УДК 21 ББК 863
ПУТИ Вахобова Матлуба Адиловна, старший преподаватель
ФОРМИРОВАНИЯ кафедры современного русского языка и общего языкознания;
ОРФОГРА ФИЧЕСКИХ Шарипова Нилуфар Истамкуловна, старший преподаватель
НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ кафедры методики преподавания русского языка и
НА ЗАНЯТИЯХ ПО КУРСУ литературы ГОУ "ХГУ имени акад. Б. Гафурова"
РУССКОЙ ОРФОГРА ФИИ (Таджикистан, Худжанд)
РОХХОИ ТАШАККУЛИ Вщобова Матлуба Одиловна, сармуаллимаи кафедраи
МАЛАКАХОИ забони муосирируси ва забоншиносии умуми; Шарипова
ДОНИШЦУЕНДАР Нилуфар Истамкуловна, сармуаллимаи кафедраи методикаи
МАШFУЛИЯТХО АЗ таълими забон ва адабиётируси
ФАННИ ИМЛОИ ЗАБОНИ МДТ "ДДХ ба номи акад.Б. Fафуров "
РУСИ (Тоцикистон, Хуцанд)
THE WAYS OF Vakhobova Matluba Adilovna, senior lecturer of the department
ORTHOGRAPHIC SKILLS of modern Russian language and general linguistics; Sharipova
FORMA TION OF STUDENTS Nilufar Istamkulovna, senior lecturer of the department of
AT LESSONS IN THE methods of teaching Russian language and literature under the
COURSE OF RUSSIAN SEI "KSUnamed after acad. B. Gafurov" (Tajikistan, Khujand)
ORTHOGRAPHY E-mail: [email protected]
Ключевые слова: орфографические навыки, принцип сознательности, последовательное сравнение, сравнение-сопоставление, русский язык
В статье рассматриваются вопросы формирования орфографических навыков у обучающихся русскому языку как неродному. Указывается, что работа по выработке орфографических навыков, в основе которой лежит принцип сознательности, предусматривает организацию оптимальных условий для усвоения навыков грамотной письменной речи, а также определяет наиболее эффективные приемы, обеспечивающие получение желаемых результатов. Описываются приемы, способствующие формированию грамотной письменной речи учащихся.
Вожа^ои калидй: малакацои имло, принсипи огощ, муцоисаи пайдарпай, муцоиса- татбиц, забони руси
Дар мацола шаклгирии малакацои омузиши имло дар донишцуёне, ки забони русиро щмчун забони гайр меомузанд, барраси мешавад. Нишон дода шудааст, ки кор дар заминаи инкишофи малакацои омузиши имло, ки ба принсипи огоуй асос ёфтааст, ташкили шароити мусоидро барои азхудкунии малакацои хатти фароуам мекунад, инчунин усущои самараноки ба даст овардани натицауои дилхоцро таъин менамояд. Тарзу усулцое, ки дар ташаккули нутци хаттии хонандагон мусоидат мекунанд, тавсиф шудаанд.
Key words: spelling skills, principle of consciousness, sequential comparison, comparison-correlation The article under consideration dwells on the issue in regard to spelling skills formation among students of the Russian language as non-native one. It is indicated that the work on the spelling skills elaboration, which is based on the principle of consciousness provides for the organization of optimal conditions for the acquisition of literate writing skills and determines the most effective techniques for obtaining the desired results as well. The techniques that promote the formation of literate written speech of students are described in the article by the author.
Сегодня невозможно представить себе обучение русскому языку без грамотной письменной речи. Согласно стандартам нового поколения преподаватель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество информации ученикам, а обучение грамотной устной речи - одно из важнейших направлений улучшения подготовки будущих учителей русского языка в современном вузе.
Общеизвестно, что процесс формирования орфографических навыков обучающихся является одним из сложнейших в деле обучения русскому языку как иностранному.
Учитывая принцип сознательности, лежащий в основе выработки орфографических навыков, ученые-методисты стремятся найти оптимальные условия для усвоения навыков грамотной письменной речи и определяют наиболее эффективные приемы, обеспечивающие в возможно короткие сроки получить желаемые навыки.
При преподавании курса русской орфографии будущим учителям русского языка определяющим фактором является стремление установить оптимальные приемы усвоения большого количества орфографических правил, разбросанных по разным разделам курса современного русского языка, а также установление внутренней связи, общей логической и языковой основы многочисленных орфограмм.
Следует отметить, что успешность обучения орфографии зависит от способности обучаемых производить различные логические операции: уметь сопоставлять, обобщать; отделять несущественное от существенного, главное от второстепенного; выделять целое от части и др.
Нечетко усвоенные логические этапы применения правила могут привести к ошибочным действиям, то есть вследствие того, что обучаемый не осознает логического построения орфографического правила, навыки грамотной письменной речи вырабатываются полустихийно. В данном случае основным приемом обучения является составление плана рассуждения, которым будет руководствоваться обучаемый при правильном написании того или иного слова.
Например, объяснить написание ъ в словах объявление и расписание. Выясняется, что правило имеет два условия: ъ пишется 1) после приставок на согласную, 2) перед буквами е,ё,ю,я. Рассуждая студент определяет, что в первом слове ъ необходимо написать, так как налицо два условия, а во втором слове ъ не пишется, так как соблюдено лишь одно условие: есть приставка на с, но корень не начинается с буквы е,ё,ю,я.
Подобные рассуждения необходимы при усвоении орфографического правила, после сформирования навыка и доведения его до автоматизма подробные ответы не потребуются.
Одним из способов обучения логическому мышлению и рассуждению является сравнение, то есть установление сходства и различий. Данный прием, помогая лучше усвоить изучаемый материал, способствует умению обобщать учебный материал и свести несколько правил в одно.
Путем последовательного сравнения, когда какая-то закономерность или правило выводится в результате последовательного сравнения данного явления с аналогичными, можно сократить количество орфографических правил, подлежащих запоминанию.
Например, студенты начинают изучение правописания частицы не с частями речи. Общее количество орфографических правил, регулирующие эти написания, составляет десять, которые, по существу, могут быть сведены к одному. Однако необходимо студентов с самого начала вооружить опорными знаниями, а затем они самостоятельно выведут единое правописание частицы не со знаменательными словами. Так, после изучения правил правописания не с существительными преподаватель не объясняет снова правила правописания не с прилагательными (и с другими частями речи). Студенты разбирают предложенные преподавателем примеры (не с прилагательными) и по аналогии самостоятельно делают обобщающий вывод о тождестве правил.
Сравнение-противопоставление как прием можно использовать тогда, когда на одном занятии изучаются два смешиваемых явления, например: разделительный ь; ь, обозначающий мягкость согласного; ь, обозначающий грамматические формы. Одновременное сравнение помогает студентам более ярче воспринимать смешиваемые языковые явления, лучше дифференцировать их различия.
Так, для облегчения процесса запоминания, можно предложить студентам разделить правила правописания чередующихся гласных на четыре группы:
1-я группа. Чередование в корне связано с местом ударения в слове: а) без ударения - -о-: гор-гар (гореть - гарь), клон - клан (наклониться -кланяться); б) без ударения - -а-: зар - зор (заря - зори);
2-я группа. Чередование в корне зависит от значения слова: мак (погружении чего-либо в жидкость) - мок (пропускать жидкость),равн (равный, одинаковый) - ровн (гладкий, прямой)
3-я группа. Если за корнем следует суффикс -а-, то в корнях с чередующейся гласной следует писать и, а: полагать - положить, касаться - коснуться, собираю - соберу, запирать -запереть, умирать -умереть, постилать - постелить, раздирать - раздеру.
4-я группа. Корни раст - рост, плав - плов.
Подобное деление правил на основе сопоставления облегчает процесс запоминания правил правописания, чередующихся гласных в корнях слов.
Выработка автоматизма орфографического действия студентов - большая и кропотливая работа, одним из составных частей которой является письменное и устное орфографическое комментирование.
Обучая студентов письменному комментированию, можно контролировать степень усвоения орфографического правила. Работу необходимо начать с комментирования несложных в орфографическом отношении слов: лыжи - после ж и ш пиши букву и, так же ,
как шина, жир, животное, чижи, шалаши. В данном случае студент неукоснительно должен приводить свои примеры. Затем по мере овладения студентами данной формой работы, запись полными словами необходимо заменять сокращенными вариантом, например: зв.сог.-звонкий согласный, гл.- гласный, сущ.- существительное и др. Поощряя правильное комментирование и разъясняя неудовлетворительное, преподавателю необходимо обязательно оценивать работу.
Устное комментирование наряду с письменным позволяет охватить значительный объем учебного материала, требует небольшого времени и позволяет многократно упражнять студентов при написании трудных слов и словосочетаний, а также быстрый темп устных форм работ обеспечивает внимание обучаемых.
Например, проведение устного диктанта при обучении правописанию чередующихся гласных в корне слова, способствующего выработке навыка нахождения необходимой орфограммы. Преподаватель произносит слово пловец, студент отвечает - плов-, слово предполагать, студент отвечает -лаг- и др. Ответы студентов могут сопровождаться комментированием, но могут их не иметь.
Традиционной и необходимой формой работы при обучении правописанию является словообразовательный разбор слова. При грамотном подборе группы слов и анализе их состава способствует устранению типичных, наиболее распространенных ошибок обучаемых. Например, при изучении правописания безударных гласных в корне необходимо строить на более сложном лексическом материале, чем тот, с которыми встречались студенты ранее.
Выясняя путем выделения корня значения таких слов, как оградить (град), удивление (диво), поглощать (глотка), очаровать (чары), штормовать (шторм) и др., студенты с интересом и вниманием отнесутся к известному им правилу правописания безударных гласных в корне слова.
Для развития орфографической зоркости студентов необходимо использовать разнообразные формы работ, которые способствовали бы поднятию творческой активности студентов. Сегодня невозможно представить себе обучение в вузе без интерактивных методов обучения. В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности обучающихся в процессе обучения. Они способствуют созданию комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, расширяет возможности преподавателя для передачи знаний и выработки навыков у студентов, а также создания базы для работы в дальнейшем.
Например, работа в малых группах - это род деятельности, который позволяет участникам поделиться собственным опытом, идеями или решить проблему. Этот метод улучшает навыки решения проблем, даёт возможность участникам группы и разным группам учиться друг у друга, вырабатывает у участников чувство ответственности при обучении, способствует командной работе, позволяет усилить усвоение и разъяснение нового материала посредством дискуссии (7, 31).
Данный метод можно использовать для выработки умений различать смешиваемые при письме орфограммы. Можно провести выборочный диктант, разделив студентов на малые группы. Так, при изучении правописания н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях диктант можно проводить таким образом. Каждая группа начертит своеобразную схему расположения материала, которая заполнялается в процессе диктовки.
Прилагательные Причастия Наречия
н серебряный Написаны непрерывно
ветреный отвоёваны поздно
голубиный нарисованы нежно
н оловянный Увлеченный Откровенно
н каменный исписанный беспардонно
лунный определенный откровенно
Также данный метод можно использовать при написании слов, не регулируемых специальными правилами. Студенты делятся на три группы, выбираются капитаны. Каждой группе предлагается задание: записать каждому члены команды по десять слов, если известно, что капитан первой команды отправляется на спортплощадку (теннис, хоккей, футбол, бег с барьерами и др.)
Капитан второй команды едет на вокзал (касса, багажное отделение, перрон, платформа, пассажир и др.)
Третья команда отправляется за покупками в магазин одежды (сарафан, джемпер, панама, свитер, юбка, платье и др.)
На основе вышесказанного можно заключить, что формирование грамотной письменной речи у обучающихся это трудный и кропотливый труд, требующий разнообразные формы работы, рациональные и действенные приемы по формированию орфографических навыков у студентов-филологов. Хорошая организация учебного процесса, использование разнообразных приемов и методов обучения на занятиях по орфографии помогут преодолеть те трудности, которые естественно возникают в связи с ограничением количеством учебных часов, и за короткий срок выработать у будущих учителей словесников навыки владения грамотной письменной речью. Систематическое использования перечисленных приемов помогут студентам улавливать определенные закономерности в языке, они начнут воспринимать учебный предмет не как разрозненные факты и сведения, а как определенную систему, науку.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Архипова, Е.В. и др. Теория и практика обучения русскому языку: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Р.Б.Сабаткоева. -М., 2005. - 320с.
2. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 1986. -240 с.
3. Кукушин, В. С. Теория и методика обучения: учебное пособие/В.С. Кукушин. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 474 с .
4. Львов, М.Р. Общие вопросы методики русского языка/ М.Р.Львов.- М.: МГПИ, 1983.- 88с.
5. Митрофанова, О.Д. Методика преподавания русского/ О.Д. Митрофанова, В.Г. Костомаров.- М. : Русский язык, 1990. - 270с.
6. Тренинговые материалы МИКО. - Канада, 2002. - 54 с.
REFERENCES:
1 Arkhipova E.V. et al. Theory and Practice of Teaching Russian Language: manual for students of higher pedagogical educational institutions / Ed. R.B.Sabatkoev. - M. 2005, - 320 p.
2 Davydov, V.V. Problems Beset with Developing Tuition. - M.: Pedagogy, 1986, - 240 p.
3 Kukushin, V. S. Theory and Teaching Method: manual. -Rostov-on-Don: Phoenix, 2005, - 474 p.
4 Lviv M.R. General Questions of the Russian Language Technique. - M.: MSPI, 1983, - 88 p.
5 Mitrofanova, O.D., Kostomarov V.G. Methods of Teaching Russian.- M.: Russian language, 1990, - 270 p.
6 Training materials MIKO. - Canada, 2002, - 54 p.