Научная статья на тему 'Формирование некоторых концептов постсоветской культуры (на примере восстановления храма Христа Спасителя в Москве (1994-2000 гг. ))'

Формирование некоторых концептов постсоветской культуры (на примере восстановления храма Христа Спасителя в Москве (1994-2000 гг. )) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
144
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ / ГОСУДАРСТВО / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РЕЛИГИЯ / ОБЩЕСТВО / CULTURE / THE CATHEDRAL OF CHRIST THE SAVIOUR / THE STATE / THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / RELIGION / SOCIETY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крючкова Ольга Николаевна

Процесс формирования постсоветской культуры явление в какой-то степени переходное, а в какой-то уже свершившееся. Определенные свойства этой новой и в то же время "старой" системы ценностей уже сейчас отчетливо прослеживаются в российском обществе. Вместе с появлением нового общественно-политического порядка отстраивались и реставрировались символы ушедшей, разрушенной и уничтоженной эпохи. Именно они стали наиболее яркими образцами новой постсоветской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation of Certain Concepts of the Post-Soviet Culture (by way of example of the restoration of Christ the Savior's Cathedral in Moscow (1994-2000))

Forming of the post-soviet culture is a transitional process but to some extent it has already been accomplished. Some features of this new "old" value system are clearly seen in the present-day Russian society. Laying the foundation of this new political and social system was greatly accompanied by the process of rebuilding and restoring symbols of the past, which were destroyed within the elimination of the whole era of our history. But these newly born symbols have become the best examples of the post-soviet culture.

Текст научной работы на тему «Формирование некоторых концептов постсоветской культуры (на примере восстановления храма Христа Спасителя в Москве (1994-2000 гг. ))»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 3

О.Н. Крючкова

ФОРМИРОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПТОВ ПОСТСОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ

(на примере восстановления храма Христа Спасителя в Москве (1994-2000 гг.))

Процесс формирования постсоветской культуры - явление в какой-то степени переходное, а в какой-то уже свершившееся. Определенные свойства этой новой и в то же время "старой" системы ценностей уже сейчас отчетливо прослеживаются в российском обществе. Вместе с появлением нового общественно-политического порядка отстраивались и реставрировались символы ушедшей, разрушенной и уничтоженной эпохи. Именно они стали наиболее яркими образцами новой постсоветской культуры.

Ключевые слова: культура, храм Христа Спасителя, государство, Русская православная церковь, религия, общество.

Forming of the post-soviet culture is a transitional process but to some extent it has already been accomplished. Some features of this new "old" value system are clearly seen in the present-day Russian society. Laying the foundation of this new political and social system was greatly accompanied by the process of rebuilding and restoring symbols of the past, which were destroyed within the elimination of the whole era of our history. But these newly born symbols have become the best examples of the post-soviet culture.

Key words: culture, the Cathedral of Christ the Saviour, the state, the Russian Orthodox Church, religion, society.

Понятие "постсоветская культура" сложно и вряд ли поддается какой-либо однозначной формулировке. Ее формирование пришлось на один из самых сложных этапов развития Российского государства. Собственно, оно продолжается до сих пор, поскольку, как справедливо замечают многие исследователи, "современное российское общество - это общество переходное"1.

Эта переходность по степени своего развития включает два своеобразных этапа, которые показывают наши духовно-нравственные поиски собственной идентичности после распада Советского Союза. Первый этап - это своеобразная массовая дезориентация, когда на

Крючкова Ольга Николаевна - аспирант кафедры региональных исследований факультета иностранных языков и регионоведения МГУ имени М.В. Ломоносова; тел.: 8-916-321-19-84, e-mail: [email protected]

1 Королёв С. Долгие проводы советской эпохи // http://scenario.ng.ru/exper-tise/2001-01-17/1_provody .html

громадном геополитическом пространстве образовалась новая общность людей, утративших, пусть даже и частично, свою индивидуальность. Возникнувший духовно-ценностный вакуум начал быстро заполняться продуктами массовой западной культуры, которые, как выяснилось, не в полной мере удовлетворяли выдвигаемым самой эпохой запросам, поэтому начался второй этап, направленный на поиск новой "старой", т.е. традиционалистской, системы ценностей.

Изучением феномена постсоветского сознания занимается огромное количество исследователей. Наша задача - попытаться проследить складывание постсоветского сознания и выявить некоторые концепты постсоветской культуры на примере восстановления одного из самых известных на сегодняшний день в нашей стране соборов - храма Христа Спасителя в Москве.

Идея строительства самого первого храма Христа Спасителя в Москве часто приписывается Александру I. Однако вдохновителем российского правителя стал генерал П.А. Кикин, писавший после окончания Отечественной войны 1812 г. о необходимости создания "Храма Спасителя в Москве, который один во всех отношениях может удовлетворить ожидания каждого"2.

В первом конкурсе на строительство храма победил никому не известный архитектор-самоучка, А.Л. Витберг (лютеранин Карл Магнус до крещения в православие). Однако его проекту так и не суждено было воплотиться: с одной стороны, сам проект был технически и художественно сложным и непривычным для православного сознания, с другой - сразу после начала строительства на А.Л. Витберга посыпались доносы, и по окончании длившегося 8 лет судебного разбирательства его вместе с семьей сослали в Вятку.

Во втором конкурсе Николай I лично выбирает проект К. А. Тона и ставит ему одно условие: Храм должен быть выполнен в древнерусском стиле. 13 декабря 1880 г., уже при Александре II, собору было присвоено наименование кафедрального во имя Христа Спасителя собора.

Сразу после освящения храм Христа Спасителя стал одним из главных центров религиозной и общественно-политической жизни Москвы, а с 1901 г. в храме был учрежден собственный хор, считавшийся одним из лучших в столице (его последним регентом был А.В. Александров, будущий создатель гимна СССР 1943 г.).

Февральская революция 1917 г. и создание Временного правительства изменили весь уклад жизни в стране. Церковь пыталась восстановить свое покачнувшееся после свержения монархии поло-

2 Цит. по: Кириченко Е.И., Денисов А.М. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1997. С. 12 (Первая мысль о построении Храма Спасителя в Москве. Письмо к Государственному Секретарю Александру Семеновичу Шишкову от флигель-адъютанта П.А. Кикина).

жение, но безуспешно. По мере нарастания репрессий все заметнее было угасание собора.

С укреплением советской власти начали появляться идеи о воздвижении некоего культового здания, символа победы большевизма над царизмом. В 1922 г. на I съезде Советов СССР родилась идея о сооружении Дворца Советов. Позднее было решено начать его строительство на месте храма Христа Спасителя. Этому предшествовала усиленная работа по подготовке общественного мнения. Академики архитектуры и историки публично заявляли, что храм не имеет никакой художественной и исторической ценности и что это "кривое зеркало войны"3. 5 декабря 1931 г. храм Христа Спасителя был уничтожен.

В конкурсе на возведение Дворца Советов был выбран проект архитектора Б.М. Иофана. Впоследствии к его доработке (увенчание здания громадной статуей Ленина) были привлечены архитекторы В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейх. Строительство, реально начавшееся в 1937 г., было остановлено из-за Великой Отечественной войны, а к началу 1960-х гг. его окончательно свернули, соорудив на выбранном месте плавательный бассейн "Москва".

В эпоху перестройки возникло движение за воссоздание храма Христа Спасителя. Инициатива появилась снизу, распространилась и дошла до высших инстанций. В феврале 1990 г. Священный синод Русской православной церкви благословил возрождение храма и официально обратился к правительству с просьбой о восстановлении памятника. Разрешение было получено, и 7 января 1995 г., на праздник Рождества Христова, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в присутствии Председателя Правительства РФ В.С. Черномырдина и мэра Москвы Ю.М. Лужкова совершил торжественный молебен с закладкой камня и памятной доски в фундамент воссоздаваемого храма. 19 августа 2000 г. состоялось Великое освящение храма Христа Спасителя.

Религиозное возрождение, которое ознаменовало собой наступление новой эпохи в жизни нашей страны, стало залогом возвращения Русской православной церкви к ее традиционному месту в жизни российского общества. Как и в прежние времена, "попечителем" была выбрана светская власть. Этот симбиотический союз был выгоден обеим сторонам. Русская православная церковь самоутверждалась таким образом в роли «морального авторитета, своеобразной "английской королевы", которая царствует, но не правит»4, а власть получала поддержку и мощное духовное обоснование своим действиям.

3 Кандидов Б. Культ милитаризма в храме Христа Спасителя // Безбожник у станка. 1931. № 19. С. 6-7.

4 Митрохин Н. Русская православная церковь и современное Российское государство // http://www.portal-credo.ru/site/print.php? act=fresh&id=244

Такое сосуществование религиозной и светской власти составило фундамент постсоветской культуры и стало неотъемлемой частью постсоветского сознания. Самым удивительным образом оно выразилось в том, как восстанавливали храм Христа Спасителя.

Первоначально идея восстановления собора носила намного более "православный" характер. Долгое время до воссоздания храма отдельно существовала община храма Христа Спасителя, возглавляемая протоиереем Георгием Докукиным. Именно ему принадлежит идея воссоздания храма - Воплощенного Покаяния, которая вовсе не подразумевала восстановление собора в как можно более близком к оригиналу виде. Однако Церковь в стремлении вернуться к разрушенной модели взаимодействия светской и духовной власти решила лично заняться дальнейшим распространением идеи о Воплощенном Покаянии. Как только власти дали согласие на восстановление храма, Патриарх заявил, что "считает целесообразным данный Храм иметь в непосредственном ведении Патриархии со статусом федерального Собора Москвы, а община, получившая ранее благословение и зарегистрированная как община храма Христа Спасителя... упраздняется"5.

Начинавший восстановление храма реставратор А. Денисов вскоре был замещен "придворным художником Ю.М. Лужкова, Зурабом Церетели"6, потому что Денисов упорно отказывался помещать бронзовые горельефы вместо мраморных на фасады возводимого храма. Однако такое тщательное следование деталям было, с одной стороны, очень трудоемким и растянуло бы процесс воссоздания храма по времени, с другой - потребовало бы очень больших затрат. В конечном счете и Церкви и власти нужен был символ, неважно с какими горельефами. Однако не упомянуть "благотворителей и благоукрасителей святого храма сего" было нельзя. Поэтому внутри храма, рядом с именами павших героев, имена героев уже нашего времени, а отстраивание храма именно в том виде, в котором он был разрушен, стало своего рода "реставрационным возвращением" к той самой модели развития отношений между государством и Церковью, которая существовала до прихода к власти большевиков.

К слову, в английской культуре наблюдается совершенно противоположная нашей тенденция. Англичане любовно и бережно сохраняют разрушенные здания и постройки как религиозного, так и светского характера. Стремление восстанавливать и отстраивать заново то, что было разрушено, у них выражено очень и очень слабо. Они, скорее, с трепетом обнесут аккуратным заборчиком фундамент какого-нибудь разрушенного в период диссолюции мо-

5 Малинин Н. Воскресение тайного советника: Константин Тон как bon ton и как mauvais ton // Столица. 1995. № 2. С. 96.

6 Там же.

настырей собора и будут с увлечением рассказывать его историю иностранным туристам.

На фоне явной политизации образа веры и Церкви все ярче проступает общая деполитизация населения. Политическая активность большей части населения стала носить несколько предсказуемый характер, выражающийся в принятии всего, что предлагает власть. Наша испокон веков существовавшая вера в "мудрого батюшку-Царя" оборачивается для нас же совершенно наивным верованием в то, что все исходящее от власти идет на наше общее благо. Так, известный в нашей стране филолог и социолог Б.В. Дубин одно из своих исследований назвал "Массовая религиозная культура в России", которая, по его словам, носит практически полуязыческий характер, представляя собой "некий конгломерат языческих и христианских верований, сложившийся на самом начальном этапе распространения христианства"7.

Страницы газет или журналов сегодня пестрят объявлениями "бескорыстной помощи потомственных целителей", на фото которых неизменно крупным планом выделено гротескное православное распятие, а конвейерное отстраивание огромного количества разрушенных в советское время храмов и церквей оправдывается тем, что верующих стало больше. Правда, вступление еще недавно ярых атеистов в ряды верующих вызвано достаточно конформистским стремлением "быть не хуже других". Вторичность, стилизаторство, слепое подражание давним, порой еще византийским образцам и образам - еще одна черта постсоветской культуры. Именно в этом больше всего обвиняли реставраторов храма Христа Спасителя.

Как отмечает Б.В. Дубин, "массовая декларированная принадлежность к православию не влечет за собой у подавляющего большинства верующих ни регулярного соблюдения основных обрядов, ни более или менее частого посещения церковных служб, ни вообще какой бы то ни было реальной деятельности по воплощению христианских заповедей в повседневную жизнь"8. При этом уровень заявленной религиозности в России растет на удивление созвучно постепенному росту удовлетворенностью жизнью в целом. В празднование Рождества Христова, да и в другие "двунадесятые" церковные празднества, огромный по площади храм Христа Спасителя заполняется "верующими". Причем, по негласной иерархии, наиболее "почетные" места, возле алтаря, традиционно занимают представители государственной власти.

7 Дубин Б.В. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов) // http://www.ecsocman.edu.rU/images/pubs/2006/11/10/0000294110/ 05_dubin-35-44.pdf

8 Там же.

В последнее время вера стала приобретать новое, нетрадиционалистское значение. Громкое самообозначение себя как человека православного (и не последнюю роль в этом играет Русская православная церковь) стало синонимом слова "русский". Эта идея основана главным образом на понятии российской исключительности (Москва - Третий Рим, у русских - особый путь развития и т.д.), что нашло отражение и в новоотстроенном соборе. Как уже указывалось, Николай I поставил перед архитектором К.А. Тоном одно условие: собор должен быть выполнен в древнерусском, пятикупольном стиле. Таким архитектор и постарался его осуществить.

Интересно отметить тот факт, что собор, возводимый под руководством К.А. Тона, первоначально планировалось строить только из отечественных материалов. Ведь это был памятник прежде всего отечественной славы. Однако этого сделать не удалось - использовался и заграничный мрамор.

Заявив себя в роли главной духовной инстанции страны и общества, Русская православная церковь постаралась ввести новое понятие в жизнь страны - соборность. Общее единение всех нас на фоне общей религии. И именно православия, а не христианства в целом. Главную роль в необходимом освещении этого явления играют СМИ. Причем именно в СМИ впервые появляется и сам термин "постсоветская культура". Идею восстановления храма Христа Спасителя начали активно продвигать в массы тоже посредством СМИ (на радио и телевидении ввели программу " Оглашение", посвященную восстановлению разрушенного храма). Подобно тому как общественное сознание готовили к разрушению собора в 1930-х гг., его же готовили похожим образом к обратному процессу. Все православно-церковное подается в передачах массмедиа как знак "высокого" и "прекрасного", как отличительная черта одной большой и великой нации. Однако СМИ показывают и то, что советский церемониал проведения встреч, собраний и круглых столов был быстро усвоен как новыми властями, так и Русской православной церковью, "государственное и национальное подавляет религиозное и по стилю, и по содержанию, а христианство оборачивается кесарианством"9. В самом храме проводятся концерты имеющих весьма отдаленное отношение к православной вере исполнителей, устраиваются выставки художников с весьма противоречивой тематикой работ, а в сентябре 2007 г. здесь торжественно отметили 60-летие российского ядерного оружия, покровителем которого ныне объявлен преп. Серафим Саровский.

9 Волкова Е.И. Религия и культура. О свободе веры и творчества: Доклад на семинаре "Религия и культура: Худой мир лучше доброй ссоры" в Московском центре Карнеги 12 февраля 2008 г (цит. по: Лункин Р. Русско-советская правда. 2008. 14 февр. // http://www.portal-credo.ru/site/? act=news&id=60464&type=view).

Так на примере храма Христа Спасителя в Москве четко прослеживаются основные черты постсоветской культуры - явления в какой-то степени переходного, а в какой-то уже свершившегося. Элементы советской культуры прочно сосуществуют с элементами западной массовой культуры, традиционные и привычные ценностные ориентиры еще дореволюционного периода переплетаются с новыми и непривычными духовными и морально-этическими установками, которые вырабатывались у нас на протяжении всей новейшей истории. Государство прочно срастается с Церковью, которая в свою очередь с разрешения вышестоящих госструктур проводит свою политику с высоты наднационального морального института, призванного пробудить в народе память о привычных культурных ориентирах, православии, которое отождествляется с понятием "русский". И, несмотря на существующее культурно-этническое и возрастное расслоение, эта политика находит отклик в массах.

Список литературы

Дубин Б.В. Массовая религиозная культура в России (тенденции и итоги 1990-х годов) // http://ecsocman.edu.ru/images/pubs/2006/11/10/0000294110/ 05_dubin-35-44V.pdf Кандидов Б. Духовенство храма Христа Спасителя против Октябрьской революции // Антирелигиозник. 1931. № 9. Кириченко Е.И., Денисов А.М. Храм Христа Спасителя в Москве. М., 1997. Малинин Н. Воскресение тайного советника: Константин Тон как bon ton и как

mauvais ton // Столица. 1995. № 2. Митрохин Н. Русская православная церковь и современное Российское государство // http://www.portal-credo.ru/site/print.php?act=fresh&id-244 Мостовский М.С. Историческое описание храма во имя Христа Спасителя в Москве / Сост. по поручению Комиссии для построения храма на основании имеющихся документов правитель ее канцелярии М. Мостовский. М., 1883.

Стасов В. Наша архитектура за последние 25 лет // Вестник Европы. 1883. № 6.

5 ВМУ, лингвистика, № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.