Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕСЕННОГО НАРОДНОГО МНОГОГОЛОСИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕСЕННОГО НАРОДНОГО МНОГОГОЛОСИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
поликультурная образовательная среда / навыки / песенное народное многоголосие / младшие школьники / multicultural educational environment / skills / folk song polyphony / junior schoolchildren

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Тамара Алексеевна, Карпушина Лариса Павловна

В статье актуализируется проблема формирования навыков песенного народного многоголосия у младших школьников в поликультурной образовательной среде. На основании анализа научной, научно-методической литературы рассматриваются методы и этапы обучения детей народному многоголосному пению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article actualizes the problem of forming the skills of folk song polyphony among younger schoolchildren in a multicultural educational environment. Based on the analysis of scientific, scientific and methodological literature, the methods and stages of teaching children folk polyphonic singing are considered.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕСЕННОГО НАРОДНОГО МНОГОГОЛОСИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

среды. Также важно организовывать мероприятия, направленные на пропаганду здорового образа жизни и состояния окружающей среды, такие как экскурсии в парки и на природу, конкурсы и соревнования по спортивным играм и эстафетам, мастер-классы по здоровому питанию, общение с врачами и другими специалистами в области здоровья. Также важно привлечь родителей к таким мероприятиям, чтобы они были вовлечены в процесс формирования основ здорового образа жизни своих детей.

Выводы. В целом, формирование здорового образа жизни у младших школьников является одним из важных задач, стоящих перед современной школой. Результативное воздействие достигается при вовлечении учащихся в различные формы работы, а также при активном взаимодействии учителя, родителей и специалистов в области здоровья. Родители могут стать полезными помощниками педагогов в реализации занятий и мероприятий, посвященным здоровью и здоровому образу жизни.

Литература:

1. Вайнер, Э.Н. Валеология: Учебник для вузов / Э.Н. Вайнер. - Москва: Наука, 2001. -416 с.

2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - Москва: Просвещение, 2010. -223 с.

3. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения / Ю.П. Лисицин. - Москва: Просвещение, 2003. - 139 с.

4. Психологические тесты для профессионалов / [Н.Ф. Гребень]; по ред. Н.Ф. Гребень. - Минск: Соврем. Шк., 2007.-496 с.

5. Фролова, И.Г. Формирование потребности младших школьников в здоровом образе жизни через уроки и внеурочную деятельность: сайт. - URL: http://conseducenter.ru/index.php/pedagogchtenya/lll-2mos/292-frolova-levina (дата обращения: 28.04.2023)

Педагогика

УДК 78:373.3(045)

кандидат исторических наук, доцент Козлова Тамара Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Г. Гвсевьева» (г. Саранск); доктор педагогических наук, профессор Карпушина Лариса Павловна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Г. Гвсевьева» (г. Саранск)

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПЕСЕННОГО НАРОДНОГО МНОГОГОЛОСИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье актуализируется проблема формирования навыков песенного народного многоголосия у младших школьников в поликультурной образовательной среде. На основании анализа научной, научно-методической литературы рассматриваются методы и этапы обучения детей народному многоголосному пению.

Ключевые слова: поликультурная образовательная среда, навыки, песенное народное многоголосие, младшие школьники.

Annotation. The article actualizes the problem of forming the skills of folk song polyphony among younger schoolchildren in a multicultural educational environment. Based on the analysis of scientific, scientific and methodological literature, the methods and stages of teaching children folk polyphonic singing are considered.

Key words: multicultural educational environment, skills, folk song polyphony,junior schoolchildren.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным

направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имениМ. Акмулы» и «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Формирование вокально-хоровых навыков у обучающихся в поликультурной образовательной среде»

Введение. В настоящее время приобщение подрастающего поколения «к культурам народов региона, России и мира будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, исторической памяти, толерантности, формированию готовности к межкультурному и межэтническому взаимодействию и сотрудничеству» [4, С. 6]. Большую роль в этом процессе играет организация поликультурой образовательной среды, которая представляет собой «совокупность условий, возможностей обучения, воспитания, развития и социализации личности, специально организованное социально-культурное окружение образовательного учреждения, в котором происходит становление детей и подростков как граждан России, представителей определенного этноса и членов мирового сообщества» [3, С. 173]. Одним из условий организации поликультурной образовательной среды является включение в образовательный процесс песенного народного искусства. Приобщение детей к песенному народному искусству является серьезным вкладом в дело эстетического воспитания [11, способствует формированию гражданственности, патриотизма, творческой активности и духовной зрелости подрастающего поколения.

Проблемой формирования навыков песенного народного многоголосия занимались Н.В. Калугина [2], Л.Л. Куприянова [8], Г.М. Науменко [7], Л.В. Шамина [9] и др.

Изложение основного материала статьи. Развитая хоровая традиция - отличительная черта народного песенного многоголосия. Нельзя допускать, чтобы уникальное многоголосье, известное в пределах России, навсегда исчезло с последними носителями аутентичной музыкальной культуры, сельскими певцами. Связующую роль в этом играет общеобразовательная школа. Среди причин, тормозящих процесс воспитания школьников средствами народного музыкального искусства, следует назвать практически полное отсутствие учительских кадров, имеющих специальное образование в области народной музыкальной культуры. Заметны недостатки в профессиональной подготовке некоторых руководителей фольклорных ансамблей, представляющих на ежегодные смотры художественной самодеятельности произведения, позднего стиля народного песенного творчества, сложившиеся под влиянием русской песенной культуры. Между тем в задачи фольклорных коллективов входит выявление специфики народного творчества, приобщение слушателей и исполнителей к народной музыке, отмеченной своеобразием и национальным оттенком. В связи с этим формирование навыков многоголосного народного пения является важнейшей задачей школьного образования.

Важно помнить о вокальных способностях учащихся младшего школьного возраста (а именно 7-10 лет), особенно о примарном диапазоне голосов (от до1 - pel до до2-ре2). С возрастом (9-11 лет) у детей активно развиваются верхние резонаторы (мягкое небо, надгортанная область), голос становится более звонким, серебристым. К 12 годам развивается голосовая мышца, голос становится глубже, сильнее, особенно у детей, у которых низкие голоса. И хотя обучающийся уже может увеличить силу голоса, следует помнить, что не следует форсировать народное звучание, потому что можно перетрудить развитую часть голосовых связок, её середину. В противном случае на краях связок появляются певческие узелки.

Концентрический метод развития голоса предполагает движение, по выражению М.И. Глинки, от «натуральных», берущихся без всякого усилия звуков, к качественному звучанию всех нот диапазона, причем искать эти звуки нужно путем акцентирования выразительного, раскрепощенного исполнения песни. В качестве репертуара это должны быть «народные мелодии с ограниченным диапазоном и особенно песни, имеющие нисходящее мелодическое движение» ¡2]. Таких произведений в музыкальном фольклоре достаточно много, в основном это колыбельные и прибаутки. Для формирования напевности звучания можно предложить убаюкать любимую куклу, что позволит исполнить песню ласково, на легато, будет активизировать развития тембра, сглаживания «пестрых» гласных. Нисходящее движение помогает обучающимся сохранять высокую позицию на протяжении всей песни. Для нахождения верной позиции с начала исполнения песни можно использовать восклицания: «ох, ах, ой». Достичь красивого звукообразования помогают песни с ярким сюжетом. Разучивая такие песни, можно использовать прием «Эхо».

Особую роль в пении играет дыхание. Исполнители народной песни говорят, что песню в одиночку «не вытянешь», поэтому дыхание возобновляется раньше, чем оно полностью израсходовано, что позволяет петь напевно, широко Г51. Самым удобным материалом для работы над дыханием будет детский фольклор Г11- Например, песня «Ходит зайка по саду». Просим пропеть первую фразу на одном дыхании. Затем обращаем внимание на экономном расходовании воздуха. Предлагаем исполнить песню без остановок, сокращая фразы, что можно было взять дыхание. В дальнейшем следует постепенно расширять репертуар, используя песни с долгими фразами, и только тогда, когда у детей сформируется навык певческого дыхания, переходят к формированию навыка «цепного» дыхания. Предлагаем одной группе брать дыхание перед одним словом, другой - перед другим. Главное - включиться незаметно в пение, не нарушив общую динамическую картину. Когда дети смогут возобновлять дыхание в середине выдержанного звука, можно перейти к исполнению таких жанров как хороводные или протяжные, в которых «цепное дыхание» играет важную роль. Большую помощь в овладении «цепным» дыханием окажет использование игровых элементов. Хормейстер предлагает детям водить хоровод, стараясь не прерывать рисунок движения, исполняя мелодию на «цепном» дыхании. Движения хоровода наверняка помогут выполнению этой сложной задачи.

Важно указать на роль в выработке тембра, регистровой равности, интонационной точности народных песен с распевом. Особенно велико значение песен с распевами для детей младшего школьного возраста. Именно у младших школьников начинает развиваться тембр, поэтому в этот период стоит использовать образцы, в которых есть распевы. Начинать рекомендуем с песен, в которых распеваются два звука на один слог. Самое главное здесь - петь распевы нужно ритмически точно, не уменьшать длительность второй ноты. Далее можно расширять распевы до четырех нот.

Важное место в интонировании народной песни играет дикция. Необходимо стремиться к достижению полной свободы артикуляционного аппарата Г91. Большую пользу принесет разучивание таких прибауток, как «Андрей, воробей», «Сорока-сорока» и др. При исполнении этих песенок необходимо следить за вокально-определенным пропеванием каждого звука с утрированным произношение текста. Гласные «м, р, н, б» удваиваются, шипящие пропеваются быстро и легко.

Формирование навыков многоголосного народногопения - сложный и длительный процесс [61. Подготовка к обучению двухголосному пению должна начинаться в ансамбле в процессе работы над одноголосной песней, а также при слушании музыки. Для этого необходимо чаще включать в работу с детьми песни, в которых мелодия сопровождается различным по фактуре аккомпанементом, что активизирует слух детей. Также хорошо включать в сопровождение песен шумовые инструменты. По мере укрепления интонации детей в унисоне можно включать в певческий репертуар и произведения со сложным сопровождением.

Начинать нужно с одноголосного унисонного пения на материале монодийного вида (колядок, закличек, колыбельных, игровых). Напевы разучиваются «с голоса» учителя, в соответствии с принятым в фольклоре изустным способом передачи его образцов. Дети должны научиться слушать себя и других певцов, воспринимать на слух качество звучания, точно интонировать все звуки мелодии, осваивать интонационно-попевочный словарь народов, некоторые приёмы вокализации народных песенных текстов.

Вначале в процессе выработки дифференцированного восприятия многоголосной музыки важно создать необходимые условия для совершенствования слухового внимания. Очень трудно рассредоточить внимание между одновременно протекающими процессами, требующими одинаково активной мыслительной деятельности, что необходимо при разучивании двухголосной песни. Поэтому желательно исполнять хорошо выученные песни с разнообразным аккомпанементом, или петь дуэтом с педагогом, исполняющим верхний голос.

Рассмотрим этапы обучения детей народному многоголосному пению. На первом этапе возможно исполнение двухголосной песни совместно с учителем, где главная партия - второй голос, которую поют дети, а первую партию поет педагог. Потом исполняются песни, где оба голоса равноценны, а затем - где второй голос имеет подчиненное значение. Далее пение педагога заменяет пение наиболее «продвинутых» детей, к которым со временем добавляются все остальные участники партии.

Второй этап - пропевание упражнений с несложным двухголосием. Можно включить бурдон, далее - включать расхождение голосов на терцию и квинту. Как показали акустические исследования, закономерности мелодического строя неадекватна закономерностям гармонического строя, следовательно, механическое перенесение навыков, приобретенных в процессе одноголосного пения, на двухголосное - невозможно. Умение выстраивать чистый унисон при одноголосном пении необходимо, но еще недостаточно для пения двухголосного. На начальном этапе обучения более легкими для воспроизведения являются созвучия большой тонической терции и чистой квинты, обладающие наименьшей интонационной вариантностью. Тесситура упражнений средняя. Сочетание двух мелодических линий создает гармонические интервалы только на главных ступенях лада. Далее вводятся другие интервалы. Закрепление интонирования различных интервалов закрепляется на основе песен.

Исходным двухголосным материалом для пения являются специальные упражнения, построенные на характерных песенных интонациях. Устойчивость хорового строя, достигнутая с помощью упражнений, совершенствуется при исполнении песен с аналогичными двухголосными интонациями Г61. Это способствует созданию естественных условий для переноса навыка. Такую музыку надо подбирать среди песен, в которых двухголосие развивается по типу русского народного многоголосия, обладающего большим разнообразием хоровой фактуры.

При обучении детей народному многоголосному пению важно развивать навыки интонационно-ритмического варьирования, приобщать учащихся к эпизодически возникающим гармоническим созвучиям секундового, кварто-квинтового строения. Не нужно забывать, что в основе народной песенной культуры лежит вариационность и импровизационность. Наиболее характерные формы мелодического движения нижнего бурдона следующие:

1) повторение основного тона четырёхступенной или пятиступенной ладовой ячейки на всём протяжении мелострофы;

2) бурдонирование на первой ступени лада с перемещением вверх на следующую ступень и возвращение к главному строю (ля-до-ля);

3) остинатное движение в пределах малой терции с переменностью опор (ля - до, до - ля).

Чтобы распеть фольклорный текст в двух-трёхголосии, нужно поучится варьировать не только верхний и нижний подголоски, но и основную мелодию.

Выводы. Таким образом следует отметить, что приобщение детей младшего школьного возраста к песенному народному искусству способствует формированию патриотизма, творческой активности. Предлагаемая методика поможет младшим школьникам достаточно легко, в течение одного года, освоить навыки песенного многоголосного пения. Данные навыки, сформированные у детей на основе песен различных народов России в ходе организации поликультурной образовательной среды, обеспечат сохранение традиций народного многоголосия.

Литература:

1. Алпатова, А. С. Народная музыкальная культура. Архаика : учебник для среднего профессионального образования / А. С. Алпатова ; ответственный редактор В. Н. Юнусова. - 2-е изд. - Москва : Издательство Юрайт, 2023. - 247 с. - Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/515436.

2. Калугина, Н. В. Методика работы с русским народным хором / Н. В. Калугина. - М.: Музыка, 1977. 254 с.

3. Карпушина, Л. П. Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования / Л. П. Карпушина, Т. А. Козлова // Проблемы современного педагогического образования : сборник научных трудов. - Ялта: РИО ГПА, 2019,- Вып. 65. - Ч. 4- С. 172-176.

4. Карпушина, Л. П. Социализация детей и подростков в условиях этнокультурной образовательной среды: теория и практика: учебное пособие / Л. П. Карпушина, П. Ю. Соколова. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т, 2012. - 153 с.

5. Крошилина, Т. Д. Основы методики обучения народному пению: практическое пособие для среднего профессионального образования / Т. Д. Крошилина. - М.: Издательство Юрайт, 2023. - 123 с. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/520337.

6. Маевская, В. П. Методика работы с хором (многоголосие в детском хоре) : учеб.-метод, пособие / В. П. Маевская, 3. Л. Леонович. - Минск: Белорус. Гос. ун-т культуры и искусства, 2011. - 99 с.

7. Науменко, Г. М. Фольклорная азбука: учебное пособие для нач. школы / Г. М. Науменко. - М.: Изд. центр «Академия», 1996. - 133 с.

8. Русский фольклор: программно-методические материалы. 1-4 классы / авт.-сост. Л. Л. Куприянова. -М.: Мнемозина, 2008. - 160 с.

9. Шамина, Л. В. Основы народно-певческой педагогики: учебное пособие. - ФГОУ ВПО, РАМ им. Гнесиных. - М.: Графика, 2010.-202 с.

Педагогика

УДК 370. 32

кандидат педагогических наук, доцент Колпакова Августина Петровна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студентка Антонова Олеся Владимировна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); студентка Билюкина Яна Владимировна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)

РОЛЬ ФАКУЛЬТАТИВА «БЕЗ СРОКА ДАВНОСТИ» В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ

МОЛОДЕЖИ

Аннотация. В статье рассматривается проблема патриотического воспитания обучающейся молодежи посредством факультативного занятия в образовательной среде посредством событий из отечественной истории в период Великой Отечественной войны. Рассматривается важность воспитания патриотических чувств у студентов. Определяется воспитательный потенциал событий Великой Отечественной войны при формировании духовно -нравственных ценностей у молодого поколения. Также в статье представлены рефлексивные заметки студентов к концу факультативного курса, подтверждающие эффективность данного метода воспитания патриотизма. Уроки войны представляют собой выводы из опыта ее подготовки, ведения, исхода, результатов и итогов, которые могут служить полезным, поучительным примером для последующих поколений. Важный, существенный, необходимый опыт войны помогает извлечь что-либо поучительное и полезное на будущее. Факультативный курс «Без срока давности» имеет цель устранить заблуждения в отношении истории родной страны и защитить её традиционные ценности.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, геноцид, факультатив, Великая Отечественная война, духовно-нравственные ценности, оккупированные территории РСФСР, нацизм против человечества, фашизм.

Annotation. The article deals with the problem of patriotic education of young students through optional classes in an educational environment through events from national history during the Great Patriotic War. The importance of fostering patriotic feelings among students is considered. The educational potential of the events of the Great Patriotic War in the formation of spiritual and moral values among the younger generation is determined. The article also presents students' reflexive notes by the end of the optional course, confirming the effectiveness of this method of education of patriotism. The lessons of war are conclusions from the experience of its preparation, conduct, outcome, results and outcomes, which can serve as a useful, instructive example for future generations. An important, essential, necessary experience of war helps to extract something instructive and useful for the future. The optional course "Without a statute of limitations" aims to eliminate misconceptions about the history of the native country and protect its traditional values.

Key words: patriotic education, genocide, elective, Great Patriotic War, spiritual and moral values, occupied territories of the RSFSR, Nazism against humanity, fascism.

Введение. Патриотическое воспитание обучающейся молодежи в условиях быстрого развития информационно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.