Научная статья на тему 'Формирование навыков физических упражнений в образовательном пространстве вуза'

Формирование навыков физических упражнений в образовательном пространстве вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
57
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / СПОРТ / ТРУДОВАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / HEALTH / SPORTS / WORK CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Крутов А.В., Одинцова Е.А.

В статье рассматриваются вопросы значимости формирования у студентов навыков физических упражнений. Представлены результаты социологического исследования студентов о влиянии физических упражнений на повышение работоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование навыков физических упражнений в образовательном пространстве вуза»

©

Крутов А.В., Одинцова Е.А.

Кафедра общественных наук (Омский филиал) Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы значимости формирования у студентов навыков физических упражнений. Представлены результаты социологического исследования студентов о влиянии физических упражнений на повышение работоспособности.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, спорт, трудовая культура. Keywords: physical culture, health, sports, work culture.

Студенчество - один из ключевых периодов в жизни человека, отличительной чертой которого является формирование жизненных ориентиров. Именно в стенах вуза образ жизни студента претерпевает кардинальные изменения и в большей степени становится похожим на ритм жизни работающего человека. Для построения успешной карьеры, будущее предъявит современному студенту требования не только к знанию основ и специфики видов трудовой деятельности, но и к качеству здоровья.

Здоровье является первоочередной предпосылкой будущей реализации человека, его способности к созданию семьи, достижению высоких профессиональных планок, определению себя как достойного гражданина.

Большинство современных студентов (от 17 до 25 лет) - это дети напряженного в политическом, экономическом и социальном плане времени. Совокупность проблем 90-х годов прямым образом находит свое отражение на уровне здоровья граждан и является причиной резкого скачка заболеваемости и ухудшения здоровья нации, рост которого сохраняется и сегодня [3]. Более высокая степень нагрузок на организм студента, в отличие от школьного периода обучения, также оказывает влияние на качество здоровья.

Существует множество наблюдений, результаты которых демонстрируют высокие показатели умственной активности студентов в период обучения. Так, например, в процессе умственной работы увеличивается наполнение кровью сосудов головного мозга, но при этом, в связи с сужением сосудов, образуется дефицит притока крови к конечностям. В свою очередь, кратковременный интенсивный умственный труд усиливает частоту сердечных сокращений, особенно когда работа сопровождается нервно-эмоциональным напряжением, а долгосрочный умственный труд приводит к снижению частоты сердечных сокращений. Подобные перепады в работе сердечно-сосудистой системы проявляются в смене сердечных ритмов, снижении прочности сосудов и ослаблению нервной системы. Кроме того, чрезмерное умственное напряжение и длительный умственный труд становятся причиной утомления организма студента. Утомление является причиной аномальной работы органов чувств: может возникнуть резкое повышение или, напротив, чрезмерное понижение реакции организма, что выражается в почти мгновенном исчезновении из памяти недавно изученного материала, несобранности мыслей и, в конечном итоге, приводит к состоянию апатии: нежелание трудиться.

Проявление первых признаков утомления становятся объективным ответом организма и свидетельством биологически необходимой защиты от его истощения, сигналом для прекращения работы. Благодаря волевому усилию к продолжению трудового (умственного) процесса, возможна аккумуляция сил для последующего осуществления деятельности.

© Крутов А.В., Одинцова Е.А., 2016 г.

Частое использование подобной практики, может стать причиной наиболее серьезных последствий и привести к общему переутомлению организма. Переутомление можно отнести к пику утомляемости организма, поскольку это психологическое состояние распространяется на всеобщее функционирование организма, сказывается на работе сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, снижении сопротивляемости организма к инфекциям, ростом заболеваемости и т. д.

В борьбе с переутомлением важную роль играет восстановление психологического равновесия, формирование комфортных условий труда. Важно отметить, что у студентов, занимающихся профессиональным или любительским спортом, возможно полное восстановление организма от последствий переутомления, в то время как студенты с низким уровнем физической активности могут восстановиться лишь на 70-80% [2].

В силу сложившихся обстоятельств, значимым элементом образовательного процесса в вузе является включение в содержание действующих стандартов по всем направлениям подготовки дисциплины «Физическая культура», что позволяет воздействовать на физическую активность студента в период обучения. Тем не менее, проведение большого количества времени в сидячем положении требует от студента формирования навыка проведения специальных упражнений на рабочем месте [4].

В контексте настоящей статьи нами было проведено социологическое исследование студентов экономического университета. В исследовании приняли участие 75 респондентов, обучающихся по программам бакалавриата. Будущим бакалаврам было предложено ответить на вопрос о проведении ими в ходе подготовки к занятиям физических упражнений и небольших разминок.

Результаты опроса показали, что 69 респондентов (92%) отметили необходимость перерывов в умственной работе и их совмещение с физическими упражнениями, остальные 6 участников опроса (8%) высказали мнение о том, что перерыв в работе, совмещенный с физической нагрузкой, приводит к рассредоточению внимания, ухудшает производительность. При этом среди респондентов, ответивших положительно, лишь 9 человек регулярно включают в рабочий процесс упражнения, а остальные 60 респондентов делают это от случая к случаю, но готовы взять за привычку, при наличии интересного и комфортного комплекса упражнений.

Анализ результатов социологического исследования демонстрирует осознание студентами важности физических упражнений и необходимости их регулярного включения в рабочий процесс.

В контексте вышесказанного рассмотрим особенности разработки комплекса физических упражнений, обеспечивающего отвлечение от работы, возобновление мыслительной деятельности, восстановление тонуса организма и максимизацию производительности рабочего процесса.

При продолжительном нахождении за рабочим столом, прежде всего, страдают мышцы организма, недостаточный кровоток приводит к их быстрой усталости. В этой связи становится важным проведение комплекса упражнений, направленных на разминку мышц. Полезными будут простые упражнения на растяжку. Комплекс можно выполнять, не вставая со стула. Разминание рук, ног, шеи, плеч поможет избавиться от скованности и снять усталость «засидевшихся» мышц. Для растяжки мышц шеи, медленно наклоняйте голову вперед-назад, из стороны в сторону, поворачивайте направо-налево [1]. Эти простые упражнения можно делать в любое удобное время, когда появляется ощущение усталости и перенапряжения. Важно отметить, что не стоит делать круговых вращений головой без предварительных упражнений, направленных на разогрев мышц, это может привести к повреждению суставов шеи. Размятые мышцы шеи улучшают кровоток головного мозга и влияют на эффективность работы. Важно также размять руки и плечи. На растяжку рук и плеч существует множество упражнений, которые можно выполнять, не вставая со стула. В первую очередь, это всевозможные потягивания. Например, сцепите руки в замок перед собой, а потом поднимите над головой, распрямив локти и вывернув ладони к верху [1].

Значимым в рабочем процессе является отдых. Причем для наибольшей эффективности необходимо делать перерывы в ходе занятия. Для преподавателя важно рассчитывать степень нагрузки студентов в ходе проводимого им занятия и выделять промежутки времени, когда студент может отвлечься от процесса активной умственной деятельности.

Также не стоит забывать, что студенты - часть общества, которая наиболее интенсивно использует компьютерную технику, начиная от телефона и заканчивая ноутбуком. Долгое пребывания перед экраном монитора существенным образом отражается на остроте зрения студентов, поэтому важным является выполнение упражнений для глаз. Во-первых, по проишествии тридцати минут работы у монитора необходима переадресация внимания: для этого достаточно в течение нескольких минут отвести взгляд в сторону предметов, расположенных в комнате, и рассматривать их. Такая процедура помогает глазам «размяться» и устранить сухость глазного яблока, а также уменьшает риск возникновения головных болей. Целесообразным в течение рабочего процесса является применение специальной гимнастики, которая способствует расслаблению зрительного нерва [1].

В рамках вопроса о сохранении здоровья в рабочем пространстве и усилении продуктивности работы и образования важным является поддержание эргономичности рабочего места и правильная посадка (расположение монитора на уровне глаз, достаточная видимость доски и т.п.).

Очевидно, что в современных социально-экономических условиях все большее влияние на состояние здоровья молодых россиян оказывают социокультурные факторы: культурные традиции, уровень образования, культура здоровья и восстановления собственных ресурсов. Фундаментом построения новой модели укрепления здоровья молодого поколения является соединение культуры и необходимого уровня жизни, формируемого благодаря грамотной государственной внутренней политике [5].

Таким образом, итог успешной работы - это совокупность большого числа факторов. Одним из ключевых факторов, который можно считать основополагающих в достижении образовательных и трудовых результатов, является здоровье. Существует большое количество естественных и искусственных процессов, реализация которых способствует сохранению здорового тонуса человека и формирует необходимые физиологические условия для его полноценного функционирования в рамках общества. В качестве основного следует выделить поддержание физической активности организма, что может достигаться за счет упражнений на рабочем месте, в период обучения - на занятиях физической культурой, а в период трудовых будней - на занятиях в фитнес-центрах и в других спортивных учреждениях.

Литература

1. Борщенко И. А. Изометрическая гимнастика для занятых людей. - М.: АСТ, 2013. - 96 с.

2. Букин В.П. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности / В.П. Букин, А.Н. Егоров // Общественные науки. Социология. -2011.- № 1.- С. 105-113.

3. Каракаш И.В. Оздоровительный комплекс гимнастических упражнений для офисных работников. - Хабаровск: Межотраслевой информационно-аналитический центр, 2013. - 16 с.

4. Крутов А.В. Роль физической культуры и спорта в развитии личности // Двадцать первые апрельские экономические чтения: материалы Международной научно-практической конференции; под ред. В.В. Карпова, А.И. Ковалева. - Омск: Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2015. - С.29-31.

5. Крутов А.В. Олимпийские игры «Сочи-2014» и их влияние на экономико-социальную ситуацию в России / А.В. Крутов, П.С. Череповецкий // Двадцать первые апрельские экономические чтения: материалы Международной научно-практической конференции; под ред. В.В. Карпова, А.И. Ковалева. - Омск: Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ, 2015. - С.31-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.