Научная статья на тему 'Спорт, как оптимальная поддержка здоровью подрастающего поколения'

Спорт, как оптимальная поддержка здоровью подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ЗДОРОВЬЕ / УЧАЩИЕСЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЧЕРЕДОВАНИЕ ПАССИВНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ / PHYSICAL CULTURE / SPORT / HEALTH / STUDENTS / HEALTHY LIFESTYLE / ALTERNATION OF PASSIVE STATE AND PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдулов Маис Рамисович

В этой статье раскрываются вопросы здоровья и полезность физических упражнений для подрастающих поколений. Систематическая физическая активность с недолгим повышением нагрузки до предельно возможной, совершенствует состояние здоровья у всякого человека. Особенно это важно в молодом возрасте, когда закладываются основы здорового образа жизни, предопределяющие во многом дальнейшую жизнь человека. Как общественный фактор, занятие спортом содействует снижению преступности ? уменьшению численности психических заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдулов Маис Рамисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT, AS OPTIMAL SUPPORT TO THE HEALTH OF THE YOUNGER GENERATION

This article reveals the health issues and the usefulness of exercise for younger generations. Systematic physical activity with a short increase in the load to the maximum possible, improves the health of every person. This is especially important at a young age, when laid the foundations of a healthy lifestyle, largely predetermining the future of human life. As a social factor the sport contributes to crime reduction ? a decrease in the number of mental diseases.

Текст научной работы на тему «Спорт, как оптимальная поддержка здоровью подрастающего поколения»

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель Абдулов Маис Рамисович

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» филиал в г. Дербенте (г. Дербент)

СПОРТ, КАК ОПТИМАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ЗДОРОВЬЮ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация. В этой статье раскрываются вопросы здоровья и полезность физических упражнений для подрастающих поколений. Систематическая физическая активность с недолгим повышением нагрузки до предельно возможной, совершенствует состояние здоровья у всякого человека. Особенно это важно в молодом возрасте, когда закладываются основы здорового образа жизни, предопределяющие во многом дальнейшую жизнь человека. Как общественный фактор, занятие спортом содействует снижению преступности и уменьшению численности психических заболеваний.

Ключевые слова: физическая культура; спорт; здоровье, учащиеся, здоровый образ жизни, чередование пассивного состояния и физической нагрузки.

Annotation. This article reveals the health issues and the usefulness of exercise for younger generations. Systematic physical activity with a short increase in the load to the maximum possible, improves the health of every person. This is especially important at a young age, when laid the foundations of a healthy lifestyle, largely predetermining the future of human life. As a social factor the sport contributes to crime reduction и a decrease in the number of mental diseases.

Keywords: physical culture; sport; health, students, healthy lifestyle, alternation of passive state and physical activity.

Введение. Человеческое тело и его организм, безусловно, представляют самую большую ценность для каждого из нас. И именно поэтому люди обязаны делать все необходимое для того, чтобы сохранить свое здоровье. Большинство людей знают то, что лучшим методом для совершенствования состояния собственного здоровья и роста жизненного тонуса является физическая культура. Ибо она выдвигается не только как наилучший стимулятор мышечной системы, но и даёт индивиду отличную возможность получить оптимистичный жизненный настрой и бодрость. И, как выяснилось, для того, чтобы достичь поставленной цели, нет необходимости загружать организм большими физическими нагрузками.

Изложение основного материала статьи. Интересуясь, в физическом плане, самыми обычными видами спорта, возможно одолеть множество проблем нравственного характера. Это проявляется в том, что физическая культура владеет способностью действенно уравновешивать даже психическое состояние людей. Для того чтобы этого достичь, нужно выделить хоть немного времени для выполнения физических упражнений. Тотчас же чувствуется положительный результат. К примеру, утро - это оптимальное время для занятий бегом и ходьбой. Ходьба - это самый легкий вид физической нагрузки. Человеку вполне хватает заниматься ходьбой три раза в неделю. Если ходить в раз по полтора километра, то возможно улучшить работу сердечной мышцы, поднять до необходимого уровня мышечный тонус, упрочить костную ткань, усовершенствовать координацию движений и простимулировать обмен веществ.

Одним из главных условий существования, неотделимым, непременным свойством всего живого, является жизнь и движение. Нет и не может быть никакой жизни без движения.

Важное значение в сохранении и укреплении здоровья имеет физическая активность человека, систематическая мышечная деятельность, которая стоит в основе жизнедеятельности всего организма. Необходимым условием нормального развития и работы человеческого организма являются движение и физические нагрузки, а мышечный «голод» так же серьезен, как и нехватка кислорода или витаминов.

Ходьба и бег строят человеческий организм, фиксируют опорно-двигательный аппарат, развивают мышцы, делают стан стройным и красивым. Узкую взаимосвязь здоровья человека и его двигательной активности показали учёные и врачи уже в глубокой древности, которые считали, что в отсутствие движения и занятий физической культурой человек не сможет находиться в здравии.

В собственных работах они говорили о необходимости рациональной двигательной активности и каждодневных занятий физическими упражнениями.

Если мышцы не функционируют - питание их становится хуже, понижается объем и сила, понижаются гибкость и упругость, они делаются слабыми и дряблыми. Малоподвижность, неактивный образ жизни приводят ко всяким ненормальным изменениям в организме человека. Вот, например, если носить высокий гипс в течении 40 дней, то это приводит к атрофии мышц. Тем не менее, если в течение следующих 4 недель, человек начинает активно двигаться (при том же режиме питания), упомянутые раньше явления устраняются, мышцы крепнут и гипертрофируются.

Организм человека отвечает реакцией на физическую нагрузку, где главное место занимает воздействие коры головного мозга на регуляцию функций важнейших систем. Упражнения увеличивают функциональную реорганизацию всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и прочих систем, совершенствуют процессы тканевого обмена. Под воздействием уверенных физических нагрузок повышаются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и численность эритроцитов. Улучшаются функция и структура самих внутренних органов, совершенствуется химическая обработка и продвижение еды по кишечнику.

Также упражнения приводят к росту белых кровяных телец и лимфоцитов, которые являются важнейшими защитниками организма на пути инфекции. Физические упражнения действуют еще на артериальное давление.

Имеется близкая связь дыхания с мышечной деятельностью. Выполнение разных физических упражнений проявляет влияние на дыхание и вентиляцию воздуха в легких, на обмен в легких кислорода и углекислоты между воздухом и кровью, на применение кислорода материями организма.

Здоровье - это самая важная потребность человека, которая является величайшей общественной ценностью, и материализация творческого потенциала, биологических и общественных функций людей, вероятны только при условии его абсолютного здоровья. Потому значение двигательной активности в жизнедеятельности человека, а конкретно, растущего поколения, имеет важную роль.

Занятия физической культурой снимают усталость нервной системы и всего организма, увеличивают работоспособность, содействуют укреплению здоровья.

Проанализируем занятия физкультурой с позиции активного отдыха и воздействие его на здоровье людей.

Мы знаем, что отдых - состояние покоя или же такой вид деятельности, который снимает усталость и содействует восстановлению работоспособности. Труд и отдых тесно связаны между собой в учебе, производстве и в иных сферах деятельности человека. Недостаток отдыха ведет к утомлению, а долгое отсутствие полноценного отдыха к переутомлению, что убавляет защитные силы организма и способствует возникновению разных заболеваний, понижению или утрате трудоспособности. Разумный режим труда и отдыха дает возможность сберечь здоровье и высокую трудоспособность длительное временя.

Немаловажное условие эффективного отдыха - систематическая смена этапов работы и отдыха. Проведения исследований физиологов и гигиенистов показало важное значение так называемого активного отдыха. Русский физиолог И.М.Сеченов доказал, что наиболее скорое восстановление работоспособности после утомительной работы одной рукой наступает не при совершенном покое обеих рук, а при работе другой, не функционировавшей прежде рукой. Смене занятости в процессе работы с одних мышечных групп и нервных центров на иные приближает восстановление истомленной группы мышц. Переключением одного вида работы на другую, чередованием умственной деятельности с несложным физическим трудом устраняется ощущение утомления и является оригинальной формой отдыха.

Неактивный отдых (ощущение абсолютного покоя) рационально чередовать с деятельным отдыхом для наиболее скорого восстановления работоспособности после тяжелого физического или умственного труда.

Огромное значение спорт имеет для подрастающего поколения. Необходимо обязательно приучать учащихся постоянно чередовать периоды физической активности и пассивности (сидения за партой). Физкультминутки и физкультурные паузы позволяют существенно уменьшать умственную усталость, что позитивно воздействует на здоровье [1].

Утомление (физиологическое состояние организма, появляющееся в следствии чрезмерной деятельности и обнаруживающееся в понижении работоспособности) может появиться при всяком виде деятельности - и при умственной, и при физической работе. Умственная усталость характеризует себя понижением плодотворности интеллектуального труда, потерей сосредоточенности, замедлением мышления и др. Физическая усталость проявляется нарушением деятельности мышц: понижением силы, скорости, точности, слаженности и равномерности движений.

Скорость утомления зависит от специфики труда: существенно быстрее оно наступает при выполнении работы, которая сопровождается одной позой, напряжением мышц, менее утомительны равномерные движения. Значительную роль в появлении усталости имеет также и отношение самого человека к выполняемой им работе. Известно, что у многих людей во время эмоционального напряжения продолжительное время не появляются признаки утомления и ощущение усталости. В основном, когда нужно продолжать усиленную работу при установившемся уже утомлении, человек тратит дополнительные силы и энергию - меняются показатели некоторых функций организма (так, например, при физическом труде учащаются дыхание и сердцебиение, возникают гиперемия лица, интенсивное потоотделение и т.п.). При этом эффективность труда уменьшается, а симптомы утомления нарастают.

Усталый человек работает менее точно, делая вначале мелкие, а потом и грубые ошибки. Малый по времени отдых или же непомерная рабочая нагрузка в течение долгого времени нередко приводят к постоянному утомлению, или же к переутомлению. Выделяют умственное и психическое переутомление. У молодежи и лиц с определенным складом нервной системы усиленная умственная работа может подтолкнуть к развитию неврозов, которые начинаются чаще при совмещении умственного переутомления с частым психическим напряжением, высоким чувством ответственности, физическим изнурением и т.п. Психическое переутомление отмечается у лиц, слишком отягощённых «душевными» беспокойствами и различного рода обязанностями.

Организованности еженедельного отдыха способствует пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями (более продолжительное нахождение на свежем воздухе, более полноценные занятия физической культурой и спортом).

Весьма известным видом активного отдыха, который нужно обязательно прививать детям и подросткам, в небудничные дни являются спортивные игры (бадминтон, баскетбол, волейбол, футбол, теннис, хоккей и др.). Спортивные игры разносторонне влияют на организм подрастающего поколения. Они содержат различные формы двигательной деятельности (бег, ходьбу, прыжки, метание, удары, ловлю и броски, различные силовые элементы), спортивные игры формируют глазомер, верность и скорость движений, силу мышц, содействуют формированию сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, улучшают обмен веществ, укрепляют опорно-двигательный аппарат. Спортивные игры выделяются постоянной сменой игровой обстановки и содействуют формированию у спортсменов скорой ориентировки, находчивости и решительности. Важность в следовании установленных правил в спортивных играх и игра в команде способствуют воспитанию у игроков дисциплинированности, умению работать в коллективе. На сколько многообразнее и сложнее приёмы той или иной игры, на столько больше в ней движений, связанных с усиленной мышечной работой, на столько насыщеннее она влияет на организм и ценнее, как средство активного отдыха.

Немаловажную роль также имеют и занятия такими видами спорта как бег, плавание и другие, доступные всем формы занятий физкультурой и спортом.

Необходимо с малых лет приучать учащихся к простой мысли - чтобы отдых был более эффективным, необходимо целиком отойти от заурядных занятий, изменить обстановку, дать организму физическую нагрузку. Именно эти привычки лежать в основе здорового образа жизни. Весьма полезно нахождение в период отдыха на природе - в лесу, у реки, у моря, совмещение отдыха с закаливанием организма, воздушными и солнечными ваннами, туристическими походами, занятиями физической культурой и спортом.

Безусловно, здесь огромная роль отводится не только школе, которая закладывает любовь к физической активности на уроках физической культуры, во внеклассной работе, но и родителям, которые должны уметь организовывать активный досуг своих детей.

В этой связи возрастают требования к профессиональной подготовке будущих учителей физической культуры. Необходимо, ещё в процессе обучения в вузе, обучать их инновационным технологиям, которые смогут более активно привлекать учащихся, молодёжь к спорту.

Выводы. В заключении должно отметить, что крепкое здоровье - главный побочный итог занятий спортом. Систематическая физическая активность с недолгим повышением нагрузки до предельно возможной, совершенствует состояние здоровья у всякого человека. Особенно это важно в молодом возрасте, когда закладываются основы здорового образа жизни, предопределяющие во многом дальнейшую жизнь человека. Как общественный фактор, занятие спортом содействует снижению преступности и уменьшению численности психических заболеваний. Для людей, занимающихся спортом ценность жизни выше.

Литература:

1. Деманов А.В. Краткий курс лекций по предмету «Физическая культура» (методическое пособие). Астрахань, 1999.

2. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. - М., 2005.

3. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога // Теория и практика физической культуры. 2005. Т. 191. С. 191.

4. Магин В.А. Компетентностная модель специалиста по физической культуре и спорту // Вестник спортивной науки. 2006. № 1. С. 43-47.

5. Массовая физическая культура в вузе. Под ред. В.А. Маслякова, В.С. Матяжова. - М., 2001.

6. Физическое воспитание студентов и учащихся. Под ред. Н.Я. Петрова, В.Я. Соколова. - М., 2008.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Акимова Любовь Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Тиссен Петр Павлович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ОРИЕНТАЦИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА ВОСПИТАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрываются результаты педагогического исследования по выявлению условий ориентация будущего учителя на воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования. Показано, что эффективность исследуемого процесса возможна, если в педагогическом вузе: вопросы здоровьесбережения интегрировать в различные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов; вовлекать студентов в проектную деятельность по развитию навыков здоровьесбережения у участников образовательных отношений.

Ключевые слова: будущий учитель, здоровье, ценностное отношение, обучающиеся.

Annotation. The article reveals the results of pedagogical research to identify the conditions of orientation of the future teacher to the education of value attitude to health in students of primary General education. It is shown that the effectiveness of the studied process is possible if the pedagogical University: health issues to integrate into various types of classroom and extracurricular activities of students; involve students in project activities for the development of health skills of participants in educational relations.

Keywords: future teacher, health, value attitude, students.

Введение. Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования выступает формирование у обучающихся ценностей здоровья и здорового образа жизни как превентивной меры роста количества заболеваний, снижения качества образования в целом. В числе причин сложившейся ситуации -недостаточная разработанность вопросов ориентации будущего учителя на воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования.

Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, за которые несет социальную ответственность учитель. Ценностное отношение к здоровью необходимо закладывать уже на начальной ступени общего образования, так как в этот период дети особо восприимчивы к воспитательным воздействиям.

Результаты имеющихся педагогических исследований по проблеме формирования ценностного отношения обучающихся к здоровью в образовательных организациях [3; 4; 10] не находят должного практического воплощения вследствие ведущего противоречия между: объективной потребностью общества в воспитании ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования и отсутствием эффективности данного процесса ввиду недостаточной ориентации будущего учителя в данном направлении. Необходимость разрешения указанного противоречия определяет проблему исследования, выраженную в поиске педагогических условий, способствующих ориентации будущего учителя на воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования.

Изложение основного материала статьи. Анализ специальной литературы по проблеме исследования позволил предположить, что ориентация будущего учителя на воспитание ценностного отношения к здоровью у обучающихся начального общего образования будет эффективна, если в педагогическом вузе: вопросы здоровьесбережения интегрировать в различные виды аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов; вовлекать студентов в проектную деятельность по развитию навыков здоровьесбережения у участников образовательных отношений.

Методы исследования: изучение и анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы, анализ образовательных программ, педагогический эксперимент, тестирование, педагогическое наблюдение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.