1789 г. и триумфом буржуазии. Это столетие отмечено непрерывными политическими переворотами и интенсивной культурной и творческой жизнью. «Люди XVIII в. переживали свое время как время перемен, прощания с прошлым и наступления новых времен. Ощущение «поворота жизни» наблюдается в определенные периоды мировой истории, и это очень сильный фактор культуры»2, — пишет известный московский историк искусства, доктор искусствоведения А. К. Якимович. И продолжает: «Эпоха Просвещения хорошо знакома

. переживали время перемен с прошлым новых времен.

т

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

с этим ощущением. Ощущать свое время как "время перемен" — это общее свойство нового времен, и люди искусства, литературы и науки испытывали нечто подобное уже в XVII столетии. В сле- :

дующем веке это "волнение порога" нарастает и усложняется»3. Новые потребности в комфорте и изысканности обстановки породили новый тип мебели. Некоторые виды мебели ренессанса и барокко исчезли, уступая место предметам более изящных форм. Среди большого разнообразия стилистических направлений и форм, характеризующих рококо, существовали некоторые общие декоративные и структурные особенности: асимметричное украшение стало постоянной темой «новой манеры» и обрело меньшую внушительность. Интимные, камерные интерьеры светлых, нежных тонов, обилие зеркал, ажурный орнамент, отсутствие прямых линий и цельных плоскостей, причудливая декоративная лепка или живопись — вот основные особенности этого нового стиля4. Возникло бесконечное разнообразие предметов мебели, каждый из которых выполнял определенную функцию. Над созданием изделий в стиле рококо трудились такие великие мастера XVIII в., как Пьетро Пиффетти, Жуварра, Туринезе Франческо Ладатте, Луиджи Принотто, Агостино Ратти, Филиппо Пароди, Джузеппе Маджолини и др. Ведущими итальянскими центрами производства мебели в XVIII в. в стиле рококо были Пьемонт, Генуя и Лугирия, республика Венеция, Милан, Флоренция и Неаполь.

В новом направлении, примешавшемся к позднему бидермейеру, отразилось стремление богатеющего буржуа

обставить свое жилище более роскошной и помпезной мебелью.

Возникший в XIX в. под влиянием историзма стиль неорококо, не привнесший в мебель ничего существенно нового, был не столько стилем, сколько модным поветрием, пришедшим на смену увлечению неоготическими формами. В новом направлении, примешавшемся к позднему бидермейеру, отразилось стремление богатеющего буржуа обставить свое жилище более роскошной и помпезной мебелью. Извечная жажда новизны, разнообразия в данном случае остановила свой выбор на декоративности, что явилось закономерной реакцией на строгость классицизма. Духу эпохи лучше отвечала мебель с замаскированной декором тектоникой, исходной же точкой вполне могли послужить и «дежурные блюда» в виде формальных элементов готики и рококо, предлагавшиеся актуальным историческим «меню». К тому же этот «легитимистский стиль» был и одним из политических средств реставрации Бурбонов, и, как таковой, он усиленно насаждался повсюду в Европе5.

Следует учитывать, что, несмотря на внешнюю схожесть, оригинальное рококо и его вторая редакция имеют существенные отличия, что прослеживается не только в характере общего воздействия, но и в отличиях в декоре и формах. Посторонние включения и элементы других стилей проявляются во «второй редакции» стиля рококо.

С развитием новых технологий к середине XX в. была достигнута возможность обеспечить население тиражируемыми товарами массового спроса. Одна из важных проблем мебельной промышленности была решена. Но под влиянием массовости потребления и ти-ражируемости начинает складываться тенденция тяготения к индивидуальности, как отказ от нейтрального, интернационального стиля мебельного дизайна. Эта задача может быть решена в XXI в. с помощью совершенствования уже освоенных

№ 12 (30) ДЕКАБРЬ 2012

и создания новых технологий производства. Но парадокс заключается в том, что индивидуализированную продукцию даже проще сейчас выпускать на небольших семейных итальянских производствах, что создает прекрасную почву для производства небольших серий мебели с частичным использованием ручного труда и ярким оригинальным дизайном. В этом контексте в конце XX — начале XXI в. в Италии можно выделить два направления стиля рококо. Это так называемое «историческое» направление, которое представлено семейными итальянскими фабриками с вековой историей, которые производят небольшое количество мебели с использованием преимущественно ручного труда, как это было в XVIII в., придерживаясь оригинального стиля рококо. Другое направление — мебель, выполненная в стиле рококо «третьей редакции» или нового рококо, которая объединяет в себе стилистические черты рококо XVIII в. и неорококо XIX в., а также новые материалы, технологии и прогрессивный дизайн конца XX — начала XXI в. До сих пор феномен возвращения на рубеже тысячелетий нового рококо не рассматривался. Главным достоинством мебели в стиле «нового рококо» является высокое качество исполнения; дорогая древесина, например эбеновое дерево, тюльпановое дерево, орех, лиственница; современные лаки, обивочные ткани, применение ручного труда и, главное, не-

обычайно креативное интерпретирование конструкций, деталей, форм стиля рококо. Резьба и интарсия обильно украшают предметы, что говорит об усилении роли декора. Спинки стульев и кресел приобретают причудливые формы, подлокотники декорируются обильной росписью и спиральными завитками. Подвижной линией обрисованы и контуры столешниц, обрамления филенок предметов корпусной мебели. Мягкая мебель производится преимущественно укрупненной формы, с традиционными по форме ножками и часто стеганными обивками. Ножки столов имеют выразительные резные формы, скрепленные точеными перекладинами. При этом классические формы мебели покрываются ярким лаком, а на тканях обивки нередко фигурируют принты изображений в стиле поп-арт, создавая причудливое сочетание фактуры и цвета.

Развитию данного нового стиля способствовали также международные выставки мебели, на которых демонстрируются новинки дизайна и современной моды. В наши дни ежегодно проходят более ста крупных мебельных выставок по всему миру. На них представляются новинки мебельной индустрии, самые оригинальные и необычные варианты обычно покупаются для частных коллекций. Другие могут использоваться в качестве прототипа для изготовления недорогой мебельной продукции широкого спроса. Самые крупные и значи-

®

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

мые ежегодные выставки дизаина — ежегодная выставка в Милане, которая обычно проходит в апреле, и Кельне — в январе, продолжительностью от 5 до 7 днеИ.

В наши дни мебель направления «исторического» рококо представлена следующими итальянскими фабриками: Oak Industria Arredamenti, Belcor, Silic Arkan, Francesco Molon, Ezio Bellotti, Cornelio Cappellini, Asnaghi Interiors и др. Фабрики Bizotto, Tonin casa, Alta moda, Silic Creazioni и Moda выпускают мебель в стиле рококо «третьей редакции» или нового рококо конца XX — начала XXI в.

Из ценового рейтинга продукции фабрик можно сделать вывод о высоком спросе на мебель, а также о потребительской привлекательности и широком распространении стиля нового рококо. Еще одним доказательством этому может служить получившее широкое распространение в последнее десятилетие копирование моделей мебели итальянских фабрик в стиле рококо «третьей редакции» и «исторического» рококо отечественными производителями.

Итак, можно сделать вывод, что проявление первых черт стиля нового рококо также совпало с изменениями в различных сферах общества конца XX — начала XXI в., как и появление стиля рококо в XVIII в. Стиль нового рококо отразил стремительное развитие новых технологий, смешение культур

под воздействием глобализации на сломе двух веков. В поисках нового нередко вспоминают старое, так новый стиль стал реминисценцией стиля рококо XVIII в. и нового взгляда на дизайн в XXI в. Интересно проследить циклическое развитие стиля рококо в веках, когда он то проявлялся с новыми чертами, то исчезал. Сегодня этот стиль необычайно популярен. Предметы мебели, выполненные в этом стиле, не только несут утилитарную функцию, но и являются объектами современного дизайна. Но стоит рассматривать стиль нового рококо не как абсолютно новое явление, а как возвращение стиля рококо в новой интерпретации с учетом последних модных тенденций XXI в. В данном случае стоит отметить, что новый стиль зародился в Италии, в отличие от исторического рококо XVIII в. Это можно объяснить тем, что сегодня именно Италия, как и Франция в XVIII в., является законодательницей моды, в том числе в сфере мебельного дизайна. ^

1. Boidi Sassone A., Cozzi E. Furniture from rococo to art deco. — Taschen, 2000. Р. 35.

2. Якимович А. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. - СПб., 2004. С. 336.

3. Там же. С. 337.

4. Сергей Даниэль. Рококо. От Ватто до Фрагонара. - СПб., 2007. С. 207.

5. Кес Д. Стили мебели. — СПб.: Издательство В. Шевчук, 2004. С. 134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.