УДК 21 ББК 863
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
ШАКЛГИРИИ МАЛАКАИ ХУДНАЗОРАТКУНИ ХАНГОМИ ОМУЗИШИ ЗАБОНИРУСИ ХАМЧУН ЗАБОНИ ХОРЩИ ДАР ЦАРАЁНИ МАШFУЛИЯТХОИ ИМЛОИ ЗАБОНИ РУСИ
FORMA TION OF SELF-CONTROL SKILLS WHILE LEARNING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN RUSSIAN SPELLING CLASSES
Мавлонбердиева Отуной Эгамбердиевна, к.ф.н., доцент ;Вахобова Матлуба Адиловна, старший преподаватель кафедры современного русского языка и общего языкознания ГОУ «ХГУ имени акад. Б.Гафурова» (Таджикистан, Худжанд)
Мавлонбердиева Отуной Эгамбердиевна,
н.и.ф.,дотсент;Вах,обова Матлуба Адиловна,
сармуаллими кафедраи забони муосири рус ва забоншиносии умумии МДТ "ДДХ ба номи акад.БТафуров", (Тоцикистон, Хуцанд)
Mavlonberdieva Otunoy Egamberdievna, candidate of philological sciences, Associate Professor; Vakhobova Matluba Adilovna, senior lecturer of the department of modern Russian language and general linguistics under the State Educational Institution "KhSU named after acad.B. Gafurov" (Tajikistan, Khujand)
Ключевые слова: навыки самоконтроля, правописание, орфограмма, грамотное письмо, устные и письменные упражнения, устранение трудности, обучаемые
Овладение нормами грамотного письма в современной методике преподавания русского языка как иностранного является одной из актуальных проблем. Отмечается, что степень грамотности у обучаемых определяется наличием у них навыка самоконтроля, который в процессе выполнения разнообразных орфографических упражнений помогает учащимся не допускать ошибки при письме, а также замечать и исправлять их. В статье авторы рассматривают понятие термина «самоконтроль» в аспекте преподавания русского языка, который при обучении русскому правописанию представляет собой способы проверки выполняемых действий посредством применения правил. Авторами предлагается ряд упражнений, способствующих успешному усвоению норм русской орфографии.
Вожа^ои калиди: малакаи худназорат, имло, орфограмма, саводи хатти, машщои хатти ва дацонй, бартарф намудани мушкилщо, талабагон
Дар таълими забони руси щмчун забони хорици аз худ кардани меъёруои саводи хатти яке аз маъалауои мубрами таълими забони руси ба уисоб меравад. Цайд мешавад, ки дарацаи саводнокии донишцуён бо мауорати худидории ощо муайян карда мешавад, ки он дар цараёни ицрои машщои гуногуни имлои ба донишцуён ёри медщад, ки щнгоми навиштан хато накунанд, инчунин дар пай бурдани хатощо ва ислоуи ощо кумак мекунад.Дар мацолаи мазкур муаллифон кушиш ба харц додаанд то мафцуми истилоуи «худназорати»-ро аз нуцтаи назари таълими забони руси барраси намоянд. Зикр мегардад, ки худназорати дар рафти таълими забони руси - ин рощои тафтиши амалцои ицрошаванда ба воситаи тадбици цоидацои имло мебошад. Муаллифон якчанд намуди машщоро пешнщод менамоянд, ки барои хуб аз худ намудани меъёруои имлои забони руси кумак мерасонанд.
Key-words: self-control skills, spelling, spelling, literate writing, oral and written exercises, elimination of difficulty, trainees
Mastering with the norms of literate writing in modern methods of teaching Russian as a foreign language is considered to be one of the actual problems. The degree of literacy among students is determined by their self-control skill, which in the process of various spelling exercises performing helps students not to make mistakes when writing, but to notice and correct them either. In their article the authors canvass the concept of the term entitled as ".self-control" in the aspect of Russian language teaching, while teaching Russian spelling is a way of checking the actions performed by applying rules. The authors of the article offer a considerable number of exercises promoting successful mastering with the Russian spelling norms, upon the whole.
В современной методике преподавания русского языка как иностранного все более актуальной становится потребность обучить русскому языку не только в аспекте развития устной речи, но и грамотной письменной речи, то есть овладение нормами грамотного письма. Овладение орфографическими навыками нерусскими учащимися имеют свои особенности, отличные от овладения такими навыками носителями языка.
В методике формирования орфографических навыков при обучении русскому языку как иностранному используются разнообразные приемы и упражнения, способствующие повышению грамотности, развивающие у обучаемых навыки самоконтроля и помогающие распознавать орфограммы. Однако, как показывает практика, обучаемые знают правила, но не умеют применять их в процессе письма, не замечают допущенных ошибок. Данная проблема, то есть разрыв между знанием правила и умением применять его на практике при письме, не раз отмечалась психологами и методистами. Исходя из практики, все ученые-методисты едины во мнении, что причиной данного несоответствия является то, что обучающиеся русскому языку допускают орфографические ошибки вследствие незнания орфографических правил и неумения замечать встречающиеся при письме трудности. Обучаемые не распознают орфограммы, не видят их при написании слова и не умеют замечать трудности при слуховом восприятии.
Степень грамотности у обучаемых определяется наличием у них навыка самоконтроля, то есть навыка проверять себя во время письма. Владение определенными навыками самоконтроля в процессе выполнения разнообразных орфографических упражнений поможет учащимся не допускать ошибки при письме, а также замечать и исправлять их.
Вопрос формирования навыков самоконтроля при обучении русской орфографии представляет большой практический интерес. Термин «самоконтроль» в аспекте преподавания русского языка - широкое понятие, охватывающее все разделы правописания. Самоконтроль включает в себя умение обнаруживать орфограмму на письме, при восприятии текста на слух, умении соотнести эту орфограмму с необходимым орфографическим правилом, а также умение выбрать то правило, которое необходимо применить в данном конкретном случае. Самоконтроль при обучении орфографии - это путь поиска правильного написания, это умение оценить написанное с точки зрения правильности и неправильности.
При обучении орфографии понятие самоконтроль состоит из следующих составляющих: знание обучаемым своих пробелов в знаниях; умение ориентироваться в системе орфограмм; умение соотнести написанное с образцом. Следовательно, самоконтроль - это умение видеть специфику задания, умение анализировать условие данного учебного задания и умение сличать выполненное упражнение с его условием.
Формирование у обучаемых навыка самоконтроля при обучении орфографии необходимо начать с выполнения устных, слуховых упражнений, развивающих у учащихся речевой слух и слуховой самоконтроль. Подготовка к правильному орфографическому письму начинается с овладения фонетическими знаниями: с формирования способности различать на слух звонкие и глухие согласные, определять состав орфографического слова, находить корни с безударными гласными и подбирать к ним проверочные слова. Без умения различать фонетические явления обучаемый не сможет овладеть многими разделами русской орфографии: правописание звонких и глухих, твердых и мягких согласных, правописание безударных гласных, правописание приставок и др. Следовательно, устные упражнения занимает одно из главных положений в системе заданий для выработки навыков самоконтроля.
Устные упражнения необходимо проводить при изучении любой грамматической темы. Можно предложить обучаемым следующие задания при выполнении устных упражнений:
1. Определите на слух нужную орфограмму в слове (в словосочетании, в предложении);
2. В тексте, воспринятом на слух, найдите определенную орфограмму и укажите, сколько раз она встретилась;
3. Сопоставьте звуки и буквы в слове;
4. Проведите устный анализ всех орфограмм в слове (в словосочетании или предложении)
5. Сделайте фонетический разбор слова и др. Предлагаем ряд конкретных заданий:
1. Определите в слове на слух звонкие и глухие согласные:
За рекою мне пела березка,
Пела звонко, качая листвой,
Как вечерняя сельская зорка
Стала ленинской светлой зарей (И.Казаков.)
2. Определите на слух твердые и мягкие согласные.
Гость, лось, сильный, снег, тьма, тетя, Мила, Люба, смех. 3. Укажите, какими звуками различаются слова:
Моль - мол, угол - угол, пыль - пил - пыл, пыли - пили, мило - мыло, мал - мял, речка -ручка, был - бил - быль, Мишка - Машка - мышка
Второй вид заданий, используемый при формировании навыка самоконтроля, - письменные упражнения, целью которых является выработка у обучаемых способности находить орфографические трудности в слове с преодолением их путем осмысления и соотнесения с определенными орфографическим правилами.
Предлагая обучаемым найти необходимую орфограмму в слове, мы концентрируем их внимание на нужные нам орфограммы, что развивает у них столь необходимое умения для грамотного письма, как умение видеть слово расчлененно, а не целиком. Данное умение очень важно для распознавания и преодоления трудностей на письме.
Можно предложить следующие письменные упражнения, эффективно вырабатывающие внимания к орфограмме.
1. Подчеркивание орфограмм при письме.
В процессе выполнения этих упражнений подчеркивается изучаемая орфограмма, что привлекает внимание обучаемых к орфограмме, заставляет думать над правильностью написанного. Задания с подчеркиванием орфограмм могут быть разнообразны: подчеркнуть орфограмму на изучаемое правило; найти в тексте орфограмму на заданное правило и написать текст под диктовку; подчеркнуть все трудные орфограммы в тексте и др.
2. Объяснение орфограмм перед написанием.
Данные упражнения, будучи более сложными в выполнении, способствуют воспитанию привычки самоконтроля при обучении грамотному письму. При их выполнении обучаемые не только обнаруживают орфограмму (устно или после записи примера), но соотносят её с нужным правилом и объясняют её правописание. Например: Объясните роль мягкого знака в словах: Семь раз примерь - один раз отрежь. Родина - мать, умей за нее постоять. Честь лучше бесчестия. Хлеб - соль ешь, а правду режь. Ученье - свет, а неученье - тьма. День да ночь - сутки прочь.
3. Комментированное письмо и диктант «Проверяю себя».
Эти два вида упражнения, удачно соединяя в себе момент объяснения и написания орфограммы, в то же время более эффективны в аспекте развития навыков самоконтроля.
В процессе комментированного письма у обучаемых развивается необходимое внимание к слову, как звучащему, так и написанному, что ценно и важно для формирования самоконтроля. При этом сначала должны быть прокомментированы слова с одной определенной орфограммой, а в дальнейшем круг комментируемых орфограмм расширяется.
Диктант «Проверяю себя», продолжая работать в интересующем нас направлении, предоставляет более широкие возможности для самостоятельной деятельности обучаемых: самостоятельно решать, какие орфограммы необходимо подчеркнуть, в написании каких орфограмм они сомневаются и т.д., что позволяет учащимся узнавать свои слабые места.
4. Письмо наизусть.
Развивая орфографическую зоркость обучаемых, письмо наизусть развивает внимание к написанному, напечатанному слову. Известный лингвист Ф.И.Буслаев подчеркивал: «Переписывай на бумагу выученное наизусть, без книги». При выполнении данного вида орфографических упражнений следует ограничить количество орфограмм одной-двумя группами, подлежащих анализу в данном тексте.
В качестве примера можно привести работу над отрывком «У лукоморья дуб зеленый» А.С.Пушкина. Данный текст можно использовать для работы с безударными гласными, проверяемыми ударением, а также для повторения звонких и глухих согласных. Обучаемым предлагается выученный текст еще раз прочитать внимательно, по ходу разбирая написание трудных слов и словосочетаний с определенными орфограммами. Учащиеся получают вопросы для анализа текста:
1. Укажите слова с проверяемыми гласными в корне. Подберите к ним проверочные слова. Зеленый (зелень), говорит (говор), сидит (сидя), следы (след),ветвях (ветви), зверей (зверь), королевич (король), леса (лес), темница (темный) и др.
2. Укажите случаи оглушения и озвончения согласных. Подберите проверочные слова.
Дуб - дубы, сказку - сказание, дорожках - дорожек, ножках - ножек, берег - берега, вод - вода, дядька - дяди и др.
Таким образом, все перечисленные выше виды работ, способствующих формированию навыка самоконтроля в процессе овладения русской орфографией, представляют собой определённый цикл упражнений, отвечающих требованиям дидактического принципа - от легкого к трудному. Самоконтроль при обучении грамотному русскому письму заключается в способности и привычке обучаемых при выполнении орфографических упражнений распознавать орфограммы и соотносить их с определенными правилами и образцами, предупреждать и обнаруживать ошибочное написание.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конева, Н.Н. Пособие по обучению письму. Приложение к «Практическому курсу русского языка»/Н.Н.Конева.-Ташкент, 1997 - 124с.
2. Методика обучения русскому языку как иностранному: учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 2003 - 334с.
3. Рождественский, Н.С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания/Н.С.Рождественский.-М., 1960 - 304с.
4. Розенталь, Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Д.Э.Розенталь.- Саратов: Детская книга, 1994 - 368с.
5. Совершенствование методов обучения русскому языку: Пособие для учителей: Сборник статей./Сост. А.Ю.Купаловой. М.: Просвещение, 1982 - 160с.
REFERENCES:
1. Koneva, N.N. Manual for Teaching Writing. Appendix to "The Practical Course of the Russian Language" / N.N. Koneva. - Tashkent, 1997. - 124 p.
2. Methods of Teaching Russian as a Foreign Language: manual for higher school. - M.: Higher School, 2003. - 334 p.
3. Rozhdestvensky, N.S. Properties of Russian Spelling as the Basis of Teaching Methods / N.S. Rozhdestvensky. - M., 1960. - 304 p.
4. Rosenthal, D.E. A Reference Book for Spelling and Punctuation / D.E. Rosenthal. - Saratov: Children's Book, 1994. - 368 p.
5. Improvement of the Russian Language Methods of Teaching: manual for teachers: Collection of articles. / Compiled by A.Yu. Kupalova. - M.: Enlightenment, 1982. - 160 p.