Научная статья на тему 'Формирование нормативов для оценки функционирования логистических систем'

Формирование нормативов для оценки функционирования логистических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
146
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
логистическая система / нормативы формирования логис-тических систем / объем поставок / транспортная работа
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of norms forming for estimation of logistic systems functioning are discussed. The ways of norms determination on some kinds of activities in logistic systems are given as an example. New indicators of estimation of logistic systems functioning are suggested.

Текст научной работы на тему «Формирование нормативов для оценки функционирования логистических систем»

ФОРМИРОВАНИЕ НОРМАТИВОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А.Н. Горяинов, доцент, к.т.н., Т.Ю. Ивченко, студент, ХНАГХ

Аннотация. Рассмотрены вопросы формирования нормативов для оценки функционирования логистических систем. На примере показаны способы определения нормативов по отдельным видам работ в логистической системе. Предложены новые показатели оценки функционирования логистических систем.

Ключевые слова: логистическая система, нормативы формирования логистических систем, объем поставок, транспортная работа.

Введение

В деятельности какой-либо компании, которая работает в сфере производства и продажи товаров, услуг транспорта и логистики, основной целью является обеспечение максимальной прибыли, а не продажа товара или услуги. Поэтому фирма должна рассчитывать к каким затратам приведет организация обслуживания на высоком уровне [1]. Для предприятия актуальным является определение тех или иных нормативов, которые позволили бы более рационально планировать деятельность на перспективу. Соответственно актуальным является проведение исследования по определению этих нормативов.

Анализ публикаций

В литературе, которая рассматривает вопросы логистики и использовании ее принципов на предприятиях, в основном внимание уделено проверке оценок разных видов работ. В частности, выделяется экономическая оценка транспортной продукции, оценка транспортных услуг [2], безопасность и экологичность транспортной продукции [3]. Также существует целый ряд методов и моделей оценки развития микрологистической системы автотранспортного предприятия: методика развития АТП, методы прогнозирования АТП с использованием марковских случайных процессов, методика оценки экономических из-

держек производства транспортных услуг и методы принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска [4].

В то же время недостаточно внимания уделено определению нормативов по отдельным видам работ в логистической системе. Поэтому необходимо проводить исследования на реально действующем предприятии (логистической системы), что позволит выявить закономерности его работы и сформировать эти нормативы.

Цель и постановка задачи

Целью работы является определение нормативов работы отдельных подсистем в рамках логистической системы.

Результаты исследований

В современной литературе к основным нормативам, касающимся формирования логистических систем, относятся: интеграция систем контроля над движением и использованием номенклатуры сырья, материалов и другой продукции, поступающей в производство, а также готовой продукции, доставляемой потребителю; обеспечение эффективного взаимодействия и согласованности построения и функционирования элементов логистической системы [5].

К сожалению, формулы этих и других нормативов в литературе не представлено, поэтому в рамках данного исследования рассмотрим функционирование логистической системы на примере действующей фирмы

г. Харькова с целью получения числовых значений этих нормативов.

Рассматриваемая фирма занимается продовольственными товарами и имеет в своем распоряжении склад и 22 розничные точки по городу Харькову - 16 киосков (К) и 6 магазинов (М). Поставляют продукцию на склад и розницу около 90 поставщиков Харькова и области. Поставка товаров к розничным торговцам производится как из склада фирмы, так и напрямую - поставщиками.

Для определения кратчайших расстояний определяем все розничные точки и склад, составляем транспортную схему. В общем виде схема размещения склада и розничных торговцев изображена на рис. 1.

Далее составляем маршруты движения для всех участников транспортного процесса. С

этой целью определяем объемы поставок товаров, которые хранятся на складе (спиртные напитки, безалкогольные напитки, соки, кондитерские изделия и сигареты). Все остальные товары доставляются непосредственно поставщиками (П1-П14) к розничным торговцам.

Поскольку со склада товары перевозятся каждый день, то, имея объемы поставок в год, узнаем средний объем поставок в день по формуле

Пд = а

Пп

(1)

где бгод - объемы поставок в год, т; ДГОд -количество дней в году.

Например, зная, что Киоску 1 за год поставляется 182,5 т, узнаем средний объем поставок в день

п 182,5 0 5

б = ----------= 0,5 т.

д 100

I У I___,> - движение товара от поставщиков на склад;

> I/ - движение товара от поставщика к розничным торговцам; П1.. ..П88 - постав-

щики фирмы; К1, К4, К5, К7...К14, К16...К18, К20, К21 - киоски; М2...М7 - магазины; М0 -оптовый магазин; СК - склад.

Рис. 1. Схема размещения склада, розничных торговцев и движения товаров

Согласно данным фирмы доля каждого вида товара в общем объеме поставки составляет: спиртные напитки - 40 %, безалкогольные напитки - 25 %, соки - 15 %, кондитерские изделия - 15 % и сигареты - 5 %.

Владея этой информацией, определяем средний объем поставок каждого вида товара, для каждого розничного торговца в день по формуле:

Пд

- Р

= П ч—, д 100 (2)

где Пд - средний объем поставок в день, т;

Р - доля каждого вида товара в общем объеме поставки, %.

Например, зная, что Киоску 1 за день поставляется 0,5 т товара, узнаем средний объем поставок в день первого вида товара (спиртные напитки):

40

= 0,5 Ч-------= 0,2 т.

д 100

Например, зная, что за день поставляется 8,94 т первого вида товара (спиртные напитки), узнаем средний объем поставок в месяц:

Пм = 8,94 Ч30 = 268,2 т.

^ м 5 5

Рассчитываем средний объем поставок в месяц по другим видам товара. Результаты расчетов заносим в табл. 1.

Далее сгруппируем информацию о характеристиках материальных потоков, которые движутся от поставщиков на склад (табл. 2).

Для предоставляемых грузов на основе [6], определяем класс груза. Далее, опираясь на информацию о классах груза, определяем коэффициент использования грузоподъемности (у). Принимаем среднее значение согласно классификации грузов [6]: 1 класс - у =1; 2 класс -у = 0,85; 3 класс -у =0,6;

4 класс - у =0,46.

Зная конкретно по каждому товару объем перевозок и сумму поставки, определяем цену одной тонны груза по формуле

Средний объем поставок в месяц по каждому товару узнаем по формуле

Цм

1т _ пост

(4)

б! = е Пд ЧДм

(3)

где Пм - объемы поставок в месяц по первому виду перевозимого груза, т; Дм - количество дней в месяце, Дм =30.

где ЦмпосТ - сумма поставки, грн/мес; Пмпост- объем поставки, т/мес.

Таблица 1 Вид и объемы продукции, предоставленные для перевозки со склада розничным торговцам

м

Розничные торговцы Вид перевозимого груза Суммарный объем поставок в день, т

Спиртные напитки,т Б/а напитки, т Соки, т Кондитерские изделия , т Сигареты, т

Киоск 1 0,2 0,125 0,075 0,075 0,025 0,5

Киоск 4 0,32 0,2 0,12 0,12 0,04 0,8

Магазин 2 0,48 0,3 0,18 0,2 0,06 1,2

Магазин 3 /Мо 1,2 0,75 0,45 0,45 0,15 2

Всего (в день) 8,94 5,58 3,4 3,4 1,1 22,42

Всего (в месяц) 268,2 167,46 100,89 101,01 33,54 671,1

Таблица 2 Сумма поставки товаров поставщиками фирмы

Поставщики Вид перевозимого товара Объем, т Сумма поставки, грн/мес. Класс груза Коэффициент использования грузоподъемности

П15-П37 спиртные напитки 268,2 1700080,31 2 0,85

П38 карточки пополнения счета 0 69432,5 4 0,46

П39-П76 кондитерские изделия 101,01 1128473,65 2 0,85

П77-П83 безалкогольные напитки 167,46 118778,98 2 0,85

П84-П85 сигареты 33,54 922082,41 3 0,6

П86-П88 соки 100,89 261261,66 2 0,85

Например, одна тонна спиртных напитков, поставляемых фирме (при Цп0ст= 1700080,31 грн/мес.; Ппост =268,2 т/мес.), будет равняться

тт1т 1700080,31

Ц.,., = ----------= 6338,85 грн/т

гр 268,2 '

Аналогично рассчитываем цену 1 тонны для других грузов. По результатам расчетов строим графики (рис. 2, 3).

30000

25000

20000

X

а

15000

10000

5000

0

0 0,2 0,4 0,6 0,8 1

коэффициент использования грузоподъемности

Рис. 2. Диаграмма распределения стоимости 1 т груза в зависимости от вида товара

Согласно полученным данным можно сделать вывод , что разброс цен на товары одного и того же класса достаточно большой. Поэтому в дальнейшем необходимо больше внимания уделить изучению объемно-массовых характеристик отдельных товаров.

Одной из подсистем данной логистической системы являются поставщики, их взаимодействие рассмотрим подробнее.

Рис. 3. График зависимости 1 т перевозимого товара и коэффициента использова-

сигареты;

❖ г ’ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

. - безалкоголь-

Ф

кондитерские изделия;

ния грузоподъемности:

- спиртные напитки; ные напитки;

- соки

Для фирмы товары поставщиками поставляются как на склад, так и сразу к розничному торговцу. С помощью коэффициентов можно узнать долю поставщиков, обслуживающих фирму, как по их количеству, так и по сумме поставляемых товаров.

Долю поставщиков, обслуживающих склад фирмы, предлагается определить по формуле

Кк =

(5)

где е ^Клад - суммарное количество поставщиков, осуществляющих поставку на склад фирмы; е -^р.т - суммарное количество пос-

Таблица 3 Маршруты, по которым осуществляются поставки со склада к розничным торговцам

№ Маятниковые маршруты Объем перевозок, т/день Длина маршрута, км Транспортная работа, ткм

1 СК-К1-СК 0,5 2 1,0

27 СК-М7-СК 0,9 15,4 13,9

Всего 285,6 234,6

№ Маятниковые и развозоч-ные маршруты Объем перевозок, т/день Длина маршрута, км Транспортная работа, ткм

1 СК-К8-К10-К1-СК 1,3 2 2,6

18 СК-М7-СК 0,9 15,4 13,9

Всего 211,1 257,5

тавщиков, осуществляющих поставку непосредственно к розничным торговцам.

Для рассматриваемого примера

74

Кк =

= 0,84

74 + 14

Долю поставщиков, обслуживающих склад фирмы, с учетом стоимости перевозимого груза узнаем по формуле

Кс =

е Цс

(6)

где е Цсклад - сумма поставляемого товара поставщиками на склад, грн; е Цр.т - сумма

поставляемого товара поставщиками к розничным торговцам.

Для рассматриваемого примера

4200109,51

= 0,94.

Кк = -к 4200109,51 + 291364,05

е Црт - сумма поставляемого товара поставщиками к розничным торговцам

Одним из важных показателей эффективности работы транспорта является транспортная работа. Поэтому предлагается ввести коэффициент использования транспортных маршрутов.

Для расчета необходимо составить маршруты, по которым совершается развоз товара со склада к розничным торговцам. В первом случае составляем только маятниковые маршруты, во втором - маятниковые и раз-возочные. Пример рассчитанных данных заносим в табл. 3.

Коэффициент использования транспортных маршрутов по транспортной работе предлагается определить по формуле

Р

К = __________р.

и.м -«^ ’

м

(7)

где Рр - транспортная работа при использовании маятниковых и развозочных маршрутов, ткм; Рм - транспортная работа при использовании маятниковых маршрутов, ткм.

Ки

257.5

234.6

= 1,1

Выводы

Литература

В данное время в литературе очень мало уделяется внимания определению нормативных показателей, из-за чего некоторые из них совершенно не учитываются при организации перевозок при обслуживании логистических систем. В работе были предложены следующие показатели, которые могут быть использованы в качестве нормативов: коэффициент использования транспортных маршрутов, коэффициент, учитывающий долю поставщиков, обслуживающих склад фирмы и долю поставщиков, обслуживающих склад фирмы с учетом стоимости перевозимого груза, стоимость одной тонны каждого вида товара.

В будущем целесообразно определить значение коэффициента транспортных маршрутов, учитывая не только транспортную работу, а и время, затрачиваемое транспортным средством для перевозки груза.

1. Кальченко А. Г. Лопстика. - К.: КНБУ, 2000. -

148 с.

2. Сборник трудов магистрантов ДНТУ. - Донецк,

2002. - 924 с.

3. Бизнес и логистика: Сборник материалов Мо-

сковского Международного логистического форума. - М., 2001. - 112 с.

4. Лукинский В.С. Логистика автомобильного

транспорта. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 277 с.

5. Миротин Л.Б. Логистика для предпринимателя:

основные понятия, положения и процедуры: Уч. пособие. - М.: ИНФРА. - М., 2003. - 252 с.

6. Прейскурант №13-01-02. Тарифы на перевозку

грузов и другие услуги, выполняемые автомобильным транспортом. - К.: Госкомитет УССР. - 1989. - 55 с.

Рецензент: Е.В. Нагорный, профессор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 10 декабря 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.