Научная статья на тему 'Образ храма как образ власти: государственный заказ в русской художественной культуре ХIХ века'

Образ храма как образ власти: государственный заказ в русской художественной культуре ХIХ века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
330
75
Поделиться
Ключевые слова
РУССКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА / ЦЕРКОВНОЕ ЗОДЧЕСТВО / ЦЕРКОВНЫЙ ПАМЯТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗНАЧЕНИЯ / ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР / ХРАМ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Малеева Е. Н.

В статье рассматривается проблема репрезентации образа власти в формах храмовой архитектуры XIX в. Проводится сравнительный анализ двух программных памятников, созданных по государственному заказу, Исаакиевского собора в Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Малеева Е. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article considers the problem of representation of the power image in the temple architecture forms of the 19th century. The author carries out a comparative analysis of the two programme monuments created under the government order St. Isaac's Cathedral of St. Petersburg and the Cathedral of Christ the Savior in Moscow.

Текст научной работы на тему «Образ храма как образ власти: государственный заказ в русской художественной культуре ХIХ века»

Е. Н. Малеева

ОБРАЗ ХРАМА КАК ОБРАЗ ВЛАСТИ: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ В РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XIX ВЕКА

Работа представлена кафедрой теории и истории культуры.

Научный руководитель - доктор культурологии, доцент Л. В. Никифорова

В статье рассматривается проблема репрезентации образа власти в формах храмовой архитектуры XIX в. Проводится сравнительный анализ двух программных памятников, созданных по государственному заказу, - Исаакпевского собора в Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве.

The article considers the problem of representation of the power image in the temple architecture forms of the 19th century. The author carries out a comparative analysis of the two programme monuments created under the government order - St. Isaac’s Cathedral of St. Petersburg and the Cathedral of Christ the Savior in Moscow.

Возведение церковных памятников го- перии являлось важным религиозно-поли-

сударственного значения в Российской им- тическим актом. Церковь, созданная по го-

сударственному заказу, занимала высокий статус в иерархии храмов и становилась неотъемлемой частью пространства официального церемониала российской монархии. С середины XIX в. возросло значение церковных церемоний с участием императора и народа, создававших ощущение религиозного и идеологического единства власти с подданными. Это было связано с необходимостью усилить сакральный смысл власти российского самодержавия в связи с поднявшейся волной свободомыслия.

Храмы, построенные по государственному заказу, были основными выразителя -ми идеологии власти. В XIX в. совершался переход от универсальной (европейской) концепции к концепции национального самодержавия, опирающегося на программу официальной народности. При этом, с одной стороны, русское самодержавие стремилось самоутвердиться, выискивая опору в самобытных русских средневековых истоках и в православии. С другой стороны, авторитет европейской традиции еще был весьма силен. Две концепции монархической власти: русская и европейская - нашли выражение в программных храмах XIX в.

Итак, один из видов церковного зодчества восходил к классическим западноевропейским образцам и выражался конфессионально индифферентным1 языком античности, подражая художественным образам Древнего Рима. К такому типу храма относится собор Исаакия Далматского (18181858 гг.), который в XIX в. был одним из главных выразителей государственности и являлся кафедральным2 собором в Петербурге. Его формы отсылают зрителя к конкретным образцам римской архитектуры -собору Святого Петра и величественному Пантеону в Риме.

Идея создания Исаакиевского собора восходит к петровским временам. Император Петр I повелел увековечить в церкви во имя Святого Исаакия Далматского, день почитания которого совпал с днем рождения царя, память об освобождении русских

земель от шведов и основании Петербурга. В 1717 г. был построен первый вариант каменной церкви на берегу Невы в виде латинского креста со шпилями и колоколь -ней по проекту архитектора Матернови3. В ней совершались торжественные службы и церемонии. Церковь была разрушена, однако идея создания храма памяти нашла свое продолжение в мыслях императрицы Екатерины II. Она решила увековечить память глубоко почитаемого предка в масштабном мраморном пятиглавом храме в барочном стиле по проекту Ринальди. Павел I в спешке достроил церковь кирпичом. В 1813 г. указом Александра I был объявлен конкурс на лучший проект перестройки Исаакиевского собора, важным требованием к которому было сохранение фун-дамента екатерининского времени. Именно тогда работа над его проектированием стала восприниматься как дело государственной важности, значимое для религиозной жизни всей России и сохранения исторической памяти. Предложение о сносе старого фундамента воспринималось Александром I «оскорбительным для памяти его основателей»4. Сохранение «екатерининского» фундамента является тем связующим звеном между прошлым и настоящим, которое определило основную концепцию художественной формы собора.

Желание государя удовлетворил лишь французский архитектор О. Монферран, угадав вкус императора. Александр I высказывал мысль о том, чтобы собор «снаружи и внутри по богатству и благородству архитектуры», представлял все, что «возбуждает удивление к самым великолепным церквам Италии»5. К такого рода «великим церквам» причисляли Пантеон и собор Святого Петра в Риме. Именно их должен был превзойти Исаакиевский собор. Строительство пришлось на период бурных исторических событий (победа России, русского народа в Отечественной войне 1812 г. и восстание декабристов 1825 г.), которые пошатнули уверенность в самодержавии. Ам-

пирные формы собора должны были подтверждать не только незыблемость самодержавия, но и его триумфальный характер.

В плане храм представляет собой подобие греческой крестово-купольной системы. Внешнее убранство Исаакиевского собора организовано регулярностью коринфского ордера. Фасады оформлены портиками с четырех сторон собора, отмечается выдержанная строгость в распределении объемов здания. В описании О. Монферра-ном его первого проекта собора (1818 г.) отмечено, что «средняя часть собора будет увенчана по греческому канону великолепным куполом с четырьмя меньшими по углам»6 . Впоследствии по велению Николая

I четыре купола были переработаны в колокольни. Форма равностороннего креста приближает храм к чертам типично православных религиозных памятников допетровской Руси, хотя эта связь почти не просматривается.

Художественное пространство Исаакиевского собора выражает религиозную идею народности средствами классицизма -языка абсолютистской монархии, совмещая в себе таким образом и религиозность и государственность, «священство и царство»7. Религиозно-государственному принципу подчинена и внутренняя организация Исаакиевского собора, она также была строго регламентирована. Приделы храма названы во имя святых Исаакия Далматского, Екатерины и Александра Невского и соответственно посвящены государям Петру I, Екатерине II и Александру I. Эти же святые изображены в нижнем ярусе главного иконостаса. Однако сопоставление монархов с их святыми было традиционным для православных храмов. Новым явлением в убранстве собора стало изображение реальных исторических лиц. Так, в горельефе западного фронтона изображены император и императрица8 со всеми значительными лицами, задействованными в строительстве собора. Венценосная чета исполнена достоинства и представлена образцом

религиозности в соответствии с государственной программой.

Другое направление русской церковной архитектуры XIX в. представлено «византийским» (русским) стилем. В русской культуре XIX в. этот тип религиозных сооружений вводится осознанно государством как воплощение идеологии народности. Создатель «византийского»9 стиля архитектор К. А. Тон решил тему народного и национального через возрождение русских мотивов церковной архитектуры XV-XVI вв. Первым программным храмом-памятником, открывшим «новую» линию русской храмовой архитектуры, стал собор во имя Христа Спасителя в Москве (1839-1883).

Храм Христа Спасителя был задуман в память о победе русского народа над Наполеоном I. Именно война 1812 г. дала толчок для нового понимания роли народного и национального в российской истории. Поэтому идея храма-памятника ни у кого не вызывала сомнений. Местом возведения храма была принята вновь воспарявшая из пепла первопрестольная Москва: именно она считалась душой, сердцем России и своей древностью возбуждала гражданские патриотические чувства у народа.

Первый, утвержденный Александром I, проект храма принадлежал А. Л. Витбергу и должен был вознестись на Воробьевых горах. Однако после смерти Александра I проект был пересмотрен. Проект К. А. Тона в этом смысле отвечал новым требованиям. Интерес императора к «византийскому» стилю был неотъемлемой частью его «сценария власти» (выражение Р. Уортмана), он демонстрировал национальный характер монархии, поддерживаемой народом и освященной православной церковью10, а также указывал на ее византийские корни. Воплощение идеи храма-памятника, задуманного державным предшественником Александра I, в проекте К. А. Тона было для Николая I своеобразной демонстрацией династической преемственности поколений.

Однако эта идея обрела другие художественные формы.

Храм Христа Спасителя в XIX в. должен был восприниматься именно православной святыней, поэтому в его облике программно совмещены черты лучших церквей Московского Кремля XV-XVII вв. Важным в этом отношении является расположение храма в историческом центре Москвы в визуальной близости с Кремлевским ансамблем на освященной земле Алексеев -ского монастыря. В сравнении с самым высоким сооружением Москвы - колокольней Ивана Великого храм имел гигантские размеры, он должен был не просто стать вровень ансамблю Московского Кремля, но и превзойти всем своим видом его главные храмы, символически совместив в себе их характерные элементы, и стать таким образом главным храмом государства, своего рода новым Успенским собором.

С кремлевскими соборами архитектурный облик храма Христа Спасителя связывают луковичные купола в традициях XV-XVI вв., килевидная форма закомар, как у Архангельского собора. Украшением храма Христа Спасителя стали аркатурные пояса над окнами, восходящие к чертам Успенского собора, раковины на кокошниках собора - яркая особенность Архангельского собора. Все эти элементы добавлялись архитектором в процессе всего периода работы над храмом и являлись важными символическими элементами.

Национальные мотивы в архитектуре храма Христа Спасителя несут основную смысловую нагрузку, поддерживающую государственную программу православия, самодержавия, народности. Однако в храме присутствует не только древнерусская традиция. То, что он создавался в переходное для архитектуры в идеологическом плане время, наложило свой отпечаток, византийский стиль развивался на фоне классицизма. В плане собор имеет форму равностороннего креста, причем созданную так изначально, а не путем добавления приде-

лов, такой крест принято называть греческим. Улавливается явное сходство с Исаа-киевским собором, также имеющим форму равностороннего креста за счет добавления портиков. Сближением с Исаакиевским собором К. А. Тон придал храму величавость, регулярность, размеренность, продуманную симметричность форм. Даже внешне храм Христа Спасителя имеет сходство с Исаакиевским собором: симметричная че-тырехстолпная пятикупольная церковь перекликается с центральным куполом Исаакия, окруженным четырьмя колокольнями. Е. И. Кириченко отметила, что в храме Христа Спасителя «величавое», восходящее к допетровским временам сливается с «величавым», выраженным формами классицизма11. Этим приемом К. Тон, с одной стороны, продолжил монархическую идею, воплощенную в проекте О. Монферрана, с другой - возможно, пытался превзойти петербургскую святыню древнерусскими формами. Оба храма своими кубическими формами и ротондой мыслятся как символ вечности12.

Скульптурное и живописное убранство храма Христа Спасителя продолжает те же две программные линии: европейскую и древнерусскую. Решение государственной программы осуществилось через четко выстроенную систему сюжетов и образов, связанных с историей христианства, с почитаемыми Православной церковью святыми, православными сюжетами и историческими событиями войны 1812 г. В убранстве храма проявился синтез национальной и священной истории. Историческое содержание передавалось сопоставлением образа святого с событием Отечественной войны (специально было написано 14 икон, посвященных праздникам святых, на дни которых приходились решающие события войны, например освобождение Смоленска и др.), исторической точностью передачи образов, например, скульптуры ангелов на западном фасаде воспринимаются как воины благодаря хоругвям в их руках, с

которыми ходили на битву русские солдаты. Весь восточный фасад посвящен православной теме Христа. Монархическая тема выражена не только посвящением боковых приделов святым Александру Невскому, Николаю Чудотворцу - небесных покровителей императоров, но и живописными сюжетами, например с сюжетами из жизни святого Александра Невского - защитника Руси и православия, но также образами святых в иконостасе, в медальонах - покровителей членов царской династии.

Ярко выраженное национальное начало во внутреннем убранстве храма Христа Спасителя, переданное сюжетами росписей, цветовой гаммой владимиро-суздальской традиции (сочетание золотого, зеленого,

красного), переплетается с классическими европейскими традициями в живописи, создавая уникальное, сложное по содержанию храмовое пространство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Образы двух главных храмов XIX в., построенных по государственному заказу -Исаакиевский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве, - демонстрировали особое «усердие русских в православной вере»13. Вместе с тем их художественные формы представляли два пласта государственной идеологии. Один, выраженный классицистической, ампирной архитектурой, непосредственно продолжал и завершал общеевропейский образ абсолютной монархии. Другой открывал образ власти, укорененной в национальной истории, в национальной культуре.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бусева-Давыдова И. Л. Образ православного храма в синодальный период истории русской церкви // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 5: Стиль ампир. М., 2003. С. 136.

2 Собором в церковной иерархии принято называть «главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ и др.)». См.: Малый энциклопедический словарь. М., 2002. С. 636. Получение статуса кафедрального собора возлагает на храм обязанности по проведению всех торжественных богослужений.

3 Описание Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, составленное по официальным документам. СПб., 1867. С. 2-3.

4 Колотое М. Г. Исаакиевский собор. Л.; М., 1965. С. 10.

5 Цит. по: Божерянов И. Н. Памятник Петру Великому и Исаакиевский собор: Исторические очерки. СПб., [1902]. С. 21-22.

6 Документ 1 - объяснение и смета к проекту завершения Исаакиевской церкви. Архивные документы в кн.: Никитин Н. Н. Огюст Монферран. Проектирование и строительство Исаакиевского собора и Александровской колонны. Л., 1939. С. [273].

7 Кириченко Е. И. Императорский Рим в столицах Французской и Российской империи // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 5: Стиль ампир. М., 2003. С. 222.

8 Витали придал венценосной чете черты сходства с Николаем I и Александрой Федоровной.

9 Под «византийским» К. А. Тон понимал и исконно русский стиль: теремные формы, луковичные купола, шатровые элементы, - и византийский стиль архитектуры.

10 Уортман Р. С. Сценарии власти: Мифы и церемонии русской монархии. В 2 т. Т. 1: От Петра Великого до смерти Николая I. М., 2004. С. 336-367, 495-498; Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х годов. М., 1982. С. 114-117.

11 Кириченко Е. И. Русская архитектура в 1830-1910-х годов. М., 1982. С. 102.

12 Там же. С. 21.

13 Уортман Р. С. Указ. соч. С. 499.