Научная статья на тему 'Формирование нового подцентра расселения в Ломоносовском районе Ленобласти'

Формирование нового подцентра расселения в Ломоносовском районе Ленобласти Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
12
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Санкт-Петербургская агломерация / административно-деловой центр / сельские населенные пункты / центр обслуживания / Ломоносовский район / Ленинградская область / St. Petersburg agglomeration / administrative and business center / rural settlements / service center / Lomonosovsky district / Leningrad region

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Лутченко Сергей Иванович, Бажанова Наталия Михайловна

В статье поднимается вопрос нерационального развития жилой застройки в субурбанизированных зонах ядра Санкт-Петербургской агломерации, с последующим оттягиванием людских и экономических ресурсов из малых городов и сельских поселений в Санкт-Петербург и его пригороды. Авторами предложено решение проблемы путем формирования самостоятельного опорного центра расселения на территории Ломоносовского района Ленобласти. Проанализирована существующая ситуация в западном территориальном секторе Ленобласти и выявлено выгодное положение для размещение нового подцентра расселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Лутченко Сергей Иванович, Бажанова Наталия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of a new settlement subcenter in the Lomonosov district of the Leningrad region

The article raises the issue of irrational development of residential development in the suburbanized zones of the core of the St. Petersburg agglomeration, followed by the withdrawal of human and economic resources from small towns and rural settlements to the metropolis. The authors propose a solution to the problem by forming a powerful settlement support center on the territory of the Lomonosov district of the Leningrad region. The current situation in the western territorial sector of the Leningrad region is analyzed and an advantageous position for the placement of a new settlement subcenter is revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование нового подцентра расселения в Ломоносовском районе Ленобласти»

Architecture and Modern Information Technologies. 2024. №2(67). С. 143-154

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И УРБАНИСТИКА

Научная статья!

УДК/UDC 711.432-13(470.23)

DOI: 10.24412/1998-4839-2024-2-143-154

Формирование нового подцентра расселения в Ломоносовском

районе Ленобласти

Сергей Иванович Лутченко1и, Наталия Михайловна Бажанова2

1 Комитет градостроительной политики Ленинградской области, Санкт-Петербург, Россия

2 Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Россия

[email protected] [email protected]

Аннотация. В статье поднимается вопрос нерационального развития жилой застройки в субурбанизированных зонах ядра Санкт-Петербургской агломерации, с последующим оттягиванием людских и экономических ресурсов из малых городов и сельских поселений в Санкт-Петербург и его пригороды. Авторами предложено решение проблемы путем формирования самостоятельного опорного центра расселения на территории Ломоносовского района Ленобласти. Проанализирована существующая ситуация в западном территориальном секторе Ленобласти и выявлено выгодное положение для размещение нового подцентра расселения.

Ключевые слова: Санкт-Петербургская агломерация, административно-деловой центр, сельские населенные пункты, центр обслуживания, Ломоносовский район, Ленинградская область

Для цитирования: Лутченко С.И. Формирование нового подцентра расселения в Ломоносовском районе Ленобласти / С.И. Лутченко, Н.М. Бажанова // Architecture and Modern Information Technologies. 2024. №2(67). С. 143-154.

URL: https://marhi.ru/AMIT/2024/2kvart24/PDF/11 lutchenko.pdf DOI: 10.24412/1998-48392024-2-143-154

TOWN-PLANNING AND URBAN DESIGN STUDIES

Original article

Formation of a new settlement subcenter in the Lomonosov district

of the Leningrad region

Sergey I. Lutchenko1®, Natalia M. Bazhanova2

1Committee for Urban Development Policy of the Leningrad Region, Saint Petersburg, Russia 2Saint Petersburg University of Architecture and Civil Engineering, Saint Petersburg, Russia 1 [email protected] [email protected]

Abstract. The article raises the issue of irrational development of residential development in the suburbanized zones of the core of the St. Petersburg agglomeration, followed by the withdrawal of human and economic resources from small towns and rural settlements to the metropolis. The authors propose a solution to the problem by forming a powerful settlement support center on the territory of the Lomonosov district of the Leningrad region. The current situation in the western territorial sector of the Leningrad region is analyzed and an advantageous position for the placement of a new settlement subcenter is revealed.

Keywords: St. Petersburg agglomeration, administrative and business center, rural settlements, service center, Lomonosovsky district, Leningrad region

12 © Лутченко С.И., Бажанова Н.М., 2024

For citation: Lutchenko S.I., Bazhanova N.M. Formation of a new settlement subcenter in the Lomonosov district of the Leningrad region. Architecture and Modern Information Technologies, 2021, no. 2(67), pp. 143-154.

Available at: https://marhi.ru/AMIT/2024/2kvart24/PDF/11 lutchenko.pdf DOI: 10.24412/19984839-2024-2-143-154

Введение

Мировой опыт свидетельствует, что в современных условиях городские агломерации являются одной из форм пространственного развития. Территории агломераций отличаются инновационным потенциалом, качественной городской средой, развитой инфраструктурой, включая сферу услуг, высоким уровнем человеческого капитала, емким внутренним рынком и более высокой предпринимательской активностью по сравнению с остальными формами пространственного развития. Население близлежащих и отдаленных территорий привлекает в первую очередь более высокий уровень жизни. При этом и внутри агломерационной территории ситуация также неоднородна.

Одной из наиболее острых проблем современного мирового градостроительства является продолжающийся с конца XX века процесс развития и взаимодействия территорий внутри и вне больших агломераций. Инвестиционный потенциал территории снижается по мере отдаления от агломерационного ядра, что создает благоприятные условия для развития проектов, имеющих необходимость в больших земельных ресурсах - развитие сельскохозяйственных, складских, производственных и рекреационных объектов, а также субурбии (пригородов, большинство из которых в настоящий момент представляют собой преимущественно жилые районы средней и малой этажности и индивидуальную жилую застройку).

Современная Санкт-Петербургская агломерация развивается неравномерно. Из-за перегруженности центра новые жители вынуждены искать жилье на окраинах, что приводит к интенсивному росту жилой застройки в контактной зоне ядра и спутниковой зоне агломерации. В этих зонах активно строится жилье, сохраняющее исключительно селитебную функцию и исключающее многообразие инфраструктуры, характерной для территорий современных городов [1]. Несмотря на существующие проблемы, рост современной Санкт-Петербургской агломерации предполагается стратегией социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года3, что только усилит зависимое положение Ленинградской области от Санкт-Петербурга и обострит проблему маятниковых миграций. В сложившихся обстоятельствах стоит вопрос о преобразовании сельских населенных пунктов и малых городов в зонах интенсивной агломерации (приграничные к г. Санкт-Петербургу муниципальные образования Ленинградской области) и ее влияния, путем наращивания их социально-экономической привлекательности [2]. Самое сложное - обеспечить взаимоувязку интересов граждан, Российской Федерации, соседних субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и региона. При том, что и внутри каждой из обозначенных групп также имеются (могут быть) противоречия.

Все имеющиеся проблемы формирования и реализации градостроительной политики многократно усиливаются в агломерационной зоне, тем более, если речь идет о двух субъектах Российской Федерации, учитывая, что один из них - Санкт-Петербург, как город федерального значения, наделен иными, чем Ленинградская область, полномочиями.

3 Григорьев А.В., Киреев М.В. Концепция совместного градостроительного развития Санкт-Петербурга и территорий Ленинградской области (агломерации) на период до 2030 года с перспективой до 2050 года // Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга. СПб., 2018.

Авторами статьи предлагается рассматривать агломерацию, как общее инвестиционное и социально-экономическое пространство с улучшенным природно-экологическим каркасом и единой системой социального, инженерного и транспортного обслуживания. Основная задача целенаправленного развития агломерации заключается в максимальном использовании потенциала различных административных территорий, поддержании образования единого рынка труда, недвижимости и потребления, что формирует рациональную систему социальной и транспортной инфраструктуры и способствует росту эффективности размещения экономических субъектов. Это также предоставляет перспективы в области реализации инфраструктурных и крупных межрегиональных (межмуниципальных) проектов, а также эксплуатации и строительства новых социально-культурных и бытовых объектов для населения путем слияния ресурсов. Входящие в агломерацию территории улучшат качество жизни населения и достигнут более существенного уровня социально-культурного и инженерно-технического обслуживания.

Отечественный и зарубежный опыт территорий, входящих в агломерацию

Хорошим отечественным примером развития территорий, входящих в агломерацию, по мнению авторов статьи, является развитие Новой Москвы, в частности административно-делового центра «Коммунарка». Исследуемая территория является не только частью концепции Московской агломерации как полицентрической системы, но и одним из новых градообразующих центров Новой Москвы (рис. 1).

Административно-деловой центр должен стать центром притяжения, включающим в себя не только жилые территории, но и рабочие места с разнообразием объектов сферы обслуживания и социальной инфраструктуры. Основная идея создания нового подцентра заключается в создании городской среды, характерной для современных городов - с разнообразием функций и насыщенной инфраструктурой. На сегодняшний день на территории ведется строительство высокоплотной многофункциональной застройки административно-делового центра (АДЦ), возводится комплекс зданий Префектуры ТиНАО (Троицкого и Новомосковского Административных Округов), а также создается система транспортно-пересадочных узлов, включая систему вылетных магистралей и различные виды транспорта (рис. 2). За счет строительства линии метрополитена, автомагистралей и скоростной линии трамвая происходит интеграция новой территории в единую систему транспортного обслуживания города Москвы, что в свою очередь увеличивает инвестиционную привлекательность близлежащих территорий, становясь катализатором их развития.

Рис. 1. П. Коммунарка, поселение Сосенское, Новомосковский административный округ, Москва

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЦЕНТР В СТРУКТУРЕ ПОСЕЛКА УЛИЧНО-ДОРОЖНАЯ СЕТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ ОБЪЕКТЫ

Рис. 2. Административно-деловой центр в п. Коммунарка

Опыт скандинавских стран в части развития малых городов и сельских поселений в контексте их административных функций авторами рассмотрен на примере Исландии. Исландия разделена на восемь основных административных регионов, каждый из которых имеет свой административный центр, одним из таких центров является город Акюрейри4 региона Нордюрланд-Эйстра, четвертый по величине город в стране с населением около 18 тыс. человек. Генеральным планом города до 2030 года предусмотрен план развития в области жилья, транспорта, общественного и делового центра, промышленности и туризма, сохранения исторического наследия и экологии. Цели генерального плана предусматривают консолидацию существующих застроенных территорий, где это необходимо, в том числе путем уплотнения застройки, для максимального использования строительного потенциала приграничных территорий, примыкающих к границам центральной части города. Помимо уплотнения застройки, способствующей сокращению расстояний между деловым центром и жилыми районами и сохранению окружающих экосистем незастроенных территорий, генеральным планом также предусмотрено разнообразие типов жилья с включением услуг и коммерческой деятельности для максимального удовлетворения потребностей растущего населения. Связь центра с окружающими природными ландшафтами осуществляется путем организации зеленых коридоров, центр также связывает университетскую жизнь и промышленность, создавая перспективы для развития обоих направлений. Город должен стать центром региона за счет формирования транспортно-пересадочного узла и привлечения деловой активности в центр города с поддержкой коммерческих организаций. Благодаря развитию магазинов, услуг, различных видов транспорта, имиджа города, вкупе с сохраненными природными пейзажами и хорошей экологической обстановкой, Акюрейри может стать популярным местом для остановки отечественных и иностранных туристов. Доступ к нетронутой природе является важным преимуществом города, равно как и доступ к зонам отдыха на открытом воздухе путем организованных пешеходных, велосипедных и конных дорожек.

Исследование отечественного и зарубежного опыта показало, что современные агломерации не должны становиться исключительно моноцентричными системами, развитие которых приводит (усугубляет) негативные процессы на отдаленных территориях, что особенно важно и для Ленинградской области - обеспечение устойчивого долговременного развития всех территорий региона. Именно поэтому в Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года включены принципы, направления и меры пространственной политики, предусматривающие сбалансированное размещение населения и мест приложения

4 ABALSKIPULAG AKUREYRAR "ABALSKIPULAG AKUREYRAR 2018-2030 [Генеральный план Акюрейри 2018-2030]" от 28.02.2018 № 123/2010 // Stjomartiömda [Правительственный вестник]. 2018. URL:

https://www.akurevri.is/static/files/Skipulagsdeild/Adalskipulagid/ASAK 2018 2030/ASAK breyting/augl /adalskipulag-akurevrar-2018-2030-greinargerd-i-gildi med-breytingum-2019-2020-og-2021-okt22.pdf

труда; полицентричность - более равномерное распределение экономического развития (заметный рост не только в агломерации); сокращение внутрирегионального дисбаланса в качестве жизни населения.

Основная часть

В настоящий момент на схеме утвержденной концепции совместного развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области на юго-запад предполагается развитие жилищного строительства и сельского хозяйства, на север развитие в рамках рекреации и охраны природы, на восток - производство и логистика. Юго-западный сектор Ленинградской области на данный момент наименее развит, однако имеет огромные перспективы за счет развития портовых мощностей в Усть-Луге, наличия свободных территорий и близости Финского залива. Последнее время наблюдается неконтролируемое разрастание городов-миллионеров и их пригородов, провоцирующее возникновение многочисленных проблем в организации комфортной среды проживания населения, что может говорить о несовершенстве моноцентрической модели и потере ее актуальности. Маятниковые миграции сопровождаются колоссальными градостроительными и социальными проблемами, исторические центры оказываются зажаты новой застройкой, а пробки на дорогах и связанные с этим значительные временные потери становятся неотъемлемой частью жизни населения. В условиях стремительного роста числа спальных районов и расширения серого пояса, транспортные артерии не справляются с новыми нагрузками, однако их расширение невозможно без причинения ущерба для существующей застройки. Полицентрическая модель является альтернативой моноцентрической и позволяет не только разгрузить городские транспортные магистрали, за счет сбалансированного распределения ресурсов и создания благоприятной среды во вновь создаваемые опорные центры (субцентры), но и сохранить при этом исторический центр. Преимущество полицентрической модели в первую очередь в том, что она учитывает существенное значение системообразующих поселений во всестороннем развитии агломерации и укрепляет ее экономику. В настоящее время рассматривая развитие современной Санкт-Петербургской агломерации - выявлен ряд проблем, решением которых может стать создание крупных опорных центров на территории Ленинградской области.

Гипотеза исследования авторов статьи заключается в избежании истощения населенных пунктов, в связи с нарастающими темпами маятниковой миграции в мегаполис, путем формирования подцентров градостроительного развития. Если грамотно выбрать функцию населенных пунктов в структуре расселения, исходя из текущих потребностей, создать на территории соответствующую инфраструктуру, точки притяжения, социальную среду, отвечающую запросам современного населения - станет возможным замедление миграционных процессов, что позволит сохранить значительные людские, трудовые и производственные ресурсы в родных регионах, существенно улучшить состояние экономики и поднять уровень жизни населения.

В рамках западного сектора Ленинградской области авторы статьи рассматривают вопрос формирования на территории Ломоносовского района нового административного центра. Это связано с тем, что Ломоносовский район является единственным муниципальным образованием Ленобласти, органы местного самоуправления которого располагаются в ином субъекте Российской Федерации - в городе Ломоносове, который входит в состав Петродворцового района Санкт-Петербурга. Территория нового административного центра сформирована на основе критериев, предложенных авторами статьи, которые включают в себя: нахождение на границе от основного планировочного автомобильного направления А-180 «Нарва» (входящего в европейский автомобильный маршрут Е-20) и автомобильной дороги общего пользования федерального значения (А-120 «Санкт-Петербургское южное полукольцо»), центричное расположение по отношению к Ломоносовскому району и наличие свободных территорий для развития. Гостилицкое сельское поселение удовлетворяет представленным критериям и, таким образом, поселение может быть рассмотрено в качестве административного центра муниципального района с хорошей транспортной доступностью и наличием резервного

фонда земель под развитие. Для этого в рамках анализа была проведена селекция населенных пунктов с точки зрения радиусов доступности от опорных центров в размере 25 километров на территории Ломоносовского района (рис. 3).

Рис. 3. Выявление территории для размещения административного центра Ломоносовского района

В контексте взаимодействия Ленинградской области с Санкт-Петербургом мы не можем рассматривать агломерацию только в пределах административной границы, так как в действительности границы современной Санкт-Петербургской агломерации не установлены, что дополнительно подтверждено в работе О.А. Песляк [3]. Соответственно расстояние обслуживания приграничной территории Санкт-Петербурга должно ограничиться 25 километрами и, таким образом, населенные пункты Ломоносовского района до Санкт-Петербургского южного полукольца оказываются самодостаточными в границах доступности до Санкт-Петербурга, и становится необходимым создание нового центра притяжения, которым может стать новый административный центр Ломоносовского района.

К возможным негативным последствиям развития современной агломерации можно отнести транспортные, экологические проблемы и т.д., решение которых требует совместных усилий всех уровней государственного и муниципального управления. Новый центр обслуживания должен в первую очередь находиться вблизи автомобильной дороги федерального значения и железнодорожных путей, т.к. подходы к этой территории очень важны с точки зрения доступности и эффективности. На данный момент на территории не проходят железнодорожные пути, однако вопрос о размещении новой ветки железной дороги уже давно обсуждается в связи с активным развитием портовых мощностей в Усть-Луге. Планируемая новая ветка Юго-Западного железнодорожного обхода Санкт-Петербурга (ЮЗЖО) должна пройти более чем через пять муниципалитетов Ломоносовского района, заявленных ранее, среди них также числятся: Гостилицкое сельское поселение, Большеижорское городское поселение, Лебяженское городское поселение, Пениковское сельское поселение, Оржицкое сельское поселение, Ропшинское сельское поселение, Кипенское сельское поселение Ломоносовского района, Пудостьское сельское поселение, Таицкое городское поселение, Веревское сельское поселение, Пудомягское сельское поселение, Новосветское сельское поселение, Сусанинское сельское поселение Гатчинского района.

Новая железнодорожная ветка позволит разгрузить движение по существующей железной дороге вдоль Финского залива, а также поспособствует сохранению всемирно известных памятников Петергофа и Стрельны и многочисленных жилых домов, которые сейчас медленно разрушаются из-за шума и вибрации от существующей железной дороги. Новую железную дорогу предложено провести вне границ существующих особо охраняемых природных территорий и Ижорской возвышенности (рис. 3). Таким образом, новый административный центр займет центричное положение относительно Ломоносовского района, а территории, не входящие в границы его доступности, будут самодостаточны в границах влияния Санкт-Петербурга.

В будущем, для подготовки детальной планировки административного центра муниципального района Ленинградской области, должна быть учтена структура администрации Ломоносовского района с существующими муниципальными учреждениями для включения их в структуру нового населенного пункта с размещением органов государственной власти (рис. 4).

Управление по взаимодействию с органами местного самоуправления и организационной работе

Первый заместитель главы администрации Архивный отдел

Отдел по защите информации и персональных данных Управление государственных программ

Заместитель главы администрации по безопасности и ЖКХ

Заместитель главы администрации по имущественным отношениям

Заместитель главы администрации по социальным вопросам

Комитет финансов

Отдел кадров (спецчасть)

Отдел по учёту и отчётности

Помощники главы администрации

Сектор муниципального финансового контроля

Сектор по мобилизационной подготовке

Отдел по законности, правопорядку и делам ГО и ЧС

Управление коммунального хозяйства, благоустройства и жилищной п

Комитет по управлению муниципальным имуществом

Управление по архитектуре

Комитет по образованию

Отдел по опеке и попечительству

Сектор по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Управление по спорту, культуре, туризму и молодежной политике

Бюджетный отдел

Сектор документооборота_

Сектор протокола и организационной работы

Отдел экономики и потребительского рынка Сектор агропромышленного комплекса Административная комиссия

Антинаркотическая комиссия_

Отдел районного хозяйства_

Сектор природопользования

Сектор транспорта и развития дорожной

инфраструктуры_

Отдел по землепользованию

Отдел по управлению недвижимым имущ.

Сектор земельного контроля_

Сектор правового обеспечения_

Отдел градостроительного развития терр. Сектор информационных систем обеспечения градостроительной деятельности

Отдел по культуре и туризму

Сектор по спорту и молодежной политике

Отдел доходов

Отдел казначейского исполнения бюджета Сектор контроля в сфере закупок

Отдел учета и отчетности

Юридическое управление

Рис. 4. Структура администрации Ломоносовского муниципального района Ленобласти

Авторами исследования предполагается, что наиболее благоприятная планировочная структура новых малых городов и сельских населенных пунктов должна формироваться на базе пешеходных макропространств с разной доступностью центров и социальными связями. Подразумевается, что малый город объединяет в себе пешеходный округ, состоящий из нескольких пешеходных районов, которые в свою очередь образуются из 3-4-х пешеходных анклавов. Каждый из структурных элементов имеет свою численность населения и пешеходную доступность, а также оптимальный диаметр территории. Анклав по численности может достигать около 250 человек ^=300м и меньше), район включает в себя до 1000 человек (Ь=1500м и меньше) и имеет свой общественный центр, пешеходный округ может насчитывать около 2500 человек и совпадает с площадью застраиваемой территории, соответствующей 3-4 км в диаметре. Предложено увеличить численность населения с сохранением представленных пропорций макропространств за счет увеличения числа районов и этажности.

В результате работы была предложена проектно-теоретическая модель населенного пункта - административного центра, которая была апробирована на градостроительной модели малого поселения, предложенной доктором архитектуры А.В. Крашенинниковым [4, 5, 6, 7]. Проектно-теоретическая модель административно-делового центра предполагает размещение нового населенного пункта на границе с главной магистралью, связь с г. Санкт-Петербургом будет осуществляться путем включения легкорельсового транспорта и метрополитена, также предусмотрено размещение многофункциональной застройки вдоль центральной улицы с возможностью добраться в любую точку города на двухколесном транспорте, за счет минимизации расстояний.

При размещении модели в границах проектируемой территории соблюдены пропорции пешеходных макропространств, общая численность населения составит до 12 тыс., при такой численности в Ленинградской области населённый пункт может приобрести статус города (рис. 5).

Рис. 5. Модель населенного пункта - административного центра

Главным фактором развития территории является административно-деловое ядро населенного пункта, расположенное на въезде в поселок. Вокруг общественного центра формируется среднеэтажная многофункциональная жилая застройка с включением на первых этажах общественных функций, она также проходит вдоль главной аллеи по пути к набережной. В структуре нового поселка также предусмотрена малоэтажная квартирная, блокированная и индивидуальная жилая застройка (рис. 6).

Разнообразие типов жилья и большая площадь незастроенных природных ландшафтов с включением в них мест для отдыха и проведения мероприятий на открытом воздухе, конных клубов, набережной, пешеходных и велодорожек создает единство между городской средой и природой и делает новый административный центр привлекательной альтернативой к Санкт-Петербургу для жителей области и потенциальной средой для сезонных туристических потоков.

Рис. 6. Концептуальные предложения по организации административного центра Ломоносовского района

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание нового населенного пункта на территории Ломоносовского района позволит учесть все необходимые условия для успешного размещения административно-делового ядра, которое не только решит проблему с отсутствием районного административного центра, но и станет главным импульсом развития данной территории. Новый административно-деловой центр является переходом от моноцентрической агломерации к полицентрическому характеру системы в контексте Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Вопрос перехода Санкт-Петербургской агломерации к полицентрической системе актуален и должен стать проявлением нового этапа масштабного процесса преобразования агломерационной системы, проявляясь в совместной территориальной организации Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Моноцентрическая система оттягивает человеческий капитал из Ленинградской области - формирование полицентрической агломерации позволит повысить качество жизни населения, а также послужить причиной роста национальной и региональной экономики, сократив поток маятниковых миграций в Санкт-Петербург. Такой сценарий реализуется путем выявления и формирования крупных опорных центров на территории Ленинградской области, ослабляющих влияние г. Санкт-Петербурга. Административный центр в границах Ломоносовского района может стать одним из таких центров притяжения и оказать большое влияние за счет своего расположения в зоне влияния агломерации.

Результат

Проанализированы отечественный и зарубежный опыт полицентричных агломераций, для выявления особенностей и закономерностей планирования подцентров агломерации, изучен теоретический опыт в вопросах планирования малых городов и сельских поселениях и учтен в исследовательской работе.

На основе анализа существующего градостроительного положения на территории Ленинградской области и зон влияния современной Санкт-Петербургской агломерации была выявлена необходимость размещения административного центра в Ломоносовском районе и определена наиболее выгодная территория для размещения нового населенного пункта по радиусу доступности и сопоставления по авторской системе критериев, необходимых для создания районного административного центра.

Разработано концептуальное предложение по созданию нового поселка, который в будущем может обрести статус города, как центра развития муниципального образования, в зоне влияния Санкт-Петербургской агломерации, для ослабления агломерационного влияния на территории ЛО. На основе полученного материала предложена проектно-теоретическая модель административно-делового центра на территории Ломоносовского района.

Выводы

Полученные результаты значимы с точки зрения развития полицентрической системы в рамках современной Санкт-Петербургской агломерации, которая на данный момент представляет собой агломерацию моноцентрического типа, административно-деловой центр станет опорным центром на территории Ленинградской области в зоне агломерационного влияния и главным центром обслуживания Ломоносовского района Ленобласти, обеспечивая ресурсами близлежащие населенные пункты в радиусе 25 км и более.

Размещение центра градостроительного развития на территории Ломоносовского района обеспечит замедление маятниковой миграции в г. Санкт-Петербург и его последующее разрастание, а также самодостаточность территорий в пределах границ влияния Санкт-Петербургской агломерации с сохранением их идентичности.

Новый административный центр представляет альтернативу городской жизни периферийных районов Санкт-Петербурга, используя принципы экологически чистого образа жизни, единения с природой и обеспечения шаговой доступности.

Авторы статьи исследуют проблему развития агломерационных систем через функциональное насыщение подцентров агломерации, на базе сельских населенных пунктов и малых городов. Населенные пункты не могут в полном объеме обеспечить все необходимые потребности жителей и находящихся на территории предприятий, единственным возможным вариантом становится взаимодействие с соседними населенными пунктами в части разделения труда - можно сказать, что в этот момент между ними происходит «обмен функциями», за счет которого формируется система расселения. Взаимодействие населенных пунктов складывается в пространственные связи, выраженные в налаживании потоков транспортируемого капитала, грузов, информации, энергии и, конечно, людей. В большинстве случаев специализация территории зависит от экономических, географических, политических, исторических и социальных факторов и может варьироваться исходя из потребностей населения и текущих проблем. В результате проделанной научно-исследовательской работы можно также утверждать, что предпосылкой успешного образования агломерационных подцентров может стать формирование стратегического видения их территориального и функционального развития, в данном случае создание административного центра на территории Ломоносовского района.

Источники иллюстраций:

Рис. 1, 2, 3, 5, 6. Авторские изображения Бажановой Н.М.

Рис. 4. URL: https://lomonosovlo.ru/about/struktura/ (дата обращения: 05.10.2023).

Список источников

1. Лачининский С.С. Пространственная структура и особенности развития поселений Санкт-Петербургской агломерации / С.С. Лачининский, И.С. Сорокин // Балтийский регион. 2021. С. 48-69. DOI: 10.5922/2079-8555-2021-1-3

2. Горохов С.А. Проблемы и перспективы социально-экономического развития сельских территорий: региональный аспект / С.А. Горохов, Г.В. Жукевич, В.Г. Новиков,

А.Г. Папцов, А.В. Семенов, Е.И. Семенова, Н.М. Харитонов, Е.В. Шестакова. Москва, 2021. 320 с.

3. Песляк О.А. Градостроительное планирование крупных урбанизированных территорий (на примере Санкт-Петербургской агломерации и Приневского

урбанизированного региона): дис. канд. арх. гр. наук: 2.1.13. Санкт-Петербург, 2021. 308 с.

4. Крашенинников А.В. Градостроительные модели сверхмалых поселений // Проблемы современной урбанизации: преемственность и новации: Сб. статей Международной конференции 22-23 марта, Москва. МГУ. Москва: Геогр/ ф-т МГУ, 2022. С. 254-259. URL: https://istina.msu.ru/collections/485359155/ (дата обращения: 14.11.2023).

5. Крашенинников А.В. Мини-города и микро-поселения // Архитектура и строительство России. №3 (243), 2022. С. 30-33.

6. Крашенинников А.В. Градостроительные концепции малых поселений /

А.В. Крашенинников, В.Т. Косенко // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ. Московский архитектурный институт (государственная академия). 2023. С. 127-130. URL:

https://marhi.editorum.ru/ru/nauka/conference article/9283/view (дата обращения: 14.11.2023).

7. Крашенинников А.В. Перспективные модели поселений // Architecture and Construction of Russia «Малоэтажная Россия». 2022. № 3. С. 2-7.

References

1. Lachininskij S.S., Sorokin I.S. Prostranstvennaya struktura i osobennosti razvitiya poselenij Sankt-Peterburgskoj aglomeracii [Spatial structure and development of settlements in the Saint Petersburg agglomeration]. Baltic Region, 2021, pp. 48-69. DOI: 10.5922/2079-85552021-1-3

2. Gorohov S.A., ZHukevich G.V., Novikov V.G., Papcov A.G., Semenov A.V., Semenova E.I., Haritonov N.M., SHestakova E.V. Problemy i perspektivy social'no-ekonomicheskogo razvitiya sel'skih territorij: regional'nyj aspekt [Problems and prospects of socio-economic development of rural areas: regional aspect]. Moscow, 2021, 320 p.

3. Peslyak O.A. Gradostroitel'noe planirovanie krupnyh urbanizirovannyh territorij (na primere Sankt-Peterburgskoj aglomeracii i Prinevskogo urbanizirovannogo regiona) (kand. dis.) [Urban planning of large urbanized territories: on the example of the St. Petersburg agglomeration and Prinevskiy urbanized region (Cand. Dis)]. St. Petersburg, 2021, 308 p.

4. Krasheninnikov A.V. Gradostroitel'nye modeli sverhmalyh poselenii [Urban structure of ultra small settlements. Problems of modern urbanization: continuity and innovation: Sat. articles of the International Conference March 22-23, Moscow. Moscow State University]. Moscow, pp. 254-259. Available at: https://istina.msu.ru/collections/485359155/

5. Krasheninnikov A.V. Mini-goroda i mikro-poseleniya [Mini-cities and micro settlements]. Architecture and construction of Russia, 2022, no. 3(243), pp. 30-33.

6. Krasheninnikov A.V., Kosenko V.T. Gradostroitel'nye koncepcii malyh poselenij [Urban planning concepts of small settlements. Science, education and experimental design. Proceedings of the Moscow Architectural Institute. Moscow Architectural Institute (State Academy)]. Moscow, 2023, pp. 127-130. Available at: https://marhi.editorum.ru/ru/nauka/conference article/9283/view

7. Krasheninnikov A.V. Perspektivnye modeli poselenij [Perspective models of settlements]. Architecture and Construction of Russia "Low-rise Russia", 2022, no. 3, pp. 2-7.

ОБ АВТОРАХ

Лутченко Сергей Иванович

Главный архитектор Ленинградской области, Комитет градостроительной политики Ленинградской области; кандидат архитектуры; советник архитектуры РААСН; Доцент кафедры градостроительства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Россия [email protected]

Бажанова Наталия Михайловна

Магистрант кафедры градостроительства, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург, Россия bazhanova. [email protected]

ABOUT THE AUTHORS Lutchenko Sergey I.

Committee for Urban Development Policy of the Leningrad Region, Chief Architect of the Leningrad Region; PhD in Architecture; Advisor to the RAASN Architecture; Assistant Professor of Urban Planning Department of St.-Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russia [email protected]

Bazhanova Natalia M.

Master's Student at the Department of Urban Planning, St. Petersburg University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg, Russia bazhanova. [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.02.2024; одобрена после рецензирования 24.05.2024; принята к публикации 27.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.