Научная статья на тему 'Формирование ноксологических компетенций обучающихся инженернотехнических вузов'

Формирование ноксологических компетенций обучающихся инженернотехнических вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / НОКСОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОПАСНОСТИ ТЕХНОСФЕРЫ / КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОЕ МЫШЛЕНИЕ / COMPETENCY-BASED APPROACH / NOXOLOGICAL COMPETENCE / DANGERS OF THE TECHNOSPHERE / SAFETY CULTURE / RISK-BASED THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Менумеров Ришад Мамбетович

В статье авторы анализирует подходы, сложившиеся в технических вузах, к организации аудиторных занятий обучающихся, прежде всего, в системе подготовки к будущей практической деятельности в условиях техногенных опасностей. Авторами обобщается опыт формирования и развития ноксологических (ориентированных на опасности техносферы) компетенций будущего инженера. Рассматриваются основные формы и методы организации лекционных и практических занятий способствующих формированию системы знаний об опасностях современного мира (в особенности трудовой деятельности), проблемы подготовки будущего инженера к реализации данного вида профессиональной деятельности в учебном процессе (в ходе практических и лабораторных работ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF NOCOLOGICAL COMPETENCES OF TRAINING ENGINEERING-TECHNICAL UNIVERSITIES

In the article, the authors analyze the approaches prevailing in technical universities to the organization of classroom training for students, primarily in the system of preparation for future practice in the face of technological hazards. The authors summarize the experience of the formation and development of noxological (hazard-oriented technosphere) competencies of the future engineer. The basic forms and methods of organizing lectures and practical exercises contributing to the formation of a knowledge system about the dangers of the modern world (especially labor), the problems of preparing a future engineer for the implementation of this type of professional activity in the educational process (in the course of practical and laboratory work) are considered.

Текст научной работы на тему «Формирование ноксологических компетенций обучающихся инженернотехнических вузов»

Формирование ноксологических компетенций обучающихся инженерно-технических вузов

Менумеров Ришад Мамбетович,

канд. физ.-мат. наук, доцент ГБОУ Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова», кафедра охраны труда в машиностроении и социальной сфере E-mail: menumerov@list.ru.

В статье авторы анализирует подходы, сложившиеся в технических вузах, к организации аудиторных занятий обучающихся, прежде всего, в системе подготовки к будущей практической деятельности в условиях техногенных опасностей. Авторами обобщается опыт формирования и развития ноксологических (ориентированных на опасности техносферы) компетенций будущего инженера. Рассматриваются основные формы и методы организации лекционных и практических занятий способствующих формированию системы знаний об опасностях современного мира (в особенности трудовой деятельности), проблемы подготовки будущего инженера к реализации данного вида профессиональной деятельности в учебном процессе (в ходе практических и лабораторных работ).

Ключевые слова: компетентностный подход, ноксологическая компетентность, опасности техносферы, культура безопасности, рискориентированное мышление.

Изучение технических дисциплин - механика, материаловедение, электротехника и другие, при подготовке будущих специалистов в производственной сфере, предусматривает комплексный и системный подход к организации лекционных и практических занятий, выбору учебного материала и методов обучения, учитывающих специфику их будущей профессиональной деятельности (организационно-управленческая деятельность, связанная с неизбежным наличием в производственной среде вредных и опасных факторов).

В связи с этим методологической основой указанных курсов должен быть принцип приоритета сохранения жизни и здоровья на основе анализа опасностей и рисков среды обитания человека. При этом целью обучения должно являться получение знаний основ формирования безопасной и здоровой окружающей среды, минимизации рисков травматизма и заболеваний, которая может быть реализована на основе глубокого понимания концепций опасностей и рисков окружающих человека, методов их предотвращения или ограничения. Конечной целью, при этом, является овладение культурой безопасности и ориентированного на риск и угрозы мышления - рискориенти-рованного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения здоровья рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и профессиональной деятельности [1, 2].

Вопросы формирования ноксологических компетенций (культуры безопасности) у подрастающего поколения, в том числе безопасности трудовой деятельности рассматривались многими авторами [3, с. 49-50] и опубликовано множество научной и учебной литературы в этой области педагогики высшей школы [4, с. 56]. Основное внимание авторы исследований [5, с. 73-74] уделяют вопросам формирования «внешней» мотивации, при котором выполнение правил и норм безопасности диктуется необходимостью выполнять те или иные действия. При этом основными стимулирующими (и мотивирующими) факторами являются соблюдение установленной дисциплины, правил поведения, угроза наказания, а также преувеличение роли природных инстинктов самосохранения и жизненного опыта [6, с. 163]. В работе [7, с. 114] показано, что общечеловеческий опыт, действующий в виде интуиции и здравого смысла, должен быть увязан с уровнем развития технических систем и технологий, а также психологическими особенностями восприятия опасностей и угроз современной молодежью, поскольку указанные вопросы, как правило, не лежат в сфере

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

их приоритетов и воспринимаются абстрактно и на формальном уровне. Действенным механизмом формирования безопасного поведения и внутренней мотивации студентов к рациональному выполнению любыхвидов работ, является правильная организация и проведение лабораторно-практических занятий в вузе. В этом случае открываются возможности для непосредственной идентификации и демонстрации опасностей и рисков, уровня воздействия опасных и вредных факторов образовательной среды, в результате которых происходят несчастные случаи и фиксируются заболевания. Кроме того указанные занятия доводят до сознания студентов, что большинство опасностей находятся в скрытом от человека состоянии, не проявляются до поры до времени и не причиняют очевидного вреда. Определение наличия этих факторов и оценка степени их опасности является важнейшей задачей обеспечения безопасности человека и целостности среды его обитания.

При изложении вопросов истории науки, техники и технологий особое место должны занимать вопросы эволюции опасностей создаваемых техническими системами, акцентируя внимание студентов на аксиоме № 1 ноксологии (науки об опасностях среды обитания человека): любая деятельность человека потенциально опасна (трудовая деятельность в особенности). При этом, отмечают, что по мере социального развития общества опасности растут быстрее, чем человеческое противодействие ей. В настоящее время сформировался неутешительный парадокс - в течение многих лет люди совершенствовали технику и технологии, чтобы оградить себя от опасностей окружающей среды, оптимизировать трудовой процесс и бытовые условия, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям [8, с. 89].

Необходимо отметить, довести до сведения обучающихся, что создаваемые человеком технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать опасности и угрозы. Любая техническая система потенциально опасна, ни один вид техники и технологии при ее функционировании не обеспечивает абсолютной безопасности. Например, открытие электрических явлений (в середине XIX в.) и развитие электроэнергетики - самой удобной, самой универсальной формы энергии (незаменимой во многих случаях) породило задачи по защите от его опасного воздействия, в том числе и без непосредственного контакта с ним (вредных излучений и опасных электромагнитных полей). Появление персональных компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и других «гад-жетов и дивайсов» вызвало проблемы связанные с психическим здоровьем детей и подростков 5 (речевые проблемы, неактивное формирование § мышления, нарушение межличностной коммуникации и др.) [9, с. 9]. Представляется аксиомой -° «компьютерно-гаджетовый социум» не может за-ав менить реальное общение между людьми.

Невозможность достижения абсолютной безопасности одно из важнейших положений нок-сологии и безопасности трудовой деятельности. В связи с этим отмечают, что понятия безопасные условия труда, безопасные технологии и другое являются идеализированными не соответствующими их реальному значению. На практике под безопасными условиями труда понимают (что находит отражение в нормативно-технической литературе) условия труда, при которых воздействие на человека негативных факторов производственной среды не превышают установленных нормативов [8,9]. При этом, необходимо понимать и довести до сознания студентов, что нормативы «устанавливают» (и пересматривают) органы исполнительной власти в лице конкретных организаций, людей, и на основе накопленных в настоящее время знаний в области безопасности и гигиены труда. Поэтому наивысшая степень безопасности может быть только целью, к которой необходимо стремиться, учитывая уровень развития современной техники и технологии.

В связи с этим принцип просвещения и роста осведомленности при решении задач формирования ноксологических компетенций обучающихся должен иметь в обучении (и воспитании) первостепенное значение. Реализация этого принципа лежит, в первую очередь, через систему приверженности педагогов к целенаправленным действиям по трансляции сведений об опасностях и рисках современного мира. При этом начальные сведения студенты должны получать непосредственно в процессе обучения в виде демонстрации педагогами опасностей образовательной среды, которые в большинстве случаев носят скрытый характер и не являются очевидными. Такими сведениями могут быть, например: отклонение температуры воздуха в аудитории от оптимального значения или его влажности, недостаточная освещенность учебных мест, повышенная концентрация углекислого газа в воздухе и другие показатели которые сравнительно легко поддаются оценке (измерениям) и наглядной демонстрации. Такие сведения в контексте с информацией о рисках воздействия указанных факторов на здоровье и благополучие человека (в том числе в долгосрочной перспективе) позволяют значительно активизировать процесс восприятия студентами опасностей и угроз современного мира.

Исходя из результатов педагогических исследований в области формирования культуры безопасности и руководствуясь методологическими установками компетентностного подхода в образовании, считаем необходимым для педагога овладение следующими методическими приемами в обучении студентов инженерных специальностей:

а) изучать отношение обучающихся к опасностям и рискам образовательной среды и безопасному выполнению любых видов работ (лабораторных работ, при прохождении стажировки, практики) в контексте с имеющимися у них жизненного

опыта, действующего в виде интуиции и здравого смысла;

б) обеспечить присутствие сведений (системных знаний) об опасностях и рисках во всех изучаемых курсах технического цикла, в особенности при проведении практических и лабораторных работ, в том числе с активным применением средств измерений (оценки) уровня негативных факторов окружающей среды;

в) опираться в первую очередь на готовность студента, к безопасной деятельности используя при этом мотивационные части его действий, а также ценностные, эмоциональные, когнитивные и другие психологические компоненты его личности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Необходимым компонентом подготовки будущих инженеров к практической деятельности является формирование ноксологических компетенций, при котором вопросы сохранения здоровья и работоспособности рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и профессиональной деятельности.

Данная подготовка предполагает, прежде всего, формирование у педагогов способности выявлять и транслировать обучающимися опасности и риски, возникающие непосредственно при изучении технических дисциплин, особенно в практической их части (практических и лабораторных работ).

Выбором материала и методики изложения отдельных положений изучаемых курсов необходимо доводить до сознания студентов, что современные технические системы и технологии кроме позитивных свойств и результатов, которые являются очевидными и привлекательными, обладают неизбежной способностью порождать опасности и риски.

Формирование указанных компетенций, воспитание и привитие рискориентированого мышления будущим техническим специалистам предполагает формирование у них навыков распознавания опасностей в любом виде деятельности, а также предвидения возможных путей развития опасных ситуаций.

Литература

1. Бозанова Е.Н. Компетентностный подход в подготовке современного специалиста. / Е.Н. Бозанова // Актуальные проблемы педагогики: материалы междунар. научн. конф. (г Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Молодой ученый, 2011. - с. 174-179.

2. Григорьева О.А. Особенности формирования культуры безопасности старших студентов / О.А. Григорьева, М.П. Моногаров // Молодой ученый. - 2014. - С. 44-49.

3. Щербаков В.И. В России отсутствует культура охраны труда // Реальная экономика, № 2, 2003.- С. 45-51.

4. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. / И.М. Осмоловская, И.П. Норкина. - М. Академия. - 2014. - 185 с.

5. Хуторской А.В. Технология формирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской // Инновации в общеобразовательном процессе: сборник научных трудов. - М.: ГНУ ИСМО РАО. - 2006. - С. 65-79.

6. Юмашева Л.В. Экологическая компетенция и экологическая компетентность как интегрированный результат образования / Л.В. Юмашева, И.Л. Перфилова, Т.В. Соколова // Интернет-журнал ICEE. - 2012. - № 7. -С.157-164.

7. Пупова Ю.А. Ноксологическая компетентность в структуре высшего педагогического образования в области безопасности: теоретический анализ предпосылок возникновения и дифференциация основных понятий / Ю.А. Пупова // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2015. -№ 3. - С. 112-114.

8. Поведская О.К. Организация научно-исследовательской работы студентов и преподавателей в рамках компетентностного подхода в образовании // Успехи современного естествознания. 2010. № 1. С. 88-90.

9. Фарукшина Н.Т. Развитие коммуникативной компетенции студентов технического вуза: на примере изучения гуманитарной дисциплины «Психология и педагогика»: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2007. 30 с.

formation of nocological competences of training engineering-technical universities

Menumerov R.M.

Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov

In the article, the authors analyze the approaches prevailing in technical universities to the organization of classroom training for students, primarily in the system of preparation for future practice in the face of technological hazards. The authors summarize the experience of the formation and development of noxological (hazard-oriented technosphere) competencies of the future engineer. The basic forms and methods of organizing lectures and practical exercises contributing to the formation of a knowledge system about the dangers of the modern world (especially labor), the problems of preparing a future engineer for the implementation of this type of professional activity in the educational process (in the course of practical and laboratory work) are considered.

Keywords: competency-based approach, noxological competence, dangers of the technosphere, safety culture, risk-based thinking.

References

1. Bozanova E.N. Competency-based approach in training a modern specialist. / E.N. Bozanova // Actual problems of pedagogy: international materials. scientific conf. (Mr. Chita, December 2011). - Chita: Young scientist, 2011. - P. 174-179.

2. Grigoryeva O.A. Features of the formation of a safety culture of senior students / O.A. Grigoryeva, M.P. Monogarov // Young scientist. - 2014. - S. 44-49.

3. Scherbakov V.I. There is no labor protection culture in Russia // Real Economy, No. 2, 2003. - P. 45-51.

C3

о

CO

-a

I=i А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

4. Osmolovskaya I.M. Visual teaching methods. / THEM. Os-molovskaya, I.P. Norkin. - M. Academy. - 2014. - 185 p.

5. Khutorskoy A.V. The technology of formation of key and subject competencies / A.V. Khutorskoy // Innovations in the general educational process: a collection of scientific papers. - M .: GNU ISMO RAO. - 2006. - P. 65-79.

6. Yumasheva L.V. Ecological competence and ecological competence as an integrated result of education / L.V. Yumasheva, I.L. Perfilova, T.V. Sokolova // Internet magazine ICEE. - 2012. -No. 7. - P. 157-164.

7. Pupova Yu.A. Toxological competence in the structure of higher pedagogical education in the field of security: a theoretical anal-

ysis of the prerequisites for the emergence and differentiation of basic concepts / Yu.A. Pupova // Alma mater (Bulletin of higher education). - 2015. - No. 3. - P. 112-114.

8. Povedskaya O.K. Organization of research work of students and teachers in the framework of the competency-based approach in education // Successes in modern natural sciences. 2010. No 1. P. 88-90.

9. Farukshina N.T. The development of communicative competence of students of a technical university: the example of the study of the humanities "Psychology and Pedagogy": author. dis. ... cand. ped Sciences: 13.00.01. Kazan, 2007. 30 p.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.